Марина Семенова, советская балерина: биография, личная жизнь, творчество. Дружба между ученицей и педагогом

У Алексея Николаевича Толстого есть записи, в которых он рассказывал о чувствах зрителей после просмотра балета «Лебединое озеро». Он писал, что театральный зал гремел, кричал и неистовствовал, так возвышенно-прекрасно, так совершенно было русское искусство. Петр Ильич Чайковский и Марина Семенова создали в этот вечер праздник торжества и красоты.

Эта балерина стала звездой, озарившей искусством русскую сцену, и вполне справедливо то изречение, что двадцатый век в балете — это век Семеновой. Ей аплодировали простые люди и великие артисты: Немирович-Данченко и Прокофьев, Качалов и Стефан Цвейг. Увидев ее завораживающий танец, все они превращались в восторженных поклонников.

«Тальони двадцатого века», учительница Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Николая Цискаридзе Семенова Марина Тимофеевна прожила 102 года. Ее по праву можно назвать иконой русского балета.

Семенова Марина Тимофеевна. Биография

Родилась эта необычная девочка 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье, где отец был мелким служащим. После его преждевременной смерти мать будущей легенды балета осталась одна с малыми детьми на руках и вынужденно вновь вышла замуж, чтобы прокормить семью. Если бы не подруга матери Екатерина Карина, увлекшаяся балетом, Марина Семенова могла бы и не стать балериной.

Екатерина Карина вела свой детский балетный кружок и позвала туда маленькую Марину и ее сестру Валерию. Девочка сразу покорила всех пластикой и врожденной грацией. Подруга матери настояла, чтобы Марину отдали в Ленинградское хореографическое училище. Но в приемном отделении в худенькой девочке не увидели балерину и не приняли бы, если бы не солист Мариинского театра. Виктор Семенов, а это был он, услышав фамилию девочки заступился за свою однофамилицу, и вот таким образом Марина оказалась в интернате для балерин. Это был 1918 год, только отгремела революция, и жилось тогда всем несладко, особенно работникам искусства.

Встреча с педагогом Агриппиной Вагановой

Первый год девочка занималась в классе Марии Романовы, матери будущей звезды балета Галины Улановой. В интернате девочку любили не только педагоги, она имела озорной характер и зачастую пародировала преподавателей. Ее детские шалости вызывали смех у подружек, настолько точно и тонко она подмечала характер педагогов.

Но из-за одаренности девочку сразу перевели в третий класс, который вела знаменитая уже тогда балерина Агриппина Ваганова. Зная строгость и острый язык своей новой учительницы, Марина вначале расстроилась и даже плакала. Но на первом же уроке девочка была покорена артистичностью Агриппины Яковлевны. Именно Агриппина Яковлевна Ваганова не только приучила ее к ежедневному кропотливому труду, но еще научила любить работу. Постепенно из озорной девчушки Марина превратилась во вдумчивую, ответственную и наделенную особым даром балерину. Из любви к педагогу девочка старалась быть во всем первой, каждое движение выполняла лучше других, чтобы заслужить похвалу Агриппины Яковлевны.

Дружба между ученицей и педагогом

Всю последующую жизнь Марина Семенова и Агриппина Ваганова дружили как мать и дочь. Став знаменитой, Семенова прислушивалась к мнению педагога, связь между ними не прекращалась никогда. Письма балерины к педагогу напоминают дневники. Обращалась Семенова к Вагановой либо по имени-отчеству либо же называя ее моя черненькая мамочка.

Агриппина Ваганова научила Марину Семенову всему - от балетной техники до мимики на лице, учила не слушать то, что говорят рядом, не обращать на это внимания, а делать свое дело.

В тринадцать лет Марина дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта», а настоящий триумф произошел, когда девочка пришла в Ленинградский театр оперы и балета. Там она выступила в балете «Дон Кихот».

