Сочинение на тему "В чем состоит трагедия жизни Обломова" по роману И. А

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.

В центре романа «Обломов» – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.

С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.

Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.

До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.

Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».

Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».

Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.

В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».

Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».

Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!

В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.

Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Гончаров, в своё романе, «Обломов» показывает нам судьбу «лишнего» человека, которому за всю свою жизнь так и не удалось найти в ней место. Не удалось понять, для чего он нужен обществу. Мать и отец Ильи Ильича являлись помещиками.

С самого детства Илью опекали все вокруг и очень сильно заботились о нём. Ему не приходилось принимать каких-либо важных решений –они принимались не им, а другими людьми, а если он и пытался проявить инициативу, то она почти всегда подавлялась. Например, мальчик хотел пойти погулять на улицу зимой, а ему говорили, что там холодно, что он может заболеть и поэтому не отпускали его. Глава "Сон Обломова" повествует нам о детстве мальчика и о его воспитании.

Собственно, после этой главы и становится понятно, что довело мальчика до состояния «растения», которое поливают, холят и лелеют, но само оно совершенно не двигается. Именно из-за подобного воспитания Илья за всю свою жизнь так и не научился справляться со своими проблемами. Любые трудности он старался переложить либо на брата Агафьи Матвеевны, который стал управлять имением, либо на Захара. Потому что он так привык и так было проще. Ему не удалось научиться самой главной вещи, которая бы очень помогла ему в жизни – труду. Но это сложно назвать таким громким словом, как трагедия. Наверное, главной трагедией жизни Обломова стало то, что он так и не смог найти смысла своей жизни.

Мечта приносить пользу на службе оказалась просто переписыванием различных бумаг, а жизнь светского общества оказалась совершенно бездуховна. Всего однажды он будто пробуждается от спячки. Это происходит тогда, когда он, встретив Ольгу и понимает, что это его любовь. Но она слишком молода,и не может помочь Обломову изменить себя. Даже со своей любовью он не может справиться, боится её.

Нежелание что-либо делать, действовать, отрешенность от любых вещей, тяга всегда находиться в состоянии покоя – всё это оказывается настоящей трагедией его жизни. И определяющую роль во всех этих проблемах сыграло воспитание. Если бы он был воспитан по-другому, то велика вероятность, что он бы нашёл смысл в своей жизни. Возможно, ему бы удалось быть вместе с Ольгой, жизнь которой как раз всегда находилась в движении. Все обстоятельства жизни Обломова очень чутко показаны Гончаровым. Он не осуждает его, а просто старается понять, почему прекрасные душа и разум Обломова в этом мире так и не находят себе достойного применения.

Кратко 10 класс

Сейчас читают:

    Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права

    Малыш часто просил своих родителей купить ему собаку, он говорил, что без нее ему одиноко, но они почему-то всегда отказывали. Вот и у меня так же получилось.

  • Сочинение Моя идеальная школа 7 класс

    Значительная часть нашего детства проходит в школьных стенах. Здесь у нас появляются новые друзья и первая любовь. Наши первые успехи и неудачи тоже проходят в школе. Она становится для нас втором родным домом. Хочется,

  • Существует ночь в году, когда можно собраться всей семьей. Поздравить друг друга с наступающим праздником и провести время весело и непринуждённо. Такая ночь называется новогодней и она для меня самая любимая в году.

  • Образ Кутузова в романе Война и мир сочинение

    В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях. В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау.

  • Природа, сколько смысла в этом слове. Выйди на улицу, посмотри вокруг, сколько всего прекрасного и неизведанного. Каждый цветочек, каждый кустик и деревце- всё это бесценно. Окружающий мир дышит жизнью и красотой давая человеку понять к чему стремиться

«Обломов» - это единственное произведение в мировой литературе, герой которого на протяжении почти всего действия не встает с дивана. Но уникальность персонажа, созданного Гончаровым, заключается не в его патологической лени и бездействии. Далеко не каждый современный школьник способен прочитать это сложное и глубокое произведение. А потому, в чем состоит трагедия Обломова, известно немногим. Характеристике и анализу этого литературного образа посвящена данная статья.

В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Сочинение по произведению Гончарова предполагает предварительную подготовку. Прежде чем приступить к его написанию, следует понять особенности времени, в которое писатель создавал роман.

Писал он его почти десять лет. А спустя два года после издания произошло ключевое событие в истории России - было отменено крепостное право. Боязнь перемен и страх перед будущим владел многими представителями поместного дворянства. Сочинение на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова» следует начинать с описания этого исторического события и влияния его на представителей определенных социальных слоев.

Новое время

Представления об для персонажа Гончарова заключаются в возможности вести размеренную, спокойную жизнь в поместье. В чем состоит трагедия Обломова? Отнюдь не в том, что возможности этой он теперь лишен. Его беда в том, что он не способен подстроиться под реалии Обломов не только не может найти свое место в социальной обстановке, которая сложилась в России. Он даже не стремится к этому.

