Таблица по литературе мертвые души. Анализ образа помещиков в поэме "Мертвые души"

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Многие слышат о помещиках в Мертвых душах, которых так ярко изобразил Николай Гоголь, однако не все знают, для чего были созданы эти персонажи, и как их можно охарактеризовать.

Итак, помещики в Мертвых душах – положительные или отрицательные характеры? В поэме Мертвые души Николай Гоголь изобразил, какими бывают русские помещики, с помощью пяти характеров.

Образ помещика Манилова в Мертвых душах

Первый, к кому обращается Чичиков со своим смутным предложением купить мертвые души, является обходительный Манилов . Приторными, вызубренными за много лет пустого существования речами он располагал к себе нового знакомого.

Бесчувственный Манилов любил предаваться мечтам, которые никуда не вели. Он жил в своём безмятежном мире, в мире без проблем и страстей.

Образ помещицы Коробочки в Мертвых душах

Далее дорога завела Чичикова к Коробочке, очень бережливой пожилой помещице. Это весьма интересный персонаж. Она ведет дела с умом и мелкой расточительностью, поэтому деревня пребывает в неплохом состоянии. Однако в то же время Коробочка медленно соображает, боится перемен: время в её доме будто застыло.

Всё это не дало Чичикову возможность сходу договориться о сделке. Помещица Коробочка жутко боялась продешевить, ведь не могла понять цель покупки мертвых душ.

Образ помещика Ноздрева в Мертвых душах

Следующий, кому предложили избавиться от них, стал помещик Ноздрев. Этот безумный человек полон энергии, страсти, однако направляет свой бурный поток не в то русло.

И снова Николай Гоголь заставляет читателя удивляться никчемности жизни помещика, потому что ложь и хвастовство помещика Ноздрева не имеют ни предела, ни смысла.

Хотя этот и другие помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, их объединяет одно – душевная пустота.

Образ помещика Собакевича в Мертвых душах

В деревне Собакевича каждое строение прочно и неуклюже, что под стать самому хозяину. Но мощь крепко сложенного помещика увядает, пропадает впустую. Ей негде развернуться, поэтому душа Собакевича тоже не знает развития.

Опять же за внешней оболочкой всего лишь пустота.

Образ помещика Плюшкина в Мертвых душах

Пожалуй, самый ужасающий образ в поэме – образ помещика Плюшкина. Человек, который когда-то вёл светлую, полноценную жизнь, превратился в фанатичного собирателя, стремящегося властвовать над всем, что попадается ему на глаза. Фамилия Плюшкин говорит о нездоровой страсти иметь каждую мелочь, считая её некой плюшкой, то есть полезной.

- Образы помещиков в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души"

Достоинства: Различные типажи героев

Недостатки: Показаны негативные черты общества того времени

Роман Н. В. Гоголя " Мертвые души".

Из программы русской художественной литературы для средней школы особое внимание привлекает весьма интересный роман Николая Васильевича Гоголя " Мертвые души", в котором писатель изобразил общество российских помещиков того времени.

В произведении выведены образы многих помещиков, которые встречались на пути предприимчивого афериста Чичикова, желающего совершить фиктивную сделку - купить души умерших крестьян, чтобы потом получить от государства деньги на их содержание. Эта гениальная идея пришла в голову главного героя романа " Мертвые души" случайно, и он с особым рвением стал воплощать ее в жизнь.

Образы помещиков в романе " Мертвые души".

Итак, в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души" выведены и достаточно подробно описаны образы нескольких провинциальных помещиков среднего достатка из русской глубинки. Особого внимания заслуживают всего пять из них:

1) Манилов - человек, живущий своими мечтами и далекий от реальности, очень ленивый, постоянно погруженный в мир своих грез.

2) Коробочка - женщина добрая, но глупая и прижимистая, деятельная и практичная.

3) Ноздрев - безудержный гуляка и мот, любит бездумно тратить деньги и кутить с друзьями, к тому же, неравнодушен к игре в карты.

