Живопись маслом на холсте. Обучение живописи маслом

В масляной живописи существует множество техник и приемов работы с красками. Художник сам решает, какие способы ему ближе и интереснее применить. В основе всегда присутствуют два приема: однослойная и многослойная техники.

Однослойная техника масляной живописи.

Наносится предварительный рисунок будущей картины. Картина пишется в короткий срок. Краска не должна высохнуть , так как при нанесении красочных мазков художник подмешивает их друг в друга, создает новые оттенки прямо на холсте . Этот прием еще называют ALLA PRIMA (в один прием). Он позволяет работать на пленэре или с этюдом небольшого формата. Работая жесткими или мастихином, картина получается фактурной. Густо накладывая краску, можно формировать, двигать и перемешивать красочный слой. Краски отличаются друг от друга своими свойствами. Например, белила и кадмий имеют плотную структуру, что позволяет работать пастозно (пастообразно) или корпусно. Не всегда хватает одного сеанса для завершения картины. Для того, чтобы краска не сохла слишком быстро, картину ставят в прохладное и защищенное от солнца место.

Многослойная техника масляной живописи.

Длительная работа над картиной требует нанесения двух или более слоев краски. Первый слой – подмалевок. Художник наносит на холст рисунок и прописывает слой, на котором видны основные тональные пятна. Следующий слой — прописка и детализация. Прежде чем приступить к дальнейшей работе, предыдущий слой должен просохнуть . Иначе краска жухнет и тускнеет. Это связано с тем, что невысохшие краски впитывают масло из свеженанесенных слоев. Перед работой достаточно будет промаслить картину.

прописка и детализация в масляной живописи

Современные художники сочетают обе техники, чередуют красочные слои, достигая глубины, насыщенности и яркости цвета. Используя текстурную пасту, художник буквально лепит фактуру, выдвигая тем самым объекты на передний план. Щетинной кистью и мастихином можно создать шероховатость, бугристость поверхности. А затем добавить красочных слоев, отвечающих художественному замыслу автора.
Не ищите специального рецепта смешения красок, не подражайте понравившемуся автору! Индивидуальность художника проявляется в авторской манере письма. Идите своим путем, приобретая видение и навыки в рисовании. На наших

Как хорошо быть художником! Ведь он может запечатлеть красоту окружающего нас мира в пастельных рисунках, а живопись маслом - это вообще какое-то чудо! Иногда смотришь на картину - и хочется перешагнуть за границу багета и раствориться в прекрасном мире, написанном на холсте талантливой кистью художника. Вы тоже хотите войти в число избранных счастливцев, которые могут свободно владеть кистью и красками? Если вас не пугают трудности, а решимость и любовь к рисованию переполняют сердце и душу, тогда - вперед! Мы уверены, что с вашей решительностью вы очень скоро станете настоящим мастером.

Живопись маслом - с чего начать

Начинать всегда трудно. Рисование на холсте масляными красками - дело, требующее многих знаний, умений и навыков. Конечно, лучше всего начинать приобщаться к искусству как можно раньше. К сожалению, далеко не всех родители водили в детстве в художественную школу.

Но в наше время существуют изостудии для людей любых возрастов, где каждый желающий может изучать живопись маслом. Мастер-класс в таких школах обычно ведут опытные педагоги-художники, которые прекрасно разбираются в предмете и могут в полной мере раскрыть все секреты мастерства. Если же по каким-либо причинам, вы не можете или не хотите посещать подобное заведение, то и это не беда. В конце концов, упорный и целеустремленный человек может и самостоятельно научиться писать масляные картины. А для начала нужно будет отправиться в магазин и купить там все необходимое для живописи.

Какие материалы понадобятся для работы

Живопись маслом - дело, требующее не только таланта и умения, но еще и значительных финансовых затрат, ведь для того чтобы писать картины, потребуется уйма всего. Вот перечень того, что вам понадобится для работы:

1. Специальные масляные краски в тюбиках.

2. Кисти разных размеров из натуральной щетины (плоские) и (круглая) для заключительной отделки вашего живописного произведения.

3. Этюдник.

4. Растворитель для масляных красок.

5. Уголь для нанесения предварительного рисунка на холст или простой мягкий карандаш.

6. Подрамник. Его можно заказать в багетной мастерской или купить готовый в магазине.

7. Грунтованный холст.

Ну вот, теперь вы практически во всеоружии и можете приступать к творческому процессу. Но сначала выслушайте наш небольшой рассказ о свойствах масляных красок.

О масляных красках подробнее

Красивая живопись маслом захватывает дух. Но приходилось ли вам задумываться над тем, сколько времени проводит мастер за мольбертом? Многое зависит и от качества красок, которые использует художник. Сейчас нам трудно это представить, но когда-то живописцы и понятия не имели о масляных красках. Они были изобретены только в XV веке фламандцами, и секрет их изготовления долгое время держался в строжайшей тайне. Представляете, как нам повезло?! В наше-то время такие краски можно купить совершенно свободно, причем самого превосходного качества!

Вам нужно знать, что больше всего при работе расходуется белый цвет. Поэтому если вы покупаете краски в наборе, то прикупите к ним еще несколько тюбиков свинцовых или Также вы можете не пользоваться готовыми магазинными комплектами, а собрать свою собственную палитру. Только не нужно стараться сразу же покупать как можно больше цветов. Берите только основные: белила, черную краску (лучше всего приобрести жженую кость), охру (желтую и красную), кадмий красный, или киноварь, краплак, желтый кадмий, хром зеленый, ультрамарин и синий кобальт, марс коричневый. Такого набора на первых порах будет вполне достаточно.

Живопись маслом для начинающих. Этапы работы

Слона, как известно, лучше всего есть по частям, поэтому давайте выясним, из каких этапов будет состоять работа над масляной картиной.

