Усадьба муравьевых -апостолов на старой басманной. Усадьба муравьевых-апостолов на старой басманной Особняк муравьева апостола на старой

Желтовато-белый особняк по улице Старая Басманная, 23/9 поистине украшает этот район Москвы. Свои классические формы - шестиколонный портик, расположенную на углу полукруглую ротонду, устроенные на фасаде «античные» фризы и треугольный высокий фронтон - здание получило на изломе восемнадцатого и девятнадцатого веков.

История этого дома относит нас к XVIII столетию, когда владение принадлежало купеческой семье Бабушкиных (именно по их фамилии называлась до 1964 года нынешняя ).

В 1795 году родная дочь купца I гильдии Петра Бабушкина - Александра Петровна - выходит замуж за князя Ю.П. Волконского, имевшего в то время чин премьер-майора. В приданое невесте была включена и усадьба.

Волконский сразу возводит на этом месте деревянный особняк, который через пару лет выкупил Павел Иванович Яковлев - отставной капитан. Именно при последнем дом перестроили и придали ему сохранившийся до наших дней классический вид.

К сожалению, вопрос архитектурного авторства до сих пор не решен. Одно время это деревянное строение на белокаменном цоколе приписывали Матвею Казакову, а затем, после обнаружения старого плана постройки, зодчему И.Д. Жукову, подпись которого и обнаружили на этом документе.

Предположительно в 1815 году дом на Старой Басманной, 23 выкупает жена сенатора Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола - Прасковья Васильевна. Далее история дома будет связана с декабристским движением в России. Дело в том, что здесь жили будущие декабристы - братья Ипполит, Сергей и Матвей.

В гостях у хозяев бывал Константин Николаевич Батюшков - известный поэт. Предполагают, что навещал их и Александр Сергеевич Пушкин.

В 1822 году семья Муравьевых-Апостолов оставляет усадьбу. Далее здесь были другие хозяева, пока в этих стенах в 40-х годах не открыли Александро-Мариинский приют для подростков и детей, патронировала который сама императрица Мария Федоровна. Это заведение просуществовало в особняке вплоть до революции 1917 года.

В первые годы советской власти нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, по случаю скорого празднования декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади, предложил на этих площадях открыть Музей декабристов. Идею не поддержали, а бывший особняк отдали под коммунальные квартиры.

В 1986 году музей все же открыли, но каких либо мероприятий по его восстановлению не предприняли, что привело в 1991 году к обрушению потолка в месте расположения парадной лестницы. Здание закрыли на реставрацию, но из-за тяжелого финансового положения в стране государственная поддержка не оказывалась. В 1997 году музей и вовсе закрыли.

Возможно, Москва потеряла бы этот исторический памятник, если бы не поддержка подданного Швейцарии Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола - одного из потомков этой известной семьи. Он предложил и ему передали здание бывшей усадьбы в долгосрочную аренду. Договор был подписан накануне 175-ой годовщины декабрьского восстания - 5 декабря 2000 года. Сразу после этого здесь начались реставрационные и восстановительные работы.

Один из интереснейших архитектурных памятников, украшающих Старую Басманную улицу – особняк под № 23, выкрашенный в жёлтый цвет, с шестиколонным портиком, украшенный угловой полукруглой ротондой, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.

В XVIII веке это было владение купцов Бабушкиных, имя которых до 1964 года носил соседний переулок Александра Лукьянова.

В 1795 году дочь первогильдейского купца Петра Бабушкина Александра выходит за премьер-майора князя Ю. П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Кто является автором проекта этого деревянного нарядного здания на белокаменном цоколе достоверно не известно. Долгое время его постройку приписывали М. Ф. Казакову, потом архитектору И. Д. Жукову – во всяком случае, на плане яковлевского дома стоит именно его подпись.

Кстати, у особняка есть одна любопытная деталь - потолки в комнатах разной высоты.

