Стиль классицизм в архитектуре. Что такое классицизм: взгляд в историю

Классицизм (от лат. classicus - «образцовый») - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII - XVIII вв. было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в. Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов (см. Античная литература).

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII столетии: в драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в поэзии (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пуссен), в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма и в других странах.

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) - мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам. Показывая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» - времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой иерархии жанров, трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные героические стороны. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии - Мольер.

В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского классицизма являются Вольтер во Франции, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90‑е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры - от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII - начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков.

Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) - за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.

Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман , написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем - Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.

Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.

Черты классицизма в архитектуре

В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами - элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.

Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Лондонский особняк Остерли - парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства - 1761 г.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:

Что такое Классицизм?


Классицизм – это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Строгая иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода. Низкие: комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого жанров не допускается. Ведущий жанр – трагедия.

В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX–начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало Поэтическое искусство (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы трех единств (единство времени, единство места, единство действия), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму истинного искусства, обращенного к общечеловеческому, неизменному, к прекрасной природе как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория хорошего вкуса, выработанная так называемым хорошим обществом. Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения – ясность и простоту, экстравагантному – благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на . В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

История возникновения

Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным , который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

  1. Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);
  2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);
  3. Поздний классицизм , получивший название (первые 30 лет XIX века).

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Черты стиля

Для классицизма характерны чёткие геометрические формы, высококачественные материалы, благородная отделка и сдержанность. Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Общие особенности стиля:

  • гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
  • элементы античности: дворцы и колонны;
  • лепнина;
  • изысканный паркет;
  • тканевые обои на стенах;
  • изящная, грациозная мебель.

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Экстерьер

Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  • Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  • Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  • Линии: строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  • Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  • Крыша: сложной, замысловатой формы.
  • Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  • Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  • Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  • Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  • Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Интерьер

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

Центральное место в декорировании интерьера занимают натуральные материалы, главным образом, ценные породы дерева, мрамор, камень, шёлк.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Архитектура

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Классицизм – полная противоположность с его вычурностью и декоративными излишествами.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.

Скульптура

В эпоху классицизма получили широкое распространение публичные памятники, олицетворяющие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён. В целом скульптурам эпохи присущи спокойствие, сдержанность жестов, бесстрастность выражений, чистота линий.

Мода

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии . Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого.

Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

Среди аксессуаров использовались то тюрбаны из кисеи, украшенные перьями, то турецкие шарфы или кашмирские шали.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с (XIX в.).

Классицизм в музыке ассоциируется с такими великими именами, как Моцарт, Бетховен и Гайдн, определивших дальнейшее развитие музыкального искусства.

Литература

Литература эпохи классицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения. Проведена реформы языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий представитель литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Личности

Среди ярчайших классицистов можно выделить также такие имена, как:

  • Жак-Анж Габриэль, Пиранези, Жак-Жермен Суффло, Баженов, Карл Росси, Андрей Воронихин, (архитектура);
  • Антонио Канова, Торвальдсен, Федот Шубин, Борис Орловский, Михаил Козловский (скульптура);
  • Никола Пуссен, Лебрен, Энгр (живопись);
  • Вольтер, Сэмюэл Джонсон, Державин, Сумароков, Хемницер (литература).

Видео-обзор классицизма

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется , который знаменовал приход новой эпохи – это . стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, и эпоха Возрождения.