1. Сначала необходимо определиться с натурой, т.е. решить, что именно вы будете писать: натюрморт, пейзаж, а может, замахнетесь даже на портрет?

2. Допустим, вы выбрали натюрморт. Как известно, он состоит из нескольких разных предметов, которые обязательно нужно тщательно прорисовать, кроме того, необходимо как следует продумать освещение. Игра света и тени - очень важный момент, о котором ни в коем случае не стоит забывать.

3. Если грунтованный холст и подрамник существуют у вас пока что по отдельности, то это нужно исправить и натянуть полотно при помощи степлера для мебели.

5. Теперь наступила пора сделать первоначальный подмалевок. Здесь ваша задача сводится к тому, чтобы разобраться с основными цветами, тенями и светом на вашей картине. После этого этапа ваша живопись маслом должна немного подсохнуть. Вы сможете вернуться к работе над ней на следующий день.

6. После того как набросок высох, можно приступать к дальнейшему творчеству. Наступило время уточнения контуров и проработки деталей.

7. На заключительном этапе широкие кисти надо отложить в сторону и взять в руки круглую тонкую колонковую кисточку. Ею на картину наносятся самые мелкие завершающие штрихи.

8. Ну вот, работа готова. После полной просушки картины вы можете покрыть ее специальным лаком.

С чего лучше начинать: с портрета, пейзажа или натюрморта?

Если вы никогда ранее не практиковали живопись маслом на холсте, то не стоит начинать это делать с портрета, ведь это самое сложное. Да и пейзаж неопытному художнику трудно дается, особенно если вы хотите писать его с натуры. Сложность во многом возникает потому, что освещение на природе постоянно меняется, деревья шевелятся от ветра, да и разных отвлекающих моментов слишком много: жужжащие комары и мухи, надоедливые прохожие и т. д.

Другое дело - натюрморт (мертвая натура): составил его из разных предметов, и он будет стоять как миленький столько, сколько вам понадобится. Только не нужно сразу же пытаться подражать "Малым голландцам" и браться за сложную композицию, состоящую из множества предметов и цветов. Для начала лучше довольствоваться скромным натюрмортом из двух-трех вещей.

Как пользоваться палитрой

Вы, наверное, видели в разных фильмах, как маститые живописцы красиво держат одной рукой палитру, а другой свободно рисуют на холсте. Вы тоже можете так делать, для этого в палитре есть специальное отверстие: вставляете туда большой палец, а остальными поддерживаете ее снизу - очень удобно, попробуйте!

Краски выдавливаются на верхний левый край досточки, а середина ее должна оставаться свободной - на ней вы будете смешивать цвета. Очень важно: после сеанса живописи не забудьте соскоблить неиспользованную краску, иначе она присохнет к палитре и будет мешать последующей работе.

Техника масляной живописи

Обучение живописи маслом может тормозиться из-за того, что начинающий художник может плохо понимать технику такого рисунка. Масляные краски обладают большой плотностью, и без опыта бывает трудно добиться незаметных тоновых переходов. Взгляните на репродукции старинных картин - вы не увидите на них и следа мазков. Если вас привлекает именно такая манера, то нужно будет перво-наперво освоить так называемую лессировочную технику. При этом краски разводятся растворителем достаточно жидко, но на поверхность холста наносятся практически Это трудно объяснить словами, лучше всего посмотреть, как это делают настоящие художники.

Еще один прием, который позволяет добиваться красивых эффектов в живописи, - растушевка краски кистью на холсте. При этом один цвет как бы вплавляется в другой. Ну и, конечно, совсем не обязательно стараться писать без мазков. Быть может, вы хотите взять за образец подражание

Последнее напутствие начинающему художнику

Ну вот и закончился наш небольшой рассказ про живопись маслом. Мастер-класс получился хоть и небольшим, но весьма содержательным. Теперь только от вас будет зависеть, как скоро вы сможете порадовать своих близких прекрасными произведениями. Начинайте поскорее творить и ничего не бойтесь. Мы желаем вам творческих успехов!

Вам понадобится

  • Масляные краски, грунт, клей, закрепитель, палитра, кисти (желательно плоские и из натуральных материалов), мастихин, мольберт, простой карандаш, ластик, калька, копирка и другие полезные мелочи, приобретаемые художниками для удобства работы.

Инструкция

Купите холст. Обычно они бывают льняные или хлопковые. Хлопковый холст дешевле и проще в обращении. Льняной бывает мелкозернистый, подходящий для прописывания мелких деталей, и крупнозернистый, на котором хорошо отражать фактуру (например, камни, море). Вместо традиционного для работы с используют также мешковину, фанеру, оргалит, металл. Можно использовать и бумагу, но не будет отличаться прочностью.
Более дешевый холст – тот, что натянут на картон. Он тонкий и удобный в транспортировке, размером не более 0,5х0,7м. Холст на подрамнике более дорогой и тяжелый, но большего размера – до 1,2х1,5м.

Вместе с холстом приобретите все необходимые принадлежности: масляные краски, грунт, клей, закрепитель, палитру, кисти, мастихин, мольберт. Если вы будете делать набросок на бумаге, а затем переводить его на холст, вам понадобятся прозрачная бумага (можно взять кальку) и . В процессе работы может пригодиться что-то ещё, поэтому посоветуйтесь с продавцом.

Проклейте и покройте грунтом холст, а затем дайте ему высохнуть. Это операция делается для того, чтобы краска не разрушала его и хорошо легла на холст.

Далее всё будет зависеть от техники исполнения. Если картина маленькая, и опыт создания картин еще небольшой, попробуйте технику в один прием (alla prima). Это означает, что картину следует закончить за один или несколько подходов, но успеть до высыхания красок. Время засыхания масляной краски в среднем около 3-х дней, в зависимости от толщины слоя. На картине получатся те тона и краски, которые вы создадите смешиванием. Дополнительные цвета получатся из-за просвечивания грунта. Сама картина будет более легкая и светлая.

