Рембрандт ван рейн картины самые известные. Рембрандт харменс ван рейн - биография и картины

И его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни - 1606-1669) - известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника - вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины - множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы - это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров - работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных - "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу - эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу - "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 - "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого - Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

Будущий реформатор изобразительного искусства родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. Мальчик с раннего детства проявлял интерес к живописи, поэтому в 13 лет его отдали в ученики к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Позже Рембрандт обучался у амстердамского живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах.

Уже в 1627 году Рембрандту удалось вместе с другом Яном Ливенсом открыть собственную мастерскую - молодой живописец, которому едва минуло 20 лет, сам стал набирать учеников.

Уже в ранних работах Рембрандта отчетливо виден начинающий оформляться особый живописный стиль - художник стремится выписать своих персонажей максимально эмоционально, драматичностью наполнен буквально каждый сантиметр полотна. В самом начале пути будущий непревзойденный мастер работы со светотенью осознал силу этого приема для передачи эмоций.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где был встречен крайне восторженно, знатоки искусства сравнивали живописную манеру молодого художника с творениями самого Рубенса - кстати, на многое из эстетики этого художника Рембрандт с удовольствием ориентировался.

Период работы в голландской столице стал знаковым для жанра портрета в творчестве Рембрандта - именно здесь мастер пишет множество этюдов женских и мужских голов, тщательным образом прорабатывая каждую деталь, постигая все тонкости мимики человеческого лица. Художник пишет богатых горожан - слава о нем распространяется быстро и становится залогом коммерческого успеха - а также много работает над автопортретами.

Судьба Рембрандта - как личная, так и творческая - сложилась непросто. Рано обласканный славой и успехом, талантливый живописец так же в одночасье лишился богатых клиентов, не сумевших осознать революционную смелость его работ. По-настоящему наследие Рембрандта сумели оценить только два столетия спустя - в XIX веке художники-реалисты вдохновлялись именно полотнами этого мастера, одного из ярчайших представителей золотого века голландской живописи.

1. "Даная" (1633-1647 годы)

Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Полотно, хранящееся в петербургском Эрмитаже, едва не было безвозвратно утрачено в 1985 году из-за вандала, облившего его серной кислотой, а затем изрезавшего холст ножом.

Картина, на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах неземного света, писалась Рембрандтом для своего дома - сюжетом был выбран известный древнегреческий миф о красавице Данае, будущей матери победителя Медузы Персея, и Зевсе-Громовержце. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены - и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому - крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.

После нападения на картину в 1985 году ее реставрировали целых 12 лет. Утрата живописи составила 27%, над восстановлением шедевра Рембрандта трудились лучшие мастера - однако гарантий успеха не было никаких. К счастью, полотно все же удалось спасти, сейчас картина надежно защищена бронированным стеклом.

2. "Ночной дозор", (1642 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Правильное название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". "Ночным дозором" она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы - и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается совершенно другой оригинальный колорит - об этом красноречиво говорят тени - действие на полотне происходит около 2 часов дня.

Работа была заказана Рембрандту Стрелковым обществом - отрядом гражданского ополчения Нидерландов. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества - Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. От художника ждали традиционного парадного портрета - все действующие лица в ряд - однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Смелая композиция, где каждая фигура максимально динамична, понимания у заказчика не нашла - недовольство вызвало то, что кто-то из изображенных был виден хорошо, а кто-то оказался на заднем плане. "Ночной дозор" в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта - именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась.

Кстати, судьба этого полотна не менее трагична, чем у "Данаи". Начать хотя бы с того, что в XVIII веке его совершенно варварски обрезали, чтобы уместить в новый зал Стрелкового общества. Так с картины пропали мушкетеры Якоб Дирксен де Рой и Ян Брюгман. К счастью, сохранилась копия оригинального полотна. "Ночной дозор" трижды переживал нападение вандалов: первый раз был вырезан большой кусок холста, второй раз картину 10 раз ударили ножом, а в третий раз облили серной кислотой.

