Печные изразцы старинные их виды. Печной керамический декор II половины XVIII века – I половины XIX века

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.



Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.


Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском


Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском


Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.


Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.


Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.


Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г .

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.

Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку. XVII век стал пиком изразцового искусства в России.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и в конце концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.


Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре.

В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов.

Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по-черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку пожары наносили большой ущерб.

Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов.

В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, - получивших название по цвету обожженной глины «красные», - стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, - например, - двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, - Гончарная и Мещанская слободы. Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, - сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка - архитектурной доминантой в городской среде.

Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».

Расписной печной изразец, - 30-е - 60-е годы XVIII века.

Расписной печной изразец, - вторая половина XVIII века.

Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.

Расписные изразцы, - завод Гусарева. Середина XIX века.

Глазурованные изразцы, - завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.

Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.

История развития изразцового искусства в России многогранна и увлекательна. На протяжение многих веков изразцы использовались в оформлении внешнего и внутреннего убранства зданий. Каждый сохранившийся до настоящего времени изразец – уникальная частичка нашей истории.

Сегодня мы хотим продолжить тему, начатую в статье . На этот раз речь пойдет об истории изразцов в России. Ведь эти маленькие керамические произведения искусства долгие годы украшают русские камины и печи.

Европейцы украшали при помощи изразцов интерьеры помещений. А вот в России, где климат значительно суровее, изразцы стали использовать в качестве материала, способного долгое время удерживать тепло печей и каминов. По всей России работало множество небольших гончарных мастерских, где безымянные народные самородки-мастера создавали свои шедевры.

Сюжеты изразцов просты и понятны, среди них: животный и растительный мир, сценки из окружающей жизни и преданий. Впервые изразцовое искусство появилось в X-XI веках на территории Древнего Киева, Владимира и Старой Рязани. Именно в этих областях археологи находили русские керамические изделия, покрытые многоцветными слоями прозрачных глазурей. Самые первые изразцы изготавливались из красной глины и имели выразительный рельефный рисунок.

Русские изразцы во все времена невероятно ценились во всей Европе. И сегодня там можно встретить прекрасные образцы изразцового искусства России, которые используются в оформлении культовых зданий и их интерьеров.

Само слово “изразец” произошло от русского словосочетания “образить здание”. Не удивительно, что в прошлые века изразцы активно применяли для украшения внешних и внутренних покоев зданий, а также печей и каминов. Ярким примером этому может служить московский дворец в Кусково. В его отопительной системе были использованы традиционные на Руси изразцовые печи, покрытые красивой росписью. Изразцы прекрасно сочетаются с дорогими мраморными каминами дворца.

Ярославль был одним из центров изразцового искусства. В семнадцатом веке слава о его мастерах гремела на всю Европу. Город в те времена имел пятьдесят храмов и семь монастырей. Вдоль высокого берега реки устремлялись к небу своими маковками величественные церкви. Все они словно соревновались в красоте своего убранства. Роскошные узоры из изразцов ярким разноцветьем покрывали стены храмов, барабаны куполов, налички окон. Особенно красивы храмы Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и Николая Мокрого. Сегодня храмы Ярославля входят в список всемирного наследия Юнеско.

Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. Вернувшись из Европы, он стал активно поддерживать талантливых гончаров. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком. Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу.

В этот период активно развивались московская и питерская гончарные школы. Москвичи в середине XVIII века стали уходить от монохромной росписи, отдавая предпочтение сюжетным изразцам с многоцветной росписью. Такие изразцы имели прямоугольную форму, а для их росписи использовались пять цветов глазури: синяя, зеленая, коричневая, желтая и белая.

Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки.

После революции изразцовое искусство практически исчезло. В моду вошли простые пролетарские сюжеты без особых художественных изысков. И лишь в последние годы снова стало возрождаться русское изразцовое гончарство. Сегодня многие россияне, покупая и строя загородные дома в виде срубов, используют в их оформлении камины и печи, покрытые изразцами современных мастеров.

Интерьер – многогранное слово, которое у каждого человека вызывает собственные ассоциации – кто – то видит себя в комнате с классическим дизайном, для кого – то исторические мотивы являются главными в стиле, а некоторые представляют, как разместят в гостиной печь, которая будет украшена старинными изразцами.

