Молодежные движения в англии. Взаимосвязь моды и субкультуры

Моты Мо́ты (англ. Mods от Modernism, Modism) британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Отличительной чертой домов было их особое внимание к внешнему виду (первоначально были популярны приталенные итальянские костюмы, затем британские брэнты), любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The Who. В качестве транспорта моты выбирали себе мотороллеры, при этом нередки были столкновения с рокерамик. Моты, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерамик и модами. Во второй половине 60-х гг. движение домов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически.


Готы Го́ты представители готической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик – року. Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием, что доминирующим цветом одежты и волос был черный (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы. Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мейк-апа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны. Превалирует лишь желание выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.


Байкеры Ба́йкеры (англ. biker, от bike motorbike motorbicycle «мотоцикл») любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Байкерское движение зародилось в США, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих групировок. Наиболее известная групировка Hells Angels («Ангелы Ада»).Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороты, для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.бандана


Хи́пи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hip «модный, стильный»; молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма. Самый известный лозунг хипи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!». Хипи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».


Рейверы Рейверы молодёжная субкультура постоянных участников рейвов вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании. Для внешнего вида рейверов характерны яяркие цвета в одежде, пластиковые солнцезащитные очки, короткие крашенные волосы у юношей, цветные пряди длинных волос у девушек. Крайне популярен пирсинг, а в дизайне использовался символ «смайлик».


Панк, панки, панк-рокеры (от англ. punk гнильё, чепуха) молодёжная музыкальная субкультура, возникшая во второй половине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок- музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и политике. Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле "яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком панк-рок". Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols.панк-року Многие панки, как правило, отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в я или гелем, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез".


Традиционные скинхеты аполитичная субкультура. Создали свой собственный стиль одежты, получивший название «boots & braces» « ботинки и подтяжки ». Джинсы, массивные ботинки, служившие незаменимым аргументом в нескончаемых разборках футбольных болельщиков и уличных потасовках.





Когда расцветшая послевоенная экономика Англии дала молодым людям рабочие места - это создало класс - класс молодых людей, зарабатывавших приличные деньги физическим трудом (это были заводы, ремонтные мастерские - в общем не работа клерков). Но все связано в экономике, и новые предприятия породили немало рабочих мест и для "белых воротничков" - клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти места, были лучше образованы и более "современны" - они слушали "прогрессивную" музыку, носили модную одежду, ездили на защищающих их от грязи и не оставляющих масляных пятен на одежде скутерах и т.д. и т.п. Это были, в основном, городские жители, начиная с тинейджеров. Рокеры - все оставалось в силе - эти ребята были "попроще". Кожа - защита от погоды, падений и масла (когда первые японские мотоциклы прошли тесты у английских мотожурналистов, один из них с восторгом написал, что после поездки на его брюках не было ни одного масляного пятна!). Музыка - рок-н-ролл, рокабилли. Разговоры - грубоваты, образование - невысокое. В общем, это были наследники "тедди бойз", тогда как модов можно назвать наследниками "денди". Да и жило большинство рокеров в пригородах, маленьких городках или деревеньках.

Все предпосылки для стычек были под рукой. И главной причиной стали не классовые отличия, но отчасти порожденные ими культурные и эстетические противоречия. Это не было классовым противостоянием - это было противостояние, порожденное конфликтом между новой волной молодежи с новыми ценностями и теми, кто "взбунтовался" раньше на несколько лет. Но ни те ни другие не были "представителями зла". Просто их разделяло слишком много, и это не могло не вызвать противоречий. Рокеры считали Модов снобами и сопляками. Моды считали Рокеров устаревшими и чумазыми. В общем - сосуществовать мирно было трудно. Так родилась (в основном благодаря прессе и кино, но об этом позже) легенда о Модах против Рокеров Рождение Mods (от Modernists).Трудно сказать когда началось это противостояние. Рокеры, как субкультура, существовали еще до начала 60-х. Модов "заметили" в прессе в 1962-м. В этом году экономика Англии переживала второй с послевоенных времен бум. Естественно, этот бум повлек за собой и культурный бум. Новая музыка, новые идеи, новое "молодежное" средство передвижения - Веспа или Ламбретта - все это было идеальной сценой для нового движения. И Моды были на самом гребне этой волны.

Итак, как выглядели и чем жили эти ребята. Основные интересы: Музыка: modern jazz,The Who, Small Faces, The Jam, The Yardbirds. Одежда: модная молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое). Чрезвычайно популярными были бесформенные армейские куртки-парки. Они прекрасно защищали от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспорт: итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанная иногда десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами. Скутер мода обычно был надраен до зеркального блеска, но не отличался функциональным тюнингом.

