Отрывок, характеризующий Цыганов, Николай Георгиевич. Николай Григорьевич Цыганов

Имя этого удивительного поэта, Николая Григорьевича Цыганова, родившегося почти одновременно с Пушкиным, сегодня, к сожалению, полузабыто. Но песни его до сих пор неумолчно звучат по всей России.

Юркий Колька-потешник и добрая Агашка

Колька Цыганов стоял на крыше избы весь черный, чумазый, как чертенок (трубу чистил), и кричал сверху: «Сваты!..Сваты едут!.. Агашку сватать!». Ему было жалко «свою невесту» - крепостную девушку, белозубую и статную Агафью. С веснушками и такой длинной косой, что когда на речке она расплетала ее, то тела не было видно. Иногда на вечерках добрая Агашка давала «цыганенку Коле» семечек или пряничек, за что его и прозвали - «жених». И вот на тебе - «невесту» сватают. И Колька, стоя на крыше, только вздохнул - ладно уж, пусть Агашку сватают. Все равно ничего у них не выйдет.

А по улице, все приближаясь, неслась нарядная тройка, вся в лентах. И возница разряжен был ярко, в красное. Даже пуще самого жениха и чинных толстых сватов в картузах, с цветами в петлицах. Тройка промчалась, взметая пыль, на другой конец села и там замерла. Однако вскоре, не успел Колька дело доделать и с крыши слезть, как уж сваты тронулись в обратный путь. Теперь проехали скучные, злые, без картузов, без цветов, и лысины блестели на солнце.

А вечером перед ужином юркий Колька-потешник «кривлялся» - давал родным «представление». Как надутые сваты к Агашке ехали и как потом «побитые» восвояси убрались. Но мать почему-то вздыхала, а отец вдруг дал «артисту» подзатыльник: «Хватит паясничать... - и жене: - Она бесприданница, а, дура, туда же: «Не хочу, не буду. Старый, старый». А могла б зажить припеваючи». И мать горюнилась: «Вот слез-то теперь у них в дому. Жених-то бондарь был, вольный. Могла б и она вольную получить. И сарафан ей матушка уж такой красный сшила, с рюшами... Вот горе так горе».

В метрических книгах Николай Григорьевич Цыганов (1800-1833) был записан как «московский мещанин ». Хотя по другим источникам - он родился под Петербургом, в семье «вольноотпущенного крестьянина», работавшего в десятые годы «по торговым поручениям» в приволжских (Саратовском и Симбирском) краях у хлебопромышленника Злобина. Так или иначе, а Коля провел детство в разъездах с отцом по России. Учился урывками. Порой, когда жили на одном месте подольше, мальчику удавалось даже пристроиться в местный театр «на побегушки» и даже играть на сцене жалостливые «сиротские» рольки. По одной из версий биографов, актерский талант Цыганова был замечен литератором М. Н. Загоскиным, служившим тогда в Симбирской театральной инспекции. По его-то протекции одиннадцатилетний Коля и был «помещен» в Московское театральное училище. А через восемь лет, окончив его, стал драматическим актером Малого театра. И даже получил звание артиста Императорских театров. Для вчерашнего крепостного это был огромный успех. Уже одно то, что его «обожал» великий трагик П. С. Мочалов, говорит о многом.

Не шей ты мне ты, матушка, красный сарафан

Обычно после спектакля и многократных выходов «на поклон» к рампе уставшие актеры приезжали в дом к Мочалову на Тверскую, и творческий вечер продолжался возле зажженного камина. Мочалов, лежа на бархатной оттоманке с бокалом в руке, просил Николая что-нибудь спеть. «Ну, эту... «Я посею, молоденька, цветиков маленько ». А впрочем, - он царственно махал рукой, - давай любую, все до слез хороши!». И Николай Григорьевич, взяв гитару и глядя на пляшущий огонь, неспешно перебирал струны. Теперь это был совсем иной Цыганов, не тот шумный скоморох, что на сцене. (Он обычно играл роли шутов, плутоватых слуг, комичных старцев.). Тонкое лицо его преображалось, словно спадала маска, и проступало иное - задумчивое, прекрасное. Черные кудри оттеняли бледный высокий лоб, полуопущенный взор больших глаз, болезненный румянец. Петь он начинал тихо, словно издалека:

Не шей ты мне ты, матушка, красный сарафан,
Не входи, родимая, попусту в изъян.

