Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка. Три роли – Родитель, Взрослый и Ребенок

(Транзактный анализ Эрика Берна)

Осознанно, а чаще неосознанно, автоматически большинство людей играют определенные роли.

Этой теме посвящена книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Именно Эрик Берн и стал основателем так называемого транзактного анализа.

Транзактный анализ — это психотерапевтический метод, с помощью которого можно анализировать поведение человека вовне , в общении с людьми, а также его внутренние проблемы через анализ взаимодействия его субличностей .

По мнению Эрика Берна, каждый из нас в разной ситуации играет одну из трех ролей: Родитель, Взрослый, Ребенок .

Эти роли не зависят от возраста личности.

Как правило, все три роли присущи человеку, но существует одна излюбленная, которая повторяется в большинстве ситуаций.

Родитель учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, советует, опекает, контролирует, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует.

Взрослый трезво рассуждает, взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влияниям.

Ребенок — безудержно эмоциональный, непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, не соблюдающий общие правила, импульсивный. Часто травмированный, обиженный, упертый, идущий на поводу, неуверенный, боящийся, виноватый и стыдливый.

В родительской позиции человек берет ответственность на себя, и это прежде всего ответственность за окружающих.

Во взрослой позиции человек принимает на себя только свою ответственность.

В детской позиции человек не берет на себя никакой ответственности, перекладывая ее на других.

Восприятие реальности у родителя заключается в восприятии собственного мнения как реальности, т.е. субъективную реальность он воспринимает как реальность фактическую. Есть его мнение и неправильное.

Взрослый четко разделяет субъективную и объективную реальность. Различает мнения и факты.

Ребенок любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнение от фактов.

Отношение к развитию:

Ребенок боится развиваться и меняться, и делает это осторожно, нехотя, и скорее потому что внутренний Родитель, угнетенный внешними негативными обстоятельствами, заставляет!

Родитель закрыт для истинного честного глубокого развития. Иногда его развитие — просто бутафория. Он часто защищается от развития, делая вид, будто и так все хорошо, тем самым перекрывая путь к совершенствованию.

Взрослый готов и открыт к развитию и самопознанию и получает от этого удовольствие.

Ребенок способен честно признать свою проблему, и честно признать, что не способен эту проблему решить из-за страха и неуверенности в себе и своих силах.

Родитель часто не способен признать свою проблему, и по этой причине он не может ее решить. Родителю наиболее присуща нечестность с самим собой, самообман, защитные реакции.

Взрослый объективно видит проблему, но воспринимает ее как задачу, которую он способен решить.

Для каждого из трех состояний: родитель, взрослый, ребенок — характерны свои вербальные и невербальные проявления.

Родитель использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, вплоть до прямого наезда. Родитель любит давать советы, когда в них никто не нуждается. Угрозы и приказы — частые коммуникативные техники в родительской позиции.

Родитель часто говорит «мы»: «Мы устроились на работу! Мы поступили в институт!» (скажет Родитель про своего взрослого уже сына или дочь)

А также Родитель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Леночк а, будь так любезна, подай вот эту тетрадочк у».

У него преобладают довлеющие позы и жесты. Жесткие интонации.

Взрослый смело высказывает свое мнение, используя местоимение «я», у него нейтральные позы и жесты, нейтральные эмоциональные интонации.

Для детской позиции характерны оправдания и отговорки, выпячивание свое слабости, игра в Жертву, с манипулятивной целью, увеличить статус партнера, и перевести его в статус родителя, для того, чтобы обрести Спасителя.

(Очень похоже на Треугольник Карпмана:

Очень часто перед тем как высказать свое мнение Ребенок предварительно объясняет и поясняет — почему и как эта точка зрения имеет право на существование.

У Ребенка зависимые позы и жесты, заискивающие, оправдательные интонации.

Как вы уже поняли, эти роли необходимы людям для достижения определенных целей, например, для манипулирования людьми.

Например, человеку нужна помощь и он просит совета у своего знакомого. Ранее у них обоих были взаимоотношения двух «взрослых». Теперь с целью получить бескорыстную помощь он разыгрывает роль «ребенка», в жалобной форме озвучивая просьбу.