4) Собакевич - крепкий, практичный и прижимистый хозяин, фигура основательная и монументальная.

5) Плюшкин - пожилой помещик, который после смерти супруги забросил ведение хозяйства, а стал погружаться в пучина скупости и слабоумия.

А теперь давайте более подробно рассмотрим характерные особенности каждого из этих образов.

Характеристику одного из персонажей романа - помещика Манилова - Н. В. Гоголь начинает с описания его внешности. Черты лица Манилова очень правильные, приятные и гармоничные, но при этом во всем его облике присутствует несколько приторная, даже противная сладость.

Это совершенно безвольный и безынициативный человек, ленивый и мечтательный, который все свое время проводит в сладких грезах о возможном переустройстве своего хозяйства. Но только вот до принятия конкретных решений и воплощения их в жизнь у него руки не доходят.

Под стать Манилову и его супруга - женщина приятная во всех отношениях, но совершенно ленивая и скучная. Их дом полон запустения и бесхозяйственности, но в то же время оформлен с претензией на богатое убранство. Есть роскошные предметы мебели, в мирном соседстве с которыми стоят старые облезлые стулья - и это явное несоответствие никого из членов помещичьей семьи нисколько не смущает. Скорее, его просто не замечают.

Вследствие постоянной мечтательности, оторванности от реальной жизни и полной бестолковости Манилова в деловых вопросах, его имение и хозяйство находятся в полном упадке. Его слуги пьянствуют и безбожно воруют, не занимаясь своим делом.

Но хозяину имения явно не до того - его не интересуют подобные мелочи, ведь гораздо приятнее делать различные милые сюрпризы супруге в виде бесполезных подарочков и наслаждаться жизнью в постоянной праздности.

Просьба о продаже душ умерших крепостных крестьян, с которой обратился Чичиков, вызвала у Манилова невероятное удивление. Но он согласился помочь такому приятному и обходительному человеку, несмотря на явную незаконность совершаемых действий. Более того, Манилов отдает " мертвые души" бесплатно, философски рассуждая о бренности земного существования.

Единственный женский образ помещицы в романе " Мертвые души", изображенный автором с особенной иронией и сарказмом. Коробочка представляет собой пожилую владелицу небольшого помещичьего имения, в котором, вопреки всему, царит порядок и кипит бурная хозяйственная деятельность.

Коробочка - глупая и недалекая женщина, но в то же время - она практичная и скупая, знает цену каждой копейке. Поэтому ее поместье и процветает, несмотря на кажущуюся бестолковость хозяйки. Крепостные крестьяне в поместье Коробочки работают, их избы крепкие и ухоженные.

В хозяйстве ничего не пропадает даром, потому что помещица все видит, подмечает и запоминает, да и своих крепостных людей приучила к порядку.

Когда Чичиков предложил ей продать умерших крестьян, Коробочка сначала удивилась, но затем заподозрила его в корыстных помыслах. Она поначалу не соглашается на сделку, потому что боится продешевить. Сомнения помещицы Коробочки выражены одной - единственной фразой: " А вдруг покупатели набегут?"

Ее мало волнует морально - этические вопросы, потому что для помещицы умершие крестьяне - это такой же товар, который подлежит продаже но может пригодиться и в собственном хозяйстве. В образе Коробочки Н. В. Гоголь вывел образ русской помещицы, для которой бесцельное накопление материальных ценностей стало смыслом всей ее жизни.

Этот персонаж заслуживает особого внимания, поэтому он и описан автором весьма подробно и колоритно. Ноздрев - бодрый, крепкий и свежий человек средних лет, веселый и бойкий, который всегда и в любом месте найдет себе приятелей. При этом он кутила, играет в карты и совершенно безрассудно тратит деньги, отбирая последние крохи у крепостных крестьян.

Помещик Ноздрев совершенно не занимается ведением собственного хозяйства, и поэтому все его имение находится в плачевном состоянии - за исключением псарни, где все ухожено и устроено просто идеально. Именно здесь Ноздрев чувствует себя лучше всего - он приходит и играет с маленькими щенками, как с собственными детьми.

