Сочинение на тему: печорин и дружба. Сочинение на тему «Любовь и дружба в жизни Печорина

М. Ю. Лермонтов достаточно саркастично относится в своем произведении «Герой нашего времени» к дружбе. Он дает ей весьма нелестную оценку. Великий русский поэт убежден в том, что один человек всегда стремится переделать другого, изменить его индивидуальность с учетом собственных предпочтений. И это мироощущение появилось в нем неспроста - оно возникло в эпоху безверия и тотального скептицизма, когда самые высокие качества личности подверглись обесцениванию.

Дружба Печорина и Вернера

Об этой связи можно рассказать в сочинении «Дружба в жизни Печорина». Главный герой его произведения - это Печорин. Он является вымышленным, собирательным персонажем. Однако по своим жизненным установкам Печорин в чем-то близок самому Лермонтову. Можно сказать, что типичным является и образ Вернера. Считается, что прототипом этого персонажа послужил реальный человек - доктор Майер, с которым Лермонтов познакомился в 1837 году, во время своей службы на Кавказе.

Сочинение «Дружба в жизни Печорина» школьник может дополнить описанием особенностей этих героев. Печорин встречается с Вернером в Пятигорске совершенно случайно. В своем дневнике главный герой пишет о том, что Вернер представляется ему совершенно особенным человеком. С одной стороны, он наделен материалистическим взглядом на мир. Вернер - скептик, как и другие медики. С другой - его нельзя не назвать поэтом, хотя он не написал в течение всей своей жизни и пары строк. Печорин пишет о том, что очень скоро они с Вернером «сделались приятелями». Герой также говорит о себе, что не способен к дружбе по той причине, что в ней всегда один человек обречен быть рабом другого. Сам Печорин не хочет «быть рабом», однако и повелевать для него чересчур утомительно.

Общая почва

Печорин и Вернер сходятся на почве общности взглядов на жизнь. Они оба являются умными людьми, которые утомлены от пошлого общества. При этом они не желают и брать на себя ответственность за жизнь других людей, это им совершенно ни к чему. Своей жизнью как Печорин, так и Вернер совершенно не дорожат. Данное обстоятельство во многом определило характер их дальнейших взаимоотношений. Они встречаются ради скуки, чтобы развлечь друг друга спорами на метафизические темы, сплетнями или злословием.

Сочинение «Дружба в жизни Печорина»: различия между героями

Между этими двумя героями есть и разница. Печорин - это персонаж, который полон активности, его по праву можно назвать мятежной натурой. Он стремится к деятельности, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Вернер же - пассивен. Он не хочет действовать, его удел - созерцание. Если у Печорина есть стремление к цели, он будет идти до конца. Пускай даже эта цель будет самой ничтожной. А Вернер только и любит, что поговорить, что он сделал бы, сложись те или иные обстоятельства. В реальности же он не ударит и пальцем о палец.

В истории с дуэлью Вернер идет на поводу у Печорина, несмотря на собственное отношение к этой ситуации. Перед дуэлью он терзается мучительными сомнениями. Но Печорин, отпустивший шутку о бессмысленности человеческого существования на земле, быстро его успокаивает. Всю глубину того эгоизма, которым наполнена душа Печорина, Вернер познает только после гибели Грушницкого. Видя, какой урон нанесен чувствам княжны Мери, Вернер упрекает Печорина в холодности и цинизме. Однако и сам Вернер проявляет своими поступками не меньше равнодушия, чем главный герой.

Распад дружбы

Полезно для получения хорошей оценки по сочинению «Дружба в жизни Печорина» рассказать и о том, чем закончились отношения героев. Сам Печорин совершенно не разочаровывается в Вернере - он предполагал, что их общение закончится таким образом. Печорин говорит о том, что все люди одинаковы. Даже зная все плохие стороны поступка, они могут одобрять его и давать советы. Однако когда он уже совершен, то они умывают руки, предательски отворачиваясь от того, кто решился взять на себя ответственность совершить дурное деяние.

Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.

В сочинении на тему «Дружба в жизни Печорина» можно рассказать, что взаимоотношения двух героев распались, даже не превращаясь в настоящую дружбу. Их связь не выдержала и первого препятствия. Ведь истинная дружба может случиться только в том случае, когда люди проводят время вместе не только для одного лишь развлечения, но и помогают друг другу в трудную минуту. Однако ни Печорин, ни Вернер на такое совершенно не способны. Поэтому их уделом является одиночество, бессмысленность существования. Это также можно указать в сочинении «Дружба в жизни Печорина». Цитаты помогут школьнику аргументировать свою точку зрения в работе. Например, таким образом Печорин определяет те взаимоотношения, которые завязались у него с Вернером: «Мы... сделались приятелями...»

