Профессия иллюстратор обучение. В чем заключается работа иллюстратора

Иллюстраторы создают изображения, которые помогают понять или дополняют тексты в книгах, журналах или на интернет-страницах. В своей работе они используют множество средств, начиная от карандашных набросков и заканчивая компьютерной графикой, что делает стиль каждого из них неповторимым. Кто-то работает в одной компании, а кто-то – обслуживает множество клиентов, работая на дому. Эта статья поможет вам, если вы задумываетесь над карьерой иллюстратора.

Шаги

Станьте художником

  1. Первым шагом могут стать курсы изобразительного искусства в школе или университете. Даже если у вас талант к рисованию, этот опыт вам никак не повредит. А если вы точно уверены, что хотите стать иллюстратором, то задумайтесь о поступлении в художественную школу. Учеба под надзором настоящих профессионалов станет для вас бесценным опытом. Там вам подскажут, чего недостает вашим работам, и это даст толчок для вашего профессионального роста.

    • Посещайте курсы по рисованию, живописи, скульптуре, гончарному ремеслу, графическому дизайну и истории искусства. Изучайте то, что вам нравится, и постарайтесь попробовать все, прежде чем остановиться на чем-то одном.
    • Вы можете стать лучше, научившись принимать критику в свой адрес. Воспринимайте ее как должное, но не позволяйте ей навредить вам. Правильно используя критику, вы сможете гораздо быстрее совершенствовать свое мастерство и не стоять на месте.
    • Если художественная школа не вариант, то попытайтесь найти другие пути для получения художественного образования. Вы можете посещать курсы при местном колледже, стать подмастерьем у настоящего художника или пойти на стажировку в музей или мастерскую. Для своего обучения вы также можете пользоваться интернетом, читать книги, смотреть обучающие ролики.
  2. Научитесь обращаться с программами для графического дизайна. Большинство современных иллюстраторов хорошо знакомо с такими программами и часто использует их. Даже если вы не используете компьютер для создания своих работ, он может вам понадобиться для обработки в соответствии с требованиями заказчика. Научитесь пользоваться следующими программами:

    • Adobe Photoshop. Это самая известная и распространенная программа для обработки фотографий, которые нередко являются частью иллюстраций.
    • Adobe InDesign and Illustrator. Эти программы используются для работы с изображениями и для добавления текста к ним.
    • Corel Painter. Стандарт для компьютерного рисования и живописи.
  3. Определитесь с областью, в которой хотите специализироваться. Хотя на сегодняшний день большинство иллюстраторов и используют компьютерную графику (Photoshop, Illustrator или Freehand), все есть еще широкий простор для творчества в более традиционных областях вроде набросков ручкой и карандашом, акварели, масла, пастели, гравюре или любом другом не компьютерном способе, в зависимости от того, что вы собираетесь иллюстрировать.

    Определитесь, иллюстратором в какой области вы хотите стать. Иллюстраторы технической литературы работают преимущественно с графиками и таблицами, иллюстраторы детской литературы большей частью изображают животных и людей, коммерческие иллюстраторы обычно занимаются рисунками различных предметов. То, что нравится вам больше всего, и определит вашу карьеру в качестве иллюстратора.

    Создание портфолио

    1. Развивайте свой собственный стиль. Множество иллюстраторов могут создать прекрасное и живое изображение, основываясь лишь на тексте. В чем отличие ваших работ? В мире иллюстраторов присутствует заметная конкуренция, и вам важно создать свой собственный стиль, который будет выделять вас из основной массы. В конце концов, вы можете специализироваться на иллюстрациях в конкретной области, и клиенты сами будут обращаться к вам.

      • Ваш стиль может передавать определенное настроение. Например, работы Джордина Айсипа изображают безразличные фигуры, которые стоят одиноко или в стороне от остальных. Заказчики, которые ищут именно такое настроение, знают, чего ожидать, обращаясь к Айсипу.
      • Частью вашего стиля может стать и восприятие самой идеи. Глен Джонс известна за минималистичные концепты, которые выглядят неповторимо и броско.
      • Возможно, вы захотите специализироваться на определенном типе контента. Джессика Хиш использует преимущественно текст в создании обложек книг, шрифтов и сайтов.
    2. Станьте волонтером и набирайтесь опыта. Для начинающего иллюстратора любой опыт послужит хорошим дополнением к портфолио, даже если он не принес вам денег. Попробуйте поработать в команде с другими людьми, это может стать вашим первым шагом на пути к мечте.