Красота изразцов удачно дополняет и современный интерьер. Современный камин, который имеется в большинстве загородных домов, по желанию хозяина можно без труда превратить в роскошный источник тепла, для этого достаточно произвести кладку изразцами.

Изразцы: что это?

Изразцы – изделия из керамики, которые отличаются от привычной плитки тем, что являются произведением искусства, так как в процессе производства используется техника ручной росписи, что делает их товаром уникальным и вызывающим неподдельный интерес у ценителей старины.

Рисунки на изразцах не повторяются, яркость красок позволяет сохранить глазурь. Эти элементы изготовляются из глины определенного сорта, проходят традиционный для керамики обжиг в печи, но от прочих их отличает необычная форма – короб. Она позволяет отделочному материалу эффективнее сберегать тепло. Изразец плотно прилегает в кладке, не оставляет зазоров, что делает ее прочной, долговечной и уникальной. Благодаря этому материалу можно вернуть к жизни старые печи, которые имеют непрезентабельный облик.

Разнообразие старинного отделочного материала

Изразцовые печи насчитывают многовековую историю, потому не удивительно, что стилей и направлений в оформлении имеется достаточно много. Самым необычным и самобытным является русский – в его основе лежат яркие цветовые сочетания и необычные, замысловатые орнаменты.

Голландский стиль основан на монохромной росписи, подчеркнуто строгой, но предающей помещению уют. Использовался в домах зажиточных граждан. Фламандский стиль схож с голландским, но основные цвета росписи – синий и коричневый.

На старинных изразцах часто изображались стилизованные растения и цветы, сказочные персонажи или животные, мифические сюжеты, поэтому подобрать для себя вариант сможет каждый человек.

Процесс обжига сложен и его нельзя провести своими руками, не имея специальных устройств. Заготовки заполняются шамотной глиной, затем в течении двух недель просушиваются и только потому отправляются в электрическую печь, где проходит обжиг при очень высоких температурах. Первая партия называется титульная, по ней определяется качество всех остальных элементов. Затем наступает очередь нанесения глазури и повторного обжига, после которого наносится соответствующий рисунок и проводится еще один обжиг.

Облицовка печи: особенности

Современная или старинная печь имеется в доме – все они являются частью искусства, которое передается из поколения в поколение. Для того чтобы сохранить ее в хорошем состоянии, необходимо произвести облицовку, которая должна быть выполнена по определенным правилам, дающим гарантию долговечности.

Облицовка уже сложенных и функционирующих печей, а также современных каминов изразцами является делом, требующим особого мастерства и знаний. Специалистов, которые могут произвести все работы с учетом норм и требований, уважают и ценят, поскольку они не только украшают печь, но и улучшают ее функционал. Облицованная изразцами, она повышает свою теплоотдачу в несколько раз.

Главная и самая важная особенность процесса кладки, которая существует, состоит в том, что вначале устанавливают непосредственно керамические изделия — изразцы и только потом к ним монтируется кирпичный корпус самой печи. Керамика для облицовки может быть плоской, карнизной и даже угловой.

Общим для всех керамических элементов, использующихся в облицовки печей и каминов, является то, что все они имеют форму короба, покрытие глазурью (однотонной или цветной) и специальную систему крепления, называемую румпой. Если печь или камин в интерьере только планируется, то отказываться от облицовки не следует, так как она позволит максимально гармонично встроить их в обстановку помещения, а также сохранит прочность конструкции. Важно помнить, что отличительной чертой этих элементов отделки является экономия времени – их можно красть сразу же, то есть отделка печи изразцами выполняется одновременно с ее кладкой. Однако работа очень трудоемка, поэтому производя ее своими руками, следует максимально подготовиться или доверять ее профессионалам, которые знают все нюансы и тонкости этого строительного искусства.

Подготовка материалов к работе

Особенность подготовки материалов напрямую связана с тем, что изразцы являются по своей сути товаром штучным, эксклюзивным. Именно поэтому первым этапом подготовительных работ является сортировка, которая включает в себя тип и размер, а также цвет и рисунок, если планируется орнаментная кладка. Особого внимания заслуживает сортировка бракованных изделий – все изразцы, которые будут использованы в процессе облицовки должны быть качественными, брак глазури или наличие трещин недопустимы, так как эффект от их применения будет утрачен. Произвести все эти действия своими руками не сложно.