Обычно художники используют многослойную технику: она раскрывает все возможности масляной живописи. Суть ее в том, что автор картины расчленяет свою задачу на несколько подзадач, которые затем реализует в разных слоях. Сначала создается первый тонкий слой, называемый "подмалёвок". Для его выполнения краски разбавляются. Подмалевок помогает определить композицию, тональность, форму, тени и светотени.

В следующих слоях художник пошагово прописывает детали, тонкости формы и колорита, фактуру. В последних слоях добавляется льняное масло для придания насыщенности и устойчивости цвета. После высыхания краски она покрывается лаком. Длительность этого периода зависит от толщины слоев, и в среднем составляет 6-12 месяцев.

Видео по теме

Обратите внимание

Узнайте о законах композиции и смешивании цветов, прежде чем браться за масло.

Поработайте некоторое время с акварелью и гуашью, чтобы приобрести навык. По технике масло ближе к гуаши – картины получаются плотными и непрозрачными.

Более простой путь в освоении искусства рисования – это занятия в группе или индивидуально у опытного мастера.

Полезный совет

Для пробы пера в масляной живописи не покупайте дорогих материалов. Работа в этой технике требует необходимой подготовки, навыков и терпения. Идите от простого к сложному.

Рисунок карандашом по грунту необходимо наносить осторожно, чтобы грунт не растрескался. Можно подстраховаться нанесением ещё одного слоя грунта.

При использовании многослойной техники помните, что каждый слой по толщине должен быть равен предыдущему или быть больше него. Иначе масло потрескается.

Прежде чем приступать к следующему слою, дождитесь, пока высохнет предыдущий.

Если вам не понравился результат, удалите аккуратно непригодный слой, пока он не засох, либо наложите другой слой сверху.

Источники:

  • http://www.kartinanz.narod.ru/info/oil.html
  • рисуем маслом

Масляная живопись является одним из наиболее распространенных видов изобразительного искусства. Чтобы писать маслом, необходимо заранее настроиться на кропотливую и усердную работу.

Начинающие художники часто не знают, с чего начать создание . Следует прислушиваться к некоторым рекомендациям. В первую очередь нужно уделить внимание правильной подготовке холста. Холст должен пружинить под кистью и давать художнику возможность наносить энергичные и четкие мазки. В качестве холста используется пеньковый или льняной отрез . Хлопчатобумажные или вискозные ткани использовать не стоит. Для лучше подойдет холст с нитями средней толщины, со временем можно будет использовать и более рельефную фактуру холста.


Не менее важным моментом является изготовление или покупка подрамника. Он предназначен для того, чтобы во время работы удерживать холст в натянутом состоянии. Подрамник должен быть изготовлен с внутренним скосом, угол которого колеблется в пределах 5-7 градусов. Подрамник без скоса использовать нельзя, так как это может попадание краски и клея на обратную сторону холста.


Холст перед использованием необходимо тщательно проклеить жидким столярным клеем, так как эта процедура позволит предохранить холст от разрушающего воздействие масла. После того, как холст проклеен, его следует просушить и протереть куском обычно пемзы. Такая шлифовка проводится перед нанесением второго слоя клея. После проклейки холст грунтуют, так как писать маслом на негрунтованном холсте нельзя. Грунт может быть эмульсионным, масляным или полумасляным. Обучаясь живописи, пробуйте грунтовать холст разными видами грунта. Главное – чтобы загрунтованный холст был белым, без пятен и полос. Основой для масляной живописи служит заранее сделанный эскиз карандашом. Масляные краски наносятся на холст с помощью кистей различной толщины, при этом обязательно пользуйтесь палитрой. Обычно картина маслом пишется довольно долго, каждый слой мазков наносится художником постепенно и понемногу. Поэтому не торопитесь, дайте художественному замыслу воплотиться на холсте в полной мере.

Видео по теме

Масляными красками пишут не на бумаге, как в случае с акварелью, а на специальном холсте на подрамнике. Краски тоже специальные масляные. Палитра для них деревянная. Приготовьте и специальные растворители. Много оттенков специальных ненужно, возьмите основные цвета и разложите их следующим образом: тёплые цвета с одной стороны, холодные с другой. Кисти для них тоже специальные – большие из натуральной щетины.

Инструкция

Попробуем . Начните с самых главных цветовых отношений. Выделите самые основные цвета. Пишите широкими мазками. Смотрите, какие цвета, с чем сочетаются. В не рекомендуют тщательно прорисовывать фрагменты рисунка. Все должно делаться параллельно и фон и предметы. Сначала полностью прорисуйте основные цвета. Тогда получится цельная картина.
Обратите внимание на сочетание цвета и тени. Например, серая драпировка в тени будет почти синяя, а на свету – серебристая.
Прелесть масляной живописи в том, что мазки можно накладывать друг на друга, не дожидаясь, пока они высохнут. Смешивать много цветов не рекомендуется. Используйте 2-3 цвета. Важно, чтобы все детали натюрморта сочетались друг с другом. Чтобы один предмет не выделялся аляповатым пятном.
Когда рисуете, не старайтесь добиться фотографической точности. Ведь ваша задача – передать свое ощущение, свою точку зрение, свое видение этого натюрморта.

Когда нарисуете основные цвета, приступайте к проработке деталей. Не забывайте о рефлексах. То есть об отражении предметов друг в друге. Не забывайте сразу прокладывать тени, свет и блики. Но тени никогда не делайте чёрной краской. Смешивайте разные цвета для получения темного. Найдите цветовые акценты, чтобы не было все одинаково, все остальные вещи должны быть подчинены доминанте.