Размышления о дружбе

Дружба в жизни Печорина: Максим Максимыч

Не получилось дружбы у Печорина и с Максимом Максимычем. Этот человек по-настоящему добр, он верен своему долгу. Главная его черта - это человечность. С трогательной простотой говорит Максим Максимыч о Бэле, которая на какое-то время заменила ему родную дочь. Однако за годы своих странствий Печорин охладевает к этому герою. Ведь общих интересов у Максима Максимыча и Печорина нет.

Главный герой и Грушницкий

Дружба в жизни Печорина - недолгое явление. Едва возникнув между ним и Грушницким, дружба превращается во вражду. Отношения между двумя людьми хорошо показаны Лермонтовым во главе «Княжна Мери». Когда Грушницкий поведывает Печорину о своих чувствах, тот начинает над ним глумиться. А затем, делая вид, что оказывает своему знакомому помощь, Печорин начинает описывать княжне пикантные моменты из жизни Грушницкого и влюбляет девушку в себя - об этом моменте можно также рассказать в подробном сочинении «Любовь и дружба в жизни Печорина». Желание играть жизнями других людей для Печорина оказывается выше каких-либо ценностей. Его лицемерие уничтожает то, что могло бы стать дружбой.

Печорин и любовь

В сочинении «Любовь и дружба в жизни Печорина» школьник может рассказать о том, имело ли значение для главного героя это высокое чувство. Неумение любить является и виной самого молодого человека, и его горем. Бэлу он встретил во время черкесской свадьбы. Затем главный герой променял девушку на коня.

Княжну Мери он встречает на водах и искренне радуется тому, что теперь не придется скучать. На самом деле события разворачиваются так, что никто не остался в стороне - ни Печорин, ни Мери, которая вряд ли сможет в будущем оправиться от глубокой потери, ни Грушницкий. Любовь Печорина не приносит счастья никому.

М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей. С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношении к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить. Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по своим жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер. С ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году. Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно «Вернер - человек замечательный по многим причинам», - пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой - поэт, хотя и двух стихов не написавший. Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. «Мы, - пишет Печорин, - скоро сделались приятелями». Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: «из двух друзей всегда один раб другого». Рабом он быть не может, а повелевать - «труд утомительный».

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить.

Печорин - человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея - созерцание. Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет гопорить о том, что бы он сделал, если бы…

Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя дело это ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Груш-ницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину эгоизма Печорина. Он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете». Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг. Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба - это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел - одиночество, безотрадное и бессмысленное прожигание жизни.

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин - рабом Дельвига. Здесь другое. Во всякой любви (а дружба - тоже любовь), во всякой дружбе (а любовь - тоже дружба), есть радость отдавать себя, свое, а Печорин невольно выдает свою и Вернера горькую тайну: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Мучительно больно осознает Печорин невозможность для себя любить кого-то, дорожить кем-то, ненавидит и презирает себя за это, и эта ненависть и презрение распространяется на близких людей, на все человечество. Трагична его судьба. Кто-то случайный наскоро похоронит Печорина, еще молодого, в чужой земле. Пророчески звучат слова Максима Максимы-ча: «Нет проку в том, кто старых друзей забывает».

Образ Вернера, как и Грушницкого, играет в романе вспомогательную (служебную) роль и способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа. Их отношения подтверждают известную истину: «Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе».

Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Вернер и Печорин. Отношение Печорина к дружбе.

Орг. Момент

Мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Из каких частей состоит этот роман? Какую часть мы сейчас изучаем?

Актуализация знаний

Где происходят события главы?

Составим план событий повести «Княжна Мери» (краткий пересказ)

1) Печорин приезжает в Пятигорск, где встречает своего давнего приятеля Грушницкого.

2) Печорина и Грушницкого приглашают на бал, где Грушницкий заинтересован княжной Мери, а Печорин к ней относится равнодушно

3) Грушницкий распускает сплетни про Печорина и княжну Мери

4) Печорин хочет отомстить Грушницкому и влюбляет в себя Мери

5) Мери влюбляется в Печорина

6) Грушницкий в гневе, происходит дуэль между Печориным и Грушницким, второй погибает, Печорин выигрывает дуэль

7) На балу Печорин видит Веру, давнюю свою возлюбленную, ухаживает за ней, Мери видит все это, Печорин бросает Мери, она ему скучна, Вера замужем, она уезжает. Печорин расстроен.

Проверка домашнего задания

Подберите описание внешности к действующим лицам

Персонажи

Описание

Грушницкий

Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем

Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй было закрытое платье gris de perles 1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce 2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.

У нее такие бархатные глаза — именно бархатные.

глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят

родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная.

она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; ее лицо меня поразило своей выразительностью.

Введение в тему

Кто такой Вернер (найдите его описание в тексте)

Что сближает Печорина с Вернером?