Группы: Асы - элита, самые передовые, образованные и бесспорно признаваемые лидерами движения Модс. Тикетс - в основном тинейджеры, весьма агрессивные, подогретые амфитаминами, не отличающиеся большой фантазией и практически идущие по следам Асов - как считают сами моды - немного ближе к рабочему классу. Места встреч: у Асов это серьезные музыкальные клубы, где играла интересная и новая музыка прежде всего. У Тикетсов - дэнсинг-холлы и ночные клубы, в основном в Восточном Лондоне. Поведение: Модс были моложе и, как результат - агрессивнее чем Рокеры. Моды в массе были младше (до 20 лет), в то время как рокеры в 60-х были в основном 21-25 лет. Выкидные ножи были довольно популярны у модов. К тому же они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке хватание за отвороты воротника было опасным. Большая часть потасовок инициировалась именно Модс, как это ни парадоксально. Рокеры были больше увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от светофора к светофору между кафе. Практически все серьезные стычки происходили "на выезде". По субботам и так называемым "bank holiday" Моды и Рокеры выезжали (не слишком отличаясь от большой части Англии) на побережье - в Маргет, Брайтон или Клэктон. В тех ситуациях, когда такие массовые выезды сталкивались друг с другом - возникала драка. Странно то, что особо крупных стычек все же не происходило. Обычные же жители прибрежных городов в это не вовлекались и в стычках этих не страдали. Страдали в основном навесы и столики на пляжах.

Англия 60-х породила массу молодежных движений. Тем не менее английское общество оставалось в массе своей обществом склонным к традиционализму и неким "моральным устоям". Именно это общество крайне негативно отреагировало на Модов и Рокеров,не различая и не разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей. Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как "bad guys") и модов, английские газеты создавали не просто образ непривычного социального явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою очередь, эскалировало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и правительства. 17 мая 1964 года был одним из "bank holidays". Как всегда многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала быть хорошей. По странному стечению обстоятельств (это не было никоим образом запланировано)одновременно огромное количество модов и Рокеров решили провести этот день в Брайтоне. Естественно столкновение было неминуемо. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и рокеров - начали все именно Моды. В городе их собралось огромное количество. В какой-то момент (никто уже не может сказать, что было исходной причиной)моды, вооружившись камнями с пляжа бросились "охотиться" на рокеров. Две довольно большие группы модов и рокеров (хотя справедливости ради - надо отметить, что модов было НАМНОГО больше) столкнулись в массовой драке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Однако никто не был убит, огнестрельное оружие на применялось, и скандал не так долго продержался на первых полосах газет. Но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов.

Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков "Опилочными Цезарями" - трудно сказать, что это означает для англичан, но смысл понятен. Термин прижился и прочно засел в мозгах рядового англичанина. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории Модов и Рокеров, причем не из-за серьезности реальных событий, а из-за освещения прессой и, прежде всего, из-за фильма, снятого в 1979 году "Quadrophenia" (напоминает историю с беспорядками в Холлистере, не правда ли?). Этот фильм по сей день является культовым для англичан, и прежде всего, для жителей Брайтона. Для туристов проводятся туры по истории "битвы" в Брайтоне и местам съемок фильма. Удивительно то, что гораздо более серьезный инцидент, имевший место в пасхальное воскресенье того же 1964 года в Клэктоне, привлек меньше внимания. Этот инцидент считается первым официально зафиксированным массовым столкновением Модов и Рокеров. Две изрядные группы, столкнувшиеся "на выезде" устроили массовую драку, используя в качестве оружия пляжные зонты. Пострадало немало окон в ближайших домах, и 97 человек было арестовано. Газеты вышли с заголовками "День террора группы скутеристов" (Дэйли Телеграф) и "Дикари вторглись на побережье - 97 арестов" (Дэйли Миррор). Но об этой истории не сняли фильм - и она канула в лету.

Первыми ушли рокеры. Это был естественный процесс - и Моды тоже продержались недолго. К 1966 году их движение просто стало неинтересным новой молодежи - пришли хиппи. Моды ушли в прошлое, оставив о себе экскурсию по местам "большой Брайтонской битвы", фильм "Quadrophenia" и новый термин "паника морали". Собственно термин появился только в 1987 году - после опубликования исследований социолога Коэна, который строил свою теорию, наблюдая стычки рокеров и модов, а фильм в 1979 - но герои и того и другого были все еще узнаваемы. Странно сложилась судьба тех из Модов, кто в их собственной классификации стоял на нижней ступеньке философии и эстетики движения. Они постепенно трансформировались - появились ботинки Доктор Мартинс, раньше коротко стриженые волосы стали просто сбриваться, к модовским армейским курткам добавились элементы одежды молодежи из рабочих классов. Они сохранили некоторые из базовых аттрибутов модов - музыку, джинсы Levi"s, спортивную одежду Fred Perry - но это пожалуй и все. Так возникли скинхэды.

Но по сей день уже пожилые люди - бывшие Моды и Рокеры устраивают "re-unions" в местах, где прошла их бурная молодость. Оплотом бывших Рокеров было и остается легендарное "Ace Cafe" в Лондоне - это кафе превратилось в исторический центр. Там вы можете не только выпить кофе или пива в аутентичной обстановке, но и купить классическую рокерскую мотоодежду и аксессуары, обменяться технической информацией или найти недостающую деталь к любовно восстанавливаемуму Триумфу или Нортону. Там же проводятся регулярные официальные "re-unions" рокеров и там же начинаются их мотопробеги. Для Модов подобные места сосредоточены по географическому расположению. В Брайтоне можно зайти в магазин Jump the Gun и приобрести аутентичную одежду и аксессуары Модов. Регулярные "re-unions" происходят в основном в тех же кафе, где собирались когда-то, но все это приобрело характер клубов любителей классических скутеров, а не встречи модов.
по данным сайта "Неоформал"


Сегодня мы вспомним историю молодежной субкультуры модов. Эта субкультура во многом определила дух и стиль 1960 годов.

