Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия. Меч Родины Матери

Великая Отечественная война, видимо, никогда не будет забыта. Слишком тяжело нам далась Победа. В каждом городе есть или площади, или парки и скверы, где ее героям установлены монументы.

Женщина с мечом

На знаменитом Мамаевом кургане (Волгоград) создан целый ансамбль. Он посвящен тем, кто выиграл Идеологический и композиционный центр этого большого сооружения - скульптура, которую знают во всем мире. Называется она «Родина-мать зовет!» Правда, далеко не все в курсе, что сама она не самостоятельная, а часть триптиха, но зато центральная.

Вторая часть комплекса - композиция «Тыл - фронту». Она выполнена и стоит в Магнитогорске. Изображено, как рабочий вручает воину меч. А выковали его как раз на Урале. И завершает весь ансамбль также широко известный памятник - «Воин-освободитель». Место расположения - Берлин.

Самая высокая

Многих интересует высота статуи “Родина-мать” в Волгограде. Отвечаем: 85 метров, а рост женщины - 52 м. Вес сооружения - 8000 тонн. Длина меча - 3300 см. И весит он ни много ни мало 14 000 кг! Таковы «паспортные» параметры этого уникального произведения.

В год окончания строительства скульптура оказалась в мире самой большой. Ее даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Сравните: статуя Свободы на 46 м возвышается от пьедестала, а рост Христа (Искупителя) - только 38. Сегодня, учитывая то, какой высоты “Родина-мать”, специалисты отвели ей 11-е место в перечне

Это было давно

Возведению такого мемориала придавали чрезвычайное значение. Учитывали все. И также то, какова высота статуи “Родина-мать”. Не ограничивали ни в деньгах, ни в самым современных стройматериалах. Пригласили наилучших творцов. Главным тут был Евгений Вучетич - народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны. Он уже сделал чудесный армии (десять лет назад), который украшает берлинский Трептов-парк. Также его работа - «Перекуем мечи на орала». Скульптура красуется перед зданием ООН в Нью-Йорке.

Начальником инженерной группы определили Николая Никитина - профессора-архитектора, а также доктора технических наук. В 50-х годах он проектировал здания МГУ. В дальнейшем ему поручат работать над Останкинской башней. Теперь нужны были расчеты особой сложности. Ибо у этого памятника супербольшая высота. “Родина-мать” в Волгограде должна быть безукоризненна.

За консультацию с военной точки зрения взялся Василий Чуйков - маршал. На фронте его прозвали «командир-штурм». Именно он командовал 62-й армией, которая не сдала врагу Мамаев курган. Во время обороны Сталинграда Чуйков придумал особые штурмовые группы. Они внезапно врывались в дома, проходя к ним через подземные коммуникации. Немцы даже не могли понять, откуда свалился этот удар.

Уже после войны наградили маршала за работу над монументом оригинально: разрешили (по его просьбе) быть похороненным на Мамаевом кургане, рядом с теми 34505 воинами, которые погибли, защищая Сталинград. В 1982 году и самого их командира захоронили близ “Родины-матери”.

Архитектурно-инженерная группа создала фигуру женщины (высота статуи “Родина-мать”, как мы уже говорили, - 85 метров), которая делает порывистый, энергичный шаг вперед. В ее руке - меч, поднятый против оккупантов. страна зовет народ на битву с врагом.

Прообраз изваяния

А кто, интересно, позировал тогда скульптору? Кандидатуру - Валентину Изотову - нашли случайно. Ныне она пенсионерка, жительница Волгограда. А тогда ей было 26 лет. И работала она официанткой в одном ресторане. Там ее и увидел помощник Вучетича, тоже скульптор Л. Майстренко. Ему понравилось строгое серьезное лицо, спортивная фигура Изотовой, ее целеустремленный взгляд. Кандидатуру утвердили.

На эту работу у Валентины Ивановны ушло два года. Как бы то ни было, а творческий процесс - дело сложное. Тем более с учетом того, какая невероятная у скульптуры высота. “Родина-мать” в Волгограде и в самом деле получилась выдающейся. Отовсюду приезжают посмотреть на нее, отдать дань уважения защитникам страны. Ночью на памятник (высота “Родины-матери” действительно поражает) падает свет мощных прожекторов, и впечатление получается сильнейшее.

Интересный факт. Когда задумали разработать дизайн флага и области), то решили взять за основу силуэт. Других мнений и не было. А еще на почтовой марке ГДР, выпущенной в 1983 г., находится то же самое изображение.

