Школьный этап олимпиады школьников литературе. Олимпиады по литературе

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 ГОД.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы

и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,у самого окна, висела

клетка, из которой глядел дрозд тёмного цветас белыми крапинками. <…> Почти в течение целых

пяти минут все хранилимолчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево

деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.

2. Напишите название произведения, из которого взят приведённыйотрывок.

4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог

видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

Часть II (7 0 баллов)

ЧАСТЬ II ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Прочитайте рассказ.

2.О чём этот рассказ?

3.Подумайте, почему профессор и студент попеременно ощущают чувство неловкости.

5.Почему Шукшин ставит обоих персонажей в неудобное положение? Как меняются герои от

начала к концу и что они понимают, столкнувшись друг с другом на этом странном

экзамене?

Василий Шукшин (1929–1974)

–Почему опоздали? –строго спросил профессор.

–Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы… срочный заказбыл… –Студент –рослый

парняга с простым хорошим лицом –стоялв дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. Глаза у

парня правдивыеи неглупые.

–Берите билет. Номер?

–Семнадцать.

–Что там?

–«Слово о полку Игореве» –первый вопрос. Второй…

–Хороший билет. –Профессору стало немного стыдно за своюстрогость. –Готовьтесь.Студент

склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Перед его глазами за егодлинную жизнь прошла не

одна тысяча таких вот парней; он привык думатьо них коротко –студент. А ведьни один из этой

многотысячной армии непоходил на другого даже отдалённо. Все разные.«Всё меняется. Древние

профессора могли называть себя учителями, ибоимели учеников. А сегодня мы только профессора»,

–подумал профессор.

–Вопросов ко мне нет?

–Нет. Ничего.

Профессор отошёл к окну. Закурил. Хотел додумать эту мысльо древних профессорах, но вместо

Проехал трамвай. Наповороте с его дуги посыпались красные искры. Перед семафором скопилось

множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись

по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились,

и люди торопились.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещаться со сверхзвуковойскоростью и всё равно будут

торопиться. Куда всё это устремляется?..»

–Кхм… –Студент пошевелился.

–Готовы? Давайте. –Профессор отвернулся от окна. –Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги –билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».

Глядя на парня, на его крепкое, строгой чеканки лицо, профессорпочему- то подумал, что автор

«Слова» был юноша… совсем- совсеммолодой.

–… Князья были разобщены, и… В общем, Русь была разобщена,

и когда половцы напали на Русь… –Студент закусил губу, нахмурился:

должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка

покраснел.

«Не читал. –Профессор внимательно и сердито посмотрел в глазастуденту. –Да, не читал. Одно

предисловие дурацкое прочитал. Чертиполосатые! Вот вам –ягодки заочного обучения!» Профессор

былпротивником заочного обучения.Пробовал в своё время выступить состатьёй в газете –не

напечатали. Сказали: «Что вы!» –«Вот вам –что вы!

Вот вам –князья разобщены».

–Читали?

–Посмотрел… кхэ…

–Как вам не стыдно? –с убийственным спокойствием спросилпрофессор и стал ждать ответа.

Студент побагровел от шеи до лба.

–Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

–Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меняинтересует человек, русский человек,

величайшее национальное произведение. Очень интересует! –Профессор

чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента. –Вы сами пошли

Студент поднял на профессора грустные глаза.

–Сам, конечно.

–Как вы себе это представляли?

–Учёбу. В люди хотел выйти? Да?

Некоторое время они смотрели друг на друга.

–Не надо, –тихонько сказал студент и опустил голову.

–Что не надо?

–Не надо так…

–Нет, это колоссально! –воскликнул профессор, хлопнул себя по

–Стыдно.

–Слава тебе, Господи!

С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал

головой. Он даже как будто помолодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупаяи тяжкая.

–Спросите ещё что - нибудь. Я же готовился.

–В каком веке создано «Слово»? –Профессор, когда сердился,упрямился и капризничал, как

–В двенадцатом. В конце.

–Верно. Что случилось с князем Игорем?

–Князь Игорь попал в плен.

–Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, чёрт возьми! –Профессорскрестил на груди руки и

изобразил на лице великую досаду и оттого, чтокнязь Игорь попал в плен, и оттого главным

образом, что разговор об этомполучился очень уж глупым. Издевательского тона у него не

получилось –ондействительно злился и досадовал, что вовлёк себя и парня в эту школьную

игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и потому злился на него ещё

–Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

–Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь. –Студент сказал эторезким, решительным тоном. И

На профессора тон этот подействовал успокаивающе. Он сел. Пареньему нравился.

–Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте,

во-первых.

Студент остался стоять.

–Ставьте мне двойку.

–Какчувствовал себя в плену князь Игорь?! –почти закричалпрофессор, опять испытывая прилив

злости. –Как чувствует себя человекв плену? Неужели даже этого не понимаете?!

Студент стоя некоторое время непонятно смотрел на старика яснымисерыми глазами.

–Понимаю, –сказал он.

–Так. Что понимаете?

–Я сам в плену был.

–Так… То есть как в плену были? Где?

–У немцев.

–Вы воевали?

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему- топодумалось, что автор

«Слова» был юноша сголубыми глазами. Злойи твердый.

–Три месяца.

–Ну и что?

Студент смотрел на профессора, профессор –на студента. Оба былисердиты.

–Садитесь, чего вы стоите, –сказал профессор. –Бежали из плена?

–Да. –Студент сел. Опять взял билет и стал смотретьв него. Емухотелось скорей уйти.

–Как бежали? Расскажите.

–Ночью. С этапа.

–Подробней, –приказал профессор. –Учитесь говорить, молодойчеловек! Ведь это тоже надо. Как

бежали? Собственно, мне не техника этого

попасть в плен? –Профессор даже поморщился… –Вы как

попали- то? Ранены были?

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

–А как же?

–Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

–Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

–Да не занятой, а…

–Страшно было?

–Страшно.

–Да, да. –Профессору почему- то этот ответ очень понравился. Онзакурил. –Закуривайте тоже. В

аудитории, правда, не разрешается, но…ничего…

–Я не хочу. –Студент улыбнулся, но тут же посерьёзнел.

–Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

–Восемнадцать.

–Вспоминалась деревня?

–Я из города.

–Ну? Я почему-то подумал –из деревни. Да…

Замолчали. Студент всё глядел в злополучный билет; профессорпоигрывал янтарным мундштуком,

рассматривал студента.

–О чём вы там говорили между собой?

–Где? –Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становилсяв тягость.

–В плену.

–Ни о чем. О чем говорить?

–Чёрт возьми! Это верно! –Профессор заволновался. Встал. Переложил

мундштук из одной руки в другую. Прошёлся около кафедры. –Это верно.

Как вас зовут?

–Николай.

–Что верно? –Студент вежливо улыбнулся. Положил билет. Разговорпринимал совсем странный

характер –он не знал, как держать себя.

–Верно, что молчали. О чём же говорить! У врага молчат. Это самоемудрое. Вам в Киеве

приходилось бывать?

–Там есть район –Подол называется, –можно стоять и смотретьс большой высоты. Удивительная

даль открывается. Всякий раз, когда я стою

и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда- то. Не в своей жизни даже,а давным- давно.

Понимаете? –У профессора на лице отразилось сложноечувство –он как будто нечаянно

проговорился о чём- то весьма сокровенном

и теперь, во- первых, опасался, что его не поймут, во- вторых, был недоволен,что проговорился. Он

смотрел на студента с тревогой, требовательно

и заискивающе.

Студент пожал плечами, признался:

–Как- то сложно, знаете.

–Ну, как же! Что тут сложного? –Профессор опять стал быстро ходитьпо аудитории. Он сердился

на себя, но замолчать уже не мог. Заговорилотчётливо и громко: –Мне кажется, что я там ходил

когда- то. Давно. Во

времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы,

Два человека смотрели друг на другаи не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.