На протяжении нескольких лет усадьбой владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов. Около 1815 года особняк приобретает Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол – жена сенатора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. В этом-то доме и жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Связана эта усадьба и с именем поэта Константина Николаевича Батюшкова, который квартировал здесь у Муравьевых в 1816 году. Возможно, бывал в доме и А. С. Пушкин.

В 1822 году Муравьёвы продают усадьбу, меняются владельцы, а в 1840-х годах здесь открывается Александро-Мариинский детский приют, относившийся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны. Он находился в старинном особняке до 1917 года.

Вскоре после революции нарком просвещения Луначарский предлагал открыть здесь, к столетию восстания на Сенатской площади, музей декабристов. Но тогда идея так и не была осуществлена. Вместо этого в доме устроили коммунальные квартиры. Старинный особняк ветшал и потихоньку разрушался. Ещё в 1952 году П. В. Сытин писал о том, что "типичный для своего времени и редкий сегодня» дом Муравьева-Апостола на Старой Басманной "доживает последние дни". Однако дом выстоял.

И только в 1986 году в нём наконец-то открылся музей. Но уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей был закрыт на реставрацию. Вместо реставрации дом ещё больше разрушили, а государство прекратило финансирование работ. Так и лишилась бы Москва этого интереснейшего памятника, если бы не один из потомков Муравьёвых-Апостолов – гражданин Швейцарии Кристофер Андреевич. Он предложил передать ему дом в долгосрочную аренду с обязательством отреставрировать особняк. 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - было подписано соответствующее постановление Правительства Москвы. И буквально через месяц началась масштабная научно-методическая реставрация. В настоящее время дом принимает гостей – здесь проходят выставки, проводятся лекции, презентации книг.

В 2001‑м началась научная реставрация, предусматривавшая восстановление главного дома усадьбы - по состоянию на период первой четверти XIX века. К началу работ дом был разрушен буквально наполовину (белокаменный цоколь фасада - на 50 %, окна, двери, деревянный сруб, потолочные перекрытия - на 40 %); цокольный этаж частично врос в землю. Инженерные коммуникации пришлось полностью переложить. После вычинки стен и сводов цокольного этажа была возведена временная кровля. Затем шаг за шагом демонтировались лепной декор фасадов и интерьера. Общий подход состоял в том, чтобы сохранить подлинные элементы в максимальном объеме, при невозможности - заменять аналогичными, выполненными по старинным технологиям.
В ходе работ были найдены обои конца XVIII и второй половины XIX века. В интерьерах парадных помещений были отреставрированы: венецианская штукатурка, гипсовые рельефы, голландские печи с поливными монохромными и полихромными изразцами, искусственный мрамор фризов под карнизами и стволов пилястр. При реставрации фасадов подход был аналогичным - максимально оставить то, что сохранилось. В результате один горельеф заменен, один - отреставрирован. С некоторыми капителями и колоннами портика поступили также. В старинный интерьер были вписаны современные коммуникации.
Полностью благоустроена прилегающая к зданию территория, а также воссоздана по историческим рисункам утраченная ограда с воротами и калиткой.

Восстановление уникального особняка на Старой Басманной является ярким примером комплексной научной реставрации памятников архитектуры столицы.

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Один из интереснейших архитектурных памятников, украшающих Старую Басманную улицу – особняк под № 23, выкрашенный в жёлтый цвет, с шестиколонным портиком, украшенный угловой полукруглой ротондой, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.

В XVIII веке это было владение купцов Бабушкиных, имя которых до 1964 года носил соседний переулок Александра Лукьянова.

В 1795 году дочь первогильдейского купца Петра Бабушкина Александра выходит за премьер-майора князя Ю. П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Кто является автором проекта этого деревянного нарядного здания на белокаменном цоколе достоверно не известно. Долгое время его постройку приписывали М. Ф. Казакову, потом архитектору И. Д. Жукову – во всяком случае, на плане яковлевского дома стоит именно его подпись.

Кстати, у особняка есть одна любопытная деталь - потолки в комнатах разной высоты.