Сейчас полотно хранится в Рейксмюзеуме - Национальном музее Амстердама. Смотреть на эту картину можно много часов - настолько детально на огромном холсте прописаны все персонажи, как "заказные" (собственно, мушкетеры - их 18), так и добавленные Рембрандтом по своему усмотрению (16 фигур, самая загадочная - маленькая девочка в месте "золотого сечения" картины)

3. "Блудный сын в таверне" (1635 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Этот автопортрет художника с любимой женой Саскией на коленях хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене (она же Дрезденская галерея). Не вызывает сомнений, что художник писал эту картину, будучи абсолютно счастлив. Именно в этот период жизни Рембрандт много и плодотворно работал, был популярен, получал высокие гонорары за свои работы, среди его заказчиков были знаменитые и состоятельные люди. Сюжет из Евангелия от Луки мастер переработал в духе времени - блудный сын облачен в камзол и широкополую шляпу с пером, блудница на его коленях также одета по тогдашней моде. Кстати, это единственная картина-автопортрет художника вместе с женой - еще одно изображение себя и Саскии в одном живописном пространстве Рембрандт выполнил в технике гравюры в 1638 году. Несмотря на общий веселый тон картины, автор не забыл напомнить о том, что за все в этой жизни рано или поздно придется платить - об этом красноречиво говорит грифельная доска на заднем плане, где очень скоро кутиле выставят счет. Мог ли Рембрандт догадываться, насколько крупной будет его собственная расплата за талант?

4. "Возвращение блудного сына" (1666-1669 годы)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь - при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Как и в случае с девочкой из "Ночного дозора", в "Возвращении блудного сына" есть персонажи, окутанные тайной. Их четверо - кто-то условно называет их "братьями и сестрами" главного героя. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына - хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов - в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя - автопортреты, как известно, нередки в его картинах.

5. "Саския в образе Флоры" (1634 год)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Большинство женских образов на полотнах Рембрандта периода 1934-1942 годов написаны с любимой жены художника Саскии ван Эйленбюрх. В образе античной богини весны Флоры мастер изображал Саскию трижды - рассматриваемый нами портрет был создан в год их свадьбы - невооруженным глазом видно, что Рембрандт боготворил жену, любовался ею и вложил в живописное творение всю свою нежность.

Саскии на момент замужества было 22 года, в 17 лет она осталась круглой сиротой. С будущим супругом ее свел случай - она приехала в Амстердам в гости к кузине, жене проповедника Иоганна Корнелиса Сильвиуса, который был знаком с Рембрандтом. Свадьба состоялась 10 июня 1634 года. В 1942 году - всего через год после рождения долгожданного сына Титуса - Саскии не стало.

Флора-Саския - воплощение юности, свежести и целомудренности, в ее облике столько очаровательной застенчивости и девичьей свежести. Рембрандт умело сочетал в этой картине пастораль и исторический портрет. К слову, из трех Флор, написанных с жены (две другие картины созданы в 1935 и 1941 годах) первая больше всего отсылает к античности, два других портрета намекают на миф только едва заметными деталями. "Саския в образе Флоры" хранится в Эрмитаже.

Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества. Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы. Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов. Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына. Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника. Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время. "Исследовательский проект Рембрандт" был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод - Константин (koschey)

Всем известно имя величайшего художника Голландии Рембрандта ван Рейна.Кто не знает его величайших творений: "Возвращение блудного сына", "Синдики", "Ночной дозор", "Ассур, Аман и Эсфирь", "Милосердный самарянин", "Вирсавия", "Отречение апостола Петра", "Моисей разбивает скрижали"!
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе
величайшего творца в лице Рембрандта. Сын мельника, Рембрандт стал известен в родном Лейдене будучи совсем молодым. Лейденский ранний период творчества ознаменован такими значительными работами, как "Изгнание торговцев из храма"(1626), "Концерт(аллегория музыки)"(1626),"Скупец"("Меняла" 1627) ,конечно, "Иуда возвращает серебряники" (1629), которая вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса: "...это дрожащее жалким трепетом тело - вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен". В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Уже тогда Рембрандт выявляет роль света как средства эмоциональной выразительности сцены. Его успех в ранних работах на евангельские темы, в исторической живописи был бы невозможен без неустанного экспериментирования в области портрета и автопортрета. В качестве моделей он выбирает людей из ближайшего круга общения: родственников, соседей, друзей, людей, небогатых и неспособных заплатить за портрет. Но это не является главным для него на тот момент. Главное - ухватить мимику, жест, передать сиюминутное настроение модели, найти такую деталь, с помощью которой можно подметить, подчеркнуть ведущую черту характера.

Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630


Старик в военной одежде 1631 (отец Рембрандта)


Портрет смеющегося молодого человека 1630


Портрет смеющегося мужчины 1629-1630

Уже в ранний лейденский период Рембрандт сделал немало своих автопортретов,и вовсе не потому, что его так интересовала собственная личность. Скорее это было продиктовано желанием "безнаказанно", свободно экспериментировать, что не всегда возможно, особенно для начинающего мастера, в заказном портрете. За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти (в некоторых исследованиях около 100) автопортретов - картин, гравюр и рисунков. Если задастся целью, то по его автопортретам можно проследить всю его автобиографию, узнать о счастливых и трагических моментах его судьбы. Но это целое исследование. Нас же интересуют лишь те из них, в которых Рембрандт не только и не столько - человек, а - модель. В каких портретах и автопортретах он еще учится, а где он - уже мастер, как он ищет свой собственный стиль, свой
неповторимый почерк.


Автопортрет в раннем возрасте 1628

Один из первых - «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний живописец всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником.

В ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.

Автопортрет 1629

На автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником.

На маленькой картине «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись: художник лишь исполнитель, ведомый Творцом, единственно важное,значимое - лишь то, что на холсте. Настолько важное, что сам художник, творец в растерянности: он ли Это создал?! Художник НИЧТО(или Нечто) перед своим творением. Творение выше создателя.

А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Прямой взгляд, бесстрашно устремленный вперед, уверенный в себе; открытое лицо; глаза, словно говорящие нам:" Я - Рембрандт, и вы скоро обо мне узнаете!" Впрочем, в Лейдене его уже знали. Он, такой молодой, чистосердечный и простодушный, наивный и прямолинейный, уже был любим и уважаем. Он имел собственную мастерскую и даже учеников.
Но хотелось большего....
В 1931 году Рембрандт едет покорять Амстердам.

30-е - 40-е годы

Столица Голландии в XVII веке была центром коммерческого мира. Старый город был очень живописен. Все, что необходимо для вдохновения художника: трудолюбивая, пестрая толпа, разнообразие образов и мыслей, богатый выбор типов - все это Рембрандт мог найти в этом очаге цивилизации. Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. Заказчики не заставили себя ждать. Картины и гравюры Рембрандта находили себе покупателей на месте и начали проникать за границу. В самое короткое время Рембрандту удалось
обеспечить себе вполне безбедное существование: он зарабатывал столько, что мог даже позволить себе такую роскошь, как покупка и собирание редких и дорогих вещей.В бюргерской среде Рембрандт становится
популярным портретистом.
Первым заказным портретом стал "Портрет ученого".
Скорее всего, он был заказан каким-либо профессором университета или служащим муниципалитета. При создании этого портрета Рембрандт полностью исключает элемент позирования, в отличие от фламандских образцов. Благодаря этому, портрет становится более жизненным, теряя черты помпезности и официальности.


Портрет ученого 1631

Перед зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие мясистые руки выдают его плебейское происхождение.Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим столом с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи, поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами.
Это произведение — одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. Взгляд изображенного выдает состояние
спокойного размышления и явно не гармонирует с его внешней оживленностью. Благодаря этому оказывается нарочитой его мимика и жестикуляция: поворот головы, движение губ, жест правой руки, которая кончила писать, но еще держит перо. Несмотря на эти недостатки, сам принцип портретного решения, избранный Рембрандтом, таил в себе богатые реалистические возможности, позволяя художнику живо,непосредственно охарактеризовать человека, показать его таким, каким он бывает в обычной жизни.

К середине 1630-х годов Рембрандт ван Рейн признан одним из самых модных молодых портретистов Амстердама. В эти годы самые выдающиеся жители города стучались в двери художника.


Портрет Николаса Рутса 1631

Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться.


Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Государственный музей, Амстердам

Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессе
обращения Голландии к протестантизму. На своём посту проповедника при дворе принца Оранского в Гааге он боролся с религиозной нетерпимостью наиболее догматичных кальвинистов. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Он изображён пожилым, но энергичным человеком, поскольку Рембрандт хотел подчеркнуть исключительную жизненную силу, которая сделала Эйтенбогарта влиятельным и очень популярным членом голландского общества. Он изображён в своём кабинете за работой, только что оторвавшим глаза от книги, лежащей на подставке, словно чтобы выслушать вопрос, который задаёт ему зритель.

Он исполняет портреты - большие парадные, в полный рост, поясные и погрудные. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Все портреты, исполненные в
1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом.

Портрет сестры

Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат


Альберт Купер 1632


Корнелия Пронк жена Альберта Купера 1633

Ученый, сидящий за столом 1634

Однако ошеломляющий успех принесла Рембрандту картина «Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), изменившая традицию голландского группового портрета.

«Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс)

Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного
исследования. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном, и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску.