Знакомый, которому приятно было бы возвыситься и ублажить свое эго, с радостью принимает роль «родителя». И оказывает помощь, разыгрывая роль Опекуна. Ему так сильно нравится эта роль, что в дальнейшем он не желает из нее выходить. И хотя наш главный герой уже разрешил свою проблему, его знакомый продолжает давать нравоучения и превращается в Контролирующего Родителя. Наш герой уже не рад такому обороту событий. Возникает конфликт.

Транзактный анализ помогает осознать игры, в которые играют люди. Он очень эффективно работает в разрешении конфликтных ситуаций, особенно: муж-жена, отцы-дети, начальник-подчиненный.

Как вы сами понимаете, в любом возрасте лучше общаться как: Взрослый-Взрослый.

Определить главенствующую роль у человека довольно просто.

Помимо описанных выше признаков, это выдает то, как человек представляется при знакомстве. 50-летняя женщина может представиться как: Таня, Татьяна, Татьяна Ивановна. Это ярко характеризует ее излюбленную роль. (впрочем иногда это зависит от контекста ситуации).

Внутри каждого из нас живут три эти роли — три субличности.

Осознавая их можно решать и внутренние конфликты.

Например, вы не желаете рано вставать утром. Ребенок говорит: «Поваляюсь еще полчаса». Родитель напутствует: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры». Взрослый убеждает: «Чтобы переговоры были успешными, я еще должен успеть подготовиться к ним».

Существует множество психотерапевтических техник транзактного анализа.

Предлагаю вам технику «Три стула» , ее можно выполнять самостоятельно и без помощи психоконсультанта:

Для этого понадобятся три стула и внимательное отношение к происходящим переменам.

Один из стульев принадлежит вашему Ребенку, второй – Родителю, третий – Взрослому.

Сформулировав свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и поинтересуйтесь: как бы он отреагировал на эту ситуацию.

Затем поговорите с Родителем и, наконец, выслушайте Взрослого – он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет.

Простой пример: ваш Ребенок желает купить сразу плащ, свитер и джинсы, Родитель считает, что лучше потратить деньги на нужные для работы курсы французского языка, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод, что курсы действительно необходимы, но в этом месяце можно купить еще и джинсы.

В процессе социальной интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия людей с ограниченными возможностями, что в целом способствует более успешному осуществлению этого процесса, Перспективой и практическим приложением данного исследования может стать разработка спецкурса «Гендерная социальная работа с инвалидами» для студентов университетов и колледжей отделения «Социальная работа», а также гендерной программы социальной реабилитации по развитию личности человека с ограниченными возможностями, которая будет направлена на решение таких задач, как: содействие в осознании гендерной роли человеком с ограниченными возможностями, коррекция сложившихся гендерных схем, формирование мотива достижения в профессиональной деятельности и эффективной гендерной модели поведения человека с инвалидностью.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб: Питер, 2005. -С. 403-411.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб., 2001.

3, Короленко Ц. П. Мифология пола. - Канн, 1994.

4, Макснмчикова, Е. И. Изменение подхода к определению понятию «инвалидность» / Е. И. М а коим чикова //Медицина и социальная работа / Отв.ред.и сост. А.В.Мартыненко, - М,: Институт социальной работы, 1998. - 58-64 с.

5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.

6, Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002, - С Л 50

Е. В. Козлова

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Понятие “позиция” достаточно часто используется в психолого-педагоги чес кой литературе, употребляется в различных исследованиях деятельности человека.

“Позиция” (от латинского розіїіо) - 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре .

В узком смысле “позиция” понимается как точка зрения в каком-либо вопросе; определённая оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения .

Профессор Т. И. Мальковская обращает внимание на то, что в современной философской, психолого-педагогической литературе выявляется два основных подхода к пониманию социо-психологической сущности позиции: социологическая, при которой “позиция” воспринимается как условие для проявления личности (И. С. Кон, В. И. Селиванов, В. Фридрих и др.) и социально-психологическая (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Диветовская и др.), где под “позицией” понимается установочный компонент, относящийся к структуре образования личности .

