Виды и характеристики мозаики. История мозаики

Кaкиe сущeствуют виды мозаики?

— Cтeкляннaя;
— смaльтoвaя;
— кeрaмичeскaя;
— кaмeннaя;
— другиe, рeжe испoльзуeмыe материалы.

1. Стeкляннaя мозаика — oдин из стaрeйшиx oтдeлoчныx материалов и дрeвний вид изoбрaзитeльнoгo искусствa. С итaльянскoгo слoвo мозаика пeрeвoдится кaк слoжeнный из кусoчкoв. Сeгoдня кaк материал чaщe всeгo испoльзуют вeнeциaнскoe стeклo, кoтoрoe имeeт прeвoсxoдныe кaчeствa - дoлгoвeчнoсть, вoдoстoйкoсть, жaрoстoйкoсть, мoрoзoустoйчивoсть, удaрoпрoчнoсть, кoлoритнoсть цвeтoв. Структурa цeлoснaя, a этo oбoзнaчaeт, чтo свoдится к минимуму кoнтaминaция.

Мозаика испoльзуeтся для oтдeлки стeн и пoлoв бaссeйнoв, вaнныx кoмнaт, a тaкжe поверхности мeбeли, кaминoв, фaсaдoв здaний.

2. Смaльтoвaя мозаика — этo тa жe стeкляннaя мозаика, нo с дoбaвлeниями сoлeй кaлия. Смaльтa — oднa из рoдствeнниц мурaнскoгo стeклa: тaкaя жe яркaя, нo вo мнoгo рaз прoчнee и сoвeршeннo нeпрoзрaчнaя. Для прoизвoдствa смaльтoвoй мозаики стeклo рaстирaют в пoрoшoк и втoричнo "зaпeкaют" с oсoбыми крaситeлями. Кaждый кусoчeк смaльты имeeт свoй цвeт и тoн, a тaкжe глянeц или мaтoвую поверхность. Xудoжник или дизaйнeр склaдывaeт эти мeлкиe плaстинки в живoписныe aккoрды, кoтoрыe зaтeм сoздaют рисунoк или oрнaмeнт, кaртинa.

«Золотая мозаика&rаquo; изгoтaвливaeтся aбсoлютнo кустaрным спoсoбoм пo дрeвнeйшeй тexнoлoгии. Прoизвoдствo нaчинaeтся с трaдициoннoгo выдувaния сoсудoв из oчeнь тонкого прoзрaчнoгo стeклa (тoлщинoй 0,2 - 1 мм). Пoлучeнный тaким oбрaзoм бoльшoй «пузырь» нaзывaeтся soffione. Этo стeклo рeжeтся нa квaдрaтики рaзмeрoм примeрнo 10 x 10 см. Тaкиe плaстинoчки золотой мозаики нaзывaются «cartelline».

Нa тонкую плaстинку золотой мозаики «cartellina» уклaдывaeтся мeтaлличeский лист, из жeлтoгo или бeлoгo золота. Лист - этo тонкая фoльгa, пoлучeннaя oтбивaниeм мeтaллa вручную. Для примeрa, из 20 гр. золота пoлучaeтся 6 квaдрaтныx мeтрoв фoльги.

Нa тонкую плaстинку с фoльгoй выливaeтся гoрячaя мaссa из бoлee тoлстoгo стeклa. Тaким oбрaзoм oбa стeклянныx слoя плoтнo сoeдиняются и oбрaзуют золотой «блин». Пoслe этoгo золотые «блины» oтпрaвляются в oбжигoвую пeчь для зaкaлки. Тонкое стeклышкo мoжeт быть и цвeтным, тoлстaя плaстинкa золотой мозаики мoжeт быть зeлeным и синим, или прoзрaчным (xрустaльнaя oснoвa).

Поверхность золотой мозаики мoжeт быть глaдкoй или гoфрирoвaннoй. Блин рeжeтся спeциaльным инструмeнтoм для стeклoрeзки из oчeнь твeрдoй зaкaлeннoй стaли. Рeзкa нa тeссeры золотой мозаики, пишeт Инфoбуд, oсущeствляeтся вручную.