Сравните этот групповой портрет с двойными портретами, написанными позже. Ощущение, что в них автор еще учится композиции: движения и жесты нарочиты, нет той легкости и естественности, что в "Уроке анатомии", хотя стремление "оживить" сюжет мы можем наблюдать и в повороте головы Яна Рейксена и в обращении к нему жены Греты с запиской.


Портрет судостроителя Яна Рейксена с его женой Грет Дженс 1633

Погрешности композиционного характера можно обнаружить и в других его двойных портретах:


Ян Пелликорн со своим сыном Каспаром 1635-37


Проповедник Корнелиус Ансло и его жена 1641

Но и эти портреты на тот момент, безусловно, выглядели новаторскими: Рембрандт всеми силами уходит от принятой в то время горизонтальной, плоскостной композиции. И пусть они не совершенны, но это явный прорыв в портретировании.
Конечно, ему приходится потрафлять вкусам нарождающейся буржуазии. Всем его заказчикам непременно хотелось запечатлеть себя на веки вечные,чтобы потомки знали. А значит, надо показать себя во всем блеске и великолепии, принятых в то время: фижмы, богатые парчовые и бархатные наряды, дорогостоящие кружева тонкой работы, модные для этого класса заказчиков туфли, золотые заколки и цепи, масса украшений, которые должны были подчеркнуть социальный статус портретируемого. И таких портретов очень и очень много у Рембрандта. Есть среди них - проходящие, обычные, по которым взгляд скользит, есть те, которые хочется смотреть и смотреть - и они никогда не уйдут из памяти, есть те, которые и по сей день вызывают споры. К последним, пожалуй, можно отнести портреты Мартена Соолменса и его жены Опьет Коппит.

Супруги Мартен Соолманс и Опьет Коппит были соседями Рембрандта и, поскольку он стал модным в городе живописцем, решили заказать ему парный портрет в натуральную величину в ознаменование их брачного союза. Портреты эти прошли для общества незамеченными, более того ими явно пренебрегали, высмеивая то, как одеждой и позой Соолманс выставляет напоказ своё новое социальное положение. Прежде всего, современники подвергли суровой критике украшающие туфли огромные розетки, придававшие всей позе очень «кричащий» вид. В Амстердаме было даже написано несколько стихотворных эпиграмм, высмеивающих помпоны на туфлях.
И все же, по мнению известного французского критика Эжена Фромантен а , на них следует обратить внимание.

Мартен Соолманс 1634

"Муж стоит лицом к зрителю, он в черном камзоле с кружевным воротником и кружевными манжетами,
в черных панталонах, в черной фетровой шляпе, с кружевными бантами на подвязках и широкими кружевными розетками на черных башмаках. Правая рука согнута, и кисть ее прячется под черный плащ с нашивками из черного атласа; левой рукой, вытянутой вперед, он держит замшевую перчатку. Фон
картины черноватый, паркет серый. Прекрасная, несколько округлая голова с мягким и серьезным выражением лица, красивые глаза с ясным взглядом; рисунок очаровательный, широкий, легкий, уверенный, абсолютно естественный. Живопись ровная, с твердыми контурами, настолько плотная и сочная, что, каким бы слоем — тонким или густым — ни были наложены краски, все равно ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.Представьте себе голландского Веласкеса, но более задушевного и сосредоточенного.
Общественное положение модели обозначено удивительно тонко: это не принц и вряд ли даже вельможа; это родовитый дворянин, отлично воспитанный, с изящными манерами. Происхождение, возраст, темперамент — словом, жизнь со всем самым характерным в ней, все, чего не хватало «Уроку анатомии» и чего позже не хватит «Ночному дозору» (это мнение Эжена Фромантена),— вы найдете это в картине, написанной от чистого сердца."