В отечественной науке можно выделить два основных направления в изучении позиции личности. Первое это - “внешняя позиция”, т. е. положение личности в пространстве (А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, П. Ю. Базаров, А, Л. Свенцинский и др.). Исследователи рассматривают “позицию” как своеобразное объективное условие жизнедеятельности человека и раскрывают его, в основном, через понятие “роль”. Второе направление связано с изучением “внутренней позиции” - некоторого внутриличностного образования, под которым понимается построение развивающейся системы отношений человека к социальному окружению и к самому себе (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Дивитовская, Р. С. Немов и др.).

Хотя понятие “позиция" является достаточно употребляемым, рабочим, единого определения этого понятия нет. В различных исследованиях деятельности человека существуют разные подходы к его пониманию. В частности, по мнению Б. Г. Ананьева, “позиция” являясь субъективной, деятельной стороной “статуса” личности, представляет собой “сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена” .

В. Н. Маркин, рассматривая позицию как интегральную характеристику жизнедеятельности личности, определяет её как “способ включения в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социальнозначимых, прежде всего, профессиональных умений и реализующихся в отношении к окружающему миру” .

Г. М. Андреева приводит следующую формулировку: "понятие “статус” или “позиция” обозначают место индивида в системе групповой жизни” .

Б. Д. Парыгин определяет позицию как “отношение” человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его среде” .

В. Г. Крысько выделяет “три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчерк-

нуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее)” .

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция взрослого - объединение “Хочу” и “Надо”) . Аналогичный подход предложен П. Н. Ершовым, а затем Ю. С. Кри-жанской, В. П. Третьяковым которые, обозначая позиции, говорили о возможной “пристройке сверху” и “пристройке снизу” .

Таким образом, можно отметить многосторонность, многоплановость трактовок понятия “позиции”. Во-первых, "позиция” рассматривается как положение в обществе, группе (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т. Ю. Мари-лова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Во-вторых, “позиция” исследуется как отношение человека к деятельности в целом и к различным её областям (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Кон-цевская, Т. А. Загрузина, Л. В. Занина, С. А. Капустин, Б. Д. Парыгин,

О. Л. Романова, А. С. Спиваковская, В. А. Яров и др.).

В-третьих, “позиция” - это место человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Э. Берн, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И, Д. Добрович, П. Н. Ершов, Ю. М. Жуков, А. И. Красило, Ю. С. Крижан-ская, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская, В. П. Третьяков, Л. П. Федорова и др.).

Термин “позиция” в контексте определения совмещенной психологической системы “мать-ребенок” рассматривается с двух сторон: позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений, родительская позиция.

Родительская позиция определяется как пусковой механизм, лежащий в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.

Замечено, что родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка. Она включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Е. Г. Сидяевой выделены позиции-шаблоны, лежащие в основе непродуктивного взаимодействия в системе “мать-ребенок”: заискивающий “миротворец”, “обвинитель”, расчетливый “компьютер”, сбитый с толку, “отвлекающийся”.

Родительская позиция имеет связь с особенностями семейной среды. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости .

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку" речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Выделяют также три спектра материнской позиции, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренеб-режеиие, близость-дальность.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа материнской позиции используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родительского отношения к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Так, в классификации типов воспитания Г.Крайга отчетливо прослеживается наличие четырех вариантов материнской позиции:

Либеральная (“Он душечка, все, что он делает прекрасно”, в поведении проявляется через теплые отношения, низкий уровень контроля);

Индифферентная (“Зачем я его родила, из-за него моя жизнь не сложилась”, в поведении проявляется через холодные отношения, низкий уровень контроля) .

Родительская позиция определяется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода явление, однако специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объек-

тивное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

В исследовании была выдвинута цель - определение видов родительской позиции в совмещенной психологической системе "мать-ребенок ".

В связи с чем. были определены исследовательские задачи:

1. Установить особенности проявления родительской позиции.

2. Определить наличие групп.

3. Выделить виды родительской позиции.

Для выявления особенностей проявления родительской позиции были использованы: сочинения на тему “Мой ребенок” и метод анкетирования, включающий в себя вопросы, утверждения, понятия, раскрывающие представления о ребенке и рефлексию по поводу взаимодействия в системе “мать-ребенок”.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери.