Рано мою косыньку на две расплетать.
Прикажи мне русую в ленту убирать!
Пускай непокрытая шелковой фатой
Очи молодецкие веселит собой!

В театре все знали, что сочиняет Цыганов давно. И музыку, и стихи. Но нигде не печатает, поскольку ни издателя, ни денег на свое дарование у него нет. Хотя и подрабатывает еще и в Большом театре, чтоб оплатить аренду приличной квартиры. Исполняет Цыганов там не только драматические роли, но порой и небольшие оперные партии. Ибо голос «ой, как хорош».

Золотая волюшка мне милей всего!
Не хочу без волюшки в свете ничего!

Около 50 песен, не просто стихов, а именно «русских песен», написал Николай Григорьевич за свою короткую 33-летнюю жизнь. Он писал их легко, как дышал, как пел, как плакал. Не знал, что потом критики назовут это «искренним», «камерным дарованием», жанром «трагедийной народной лирики», а его самого - «предтечей» большого русского поэта А. В. Кольцова. При жизни же его песни расходились по всей стране в списках. «У соловушки одна песенка », «Я, как льдинка от лучей, на песочке таю » и пр. Порой они, уже безымянные, попадали в популярные песенники. А великие композиторы и тогда, и впоследствии сочиняли музыку на эти слова. Например, А.Е. Варламов («Не шей мне, матушка, красный сарафан »), П.И.Чайковский («Без поры да без времени сохнет во поле муравушка » и др.), С.В. Рахманинов («Что ты, соловьюшко, корму не клюешь? »). Но среди всех есть одна, особая песня, трепетная, до боли щемящая и за два столетия объявшая души, кажется, всех поколении. И чудится - вот сидит задумчивый автор у пылающего огня и, перебирая струны, тихо поет:

Течет речка по песочечку,
Бережочек точит,
А молодая, русокудрая,
В речке ножки мочит.