Опьен Коппит 1634

"Жена изображена тоже в рост, на черноватом фоне; она стоит на сером паркете, тоже вся в черном, с жемчужным ожерельем, жемчужным браслетом, бантами из серебряных кружев на поясе и с розетками из серебряных кружев на узких белых атласных туфельках. Она худощава, бледна и высока. Ее красивая, чуть наклоненная голова смотрит на вас спокойными глазами. Несколько неопределенный цвет ее лица озаряется ярким отблеском рыжеватых волос. Слегка расширенная талия, очень целомудренно намеченная под широким платьем, придает ей весьма почтенный вид молодой матроны. В правой руке она держит веер из черных перьев с золотыми цепочками. Левая опущена — бледная, тонкая, удлиненная рука, полная изящества. Черное, серое, белое — ничего больше, ничего меньше, и тональность бесподобна. Атмосфера не обозначена, и все же чувствуется воздух. Моделировка сдержанная, и при этом рельеф выражен со всей возможной полнотой. Неподражаемая способность быть точным без мелочности, противопоставлять самую тонкую работу самым широким обобщениям, выражать тоном роскошь и ценность вещей. Словом, меткость глаза, тонкая чувствительность палитры, уверенность кисти, которые могли бы создать славу любому мастеру."
Этот заказ принёс художнику 1000 флоринов и потенциальных клиентов из круга Соолманса, что доказывало недоверчивым родственникам Саскии, что он не только пользуется известностью, но и способен обеспечить жену.
А к этому времени, а точнее в 1634 году, Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Саския, круглая сирота, была младшей дочерью бургомистра из Леевердена, члена совета Фрисландии, двое из ее братьев были юристами, среди ее родственников - многочисленные ученые и государственные чиновники.
Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно.

Портрет Саскии 1633
Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья.


Смеющаяся Саския 1633

Саския изображена здесь молодой влюблённой женщиной, её голова склонена набок,на лице лёгкая улыбка, глаза полуприкрыты. Рембрандт, вероятно, писал этот портрет в то время, когда ухаживал за девушкой, а она охотно принимала его игривые слова. Художник, вероятно, показал возлюбленной небольшую коллекцию костюмов, которую он держал у себя в мастерской (шляпки, платья и различные аксессуары), чтобы его модель могла нарядиться. Со своей стороны, Рембрандт, наверное, предполагал, что он может изобразить возлюбленную такой, какой хотел написать Рубенс свою свояченицу Сусанну Фоурмент. Видимо, у Рубенса он позаимствовал идею изобразить Саскию в широкополой шляпке, которая, однако, не соломенная, а бархатная, украшенная перьями и разрезами по краям. Но если Сусанна Фоурмент выглядит купающейся в ослепительном свете, который подчёркивает её аристократическую красоту, фарфоровую бледность кожи, то Саския выглядит приземлённой, более реалистичной, её цветущие щеки пылают от восхищённых слов молодого человека, который, как можно предположить, стоит рядом с ней. На этом портрете кожа выглядит живой, ибо под ней пульсирует настоящая кровь и бьётся сердце. Художник поймал мгновение, краткий момент кокетливого и невинного соблазнения. Нас не покидает ощущение, что модель, которую мы видим сбоку, повернула голову в ответ на чьё-то обращение, в данном случае, возможно, на комплимент такого привлекательного молодого человека, как Рембрандт, и приняла его с лёгким кивком и улыбкой.

Саския ван Эйленбург в помпезном платье 1632-1642

В годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея, или же в наряде Флоры - особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой - в Лондоне (1635) и уже упомянутый - в Дрездене (1641).

Флора (Саския) 1634 С-П, Эрмитаж

В портретах «для себя» и автопортретах художник свободно экспериментирует с композицией и эффектами светотени, меняет тональность цветовой гаммы, облачает свои модели в фантастические или экзотические одежды, варьирует позы, жесты, аксессуары ("Флора", 1634, Санкт-Петербург,Государственный Эрмитаж).

Автопортрет с Саскией на коленях 1635
Картина известна также под названием "Веселое общество" и "Блудный сын в притоне".
Исключительно жизнерадостно выглядит "Автопортрет с Саскией на коленях" (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. Вызывающе смелый "Автопортрет с Саскией", с его фривольной композицией и раскованной манерой письма, чарующей гаммой переливающихся золотистых,зеленоватых, оливковых, розоватых тонов, источает бурную радость, ликование,призыв к наслаждению жизнью, весьма далекому от сдержанных норм кальвинистской морали.
Но было не только ликование,не только счастье...
В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не знала его радостей. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте; один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии.

В коллекции портретов, конечно, есть любимые лица отца и матери художника.