Оценка и интерпретация анкет проводилась по тем же параметрам., но с учетом понятий, утверждений вопросов которые были непосредственно включены в содержание опросника.

Уважаемые родители! Данный опрос проводится с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации,

1. Охарактеризуйте понятия:

Ответственные дети, безответственные дети.(1)

Любовь, защита, забота,(2)

2. Обоснуйте утверждения:

Любовь к детям не должна быть ничем обусловлена.(1)

Если дети создают нам проблему, ее нужно быстро переложить на их плечи. (2)

Настоящая, искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей.(3)

У ребенка свои трудности, у взрослого свои.(4)

То, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышат наши дети.(5)

Необходимо давать возможность ребенку понять, что у него достаточно знаний и умений для достижения успеха.(б)

3. Ответьте на вопросы:

Как можно выразить свою любовь? Какие фразы и действия в выражении своей любви вы используете? (1)

Влияет ли и как поведение ребенка на изменение вашего поведения, настроения (его поведение - ваша реакция),(2)

Какие вопросы задает ребенок в течение дня.(З)

Почему взрослые вмешиваются в проблемы детей?(4)

Необходимо ли устанавливать детям ограничения и в чем это может проявляться?(5)

Что вы будете делать, если на улице холодно, а ваш ребенок собирается идти без куртки?(6)

В каких случаях ребенок имеет положительный результат. Данная ситуация положительна и для Вас? Почему?(7)

4. Выполните задание: напишите фразы, провоцирующие неадекватное поведение ребенка, и фразы, заставляющие ребенка задуматься.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери,

Параметры оценки и интерпретации ОПРОСНИКА:

1. Уровень принятия ребенка: характеристика понятий - (1), (2); обоснование утверждений (1), (3); ответы на вопросы (1), (2).

2. Осознание психологических особенностей ребенка: обоснование утверждений (5), (6).

3. Готовность и способность в оказании помощи ребенку: обоснование утверждений (2), (4); ответы на вопросы (3), (4).

4. Гибкость и вариативность в поведении матери: ответы на вопросы (5), (6), (7); задание.

В результате анализа и интерпретации результатов исследования было обнаружено наличие четырех групп респондентов, каждая из которых характеризовалась ярко выраженными позицией матери по вопросам развития и воспитания ребенка.

Так, в первой группе респондентов по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их достоинствами и недостатками, открыты в выражении своих чувств к ним: “Ответственные дети - это дети, которые способны отвечать за свои поступки, действия”; “Нужно просто любить, и чтобы ребенок чувствовал эту любовь”; “Любовь можно выразить прикосновением, поглаживанием, вниманием, поступками, а иногда словами”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают наличие изменений происходящих с ребенком по мере взросления: “Дети на уровне своего возраста и мировоззрения все понимают по-своему”; .. потому что ребенок мир воспринимает по-своему, по другому”; “Следует чаще говорить: .. .ты знаешь, ты умеешь, подумай хорошо и у тебя все получится” и ребенок будет уверен в себе”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что дети должны пытаться сами решать свои проблемы, а взрослые всегда готовы им в этом помочь: “Все зависит от того, какая это проблема: может ребенок в состоянии решить ее сам, а может ему требуется чья-то

помощь”; “Нужно помочь ему решить ее самому”; “Если дети самостоятельно проблему решить не смогут, нужно попытаться вместе найти решение”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми жесткие ограничения и запреты используют лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для жизни ребенка, в остальных случаях считают, что они, конечно, должны быть, но дети должны осознанно им следовать: “...ограничения только те, что опасны для жизни ребенка или мешают окружающим”; ‘Ограничения устанавливать нужно, но не в приказном порядке, а убедить, переключить внимание.в младшем возрасте либо заставить надеть курт-

ку либо ни куда не пойдет, постараюсь объяснить, почему необходимо ее надеть. А в старшем возрасте пусть идет, замерзнет - вернется и наденет”.