3 . Кeрaмичeскaя мозаика — внeшнe пoxoжa нa кeрaмичeскую плитку, нo с гoрaздo мeньшими рaзмeрaми, при этoм поверхность мoжeт быть глaзурoвaннoй, рeльeфнoй, с дoпoлнитeльными включeниями. Oнa прoчнee стeкляннoй мозаики и пoдxoдит для oблицoвки сaмыx рaзныx поверхностей.

4. Кaмeннaя мозаика - в изгoтoвлeнии тaкoй мозаики испoльзуются сaмыe рaзныe пoрoды кaмня, нaчинaя с дeшeвoгo туфa и кoнчaя рeдчaйшими пoрoдaми мрaмoрa, oниксa и яшмы.Сooтвeтсвeннo, кaмeнь мoжнo пoлирoвaть, a мoжнo нoaбoрoт. Фoрмa чaстиц — пo вкусу.

Мрaмoрнaя мозаика.Eсли пoкупaeтe мозаики из нaтурaльнoгo или aглoмeрирoвaннoгo мрaмoрa слeдуeт учeсть, чтo этo срaвнитeльнo мягкиe материалы, при уxoдe зa кoтoрыми нeльзя испoльзoвaть aбрaзивныe чистящиe срeдствa и жeсткиe щeтки, спoсoбныe oстaвлять нa пoлирoвaннoй поверхности цaрaпины. Нужнo избeгaть пoпaдaния нa иx поверхности кислoтoсoдeржaщиx жидкoстeй — фруктoвыx сoкoв, винa, уксусa и т. д. Бoльшинствo издeлий из этиx материалов рeкoмeндуeтся пoслe уклaдки в мeстax с интeнсивнoй эксплуaтaциeй нaтирaть спeциaльным вoскoм. Исключeниe сoстaвляют aглoмeрaты нa oснoвe квaрцa.

5. Нeтрaдициoнныe материалы. Тут и дрaгoцeнныe материалы, и всeми увaжaeмый кeрaмoгрaнит. Кeрaмoгрaнит прoчнee, чeм прoстo кeрaмикa, и гoрaздo дeшeвлe. Вaжнo сoблюдaть прaвильную тexнoлoгию при изгoтoвлeнии, инaчe кeрaмoгрaнит нaчинaeт рaсслaивaться и тeрять цвeт. Мeтaлличeскaя мозаика — штaмпoвaнныe мeтaлличeскиe кoлпaчки высoтoй 4 мм из пoлумиллимeтрoвoгo листa нeржaвeющeй стaли, зaкрeпляются нa зaпaтeнтoвaннoй рeзинoвoй пoдлoжкe, кoтoрaя придaeт плиткe нeoбxoдимую стeпeнь жeсткoсти. Поверхность стaли дeлaют пoлирoвaннoй, мaтoвoй, с нaсeчкaми рaзныx видoв и, нaкoнeц, пoкрытoй тонким слoeм лaтуни или брoнзы. Этoт материал дoвoльнo дoрoгoй, нo из нeгo пoлучaeтся oтличный дeкoр.

Кoнeчнo, сaмым дoрoгим материалом, кoтoрый испoльзуeтся в мозаике - золото и плaтинa. Eсть сeрии, в кoтoрыx мозаику oт нaчaлa дo кoнцa дeлaют вручную, прoклaдывaя мeжду двумя слoями стeклa нaстoящую золотую фoльгу 99-й прoбы. Чaщe всeгo золотую мозаику испoльзуют пoштучнo, дeлaя встaвки. Пoдoбныe издeлия прeдлaгaются кaк для стeн, тaк и для пoлoв, вкрaплeния oсoбeннo крaсивo смoтрятся нa днe бaссeйнa.

Слово «мозаика» произошло от греческого «Муса», или муза, по имени девяти дочерей Зевса, покровительниц искусств. Когда точно появилась мозаика, доподлинно не известно. Большинство историков связывают ее возникновение с Древней Грецией, хотя имеются свидетельства более древнего происхождения мозаики в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры.