Портрет матери Рембрандта. 1639

Портрет отца Рембрандта. 1639


Портрет отца


Портрет Марии Трип. 1639. Государственный музей, Амстердам

Глава семьи Элиас Трип (1570—1631) нажил состояние, занимаясь горным промыслом, торговлей оружием и игрою на бирже. В те годы его дочь Мария жила с матерью в одном из самых изысканных районов Амстердама, и у неё не было сомнений, какого художника выбрать для написания портрета. Спустя два года, когда она вышла замуж за Бальтасара Коуманса, преуспевающего коммерсанта тридцатью годами старше её, она переехала в ещё более роскошный дом, но сохранила близкие отношения с семьёй. Видимо, она потребовала, чтобы художник изобразил её в богатом платье и в драгоценных украшениях, которые должны были не только подчеркнуть её красоту, но в равной степени продемонстрировать финансовое положение. Её волосы уложены по последней моде, розовые щеки выдают юный возраст, в её позе мы можем прочесть умеренность и сдержанность, те женские качества, которые в то время высоко ценились. Рембрандт написал портрет с изяществом, передав богатство платья тонкой игрой света. Фигура выступает из тёмного фона, подчёркивающего белизну сложного трёхслойного кружева, сквозь которого проступает нежная кожа девушки. Шею, уши и запястья украшает сияющий жемчуг. Золотая парча на сверкающем платье из
чёрного атласа вносит ещё один штрих изысканности и роскоши, что прекрасно сочетается с веером, который девушка изящно держит в руке.


Берта(Бартье) Мартенс(Мартене) Домер 1640

В «Портрете Бартье Мартене Домер» (ок. 1640), на котором была изображена жена столяра-краснодеревщика Германа Домера, поставлявшего рамы для картин, появляется что-то новое. Художнику удалось создать удивительно жизненный и привлекательный образ простой женщины. К этому портрету был создан парный к нему «Портрет Германа Домера».


Портрет Германа (Генриха) Думера 1640

На этом портрете впервые появляется знаменитая рембрандтовская «светотень», применение которой тоньше отображает сложный внутренний мир человека.

Оба портрета поражают прямым взглядом модели, огромной пластической силой, достигнутой упрощением черно-белой гармонии и светотени. Они обращают на себя внимание динамической непринужденностью и композицией. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко.

Автопортрет в возрасте 34 лет 1640
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса, и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. В сближении с итальянскими мастерами чувствуется вызов со стороны Рембрандта, словно подчеркивающего непривычным нарядом XVI века свою духовную близость с великими предшественниками.

Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Они написаны с большой пластической
силой, великолепно передают сходство, схватывают характерное в облике, но своего пути в портретной живописи Рембрандт еще не нашел.

Девушка в картинной раме 1641


Портрет Николаса Ван Бамбека. 1641.
Королевский Музей Изящных Искусств, Брюссель

Николас Ван Бамбек сам был художником, но, как с прискорбием сказал один из его друзей, богатое наследство притупило его честолюбие, и в итоге он не оправдал ожиданий. Однако Николас покровительствовал Рембрандту, приобрел у него «Ученый спор» и заплатил за позирование для своего
портрета. Ван Бамбек и его друг секретарь Госсовета Мауритс Хейгенс, по-видимому, в Гааге заказали Рембрандту свои портреты.


Мауритс Хейгенс 1641

Друзья решили: если кто-то из них умрет, его портрет должен перейти к оставшемуся в живых, и в 1641 году после смерти Бамбека картина по завещанию досталась Хейгенсу.


Портрет Агаты Бас 1641

В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик.
Поэтичность,одухотворенность Рембрандт вносит в портретные характеристики («Человек с
соколом», 1643 г; «Портрет Агаты Бас», 1641 г.).

Некий рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины «Ночной дозор» (1642).


Первоначальное название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Эта колоссальная по своим размерам картина (3,59X4,38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Рембрандт дал принципиально новое решение темы, имевшей за
собой почти вековую традицию. Именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех "Дозора" был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Прозвучал
боевой сигнал. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Художник объединил всех в общем действии,
показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы.Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие.
«Ночной дозор», как любой шедевр, открыт для самых разных интерпретаций. До сих пор не только исследователи, но и зрители спорят,
что такое эта картина - воспоминание о реальном событии, аллегория, групповой портрет или все вместе взятое?
Почему Франс Баннинг Кок держит перчатку так, чтоэто привлекает внимание?
Почему на переднем плане оказалась маленькая девочка с курицей?
Почему из мушкета стреляет маленький мальчик?
Имеют ли свет и тень символический смысл?
Почему протазан лейтенанта ван Реутенбюрха выписан в мельчайших деталях, если все остальное оружие изображено довольно размыто?..
Эту картину-портрет неоднократно рассматривали в нашем сообществе.
Интересные сообщения по ее поводу и не менее интересные комментарии вы можете прочитать здесь:
;

С момента создания картины "Ночной дозор"от Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. Сдвиг в общественных вкусах, особенно рано сказавшийся в крупнейшем центре страны, привел к тому, что величайший национальный гений Голландии оказался на положении непопулярного художника; его глубокое, передовое искусство продолжали ценить лишь немногие. Жизнь Рембрандта дала трещину. Поддержать его было некому: в 1640 году умирает мать, затем сестра, вскоре, в 1642, умерла от туберкулеза его Саския (ей было 29 лет), оставив ему девятимесячного сына Титуса.

