Образ и характеристика желткова в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение. Характеристика Желткова: "Гранатовый браслет", А

Драматические события, случившиеся с главными героями, никого не оставят равнодушным. Безответная любовь унесла жизнь прекрасного человека, так и не сумевшего смириться с тем, что никогда не сможет быть вместе с любимой женщиной. Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет» является ключевым. На его примере можно увидеть, что настоящая любовь существует вне зависимости от времени и эпох.

Желтков главный герой произведения. Полное имя неизвестно. Есть предположение, что звали его Георгий. Документы мужчина всегда подписывал тремя буквами Г.С.Ж. Работает чиновником. Много лет безответно влюблен в Веру Шеину, замужнюю даму.

Образ

Молодой мужчина лет 35.

«…лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти…».

Худой, изможденный. Высокого роста. По плечам спускались длинные, мягкие волосы. Вид у Желткова болезненный. Возможно это из-за чересчур бледного цвета лица.

«очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине…»

Чиновник носил светлые, с рыжеватым отливом усы. Худые, нервные пальцы были в постоянном движении, что выдавало нервозность и неуравновешенность.

Характеристика

Желтков был чудесным человеком. Воспитанный, тактичный, скромный. За годы, что он снимал квартиру, стал для хозяйки жилплощади почти родным сыном.

Своей семьи у мужчины не было . Есть только брат.

Небогат . Жил очень скромно, не позволяя себе никаких излишеств. Зарплата мелкого чиновника была невысока, особо не разгуляешься.

Порядочен . Благороден.

«Я сразу угадал в вас благородного человека…»


Честный . Искренний. На таких, как он всегда можно положиться. Не подведет, не обманет. Не способен на предательство.

Любит музыку . Любимый композитор Бетховен.

Любовь в жизни Желткова

Несколько лет назад Желтков влюбился в Веру, увидев ее в опере. На тот момент она была не замужем. Смелости признаться на словах в своих чувствах у него не хватило. Он писал ей письма, но Вера попросила больше ее не беспокоить. Ей очень не нравилась его назойливость. Вместо ответного чувства в женщине поднималась волна раздражения. На какое-то время он замолчал, ни чем, не напоминая о себе, пока не подошло время празднования именин у Веры. На празднике она получает дорогой подарок, отправителем которого был безнадежно влюбленный Желтков. Своим подарком он показал, что чувства не остыли. Только сейчас он все понял и осознал, что письма были глупыми и дерзкими. Он раскаивался и просил простить. Вера стала для него смыслом жизни. Он не мог дышать без нее. Она единственная радость, скрашивающая серые будни. Его письмо прочитали муж и брат Веры. На семейном совете было решено остановить его любовные порывы, вернув браслет и попросив больше не беспокоить их семью. Вера сама сказала ему об этом по телефону. Для бедняги это стало тяжелым ударом. Он не смог перенести его, решив навсегда уйти из жизни, выбрав для этого страшный способ – самоубийство.

Любовь - это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева - всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Характеристика Желткова в рассказе "Гранатовый браслет"

С 1900 по 1910 год писатель пишет ряд повестей и рассказов, которые показывают настоящую любовь. Куприн возносит над людьми это всепоглощающее чувство, наделяя им своих главных героев. Не обошла эту тему и повесть "Гранатовый браслет". Главным героем в ней становится простой чиновник - Г. С. Желтков. Куприн наделяет его верной и чистой любовью, той, которая не способна на предательства и обман, что подобна идеалу.

Характеристика Желткова в "Гранатовом браслете" начинается с описания его безответной любви. Предметом воздыхания главного героя становится молодая светская дама - Вера Николаевна. Первое письмо главный герой повести пишет княгине ещё до её замужества. В нём молодой и неопытный телеграфист описывает все свои чувства к Вере Николаевне. Но не получает на него никакого ответа. В течение многих лет безнадёжно влюбленный Желтков отправлял письма княгине, которая не воспринимала все его любовные откровения всерьёз. Более того, вся семья Веры откровенно насмехалась над ним и высмеивала, считая Г. С. Ж. маньяком и ненормальным человеком.

Гранатовый браслет

Предпоследнее своё письмо и подарок Желтков отправляет княгине в день её именин. Как писал сам телеграфист: "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мной лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег". Этот фрагмент, взятый из письма к своей возлюбленной, можно внести как начало характеристики Желткова. Подарком мелкого чиновника становится браслет, украшенный россыпью красных гранатов. Это единственное, что мог подарить главный герой повести своей возлюбленной.