Обратите внимание

Сохнут масляные краски очень долго. Когда они высохнут, натюрморт будет готов.

Акриловые краски прочно заняли лидирующее место среди художественных средств, используемых в рукоделии и прикладном искусстве, благодаря своей яркости, водостойкости, быстрому высыханию и простоте нанесения. Акриловыми красками можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани, на дереве, на пластике, на стекле, на керамике, и на многих других поверхностях. Это делает акрил универсальным художественным материалом, и вы скоро убедитесь, что управляться с этим материалом очень легко.

Инструкция

Приобретая акрил, проследите, чтобы все цвета принадлежали одному производителю – это упростит смешивание при рисовании. В отличие от гуаши, акрил не пачкается в сухом виде и не трескается, и не требует воды для разбавления. Вместо воды лучше всего использовать специальный акриловый разбавитель.

Не используйте кисти из щетины, подходящие для масляных красок – приобретайте качественные синтетические кисти разного диаметра и сечения. При этом не забывайте обязательно промывать в воде кисти сразу после того, как нужные мазки будут сделаны – акрил сохнет очень быстро, и если краска засохнет на кисти, отмыть ее уже не удастся.

В зависимости от того, что именно вы собираетесь расписывать, приобретайте в художественном магазине соответствующие краски – для росписи керамики, дерева, стекла или для обычной живописи по грунтованному холсту или бумаге.

Акриловые краски прекрасно подходят для росписи по ткани. В этом отношении они подразделяются на простой акрил для ткани и на краски для батика – они подходят для более легких и воздушных тканей (шелка или ), и имеют жидкую структуру.

Нанося краску, делайте легкие и тонкие мазки, нанося их через короткие промежутки времени друг на друга, чтобы слои краски успели высыхать. Это закрепит рисунок лучше, чем, если бы вы наносили краску толстым слоем.

Если вы решились расписать футболку – вам потребуется однотонная футболка, желательно из натуральной ткани, а также эскиз будущего рисунка и краски соответствующих цветов.

Также вы можете использовать акриловые контуры, которые продаются в тюбиках и закрепляют края краски, а также служат эстетическим украшением и дополнением рисунка.

Рисуйте в просторном помещении с возможностью проветривания. Растяните футболку на раме, вставленной внутрь, и застелите изнутри раму бумагой или тканью, чтобы краска не проникла на противоположную сторону футболки.

Рисовать вы можете как кистью, так и с использованием трафарета и аэрозольных акриловых красок. В последнем случае обратите особенное внимание на защиту органов дыхания.

Если же вы рисуете кистью, для начала наметьте на ткани контуры рисунка карандашом, сверяясь с эскизом. Затем начинайте обводить их акриловыми контурами и заполнять каждый элемент рисунка нужным цветом.

Детализируйте рисунок, доработайте его, а когда закончите – оставьте на пару часов подсушиться. Когда рисунок высохнет, прогладьте его горячим утюгом через несколько слоев бумаги.

Связанная статья

Источники:

  • акрил рисунки

Рисовать масляными красками непросто. Для этого нужно подготовить холст, кисти, подручные средства. Краска наносится разными мазками в зависимости от формы рисуемых предметов и светотени на них.

Вам понадобится

  • Льняной/ хлопковый холст, картон, дерево или другое полотно с акриловым грунтом; кисточки из натуральной свиной щетины для основной работы и соболиные кисточки для прорисовки деталей; губки; тряпки; палитра для смешивания красок; растворитель/льняное масло для разбавления краски и мытья кисти; лак для защитного покрытия готовой работы

Инструкция

Шаровидные и тороидальные предметы рисуйте серповидными и скрученными мазками кисти, конусоидальные - треугольными мазками, цилиндрические - параллельными мазками. Плоские поверхности выводите также параллельными мазками кисти.

Для плавных цветовых переходов используйте плоские кисти. В этом случае краски смешивайте на палитре и наносите в предполагаемое место градации. Кисть двигайте по направлению вперед-назад-вперед в перекрестной манере. На заключительном этапе оформления цветового перехода применяйте параллельные мазки. Работайте чистой кистью от более темного цвета к среднему тону, после чего снова чистой кистью от более светлого цвета к среднему оттенку.

Прозрачные глазирующие слои масляной краски, затеняющие рисунок, кладите на высохший слой. Чтобы их получить, используйте для разбавления краски специальную жидкость, а смесь наносите колонковой кисточкой в горизонтальном положении. Если хотите, изменить цвет рисунка, при глазировании делайте направление штрихов аналогично тем, что имеются на основном слое.

Полупрозрачные лессирующие слои также наносите колонковой кисточкой в горизонтальном положении. Краску разводите в соотношении 1/3 дамарского лака, 1/3 скипидара и 1/3 льняного масла.

Обратите внимание

Карандаш для набросков рисунка применяйте с осторожностью, так как его острый кончик может повредить грунтовку холста.

Полезный совет

Смешивайте краски на палитре осторожно и постепенно. Для получения более светлых тонов используйте белый цвет либо лессировку.

Источники:

  • Технология масляной живописи

Долго время считалось, что масляная живопись была изобретена в XV веке. Во всяком случае, именно тогда она получила широкое распространение по всей Европе. Однако искусствоведы нашли следы употребления масляных красок еще в XII веке. В эпоху Возрождения художникам самим приходилось изготовлять краски, грунтовки, лаки, растворители и изобретать новые приемы живописи. Сегодня же любой желающий может испытать себя в этом виде искусства – краски и все необходимые материалы продаются в художественных магазинах.

Вам понадобится

  • Вам понадобятся масляные краски, кисти, палитра, растворитель, холст, лак, грунты, мольберт, мастихин. Оборудуйте хорошо освещенное рабочее место.