Вторая группа респондентов, по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей, сравнивая их с социально-желательными образцами. В своих ответах придерживаются общеупотребительных формулировок: “Прежде всего, в ребенке надо видеть человека, личность и его положительные стороны”; “Ответственные дети - это дети, которые выполняют любые задания и поручения в точные сроки”; “Любовь - это чувство, которому не нужны мотивы”; “Любовь можно выразить словами, делом, помощью в решении трудных вопросов”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают психологические особенности своих детей. Большое внимание уделяют формированию их самооценки: . .так как мнения у разных людей раз-

ные и поступают они в соответствии с ними”; “.. .это формирует самооценку, требовательность к себе и уверенность”; “.. .на первых порах ему нужно помочь в деле, тогда у него будет хорошая самооценка”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что взрослые должны решать проблемы детей вместе с ними: “Если у ребенка появилась проблема, то ее нужно решать вместе с ним”; . .нужно повернуть так, чтобы ребенок сам увидел созданную им проблему и постараться вместе с ним ее ликвидировать”; “Лучше решить проблему вместе, объяснив при этом ребенку, почему лучше сделать так, а не иначе”; “Ребенок не может решить свою проблему е силу многих обстоятельств, а взрослый со своим жизненным опытом может помочь решить возникшую проблему”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми требования и запреты отождествляют с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать ребенка в этом: “Ребенок должен соблюдать нормы поведения, этические нормы”; “Требования и запреты могут проявляться в правилах поведения”; “Постараюсь убедить ребенка, что в куртке гораздо теплее”.

Респонденты третьей группы по критерию “Уровень принятия ребенка”

обвиняют себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям: “...так как истинная любовь только та, которая жертвенна”; “...можно целый день провести вместе, занимаясь только тем, что ребенок хочет”; . .уделять ему больше внимания, играть с ним в игры”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” оправдывают поступки своих детей, объясняя их некомпетентными действиями взрослых: “Некоторые выражения, которые используют взрослые, не понятны детям, поэтому они поступают по-своему”; “Иногда дети просто “закрыты” и не хотят слышать взрослых из-за несовпадения взглядов на ситуацию, иногда проявляется просто нежелание, хотя, я думаю, это проблема взрослых, что они не воспитаны в истине, т. е. в послушании”; “Дети делают все наоборот, наверное, им нравиться перечить, чтобы взрослые повторяли множество раз и, тем самым, почаще обращали на них внимание”

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что проблемы детей должны решать взрослые: . .нужно взросло-

му находить выход из этой проблемы, ребенок не должен чувствовать, что проблема заключается в нем”; “Проблема детей - это проблема взрослых”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка: . .это проявляется в запре-

тах, отказах ребенку в чем-либо”; “Если не наденет куртку по-хорошему, то сказать ему, что останется дома, никуда не пойдет”; “Не пущу его на улицу, пока не наденет куртку”.

В результате проведения анализа сочинений “Мой ребенок” было установлено.

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении “образа своего ребенка” не прослеживается стремление к социально-желательному образу, респонденты принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают. .Посещает спортивную секцию, но с неохотой,это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя...”; “...Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести....Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу..

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны. . .Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером...”; “...Стремится всегда быть первой во всем..“.. .Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназииМой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении..

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную ин-

формацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства. ",. .Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват...”; “...Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - отсутствие взаимопонимания..Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма...”.

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение “образа своего ребенка” связано не с психологическими характеристиками, а с описанием биографии детей. . .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс., .Закончил школу в 2004 г., с хорошим аттестатом, сдал экзамены на “отлично” и поступил в политехнический институт.

В результате полученных данных было выделено четыре вида родительской позиции; принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная. Данные виды родительской позиции связаны с особенностями осознания, принятия ребенка родителями, а также с особенностями построения образа ребенка и способности родителей к прогностическому анализу поведения и развития детей.

Принимающая позиция характеризуется принятием ребенка таким, “какой он есть”, с его достоинствами и недостатками, открытостью в выражении своих чувств к нему, осознанием изменений, происходящих с ребенком по мере его взросления, адекватностью в оценке его поведения и личностных качеств. Жесткие ограничения и запреты во взаимоотношениях с детьми используются лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для их жизни, и дети должны осознанно следовать им. В построении “образа своего ребенка” не стремятся к социально-желательному образцу.