Виктор Семенов

Закончив училище, Марина сразу поступила в труппу Мариинского театра, причем, видя талант девушки, ее сразу поставили на основные партии. Партнером балерины стал солист данного театра Виктор Семенов, тот самый, который настоял на том, чтобы девочку приняли в училище. Виктор стал для Марины настоящим ангелом-хранителем, он всячески опекал солистку. В итоге между ними вспыхнуло чувство, и они поженились.

В 1930 году Марина впервые выступила в Большом театре столицы, на премьеру пришел весь бомонд Москвы, однако они опасались, что питерская балерина окажется черезчур академичной. Но она сумела покорить скептически настроенную публику своей техникой, а главное, той страстью, которая от нее исходила. Это был балет «Баядерка», Марина вышла в обтягивающем тело лифе и в короткой юбке, длинные черные косы довершали образ. Публика была в восторге. После этого Марине Тимофеевне пришлось работать в Москве, хотя она скучала по Ленинграду. После «Баядерки» балерина предстала в новом для нее образе Флорины. Балет «Спящая красавица» она танцевала вместе в Виктором Семеновым. Он выступал в роли Голубой птицы, а партия Флорины была подготовкой перед ролью принцессы Авроры.

До Семеновой роль принцессы Авроры считалась пассивной, но Аврора-Семенова была совсем другой. Вокруг себя она сконцентрировала все действия, в итоге мечта Принца принцесса Аврора в ее исполнении смогла чувствовать, радоваться, любить, страдать.

Марина Семенова. Личная жизнь

Балерина быстро стала примой в Большом театре, выступала в разных спектаклях, особенно ей удавалась роль Одетты в балете «Лебединое озеро», который она танцевала двадцать пять лет, покорив не только отечественную сцену, но и зарубежную. В Париже ее видел знаменитый писатель Стефан Цвейг и был потрясен игрой советской балерины. Французам особенно запомнился балет "Жизель".

По всему Парижу висели афиши, призывающие прийти в «Гранд-опера», чтобы увидеть, как советская балерина выступит в балете «Жизель». Ее партнером становится Серж Лифарь, который, в свою очередь, приходит в полный восторг от Семеновой. Он говорил, что Марина постигла все тайны своего искусства, соединив все его составляющие с невероятным темпераментом и выразительностью.

Второй брак балерины

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго, после переезда Марины в Москву, в 1930 году (ей исполнилось 22 года) она повстречалась со Львом Караханом - советским дипломатом. На тот момент Карахан был заместителем наркома иностранных дел, дважды был женат и имел троих детей. А Марина Семенова, балерина от бога, в этот период поражала всех не только талантом, но и внешним видом. Ее природную красоту дополняла царственная походка и осанка. Несмотря на немалую разницу в возрасте, они поженились в год знакомства.

Но наступал 37-й год, и счастье супругов длилось недолго, Льва Карахана сняли с должности и арестовали как врага народа. А расстреляли мужа Семеновой через пять месяцев после ареста, так в 28 лет балерина стала вдовой. Талант Марины спас ее на этот раз, как жена врага народа, она стала «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Но имя балерины было настолько на слуху, что ее побоялись тронуть.

Третьим мужем Марины Семеновы стал Всеволод Аксенов — советский театральный актер, мастер художественного слова. От него у нее родилась дочь Екатерина, которая последует по стопам матери и станет балериной.

Прима Большого театра

До 1952 года танцевала на сцене Большого театра Марина Семенова. Балерина за весь период своего творчества успела воплотить образы Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Жизели в одноименном балете Адана, Раймонды в балете «Раймонда» Глазунова, Никии в «Баядерке» Минкуса, Маши в балете «Щелкунчик» Чайковского, Китри в «Дон Кихоте», Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» и во многих других спектаклях.

Она постоянно что-то придумывала. Так, для роли Золушки она решила надеть специальное платье с кринолином. Ее партнер по этому балету Леонид Жданов вспоминал, что когда она вышла в балете «Золушка» в шляпке, весь зал аплодировал стоя.

Педагогическая деятельность Марии Тимофеевны

Несмотря на то что Марина Тимофеевна Семенова была примой во всех балетных постановках, она еще решила танцевать в операх. Именно благодаря ей потом многие балерины стали вводиться в оперные спектакли. Эта женщина не сидела на месте, таким образом она приобретала зрителей.