Непростая работа

Бывая в этом месте, понимаешь все значение тех сражений. Больше четырех месяцев (точнее, 140 дней) шли кровопролитные, жесточайшие бои за одну только точку - высоту № 102. И каждый кусочек этой земли все еще опасен. Хоть и минуло уже более 70 лет после того, как нет здесь более выстрелов и залпов, а на холме люди и сегодня находят снаряды, которые тогда не разорвались. Вот почему эту территорию выбрали для увековечивания подвига людей.

Строительство необычного монумента (высота “Родины-матери” очень велика) начали в 1959 г., весной. Завершили осенью 1967-го. То есть более восьми лет шла работа. Сначала - укладка фундамента из бетона. Сверху поставили основание-коробку. Строители предполагали камнями обложить пьедестал. Но пришло указание от генсека Хрущева, и сверху насыпали 150 тысяч тонн земли с целью еще сильнее укрепить фундамент. Поэтому сегодня вершина кургана привозная.

Под скульптурой (высота “Родины-матери” поражает воображение) лежит толстая (полтора метра) плита и еще основание в 16 метров.

Уменьшенный макет

Когда настала очередь фигуры женщины, то отливали ее прямо тут, на холме. А как иначе, если высота статуи “Родина-мать” в Волгограде крайне большая! Но уменьшенный (ровно в десять раз) макет стоял рядом. И вот постепенно, глядя на трафарет, заливали ярус за ярусом. Так и собирали «женщину». Машины с грузом прибывали сюда круглосуточно. Все делалось очень качественно. Бетон, к примеру, брали точно такой же, какой был выделен для Волжской гидроэлектростанции. И наполнители к нему тоже выбирали самым тщательным образом.

Но вот вся фигура готова. Тогда взялись за голову. Правда, отлили ее отдельно. И поднимали на вертолете. Иначе нельзя было сделать. Высота “Родины-матери” не позволяла.

Много пришлось поработать с мечом. Сначала его сделали из нержавейки, обшили прочными кусками (из титана). Однако от ветра он качался, сильно гремел. Вот почему в 1972 г. это оружие сняли и поставили другую, стальную конструкцию.

Реставрация

Восстановительные мероприятия проводили в 1972-м и в 1986 году. Пять лет назад занимались обеспечением его безопасности. Ведь высота памятника “Родина-мать” в Волгограде мало сказать приличная. Она огромная! А со временем все меняется, стареет, ослабевает. И это даже несмотря на то, что толщина железобетонных стен памятника - 25-30 см. Внутри она собрана из больших отдельных ячеек. Каркас, сам по себе жесткий, все же поддерживают 119 тросов из прочного металла. А они постоянно испытывают мощное натяжение.

Тяжелейший меч с его просто сказочно гигантскими размерами от ветра покачивался. И там, где он крепился к руке женщины, возникало переизбыточное напряжение. Конструкция меча со временем деформировалась. Так что поработали и над этой проблемой.

Сползание вниз

Поскольку высота “Родины-матери” велика, и стоит фигура на глиняной почве, которая медленно, но неизменно сползает к Волге, то специалисты забили тревогу. Ведь статуя может обрушиться. Она и так сместилась на 214 мм. А это почти 80 процентов от допустимого первоначальными расчетами. Но эксперты говорят: запланированная прочность еще не исчерпана.

Задуман был этот проект на отклонение в 272 мм. Да и его основание деформировалось незначительно. Всего-то нормы ушло лишь на 90 мм. После очередной реставрации памятник прослужит долго.

По просьбе Александра. Этота публикация об истории создания скульптуры "Родина мать зовет"

Красная Стена - На Мамаевом кургане

Мамаев курган

Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда.

200 ступеней - по числу дней и ночей Сталинградской битвы - отделяют вершину кургана от подножия. Когда поднимаешься по первым ступеням и перед вами открывается вид на Родину-мать - захватывает дух, щемит сердце,слезы наворачиваются на глаза. Все композиции памятника вы проходите с этим чувством, достигая кульминации в пантеоне Славы: безмолвно горит Вечный огонь, освещая своим светом более семи тысяч имён погибших за главную высоту России. От Вечного огня вы выходите уже чистым: без мыслей, без печалей поднимаетесь на вершину - а внизу лежит мирный город.

И только тут осознаешь весь гениальный замысел, заложенный в памятник. Мамаев курган - это связь с историей, осязаемый мост между прошлым и настоящим. Именно здесь всеми порывами своей души вы можете почувствовать момент мира и счастья, ради которого столько десятилетий назад проливалась кровь, совершались бесстрашные подвиги, отвоёвывалась земля пядь за пядью. По величию этих подвигов вряд ли что-то возможно привести в сравнение, их мастаб вполне передает сам памятник и надпись на Площади Героев:

- Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? смертны ли они?