Моды (mod - сокращение от "modernist") появились в Ист-Энде - восточной части Лондона, в которой преимущественно жили представители рабочего класса, - в 1958 году. Закат субкультуры начался в 1966 году. Но за восемь лет они стали самой стильной молодежной субкультурой, которую дизайнеры до сих пор вспоминают с тоской.

История субкультуры модов


К 1956 году подрастало первое поколение британцев, которое не видело войны (благодаря бэби-буму, который прокатился по всем странам-участницам Второй мировой, к концу 1950-х - началу 1960-х в Британии почти 40% населения составляли люди в возрасте до 25 лет). Они жили чуть обеспеченнее, чем их родители. Их образование было немного лучше, чем у старших за счет проведенных реформ.

Эти молодые люди видели жизнь своих родителей серой и скучной, им не хотелось прожить такую же унылую жизнь, как мамы и папы с чрезмерной работой и недостатком развлечений, в серой одежде. Так сформировалось новое протестное поколение, заострившее проблему отцов и детей.

В 1955 году вышла песня Rock Around The Clock. Она привлекла внимание молодежи бойкими ритмами. Примерно в это же время в Британии прошла крупная выставка современного (модернистского) искусства. Набирал популярность итальянский неореализм и французская новая волна в кино. Иной стиль поведения и образ жизни привлекали молодых британцев из рабочего класса, которые работали продавцами или клерками в офисах, то есть выполняли монотонные задания.

Образ жизни модов конца пятидесятых - , - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко употребляющих амфетамин и другие вещества, еще не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось все больше и больше молодых людей.

Этому способствовала атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться все больше молодежи из рабочей среды, и кроме джаза все чаще звучал ритм-энд-блюз. Плененные зажигательностью музыки и развлечений, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали и совершенствовали чувство стиля.

Изначально моды были исключительно мужской субкультурой. Сначала они подражали тедди-боям, но пошли дальше них в культе одежды. В 1958 году небольшая группа парней стала разгуливать по Лондону в итальянских шелковых костюмах, подогнанных по фигуре (цвета варьировались от серого и черного до красного, коричневого или зеленого).

Узкие лацканы пиджака, узкие галстуки, заостренные кожаные туфли (обычно лоферы, причем для их демонстрации моды предпочитали чуть укороченные брюки), оксофордские рубашки, водолазки из шерсти или кашемира, рубашки-поло с горизонтальными полосками, вязаные свитеры с V-образным вырезом, парка. Образ завершали черные очки и черный котелок.

Понятно, что такой гардероб стоил недешево. Моды могли отказывать себе в продуктах питания, лишь бы отложить деньги на очередную покупку. Но приобрести вещь было полдела. Главным было довести ее до идеального состояния: ни складочки, ни морщиночки, ни пятнышка.

Парни этой субкультуры тратили часы на то, чтобы отутюжить одежду и начистить обувь. И потом столько же времени уходило на прическу: развести в горячей воде сахар, остудить и гладко уложить прическу. Короткая стрижка, волосок к волоску - наконец, мод выходил в люди социализироваться. Стоит добавить, что моды любой сексуальной ориентации не гнушались использовать декоративную косметику для коррекции тона кожи и даже помаду!

Минимум три дня в неделю человек, считавший себя модом, проводил в компаниях. Кофе-бары были местом сбора: в отличие от британских пабов они не закрывались на ночь и там были музыкальные автоматы. Увлечение музыкой - джазом, блюзом и R&B - было другой страстью модов. Чтобы бодрствовать несколько суток подряд, моды употребляли различные стимуляторы и наркотики.

Сначала моды мечтали об открытых кабриолетах, но суровая действительность заставила их пересесть на скутеры. Только представьте – стильно одетый парень проносится мимо на скутере, а у него даже волос на голове не шелохнется. В 1960 году большинство парней мечтало, чтобы их приняло сообщество субкультуры модов.

Субкультура модов и девушки


Запоздало к модам присоединились девушки. Короткие платья А-силуэта, мини-юбки, балетки, одежда бойфренда, короткие стрижки, неброский макияж - вот так надо было выглядеть, чтобы быть принятой в моды. Главным дизайнером для девушек модов стала Мэри Куант.

С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие стильной субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, The Who, The Small Faces и десятки других английских групп.

Постепенно субкультура начала обрастать коммерческой составляющей и стиль ее последователей начал диктоваться извне. Модные бренды решили нажиться на молодежной субкультуре и стали всеми путями навязывать объекты желания.