Семенова Мария Тимофеевна умела покорять публику, ей было подвластно все. Однажды во время «Лебединого озера» балерина поскользнулась во время спектакля и упала. Лежа на одном бедре, Марина Семенова умудрилась поднять в одну сторону ноги и, с помощью рук изображая птицу, станцевала таким образом этот кусок в балете. Последний спектакль, где танцевала Марина Тимофеевна был «Иван Сусанин». Когда она вышла с «Вальсом», начались овации, весь зал встал и аплодировал, пока исполнялся вальс.

Ученики балерины

Как педагог Марина Тимофеевна учила не только танцевать, она в каждом раскрывала личность. Магия ее таланта преображала всех учеников и продолжала жить в тех образах, которые они создавали на сцене. Многие из ее учениц рассказывали, что балерина была необыкновенно женственной. В балете «Раймонда» она поворачивалась спиной к залу и продолжала танцевать. Это было необыкновенно красиво и величаво, Семенова умела себя подать, как скульптор, балерина оттачивала каждое танцевальное движение, ее линии всегда были отточены, красивы. Ее ученик Леонид Жданов говорил, что она научила его так чувствовать партнершу, как никто другой.

Николай Цискаридзе, придя в балетное училище, где преподавала Марина Тимофеевна, со временем понял систему, с которой она подходила к каждому подопечному. Сначала на новичка она не обращала (казалось бы) никакого внимания, затем для ученика наступало время похвалы, при этом она смотрела, как он ее воспринимает, а затем наступало время критики. После того как ученики выдерживали все эти этапы, начиналась настоящая работа.

Николай Цискаридзе

Цискаридзе рассказывал, что до восемнадцати лет его воспитывала и вырастила мама, а затем он стал абсолютным «продуктом» балерины. Марина Семенова учила его как надо есть, как надо одеваться, как надо ходить, как надо встать, как надо подать руку — это было не просто участие в судьбе артиста, это поддерживало, заставляло думать и двигаться дальше.

Балерина считает, что жизнь артиста очень трудна, и карьеру делать нелегко. Надо много работать, вовремя выступить и вовремя станцевать. Сцена как решето просеивает плевелы, публику никогда не обманешь, считает балерина.

Благотворительная деятельность

Незадолго до своего 95-летнего юбилея Марина Семенова переехала в Петербург в свою альма-матер, в хореографическое училище, ныне Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Специально для нее ученики подготовили балет «Жизель», который прима театра по достоинству оценила.

По воспоминаниям Николая Цискаридзе, Марина Тимофеевна была очень хлебосольным и добрым человеком. В театре не было случайных людей для нее, она всегда все про всех знала и всем помогала, часто и материально. Цискаридзе видел это собственными глазами, а на его безмолвный вопрос Марина Тимофеевна отвечала, что эти люди не так много зарабатывают, и она должна им помочь. По сути, она занималась благотворительностью.

Столетний юбилей балерины

Столетний юбилей любимицы публики праздновали с размахом. В Большом театре собрались все ее друзья, родственники и, конечно же, ученики. Показывали отрывки из тех балетов, где в свое время блистала Марина Тимофеевна Семенова. Это и балет «Спящая красавица» Чайковского, и «Золушка» Прокофьева, и «Лебединое озеро», и «Раймонда» и так далее.

Артистическая судьба этой женщины оказалась на редкость удачной, в 1937 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а спустя несколько лет, в 1951-м - звание народной артистки РСФСР.

Но главное — Марина Тимофеевна пользовалась неограниченной любовью зрителей. Один из критиков писал, что спектакли с ее участием превращались в праздник советского балета.