–Я немного не понимаю, –осторожно заговорил студент, –при чём тут

–При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчёттого, что –молчали. Я в плену

не был, даже не воевал никогда, но там, над

Подолом, я каким- то образом постигал всё, что относится к войне.Я додумался, что в плену –

Я, например, многодумал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо

Студент удивлённо посмотрел на профессора.

–Да. Подползти незаметно и что- нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первуюсекунду ошалеет, и тут

бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

–Глупости говорю? –Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

–Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас.

«Врёт. Не хочет обидеть», –понял профессор. И скис. Но счёлнеобходимым добавить еще:

народное горе. И даже тот, кто не принимаетнепосредственного участия в войне, всё равно живёт

Долго после этого молчали –отходили. Надо было вернуться

постыдно не прочитано студентом. Однако профессорне удержался и задал ещё два последних

–Один бежал?

–Нет, нас семь человек было.

–Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

–Да что вы! Я совсем так не думаю. –Студент покраснел так, как если

бы он именно так и подумал. –Правда, профессор. Мне очень интересно. Сердце старого профессора

дрогнуло.

раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз

есть с собой… –Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полкуИгореве», подумал.

Посмотрел на студента, улыбнулся. Что- то быстро написал на обложке книги, подал студенту. – Не

читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. – Голос у

профессора и выражение лица были грустными. –После этого бываеттяжело.

Студент не нашёлся, что на это сказать. Неопределённо пожал плечами.

–Вы все семеро дошли живыми?

–Пишете сейчас друг другу?

–Нет, как- то, знаете…

Ну, конечно, знаю. Конечно. Это всё, дорогой мой, очень русские штучки. А вы ещё «Слово» не

Сулою; звонить слававъ Кыеве; трубы трубять въ Новеграде; стоять стязи въ Путивле!» А? –

Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни. –

Давайте зачётку. – Он проставил оценку, закрыл зачётку, вернул её студенту. Сухо сказал: – До

свидания.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой

коридор. Зачётку держал в руке – боялся посмотреть в неё, боялся, что там стоит «хорошо» или, что

ещё тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительноˮ, и то хватит», – думал

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете - то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение - слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

(источник:)

Еще раз расставим все точки над "i"

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ. То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»). Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года - получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии. Жителям Москвы - 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области - 115 тысяч призёрам, 230 тысяч - победителям; школьникам Санкт-Петербурга - 30 и 60 тысяч соответственно. Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать - ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

(источник:)

Подготовка: где и с кем?

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника - готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно - это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения. По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно). Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения. Принципиально важный момент в выборе преподавателя - ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология - это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует. Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам. Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция» , Центр Педагогического Мастерства , Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие. Также курсы предоставляют вузы - и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря - лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы - будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот - половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 - со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 - с XX веком и модернизмом. Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса. На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М. Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л. Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады - именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

(источник:)

структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур - анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе - проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию». Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно. Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет - только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ - это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз. Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами. Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли - не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик - это пустая трата времени. На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур - творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора. Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете - не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными). Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно. Например, в этом году было задание - написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло. Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур - устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри. В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста - кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата. Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения. У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

Задания и ответы с критериями для школьной олимпиады по русской литературе для 5 - 11 классов в 2017 - 2018 учебном году.


«9-11 кл. Литература. Задания»

9-11 КЛАССЫ

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Через месяц его выпустили…Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью…Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни. (По А.Авдееву)

Задание № 2.

Творческое задание

эпиграфа

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных…

А.С.Пушкин

К. Бальмонт

Просмотр содержимого документа
«Критерии 9-11 классы.»

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2017- 2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

9-11 КЛАССЫ

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете

опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли. Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. Они были твёрдо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

Как же бесил их этот безумный фанатик! Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… Жизнь шла своим чередом. От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. Его никто ни о чём не спрашивал. А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться…И тогда он произнёс: «Ладно». Сказал тихо. Но его услышали. Сказал только одно слово. Но его поняли…

Через месяц его выпустили…Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью…Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни.

1) Почему и при каких обстоятельствах человек становится предателем и что он при этом чувствует?

2)Почему человек совершает предательство и каковы нравственные последствия этого поступка?