К 1966 году первые моды повзрослели и обзавелись семьями, поэтому им уже было некогда проводить ночи напролет в кофе-барах и на дискотеках. Кроме того, стали появляться новые и новые субкультуры, которые предлагали большее разнообразие стиля и идеологической составляющей.

Постепенно некоторые моды или перешли в иное движение, а многие просто начали вести обычную жизнь, во многом похожую на жизнь их родителей. Посему, совсем скоро от модов остались лишь воспоминания.









Они носили стильные итальянские пиджаки, любили джаз, ска и скутеры, но ненавидели рокеров и были готовы пустить в ход кулаки и дубинки. Амфетамин тогда был легален, и то, как часто и с упоением они его употребляли, стало одной из причин, по которой его, в конце концов, запретили. Их называли «моды» и эта молодежная субкультура повлияла на всех нас гораздо сильнее, чем может показаться (даже если вы никогда о них не слышали). Глядя на этих пижонов, хамов и выпендрежников сейчас, можно только удивляться тому, насколько странными и восхитительными были 60-е.

Кто такие моды и почему они вообще кому-то интересны?

Смешайте стереотипную дворовую шпану и карикатурных хипстеров, добавьте сюда уродливо-прекрасные скутеры и щепотку нелегальных стимуляторов. Если совместить все в правильных пропорциях, у вас получатся британские моды прямиком из свингующих 1960-х.

Субкультура модов появилась в Лондоне конца 50-х, пережила расцвет в 60-е и скоротечно испустила дух, не дожив до 70-х. В эпоху своей максимальной популярности, эти выходцы из рабочего и нижнего среднего класса были настолько же узнаваемой чертой Британии, как Rolling Stones и королева-мать. Откровенно говоря, над ними многие тогда посмеивались - слишком уж ярким и шаблонным выходил образ.

Моды возвели стильные итальянские костюмы и ботинки в культ. Сами про себя они говорили, что мод скорее сэкономит на еде, чтобы купить шмотки, чем наоборот. Другой узнаваемой чертой субкультуры были скутеры, на которых моды бороздили ночной Лондон, словно окруженная выхлопами орда Чингисхана. Причина такой любви - в том же стремлении выглядеть роскошно. Скутеры ассоциировались с итальянскими фильмами и соответствующим стилем. К тому же они, в отличие от мотоциклов, были закрыты панелями, благодаря чему модные вещи не пачкались, а более удобная посадка позволяла не мять их.

Однако, несмотря на тягу к гламуру и любовь к джазу, ска и ритм-энд блюзу, эти модники в душе оставались все теми же парнями из пролетариата. Стильные приталенные пиджаки не мешали им щеголять побитыми зубами и носить с собой выкидной нож на случай встречи с рокерами.

Рокер пытается спиххнуть мода на дороге

Рокеры и моды ненавидели друг друга настолько, что частенько после танцулек под амфетамином развлекались тем, что били друг другу морды и портили двухколесный транспорт. Они слушали немного разную музыку и любили разную одежду - для драк и ненависти достаточно и этого.

Джаз и битники находят отклик у шпаны:
Истоки модов

Моды - настолько фактурная и многогранная субкультура, что, конечно же, не могла взяться из ниоткуда и внезапно уйти в никуда. Известен точный год появления модов: 1958. Именно тогда в среде британской молодежи дозрели и принесли плоды несколько крайне важных веяний.

У модов было два источника, из которых они черпали свою силу и стиль. Во-первых, это классические битники, мрачноватые поэты и нонконформисты, угоревшие по эксзистенциализму, кул-джазу и пессимистично смотрящие на все современные общественные отношения. Первые моды многое подчерпнули у битников, по крайней мере, в том, что касается любви к итальянскому кино и непонятной для старшего поколения слишком вычурной музыке.

Тедди-бои

Другая субкультура, чье сильное влияние испытали моды, - так называемые «тедди-бои» из 50-х. Эти парни с рабочих окраин тратили последние деньги на модные костюмы и штиблеты, в остальном оставаясь еще ближе к гопникам, чем моды. Они пытались выглядеть так, словно принадлежат к элите, но высшему сословию казались троглодитами, напялившими пародию на эдвардианские наряды. В любом случае, тедди-бои носили модные для своего времени вещи и дрались. Моды, с некоторыми оговорками, делали то же - на лицо преемственность поколений.

Свингующий Лондон порождает модов

Но как такие несовместимые субкультуры, как битники и тедди-бои вообще смогли пересечься, да еще и смешаться? В этом повинны мощнейшие тектонические сдвиги в обществе 50-60-х годов. После Второй мировой в Британии (как и везде) произошел демографический взрыв, и в стране резко увеличилось количество молодежи. К тому же, после относительно бедных и полных лишений 40-х и начала 50-х, последовал и экономический бум.

Из мрачной закопченной послевоенной столицы Лондон трансформировался в красочный эпицентр моды. Эта эпоха в жизни города вошла в историю как «Свингующий Лондон». Едва Британия оправилась от последствий войны, как в крупных городах появились модные бутики, пиратские радиостанции и новое кино, вдохновленное континентальной Европой и Голливудом. Кроме этого, появились новые стандарты красоты и началась сексуальная революция. Эталоном стиля тогда стала Твигги, которую называли «королевой модов».