      • Если среди ваших друзей есть писатель, сделайте иллюстрации и обложку к его рассказам.
      • Попробуйте предложить свои услуги в создании обложек для музыкальных альбомов.
      • Рисуйте флаеры и почтовые открытки для местных магазинчиков и кафе.
    3. Создайте сайт с портфолио , где будут представлены ваши лучше работы. Иногда легче просто дать ссылку на сайт, чем отсылать свои работы по почте. Клиенты смогут быстро увидеть все, на что вы способны, что очень важно в современном мире.

      • Внешний вид сайта должен соответствовать вашему стилю. Займитесь баннерами, шрифтами, фоном и другими деталями сайта так, как будто вы создаете свою новую картину. Разрабатывайте все самостоятельно и уделяйте внимание мелочам.
      • В портфолио должны содержаться примеры из работ для каждой области, в которой вы работаете. Вы также можете выложить серию фото, в которой будет показано продвижение от наброска к готовой картине.
      • Адрес страницы должен содержать ваше имя или название вашей фирмы. Каждая страница должна иметь отдельный адрес. Идеально, если у каждой из ваших работ будет отдельный адрес, по которому будущие клиенты смогут ее найти.

О том, с чего начать, если хочешь стать иллюстратором.

В чем заключается работа иллюстратора

Иллюстраторы нужны в широком спектре отраслей от рекламы до книгоиздания. За последние годы эта профессия стала очень конкурентоспособной, но всегда есть вероятность того, что вы сможете предложить нечто совершенно новое и уникальное.

Чтобы лучше понять, что представляет из себя профессия иллюстратора, изучите различные предложения о работе, чтобы понять ожидания от вас со стороны будущих заказчиков. В этом вам помогут сайты с вакансиями или порталы вроде Dribbble и Linkedin .

Нет строгих правил как стать иллюстратором, всё начинается с поиска фокуса – того, что вам наиболее интересно. Изучите различные виды иллюстраций, попробуйте себя в разных направлениях: в рисовании живыми материалами и в цифровой графике, в изображении растений в стиле ботанической иллюстрации или стилизованной fashion-иллюстрации, в скетчах, комиксах, в создании и анимации векторных изображений. Как правило, иллюстраторы работают поодиночке: зачастую некому будет мотивировать вас, и вам придется взращивать уверенность в себе и в своих силах, расти и двигаться вперёд самостоятельно. Поэтому важно выбрать именно то направление, которое вас больше всего привлекает, чтобы не возникало проблем с мотивацией.

Направлений же в иллюстрации много:

  • веб-дизайн;
  • разработка брендбуков (логотипы, фирменный стиль);
  • fashion-иллюстрация;
  • моушн-дизайн;
  • иллюстрации для стоков;
  • скетчинг;
  • дизайн интерьеров;

и множество других. Взгляните сами, это скриншот с сайта fl.ru (обзор по работе на сайте ):

Вы можете охватить сразу несколько смежных сфер и удачно их совмещать или сконцентрироваться только на одной из них.

Получите образование

Следующим важным шагом в начале работы является получение профильных знаний. Чтобы стать успешным иллюстратором, вам понадобится следующий набор навыков:

  • способность мыслить и выражать творческие идеи;
  • навыки рисования, как в традиционной, так и в цифровой среде;
  • знакомство с цветовыми палитрами, узорами и визуальными текстурами;
  • знание актуальных тенденций в иллюстрации и дизайне;
  • умение понимать потребности клиентов и работать в сжатые сроки.

Если вы ещё только выбираете свою будущую профессию, то вам следует подумать о поступлении в профильный институт. Многие агентства и клиенты ожидают, что иллюстратор будет иметь квалификацию, связанную с искусством. Однако немалое количество иллюстраторов выбирает путь самообучения, ведь оно становится всё более доступным, и теперь можно пройти несколько онлайн-курсов и получить на них необходимую базу. Если вы дисциплинированы и можете мотивировать себя учиться самостоятельно, выбирайте интенсивные онлайн-курсы (например, ), которые дают много практических знаний за короткий срок.

