Предсказание в искусстве. Какие знания даёт искусство

За 14 лет до гибели "Титаника" никому тогда еще не известный американский писатель написал роман "Тщетность". В книге описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан". После гибели "Титаника" автор романа Морган Робертсон был назван одним из величайших пророков XX века.
Это пророчество - одно из самых удивительных в истории, настолько точно оно описывает те события, которые произошли с "Титаником". Идея написания книги возникла у автора во время болезни, и, как потом утверждал он сам, огромный корабль вдруг явился ему в мыслях как наяву. Видел он и гибель этого корабля, сопровождаемую душераздирающими криками утопающих. Количество совпадений с реальным "Титаником" заставляет читателя ужасаться при чтении этой пророческой книги.
В 1898 году, за 14 лет до гибели "Титаника", роман "Тщетность", написанный еще тогда никому не известным американским писателем Морганом Робертсоном, был издан в Англии. Сам Морган Робертсон, по некоторым данным, был отставным капитаном, опытным моряком, ему не раз приходилось оказываться в сложных ситуациях, не раз видеть гибель людей.
В книге рассказывалось о корабле "Титан", считавшемся непотопляемым, однако затонувшим в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Свой вымышленный лайнер автор населил богатыми пассажирами – и здесь "Титан" был удивительно похож на реальный "Титаник". Роман начинается со слов "Это судно было воистину огромным" - таким был "Титаник".
Как и на "Титанике", на "Титане" было всё, кроме самого главного, а именно - необходимого количества спасательных шлюпок. Не оказалась на гигантском судне и других простых, но полезных вещей, которые помогли бы пассажирам спастись.
На вымышленном "Титане", к примеру, на шлюпочной палубе не нашлось какого-нибудь острого предмета - топора или охотничьего ножа - для того, чтобы разрубить канаты, за которые были подвешены шлюпки. На реальном "Титанике" не было красных сигнальных ракет, которые служили сигналом бедствия, а у впередсмотрящих не оказалось биноклей.
В романе "Титан" превосходил по массе все существующие суда, и при столкновении с каким-либо кораблем просто разрезал бы его пополам, а сам бы получил ну разве что легкие повреждения в виде стертой краски. По сути, единственным плавающим объектом, пишет Робертсон в своей книге, c которым "Титан" не мог бы тягаться в массе, был именно айсберг, который в результате и погубил лайнер.

Сравнительная таблица

Вымышленный "Титан" / Реальный "Титаник"
Водоизмещение (в тоннах)
70000/52310
Длина (в метрах)
243,8/269,1
Столкнувшийся борт
правый/правый
Максимальная скорость (миль/час)
25/23-25
Количество человек на борту
3000/ок.2200
Причина гибели
Столкновение с айсбергом/Столкновение с айсбергом
Месяц гибели
Апрель/Апрель
Обеспечиваемая безопасность в конструкции корабля

Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери/Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери
Количество шлюпок

Как видно из этой таблицы, с вымышленным "Титаном" у "Титаника" множество совпадений.

Сразу после издания роман “Тщетность” не пользовался особой популярностью у читателей, и издательство еще долго сожалело о том, что согласилось опубликовать произведение Моргана Робертсона. Но после гибели “Титаника” все изменилось. Поскольку роман оказался пророческим, Робертсон сразу привлек к себе внимание.
"Тщетность" была переиздана в 1912 году, получив немного другое название "Тщетность, или Гибель "Титана", что напрямую указывало на связь событий романа с гибелью "Титаника".

С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность, а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник". Человек, которого некоторые называют одним из величайших пророков XX века, незадолго до смерти написал еще несколько произведений. Но их никто не помнит.


Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр "Апокалипсис" (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которое действительно через некоторое время потрясли Германию.


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра "Четыре всадника". Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.


Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие. Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие.




"Герники" Пабло Пикассо Причиной создания "Герники" Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны баксов - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион "Кондор", добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налет на Гернику. Картина "Герника" П.Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрешительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным расчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале. В общем эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей.


Большевик. Б. Кустодиев В картине "Большевик" Борис Михайлович Кустодиев () использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышавшемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия XX в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета - это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одном из которых и видится Юону "Октябрьская революция".


Вопрос, оставшийся без ответа В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра "Вопрос, оставшийся без ответа" ("Космический пейзаж") американского композитора Ч. Айвза (). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершились научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Колокольня Ивана Великого


В картинах "Москва" и "Василий Блаженный" невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшие формы и понятия, хаотичное смещение цветов передают калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

Экология потребления.Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Мы собрали для вас примеры произведений, авторы которых как в воду глядели.

1. Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» предсказал открытие двух лун Марса

В этом сатирическом произведении 1726 года рассказывается о человеке по имени Гулливер, который путешествует по разным мирам. К примеру, один из них населен лилипутами, а другой гигантами. Когда Гулливер оказывается на острове Лапута, местные астрономы замечают, что на орбите Марса вращаются две луны. Более 150 лет спустя, в 1877 году, было обнаружено, что у Марса действительно два спутника - Фобос и Деймос.