3) Какого человека можно назвать настоящим героем? (Почему человек совершает героические поступки?)

(По А.Авдееву)

Критерии оценки аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы . При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1 : сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2 : при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Задание № 2.

Творческое задание

Это задание должно выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчётов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» - «прогулки». Так, например, у К.Н. Батюшкова мы найдём прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи, заметки на своей странице в социальных сетях. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных ниже фрагментов стихотворений. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных… А.С.Пушкин

    …Посмотри в окно Осень, в жёлтых листьях, в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?

К. Бальмонт

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение учитывать особенности речевых жанров (наличие адресата, если избирается форма письма), умение выдержать единство тона, эмоционального строя в описании, его соответствие выбранному эпиграфу.

Критерии:

1.Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности городского пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов . Шкала оценок: 0-3-7-10

2.Соответствие описания избранной жанровой форме письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях.

Максимально 10 баллов . Шкала оценок: 0-3-7-10

3.Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа. Максимально 5 баллов . Шкала оценок: 0-2-4-5

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте. Максимально 5 баллов . Шкала оценок: 0-3-4-5

Итого: максимальный балл 30.

Критерии

Задание 1

Критерии

Задание 2

Итого по 2 заданиям:

Просмотр содержимого документа
«5 -6 классы Литература. Задания»

Всероссийская олимпиада школьников

2017-2018 учебный год. Школьный этап

Литература. 5 – 6 классы

Задание 1.

Выберите правильный ответ на вопрос: Что помогает писателю выразить чувства и мысли человека, показать его жизнь, окружающую природу?

1) кисть 2) слово 3) звуки 4) краска

Задание 2.

Выберите правильный ответ на вопрос: Как называется та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание?

1)аллегория 2)исход 3)мораль 4)завязка действия

Задание 3.

Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен.

Глупость Волк

Трусость Свинья

Неблагодарность Обезьяна

Невежество Заяц

Задание 4.

Закончите пословицы, соблюдая рифму:

    Злой плачет от зависти, а добрый от …

    В болоте тихо – да жить там …

    Морских топит море, а сухопутных крушит …

    Терпение и труд всё …

    Говорит направо, а глядит …

    Пусти козла в огород, он всю …

    Пословица не укор, а почешется …

    На всякого Егорку найдёшь …

    Если дружба велика – будет Родина …

Задание 5.

Сочините стихотворение из четырех строк с данными рифмами:

Свет

Волною

Лет

Со мною

Задание 6.

Сочините сказку или небольшой рассказ, заголовком чему была бы пословица «Что ни сделает дурак – всё он делает не так».

Просмотр содержимого документа
«7-8 классы. Литература Задания»

Олимпиадные задания школьного этапа по литературе для 7 класса

2017-2018 учебный год

7 класс.

1.Как называется словесное поэтическое творчество народа?

а) легенды б) притчи в) фольклор г) сказы

2.Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) из латинского; б) из английского; в) из греческого; г) из французского

3.Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом;

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях;

в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;

г) произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

4.Как называется элемент композиции былины, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин; б) запев; в) завязка; г) кульминация

5. Укажите пословицу.
а) Свалился как снег на голову.
б) Ни к селу ни к городу.
в) Корень учения горек, да плод сладок.
г) Лёгок на помине.

6. Укажите жанр древнерусской литературы.
а) Сказание; б) Роман; в) Поэма; г) Комедия

7. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка» Б) «Дубровский» В) «Выстрел» Г) «Станционный смотритель»

8.Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

9. Узнай героя произведения, укажи автора и название.
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) «А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаютяс;

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя…»

10.Каковоо значение поговорки «лёгок на помине»?

А)кто-то быстро выполнил работу; Б)быстро ушёл тот, о ком говорили

В) пришёл тот, о ком только что говорили;

Олимпиадные задания школьного этапа по литературе для 8 класса.

2017-2018 учебный год

1.Назовите три основных рода литературы.