ЦЫГАНОВ , Николай Григорьевич -- поэт. В биографии Ц. много невыясненного. Свидетельства первых его биографов, писавших о нем много лет спустя после его смерти, во многом противоречат друг другу. Большинство исследователей творчества Ц. вслед за М. Лонгиновым (Московские ведомости.-- 1857.-- 30 мая.-- No 65.-- С. 298--299) основывались на следующих фактах его биографии. Ц. родился в Петербурге в семье вольноотпущенного крестьянина. Отец Ц. после получения вольной выполнял торговые поручения известного в волжском крае хлебопромышленника Злобина. Детство Ц. провел в разъездах с отцом по России. Учился урывками. В 1816 г. поступил в Саратовскую театральную труппу и вместе с ней гастролировал по разным городам. В Симбирске был замечен М. Н. Загоскиным, служившим тогда в театральной инспекции, и при содействии последнего стал актером Московского Малого театра. По другой версии (Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 406--408), Ц. родился в Москве в мещанском семействе, был помещен в театральное училище на одиннадцатом году и закончил его примерно через 8 лет, получив звание артиста императорских театров. На основании документальных данных (надписи на могильной плите Ц., программ театральных спектаклей с его участием и печатных рецензий на эти спектакли) можно считать установленными лишь даты рождения и смерти Ц. (последняя -- приблизительна) и время его службы в московских театрах (начало 1828 -- конец 1832) -- в Малом и Большом, где он исполнял драматические роли (преимущественно плутов, слуг и комических стариков) и некоторые оперные партии. Отдельные сведения о личности Ц., свойственной ему манере исполнения своих произведений, его деятельности по собиранию фольклора, его окружении (он был другом великого трагика П. С. Мочалова), содержащиеся в двух вариантах его биографии, подтверждаются прямо или косвенно высказываниями близко знавших его современников. Почти все произведения Ц. (около 50) принадлежат к одному жанру, который современники называли "русской песней". Создавая свои песни, Ц. ориентировался прежде всего на образцы устной народной лирики. По свидетельству Ф. А. Кони, Ц. был великолепным знатоком фольклора, "исходил почти всю Россию, чтоб послушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час", и собрал богатую коллекцию волжских разбойничьих песен, которую не успел опубликовать (Пантеон русского и всех европейских театров.-- 1840.-- Ч. I.-- С. 130). Ц. мало заботился о публикации песен, но любил исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. По-видимому, довольно часто Ц. пел в домах актрисы М. Д. Львовой-Синецкой и драматурга А. А. Шаховского, где постоянно собирались писатели и актеры (в доме Львовой-Синецкой бывал композитор А. Е. Варламов, написавший ряд романсов на стихи Ц.). Характерные для лирики Ц. темы: несчастливая любовь молодца или девицы, неудачный брак, женская обездоленность, неволя, смерть на чужбине. Песни имеют чаще всего форму лирической исповеди или эмоционального рассказа, обычно перемежающегося монологами и диалогами персонажей, с жалобами на разлуку, измену, ревнивого мужа, сиротство, одиночество и т. п. Ц. лучше своих современников, работавших в жанре "русской песни", владел многообразием приемов народной лирики. Типичен для его песен прием образного параллелизма ("Ясну соколу быть поиману, / Обескрылену / Во неволе... / Добру молодцу быть в солдатушках / Обезглавлену / В ратном поле" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 422). Чрезвычайно органично вписаны в лучшие песни Ц. отрицательные сравнения ("Не успели цветики / Распуститься, / Уж их злая засуха / Поедает.../ Не успела я с дружком / Обручиться,/ Уж он меня, бедную, / Покидает" -- Там же.-- С. 420), риторические обращения к природе ("Что ты рано, травушка, пожелтела?" -- Там же.-- С. 420; "Ты подуй, подуй, / Тихий тепленький / Ветерочик" -- Там же.-- С. 435), постоянные эпитеты ("русы кудри", "резвы ноженьки", "змея лютая", "под косящетым окошечком", "Окол садика зеленого, / Близко терема высокого" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 226--227), парные синонимические словосочетания ("журит, бранит", "по уму, по разуму", "в тоске-кручине"), слова с уменьшительными суффиксами ("лебедушка", "голубчики", "сердечушко", "зоренька"). Нотных записей напевов, которые сочинял (или подбирал к своим текстам из народного репертуара) Ц., не сохранилось, поэтому выяснение музыкально-ритмической основы его песен невозможно. Активное использование Ц. рифмы и других звуковых повторов (внутренней рифмы и консонансов) в значительной мере было отражением новых тенденций в устном народном творчестве и лишь отчасти может быть объяснено непосредственным воздействием книжных образцов. Большая часть песен Ц. имеет элегическую окраску. В его лирике, как и в лирике других поэтов его времени, тяготевших к стилизации фольклора (А. А. Дельвиг, А. Ф. Мерзляков, Ф. Н. Глинка), ощутимы мотивы сентиментальной и романтической поэзии. Это сказывается в выборе тем (см. выше), в сюжетных ситуациях отдельных песен (гибель одного из влюбленных или их обоих, оплакивание погибшего: "Лежит в поле дороженька", "Не туманами, не мглой солнышко затмилось" и др.; мрачные и трагические картины вещего сна, соперничества жены и любовницы разбойника: "Рассудите мне, люди добрые", "У соловушки одна песенка"), в образной системе ("И как льдинка от лучей на песочке таю" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 424; "Бурным вихорем умчалась / Младость -- красная пора" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 251), в лексике ("слезы горькие", "вздохи тяжкие", "как безумная заметалася"). Заметнее всего влияние книжной поэзии в тех сочинениях Ц., которые отличаются скорее романсовым, нежели песенным складом ("Русская элегия", "Каркнул ворон на березе"). Ц. был непосредственным предшественником А. В. Кольцова. Отличаясь от Кольцова камерностью своего дарования, уступая ему в социальной значимости и широте тематики, Ц. в то же время в лучших своих песнях в большей степени приблизился к традиционной народной лирике. Ц. опубликовал при жизни очень незначительное количество текстов (Комета.-- 1830.-- С. 99--102, 216; "Молва" от 15 марта и 2 мая 1832 г.-- С. 97, 161). Первый поэтический сборник Ц., включивший большую часть его песен, вышел лишь в 1834 г. Однако уже при жизни Ц. песни его расходились в списках по всей России. Многие из них попали в популярные песенники. Наибольшую популярность приобрел романс "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", музыку к которому написал А. Е. Варламов. К наследию поэта обращались также А. Н. Верстовский ("При долинушке береза белая стояла"), П. И. Чайковский ("Без поры да без времени сохнет в поле муравушка", "Не кукушечка во сыром бору жалобнехонько вскуковала"), С. В. Рахманинов ("Что ты, соловьюшко, корму не клюешь?") и др. Ряд песен Ц. получил широкое распространение в народной среде. Вплоть до настоящего времени собиратели фольклора постоянно фиксировали в народном репертуаре варианты песен "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и др. Соч.: Русские песни Н. Цыганова.-- М., 1834; Песни русских поэтов (XVIII -- первая половина XIX века).-- Л., 1936.-- С 52--59; Песни и романсы русских поэтов.-- М.; Л., 1965.-- С. 417--459. Лит.: Лонгинов М. Николай Григорьевич Цыганов // Московские ведомости.--1857.-- No 65.-- 30 мая.-- С. 298--299; Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 407--408; Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов.-- Спб., 1886.-- С. 33--39; Московский Некрополь.-- Спб.. 1908.-- Т. 3.-- С. 299; Острогорский В. Этюды о русских писателях. Художник русской песни А. В. Кольцов.-- Спб., 1911.-- Т. IV.-- С. 22--26; Сидельникова А. В. Песни Н. Г. Цыганова и их народные варианты // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Вопросы русской литературы.-- М., 1970.-- Т. 389,-- С. 135--147; Н. Г. Цыганов и его песенное творчество // Там же.-- М., 1971.-- Т. 455.-- С. 143--159; Совалин В. С. Ритмическая организация песен Н. Г. Цыганова // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. трудов МОПИ им. Н. К. Крупской.-- М., 1977.-- С. 61--101.