Несмотря на всю тяжесть судьбы, герой повести Куприна счастлив от осознания того, что любит. Основной характеристикой Желткова является чистота и безрассудность его чувств к Вере. В своих письмах он размышляет о том, что правильней всего было бы уехать и оставить свою любовь, но сделать это он не в состоянии. Всеми своими мыслями и чувствами он всё равно был бы навеки связан с ней.

Внешняя характеристика героя

Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.

Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны - генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.

Жилищные условия главного героя

Ключевой характеристикой Желткова в "Гранатовом браслете" Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.

Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.

В своей повести Александр Иванович Куприн показывает всю мощь и силу настоящей любви, не ждущей награды. Ту, что сильна, как смерть. И несёт такую любовь, как крест, всю жизнь, главный герой повести. По характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" понятно, что он человек широкой души, в которой есть место любви и самопожертвованию. И отдаёт он ей себя полностью, без остатка, чувствуя себя счастливым лишь оттого, что имеет возможность испытать это чувство.

И. А. Куприна можно назвать одним из «королей» прозы. В его произведениях особое место занимает любовь. Рассказ «Гранатовый браслет» пропитан неземной любви. Сюжет произведения разворачивается в любимой Куприным Одессе. В нем сравниваются большое чувство чиновника с очерствелой душой людей, стоящими выше Желткова.

Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы. Желтков высокого роста и худощавого телосложения. Он обладает возвышенным чувством.

Желтков влюблён в Веру Шенину, холодную аристократку. Он считает ее необыкновенной. Сам он так же является весьма необыкновенным человеком. Из письма, которое Желтков написал к именинам Веры, можно понять его духовный облик. Он не на что надеяться, но он готов пожертвовать всем. В его словах ощущается преклонение, уважение, отвага. В качестве подарка Вере он преподнес гранатовый браслет. Он принадлежал матушке Желткова,в то время уже покойной, поэтому был очень ценен героем. Кроме того, браслет обладает интересной историей. По поверью он дает дар предвиденья и оберегает от насильственной смерти его владелицу.

Смысл жизни героя заключался в бесконечной любви. Больше ничего ему было не надо. Желтков был наполнен сладкими мыслями о своей возлюбленной. Герой считал, побег из города не сможет противостоять его чувствам. Он не смог бы отпустить мечты о Вере. К сожалению, его любовь не была взаимной. Безответная любовь имеет губительную силу. Желтков писал в своем письме, что его не интересует ни наука, ни политика, ни окружающий мир, словом абсолютно ничего, кроме своей любимой Веры. Его жизнь заключалась только в ней. Написал он это письмо до своего самоубийством. Своим обращением он поднял чувства до уровня трагизма. Теперь перед Верой открывается другой мир, наполненный неизведанных чувств. Выходит, Желтков любил до последнего вздоха, до последнего стука своего сердца.

Неважно кто ты: токарь, начальник, писатель, депутат, кассир, командир-перед любовью все оказываются на одном уровне. Желтков вызывает чувство сострадания, так как безответная любовь - это тяжелая ноша. Но только в ней он видел смысл жизни, только она дарила ему моменты пропитанные счастьем и безумством. Наверное, самое страшное быть безразличным ко всему вокруг и видеть перед собой лишь предмет своего воздыхания.

Сочинение Желтков с портретной характеристикой

Ни одно произведение русской литературы посвящено теме любви. Это чувство в любом из своих проявлений движет людьми, миром. Отношения между влюбленными зачастую переходят в привычку. Однако одного из своих героев рассказа "Гранатовый браслет" А. И. Куприн наделил бессмертным чувством - любовью, которая не угасла до самой смерти.

Несмотря на то, что общая характеристика Желткова не отличалась ни яркой внешностью, ни особыми проявлениями мужской силы, поступками и идеями, однако в конце произведения этот герой сосредотачивает на себе внимание всех окружающих. Он становится понятным, раскрывается благодаря своему богатому внутреннему миру, где имеет место чистая, искренняя любовь.

Занимая должность маленького чиновника "в каком-то казенном учреждении", он не выделялся ни заслугами, ни внешним видом. Неприглядный вид щуплого, невысокого молодого человека не старше сорока лет больше напоминал нежную девицу с ямочкой на подбородке и "мягкими волосами". Его бледность кожи, беспорядочные движения, нервозность ("застегивал и расстегивал пуговицы") завершали образ неуверенного с виду, скрытного человека.