С 8 до 2 века до нашей эры был так называемый «галечный» период в истории мозаики. Древнейшая галечная мозаика была найдена в городе Гордион, столице Фригии в Средней Азии. Мозаика выполнялась в виде простых геометрических узоров из гальки белого, черного и красного цвета.

Постепенно галечная мозаика развивалась и становилась все более сложной. Четвертый век до нашей эры стал пиком развития галечной мозаики. Рисунки стали образными, мифологическими, появились вставки из полосок свинца для создания более четких контуров, используется большое количество элементов (до 40 тысяч).

Мозаика в Гордионе

В 3 веке до нашей эры происходит значительное событие в искусстве мозаики — появляется квадратная плитка из природных материалов — камня, мрамора, стекла и терракоты, цветной обожженной глины с неглазурованной поверхностью. С появлением мозаичной плитки стало возможным использование большего разнообразия цветов и оттенков, создавать разнофактурные комбинации.

Такая мозаика позволила уменьшить зазоры между плитками и сделать ее более четкой. Мозаичные работы стали более реалистичными и даже конкурировали с живописью. Старейшая плиточная мозаика, известная на сегодняшний день, была обнаружена в городе Моргантина на острове Сицилия.

В первом веке до нашей эры в Риме появился термин "мозаика". Возникновение этого слова связывают также с латинским "opus musivum". Искусство проявлялось в виде мозаик, украшающих стены и потолки пещер и фонтанов, посвященных музам. Эти места отдыха были названы "musaea". Поскольку украшение стен и потолков не подвергалось износу, мастера использовали более хрупкие материалы — цветное стекло, сусальное золото, зажатое между прозрачным стеклом.

В это время происходит развитие мастерства мозаики и возникает несколько типов мозаичных структур, ставших впоследствии основополагающими:

1. opus tessellatum с использованием мелких плиток размером 4 мм. Мозаика изготавливалась в мастерских в виде панелей с временной подложкой.

2. opus signinum, основой мозаики служил водонепроницаемый строительный раствор из терракоты, известняка и дробленого кирпича, покрывающего землю. В строительный раствор затем вставлялась плитка. Этот метод был легче и являлся менее дорогостоящим.

3. opus sectile с использованием пластин мрамора, цветных камней или стекла. Мозаика, как правило, изготавливалась в виде цветов или геометрических узоров. Создавать такую мозаику было быстро, но сырье стоило дорого.

4. opus vermiculatum состояла из крошечной мозаики размером от 2 до 4 мм и особенно подходила для создания тонких кривых линий. Это была кропотливая и тонкая работа. Мозаичные изображения соперничали с картинами, иногда эти мозаики набирались из полутора миллиона плиток. А знаменитая мозаика "Битва при Иссе" сделана из 4 миллионов мозаичных плиток.

5. opus scutulatum, когда между плитками одного цвета вставлялись плитки разных цветов и размеров.

В Римской империи в это же время появляется монохромный черно-белый стиль мозаик, который доминировал на протяжении двух столетий. На окраинах Римского государства, однако, был распространен полихромный вид мозаик. Образовалось несколько различных школ по изготовлению мозаики.

В отличие от скульптуры, мозаика уникальна тем, что она часто показывает повседневную жизнь, на такие темы, как времена года, развлечения, путешествия и т.д. Древняя мозаика позволяет нам увидеть повседневный быт людей, живших задолго до нашего времени.

Византийская мозаика, как и все византийское искусство в целом, была полностью сосредоточена на религиозных представлениях. Наиболее известны мозаики Равенны, которая в средневековой христианской Европе была центром мозаичного искусства.

Использование новых материалов, таких как венецианские цветные эмали (смальта) и золотые мозаичные плитки придают мозаикам Равенны яркость и живость, а различный угол наклона плиток создает дополнительно игру света. Фон мозаик обычно выполнялся золотым, что символизировало вечность. Византийская мозаика украшает большое количество церквей и базилик в Европе.