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

3. Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

Дал слово - крепись, а…

4.Найдите жанры устного народного творчества:

а) песня, роман, пьеса

б) сказка, пословица, былина

в) рассказ, стихотворение, историческая песня

г) басня поговорка, жития

5.Чьи эти слова, к кому обращены: «…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

а) Андрей Петрович Гринёв –сыну Петру

б) Простакова –сыну Митрофану

в)Владимир Мономах –своим детям

а) А.С.Пушкин

б) М.В.Ломоносов

в) А.Н.Радищев

г) Д.И.Фонвизин

7. «Поэмой о любви к Родине» В.Г.Белинский назвал произведение:

а) «Тарас Бульба»; б) «Ночь перед Рождеством»; в) «Майская ночь, или Утопленница»

8.При описании грозы («… ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:

а) сравнение; б) антитезу в) олицетворение

9. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?

10. Назовите героинь из известных вам произведений. Назовите автора произведения, название произведения.

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

Просмотр содержимого документа
«Ответы 7-8 классы. Литература»

Критерии оценивания олимпиадных заданий по литературе в 7 классе (2017-2018 учебный год)

1.–в (1 балл)

2. –б (1 балл)

3.- б (1 балл)

4.-г (1 балл)

5. –в (1 балл)

6.-а (1 балл)

7.-б (1 балл)

8. Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная (3 балла)
9.- А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы (3 балла)
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг» (3 балла)

В)Микула Селянинович, былина «Вольга и Микула Селянинович» (3 балла)

10.- в Итого: 20 баллов

Критерии оценивания по литературе в 8 классе (2017-2018 учебный год)

1.- Эпос, лирика, драма. (за каждый правильный ответ 1 б)., (3 балла.)

А) ямб, перекрёстная – Тютчев

б) ямб, перекрёстная - Державин

в) ямб, парная - Ломоносов

г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов

3.- 6 баллов.

На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Лес рубят - щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

Дал слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.

9. 2 балла. Метафора

10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская

б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова (3 балла)

в) М.Горький «Детство» - бабушка Акулина Ивановна (3 балла)

Итого: 37 баллов

Просмотр содержимого документа
«Ответы. 5-6 классы»

Литература. 5 – 6 классы

Задание 1. «Слово». За правильный ответ (или цифру 2) 1 балл.

Задание 2. «Мораль». За правильный ответ (или цифру 3) 1 балл.

Задание 3. За каждую верную пару по 2 балла.

Глупость – Свинья

Трусость – Заяц

Неблагодарность – Волк

Невежество – Обезьяна

Итого: 8 баллов.

Задание 4. За каждую правильно законченную пословицу по 2 балла.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

    В болоте тихо – да жить там лихо.

    Морских топит море, а сухопутных крушит горе.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Говорит направо, а глядит налево.

    Пусти козла в огород, он всю капусту обдерёт.

    Пословица не укор, а почешется и вор.

    На всякого Егорку найдёшь поговорку.

    Если дружба велика – будет Родина крепка.

Итого: 20 баллов.

Задание 5 до 10 баллов.

Задание 6 до 20 баллов.

Итого за всю работу 60 баллов.

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1.

Расположите события в порядке их сюжетного следования в указанных произведениях. Ответ для каждого текста запишите в виде последовательности букв (например: I . в - а - б ).

I . . Ионыч

а) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает…

б) Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве…

в) На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер…

II . . Олеся

а) Вся площадь кишмя кишела пьяным, галдящим народом. Ограду и крыльцо кабака буквально запрудили, толкая и давя друг друга, покупатели; перебродские крестьяне перемешались с приезжими, рассевшись на траве, в тени повозок…

б) Но чем ближе подходило время моего отъезда, тем больший ужас одиночества и бóльшая тоска овладевали мною. Решение жениться с каждым днем крепло в моей душе, и под конец я уже перестал видеть в нем дерзкий вызов обществу…

в) «Да ведь это - Мануйлиха, ириновская ведьма», - мелькнуло у меня в голове, едва я только повнимательнее вгляделся в старуху. Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок…

III . . Господин из Сан-Франциско

а) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, - в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, - задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами…

б) Успокоенные тем, что мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними, но вместо того только напугавшего их напоминанием о смерти, уже отправили в Неаполь , путешественники спали крепким сном…

в) В день отъезда, - очень памятный для семьи из Сан-Франциско! - даже и с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря…

Количество баллов - 3.