Что ценит Печорин в Вернере?

В чем отличие Вернера от Печорина?

Работа с текстом

Почему они не стали друзьями? (найдите подтверждение в тексте)

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги»

Как вы понимаете это высказывание?

Что общего у этих героев?

(ум, противоречивый характера, проницательность, эгоизм)

Докажите словами с текста

Ум: «Посмотрите, вот нас двое умных людей»

Противоречивость: «Печальное нам смешно, смешное грустно»

Эгоизм: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»

Проницательность: «решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга»

Вернер - двойник Печорина

Итог урока

Как по-вашему, можно ли назвать Вернера двойником Печорина?

Григорий Печорин и доктор Вернер становятся приятелями во время их пребывания на Кавказе. Григорий Печорин и доктор Вернер оба умны, образованы и остры на язык. Они оба любят женщин, но не хотят жениться. Их главные различия в том, что доктор Вернер - более добродушный и слабохарактерный человек, чем Печорин.

Вы согласны с мнением Печорина о дружбе?

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Дружба - это большой труд и работа над собой. Для Печорина дружба - это утомительный труд.

Домашнее задание: Найти и подготовить пересказ историю отношений Мери и Печорина.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дружба в жизни Печорина

печорин дружба вернер роман

Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.

В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни - приезд нового человека. «Его звали… Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек - «бедняжка». «Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка», - говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча. Минуло пять лет. Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает «в первый раз от роду… дела службы», позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг… «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету.

Встреча Печорина с Грушницким является завязкой повести «Княжна Мери». Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться, но он сразу же вызывает презрение Печорина. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшивка фальши, неискренности Печорин не выносит. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. Грушницкий, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг открывается нам с совсем другой стороны, оказываясь не таким уж безобидным: он способен быть мстительным, бесчестным, подлым.

В романе есть человек, с которым, кажется, главный герой дружен, - это доктор Вернер. В докторе Печорина привлекает скептицизм и материализм, а также то, что тот в душе поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества, ведь они, по сути, являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и отличие от молодого человека: у него есть профессия, дело, он - врач. У Печорина-то дел не было.

Возможна ли дружба между такими умными, понимающими друг друга людьми, которые «читают в душе друг друга»? Оказывается, что нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он неспособен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (с моей точки зрения это не так, ведь настоящие друзья равны). Кроме того, люди часто перенимают у друзей какие-то черты, привычки, манеры. Именно поэтому два друга часто похожи. Печорин же считает себя единственным и неповторимым, не нуждающемся в чужих привычках, он хочет лишь «подчинять своей воле всё, что его окружает». Во-вторых, по словам молодого человека, он (как и доктор Вернер) относится к людям, которые «по правде… ко всему довольно равнодушно, кроме самих себя». А также люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы, они увлечены собой.

Все нуждаются в друзьях, но не все их находят. Часто из-за того, что к людям у них слишком большие требования. Возможно, Печорин хотел, чтобы друг хоть в чём-то был лучше его, а это достаточно сложно: ведь у Печорина высокая самооценка, да и на самом деле он умён, хотя растрачивает свой ум на мелочи: он разрушает чужие судьбы вместо того, чтобы заняться устройством своей.

К тому же, Печорин необычен: он очень хорошо знает людей. Его увлечение - изучать их. Но он использует это не для сближения с ними, а для своеобразных экспериментов. Примером может служить его дуэль с Грушницким, где Печорин стоит под дулом пистолета, рискуя жизнью, но всё же полагая, что Грушницкий не законченный подлец и стрелять не станет. Возможно, эта необычность притягивает людей, но не может служить основой для долгих дружеских отношений.

К тому же, в дружбе между людьми подразумеваются откровенные отношения, а Печорин способен снять маску или стереть грим лишь перед самим собой. Всё это в совокупности и его нежелание измениться приводят к тому, что у Печорина нет друзей. Он обречён на одиночество, которое рано или поздно станет для него тягостным, и, может, именно это является его трагедией.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика образа главного героя Григория Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", первого русского реалистического романа в прозе. Печорин как представитель "лишних людей", его взаимоотношений с другими героями произведения.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Кавказские впечатления М.Ю. Лермонтова. Первое издание романа "Герой нашего времени". Творческие принципы следование правде жизни и критическая оценка героя. Таинственность в обрисовке Печорина. Обвинения и оправдания Печорина.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Центральная проблема романа Лермонтова "Герой нашего времени". Особенности композиции и сюжет произведения. Истоки печоринского индивидуализма. Жизненные позиции и нравственные принципы главного героя, особенности характера. Значение образа Печорина.

    сочинение , добавлен 29.01.2014

    Анализ внутреннего мира и переживаний главных героев повести Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорина и Грушницкого, сравнительная характеристика. Мнение литературоведов Марченко и Белинского о Грушницком как "кривом зеркале" Печорина, обоснование.