Ф.В.Сычков. Мяльщицы льна

Стихи запоминаются, когда они музыкальны, когда являются музыкой по преимуществу. Русские поэты, писавшие стихи именно так, становились народными. С годами их имена и вовсе исчезали, а русская песня на их стихи оставалась жить, теряя свое авторство. К числу таких поэтов-песенников принадлежит Николай Григорьевич Цыганов, о котором мало кто знает, о нем почти ничего неизвестно, но его русские песни живут и по сей день, значась под рубрикой «Народная песня». Самая известная русская песня на слова поэта «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Музыку к ней написал Александр Варламов, известный по романсам «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» и другим.


«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!

Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!..."
.........................
«Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать!..."
(Красный сарафан, музыка А.Варламова)

А.Е.Варламов


На стихи Николая Цыганова Варламов сочинил еще несколько песен, в том числе известные

«Что ты рано, травушка, пожелтела?», «По полю, полю чистому», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко!». Известными стали и другие стихи поэта: "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и другие

Ах, спасибо же тебе,
Синему кувшину,
Разгулял ты мою
Горькую кручину;

Знаться б мне давно с кувшином,
Горе б по ветру неслось,
Ретивого б не сушило,
В русы кудри не ввилось.

Кроме Варламова, музыку на стихи Николая Григорьевича сочиняли Титов, Чайковский, Рахманинов, Верстовский и другие. Раньше всех сочинял музыку к своим стихам сам поэт, любивший русскую песню и часто исполнявший ее под гитару. Фактически это была та же авторская песня.

Ф.Малявин. Поющие крестьяне


Но, как часто бывает с людьми скромными, застенчивыми и тихими, Цыганов не считал свое сочинительство достойным всеобщего внимания, и никогда не стремился ни собирать своих стихов, ни, тем более, публиковать их.

При жизни поэта было опубликовано всего несколько стихотворений, а первый поэтический сборник русских песен Цыганова, собранный его друзьями, появился только три года спустя после смерти поэта, в 1934 г.. Издание моментально разошлось, став библиографической редкостью. Второе издание вышло через двадцать три года, и тоже разлетелось как горячие пирожки.

«Что ты рано, травушка, пожелтела?
Что вы рано, цветики, облетели?
Что ты так, красавица, похудела:
Впали алы щеченьки, побледнели…
Впали ясны оченьки, потускнели?..»