Нормативная позиция характеризуется "оценочным” принятием своего ребенка, сравниванием его с социально-желательными образцами, стремлением в построении “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, норме. К ребенку предъявляются завышенные требования. Ограничения и запреты отождествляются с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать его в этом.

Для обвиняющей позиции характерна выраженная открытость, нежелание скрывать о своем ребенке негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства; самообвинение в недостаточном внимании к своим детям; оправдывание поступков детей и объяснение их некомпетентными действиями самих взрослых. Эта категория родителей считают, что проблемы детей должны решать взрослые, устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка.

Отстраненная позиция характеризуется непонимением матерью вооб-

ще смысла вопросов связанных с развитием ребенка и ролью в этом процессе взрослого. Вся связь матери и ребенка респондентов с данной позицией заключается в удовлетворении фозиологических потребностей.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г, Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с,

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер, с англ, - М., 1992.

4. Земская, М, Семья и личность, - М., 1986.

5. Психологический словарь Под общ. Ред, В. Г. Щур. 2-е изд. - М.: Изд-во полит. Лит., 1990. -420 с.

6. Козлова, Е. В., Тарабрина, Т. В. Влияние стратегии межличностного взаимодействия в семье на представление ребенка о том, как относятся к нему родители, Материалы региональной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы”. - Бийск, 2001. - С, 108-111.

7. Козлова, Е. В. Семья как фактор становления личности в раннем онтогенезе. Психолого-иедагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. - Барнаул, 2001. - С. 187-197.

8. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.; Питер, 2000, - 742 с.

9. Крижаиская, Ю. С., Третьяков, В. П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990. - 204 с.

10. Крысько, В. Г, Социальная психология: курс лекций. - М., 2003. - 365 с.

11. Лисина, М, И- Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс...докт. наук, - М., 1974.-29 с.

12. Мал ьковская, Т. Н. Воспитание социальной активности личности старшего школьника: Автореф. дисс...докт. наук.-Л., 1974.-51 с.

13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 3971.- 351 с.

14. Сидяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.; Академия, 2002. - 192с.

15. Социологический энцоклопедический словарь. - М.: Норма, 1990. - 433 с.

16. Спнваковская, А. С. Как быть родителями. - М., 1986, - 256 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА: Родительские позиции и установки при воспитании детей.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: консультация для родителей

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: декабрь

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: Белова Н.В.

МАДОУ

«ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 125»

Г. ВЛАДИМИР

2014

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей.

Одним из наиболее изученных аспектов родительско - детских отношений являются родительские позиции. Под родительскимипозициями понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

Типы родительских позиций

Чрезмерно оберегающие родители. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка - ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения. Встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, выросшие дети терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.

Гиперсоциальная требовательная позиция. В этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей. Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов. Другими словами, подобная родительская позиция способствует развитию двуличия, формированию внешней воспитанности, без личностного принятия нравственных законов поведения.

Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Основной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность - с доминантностью, завышенные требования - с родительской беспомощностью. Разрушающим моментом здесь является резкий беспричинный перепад в настроении родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности. Все эти факторы препятствуют усвоению нравственных норм и их реализации в поведении.

Авторитарный родитель. Такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми. Родители жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Приказной стиль общения, который включает в себя безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание. Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, формирует у детей негативные качества: лживость; скрытность, озлобленность, жестокость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей. Такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.

Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок для такого родителя - главная помеха, он постоянно мешает. Ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.

Отсутствие воспитания как такового. Дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. Данная родительская позиция характеризуется как позиция уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность. Если говорить о нравственном воспитании, то его в данном случае осуществляет кто угодно, только не такой родитель.

Либеральный родитель. Таких родителей характеризуют следующим образом: снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе. В таких семьях родители апеллируют к самостоятельности ребенка («Ты уже большой»), но на самом деле это псевдоучастие, отказ от помощи в критических ситуациях. Эмоциональные отношения между родителями и детьми, как правило, неискренни.

Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка. «Кумир семьи» - ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая - «мамино (папино, бабушкино...) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок растет в такой семье, требуя к себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.