Отсутствие собственного жилья у Желткова подтверждало его неблагополучное материальное положение. Судя по описанию комнаты, которую он снимал, у него было немного денег. Проживал он в неосвещенной, небольшой комнате со старой мебелью. Однако, несмотря на подобные характеристики, в этом человеке оказалась нескончаемая энергия, которая давала силу и способность переносить любое давление на жизненном пути благодаря той минуте, когда он впервые в цирке встретил Веру Шеину. С того момента любовь затмила все. Он не видел в ней недостатков, это был его идеал. Порой жизнь казалась Желткову пыткой, так как он не видел ни доли взаимности. Возлюбленная все годы находилась под его наблюдением. Но он не хотел ничего менять, наслаждаясь возможностью любить.

Этот человек не отличался особым виденьем мира. Он был обычным мужчиной, способным по-настоящему любить одну женщину всю жизнь. Несмотря на ее замужество, холодность, в душе теплилась надежда на взаимность. Это чувство давало ему неземные силы, ощущение счастья. Отношение к герою меняется от начала к концу рассказа. Из тихого, неизвестного он превращается в думающего мужчину с бушующими страстями. Однако остается наедине со своими чувствами, выражая мысли лишь в письмах. Он был верен и себе, и Вере. И счастлив лишь от мысли, что горячо ее любит. Подарок Желткова в виде гранатового браслета - это не что иное, как желание ощутить невидимую духовную связь с женщиной после того, как она его получит.

Таким образом Куприн наделил Желткова чувством, которое толкает человека на подвиги. В душе таких людей есть место для доброты, терпения, самопожертвования и верности, желания отдать себя без остатка.

Несколько интересных сочинений

  • Жизнь народа – это главная тема творчества Н.С. Лескова. В своих произведениях он не пытался учить народ жить. Автор просто проникался жизнью обычных людей. Героев своих рассказов не выдумывал, брал их из жизни
  • В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение

    Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают

Желтков Г. С. (видимо, Георгий - «пан Ежий») - появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта - получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.

То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньак <...> может быть, твой жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата <...> Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого ^К. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».

Дома Вера застала знакомую пианистку - Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным - «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.

Цель урока : показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Оборудование урока : запись Второй сонаты Бетховена.

Методические приемы : комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет» , написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка.) В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

II. Прототипы рассказа

Учитель читает следующий отрывок из воспоминаний Л. Любимова:
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывал по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л. Любимов. На чужбине, 1963

III. Аналитическая беседа сопоставительного характера

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
- Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
- Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
- Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шеиной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?
- Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси «Поединка», «Гранатового браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник»). Что сближает и чем резко отличаются эти два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?

IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»

- Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней, / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)

- Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

- Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность.)

- Каково символическое звучание этой детали?
(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

- Как развивается тема любви в рассказе?
(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

- Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.
Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

V. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Подумаем над словами Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».
Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по рассказу А. И. Куприна.

Темы сочинений:
1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

Дополнительный материал (работа над сочинением)

1. Этапы работы над сочинением

Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;
2) определение основной идеи сочинения;
3) определение жанра сочинения;
4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);
5) составление плана сочинения;
б) обдумывание вступления к основной части;
7) составление подробного плана основной части;
8) анализ заключения.

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения - А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».
«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной - это любовь, а не сумасшествие».
«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова».
«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».
«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.
«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:
Нам говорит согласье струн в квартете,
Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».
(Эпиграф - строки из стихотворения Тютчева:
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек». А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая - любовь.
Но еще не любовь - соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, - любовь!
Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План - это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.
1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.
2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:
а) генерал Аносов о любви;
б) обретенные чувства;
в) любовь и письма Желткова;
г) бездушные люди;
д) последнее письмо;
е) соната номер два.
3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:
1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».
2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.
Основная часть состоит из пунктов.
а) глубина чувств Желткова;
б) последнее письмо Желткова;
в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.
3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление - первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.
Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).
2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).
4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).
5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Какая красивая сказка... - подумал я. - А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка - Желтков и Солнце - Вера».
Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».
Это вступление лирическое.

3. «Любовь - излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков - в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, - гласит преданье, -
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».
Это вступление сравнительное.)
При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.
1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».
2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».
3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».