На протяжении нескольких лет усадьбой владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов. Около 1815 года особняк приобретает Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол – жена сенатора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. В этом-то доме и жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Связана эта усадьба и с именем поэта Константина Николаевича Батюшкова, который квартировал здесь у Муравьевых в 1816 году. Возможно, бывал в доме и А. С. Пушкин.

В 1822 году Муравьёвы продают усадьбу, меняются владельцы, а в 1840-х годах здесь открывается Александро-Мариинский детский приют, относившийся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны. Он находился в старинном особняке до 1917 года.

Вскоре после революции нарком просвещения Луначарский предлагал открыть здесь, к столетию восстания на Сенатской площади, музей декабристов. Но тогда идея так и не была осуществлена. Вместо этого в доме устроили коммунальные квартиры. Старинный особняк ветшал и потихоньку разрушался. Ещё в 1952 году П. В. Сытин писал о том, что "типичный для своего времени и редкий сегодня» дом Муравьева-Апостола на Старой Басманной "доживает последние дни". Однако дом выстоял.

И только в 1986 году в нём наконец-то открылся музей. Но уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей был закрыт на реставрацию. Вместо реставрации дом ещё больше разрушили, а государство прекратило финансирование работ. Так и лишилась бы Москва этого интереснейшего памятника, если бы не один из потомков Муравьёвых-Апостолов – гражданин Швейцарии Кристофер Андреевич. Он предложил передать ему дом в долгосрочную аренду с обязательством отреставрировать особняк. 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - было подписано соответствующее постановление Правительства Москвы. И буквально через месяц началась масштабная научно-методическая реставрация. В настоящее время дом принимает гостей – здесь проходят выставки, проводятся лекции, презентации книг.

В 2001‑м началась научная реставрация, предусматривавшая восстановление главного дома усадьбы - по состоянию на период первой четверти XIX века. К началу работ дом был разрушен буквально наполовину (белокаменный цоколь фасада - на 50 %, окна, двери, деревянный сруб, потолочные перекрытия - на 40 %); цокольный этаж частично врос в землю. Инженерные коммуникации пришлось полностью переложить. После вычинки стен и сводов цокольного этажа была возведена временная кровля. Затем шаг за шагом демонтировались лепной декор фасадов и интерьера. Общий подход состоял в том, чтобы сохранить подлинные элементы в максимальном объеме, при невозможности - заменять аналогичными, выполненными по старинным технологиям.
В ходе работ были найдены обои конца XVIII и второй половины XIX века. В интерьерах парадных помещений были отреставрированы: венецианская штукатурка, гипсовые рельефы, голландские печи с поливными монохромными и полихромными изразцами, искусственный мрамор фризов под карнизами и стволов пилястр. При реставрации фасадов подход был аналогичным - максимально оставить то, что сохранилось. В результате один горельеф заменен, один - отреставрирован. С некоторыми капителями и колоннами портика поступили также. В старинный интерьер были вписаны современные коммуникации.
Полностью благоустроена прилегающая к зданию территория, а также воссоздана по историческим рисункам утраченная ограда с воротами и калиткой.

Восстановление уникального особняка на Старой Басманной является ярким примером комплексной научной реставрации памятников архитектуры столицы.

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Недавно нам удалось побывать в удивительной усадьбе, являющейся одним из украшений Старой Басманной улицы, — городской усадьбе Муравьёвых-Апостолов.

На территории Басманного района, то есть бывшей Басманной слободы, ранее находилось большой число полотняных и шелковых фабрик. И первые постройки на месте нынешней усадьбы возникли, предположительно, на территории, выделенной из участка, принадлежавшего фабрике А.И. Бабушкина в середине XVIII века. Участок многократно перепродавался, и в 1803 году был куплен отставным капитаном Павлом Ивановичем Яковлевым. Он выстроил дом на кирпичном подклете XVIII века в стиле московского классицизма.