Получилась забавная картина: в стране резко стало много молодых и не знающих, куда применить свою энергию людей, но у их родителей было достаточно средств, чтобы обеспечить тем досуг, да еще и дать деньги на карманные расходы. Лишь бы вся эта галдящая толпа хоть на время куда-нибудь свалила и оставила своих стариков в покое. И она свалила: парни и девчонки повалили на улицы, в магазины пластинок и пабы (документы тогда не проверяли, достаточно было выглядеть «взросло»).

На что можно было потратить карманные деньги в 50-е, если ты молод и гормонально неустойчив? На стильные шмотки, пластинки и скутеры - в общем-то, и все. Выпивка в баре оказалась не таким уж интересным занятием: пабы тогда закрывались довольно рано, и молодежи нужно было найти место, где они смогли бы развлекаться до самого утра. Таким убежищем оказались круглосуточные кофейни. К тому же, в этих заведениях часто бывали аппараты для проигрывания музыки, и моды оккупировали их, ставя собственные пластинки и слушая их под стимуляторами (иногда под кофе, иногда под дешевым аптечным амфетамином).

Определенно, это поколение проводило время гораздо интереснее, чем поколение их родителей.

Музыка, которую слушали моды

Для любой более или менее современной молодежной субкультуры музыка - это настолько же важно, как и внешний вид. Она задает стиль и помогает в самоидентификации. История музыкальных предпочтений модов витиевата, так же как и эпоха 50-60-х.

The Who в образе модов

Изначально, когда моды были скорее городскими снобами, чем хулиганами и кутилами, им безумно нравились ультра-современные на тот момент кул-джаз и бибоп. Само название движения произошло от термина «modern», где под «модерном» понимается не философская категория или стиль в искусстве, а просто современный джаз. У незамысловатых, хоть и с претензией, парней «modern» и «mod» начало означать просто «современный», то есть «крутой», «стильный», в противовес слову «trad», то есть «традиционный» и, следовательно, «стариковский».

Вскоре умы модов, число которых росло, начали занимать R&B (который тогда сильно отличался от нынешнего) и соул.

Спустя какое-то время, когда движение разрослось и появились новые веяния, невероятно актуальным и крутым начал считаться ска. Столичным пижонам импонировало то, что это новомодное ямайское явление еще не успело стать популярным - его не крутили по радио, о нем почти ничего не знали обыватели и изначально его делали лишь заезжие ямайцы из маргинальной среды. Это был настоящий андеграунд, в котором нужно было показать себя своим в доску, чтобы претендовать на то, что хотя бы немного шаришь. К тому же, изначально сделанный для дансхоллов ска, с его свежестью и бодростью, наверняка сильнее гармонировал с амфетаминами, к которым моды питали слабость и в эпоху джаза, и в эпоху рок-н-ролла.

Когда субкультура модов получила широкое распространение, и количество стильно одетых скрипящих зубами молодых повес на скутерах стало критичным, у них появились и свои иконы национального масштаба. Группы The Who, Rolling Stones, The Yardbirds Small Faces и The Kinks работали на аудиторию модов, во многом следуя их предпочтениям в одежде и стилю поведения. То, что их музыка как-то слишком подозрительно сблизилась с музыкой рокеров, которых они ненавидели, никого уже не волновало.

К концу 60-х движение уже окончательно размылось и стало не больше, чем сезонным веянием моды, растворившись в толпе школьников. Популярность сгубила модов. Да и они сами повзрослели, нашли скучную работу, создали стабильные ячейки общества и перешли на психоделик-рок. Разве что изредка некоторые из них врубали старые пластинки с кул-джазом и ска, вспоминая молодость и по привычке смотря на весь этот рок-н-ролл и поп-музыку с пренебрежением.

Одержимость скутерами

Одним из главных (и самым шумных) атрибутов модов были скутеры. Они напоминали владельцам о героях итальянских фильмов, поэтому самыми популярными марками стали именно Vespa и Lambretta. Кроме того, такой транспорт позволял по минимуму пачкать стильные вещи. Мода на парки, существующая до сих пор, идет оттуда же. Эти куртки из вентила, бытовавшие в британских ВВС, позволяли не только не мерзнуть во время поездки, но и защищали от грязи дорогостоящие пиджаки модов.

Скутер быстро превратился из удобного средства передвижения в предмет с культовым статусом и средство самовыражения. Если рокеры любили модифицировать свои мотоциклы изнутри, улучшая характеристики и заменяя детали, то моды обожали превращать своих чахлых металлических коней в расписные и сумасшедшие инсталляции.

Десятки стекол заднего вида, флаги Британии, прилепленные этикетки от жвачек - скутер не мог быть просто скутером, так же как мод не мог носить «просто пиджак» или «просто слушать музыку».

Войны модов и рокеров

Даже когда моды стали распространенным явлением, касалось это лишь Лондона и юга страны. Однако к середине 60-х про них узнали все в Британии, когда вместе с рокерами моды навели шороху в некогда сонных курортных городках к югу от столицы.