Инструкция

Выдавите масляные краски на палитру, оставьте место, на котором будете их смешавать. Не выдавливайте тюбик целиком, краска быстро засыхает, так что лучше по мере необходимости добавлять их. Краски удобнее всего смешивать небольшой лопаточкой – мастихином (она также пригодится вам, когда после работы вы будете очищать палитру от засохшей массы).

Чистите кисти каждый раз при смене цветов. Сначала их надо протирать тряпочкой, а затем ополаскивать в растворителе. После окончания работы обязательно промойте не только кисти, но и палитру.

После окончания работы над картиной, ее необходимо покрыть лаком. Это закрепит красочный слой, а также разровняет ее поверхность. Кроме того, лак защищает картину от воздействий окружающей среды, не позволяет краске трескаться и темнеть.

Видео по теме

Источники:

  • Материалы, используемые в масляной живописи

Масляная живопись – одна из наиболее распространенных техник для рисования картин. Масляные краски обеспечивают картине долговечность. Цвета со временем не портятся, а сама техника предоставляет широкие возможности и в то же время не является слишком сложной, что позволяет быстро ей обучиться.

Вам понадобится

  • Мольберт, кисти, краски, растворитель, палитра, лаки, мастихин, тряпочки, грунтованные поверхности: холст на подрамнике, картон или холст на картоне

Инструкция

Для рисования вам понадобится натянутый на подрамник холст или иная поверхность, пригодная . Также используются картон или холст, наклеенный на картон. Все поверхности должны быть загрунтованы. Если вы только начинаете рисовать , то лучше купить готовые загрунтованные холсты в магазине.

Кисти – как правило, начинающие художники приобретают кисти из жесткой щетины, но также пригодятся и мягкие кисти. Можно рисовать практически чем угодно, главное - не стоит делать это пальцами, так как краски и вещества, входящие в их состав очень токсичны. Они могут проникнуть через кожу в организм и вызвать отравление.

Перед тем, как начать писать маслом, смешайте краски до нужного оттенка на палитре. В этом поможет мастихин. Чтобы очистить кисть от краски, используйте растворитель и тряпочки. Лучше всего получать оттенок, смешивая не больше трех красок. Традиционный материал для палитры – дерево, но стекло также отлично подходит так как оно не впитывает краски и не реагирует с ними.

В качестве растворителя часто используют скипидар, но он достаточно токсичный. Сегодня существуют менее токсичные растворители с более приятными запахами, ими пользоваться приятнее.

После того как вы закончите писать, кисти нужно сполоснуть в растворителе, а затем вымыть в теплой воде, используя мыло или шампунь. Кисти рекомендуется не складывать в коробки, а держать в стаканчике, чтобы они могли высохнуть. Лучше всего установить в емкость с растворителем для мыться кистей дополнительное дно с дырочками. Так фрагменты краски будут оседать на дне, не мешая споласкивать кисти, а срок службы растворителя можно существенно продлить.

Процесс живописи индивидуален. Каждый использует свои приемы и хитрости. Конечно, навыки рисунка пригодятся любому, кто решил заняться масляной живописью. Обычно перед тем как начать основной рисунок, на холст наносят подмалевок. Это контуры, которые пишут очень сильно разбавленной краской. Они практически незаметны. Затем уже начинается само рисование. Масляные краски наносят слоями, со временем все больше прорабатывая детали.

Полезный совет

Когда картина готова и высохла, ее покрывают лаком. Обычно выжидают примерно год, чтобы краски полностью высохли. Лаковое покрытие позволяет защитить краски на картине от осыпания и взаимодействия с воздухом. Так картины хранятся гораздо дольше.

Источники:

  • картины рисованные

Картины, написанные масляными красками, являются наиболее красочными и выразительными, особенно по сравнению с рисунками, сделанными карандашом. Они могут стать украшением любого интерьера. Однако научиться рисовать по такой технике достаточно трудно и затратно, ведь стоимость всех необходимых материалов может оказаться немалой.

Инструкция

Если средства позволяют, приобретите холст, краски (именно они составляют наибольшую часть всех затрат), кисти, клей и грунт. Обо всем по порядку. Тщательно выбирайте холст, ведь именно от него будет зависеть, как ляжет краска, а также какая фактура будет у рисунка. Хорошую прорисовку мазков сможет обеспечить холст, изготовленный из пеньки или льна.

Имейте в виду, что сразу приступить к выполнению рисунка вы не сможете. Дело в том, что сначала необходимо проклеить приобретенный холст. Это защитит его от от проникновения краски на изнаночную сторону. Данная процедура проводится при помощи обычного столярного клея. После этого обязательно поместите холст в проветриваемое помещение, чтобы просушить его. Не забудьте проверить, трескается ли клеевой сгиб после просушивания или нет. Если нет, то это значит, что вы можете приступать к следующему шагу.

Теперь займитесь грунтовкой. Этот пункт необходим, поскольку без грунта нельзя писать картину маслом. Отнеситесь к данному этапу подготовки холста с особым вниманием. Если вы нанесете грунт неаккуратно и неровно, или сам материал окажется плохим, то ваша картина окажется невзрачной и тусклой, на ней могут появиться пятна.

Возьмите краски, кисти и можете приступить к написанию картины. При этом не торопитесь, наносите мазки бережно и аккуратно: небрежность в этом деле не приветствуется. На холсте также не должны образовываться подтеки. поскольку это в принципе невозможно, ведь масляные краски по своей текстуре достаточно густые, они не текут. Как только вы нарисуете то, что пожелаете, дайте картине высохнуть.

Видео по теме

Обратите внимание

Не забудьте выбрать хороший и качественный подрамник. Он поможет вам обеспечить прочное натяжение холста. Между прочим, именно это условие является основным для удачного написания картины маслом. Избегание данного пункта может оказаться чревато трещинами на холсте, что явно не украсит ваш рисунок.