2. Мэри Шелли в «Франкенштейне» предсказала современные трансплантаты

В 1818 году, когда Шелли написала «Франкенштейн, или Современный Прометей», наука только начинала изучать новую область: реанимацию мертвых тканей с помощью электричества. И, хотя методы того времени были, мягко говоря, грубоваты, они подготовили почву для будущих медицинских прорывов, включая трансплантацию органов, о которой писала Шелли.

3. Жюль Верн в «Двадцати тысячах лье под водой» предсказал электрическую субмарину

Жюль Верн - один из самых известных визионеров XIX века. Он сделал множество успешных предсказаний - от лунных модулей до солнечного паруса - за сто с лишним лет до реальных открытий. Впрочем, самая известная его книга - «Двадцать тысяч лье под водой». Роман был опубликован в 1870 году, и в нем, за 90 лет до изобретения, была описана электрическая подводная лодка.

4. Эдвард Беллами во «Взгляде назад» предсказал кредитные карты

За 63 года до создания кредитных карт, в 1888 году, Беллами выпустил в свет роман-утопию «Взгляд назад, 2000-1887» (англ. Looking Backward, 2000-1887; на русском языке выходил под названиями «В 2000 году»; «Золотой век»; «Будущий век»; «Через сто лет»). Джулиан Вест засыпает на 113 лет, и, проснувшись в 2000 году, он обнаруживает, что для покупки товаров все используют так называемые «кредитные» карточки.

5. Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124C 41+» предсказал солнечную энергетику

Этот ранний роман Гернсбека - человека, в честь которого была названа самая известная научно-фантастическая премия Hugo Book Awards, - был написан в 1911 году, но его действие происходит в 2660-м. В романе предсказаны солнечная энергетика, телевизоры, магнитофоны, звуковые фильмы и космические путешествия.

6. Герберт Уэллс в «Освобожденном мире» предсказал атомную бомбу

Своим романом «Освобожденный мир», опубликованном в 1914 году, Герберт Уэллс не только предсказал ядерное оружие, но, возможно, подал доктору Лео Силарду, впервые расщепившему атом, идею разрушительной атомной бомбы. Во вселенной Уэлса атомной бомбой была ручная урановая граната, то есть обычная бомба с добавлением радиоактивности. Наука дошла до этой идеи лишь через тридцать лет.

7. Хаксли в романе «О дивный новый мир» предсказал таблетки, повышающие настроение

Этот мрачный роман рисует наркозависимое капиталистическое общество, которое ставит сексуальную свободу выше моногамии и делит людей на касты. В своей книге 1931 года Хаксли предвидел использование таблеток, повышающих настроение, а также репродуктивных технологий и проблемы перенаселенности.

8. Джордж Оруэлл в «1984» предсказал Большого брата и массовое видеонаблюдение

В своей классической антиутопии Оруэлл впервые вводит такие понятия, как «Большой брат», «двоемыслие», «новояз» и «полиция мысли». В романе 1949 года показан мрачный мир через четыре десятка лет после окончания Второй мировой войны. Здесь много говорится о цензуре, пропаганде и деспотичном правительстве будущего. Оруэлл также предсказал массовое видеонаблюдение и полицейские вертолеты.

9. Рэй Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту» предсказал наушники-вкладыши

Эта ставшая культовой книга была написана в 1953 году. В ней рассказывается о технологически развитом обществе, где книги объявлены вне закона, а любая обнаруженная книга должна быть сожжена. В антиутопии описаны, в частности, плоские телевизоры, а также портативные радиоприемники, по смыслу похожие на наушники-вкладыши и Bluetooth-гарнитуры.

10. Роберт Хайнлайн в «Чужаке в чужой стране» предсказал водяной матрас

Герой этого романа 1961 года, Валентин Майкл Смит, выросший на Марсе и воспитанный марсианами, приезжает на Землю. Помимо обсуждения межгалактической политики и других животрепещущих тем, автор предсказал современные водяные матрасы за десятилетия до их изобретения.

11. Артур Кларк в «Космической одиссее» предсказал iPad

Эта книга 1968 года пера Артура Кларка об инопланетной цивилизации, создающей разумную жизнь на Земле, изобилует рассуждениями о ядерной войне, эволюции и опасности искусственного интеллекта в виде суперкомпьютера HAL 9000. Но самым точным предсказанием оказалось описание электронных газет, очень похожих на современные планшеты.

12. Джон Браннер во «Всем стоять на Занзибаре» предсказал спутниковое телевидение и электромобили

Антиутопия Браннера была впервые опубликована в 1968 году. Помимо реалистического сюжета, в книге можно обнаружить множество примеров технологий, окружающих нас сегодня, в том числе интерактивное и спутниковое телевидение, лазерные принтеры, электрические автомобили и даже декриминализацию марихуаны.