В день рождения Марины Тимофеевны АиФ.ru вспоминает самые интересные моменты биографии знаменитой танцовщицы

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», 1939 год. Фото РИА Новости

Семья

Родилась будущая легенда мирового балета в 12 июня 1908 года, в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Отец рано умер, и мать осталась с шестью детьми на руках. Пришлось выходить замуж снова — одной прокормить столько голодных ртов было невозможно. Конечно, вряд ли Марина стала бы танцовщицей, если бы не счастливый случай в лице подруги матери — Екатерины Кариной , которая увлекалась балетом и вела свой детский танцевальный кружок. Именно в этом кружке впервые раскрылся талант Семеновой — маленькая златовласая девочка покорила всех естественной грацией и природной пластикой. Карина смогла оценить способности талантливого ребенка и уговорила мать и отчима отдать Марину в хореографическое училище. Так в десять лет Семенову повели поступать в училище.

Но приемная комиссия в худенькой маленькой девочке балерину не увидела. Спас ее для будущей карьеры солист Мариинского театра Виктор Семенов — он заступился за однофамилицу и девочку взяли учиться. После поступления Марина переехала из родного дома в интернат. На дворе стояли суровые революционные годы, и жилось всем, а особенно работникам искусства, далеко не сладко.

Первые шаги на сцене

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой , матери Галины Улановой . Марина была ученицей озорной, но очень одаренной, и из первого класса ее перевели сразу в третий — класс знаменитой балерины Агриппины Вагановой , известной своей строгостью к ученикам. Однако, Ваганова покорила новую ученицу своим блеском и между ними установились теплые отношения, продлившиеся всю жизнь.

В тринадцать лет Марина, в качестве ученицы Ленинградского хореографического училища впервые дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта».

Но настоящим триумфальным сценическим дебютом Семеновой стало выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте». Критика захлебывалась от восторга, расточая похвалы юной балерине.

Марина Семенова, 1951 год. Фото РИА Новости

После училища Семенову приняли в труппу Мариинского театра, причем сделав для нее исключение: все молодые балерины обязаны были пройти через кордебалет, а Семенову сразу поставили на основные партии. Партнером ее стал Виктор Семенов — тот самый, который принимал ее в хореографическое училище.

Семенов стал для молодой танцовщицы не только педагогом, посвятившим ее в святая святых искусства, но и первой любовью — вскоре Марина и Виктор стали мужем и женой.

Триумф в Большом

В сентябре 1930 года Семенова впервые выступила на сцене Большого театра — в образе Ники в балете «Баядерка». Московская публика отнеслась к прибытию ленинградской балерины настороженно — думали, что справиться с партией ей помешает пресловутый «академизм» балетной школы северной столицы. Однако, Семенова явила сочетание столь безупречной виртуозной техники и страсти исполнения, что Москву захлестнула волна восторга. Выйдя на сцену в обтягивающем тело лифе, в короткой юбке, открывающей сильные ноги и черными косами, змеящимися по плечам, молодая балерина произвела фурор.

Луначарский во время своего визита во Францию хвастался Дягилеву , что в советской России есть еще великие балерины, а Стефан Цвейг , который видел Семенову на сцене, испытал настоящее потрясение, которое подробно описал своих записках.

Семенова стала примой. Особенно запоминающейся в ее исполнении была одна из самых сложных ролей — Лебедя в «Лебедином озере». В этом балете Марина танцевала 25 лет, покорив не только свою родину, но и Запад. Во Франции Семенова покорила зрителей партией Жизель.

Марина Семенова в балете «Пламя Парижа». Фото: РИА Новости

Личная жизнь

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго — сказывалась стремительная карьера молодой балерины. Когда она в 1930 году переехала из родного города в Москву, то познакомилась там со Львом Караханом — революционером и дипломатом. Красота Семеновой тогда расцвела полным цветом, по свидетельствам современников, балерины была неотразима, царственно-прекрасна, а профессиональная пластика придавала ее походке и жестам утонченную обворожительность. Карахан на момент женитьбы на Семеновой был заместителем наркома иностранных дел СССР, дважды женатым отцом троих детей. Однако, балерину «красный» дипломат покорил, и в тот же год она стала его третьей женой. Впрочем, и тут семейное счастье великой танцовщицы длилось недолго — в 1937 году Лев Карахан был отозван с должности и отдан под суд как «враг народа» и изменник. Его расстреляли спустя пять месяцев после ареста, оставив Семенову на положении опальной вдовы.