Конфликт рокеров и модов во многом был классовым. Моды хотели выглядеть так, словно все они родом из благополучного среднего класса Лондона, тогда как их противники следовали образу буйных аутсайдеров, злобных байкеров из американских фильмов и опасных маргиналов. Учитывая, что столичные пижоны тоже были не дураками подраться, столкновения были неизбежны.

Рокеры совершали мото-рейды на клубы модов, моды не оставались в долгу и на своих скутерах пускались за город, чтобы поколотить мотоциклистов. Крупнейшей стычкой стала «Бойня в Брайтоне», шедшая с 18 по 19 мая 1964 года. Тогда на пасхальные выходные большая группа модов отправилась на пляжи курортных городков, чтобы устроить там грандиозную вечеринку. За несколько дней до этого другая подобная попытка провалилась - меньший отряд модов был жестоко избит рейдерами из местных рокеров.

Рокеры и моды толкаются на дороге. И те и другие невероятно довольны процессом

Во второй раз моды поехали не только в большем количестве, но и вооружившись выкидными ножиками и дубинками. На месте их встретила засада из рокеров, которые бросились на противника с цепями и ножами. Начавшаяся драка спровоцировала несколько крупных сражений еще в четырех городах на юге страны. Орда модов ринулась на подмогу своим из Лондона, здесь встречали засады местных.

У полиции, не готовой к таким баталиям, долго не получалось погасить конфликт - обе стороны были мобильными и войска обеих фракций хаотично перемещались от города к городу, пока не обессилили спустя два дня постоянных стычек. Волна насилия схлынула и полисмены смогли задержать только 60 человек, что было каплей в море дерущихся.

Неудивительно, что после этого в стране с подачи журналистов началась истерия: модов начали считать исчадиями ада и отпетыми гангстерами. Не исключено, что именно благодаря этому движение, которое тогда уже было на излете, просуществовало на несколько лет дольше - моды снова стали ассоциироваться с крутостью и андеграундом, а не со школьниками на скутерах.

Конец эпохи.
Моды превращаются в скинов

Мод (слева) и хард-мод (справа)

К середине 60-х моды стали настолько популярным явлением, что мутации в нем были просто неизбежны. Как неизбежным было и то, что молодежь, рано или поздно, потеряет интерес к этому явлению из-за того, что оно стало мейнстримом, и отыщет себе что-то более андеграундное.

На пике популярности количество стиляг на «Веспах» в Лондоне превысило критическую отметку и модным стало скорее не быть модом, чем быть им. Альтернативой закиснувшему движению стало течение хард-модов. Эти парни все так же считали себя стильными знатоками моды и любителями скутеров, но в большей степени напирали на свою маскулинность и подчеркивали происхождение из рабочих семей. Вместо экстравагантных причесок они начали брить головы налысо, вместо итальянских туфель - носить тяжелые ботинки.

Хард-моды называли традиционных модов «павлинами» и вскоре дистанцировались настолько, что стали отдельной субкультурой. В конце 60-х они получили более известное нам прозвище «скинхеды». Эти парни в гораздо большей мере, чем моды, любили ска и регги, с большей охотой участвовали в драках и сильнее уважали честное британское пиво и ямайский каннабис, чем аптечные амфетамины. Позже, в 70-х, многие из скинхедов радикализировались, увлеклись неонацизмом и уже в таком виде стали больше всего известны у нас и за океаном. Но это - уже слишком далекая от модов история.

В 70-е и даже 90-е случились попытки возрождения модов, получившие название «mod-revival». Однако они довольно быстро утихли. Батины скутера, парки и итальянские пиджаки оказались не так актуальны, как хотелось бы любителям стиля модов. Хотя отголоски его носятся по британской и американской сцене до сих пор. Движение модов умерло, чтобы стать перегноем для более современных субкультур и веяний. Хотя некоторые из тех, оригинальных любителей стиля, до сих пор собираются, чтобы погонять на скутерах, покуражиться, выпить вместе с такими же постаревшими рокерами и вспомнить молодость.

Влияние субкультур на моду невозможно переоценить - не стоит лишний раз распространяться о том, какую роль в этом сыграли моды, глэм-рок, панк и тусовка Вивьен Вествуд 70-х, хип-хоп и или гранж 90-х. Множество дизайнеров с середины 1960-х и по сегодняшний день вдохновляются стилем отдельных сообществ, объединенных культурным кодом, идеологией и внешним видом (объединять людей подобным образом всегда стремилась и индустрия моды). Теперь в ход пошли и совсем неочевидные примеры. Рассказываем о не самых известных, но влиятельных субкультурах - от мексиканских чоло до адептов психоделики 1970-х - и о том, как они повлияли на сегодняшние тенденции в моде.

Текст: Алена Белая

Чоло


Корни субкультуры чоло - в молодом поколении переселенцев из Мексики, обосновавшихся в США поколение-два назад. Изначально термин использовался для обозначения местного населения Южной и Центральной Америки, но в 1960-х годах «чоло» стали называть рабочий класс живущих в Штатах мексиканцев и представителей их движения за гражданские права Chicano Movement. Собственно, тогда же, в 1960-е, обозначение «чоло» подхватила криминальная молодежь и стала использовать для самоидентификации - так образовалась самостоятельная субкультура.