Набор инструментов для цифровой иллюстрации

Правильный набор инструментов не только оптимизирует ваш рабочий процесс, но и сыграет важную роль в вашем прогрессе. Набор инструментов для цифровой иллюстрации можно разделить на технические средства и программные.

Технические средства

Можно оборудовать творческую студию прямо : нужен лишь удобный стол, кресло и ваш компьютер. Еще лучше – выделить для этого отдельную комнату, чтобы лучше сосредоточиться, или поискать коворкинговую площадку. Большинство помещений для коворкинга позволяют арендовать письменный стол в общем пространстве, что дает возможность социализации и общения с единомышленниками.

Идеальные средства для работы с цифровой иллюстрацией – это планшет и надёжный компьютер. Популярным производителем графических планшетов является Wacom . Вы можете использовать их как для создания цифрового рисунка, так и для обработки нарисованного от руки.

Программное обеспечение

Программных инструментов для цифровых иллюстраторов много, и список растет с каждым днем.

Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и FreeHand – вот несколько программ, с которыми вы должны быть знакомы. Большинство графических планшетов и стилусов будут хорошо работать с этими программами, заменяя мышь вашего компьютера цифровым инструментом рисования. Самые популярные аналоги пакета Adobe – это Krita, Paint.NET, GIMPShop, Inkscape, Gravit, Vectr, Vecteezy Editor.

Дополнения и плагины. Если вы планируете стать профессиональным иллюстратором, вам следует изучить искусство интеграции сторонних надстроек в свои проекты. Это не только экономит время, но и повышает качество вашей работы. Вы можете найти множество вариантов в интернете – как платных, так и бесплатных. Например, на сайте Creative Market существует множество таких дополнений.

  • Из моих личных фаворитов, например, плагин “Gold Rush For Illustrator ”: этот интуитивно понятный плагин позволяет добавлять к вашему дизайну эффекты металлического блеска и фольги. Он включает 218 шаблонов для Adobe Illustrator в золотом, розово-золотом, медном, черном и серебряном цвете.

  • 792 BRUSHES – ProBrush™ BUNDLE : с этим плагином вы получите доступ к 792 кистям – это профессиональный набор, который подойдет дизайнерам, иллюстраторам и художникам любого профиля.

Онлайн-курсы, которые могут быть полезны

  • Иллюстрация для новичков. Погружение в книжную иллюстрацию

Книги, которые стоит прочитать каждому иллюстратору

  • Жизнь в картинках. Свен Нурдквист
  • Профессия. Художник-иллюстратор. Даррелл Риз
  • Разреши себе творить. Натали Ратковски
  • Профессия - иллюстратор. Натали Ратковски
  • Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили. Остин Клеон
  • Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Майк Роуди
  • Отказываюсь выбирать! Барбара Шер
  • Давно пора! Как превратить мечту в жизнь, а жизнь в мечту. Барбара Шер

Портфолио

Ваше портфолио – это демонстрация ваших навыков и потенциала. Создать его несложно: есть множество площадок для этого, например, Behance , Portfolios , а также любые биржи фриланса. Сложнее собрать для него работы. В процессе обучения вы создадите какое-то количество иллюстраций, но не торопитесь добавлять их все в портфолио, выберите те, которые считаете самыми удачными, наиболее передающими ваш профессиональный уровень. Если их слишком мало, то можно пойти обычным путём: открыть любую биржу фриланса и посмотреть, какие иллюстрации нужны заказчикам, какие у них ожидания и требования.

Или же можно создать несколько проектов самостоятельно: проиллюстрировать любимую книгу или фильм, создать фан-арт, нарисовать несколько комиксов. Это поможет вам не только создать портфолио, но и привлечь к нему дополнительное внимание.

Если вам пока нечего выложить на своей странице, почитайте

- Как добиться успеха?

Современный иллюстратор способен на абсолютно разные задачи, может выполнить иллюстрацию в разных техниках. Люди, которые много лет работают в одной и той же технике, не меняя ничего, не желают развиваться. Это называется топтание на месте. Когда вы делаете что-то новое, сложное, интересное, вы развиваетесь.