Ко всем негативным чертам характера помещика Ноздрева можно добавить его безмерную любовь к выпивке и веселым компаниям. Ярмарки и поездки на охоту с собаками - вот стихия Ноздрева, в которой он чувствует себя, как рыба в воде.

При этом помещик часто врет и хамит всем окружающим. Его речь бессвязна и часто лишена смысла, он перескакивает с одной темы повествования, не заботясь о смысловой нагрузке фраз.

В отношении Чичикова Ноздрев сразу же повел себя как старинный приятель, но вместе с тем, как раз его высказывания и стали причиной того, что затея Чичикова получила широкую общественную огласку.

Дома крепостных крестьян в имении Собакевича - новые, крепкие и ухоженные. Во всем чувствуется практичность и основательность хозяина.

Услышав предложение Чичикова, СОбакевич нисколько не удивился, а стал расхваливать свой " товар", рассказывая о профессиональных и личных качествах каждого умершего крестьянина. Таким образом, он хотел набить им цену, чтобы продать подороже.

Во время первой встречи с помещиком Плюшкиным Чичиков изначально затруднялся определить, кто же стоит перед ним - женщина или мужчина? Старик был одет в какой - то невзрачный, изорванный и замусоленный халат.

В более ранние годы Плюшкин был просто бережливым и рачительным хозяином, а в его имении царил порядок. Он жил со своей женой и детьми. Но после смерти супруги помещик впал в уныние и практически перестал следить за хозяйством.

На передний план вышли самые негативные качества его характера: скупость и подозрительность. Он стал упрекать крестьян в воровстве и все старался тащить к себе в дом. В результате получилось так, что Плюшкин помнил, где в его доме спрятано мельчайшее перышко или кусочек сургучика, но в то же время не обращал внимания на массу портящихся продуктов в кладовых и на общий упадок хозяйства.

Когда Чичиков предложил Плюшкину продать души умерших крестьян, помещик очень обрадовался и даже расчувствовался. Он немного торгуется с Чичиковым, и просит повысить цену за каждого крестьянина. Для Плюшкина эта сделка выгодна хотя бы потому, что он получил небольшой доход.

В поэме «Мертвые души» Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками. Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей. В центре повествования поэмы - крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Представители этого сословия - помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.

Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа. В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки. Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы. Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет. Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме. Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.

Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся. Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» - тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.

Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве. Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов. Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить. После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», - говорит она Чичикову. На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.

На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева - «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «...и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого». С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т.д., бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне. Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством. Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью. Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах. Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит. Помещики, подобные Собакевичу, - злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», - говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича - его неудержимое стремление к наживе.

Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин - «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться. Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой. Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление. При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона - деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.

В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей. Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным. Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.

Однако в главе, посвященной раскрытию характера Плюшкина, немало деталей, имеющих положительный смысл. Глава начинается с лирического отступления о юности; автор рассказывает историю жизни героя, в описании сада преобладают светлые тона; глаза Плюшкина еще не потухли. На деревянном лице героя еще можно увидеть «промелькнувшую радость» и «теплый луч». Все это говорит о том, что у Плюшкина, в отличие от других помещиков, еще есть возможность нравственного возрождения. Душа Плюшкина была когда-то чистой, а значит, еще может возродиться. Не случайно «заплатанной» барин завершает галерею образов «старосветских» помещиков. Автор стремился не только рассказать об истории Плюшкина, но и предупредить читателей, что путем этого помещика может пойти любой. Гоголь верил в духовное возрождение Плюшкина, как верил в силы России и ее народа. Подтверждением этого служат многочисленные лирические отступления, наполненные глубоким лиризмом и поэтичностью.

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников

Поэма «Мертвые души» - одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки. Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился. Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие. Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова. Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян. Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской. Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит. Уездные чиновники города N думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия. Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством. «Справедливее всего, - пишет Гоголь, - назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова - беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением. Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее. Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что. Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!