Сперва к чоло относились только парни, они носили мешковатые штаны, майки-алкоголички и спортивные кроссовки (до сих пор среди популярных чоло-брендов Dickies , Ben Davis и Lowrider), но постепенно стиль подхватили и девушки. По сути, женская версия чоло отличается разве что мейкапом: выгнутые дугой татуированные брови, обведенные темным карандашом губы, стрелки cat eyes, плюс к этому - характерная прическа с высоким начесом над лбом и маникюр, которому позавидовала бы сама Лена Ленина.

Чоло как субкультура много взяла от андерграундного хип-хопа, поэтому девушки-чола за милую душу обвешивают себя золотыми побрякушками разной степени тяжести (а вот парни, кстати, не особо). Постепенно из урбан-культуры малообеспеченных районов Лос-Анджелеса и Сан-Диего субкультура чоло стала мейнстримом, который подхватили сперва в поп-культуре (одними из первых - Ферги и Гвен Стефани), затем - в моде. В итоге стилист Мел Оттенберг лепит из Рианны chola girl, журнал Dazed & Confused делает съемки в духе чоло, а дизайнеры посвящают девушкам-чола коллекции - вспомнить хотя бы Rodarte и Nasir Mazhar сезона весна-лето - 2014.

ЛГБТ-хип-хоп



ЛГБТ-хип-хоп, или, как его еще называют, хомо-хоп, появился на заре 1990-х в Калифорнии. Изначально хомо-хоп не позиционировался как отдельное музыкальное направление, но служил для обозначения ЛГБТ-комьюнити на хип-хоп-сцене. Сам же термин ввел Tim’m T. West , участник коллектива Deep Dickollective. Громко заявив о себе 1990-х, хомо-хоп на время затих в начале нового тысячелетия (за исключением, пожалуй, документалки «Pick Up the Mic» с участием главных хомо-хоп-исполнителей современности), чтобы возродиться с приходом 2010-х.

Новое поколение хип-хоп-исполнителей не только не скрывало своей нетрадиционной сексуальной ориентации (Фрэнк Оушен стал одним из первых афроамериканских исполнителей, сделавших каминг-аут, а Азилия Бэнкс не скрывает своих бисексуальных наклонностей), но и активно, зачастую в текстах, поддерживало ЛГБТ-движение. Примечательно, что изначально хомо-хоперы в общем-то не имели особых отличительных знаков в плане одежды, а с дрэг-культурой заигрывали вполне себе straight-артисты: от Grandmaster Flash and the Furious Five до World Class Wreckin’ Cru. Тем не менее некоторые консерваторы уверены: выступающие в юбках Канье Уэст и Trinidad James - результат распространения гей-движения в хип-хоп-рядах, а не хуже Рианны тверкающий в микрошортах и велосипедках Le1f - живой пример дискриминации маскулинности вообще и в хип-хопе в частности.

Мужская мода в последние годы в целом стремится к постепенному стиранию гендерных границ - начиная с главного проводника уличной культуры в индустрию люкса Рикардо Тиши, который выводил парней-моделей на подиум в юбках, заканчивая последними мужскими показами. Например, Loewe под руководством нового креативного директора Джонатана Андерсона или совершенно прекрасный Christophe Lemaire, после просмотра которых девушки составляют внушительные вишлисты.

Casuals



Кэжуалы сформировались в британской субкультурной среде в конце 1980-х, когда футбольные хулиганы отказались от фанатской униформы в пользу дизайнерских вещей и дорогой спортивной одежды, чтобы как можно меньше привлекать внимание полиции. Стиль, который стали эксплуатировать кэжуалы, появился куда раньше - еще во времена тедди-боев 1950-х и модов начала 1960-х. Собрав и переварив субкультурное наследие предшественников, кэжуалы вывели собственную визуальную формулу: джинсы прямого кроя Fiorucci, кроссовки adidas, Gola или Puma, рубашка поло Lacoste и кардиган Gabicci.

Считается, что с европейской уличной модой того времени лондонских хулиганов познакомили фанаты футбольного клуба «Ливерпуль», которые сопровождали любимую команду на всех евровыездах и привозили из поездок кучи шмоток дорогих спортивных марок (в то время - adidas или Sergio Tacchini). В конце 1990-х футбольные фанаты постепенно уходят от первоначального кэжуал-образа, а дорогие дизайнерские бренды, в свою очередь, снимают с продажи вещи, ассоциирующиеся с кэжуалами (в частности, с проблемой столкнулись Burberry с их фирменной клеткой).

Очередной подъем движение начало переживать с середины 2000-х, и в наше время кэжуалы даже не всегда являются преданными фантами футбола, зато лук все тот же, каким был на заре: узкие джинсы, футболка Palace, классическая модель Reebok. Этот образ (обозначим его как «лаконичный и аккуратный») сегодня можно увидеть и на манекенах Topman, и на подиумах Burberry Prorsum и Paul Smith, а в субкультурном контексте lad casual называют субститутом эксплуатирующего ультрамаскулинность херитейджа и неряшливого хипстерства.