В память о жене Рембрандт написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645). Поразительно, что художник пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда‑нибудь соединятся на небесах.

Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах (с их определенными требованиями, вкусами) — и быстро растерял богатых заказчиков. Но без дела он не сидел, создавая в том числе и портреты, но не заказ, а исключительно из любви к искусству.


Портрет пожилого раввина 1642
Рембрандт часто посещал амстердамское еврейское гетто и находил там колоритные образы. Более того, одно время он был вынужден выехать из собственного особняка и жил в гостинице в том же районе, где жили амстердамские евреи, многих из которых он знал, со многими дружил.

Портрет девушки в окне 1646

В этот период одиночества Рембрандт находил убежище у себя в мастерской. Там, наблюдая за тем, как ученики с энтузиазмом копируют богатый, красочный стиль его молодости, сложившийся под влиянием Рубенса,он начал работу над более вдумчивой картиной. На смену выставления себя напоказ пришел самоанализ, отражающий подавленное состояние, в котором пребывал художник. Так, после смерти своего прежнего кумира,Рембрандт нашел нужное решение для выработки нового стиля в экспериментах позднего Тициана.
Картина "Девочка у окна" является одним из произведений, созданных в этот период, которое стало упражнением, в котором полностью достигнута цель — передать черты материального облика модели.Реалистичность образа девочки была достигнута посредством использования грубого холста,
позволяющего наносить крупные мазки, различных оттенков охры и дополнительная подмазка рукой для придания фигуре объема. Объем передан светом и цветом, практически без линейного рисунка. Рембрандт уже освоил эту технику, предвестником которой был Тициан, в " Ночном дозоре", где на некоторых фигурах он уже применял прозрачные мазки, чтобы передать идею движения и расстояния.Предметом этой картины также служит удаленность или близость модели по отношению к
зрителю. Намек на перспективу основан на наклоне полки или подоконника,на который девочка опирает руки, одна из которых параллельна плоскости картины. Ощущение полупрозрачности блузки создается благодаря свободному стилю художника, который не вычерчивал по холсту линии, а наносил краски густым слоем. Чувственную композицию завершает эротический штрих в виде золотого ожерелья, которое девочка теребит пальцами, чтобы привлечь внимание к вырезу блузки. Рембрандт с большой легкостью изобразил розовые щеки и красные губы,прядь волос на лбу, чувственную кожу, аромат которой, кажется, можно ощутить.

Портрет доктора Ефраима Буэно 1647

Именно в портретах и сюжетных композициях, связанных с портретом, раскрылось своеобразие творческого гения Рембрандта.
Но лучшие его работы относятся к 1650- 1660-м годам.
и т.д.

Чем прославился Рембрандт Харменс ван Рейн? Имя его должно быть известно каждому образованному человеку. Это одаренный голландский художник, гравер, непревзойденный мастер светотени, один из крупнейших представителей золотого века - выдающейся эпохи нидерландской живописи, которая пришлась на 17 столетие. О жизни и творчестве этого одаренного человека и расскажет статья.

Начало пути

Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Родился он в семье зажиточного мельника. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Родители его были люди просвещенные. Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом, и вместо ремесленного дела решили отдать его "в науку". Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению, изучал Библию. В 14 лет он успешно закончил школу и стал студентом университета Лейдена, который в то время славился на всю Европу. Лучше всего юноше давалась живопись, и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Через три года Рембрандт ван Рейн настолько преуспел в рисунке и живописи, что развитием его таланта занялся сам Питер Ластман, который возглавлял амстердамскую школу живописи.

Влияние авторитетов

Раннее творчество Рембрандта ван Рейна сформировалось под влиянием таких авторитетов, как нидерландский мастер живописи Питер Ластман, немецкий художник Адам Эльсхаймер, нидерландский художник Ян Ливенс.

Пестрота, красочность и внимание к деталям, присущие Ластману, ярко видны в таких работах Рембрандта, как "Побиение камнями св. Стефана", "Крещение евнуха", "Сцена из древней истории", "Давид перед Саулом", "Аллегория музыки".

Ян Ливенс - друг Рембрандта, работал с ним бок о бок в общей студии с 1626 по 1631 год. Их работы во многом перекликаются, а стили так похожи, что даже опытные искусствоведы часто путают руки мастеров.