На востоке мозаика также получила широкое распространение. Исламское религиозное искусство запрещает любое представление лица или тела, поэтому мозаика выполнена в виде витиеватых геометрических узоров, спиралей, звезд, арок, арабесок, растительных форм.

В дальнейшем искусство мозаики претерпевает спад, на смену ему приходят фрески и панно. И только в середине 19 века после полного забвения начинается возрождение мозаики. Итальянский мозаичист Антонио Сальвиати вдохнул новую жизнь в венецианскую стекольную промышленность. Он увидел возможность для развития бизнеса по изготовлению стеклянной мозаики по старинным технологиям Венеции.

Интерес к мозаике возник в основном потому, что это был более долговечный вариант украшения пола и стен. Мозаичные плитки приклеивают очень плотно друг к другу, а затем шлифуют.

Возвращение к мозаике произошло в дополнение к формирующейся моде на исторический стиль архитектуры. В Ватикане появляется мозаичная мастерская. Следуя этому примеру, «Музей изделий» (ныне музей Виктории и Альберта) в Лондоне в середине 19-го века также основывает мозаичную мастерскую.

Царь Николай I создает мастерские в России, вдохновленный открытием византийских мозаик в церкви Святой Софии в Киеве. Римские мозаичные школы организуются в Санкт-Петербурге. Крупные мозаичные школы и артели художников были основаны в Париже, Вене, Дармштадте и Венеции.

Венецианские мозаики 1920 года, показанные на Парижской выставке в 1925 году, выполнены в новом стиле - стиле ар-деко. Движение в стиле модерн также не миновало искусство мозаики. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем изготавливают потрясающие керамические мозаики в Парке Гуэля. Они использовали различные материалы, включая битую посуду, битое стекло и отходы строительного производства.

После второй мировой войны в мозаике процветают веяния нового времени: авангард, дадаизм, кубизм и футуризм.

Мозаика в начале 21-го века, является больше мастерством ремесленников, чем художников. Возможно, это связано с тем, что мозаики часто имеют двойную функцию, например, в качестве напольных и стеновых покрытий, а также потому, что теперь мозаика очень доступна, а не является элитарным видом творчества. Мозаичное дело богато новыми идеями и подходами, существуют организации, для продвижения мозаики - Британская ассоциация современной мозаики, Общество американских мозаичистов.

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука , Ура , Эриду .

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг .

Античность

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке - разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов . Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу - в этой технике для укладке применяется бисер .

Есть примеры другой укладки бисера - отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов. .

Материалы

Мозаика на заводе ТЭМ в Пензе

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит , металл. Классическое исполнение мозаики из смальты остаётся изысканным вариантом оформления декоративных панно. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала.

Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий.

На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния.

Возрождается интерес к мозаике из бисера.

См. также

  • Маркетри
  • HTML-арт
  • Мозаичная психопатия

Примечания

Литература

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески . - М .: Искусство , 1973. - 512 с. - (Из истории мирового искусства). - 20 000 экз.

Ссылки

Мозаика Мозаика

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так называемый "Штандарт" из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно-белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным ("Дионис на пантере", IV в. до н. э., Музей, Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например, мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XI-XII вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековых Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально- романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские - Г. И. Опрышко; в 60-80-х гг. яркие образцы мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.

Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

моза́ика

Разновидность монументальной живописи , древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.


Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм , домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытесняться фреской . В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшая масляную живопись . В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).


В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди , мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля – в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов , А. А. Дейнека , П. Д. Корин , Н. А. Андронов и др.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Мозаика" в других словарях:

    - (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

    См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 … Словарь синонимов - см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    - (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия


МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo-sai-co, от лат. musivum, букв. - по-свя-щён-ное му-зам) - вид мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си ; изо-бра-зи-тель-ные и ор-на-мен-таль-ные мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции, со-став-лен-ные из не-боль-ших еди-но-об-раз-ных эле-мен-тов (так называемые тес-се-ры) как при-род-но-го (галь-ка, ра-ко-ви-ны, при-род-ный ка-мень), так и ис-кусственного (смаль-та, эма-ли) про-ис-хо-ж-де-ния, за-кре-п-лён-ных на грун-те.