13. Мартин Кайдин в «Киборге» предсказал бионические протезы

В этом романе 1972 года бывший космонавт Стив Остин попадает в аварию, в результате которой теряет все конечности, кроме одной, и слепнет на один глаз. Команда ученых превращает Остина в киборга: ему делают новые ноги, съемный глаз-камеру и бионическую руку. На момент выхода книги до первой удачной пересадки бионического протеза руки оставался 41 год.

14. Дуглас Адамс в «Автостопом по галактике» предсказал приложения для перевода речи

Эта книга была опубликована в 1971 году. Артур Дент получает от своего друга Форда Префекта - тайного корреспондента межзвездного путеводителя «Автостопом по Галактике» - информацию, что Земля вот-вот будет разрушена. Пара сбегает, пробравшись на космический корабль, и начинается их странное путешествие по Вселенной. По ходу действия главный герой сталкивается с универсальным переводчиком речи, который теперь, спустя 34 года, стал реальностью.

15. Уильям Гибсон в «Нейроманте» предсказал киберпространство и компьютерных хакеров

В этом футуристическом криминальном романе 1984 года рассказывается история опустившегося хакера и киберпреступника, который излечивается и восстанавливает способность выходить в киберпространство. «Нейромант» не только стал первым романом, выигравшим все три научно-фантастические премии («Хьюго», «Небьюла» и премия Филипа К. Дика), и вдохновил тогда еще братьев Вачовски на создание фильма «Матрица», но и предсказал появление киберпространства и компьютерных хакеров. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя - Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть, интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

Какие знания даёт искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера.

Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Предсказания в искусстве

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«искусствО» 9 класс Урок №10 Учитель Делюкина Е.Б. Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. СПб 2012

2 слайд

Описание слайда:

Искусство предвосхищает будущее ПЛАН Зарождение основных видов искусства Предвосхищение будущих открытий Миф о Кассандре Открытия Леонардо да Винчи Изобретения и открытия в сказках, литературных произведениях, живописи Словарь терминов Предупреждения художников Домашнее задание

3 слайд

Описание слайда:

Первобытное искусство По представлениям ученых вид хомосапиенс, существенно не изменился за последние 150 тыс лет. Однако рисовать люди начали только около 35-30 тыс лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, найденные в пещерах Франции и Испании (Монтеспан, Ласко, Ла-Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Альтамира), а также в Африке на плато Тассилин-Анджер. Первобытные художники положили начало изобразительному искусству, предвосхищая создание великих шедевров будущего

4 слайд

Описание слайда:

Рисунки пустыни Наско, Перу Рисунки пустыни Наско были обнаружены сравнительно недавно. Они хорошо видны с борта самолета. Среди изображений мы можем видеть: животных, птиц, насекомых, космонавтов, взлетные полосы. Эти рисунки намного предвосхитили изобретения будущего. Кем и с какой целью они были выполнены до сих пор остается предметом горячих споров ученых

5 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта В искусстве Древнего Египта появились и оформились основные виды искусств: архитектура, скульптура, живопись. В архитектуре можно выделить такие виды сооружений как: пандус, пирамида, пилоны. Изобретенные в Древнем Египте все эти формы используются архитекторами и по сей день. В живописи впервые были созданы каноны (правила изображения), что в дальнейшем широко применялось в иконописи

6 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции дало миру такие шедевры литературного искусства, как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», в которых говорится о крылатых пегасах, крылатых сандалиях Гермеса, небесной колеснице Фаэтона и о многом другом

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Миф о Касандре Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, пожелавшего любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил. Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества. Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не поверил. Елена и Кассандра

9 слайд

Описание слайда:

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) овладел Кассандрой.За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Леонардо Да Винчи Гениальный художник и скульптор, автор всех значимых изобретений и открытий человечества, сделанных в XV веке. Леонардо да Винчи – Гений, неподвластный времени. Великий, загадочный, притягивающий.Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Но главным образом Леонардо принадлежит к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. К открытиям Леонардо относятся: парашют, батискаф, дельтаплан, винт для поднятия воды, самоходный танк и многое другое

13 слайд

Описание слайда:

Предсказания в литературе Создатели произведений искусства и литературы обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Достаточно вспомнить мифы, сказки, легенды. Произведения писателей-фантастов (Ж.Верна, Стругацкие, Р. Бредбери и др.) такие как «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру земли» и др. (Сбывшиеся предсказания: электрический стул, самолет, вертолет. Несбывшиеся предсказания: ядро Земли – холодное, подземный пролив под Суэтским каналом, земля на северном полюсе Земли)

14 слайд

Описание слайда:

Что помогает предугадывать будущее Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

15 слайд

Описание слайда:

Люди искусства Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются

16 слайд

Описание слайда:

Энергия искусства Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание авторов произведений, и людей, их воспринимающих

17 слайд

Описание слайда:

Предупреждение Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее

18 слайд

Описание слайда:

Любое художественное произведение устремлено в будущее. Задание: Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

19 слайд

Описание слайда:

Словарь терминов Иносказа́ние - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

20 слайд

Описание слайда:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Гравюры «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света)

21 слайд