С 1809 по 1815 гг. усадьбой владели графиня Е.А. Салтыкова и граф Р.А. Воронцов. Дому повезло: он не пострадал от пожара 1812 года. В 1815 году он перешел во владение Прасковьи Васильевны Муравьёвой-Апостол — второй жены Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола. В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера, навещали отца его сыновья. Старшие сыновья Ивана Матвеевича — Матвей и Сергей — участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа, а позже активно принимали участие в восстании декабристов. В 1822 году семья Муравьёвых-Апостолов продала этот дом.

В конце XIX века усадьбу занимал Александро-Мариинский детский приют. Приют занимал парадный и антресольный этажи, а цокольный этаж и флигель сдавались в наем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом, но проект не был осуществлён.

После революции в доме располагались школа, общежитие, собес, коммунальные квартиры. С 1955 года здание занимал Московский институт аэрофотосъемки и картографии. В 1986 году здесь был открыт филиал Государственного исторического музея — Музей декабристов, — который предполагалось устроить здесь еще в 1925 году по указанию Луначарского. Музей проработал недолго, и в 1991 году был закрыт, поскольку здание находилось в аварийном состоянии.

Но судьба была благосклонна к дому, и в 1991 году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приехали потомки владельцев усадьбы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер Муравьёвы-Апостолы. Они привезли в дар музею семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решили восстановить его силами семьи. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

В январе 2001 года началась научно-методическая реставрация, за основу для нее был принят исторический облик усадьбы на начало XIX века. По её окончании в 2013 году мэр С.С. Собянин вручил Кристоферу Муравьёву-Апостолу диплом лауреата конкурса "Московская реставрация 2013". Дом-музей в Москве первым получил право платить льготную арендную плату. Сейчас в нем второй этаж оборудован для проживания семьи Муравьёвых-Апостолов, а на первом этаже проводятся выставки приёмы и другие мероприятия.

Двухэтажный флигель был выстроен в начале XIX века. Возможно, именно в нем жил поэт Константин Николаевич Батюшков, когда останавливался в гостях у Муравьёвых-Апостолов в 1816 году. По этой дороге, ведущей к флигелю, кареты со стороны Басманной улицы въезжали на парадный двор, а затем через арку в середине флигеля проезжали на двор хозяйственный.
В настоящее время флигель находится во владении сторонних организаций.

Ну и конечно же самым интересным было попасть внутрь и посмотреть своими глазами, каким же стал дом после реставрации.

И встречает нас парадная лестница.

А вот это небольшое окошко над дверью выходило к галерее, на которой находился оркестр. Когда гости поднимались по лестнице, их видел дирижер, и давал сигнал оркестру к началу игры.

По парадной лестнице поднимаемся в прихожую.

В проходе справа можно увидеть "анатомию" дома. Здесь показаны деревянные стены дома после реставрации: все здоровые бревна были сохранены, а на место поврежденных положены новые.

Параллельно главной анфиладе идут более скромные задние комнаты. Помещения второго этажа занимает семья Муравьёвых-Апостолов, и прохода туда нет.

В дальнем от входа конце дома устроены низкие антресоли.

Единственное, что нас смутило, - это наклейка на окне, изображающая вид из окна совсем в другую сторону.

А теперь пройдемся по парадной анфиладе и начнем с бального зала.

По стене зала напротив окон устроены хоры для музыкантов, окошко с которых как раз выходит на парадную лестницу.

Зал украшен пилястрами, тонкой лепниной и панно с античными мотивами.

Бальный зал имеет выход в небольшую остекленную полуротонду,

из которой открывается чудесный вид на Старую Басманную и церковь Никиты Великомученика.

За бальным залом следует ряд гостиных.

В них сохранились угловые голландские печи и лепные карнизы.

Кстати, люстры в комнатах старинные, XIX века, и были куплены современным владельцем дома на аукционах.

Анфилада завершается парадной спальней, в отделке которой была использована техника искусственного мрамора.

Вот такой замечательный дом.

Использованная литература:
1. Памятники архитектуры Москвы
2. Презентация об усадьбе Дома-музея Муравьёвых-Апостолов (