Тихон иванович кабанов значение имени. Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает чтобы помочь ей, защитить.

Тихон -- загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам "темного царства". Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении/ внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее.

Он говорит: "...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!" Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: "Вы ее погубили!"
Так как пьеса "Гроза" произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Все персонажи пьесы «Гроза», яркие и неоднозначные, вызывают множество споров и разногласий. Здесь будет приведена характеристика Тихона из пьесы «Гроза», купеческого сына, полностью подчиненного деспотичной матерью и не имеющего собственных убеждений и прав на самостоятельную жизнь.

Тихон Кабанов - молодой мужчина из богатой купеческой семьи, женат на красивой и покладистой женщине, живет в довольстве и достатке, но счастлив ли он?

Конечно, нет. Катерина и Тихон – супружеская пара, живущая вместе с матерью, которая, по сути, и является главой семьи и требует полного подчинения со стороны сына и невестки.

Тихон - совершенно бесхарактерный человек, как говорится, «маменькин сынок». Ничего не делает без прямого позволения властной Кабанихи. В доме родной матери чувствует себя как в тюрьме. Речевая характеристика героя пьесы подтверждает его приниженную роль в доме. Тихон постоянно поддакивает матери, твердит, что не выйдет из ее воли, не может и не хочет жить своим умом.

Кабаниха не стесняется в выражениях со своим единственным сыном, ругает и учит традициям его и свою нелюбимую невестку Катерину.

Отношения с женой

Образ Тихона в пьесе «Гроза» показывает плаксивого, недалекого человека, который не имеет права называться мужчиной. Любит ли он свою супругу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, хотя, способен ли испытать настоящую любовь забитый и слабый человек.

Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж — не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.

Герой пьесы хочет свободы, но никаких шагов по обретению желанной независимости не предпринимает. Уехав из дома на две недели в Москву, уходит в загул, всю дорогу пьет и веселится. Радуется, что над ним не будет «грозы» в течение этих нескольких дней, и проводит время как подсказывают ему совесть и воспитание.

Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.

По существовавшему в то время «домострою», муж являлся полным хозяином жизни и судьбы своей жены. Однако характеристика Тихона в этом произведении совсем другая. У этого персонажа нет деспотичных, властных черт характера.

Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.

Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:

  • моральную слабость;
  • нравственную неуравновешенность;
  • полную подчиненность власти Кабанихи.

Противопоставление образов Тихона и Варвары

В «Грозе» у жестокой Кабанихи, кроме сына, есть еще дочь Варвара. Эти два персонажа служат антиподами. Насколько Тихон слаб, мягок и податлив, что даже в мыслях не может перечить матери, настолько Варвара хитра и изворотлива.

Никакой близости у брата с сестрой нет, может быть, из-за разницы в возрасте. Вероятно, это норма для «темного царства»: не испытывать родственных чувств к близким людям, а подчиняться лишь силе и корысти. Варвара живет по принципу «лишь бы все было скрыто, и никто ничего не узнал».

Девушка гуляет по ночам с Кудряшом, потому что ее скоро выдадут замуж за нелюбимого старого мужчину, попросту продадут, и ее девичьей воле придет конец. Она не мучается от этого, на словах не перечит матери, хотя, порой, пытается себя защитить от несправедливых попреков, а затем старается все сделать по своему. Варвара учит тому же прямодушную и чистую Катерину.

Это интересно! Скорее всего, со временем дочка превратится во вторую Кабаниху. Тихон же, старший по возрасту и единственный мужчина в семье, но уже полностью сломленный матерью, будет все больше превращаться в «тряпку». Если его оставить без руководства, он опуститься и сопьется, поскольку жить без твердой руки, направляющей весь его путь, не может.

Что говорит критика о персонаже

В критических статьях 19 века характеристика Тихона из пьесы «Гроза» дается развернуто, как образец человека, полностью подчиненного власти грозной и деспотичной матери.

В «темном царстве» всегда прав лишь тот, кто обладает деньгами, он подчиняет себе всех, делая покорными рабами своей воли. Таковыми являются Кабаниха и Дикой, которые испытывают некое подобие уважения только к себе подобным.

Мнение критиков о герое пьесы:

  • по своей сути муж Катерины человек неплохой, добрый и мягкий;
  • сострадает своей жене и сочувствует ей, понимая, как несладко ей живется под пятой свекрови;
  • старается остановить супругу, когда та, испытывая муки совести за совершенный грех, начинает каяться в присутствии посторонних;
  • не имеет воли к сопротивлению, привык с детства к полному подчинению, раздавлен тяжким материнским гнетом;
  • не может мыслить самостоятельно, а тем более совершать решительные действия;
  • допускает оскорбления в адрес своей жены, подчиняясь приказанию матери, сам оскорбляет и бьет ее, хотя потом и признается, что ему жаль несчастную женщину и по собственной воле он бы и пальцем ее не тронул.

Полезное видео

Подведем итоги

Только после трагической гибели Катерины, сын находит в себе силы протестовать и бросать обвинения в адрес матери. Причем его последние слова о том, что Катерина теперь свободна в своей смерти, а он остается жить и мучиться, звучат как обличение всего «темного царства» и его обитателей.

/ / / Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)

Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского « » Катерины.

Впервые мы видим в окружении его матери и сестры. Он был мужем . Нужно отметить, что Тихон был двуличным человеком. В присутствии своей матери он всячески пытается ей угодить, во всем слушает, даже говорит, как она. После того, как Кабаниха уходила, Тихон менялся в лице, становился более спокойным и даже развязанным. Все это происходило только по тому, что Кабанов был запуган своей матерью-тираном.

Когда он оставался наедине с Катериной, мы видим его совершенно другим человеком со своими чувствами, переживаниями, мечтами. Тихону нужна была свобода от тирании его матери. Поэтому, когда появилась возможность ненадолго уехать, он ни кого и ни чего не замечает. К Катерине он становится груб и невнимателен.

Наиболее полно его характер раскрывается в тот момент, когда Катерина публично признается в измене. Мы видим, как Тихон любит свою жену, ему становится жалко ее, но он очень боится свою мать и поэтому ругает девушку. После этого Кабанов не может найти себе места, он сожалеет о случившемся.

Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.

О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.

Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.

Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.

Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.

Произведение:

Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.

Этот образ по-своему указывает на конец патриархального уклада. Т. уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!»

Т. – незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Дома он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина – это поездки по делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что Т. любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные муки она испытывает. Мягкость Т. – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины. Именно этот бунт при людях наносит Кабанихе самый страшный удар.

Кабанов Тихон Иванович - один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано - «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т, по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» - говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать»,- отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Каба-ниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», - не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все». И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

Тихон -- загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам "темного царства". Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении/ внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: "...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!" Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: "Вы ее погубили!"

Так как пьеса "Гроза" произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.