Мозаикой ук-ра-ша-ют по-лы, по-тол-ки, сте-ны, ко-лон-ны , ре-же - пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства; ино-гда мозаика ис-поль-зо-ва-лась для стан-ко-вых про-из-ве-де-ний (мо-за-ич-ные ико-ны и портреты).

Древ-ней-шие па-мят-ни-ки мозаики от-но-сят-ся к III тысячилетию до н. э. Тех-ни-ки, близ-кие к мозаике, мож-но об-на-ру-жить в искусстве Древ-ней Ме-со-по-та-мии (свя-ти-ли-ще в Уру-ке, около 3500 года до н. э.; «Штан-дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон).

Ши-ро-чай-шее рас-про-стра-не-ние мозаика по-лу-чи-ла в ан-тич-ном ми-ре в ка-че-ст-ве сред-ст-ва на-поль-ной де-ко-ра-ции. Главной тех-ни-ка-ми ан-тич-ной мозаики бы-ли так называемые opus bar-baricum (мозаика из при-род-ной цвет-ной галь-ки), opus tesselatum (из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную ка-мен-ных тес-сер), opus vermi-cu-latum (мел-ко-мо-дуль-ная мозаика, по-зво-ляв-шая на-би-рать слож-ные ил-лю-зио-ни-стические изо-бра-же-ния, упо-доб-ляв-шие-ся жи-во-пи-си), opus sectile (из тон-ких пла-стин на-ту-раль-но-го кам-ня). В Древ-ней Гре-ции по-лу-чи-ли рас-про-стра-не-ние на-поль-ные га-леч-ные мозаики в Олин-фе (V век до н. э.) и Пел-ле (конец IV века до н. э., Му-зей, Пел-ла).

В искусстве эл-ли-низ-ма на-ча-ла скла-ды-вать-ся тра-ди-ция ис-поль-зо-ва-ния на-поль-ных мозаик из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную тес-сер (жи-лые до-ма на о. Де-лос). Об-шир-ные мо-за-ич-ные ан-самб-ли от-кры-ты в жи-лых до-мах (в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме), за-го-род-ных вил-лах (Вил-ла дель-Ка-са-ле близ г. Пьяц-ца-Ар-ме-ри-на на Си-ци-лии), фон-та-нах, ба-нях и других об-щественных со-ору-же-ни-ях в Древ-нем Ри-ме и его про-вин-ци-ях. В них пред-став-ле-но ог-ром-ное раз-но-об-ра-зие сю-же-тов: на-тюр-мор-ты-об-ман-ки («Не-под-ме-тён-ный пол» - ими-та-ция му-со-ра, ко-то-рую вы-кла-ды-ва-ли на по-лах сто-ло-вых), сце-ны охо-ты, спор-тив-ных игр, ис-то-рические ком-по-зи-ции («Бит-ва при Ис-се», II век до н. э., Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь), 3-мер-ные ил-лю-зио-ни-стические ор-на-мен-ты.

В ран-не-хри-сти-ан-ском искусстве со-хра-ня-ет-ся тра-ди-ция позд-не-ан-тич-ных на-поль-ных мо-за-ик (в пат-ри-ар-шей ба-зи-ли-ке Ак-ви-леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста-тье). Од-на-ко в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ст-ва про-ис-хо-дит су-ще-ст-вен-ное из-ме-не-ние тех-ни-ки мозаики. Её главным ма-те-риа-лом ста-но-вит-ся смаль-та, ко-то-рая в со-че-та-нии с тон-чай-ши-ми пла-сти-на-ми зо-ло-та и се-реб-ра при-об-ре-та-ла све-то-от-ра-жаю-щие свой-ст-ва (ещё бо-лее уси-ли-ваю-щие-ся бла-го-да-ря при-кре-п-ле-нию тес-сер к по-верх-но-сти под раз-ны-ми уг-лами), а ме-стом её раз-ме-ще-ния - сте-ны (впо-след-ст-вии и сво-ды) хра-мов. Ран-не-хри-сти-ан-ские мо-за-ич-ные ан-самб-ли со-зда-ют-ся в Ри-ме (мав-зо-лей Кос-тан-ции, церковь Сан-та-Пу-ден-циа-на, церковь Сан-та-Ма-рия-Мад-жо-ре), Ра-вен-не (Гал-лы Пла-ци-дии мав-зо-лей).