Кол-во баллов

I. б - в - а

Максимум - 3 балла (1 балл за каждый верный (полный ) ответ)

II. в - б - а

III. а - в - б

Задание 2.

Определите поэта по характеристике, данной Ю. Анненковым («Дневник моих встреч»).

а) [Он] сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом, подымался на эстраду для чтения (редкого по отточенности ритмов) своих стихов или для произнесения речей, всегда настолько вызывающих, что они непременно сопровождались шумными протестами…

б) Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, [ее] поэзия… оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила ее стихов, благодаря чему строфы [ее], услышанные или прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время…

в) Африка, однако, захватывала [его] более чем страстно, чем Венеция, чем Фьезоле, чем Европа. Отсюда - его цикл стихотворений «Шатер»: «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Галла», «Сомалийский полуостров», «Либерия»… Но будучи героем и искателем приключений, [он], может быть - именно поэтому, предвидел и свой трагический конец…

Количество баллов - 3.

Кол-во баллов

а) В. Маяковский

Максимум - 3 балла

б) А. Ахматова

в) Н. Гумилев

Задание 3.

В приведенной таблице найдите четыре ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (напр.: 1а, 2б и т. п.).

Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.

Н. Гоголь

«История одного

Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было такое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков. Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о недавних победах над турками, и все надеялись, что новый градоначальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин.

Дементий Варламович

Брудастый

Ф. Достоевский

«Преступление

и наказание»

Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Мармеладов

М. Горький

«Песня о Соколе»

Но отец его - не был человеком... А этот - был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов.

А. Куприн

«Гранатовый

браслет»

«Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая! Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение». «Ах, это – тот!» – с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо… «Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и – признаюсь – ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас…».

Тимофеевич

Количество баллов - 4.

Кол-во баллов

1а (необходимо: М. Салтыков-Щедрин)

Максимум - 4 балла (1 балл за каждый верный ответ)

2в (представлен фрагмент из повести Н. Гоголя «Шинель»)

3б (необходимо: «Старуха Изергиль»)

4г (указан персонаж из повести А. Куприна «Олеся»)

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а - ВАРИАНТ IV ).

в лазури»

Золотея, эфир просветится

и в восторге сгорит.

А над морем садится

ускользающий солнечный щит.

И. Северянин

Эгофутуризм

В шалэ березовом, совсем игрушечном и

комфортабельном,

У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне

Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом

сабельным

Слепого юношу, в чье ослепление так слепо

Я научился вам, блаженные слова:

Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита.

В огромной комнате тяжелая Нева,

И голубая кровь струится из гранита.

М. Цветаева

«Версты»

Вне групп

а) ВАРИАНТ I : О. Мандельштам

ВАРИАНТ II : А. Ахматова

ВАРИАНТ III : Н. Гумилев

ВАРИАНТ IV : С. Городецкий

б) ВАРИАНТ I : «Вечер»

ВАРИАНТ II : «Снежная маска»

ВАРИАНТ III : «Горящие здания»

ВАРИАНТ IV : «Громокипящий кубок»

в) ВАРИАНТ I : имажинизм

ВАРИАНТ II : младосимволизм

ВАРИАНТ III : старший символизм

ВАРИАНТ IV : кубофутуризм

ВАРИАНТ I :

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

ВАРИАНТ II :

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг, -

И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.

ВАРИАНТ III :

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь.

И люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно: ночь.

ВАРИАНТ IV :

Я помню эти обманы,

Я помню, покорный раб.

Количество баллов - 4.

Кол-во баллов

1в - ВАРИАНТ II: младосимволизм

Максимум - 4 балла (1 балл за каждый верный ответ)

2б - ВАРИАНТ IV: «Громокипящий кубок»

3а - ВАРИАНТ I: О. Мандельштам

4г - ВАРИАНТ III: «В огромном городе моем - ночь…»

Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево».