— «Не успели цветики распуститься,
Уж их злая засуха поедает…
Не успела я с дружком обручиться,
Уж он меня, бедную, покидает —
Без поры, без времени убивает!»
( 1830. Музыка А.Варламова)

Наталья Гончарова. Женщина в платье


Сын бывшего крепостного крестьянина, Николай с детства ездил с отцом по всей России, т.к. отец работал у купца Злобина, участвуя в его торговых оборотах и приходилось много ездить. Уже тогда мальчик любил слушать русские народные песни, с годами став заядлым собирателем русского фольклора.

Известно, что он собрал большую коллекцию разбойничьих песен и готовил ее к изданию, но по цензурным соображениям сборник так и не вышел, в конце концов бесследно исчезнув. Вообще сведений о Николае Григорьевиче Цыганове очень мало и они противоречивы.

Точно известно только дата его рождения (1897), то, что он в 19 лет поступил в Саратовскую бродячую труппу и вместе с театром странствовал двенадцать лет. Потом его увидел писатель Загоскин и стал хлопотать, чтобы Цыганова приняли в труппу Малого театра в Москве.

А.Е.Архипов. Крестьянская девушка


Актером он был, правда, не самых выдающихся способностей, часто злоупотреблял загулами, но в театре его любили за искренность, доброту и за то, что всегда был на месте. В Малом театре поэт прослужил всего три года, до самой смерти. Умер он в 34, от холеры. Именно московский период сделал его знаменитым, а его песни запели по всей стране - от дворянских усадеб до крестьянских изб.

Не кукушечка во сыром бору
Жалобнёхонько
Вскуковала —
А молодушка в светлом терему
Тяжелёхонько
Простонала.

Не ясен сокол по поднебесью
За лебедками
Залетался —
Добрый молодец, по безразумью,
За красотками
Зашатался!..

Ясну соколу быть поиману,
Обескрылену,
Во неволе…
Добру молодцу быть в солдатушках
Обезглавлену
В ратном поле.

А.Е.Архипов. Женщина в красном


Списки со стихами-песнями переходили из рук в руки, пока окончательно не теряли авторство и не становились народными. Параллельно с Малым театром Цыганов выступал в качестве оперного солиста в Большом.

Но основная его жизнь проходила в среде актеров Малого, в котором сложился кружок любителей народной песни. Здесь поэт познакомился с Ф.А.Кони, редактором ж. "Репертуар", актерами Щепкиным и Мочаловым, композитором Верстовским, Варламовым и другими, писавшими потом музыку на его стихи. Ф.А. Кони был близким другом поэта и вспоминал о нем с особой теплотой:

"Цыганов был замечательный русский поэт. Он исходил почти всю Россию, чтоб подслушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час. Он записывал их песни, подмечал оригинальные выражения и имел особенный такт отличать чисто национальные перлы в русских песнях от искусственной подделки под национальность...

В поэтическом отношении, по созданию песен, Цыганов стоял гораздо выше барона Дельвига... Ранняя смерть не дозволила Цыганову обнародовать богатого собрания волжских разбойничьих песен, которые ему удалось подслушать и отыскать в низовых губерниях, а русская литература потеряла через то чудесный материал для народной баллады..."

А.Е.Архипов. В гостях


Все песни Н.Г.Цыганова одного жанра, который тогда назывался «русской песней». Это была стилизация фольклора. За основу брались уже существующие народные песни, которые поэт потом переделывал или развивал известный сюжет. Темы, звучавшие в них - несчастная любовь, неудавшийся брак, тяжелая женская доля, разлука, смерть, неволя.

Ох, болит
Да щемит
Ретиво сердечко —
Всё по нём,
По моём
По мило́м дружечке!

Он сердит,
Не глядит
На меня, девицу,—
Всё корит
Да бранит,
Взносит небылицу:

Будто днём
Соловьём
По садам летаю,
Не об нём,
Об ином,
Звонко распеваю!

В.Максимов. Сборы на гулянье


Читаешь его стихи, и понимаешь, почему они становились народными песнями. Простота, искренность, теплота, задушевность, горькая до отчаяния заунывность делали их близкими народу. Изысканные стихи Дельвига, на стихи которого писали музыку Альябьев, Глинка и Даргомыжский, в народе не прижились. Они писались для дворян.