На Адама Эльсхаймера герой нашей статьи ориентировался, постигая значение светотени для передачи настроения и эмоций на холсте. Влияние немецкого живописца ярко прослеживается в работах "Притча о неразумном богаче", "Христос в Эммаусе", "Симеон и Анна в Храме".

Проявление индивидуальности. Успех

В 1630 году Хармен ван Рейн умер, его имущество разделили между собой старшие братья Рембрандта. Молодой художник еще некоторое время работал в мастерской в отчем доме, но в 1631 году уехал искать счастья в Амстердам.

В столице королевства он организовал мастерскую и стал специализироваться на портретном искусстве. Искусное использование светотени, характерная мимика лиц, своеобразие каждой модели - все это характеризовало формирование особого стиля художника. Рембрандт ван Рейн стал получать массовые заказы, добился комерческого успеха.

В 1632 году он получил заказ на групповой портрет. В результате свет увидело творение "Урок анатомии доктора Тульпа". Гениальная работа, за которую Рембрандт получил большой гонорар, не только прославила его, но и окончательно подтвердила творческую зрелость художника.

Муза

Модному молодому художнику во время светского визита представляют дочь бургомистра города Саскию. Не столько внешние данные девушки (она не слыла красавицей, хотя была миловидной и веселой), сколько ее солидное приданое привлекло Рембрандта, и через полгода после знакомства молодые люди обручились, а еще через год сочетались законным браком. Женитьба позволила герою нашей статьи войти в высшие круги общества.

Молодожены жили хорошо. Рембрандт ван Рейн написал множество портретов своей супруги, в том числе она позировала ему при создании шедевра "Даная". Его доходы в то время были колоссальными. Он купил особняк в самом престижном районе Амстердама, обставил его шикарной мебелью, создал внушительную коллекцию произведений искусства.

В браке родилось четверо детей, но выжил только младший сын Титус 1641 года рождения. В 1642 году Саския умерла от болезни. С собой она, кажется, унесла и удачу мастера.

Угасание славы. Жизненные невзгоды

Начиная с 1642 года художника преследует злой рок. Достигает расцвета своего таланта Рембрандт ван Рейн. Полотна его, однако, становятся все менее популярными, он постепенно теряет заказчиков и учеников. Отчасти биографы объясняют это своенравием мэтра: он категорически отказывается идти на поводу у заказчиков и творит так, как подсказывает ему сердце. Второй причиной угасания славы великого живописца называют, как ни странно, его мастерство и виртуозность, которые не могли понять и оценить обыватели.

Жизнь Рембрандта меняется: он постепенно нищает, переезжает из роскошного особняка в скромный дом на городской окраине. Но продолжает тратить огромные суммы на произведения искусства, что приводит к его полному банкротству. Финансовые дела берут в свои руки подросший сын Титус и Хендрикье - любовница Рембрандта, от связи с которой у него родилась дочь Корнелия.

"Рота капитана Франса Банинга Кока" - 4-метровое полотно, самая масштабная картина мастера, "Купающаяся женщина", "Флора", "Титус в красном берете", "Поклонение пастухов" - это работы мастера, написанные им в трудный период его жизни.

Поздние творения

В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества. Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма. Отличительной чертой его поздних работ является монументализм, крупногабаритность композиций и ясность образов. Картины "Аристотель с бюстом Гомера" и "Заговор Юлия Цивилиса" особенно характерны в этом отношении. Глубоким драматизмом пронизаны полотна "Возвращение блудного сына", "Артакссеркс, Аман и Эсфирь" и "Еврейская невеста". Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.

Рембрандт ван Рейн, картины которого являются истинными шедеврами искусства, умер в бедности в 1969 году. Был тихо похоронен в амстердамской церкви Вестеркерк. По достоинству его оценили только спустя несколько столетий.

Рембрандт Харменс ван Рейн: картины гения

За свой недолгий путь на Земле Рембрандт написал около 600 картин, создал примерно 300 офортов (гравюр на металле) и почти 1500 рисунков. Большинство его работ хранится в Рейксмюсеуме - Художественном музее Амстердама. Самые знаменитые его полотна:

  • "Урок анатомии" (1632).
  • "Автопортрет с Саскией" (1635).
  • "Даная" (1636).
  • "Ночной дозор" (1642).
  • "Возвращение блудного сына (166(7?)).

Рембрандт - один из величайших художников в истории. Повторить его характерный стиль до сих пор никому не удалось. Одаренный и талантливый сын мельника оставил после себя бесценное наследие - шедевры мирового искусства.