б) «Онегинская строфа» имеет структуру AbAbCCddEffEGG.

в) Моностих - это стихотворение, в котором рифмуются все строки.

г) Ода - в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма - торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле.

е) В стихах «Читал охотно Апулея , / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова - метафоры.

ж) Клаузула - ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного.

з) В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах - то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола.

и) Гротеск - стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия.

л) Стих «На берегу пустынных волн» - четырехстопный ямб с пиррихием на первой стопе.

м) В верлибре обязательна строгая метрическая упорядоченность при отсутствии регулярной рифмовки.

Количество баллов - 6.

Ответы

Кол-во баллов

Максимум - 6 баллов

(один балл за два верных ответа)

Задание 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Соотнесите стихотворение Б. Пастернака с характеристикой пастернаковской поэтики, данной М. Цветаевой. Какие эстетические установки Пастернака находят отражение в этой характеристике?

Круг, в котором Б. Пастернак замкнулся, или который охватил, или в котором растворился, - огромен. Это - природа. Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет. Его стихи всегда подобны взрыву, но - как бы это лучше сказать? - взрыву растительному. <…> Лирическое «я», которое есть самоцель всех лириков, у Пастернака служит его природному (морскому, степному, небесному, горному) «я», - всем бесчисленным «я» природы. Эти бесчисленные «я» природы и составляют его лирическое «я».

(М. Цветаева. Поэты с историей и поэты без истории).

Сложа весла

Лодка колотится в сонной груди,

Ивы нависли, целуют в ключицы,

В локти, в уключины - о погоди,

Это ведь может со всяким случиться!

Этим ведь в песне тешатся все.

Это ведь значит - пепел сиреневый,

Роскошь крошёной ромашки в росе,

Губы и губы на звезды выменивать!

Это ведь значит - обнять небосвод,

Руки сплести вкруг Геракла громадного,

Это ведь значит - века напролет,

Ночи на щелканье славок проматывать!

Б. Пастернак, 1918-1919

Количество баллов - 10.

Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.

Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен:

· Выделить ключевые положения в цветаевской характеристике поэтики Б. Пастернака: природа - одна из центральных тем пастернаковской лирики; у Пастернака образы природы, внешнего мира подчиняют себе логику лирического «я» («…его грудь заполнена природой до предела…»; «лирическое "я"… у Пастернака служит природному… "я"»); тождество поэзии и природы у Пастернака подчеркивается Цветаевой через использование смыслового ряда «стих» → «дыхание» → «растительный взрыв» .

· Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения Б. Пастернака: смысловое пространство текста строится на совмещении «любовного» и «природного», причем «любовный» образный ряд неочевиден, уходит в подтекст и замещается основным образным рядом - «природным»: «лодка (=сердце ) колотится в сонной груди », «ивы… целуют в ключицы », «обнять небосвод» и т. п.; за счет этого «внутреннее» пространство «любви» размыкается во «внешнее» пространство «природы», присваивает себе его признаки: «губы и губы на звезды выменивать», «обнять небосвод », «века напролет Ночи на щелканье славок проматывать» и т. п.; такое совмещение «любви» и «природы» позволяет поэту представить интимное чувство как универсум.

· Обратить внимание на особенности поэтического языка Б. Пастернака: слово «любовь» (как и его возможные эквиваленты) - своего рода «поэтический эвфемизм» текста, оно регулярно заменяется местоимением «это», что создает двойственность, взаимообратимость лирической ситуации (что описывается в тексте: любовь или природа?) и акцентирует пастернаковский поэтический прием замещения «внутреннего» «внешним»; этой же художественной задаче - стиранию границ между человеческим и природным - способствует использование метафор («лодка (=сердце ) колотится», «ивы целуют» и др.), гипербол («обнять небосвод», «руки сплести вкруг Геракла громадного», «века напролет»), паронимической аттракции (ключ ицы - уключ ины), аллитераций («р оск ош ь кр ош еной р омашк и в р ос е»); кроме того, стилистический «портрет» текста формируется enjambement’ами, анафорами, синтаксическим параллелизмом.