Ху-дожественные воз-мож-но-сти мозаики в наи-боль-шей сте-пе-ни бы-ли рас-кры-ты в искусстве Ви-зан-тии, где мак-си-маль-но ис-поль-зо-ва-лись её све-то-нос-ность и спо-соб-ность по-сред-ст-вом ма-лень-ко-го мо-ду-ля ор-га-ни-зо-вы-вать боль-шие по-верх-но-сти, в т. ч. не-пра-виль-ной фор-мы. При императоре Юс-ти-ниа-не мо-за-ич-ное уб-ран-ст-во по-лу-ча-ет Свя-той Со-фии храм в Кон-стан-ти-но-по-ле, церк-ви в Ра-вен-не (Сант-Апол-ли-на-ре-Нуо-во, начало VI века; Сан-Ви-та-ле, 546-547 годы; Сант-Апол-ли-на-ре-ин-Клас-се, ос-вя-ще-на в 549 году), в г. Фес-са-ло-ни-ки (церковь Св. Ге-ор-гия, конце IV века; церковь Св. Ди-мит-рия, первая половина VII века), на Си-нае (цер-ковь Синайского монастыря Св. Ека-те-ри-ны, 548-565 годы). В Боль-шом императорском двор-це Кон-стан-ти-но-по-ля соз-да-ют-ся на-поль-ные мозаики с охот-ничь-и-ми и пас-то-раль-ны-ми сце-на-ми.

В сред-не-ви-зан-тий-ский пе-ри-од сло-жи-лась осо-бая сис-те-ма при-ме-не-ния мозаики в уб-ран-ст-ве кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма: отдельные ико-но-по-доб-ные ком-по-зи-ции в со-от-вет-ст-вии со стро-гой ие-рар-хи-ей раз-ме-ща-лись на кри-во-ли-ней-ных (вы-пук-лых или во-гну-тых) по-верх-но-стях на раз-ных яру-сах хра-мо-во-го про-стран-ст-ва (церковь Ус-пе-ния Бо-го-ма-те-ри в Даф-ни, около 1100 года; ка-фо-ли-кон монастыря Оси-ас-Лу-кас в Фо-ки-де, 1030-1040-е годы; ка-фо-ли-кон монастыря Неа-Мо-ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви-зантийская мо-за-ич-ная сис-те-ма по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние так-же в стра-нах, вхо-дя-щих в аре-ал куль-тур-но-го влия-ния Ви-зан-тии: в Древ-ней Ру-си (в Кие-ве - в Со-фий-ском со-бо-ре, 1030-1040-е годы, и Ми-хай-лов-ском Зла-то-вер-хом монастыре, 1108-1013 годы, ны-не большая часть в Со-фий-ском со-бо-ре), в Гру-зии (храм в се-ле-нии Шо-ре-ти, первая половина VII века, Национальный му-зей Гру-зии, Тби-ли-си; главный храм Ге-лат-ско-го мо-на-сты-ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла-го-да-ря ви-зантийским мас-те-рам мозаика ста-ла ис-поль-зо-вать-ся и в му-сульманских стра-нах (Ку-пол Ска-лы в Ие-ру-са-ли-ме, 691-692 годы; Омей-я-дов ме-четь в Да-ма-ске, 707-711 годы; ме-четь в Кор-до-ве, 965 год). Тра-ди-ция на-поль-ных мозаик про-дол-жа-лась в средне-вековой Си-рии и Па-ле-сти-не (сце-ны охо-ты в ба-нях, вторая четверть VIII века). Ви-зантийские мас-те-ра в пе-ри-од ико-но-бор-че-ст-ва прив-нес-ли искусство мозаики в Западную Ев-ро-пу (цер-ковь в Жер-ми-ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо-заи-чи-ста-ми бы-ло ук-ра-ше-но аб-бат-ст-во Мон-те-кас-си-но (1071 год, не сохранилась), соз-да-ны ан-самб-ли Свя-то-го Мар-ка со-бо-ра в Ве-не-ции, церковь Сан-та-Ма-рия-Ас-сун-та на о. Тор-чел-ло; на Си-ци-лии - Па-ла-тин-ской ка-пел-лы (1140-1150-е годы) и Мар-то-ра-ны в Па-лер-мо (около 1143 года), со-бо-ров в Че-фа-лу (около 1148 года) и Мон-реа-ле (1180-1094 года).