Авторитетные родители. Такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Этот стиль воспитания включает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократичные родители . Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима. Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родительские позиции авторитетные и демократичные родители , являются наиболее оптимальными. Им характерна взаимная информированность родителей и детей, родители и дети адекватно представляют личностные особенности друг друга, позитивные межличностные отношения, основанные на сопереживании, доброжелательности, деликатности и т.д.. Эти позиции создают благоприятные условия для нравственного развития ребенка. Эти две позиции можно рассматривать как единую, которая реализуется и видоизменяется вместе с взрослением ребенка. По мере роста ребенка, обретения им самостоятельности, опыта поведения в тех или иных ситуациях, анализа последствий своих поступков, родители имеют возможность все меньше контролировать его поведения, постепенно передавая самому ребенку ответственность за свои решения и поступки. И если авторитетный родитель - это, скорее, родитель ребенка дошкольного возраста, то демократический - родитель ребенка, вступающего в подростковый возраст.

Родители дают детям, не только воспитание, но и сразу тем самым образцы для подражания. Семья несет ответственность за воспитание своих детей, прививая им черты характера. В родительском отношении к детям, проявляются родительские установки, они основываются на чувствах, ожиданиях, и оценках родителей по отношению к детям. Родительские установки, это стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах и т. д., родители как бы следуют готовым шаблонам. В обычных фразах повседневно мы даем ребенку установки, даже не обращая на это внимание. Иногда случайно, в других случаях принципиально, постоянно и сильно, формируются с самого раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в любой момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Если уже у ребенка создана негативная установка, то против нее может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё сможешь», действует против установки «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). Естественно все родители стараются дать положительные установки своим детям, что в дальнейшем они способствовали благоприятному развитию личности ребенка. Положительные установки помогают вашему ребенку сохранить себя и выжить в окружающем его мире. Самые явные примеры родительских установок, это пословицы и поговорки, они передаются поколениями, иногда даже сказки сочиняются и тоже рассказываются бабушками внукам, те в свою очередь своим детям, главное пусть в них будет больше добра, и веры в себя и в свои силы.

Давайте вместе рассмотрим, какие установки вы даете своим детям, даже не осознанно, ведь в незначащих иной раз фразах, отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

«Не живи». Родители своему ребенку говорят такие фразы как: «Ты мне мешаешь», «Отстань от меня», так же не стоит ребенку признаваться, что он не запланирован, тем самым вы вызываете у него чувство вины, что он появился на свет, не делайте вечного должника из него. Так же если вы ругаете ребенка не стоит говорить таких фраз как: «Горе ты мое», «Уйди от меня», «Чтобы ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)».

«Не будь ребенком». В речи некоторых родителей прослеживаются, следующие фразы: «Скорей бы ты уже вырос», «Вечно ты как маленький», «Ты уже не ребенок, чтобы капризничать». Тем самым вы требуете, от еще ребенка взрослого поведения, отнимая самое драгоценное у него детство. Дети принимающие установку, в будущем могут испытывать трудности в общении со своими детьми, так как не способны к играм. Со стороны родителей, данная установка означает скорей всего, что они сами не готовы принять на себя ответственность за ребенка.

«Не делай». Родители иногда говорят своим детям, «Ничего не трогай, не делай сам, лучше я». При такой установке ребенку не дают делать самостоятельно что либо, и став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела, откладывает важные дела на «потом».

«Не расти». Чаще всего такая установка дается родителями у которых ребенок единственный в семье, или младшим детям, для установки характерны фразы: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься». Чаще всего родители, боятся тем самым сексуальной зрелости своих детей. Повзрослев, человек затрудняется создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями.

«Не чувствуй». «Как тебе не стыдно бояться (собаку, темноты, домового, бабы Яги…)», «Не сахарный(ая) – не растаешь», «Мне тоже холодно, но я же терплю». Таким образом, человек во взрослой жизни боится выражать свои чувства, копит гнев и другие эмоции в себе, ходит раздраженный на близких, так как не может высказаться. Чаще такие люди страдают сердечными и невротическими заболеваниями.