Мы уже не раз о том, насколько велико влияние спорта на современную моду: вещи, изначально предназначенные для занятий в фитнес-клубе, теперь вполне органично вписываются и в городскую среду, а каблуки уступают место комфортной обуви вроде кроссовок, кед и слипонов. Историю взаимопроникновения моды и спорта можно наблюдать с середины XIX века: в 1849 году журнал Water-сure Journal опубликовал статью, призывающую женщин отказаться от модных в то время тяжелых кринолинов в пользу одежды, которая подарит больше свободы движений. Спустя два года известная феминистка Амелия Блумер появилась на публике в юбке длиной до колена и широких штанах наподобие турецких шаровар, впоследствии названных в ее честь - блумеры.

Впрочем, настоящий бум блумеры пережили только в 1890-х, когда женщины стали осваивать популярный тогда велоспорт. Дальше отголоски спортивной тематики появлялись в коллекциях и Габриэль Шанель (тот самый материал джерси и модели, вдохновленные теннисной формой), и Эльзы Скиапарелли (ее коллекция Pour le Sport), а позднее - Эмилио Пуччи (одежда для лыжного спорта), Ива Сен-Лорана (костюм для занятий охотой, в частности, жакет Norfolk), Аззедина Алайи и Роя Хальстона (топ наподобие верхней части купальника-бикини), Карла Лагерфельда (посвященная серфингу весенне-летняя коллекция 1991 года для Chanel), Донны Каран (платья начала 1990-х из неопрена) и многих других.

Отдельно в этой хронологии стоит выделить 1970-е - эпоху, когда спорт стал важной и модной частью образа жизни. К концу десятилетия все буквально помешались на аэробике и джоггинге не только по объективным для здоровья причинам, но и потому, что это считалось секси, и мода в свою очередь стала той площадкой, где спорт и секс слились в единое целое. Так, в сфере модного дизайна начали активно использовать флис, лайкру, махру, полиуретан, парашютную ткань, а девушки носили пластиковые козырьки как модный аксессуар.

С началом нового века спорт все так же красной нитью проходил сквозь модные коллекции почти каждый сезон, но очередная серьезная волна популярности пришлась на 2012 год, что многие связывают, в частности, с лондонской Олимпиадой. C завидной популярностью стали появляться коллаборации спортивных брендов с фэшн-дизайнерами: adidas со Стеллой Маккартни, Джереми Скоттом и Мэри Катранзу, Nike - с Рикардо Тиши, а подиумы оказались под очевидным влиянием спортивного стиля - достаточно вспомнить коллекции все той же Стеллы сезонов FW 2012/2013 и SS 2013, Александра Вэнга для его собственного бренда в сезоне SS12 и этой весной - для Balenciaga, Givenchy как главного пропагандиста толстовок всех мастей, Prada и Emilio Pucci сезона SS14. В общем, список можно продолжать бесконечно. Очевидно одно - все вкупе привело к тому, что сегодня спортивная одежда массово воспринимается неотрывно от повседневной жизни.

Психоделия



Психотропные препараты стали частью субкультурной жизни в США и Великобритании в середине 1960-х: в целом идеология приверженцев психодела выражалась в противопоставлении себя западному миру консюмеризма и, что закономерно, попытке убежать от реальности. После случившегося в 1967 году «Лета любви» контркультура окончательно оформилась в хиппи-движение, которое возвело в культ не только принципы peace and love, но и повсеместное употребление психотропных веществ, например ЛСД.

Пребывание в состоянии измененного сознания, в частности, подразумевало гипертрофированное восприятие цветов, фактур и картинок и заметно повлияло на формирование типичного образа хиппи и на развитие графики: в ход пошли кислотные оттенки, плавные, как бы стекающие силуэты, фактурные ткани. Кстати, популярность традиционного индийского узора пейсли объяснялась тем же - во время наркотрипа разноцветные «огурцы» складывались в прикольные картинки. Одним словом, все приемы в одежде служили тому, чтобы сделать психоделические опыты еще более зрелищными.

Главными проводниками психодел-моды служили бутики Paraphernalia в Нью-Йорке и Granny Takes a Trip в Лондоне, где продавались вещи дизайна Теа Портер, Зандры Роудс, Джин Муир и Оззи Кларка. Наследием психоделики можно считать рейверское движение поздних 1980-х с его кислотных цветов футболками, адским тай-даем и пластмассовой бижутерией - все эти приемчики в свое время брали на вооружение и Франко Москино, и Джанни Версаче.

Моду новейшего времени психодел-эстетика тоже не обошла стороной - по большей части в виде неоновых цветов, которые года с 2007 стали появляться в коллекциях с завидным постоянством. Впрочем, не только они: если вдуматься, столь любимые (сегодня, правда, уже не очень) калейдоскопические digital-принты не что иное как отголоски психоделически-френдли-орнаментов 1970-х, а также возвращение вещей тай-дай и стиля 70-х в целом. В частности, широкое использование оптических принтов в осенних коллекциях этого года.