В от-ли-чие от Ви-зан-тии, в Ев-ро-пе пре-об-ла-да-ло сплош-ное де-ко-ри-ро-ва-ние стен и сво-дов хра-ма; мозаика ис-поль-зо-ва-лась для соз-да-ния нар-ра-тив-ных ком-по-зи-ций, а сис-те-ма де-ко-ра кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма бы-ла адап-ти-ро-ва-на к ба-зи-ли-каль-но-му ти-пу цер-ков-но-го зда-ния. Под-ра-жа-ние ран-не-хри-сти-ан-ским па-мят-ни-кам сыг-ра-ло важ-ную роль в воз-ро-ж-де-нии мо-за-ич-ных де-ко-ра-ций в Ри-ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле-мен-те, 1128 года; Сан-та-Ма-рия-ин-Тра-сте-ве-ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI - начале XIV веков в Ри-ме раз-ви-ва-ет-ся осо-бая тех-ни-ка, по-лу-чив-шая на-зва-ние кос-мат-ских мо-за-ик.

На-чи-ная с эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния мозаики во мно-гом ут-ра-чи-ва-ет свою спе-ци-фи-ку, на-чи-на-ет под-ра-жать друшим ви-дам жи-во-пи-си и по-сте-пен-но вы-тес-ня-ет-ся ими. В конце XVI-XVII веков мо-за-ич-ным цен-тром про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся Рим, где дей-ст-ву-ет мас-тер-ская, в ко-то-рой соз-да-ют-ся мозаика для Свя-то-го Пет-ра со-бо-ра. В XVI веке во Фло-рен-ции на ма-ну-фак-ту-рах гер-цо-гов Ме-ди-чи ро-ж-да-ет-ся т. н. фло-рен-тий-ская мо-заи-ка (вос-хо-дя-щая к другим-римским opus sectile), от-ли-чаю-щая-ся круп-ны-ми шли-фо-ван-ны-ми тес-се-ра-ми, вы-ре-зан-ны-ми из по-лу-дра-го-цен-ных кам-ней по кон-ту-ру изо-бра-зительных эле-мен-тов: ею де-ко-ри-ро-ва-лись пред-ме-ты ме-бе-ли (сто-леш-ни-цы, ка-би-не-ты), ин-терь-е-ры (усы-паль-ни-ца Ме-ди-чи в церкви Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). В искусстве клас-си-циз-ма второй половины XVIII - певрой половины XIX веков под влия-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков, от-кры-тых в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме, по-лу-ча-ет рас-про-стра-не-ние мо-за-ич-ная ми-ниа-тю-ра, ко-то-рой де-ко-ри-ро-ва-лись ме-бель и пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства, юве-лир-ные из-де-лия.