«Не будь собой». Данная установка, проявляется в виде указания «Твой друг это может, а ты - нет». Скрытый смысл установки, в том, что родители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к их идеалу, не учитывая способности своего ребенка. Во взрослом возрасте, он недоволен собой постоянно, зависит от оценки окружающих, нуждается в одобрении.

«Не достигай успеха». «У тебя не получится, давай я сама сделаю», «У тебя руки, как крюки (не из того места растут; не тем концом приделаны)». Такие родители самостоятельно снижают самооценку ребенка. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто постоянно тяготить ощущение неудовлетворенности или незавершенности.

«Не думай». Эта директива проявляется в следующих фразах: «Не бери в голову», «Не умничай», «Не рассуждай, а делай». Родители дают как бы запрет на интеллектуальную деятельность ребенка, во взрослом возрасте уже люди начинают чувствовать опустошение при решении проблем, или у них начинает болеть голова, либо появляется стремление «размыть» эти проблемы при помощи развлечений, алкоголя и наркотиков.

«Не будь лидером». «Делай (будь) как все», «Не высовывайся», «Не выделяйся». Родители думают, что детям, которые достигают успеха, другие завидуют, и пытаются тем самым оберегать своих детей. Во взрослой жизни люди хотят подчиняться, идут в отказ от карьеры, не являются доминантами в семье.

«Не принадлежи никому, кроме меня». Чаще всего родители видят в ребенке единственного друга, во взрослой жизни человек, остается одиноким. В итоге человек везде чувствует себя «не как все», кроме как в родительской семье.

«Не будь близким». «Любая близость опасна, если это близость не со мной». В отличие от предыдущей установки, она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой. Во взрослой жизни такой человек будет испытывать трудности в сексуальной сфере, бояться близости с другим человеком.

«Не чувствуй себя хорошо». Яркий пример, когда мать говорит другим в присутствии ребенка: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…». Ребенок приучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Ребенок в будущем получает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. В дальнейшем, такие люди начинают симулировать свою болезнь, чтобы привлечь внимание. Если они здоровы, то начинают страдать ипохондрией.

В ваших силах сделать так, чтобы негативных установок было меньше. Научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, делающие его мир эмоционально богатым и ярким.



Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.
Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «принятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя требовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской позиции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.
Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская квалифицирует ее как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним (А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных компонента - личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутреннюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родителя к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова, 2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.
Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше-нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди- тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.
Позитивное родительское отношение определяют:
относительная непрерывность, стабильность родительского отношения во времени;
изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитывающее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевидно, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учитывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;
уравновешенность в родительском отношении двух противоположных тенденций - тенденции к установлению максимальной близости с ребенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении возникающих проблем.
Образ ребенка глазами родителя
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный образ ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре-бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное, как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции взаимосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове-дение и определяющие характер и тактику воспитания [МигрИеу, 1992].
Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами родителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагогической компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповторимость и уникальность.
Система родительских представлений, включающих глобальный и дифференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами. Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре-бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно, предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв-ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.
Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открывающий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Механизмы такого влияния следующие:
создание зоны ближайшего развития и организациясотрудничества" в ее пределах;
идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;
моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-модели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому иллюстрация - уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»);
механизм обусловливания, когда посредством использования наказаний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка - наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. Посредством положительного и отрицательного подкрепления осуществляется коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.
Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом преломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отношения ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде-ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями. Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребенка - как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.
Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка - важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского образа. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модификации его Я.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не-адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.
Приписывание определенных качеств ребенку - позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недобросовестный, ленивый) - нередко приводит к искажению его личностного развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ребенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основанный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписывание же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у него степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.
Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол-нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.
Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с маленьким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписывания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например, родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, заподозрив у собственного ребенка отставание в развитии.
Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ребенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации - на основе фобии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение
13-6210
моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, несмотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, предупреждала малейшие желания, делала все для него и вместо него - и в результате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.
Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля-ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей развития ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоятельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.
В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и самоуважения путем дискредитации «другого».
Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской , характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обусловленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфункцией семейной системы и как следствие - искажением родительской позиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.