    статья , добавлен 21.09.2010

    "Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах исследователей "Героя нашего времени".

    реферат , добавлен 11.04.2012

    Источники знаний Печорина и его отношение к разным родам литературы в целом. Общая характеристика мировоззрения Печорина. Безупречное владение родным языком. Способности рассказчика. Влияние творчества Руссо на Печорина. Влияние античных философов.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "Демонические" свойства натуры Печорина. Место образа Грушницкого в романе. Дневниковые записи героя.

    презентация , добавлен 14.10.2012

    Изучение биографии и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Исследование мусульманского поверья и ряда чрезвычайно удивительных случаев в романе писателя. Характеристика образа, характера и портрета главного героя Печорина, его взаимоотношений с людьми.

    реферат , добавлен 15.06.2011

    Выявление тенденций в понимании и интерпретации образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ этапов духовного поиска, стремления вырваться из плена своего эгоистического "я". Установление причин духовной драмы героя времени.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Жанровые и композиционные особенности романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", жанровая специфика произведения. Проблема смысла жизни и рока в главе "Фаталист". Трагическая обреченность Печорина и его отношение к предопределению.

27 Март 2015 - Автор Светлана

Вы говорите, что он — эгоист?

Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?

Нет, это не эгоизм…

В.Г. Белинский

Открытый урок

Литература. 9 класс

Цель урока: воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных и безнравственных поступков, изображённых в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

1.осуществить метапредметные связи литературы, основ православной культуры, музыки и киноискусства;

2.раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои романа;

3.формировать отношение к событиям и героям романа, их оценку;

4.выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении внутреннего мира героев, раскрытие авторского замысла;

5.развивать речь учащихся за счёт развёрнутых аргументированных ответов, лексический запас слов, умение сопоставлять характеры и поступки героев;

6.воспитывать чувство сострадания, любовь, понимание к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям.

Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени .

Технология урока : проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные информационные технологии обучения.

Методы : эвристическая беседа, работа в группах.

Оборудование урока : оформленная магнитная доска, школьная доска, эпизоды из кинофильма, слайд-презентация, художественный текст- роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, музыка Эдуарда Артемьева.

Это 3 урок по роману.

Ход урока .

1.Приветствие.Слово учителя.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» — так заканчивает своё предисловие к «Журналу Печорина» будто бы рассказчик, который узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, и очень обрадовался этому известию, так как это дало ему право напечатать «сердечные тайны человека, которого он никогда не знал». Это было в 1838-1840 годах, а нас эта «история души человеческой» интересует до сих пор, мало того, кажется, будто написана про многих из нас.

Почему «история души человеческой, даже мелкой» едва не полезнее истории целого народа? Почему Печорин, такой красивый, богатый, успешный несчастлив? Почему никто не помог ему найти счастье в жизни? В чём дело?

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное . В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин , все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары:

  • Печорин — Максим Максимович («антипод»),
  • Печорин — Грушницкий («пародия»),
  • Печорин — Вулич («фаталист»),
  • Печорин-Вернер («друг).

Давайте вместе разберёмся: ПОЧЕМУ????

2.Работа в группах. “Французские мастерские».4 группы по 6 человек .Учащиеся получают задание и начинают работать, читают вопросы, текст романа, отвечают на вопросы коллективно, письменно в тетрадь под диктовку или организатора или генератора идей в группе, готовят защиту, выступление, поднимают руку, если нужна консультация учителя или готовы к защите.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

3-я группа. Печорин и Вернер

4-я группа. Печорин и Вулич

4.Защита, выступление групп. Ребята делают выводы по своим двойникам.

Кем являлся Максим Максимыч для Печорина?

Зачем введён образ Грушницкого? Кто он по отношению к Григорию Печорину?

Вернер был ли другом для Печорина?

Что восхищало Печорина в Вуличе? Что оттеняет в Печорине Вулич?

5.Выводы в виде кластера изображены на доске.

Перерисовываем в тетрадь и обсуждаем.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов:

нехронологической композиции,

приема исповеди,

«парного сравнения» героев

перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие. Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки , и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым.

Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».
Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Григорий Александрович Печорин — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

5.Заключение урока. Рефлексия . Почти все время, на протяжении урока, звучит музыка Эдуарда Артемьева из кинофильмов:«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

На что наталкивает нас музыка, куда она проникает, как она помогает?

На какие заповеди мы должны сегодня обратить внимание? На какие ценности в жизни? На магнитной доске вывешены заповеди блаженства, на столе лежит Библия.

6.Домашнее задание Напишите сочинение –размышление на тему «Печорин –герой своего времени или он вне времени?»

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  2. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?