Конечно же, судьба мужа повлияла на балерину — она надолго оказалась «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Однако, Семенова была столь на виду и обладала таким уникальным (и полезным советскому искусству) талантом, что ее не тронули и она смогла продолжать работать.

Третьим мужем Семеновой стал актер Всеволод Аксенов , которому она родила дочь Екатерину.

Последние годы

Уйдя со сцены, Марина Семенова стала преподавать: до 1960-года она обучала новое поколение балерин в Московском хореографическом училище, а с 1997 года стала профессором РАТИ.

Среди ее знаменитых учеников такие «звезды» отечественного балета как Майя Плисецкая , Нина Тимофеева , Марина Кондратьева , Надежда Павлова , Галина Степаненко , Николай Цискаридзе .

Марина Тимофеевна прожила долгую жизнь и скончалась на 103 году жизни у себя дома, в Москве 9 июня 2010 года.

Екатерина Сергеевна Максимова

Екатерина Сергеевна Максимова. Родилась 1 февраля 1939 года в Москве - умерла 28 апреля 2009 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог. Прима-балерина Большого театра в 1958-1988 годах. Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Отец - Сергей Максимов.

Мать - Татьяна Густавовна Максимова (в девичестве - Шпет; 3 сентября 1914 - 30 сентября 2011), журналистка.

Дед по матери - Густав Густавович Шпет (1879-1937), русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, вице-президент Государственной академии художественных наук.

Бабушка по матери - Наталья Константиновна Гучкова, дочь Константина Ивановича Гучкова, известного русского предпринимателя, члена правления «Московского частного коммерческого банка» и «Московского учётного банка».

В балет ее привела подружка по дому Аня Москвина, которая поступила в хореографическое училище, и увлекла за собой Екатерину.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у Екатерины, ее бабушка сводила девочку к артисту балета Василию Тихомирову, тот подтвердил, что у нее действительно есть хорошие данные.

У Максимовой был дефект: разная длина первого и второго пальцев на ногах. Некоторые педагоги полагали, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но она встала, хотя потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась, из-за чего балерина часто танцевала, превозмогая сильную боль.

С юности отличалась взбалмошным характером, нередко выводила своего педагога, Елизавету Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу даже стул. Но в то же время она очень любила Екатерину и всячески пыталась воспитывать свою талантливую подопечную.

Училась в Московском хореографическом училище. В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».

После выпуска в 1958 году по классу педагога Елизаветы Гердт, была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала великая .

Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. Вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Среди других партнёров балерины были Марис Лиепа, Алексадр Богатырёв.

Была музой режиссёра Александра Белинского, создавшего специально для неё свои фильмы-балеты «Галатея», «Анюта», «Старое танго» и др.

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, доктор Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Начиная с 1978 года выступала в зарубежных труппах «Балет XX века» Мориса Бежара, театре «Сан-Карло», Марсельском балете, Английском национальном балете.

С 1980 года танцевала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате», причем, па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля.

В 1980 году окончила ГИТИС по специальности «педагог-балетмейстер».

С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (в 1996 году ей было присвоено учёное звание профессора).

С конца 1950-х годов снималась в кино. Среди наиболее известных работ - «Хрустальный башмачок» (Весна), «Ромео и Джульетта» -(Джульетта), «Галатея» (Элиза Дулитл), «Старое танго» (Франческа-"Петер"), «Жиголо и Жиголетта» (Стелла), «Анюта» (Анюта), «Фуэте» (Елена Сергеевна Князева / Маргарита), «Чаплиниана» (фаворитка Диктатора).