На фото: Победный флаг на вершине Мамаева кургана

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна

История создания памятника-ансамбля.

"... Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы, будут приходить внуки и правнуки Героев, сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом, мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни" - такие пророческие слова высечены у подножия Мамаева кургана.

На самом Мамаевом кургане битва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами - до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом - на его склонах хоронили погибших со всего города.

В начале 1943 г. Сталинград лежал в руинах и был практически мертвым - в городе осталось всего полторы тысячи человек. Но как только фронт отодвинулся от города - туда стали возвращаться жители; и уже к маю количество населения превысило сто тысяч человек.

Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Страна желала видеть Город-герой возрожденным, и не просто городом для жителей, а городом-памятником, в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу, городом вечной памяти павшим его защитникам. Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве был объявлен почти сразу после окончания войны. Обугленный, искалеченный Мамаев курган простоял таким до 1959 г., когда по проекту Евгения Вучетича была начато сооружение грандиозного памятника-ансамбля.

Строительство продолжалось 8 лет, скульптура Родины-матери возводилась 4 года; а всесоюзного значения торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 г. "Этот монумент - дань героическим сыновьям и дочерям советской страны. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни. Человечество помнит их как героев-сталинградцев" - сказал на открытии Леонид Брежнев. В тот же день был зажжен вечный огонь в зале Воинской славы, и выставлен почетный караул.

Скульптура "Родина-мать зовет!" г. Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Общая информация

Строительство

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна,


выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года

(по другим сведениям, Валентина Изотова)


Валентина Изотова

.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.


Технические данные

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).


Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали - а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.

Памятник имеет просто колоссальные размеры, выполнен он из железобетона. Изображает фигуру женщины в полный ее рост. Выполнено архитектурное строение таким образом, что создается впечатление движения вперед. Фигура держит в руках огромный меч, таким образом она призывает свой народ бороться с противником.

Памятник имеет просто колоссальные размеры // Фото: tvzvezda.ru


«Родина-мать зовет!» является монументом, входящим в триаду скульптурных сооружений. Помимо нее существует такие же величественный, но, к сожалению, менее знаменитое сооружение «Тыл - фронту», расположенный в Магнитогорске. Третьей частью композиции является «Воин-освободитель» из берлинского Трептов-парка. Задумка архитекторов была следующая: родина-мать подымет свой выкованный в Сталинграде меч на берегах Урала. Опустит она его только в Берлине о время победы.

Общие параметры памятника

Высота памятника составляет всего 87 метров. При этом высота фигуры женщины составляет всего 52 метра. Остальную часть составляет меч, поднятый ввысь. В частности, длина руки женщины составляет 20 метров, а сам меч достигает 33 метров. Общий вес памятника составляет 8 тонн, что касается меча, то он весит все 14 тонн. Как это не удивительно, но внутри статуя пустая, а толщина ее стен составляет всего-навсего 25-30 см.

После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса. Первенство среди самых высоки памятников мира она занимала почти четверть века. На сегодняшний день она уже не является лидером, но все же входит в 10 самых высоких архитектурных сооружений. В России памятник до сих пор является самым высоким и величественным изваянием.


После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса // Фото: volfoto.ru

У подножья памятника

Возле памятника «Родина-мать зовет!» находится кладбище. Там спят вечным сном приблизительно 34 500 человек. Но это отнюдь не простые люди. Они когда-то были солдата и героями Великой Отечественной войны, а также теми, кто оборонял Сталинград. Также у подножья огромного памятника спит на Мамаевой горе захоронен командир 62 армии (Василий Иванович Чуйков), которая особым образом отличилась при бороне Сталинграда.

Меч, выполненный из стали

При изготовлении меча использовала особая – авиационная – технология. Он изготовлялся из нержавеющего металла, а затем обшивался титановыми листами. Подобный способ изготовления не применяли к фигуре женщины, потому как меч в итоге начал скрипеть и немного покачиваться при порывах ветра. В 1972 году меч решили сменить. В руки Родине-матери вручили меч из стали, который имел несколько отверстий, снижающих парусность. Архитекторы этого величественного памятника лишились Ленинской премии из-за того, что изначально не смогли выполнить меч наилучшим образом.


В руки Родине-матери вручили меч из стали // Фото: pikabu.ru

Прототип Родины-матери

Образ, стоящий на горе, собрал в себе все лучшие черты советского народа. Он был настолько хорош, что в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства. Над ним работал художник и живописец Ираклий Тоидзе. В последующие годы он признался, что за основу все же взял образ собственной жены. Он запомнил ее выражение лица, когда она, услышав объявление о начале военных действий, вбежала в кухню и выкрикнула: «Война!». Художник был настолько потрясен, что мгновенно сделал наброски мимики супруги.