Цыганов был предшественником Кольцова, поэта известного, но, надо признать, что русская песня Цыганова была гораздо популярнее песен Кольцова: первые - стихи для пения, вторые - песни для чтения. Но именно с этими двумя поэтами связан расцвет русской песни.

Течет речка по песочку,
Через речку - мостик;
Через мост лежит дорожка
К сударушке в гости!
Ехать мостом, ехать мостом,
Аль водою плыти —
А нельзя, чтоб у любезной
В гостях мне не быти!
Не поеду же я мостом —
Поищу я броду…
Не пропустят злые люди
Славы по народу…
Худа слава - не забава…
Что в ней за утеха?
А с любезной повидаться —
Речка не помеха.


Цыганов Николай Григорьевич родился в 1797 году в Москве в семье вольноотпущенного приволжского крестьянина - поэт.

До 19 лет жил с отцом, помогая ему по хозяйству.

В 1816 поступил актером в саратовскую труппу и в течение 12 лет вел бродячий образ жизни.

В 1828 находящийся в Симбирске директор московских театров и романист М. Н. Загоскин обратил внимание на Николая Григорьевича и помог ему перевестись в Московский театр. Скитаясь по России, Цыганов внимательно изучал жизнь народа, его творчество, собирал разбойничьи песни, которые впоследствии пытался издать отдельным сборником, однако цензура их не пропустила. Цыганов и сам пробует свои силы в песенном жанре, переделывая и варьируя народные песни. Будучи скромным и застенчивым, он не придавал почти никакого значения своим поэтическим опытам. Обычно он импровизировал во время игры на гитаре, а друзья записывали.

При жизни Николая Григорьевича всего лишь несколько его песен было напечатано в театральном сборнике «Литературный кабинет». Отдельным изданием песни Цыганова Н.Г. вышли после смерти автора (1834).

Он писал главным образом элегические песни. Основные темы их - разлука, измена, потеря любимого человека, горе, причиненное «злыми людьми», и так далее. Во многих его песнях слышится жалоба на судьбу, изломавшую молодость человека. Характерны для лирики Цыганова мотивы несчастной любви, концовки песен нередко пессимистичны. Правда, его герои от любви не умирают, но они страдают, вянут и сохнут.

Бытовые картины в песнях Цыганова встречаются редко, но кое-где рассыпаны намеки на ненормальные семейные отношения: женщина жалуется на старого ревнивого мужа, отнявшего у нее волю. Какая-то придавленность, покорное подчинение року - эти мотивы тоже нередки в песенном творчестве поэта.

Встречаются у него и картины природы, задушевные и лиричные. У Николая Григорьевича нет описаний земледельческого труда.

Цыганов широко пользовался разнообразными приемами устной народной лирики: отрицательными сравнениями, символами, народными эпитетами и так далее. Для его песен характерны, например, такие образы, как цветок незабудочка, кукушечка, кукующая во сыром бору, рано потемневшая травушка, пташка в клетке, желтая речка, белая береза и другие, широко представленные в русской народной лирике.

Цыганов придавал большое значение рифме: у него встречаются рифмы тождественные, случайные, морфологические, синонимические и смысловые; ассонансы (ноченька - в оченъках, о бывалом - нимало и др.). У него богатая и оригинальная строфика: в основном Цыганов разрабатывал шестистишие, но встречается у него и пятистишие с редкой рифмовкой («Ах, вы, кони, мои вороные...»). В повествовательную речь поэт обычно вводит прямую речь или диалог, что характерно для народной лирики.

Лучшие песни Цыганова Н.Г. положены на музыку крупнейшими русскими композиторами и занимают прочное место в русской поэзии.

>> Биография

Николай Григорьевич Цыганов. Биография

Николай Григорьевич Цыганов (1797, Санкт-Петербург - 30 ноября 1832, Москва) - русский актёр и поэт.

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по разным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нём актёра умного и полезного.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая после смерти поэта была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным.


Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» на музыку Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

В печати песни Цыганова появляются поздно. Только в 1832 г. некоторые из них публикуются в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина. Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони, который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига, но скромнее Кольцова.