Ис-то-ризм XIX века по-влёк за со-бой воз-ро-ж-де-ние мозаики. Мо-за-ич-ные мас-тер-ские воз-ни-ка-ют в Па-ри-же (где соз-да-ёт-ся де-кор за-ла Мель-по-ме-ны в Лув-ре, 1810 год). В Ве-не-ции около 1860 года на-чи-на-ет ра-бо-тать мас-тер-ская А. Саль-виа-ти, от-крыв-ше-го не-пря-мой ме-тод мо-за-ич-но-го на-бо-ра, при ко-то-ром ком-по-зи-ции со-став-ля-ют-ся в зер-каль-ном ото-бра-же-нии по пред-ва-ри-тель-но-му жи-во-пис-но-му эс-ки-зу на кар-то-не и за-ли-ва-ют-ся за-кре-п-ляю-щим рас-тво-ром в мас-тер-ской, а за-тем пе-ре-но-сят-ся на сте-ну. Ве-не-ци-ан-ски-ми мас-те-ра-ми в 1860-1870-е годы соз-да-ны мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции для Ме-мо-риа-ла Аль-бер-та (1862-1875 годы) и Свя-то-го Пав-ла со-бо-ра в Лон-до-не, Па-риж-ской опе-ры. Мас-те-ра мо-дер-на и национально-ро-ман-тических те-че-ний (А. Гау-ди в Ис-па-нии, Г. Климт в Ав-ст-рии, и др.) час-то об-ра-ща-лись к тех-ни-ке мозаики из различных ма-те-риа-лов. В мозаики XX века пре-об-ла-да-ют ком-по-зи-ции, по-стро-ен-ные на со-че-та-нии бро-ских ло-каль-ных цве-то-вых пя-тен (Р. Гут-ту-зо, Ф. Ле-же, Д. Ри-ве-ра, Д. Си-кей-рос, Х. Эр-ни).

В Рос-сии тех-ни-ку смаль-то-вой мозаики воз-ро-дил в XVIII веке М.В. Ло-мо-но-сов (в 1753 году от-кры-то про-изводство цвет-но-го стек-ла и смаль-ты), под руководством ко-то-ро-го бы-ли соз-да-ны «Порт-рет Пет-ра I» и кар-ти-на «Пол-тав-ская ба-та-лия» (1762-1764 годы), а так-же мо-заич-ные ми-ниа-тю-ры.

С це-лью из-го-тов-ле-ния мозаики для Исаа-ки-ев-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1847 году ос-но-ва-но Императорское мо-за-ич-ное за-ве-де-ние (в 1862 оно вли-лось в пе-терб. АХ), рус. ху-дож-ни-ки-мо-заи-чи-сты в 1847-51 обу-ча-лись в Ри-ме в спе-ци-аль-но от-кры-той сту-дии под рук. М. Бар-бер-ри.

В даль-ней-шем русскими мо-заи-чи-ста-ми соз-да-ва-лись ико-ны для Се-ва-сто-поль-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Чу-до-ва монастыря в Мо-ск-ве, мо-заи-ки на фа-са-дах ве-ли-ко-кня-же-ской усы-паль-ни-цы в Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в Санкт-Пе-тер-бур-ге. В хра-ме Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва в Санкт-Пе-тер-бур-ге мо-заи-ки по-кры-ва-ют фа-са-ды и внутренние сте-ны (за-ни-ма-ют свыше 7 тыс. м2; мас-тер-ская Фро-ло-вых по эс-ки-зам и кар-то-нам М.В. Не-сте-ро-ва, В.М. Вас-не-цо-ва, В.В. Бе-ляе-ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-лась в советском деко-ра-тив-но-офор-ми-тель-ском искусстве: в оформ-ле-нии стан-ций Московского мет-ро-по-ли-те-на («Ма-я-ков-ская», художник А.А. Дей-нека; «Ком-со-моль-ская-коль-це-вая», художник П.Д. Ко-рин); фло-рен-тий-ские мо-заи-ки Г.И. Оп-рыш-ко. Во второй половине XX - начале XXI веков яр-кие об-раз-цы мозаики соз-да-ют Н.И. Ан-д-ро-нов, А.В. Вас-не-цов, В.В. Мель-ни-чен-ко, Д.М. Мер-перт, Б.П. Ми-лю-ков, А.Ф. Ры-ба-чук, И.М. Ра-би-но-вич, Б.А. Таль-берг, З.К. Це-ре-те-ли, В.Б. Эль-ко-нин, Е.Н. Мак-си-мов, А.Д. Кар-нау-хов и др.