В Европе есть такая тенденция: художники работают в разных техниках. Их портфолио, как правило, состоят из разнообразных работ. Если они делают выставки, то это не просто выставка одноформатных картин, постеров или рисунков. Когда зритель приходит на выставку посмотреть один зал с картинами одного формата, это превращается в жуткий баян, это уже не интересно. Сейчас нужно зрителя держать в тонусе, чтобы ему было интересно. В эпоху гиперинформационности нас окружает столько всего вокруг, что уже ничто не поражает и не вдохновляет. Очень сложно удивить зрителя, поэтому художники делают выставку разнообразной. Вместе с иллюстрациями может быть выставлена керамика, холсты, шелкография, анимация - целый визуальный арсенал.

Современный иллюстратор очень гибкий. Когда ему приходит заказ, он всегда думает о том, как его передать: техника, задача, инструменты, которыми он будет создавать изображение. Это зависит не от того, что он умеет, а от того, какую историю, какую задачу несет в себе проект. Инструмент для создания изображения подбирается конкретно под заказ. Ответ «Извините, я рисую только черным линером, и все» - это ответ профессионально непригодного человека по сегодняшним меркам. Да, он может быть гениален в черно-белой графике, но он очень ограничен. Его сфера деятельности настолько узка, что он сам ограничивает себя в работе. Круг его потенциальных заказчиков очень сильно сужается, и профессия не принесет ему достаточную прибыль.

- Как оформить портфолио и где его разместить?

Портфолио должно быть качественное, красивое, с четкими работами, с хорошим описание проектов и задач, которые вы решали с помощью иллюстрации. Нельзя вместо портфолио выложить свои отсканированные скетчбуки. Работы должны быть поданы профессионально, чтобы потенциальный заказчик увидел портфолио и понял, что вы подходите под его задачи. Только так вы сможете получать заказы.

Многие арт-директоры просто гуглят молодых иллюстраторов, смотрят Behance, Cargo Collective и другие порталы. Очень важно в наше время виртуальных возможностей иметь аккаунты во всех социальных сетях и регулярно их обновлять. У меня было несколько иностранных заказов из Англии и Швеции благодаря Instagram. Они как-то нашли мой аккаунт, увидели мои иллюстрации и предложили мне работу.

Если вы очень увлекаетесь, любите рисовать, но не постите свои работы, а вместо этого складываете все в стол, их никто никогда не увидит и никто не сможет оценить ваш труд. Поэтому очень важно быть социально активным, общаться в сети, выкладывать свои работы и самое главное - не бояться критики.

- Есть ли конкуренция среди иллюстраторов?

Лет пять назад иллюстрация в России была чем-то очень зыбким. Иллюстраторов было мало. Сейчас картина изменилась. Конкуренция уже достаточно высока, и поэтому, если вы только вступаете на этот путь и хотите действительно быть профессиональным художником-иллюстратором, работать в коммерческой среде, не оставлять это в формате хобби, а сделать своей профессией, нужно ускориться, взять себя в руки и фигачить.

Я рисовала всю жизнь. Дедушка работал в типографии и приносил мне оттуда рулоны бумаги. Красок до школы даже не помню, карандаши как-то быстро заканчивались или терялись, а фломастеры… фломастеров было цветов 60-70, китайские, и мы их заправляли через 5-6 дней дедушкиным одеколоном. Но в основном всё у меня было изрисовано синей шариковой ручкой. А мама – учитель , поэтому я смотрела, как она рисует, и мне тоже хотелось этим заниматься.

Потом в 10 лет мы с подругой начали смотреть аниме, собирать наклейки и рисовать персонажей! Параллельно придумывали какие-то свои истории и сюжеты, заготовки под комиксы. И открыли для себя тушь и перья. Не знаю, почему мы не стали открывать для себя чернила, так как тушь уже через месяц протухала и ужасно воняла. Хотя рисовательные её свойства становились только лучше.

Ближе к 15 годам у нас появился Интернет. Сестра подруги показала нам способ обработки изображения в фотошопе и рассказала про сайт Draw Manga.

Но профильного образования у тебя нет, и живописью ты начала заниматься не сразу?