Совет 9: Раскрашивание по номерам: с чего начать и как выбрать набор

Помните, как в детстве мы все хотели стать великими художниками? Но пошло время, мы повзрослели и поняли, что талант, о котором нам так упорно твердили родители, в нас напрочь отсутствует. А как же хочется нарисовать картину своими руками! Только так, чтобы потом не пришлось всем объяснять. что за существо изображено на ней и с какой стороны на неё лучше смотреть. На помощь придут специальные номера для раскрашивания по номерам.

Обычно в такой набор входят: основа, краски или карандаши, кисточки и инструкция. Иногда производитель добавляет палитру для смешивания красок. Основа бывает двух видов:

  • картон;
  • холст, на который нанесен контурный рисунок с числами внутри.

Карандаши могут быть простыми или цветными, а вот краски бывают акриловые, масляные и акварель. Если вы новичок в рисовании, тогда стоит выбрать акриловые краски. Они полностью перекрывают друг друга и дают возможность исправлять допущенные ошибки или неточности, но стоит помнить, что краски очень быстро сохнут. Кисть в комплекте может быть одна, но чаще их несколько, чтобы была возможность выбора наиболее удобной по толщине. В инструкции даются указания о том, как раскрасить картину, указаны цвета, которые есть в наборе, а также повторяется контурный рисунок с числами.

Наборы с основой из картона дешевле и проще в рисовании, так как границы цветов и номера очень хорошо видны, а краска ложится ровно и хорошо впитывается. Картины получаются очень яркие, а чтобы добавить насыщенности на определенные участки достаточно закрасить их несколько раз. Для готовых работ легко можно использовать рамки для фото.

Наборы с основой из холста немного сложнее в рисовании, поскольку холст - это ткань, поэтому и краска не так равномерно ложится и впитывается, как на картонную основу. Зато если нанести несколько слоев краски картина выглядит очень объемно и ярко. Хост может быть смотан в рулон, либо закреплен на подрамнике.

Подрамник - это деревянная основа для натяжки холста. За счет подрамника толщина картины увеличивается, поэтому подобрать рамку намного сложнее. Скорее всего вам придется делать раму на заказ, что значительно увеличивает расходы на оформление готовой работы. Однако здесь есть своя хитрость: если вам не принципиально дорогое оформление и рисуете для себя, тогда достаточно закрасить картину с торцов подрамника и можно вешать на стену, так как картины выглядит завершенной и никаких рамок не требуется.

Когда вы определились, с чего хотите начать (с картона или холста), нужно выбрать производителя. Все они отличаются по сложности, яркости красок, стране изготовления и цене. Рассмотрим самые популярные из них.

1. Наборы, в которых основа-картон:

Schipper пользуется большой популярностью у любителей раскрашивания по номерам. Изготовитель - Германия. В наборах используются акриловые краски, которые находятся в специальных маленьких контейнерах и герметично закрываются, поэтому могут очень долго храниться. Отлично подойдет для начинающих, поскольку все цвета уже смешаны и готовы для рисования. Все составляющие набора очень хорошего качества, поэтому для некоторых цена может показаться высокой. Огромный выбор картин на любой вкус.

Dimensionsпроизводит не только раскраски по номерам, но еще наборы для вышивания крестом и алмазную вышивку. Изготовитель - США. Все краски хорошего качества, на картон ложатся равномерно. Этот набор подойдет для более опытных художников, так как при рисовании придется смешивать цвета по инструкции. Здесь есть огромный простор для творчества. Можно менять оттенки на свой вкус и настроение. Готовая картина обычно немного отличается от той, которая изображена на коробке, поэтому не стоит огорчаться, если вдруг некоторые участки у вас выглядят не так как вам бы хотелось. Огромный выбор картин на всевозможные тематики. Цена немного ниже, чем у производителя Schipper.

Ravensburger может предложить не такой большой выбор тем для рисования и половина из них - это детские картинки. Изготовитель -Чехия. Ravensburger, как и Schipper, хорошо подойдет новичку, так как не нужно смешивать краски. Цена ниже, чем у предыдущих производителей.

PLAID меньше пользуется популярностью среди любителей рисовать: относительно небольшой выбор тем для рисования, высокая цена. Хотя стоит отметить, что готовая работа соответствует заявленной на упаковке. Краски не требуется смешивать. Изготовитель- США.

«Белоснежка» имеет довольно большой ассортимент тем для раскрашивания и небольшую цену. Изготовитель - Россия. Краски не требуют смешивания, поэтому идеально подойдет новичкам.

KSG выпускает наборы двух видов: рисование без смешивания красок и рисование, где требуется смешивание красок. Будьте внимательны в выборе, тщательно изучайте упаковку, где указано какой это набор. Изготовитель- Великобритания. В наборе используются кисточки из натуральных материалов, поэтому они немного лезут. Цена сопоставима с самыми популярными производителями. Небольшой выбор тем для рисования.

2. Наборы, в которых основа-холст:

Menglei – один из самых популярных производителей наборов для раскрашивания на холсте. Большой плюс, что холст уже натянут на подрамник. Огромный выбор тематик для рисования и диапазон цен. Производитель выпускает наборы различных уровней сложности. Данную информацию можно найти на упаковке или инструкции. Изготовитель - Китай. В наборе идут акриловые краски, которые не требуют смешивания, но иногда чтобы закрасить номера потребуется их нанести 2-3 раза. Отличный вариант для начинающих художников, которые только пробуют рисовать на холсте.

Hobbart - компания, которая хорошо себя зарекомендовала, но цены на наборы выше, чем у других производителей. В большинстве наборов холст уже натянут на подрамник, но есть и наборы без подрамника. Будьте внимательны при выборе. Изготовитель - Китай. В наборе используются акриловые краски, которые находятся в герметичных тюбиках. Благодаря этому краски остаются свежими гораздо дольше. Широкий выбор сюжетов на любую тему. Смешивание красок не требуется.