Екатерина Максимова в фильме "Хрустальный башмачок"

Екатерина Максимова в фильме "Старое танго"

Екатерина Максимова в фильме "Фуэте"

Сама она своей самой любимой работой называла главную роль в фильме-спектакле «Анюта» по одноименному балету на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева. Она говорила: «История, рассказанная Чеховым, узнаваема и трагична именно своей обыденностью. Девушка становится перед выбором: жить в бедности с любимым, или в достатке с нелюбимым, и выбирает последнее... Вихрь новой жизни захватывает, кружит и уносит ее. И остаются незамеченными ею на улице вконец обнищавший отец и два братишки, когда она проносится на тройке с очередным поклонником... И еще, я думаю, этот по-чеховски мудрый и глубокий рассказ заставляет задуматься о том, что нельзя изменить себе, пойти на компромисс только один раз – обратного пути нет».

Героиня Максимовой проживает в фильме-балете «Анюта» значительный период жизни: юность, первая любовь, замужество по расчету, супружескую измену. Балерина смогла тонко передать смену психологических состояний своей героини. «Не каждой актрисе, а уж тем более балерине выпадает счастье воплотить образ героини рассказа великого писателя! И я благодарна судьбе за это счастье!», - отмечала она.

Екатерина Максимова в фильме-балете "Анюта"

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году после подписанного ими письма в газету «Правда», в котором Григоровича обвиняли в диктаторстве и уничтожении отечественного балета.

В 1990 году французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы пары Максимовой и Васильева снял о них фильм «Катя и Володя» , после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.

С 1990 года Максимова была педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов.

Позже она вернулась в Большой - после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина - Нина Ананиашвили, а во втором составе - выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина, которой на тот момент было всего 18 лет. Давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно и чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене.

Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год.

В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта Максимовой и Васильева. Этот концерт стал своеобразным подведением итогов работы великой пары. На нем выступали солисты Парижской национальной оперы, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Денис Медведев, Наталья Осипова, Руслан Скворцов и другие.

1 февраля 2009 года она широко отпраздновала 70-летний юбилей в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, она умерла во сне в собственной квартире.

Прославленную балерину обнаружила мертвой ее 94-летняя мать, проживавшая с ней в одной квартире. Накануне Максимова чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой. Смерть наступила в результате сердечной недостаточности.

Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 5).

Екатерина Максимова и Владимир Васильев (документальный фильм)

Личная жизнь Екатерины Максимовой:

Муж - , артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, педагог, народный артист СССР.

Были знакомы с 10-летнего возраста, когда вместе занимались в балетном училище. В старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом театре - разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства. Они поженились 3 июня 1966 года. Являлись одной из самых красивых пар мирового балета. У знаменитого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже - были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. В браке прожили почти полвека, до смерти Максимовой.

Пара проживала в посёлке Снегири под Москвой, где поселилась в начале 1970-х годов.

Долгое время они мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Когда же балерина узнала от доктора о разных резусах крови у нее и мужа с минимальными шансами родить здорового малыша, она отказалась от мысли иметь детей.

Фильмография Екатерины Максимовой:

1958 - Королева Бельгии Елизавета в Советском Союзе (документальный)
1958 - Душой исполненный полет (документальный)
1958 - Человек человеку (Man"s Gift to Men)
1959 - Балет Большого театра в Америке (документальный)
1960 - Хрустальный башмачок - Весна
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 - Секрет успеха (фильм-балет)
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль) - девочка
1971 - Вальпургиева ночь (фильм-балет)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Американский фермер в СССР (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Джульетта
1976 - Мама (Ma-ma) - эпизод
1977 - Галатея - Элиза Дулитл
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Маша
1979 - Старое танго - Франческа-"Петер"
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Стелла
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - Эти чарующие звуки (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Травиата (фильм-опера) (фильм-спектакль) - Испанка
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Анюта
1982 - Адам и Ева (фильм-спектакль) - Ева
1986 - Фуэте - Елена Сергеевна Князева / Маргарита
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1987 - Чаплиниана - фаворитка Диктатора / примадонна варьете
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1995 - Классная дама (короткометражный) - Наталья Давыдовна
1999 - Катя (документальный)
2003 - Личная жизнь Екатерины Максимовой (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)

Балетные партии Екатерины Максимовой:

Большой театр

«Жизель» А. Ш. Адана - Па-де-де (1958), Жизель (1960 - хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского) «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968); хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева - Катерина (1959);
«Медный всадник» Р. Глиэра - Коломбина (1960);
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева - Танец с колокольчиками (1960), Мария (1962);
«Конёк-горбунок» Р. Щедрина - Водяница (1960);
«Тропою грома» К. Караева - Лиззи (1960);
Шопениана на музыку Ф. Шопена - Сильфида (1959-1960);
«Лесная песня» М. А. Скорульского - Мавка (1961);
Пламя Парижа Б. В. Асафьева - Жанна (1961);
«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Маша (1962 - хореография В. Вайнонена; 1966 - хореография Ю. Григоровича);
«Паганини» С. В. Рахманинова - Муза (1962);
«Спартак» А. И. Хачатуряна - Нимфа (1962), Фригия (1968);
«Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (из оперы «Фауст») - Вакханка (1962);
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964 - хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, первая редакция; 1973 - хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция);
«Золушка» С. С. Прокофьева - Золушка (1964 - хореография Р. Захарова);
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина (1964);
«Дон Кихот» Л Ф. Минкуса - Китри (1965 - хореография М. Петипа и А. Горского);
«Икар» С. М. Слонимского - Девушка (1971), Эола (1976);
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Джульетта (1973 - хореография Л. Лавровского);
«Эти чарующие звуки...» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо, хореография В. Васильева - Солистка (1978);
«Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара (большое адажио из балета) - Юлия (1979);
«Гусарская баллада» Т. Хренникова - Шура Азарова (1980);
«Анюта» на музыку В. А. Гаврилина по А. П. Чехову, хореография В. Васильева - Анна (1986).

Другие театры

«Натали, или Швейцарская молочница», композиторы А. Гировец и Карафа ди Колобрано, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони - Натали (1980, Московский классический балет);
«Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва - Джульетта (1981, Московский классический балет);
«Онегин» П. И. Чайковского по А. С. Пушкину, хореография Д. Крэнко - Татьяна (1989, Английский национальный балет);
«Золушка» С. С. Прокофьева, хореография В. Васильева - Золушка (1991, Кремлёвский балет);
«Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва - Ева (1994, Московский классический балет).

Призы и награды Екатерины Максимовой:

Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (1957, золотая медаль);
VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 1-я премия и золотая медаль);
Международный конкурс артистов балета в Варне (1964, 1-я премия);
Заслуженная артистка РСФСР (11 ноября 1964);
Народная артистка РСФСР (1969);
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969);
Орден Трудового Красного Знамени (1971);
Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. В. Васильевым) (1972, Париж);
Премия Ленинского комсомола (1972) - за выдающееся исполнительское мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства;
Народная артистка СССР (1973);
Орден Ленина (1976);
Государственная премия СССР (1981) - за исполнение партий в балетных спектаклях и телефильмах последних лет;
Орден Дружбы народов (1981);
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за исполнение заглавной партии в фильме-балете «Анюта» (1981);
Премия Академии Симба (Италия, 1984);
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия);
Премия имени Джино Тани - «Лучший дуэт» (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия);
Действительный член Международной академии творчества (1989);
Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990);
Премия имени С. П. Дягилева (1990);
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991);
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991) - за концертные программы последних лет;
Орден Дружбы народов (28 января 1994) - за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры;
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (29 января 1998) - за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 января 1999) - за выдающиеся успехи в области хореографического искусства;
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия);
Приз «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет»;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 декабря 2008) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина».


Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.

Детство и юность

Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.

Маленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.


В хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.


Училась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала .

Балет

В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.


В следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.

Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.


В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.

Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.


В 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.

Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.


В 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.

Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции « » балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.


Вскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.

В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».


Чтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой передала звезде букет роз из своего сада.


Но в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.

За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.

Личная жизнь

Тандем Максимовой и в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.


Детей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.

Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.

Смерть

Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.


Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.