Во все времена были люди, которые действуют, несмотря ни на что. Но есть и те, кто в силу неудовлетворенности окружающей обстановкой предпочитают лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье.

Мечты и нереальный мир

Примечательно, что событий в произведении чрезвычайно мало. Сюжет романа - это история немолодого полнеющего представителя помещичьего сословия, который рискует быть обманутым своими якобы друзьями. Но человек, который с ним поддерживает настоящие приятельские отношение, вовремя спасает его, лишив, впрочем, любимой женщины. Но в чем состоит трагедия жизни Обломова и как удается автору удержать внимание читателя на протяжении четырех частей? Беда главного героя в том, что он беспрерывно пребывает в мире, который отчасти придуман им самим. А грандиозный объем произведения передает глубинный смысл трагедии человека, который, оказавшись на стыке времен, отказывается от существования в реальном мире и находит спасение в собственных фантазиях и грезах.

Обломовка

Родное поместье предстает в сознании героя неким безмятежным идиллическим миром. Здесь как будто не существует времени. Даже часы в доме бьют очень странно. Их звук напоминает ворчание собак, готовых наброситься друг на друга.

В поместье ничего не меняется. Его обитатели испытывают страх перед всем незнакомым. Даже процесс чтения здесь имеет механический характер. Отец Илюши Обломова держит перед собой газету, как будто совершая некий ритуал. Читает он, как правило, периодические издания трехлетней давности.

Обо всем этом герой вспоминает на протяжении романа. И, читая главы произведения, посвященные ностальгии, читатель отчасти получает ответ на вопрос, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Заключается она прежде всего в том, что герой романа впитал уклад Обломовки и полагает, что подобный образ жизни является единственно верным.

Патологическая безынициативность, лень, абсолютное равнодушие ко всему происходящему вокруг - все это результат воспитания. Обломов лелеет в душе образ поместья. И иногда даже видит его во сне.

Детство

Однажды, засыпая, герой задается вопросом: «Отчего я такой?» А во сне видит дивные картины из детства. В этих грезах есть ответы и на вопросы персонажа, и на тот, который ставит перед собой читатель, а именно в чем состоит трагедия жизни Обломова. Описание снов Ильи Ильича помогает прояснить происхождение его социальной отрешенности.

Сон условно разделен на три части. И с помощью этого приема автор рассказывает читателю предысторию героя. В первой речь идет о нравах, царивших в поместье. Как об Обломовке, так и о детстве персонажа известно из глав, в которых описываются красочные сновидения.

Рос он, окруженный беспредельной заботой. Везде и всегда его сопровождала няня, что не позволяло мальчику особенно резвиться. В поместье царил и сна. Главным занятием его обитателей было «ничегонеделанье».

Сказки

В чем состоит трагедия Обломова? Уже было сказано, что лень и бездействие, характерные для этого персонажа, стали следствием воспитания. А составляющей в нем были сказки, рассказанные няней. Илюша рос ребенком впечатлительным. Истории о молочных реках, волшебницах и прочих чудесах он впитал в себя. И, уже повзрослев, осознал, что явь у него смешалась со сказкой.

В третьей части сна речь идет об отрочестве героя. Трагедия жизни Обломова берет начало в первобытной лени, от которой страдают, сами того не замечая, все жители поместья. Здесь царит простота нравов, тишина и бездействие. И все это способствует развитию своего рода болезни, которую автор именует обломовщиной. Жизнь героя была с детства разделена на две половины. Первая - это тоска и скука. Вторая представляла собой мирное веселье.

Штольц

Однообразное существование Обломова было все же на некоторое время нарушено. В романе присутствует герой, создающий противопоставление главному. Таким персонажем является друг детства Штольц. Приятель выводит Обломова в свет и знакомит с Ольгой Сергеевной Ильинской. Новые встречи благоприятно действуют на него.

Штольц активен, постоянно пребывает в действии, словом, являет собой противоположность главного героя. Его влияние на судьбу Обломова неоспоримо. Однако, несмотря на кардинальные изменения в жизни, герой все же погибает. Его убивает инсульт, вызванный малоподвижным образом жизни.

Обломов представляет собой распространенный тип русского человека. У него богатый душевный мир, он добр, бескорыстен, и он о многом мечтает. Однако ничего не хочет сделать для достижения своих целей.

В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И. А. Гончарова? Ответ на этот вопрос автор дает в конце произведения. Писатель изобразил его человеком, духовно превосходящим всех прочих персонажей, в том числе и деятельного Штольца. Приятель Обломова совершает действия ради действий. Он не имеет высоких целей. Пропагандируя труд, он не может объяснить его предназначения. Обломов же, напротив, обладает доброй и благородной душой, но ему не хватает решительности и способности действовать. Это его и губит.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.

В центре романа «Обломов» – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.

С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.

Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.

До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.

Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».

Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».

Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.

В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».

Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».

Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!

В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.

Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».