Выполняя кладку своими руками, следует помнить правило – темные цвета укладываются вниз, светлые ряды вверх, поэтому можно разложить имеющиеся керамические изделия по оттенкам заранее, чтобы сэкономить время. Малозаметный «брак» допускается к укладке в боковых зонах.

Следующий этап подготовки – «подгонка» по размеру и шлифование бортиков. Для удобства рекомендуется сделать эталон, согласно которому обрабатывать и все остальные элементы.

Непосредственно перед укладкой материал замачивают в воде – это позволит улучшить сцепление керамики с глиняным раствором.

Процесс облицовки

Непосредственно процесс облицовки своими руками начинается с аккуратного выкладывания первого ряда керамических элементов. Этот этап одинаков как для печей, так и для каминов. После того как печь украшена первым рядом, к нему крепится печной корпус из кирпичей. Рекомендации по укладке: в начале производится укладка без использования глиняного раствора, фиксируется положение элементов, затем нужно разобрать ряд и, начиная с углов, произвести работу с использованием раствора. Далее следует действовать по следующей не сложной схеме, воспроизвести которую не сложно и своими руками:

  • 1 ряд – кладка из кирпичей
  • 2 ряд – изразцы
  • 3 ряд – румпа
  • 4 ряд – штырь
  • 5 ряд – скоба
  • 6 ряд – проволока
  • 7 ряд – петли для крепежа.

Румпу необходимо заполнить глиняным раствором на ½ объема и, как можно плотнее вдавить в него мелкие камушки – лучше использовать речную гальку. Сверху наносят слой кладочного раствора, который должен доходить до бортов. Далее необходимо прижать к изделию кирпич. В тот момент, когда кирпичной кладки становится по высоте равна уровню изразцового ряда, отделочный материал требуется стянуть проволокой.

Совет: лучше всего пропускать проволоку сквозь загибы крепежных элементов, которые затем следует осадить, а концы проволоки аккуратно вывести в кирпичную кладку .

Вертикальные ряды румп рекомендуется скрепить для лучшей крепости печи стальными скобами, важно проследить за тем, чтобы они защелкнулись. Толщина шва между двумя горизонтальными рядами, которая допускается при осуществлении кладки, должна составлять не менее 3 мм, так как декоративная часть будет оседать вместе с кирпичной основой. Для того чтобы печь или камин смотрелись привлекательно, необходимо строго соблюдать эти рекомендации.

Завершив отделку и создание кирпичной кладки, требуется все образовавшиеся в процессе швы тщательно зачистить, используя шило, а потом промыть от остатков раствора поверхность и хорошо просушивают ее.

Следующий этап совершенствования печей или каминов – нанесение на швы гипсового теста. Оно должно подсохнуть несколько минут, а лишнее количество просто убирается сухой тряпкой. Окончательный этап отделки печей и каминов своими руками – высыхание, которое продолжается 14-21 день в зависимости от микроклимата в помещении. Внимание – все это время растапливать печь или камин запрещено .

Заключение

Сегодня можно сохранить древнее искусство украшения печей, обратившись к мастеру или выполнив все необходимые действия своими руками. Среди основных декоративных стилей можно выбрать наиболее подходящий к имеющемуся интерьеру. Если хочется чего – то необычного, то роспись может иметь восточные мотивы или иметь в своей основе мифологический сюжет.

Лицевая сторона объемного керамического украшения для печи имеет рисунок, который дополнительно покрыт глазурью, выполняющей не только декоративную, но и защитную функции. Необычная форма открытого короба позволяет увеличить крепость изделия, а вместе с ним и надежность всей кладки. Долговечность конструкции обеспечивает, имеющаяся между слоями воздушная подушка, которая препятствует образованию грибка или плесени. Делать подобную кладку своими руками не сложно, но если опыта не достаточно, тогда лучше всего обратиться к профессионалу.

В том случае если для камина хочется создать эксклюзивный вариант украшения, тогда требуется обращение к мастеру, который по предоставленным эскизам сможет провести работу по созданию изразцов.