Я поступила на строительную специальность, потому что математика мне нравилась не меньше рисования. Переводиться на архитектурный не стала, но всё это время продолжала рисовать. Но это не было чем-то серьёзным. Учиться рисовать я начала, только когда поняла, что не хочу возвращаться на работу в офис.

Чувствуешь ли ты нехватку образования, и нужно ли оно?

С профильными образованием было бы проще устраиваться на официальную работу, если, например, собираешься заниматься дизайном в агентстве или студии. Там почти всегда указаны требования к образованию. А все просто смотрят на твои работы. Даже в издательствах важнее опыт и портфолио.

С чего ты начала, когда поняла, что хочешь этим зарабатывать?

В первую очередь нужно было учиться, чтобы не бояться браться за работу. Я подписалась на группы и страницы иллюстраторов в соцсетях, попутно изучала программу Sai для рисования – она проще и удобнее. Когда стало более или менее получаться, начала искать бесплатные проекты. Со временем перешла на нормальные заказы. Бесплатная работа сильно влияет на оплачиваемую – пока ты рисуешь, у тебя повышается навык и растёт портфолио, которое потом можно будет размещать в сети.


Что иллюстратору нужно для работы?

Если просто хочется рисовать – рисуй. Но чтобы этим зарабатывать, понадобится графический планшет. Планшеты Wacom из среднего ценового сегмента, пожалуй, самые удобные.

Есть ли какие-то курсы для иллюстраторов, и насколько они эффективны?

Курсы – это хорошо, но на них нужно выделять время и деньги. Их около 900 видов. Если, к примеру, хочешь заниматься анимацией и явно не дотягиваешь, то да, нужны курсы. Но сначала стоит понять, что ты хочешь изучать именно анимацию.

Курсы не ограничивают направление деятельности?

Нет, даже без курсов я самостоятельно подучиваю программы. Хочу вот в ZBrush поработать – это очень крутой 3D-редактор. Но пока на это не хватает времени. У меня уже есть опыт создания иллюстраций для книг и настольных игр, разработки афиш, буклетов, баннеров и различной полиграфии, иногда я пишу портреты.

Что приносит наибольший доход?

Например, интересно и прибыльно иллюстрировать очень дорогую и популярную настольную игру, такую как «Древний ужас». Другой вариант – перейти в (разработку компьютерных и онлайн-игр – прим. автора). Тоже интересно и прибыльно.


Может ли иллюстратор работать удалённо?

Если это настольная игра, то с создателями лучше встретиться. На следующей неделе поеду на объект для дизайна помещений – там надо быть обязательно, без этого никак. Но в целом заказчики могут быть откуда угодно! Это зависит от качества портфолио и знания языка.

Какой проект был самым интересным и запоминающимся?

Самым интересным был проект настольной игры Ecologic. Она в очень простой форме рассказывает о связи экологии и промышленности, захватывая все отрасли – начиная от нефтеразлива и заканчивая обвалом цен на нефть. В отличие от многих экономических игр, в этой важен не только «доход» игрока, но и «экологические очки». Создатели Ecologic очень много ездят по стране, представляют свой проект, привлекают школы и институты. Мне это кажется важным.

Где и как ты ищешь такие заказы?

90% всех заказов приходят из «ВКонтакте». Почти все дублируют туда свои желания и потребности, пишут, например, «ищу иллюстратора». По ключевым словам таких легко найти.

Как к твоей профессии относятся окружающие?

Практически каждый, кому я говорю, что работаю иллюстратором, тут же просит его нарисовать. Люди не представляют, сколько времени тратится на каждый портрет. А это от трёх дней и до бесконечности… И надо изобразить человека не так, как видишь его ты, а так, как хочет заказчик.

У тебя есть кумиры в профессии? На кого ты равняешься, за чьим творчеством следишь?

Я очень люблю детские книжки, собираю разные издания. Ещё в детстве иллюстрации в них были для меня важнее текста. И очень расстраивает, когда в хорошей детской книге ужасные иллюстрации. Мой самый любимый иллюстратор – Кирилл Чёлушкин. Рисовать так я никогда не смогу, да и не хочу, честно говоря. Это мечта и сказка!


© Кирилл Челушкин

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!