Paintboy Original – еще одна популярная компания по производству раскрасок по номерам. Изготовитель - Китай. Довольно хорошее качество продукции и невысокие цены. Огромный выбор сюжетов для творчества. Холст в наборе идет с подрамником, используются акриловые краски, которые не требуется смешивать. Производитель выпускает наборы различных уровней сложности. Будьте внимательны при выборе. В отличии от Paintboy в улучшенной версии Paintboy Original в наборе есть 2 баночки с закрепителем цвета.

Color-KIT может предложить небольшой выбор сюжетов для рисования, хорошее качество товара и небольшую цену. Изготовитель - Китай. В состав входит холст натянутый на подрамник и акриловые краски, которые не требуют смешивания. Кисточки не очень удобные для рисования, поэтому придется приобрести набор отдельно. Производитель выпускает наборы разных уровней сложности.

«Белоснежка» - эту компанию мы рассматривали в наборах, где основой являлся картон. Изготовитель - Россия. В наборах холст натянут на подрамник, используются акриловые краски не требующие смешивания. Выбор сюжетом с холстом очень большой, но немного неинтересный. Цена немного выше, чем у китайских производителей.

«Мосфа» - еще один российский производитель раскрасок по номерам. В наборе хост с подрамником и акриловые краски, которые упакованы в специальные вакуумные пакеты для предохранения от засыхания. Смешивание красок не требуется, поэтому отлично подойдет для начинающих. На холсте цифры того же цвета, что и наносимая краска. Неплохой выбор сюжетов, хотя и меньше, чем у китайских производителей.

Royal & Langnickel - не самый популярный производитель, поскольку наборы подходят для опытных художников. Применяется техника смешивания красок двух-трех видов, поэтому новичкам очень тяжело добиться желаемого оттенка. Зато создается широкое поле для творчества и воображения для тех, кто не любит ограничивать себя рамками подобранных красок. Холст уже натянут на подрамник, акриловые краски в тюбиках для предотвращения высыхания. Производитель не может похвастаться большим выбором сюжетов и цены выше, чем у китайских производителей. Еще один минус- отсутствие инструкции на русском языке.

В последние годы набирает популярность такое хобби, как раскрашивание по номерам. Это занятие подходит для творческих людей, у которых ограниченное количество свободного времени. В каждом занятии есть свои хитрости, которые помогут получить максимально высокий результат, и раскрашивание по номерам не станет исключением.

Вот несколько советов, которые вам помогут:

Совет №1 . Всегда начинайте раскрашивать с самых светлых цветов (белый, розовый, голубой, бежевый, желтый и т.д.) , поскольку если вы ошибетесь, то темный цвет лучше перекроет помарку. Затем переходим к ярким оттенкам - зеленый, синий, красный и т. п. Заканчиваем самыми темными цветами - черный, фиолетовый.

Совет №2. Лучше всего раскрашивать от самых больших участков к маленьким. Это снизит количество ляпов и позволит гораздо лучше прорисовать мелкие детали и расставить акценты.

Совет №3 . Не пытайтесь закрасить участки сразу по всему полю- рискуете размазать еще не высохшие краски. Гораздо удобнее двигаться либо сверху вниз, либо от центра к краям.

Совет №4 . Четкие границы между цветами не всегда смотрятся натурально и иногда придают картине неестественный вид. В этом случае их стоит немного размыть, тогда появляется выразительность и глубина.

Совет №5. Используйте несколько кистей для рисования. Лучше всего отдельно купить хороший набор, который вы будете использовать несколько раз.

Совет №6. На готовой работе проверьте видны ли номера, при необходимости нанести еще один слой краски. Особое внимание стоит уделить светлым оттенкам.

Картон

1. Новички отдают предпочтение картонной основе, ведь на ней значительно легче рисовать, чем на холсте.

2. Из-за своей гладкой поверхности краски на картоне не впитываются и ложатся ровно.

3. Границы и номера видны четко, поэтому не требуется прилагать много усилий и внимания, чтобы их рассмотреть.

4. Цвета получаются очень яркие, но чтобы добиться объема - потребуется нанести дополнительные слои.

5. В наборах с картонной основой часть краски остается, что дает возможность дорисовать мелкие детали и докрасить номера, если они видны через первый слой краски..

6. Рамку на картонную основу подобрать проще, чем на холст.

Холст

1. Холст предпочитают опытные рисовальщики, так как с ним сложнее работать.

2. Из-за фактурной поверхности холста краска сильно впитывается и ложится немного неровно, поэтому требуется больше усилий, чтобы прокрасить участки. Часто после покраски остаются белые точки, которые приходится красить еще раз.

3. Границы и номера на холсте печатаются очень бледно для того, чтобы они не были видны под слоем краски. Однако при рисовании это создает большие проблемы. Хорошо помогает ориентироваться контрольный лист, с которым вам придется постоянно сверяться, чтобы не наделать ляпов.

4. Краска после нанесения на холст впитывается и создает эффект объема, поэтому картина выглядит намного естественней и реалистичней, чем на картоне.

5. Часто возникает ситуация, когда не хватает краски, поэтому докрашивать участки приходится другим цветом.

6. Холст обычно закрепляют на подрамнике, что значительно увеличивает толщину готовой работы. Чтобы подобрать рамку, придется обращаться в мастерскую и делать ее на заказ. Однако здесь есть своя хитрость: если не хотите тратиться на раму, то нужно прокрасить боковые стороны подрамника. Тогда у вас получится законченная работа.

Картон и холст являются основой для замечательных рисунков, а с чем из них работать - выбирать только вам.

Видео по теме

Техника - это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту". (П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания.)

Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи.., он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади". (Роден).