В памятнике есть вход вовнутрь, но он закрыт для посещения. Возможно, поэтому скульптура обросла загадками и слухами. Многие полагают, что во рту женщины размещена просторная смотровая площадка. Возле одного из ушей архитекторы когда-то сделали ресторан для советских VIP-персон. Однако, абсолютно все это неверно.


в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства // Фото: sib.fm


В мире существует еще одна Родина-мать. Находится она в Киеве на одном из крутых берегов Днепра. Она также является творением архитектора Вучетича, но обладает не настолько впечатляющими размерами. Высота младшей сестры Родины-матери 23 метра. Она стоит на постаменте, внутри которого расположили музей. За его счет статуя оказывается немного выше.

Приветствуем всех читателей сайта «Я и Мир»! Более 70 лет прошло после самой страшной войны 20 столетия, но центральная скульптура на Мамаевом кургане «Родина-мать зовет!» (памятник) по сей день является напоминанием о тех ужасных событиях.

Общий вид

Эта скульптура входит в десятку высочайших в мире. Её размеры огромны – вместе с длиной меча она достигает 85 метров, и весит 8 000 тонн. К тому же возвышенность, на которой она стоит, высотой 14 м. Грандиозно описание памятника: внезапно поднялась над курганом русская женщина и зовёт всех своих сыновей идти на защиту родной земли от врага.



Волевое лицо обращено назад, к воинам – она громко кричит. Раздуваемые ветром волосы и одежда словно огромная сила двигают её вперёд. Женщина похожа на птицу, взлетевшую в небо над городом. Посмотрите великолепие скульптуры на картинках.




К возвышенности ведут дорожки, вдоль которых надгробные плиты с павшими воинами-освободителями города. Под самим холмом с великой скульптурой тоже захоронены солдаты и простые жители – всего 34 505 защитников.

Строительство


Например, первоначально Родина-мать держала красное знамя, а рядом на одном колене стоял воин. Но потом женщину оставили одну. Сама статуя «подросла» на несколько метров и стала выше знаменитой Статуи Свободы.


Многих интересует вопрос: с кого скульптор лепил Родину-мать? Вариантов несколько – спортсменка-дискоболка, жена автора Вера, официантка в ресторане Валентина Изотова и даже фигура «Марсельезы» в Париже.


Внутри натянуто множество тросов, поддерживающих статую и не дающие прогнуться тяжёлую бетонную конструкцию. С фундаментом скульптура не скреплена, а стоит только благодаря своей тяжести.


Интересные факты:

  • изображение статуи нарисовано на гербе и флаге Волгоградской области и на почтовой марке Германии 83 года;
  • небольшая копия поставлена в Китайской Маньчжурии;
  • чтобы заливка статуи шла по графику, на машины, везущие к кургану бетон вешали ленточку, дающие право проезжать на красный цвет светофора;
  • у подножия вырыты специальные ниши для домкратов, если скульптуре будет грозить падение.


В честь какого события построен знаменитый памятник? 200 дней продолжалась битва за высоту под Сталинградом, зимой и летом земля оставалась чёрной от разрывов снарядов, а весной, после освобождения города от врага на кургане даже не взошла трава. В честь страшной битвы была возведена скульптура.


Найти великий памятник воинам-освободителям можно по адресу: в городе Волгограде, проспект Ленина, Мамаев курган. Великолепны фото статуи со всех сторон.

Видео

Кто создал, где находится, что означает, в каком городе стоит и когда был создан – всё это показано в статье о грандиозном строительстве скульптуры «Родина-мать зовёт!»

: Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-Матери.

Попасть внутрь и подняться на самый её верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через все нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша Родина, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

1. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

2. Технические данные скульптуры.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.

Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

3. На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю останкинскую башню.

4. Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

5. Крепление вертикальных тросов.

6. Крепление тросов правой руки с мечом.

7. За натяжением тросов следят специальные датчики.

8. Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.

9. А эта конструкция следит за колебаниями.

10. Лаз в правую руку.

11. Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

12. Редкий шанс встать монументу поперек глотки.

13. Добро пожаловать в голову, говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

14. На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.

15. Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

16. Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

17. Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

18. Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.

19. Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть город.

20. Слева - волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".

21. Позади - воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.

Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки – очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 годы они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

22. Эстакадная часть танцующего моста.

24. Трубы завода.

25. Поселок "Тир".

26. Стадион "Ротор".

27. Купол планетария.

33. Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась в тому, что будет сдувать.