Партии

  • 1958 – «Жизель»
  • 1958 – «Лебединое озеро»
  • 1959 – «Каменный цветок»
  • 1960 – «Медный всадник»
  • 1960 – «Конек-горбунок»
  • 1961 – «Пламя Парижа»
  • 1962 – «Щелкунчик»
  • 1963 – «Спящая красавица»
  • 1964 – «Золушка»
  • 1965 – «Дон Кихот»
  • 1971 – «Икар»
  • 1979 – «Ромео и Юлия»
  • 1980 – «Гусарская баллада»
  • 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
  • 1989 – «Онегин»
  • 1991 – «Золушка»
  • 1994 – «Сотворение мира»

С. БУНТМАН – Екатерина Всеволодовна Аксенова – балерина, заслуженная артистка России. Добрый день.

Е. АКСЕНОВА - Добрый день.

С. БУНТМАН – Мы вас поздравляем от всей души. От всех наших слушателей.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое.

С. БУНТМАН – Даже от тех, кто удивился этому юбилею.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, как мама сейчас воспринимает эту дату.

Е. АКСЕНОВА - Замечательно, у нас очень хорошо начался день. Марина Тимофеевна получила…, в первую очередь пришла телеграмма от президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Потом было множество телеграмм и от Большого театра, от учениц и друзей. Телефон не умолкает. Квартира вся в цветах. Мы все в чудесном настроении. Так что так…

Е. АКСЕНОВА - Пока еще нет, но мы ждем, полдня еще только прошло.

С. БУНТМАН – Довезут лошади, я думаю.

Е. АКСЕНОВА - Конечно.

С. БУНТМАН – Потому что с Санкт-Петербургом тоже очень много связано.

Е. АКСЕНОВА - Да. Вы знаете, и тут еще мне сегодня рассказали, я знала, но неточно, что при поддержке фонда Бориса Николаевича Ельцина и при участии друга и ученика Марины Тимофеевны - Николая Федорова, создается альбом, в который войдут поздравления, адресованные Марине Тимофеевне с ее юбилеем и ее великими современниками. И там будет очень много писем, и Наина Иосифовна Ельцина, и Михаил Сергеевич Горбачев, и Сергей Михалков, и Майя Плисецкая, и Борис Покровский, и Олег Табаков, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Владимир Зельдин, Ирина Антонова, Юрий Григорович. Из-за рубежа… Берил Грей, Джон Майер. Наталья Макарова и Тамара Синявская и Лавровский. То есть всех не перечислить. Там десятки писем и очень красивый альбом, где написано «Сто: Семенова, браво!»

С. БУНТМАН – На самом деле «браво» - замечательное и самое правильное короткое слово, которое можно сказать артисту в его юбилей.

О. БЫЧКОВА – Екатерина Всеволодовна, а как будут происходить торжества? Какая там программа?

Е. АКСЕНОВА – Я, к сожалению, об этой программе знаю со стороны. Я знаю, что, по-моему, 13-14-15 числа в честь Марины Тимофеевны в Большом театре будут идти спектакли. Но, к сожалению, пока лично мне пока это никто не говорил. Будет 15-го гала-концерт.

О. БЫЧКОВА – А в семье?

Е. АКСЕНОВА - Мы будем всей нашей огромной семьей, Марина Тимофеевна дважды бабушка, дважды прабабушка, так что нас много. И мы будем все это своей семьей праздновать.

О. БЫЧКОВА – А подарки?

Е. АКСЕНОВА - Ой, подарков уйма. Разных подарков. Для нас главный подарок, что она в общем здравии и нас всех любит, и самое главное для нас ее здоровье и состояние.

С. БУНТМАН – И мы того же пожелаем.

Е. АКСЕНОВА - И еще простите, что Марина Тимофеевна, узнав, что я буду с вами разговаривать, просила через вашу радиостанцию поблагодарить всех ее поздравивших с днем рождения и обязательно передать вам непосредственно благодарность за внимание и поздравления.

С. БУНТМАН – Спасибо. Мы еще раз поздравляем и наши пожелания самые искренние и горячие.

О. БЫЧКОВА – Мы вами гордимся.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое за внимание. Всего доброго.