Наряду с подобными высказываниями мастеров о значении технического умения, развитого до виртуозности, вы встретите предостережения не увлекаться техническими приемами как самоцелью, а тем более не заимствовать их слепо у полюбившихся мастеров.

Кто идет за другими, никогда их не обгонит, и кто сам не умеет работать как следует, никогда не сумеет как следует воспользоваться чужими произведениями", - так категорично утверждал Микеланджело. (А. Сидоров. Рисунки старых мастеров.)

Известный советский художник и педагог И. П. Крымов как бы продолжал эту мысль, говоря: "Многие у нас стараются подражать большим мастерам. Подражают они их манере, а манера - дело последнее. Часто подражают Константину Коровину, но пишут фальшиво... Лучше бы его подражатели старались повторить его путь. Идя этим путем, они, может быть, начали писать не по-коровински, а по-своему". (П.П. Крымов - художник и педагог).

Вдумайтесь в эти мудрые высказывания и не ищите рецептов смешения красок и обязательных способов наложения мазков.

Начинающим важнее знать, что нельзя писать этюд по частям, а надо раскрывать его широко, целостно. Нельзя отделывать какой-то кусок живописи, оставляя кругом пестрый холст или приблизительно намеченные оттенки.

Б.В. Иогансон рекомендует начинающим писать сразу по всему холсту мазками, которые раскладывают и соотносят по цвету, как подбирают цветные камешки мозаики. При этом надо поддерживать одинаковую степень проработанности всех частей изображения, вести работу "от общего к частному".

Если не закончили работу за один сеанс, то последующую прописку делайте по просохшему красочному слою. Иначе появятся пожухлости и почернение цвета.

Но в тех случаях, когда между сеансами не прошло более 2-3 дней, можно растворить образовавшуюся пленку краски, протирая этюд разрезанной долькой чеснока или луковицей. После этого можно продолжать работу "по-сырому", не боясь пожухания.

Другие способы масляной живописи - технику подмалевка, корпусной лепки форм, лессировок изучите по мере накопления опыта. Надо идти "от простого к сложному".

Технология масляной живописи

Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны.

Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в слое краски. Укрывистые непрозрачны и пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины все равно не получается. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют -- если смешать достаточно разные цвета. Старые мастера как правило предпочитали прозрачные краски, а на палитрах импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.

Лучшие краски содержат всего один пигмент в максимальной концентрации. Но иногда, чтобы заменить токсичный, неустойчивый или дорогой пигмент, краску смешивают из нескольких пигментов. Часто такие краски смешиваются для того, чтобы придать красочному слою прозрачность там, где оригинал укрывист. Хотя большинство красок, полученных подобным способом, уступают оригиналу в чистоте и яркости, случается, что грамотно подобранная смесь ярче и чище оригинала. Единственное -- в таких красках ни в коем случае не должно быть белил, так как краска будет абсолютно непригодна для темных глубоких смесей.

Для производства масляных красок наиболее популярно льняное масло. Лучшим маслом считается масло холодной выжимки. Качественное льняное масло имеет золотистый цвет и не имеет запаха. Для белой и холодных красок часто используется маковое масло, так как оно почти бесцветно, но основанные на нём краски дольше сохнут и могут потрескаться.

На свету и в присутствии воздуха масло «окисляется» и затвердевает, образуя прозрачную водоустойчивую пленку, удерживающую пигменты. Этот процесс не прекращается в течение 2-3 лет, за которые картина сначала существенно прибавляет в весе, а затем снова его теряет, но «подсохнуть» масло успевает за 4-12 дней. Полностью сухое масло очень хрупко и легко трескается при малейшем изгибе.

Помимо соблюдения технологии масляной живописи требуется правильное хранение работы. Пример высыхания и изменения красок, осыпи красочного слоя в масляной живописи на картине Горелова Ю.Г. "Художник за работой". Результат неправильного температурного режима хранения картины

Льняное масло желтеет без света. Поэтому картина, долго пролежавшая в шкафу, обязательно пожелтеет. Если выставить пожелтевшую картину на пару недель на солнце, она вернет свой изначальный цвет. Рафинированное льняное масло устойчивее к пожелтению, но более хрупко. Некоторые пигменты боятся солнца поэтому картину не следует держать на ярком свету слишком долго.

Чаще всего масляными красками рисуют на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели. Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определенную фактуру и цвет.

Наиболее популярными являются акриловые грунты как наиболее простые в применении и легкодоступные. Акриловый грунт наносится в 4-5 тонких слоев на растянутый холст или другую поверхность и полностью высыхает в течение одного дня. Акриловый грунт легко окрашивается в любой цвет с помощью добавления к нему акриловых красок или сухих пигментов. Чтобы воспрепятствовать впитыванию масла в грунт, его покрывают тонким слоем льняного масла или специально предназначенным для этого клеем. От качества грунта напрямую зависят яркость красок и долговечность работы. При использовании прозрачных и полупрозрачных красок цвет грунта может определять общий колорит картины, а также, до некоторой степени, может облегчать и ускорять работу над ней (см. Имприматура). Старые мастера умели пользоваться этим.

Для письма масляными красками наиболее популярны кисточки из свиной щетины, использующиеся для грубой работы, и красный соболь для тонких деталей. Но рисовать можно не только кисточками. Например, можно рисовать мастихином, губкой или тряпкой -- всем, кроме пальцев, так как многие пигменты токсичны и легко проникают сквозь кожу. Синтетические кисточки для рисования маслом практически не пригодны, они легко портятся под воздействием лаков и растворителей и удерживают мало краски. Хорошая синтетика, близкая по качеству к натуральному волосу, зачастую намного его дороже. Важно отметить, что для живописи качество кисточек важнее качества красок (субъективное мнение).

Краски смешивают на палитре кистью или мастихином (специальный «нож» или «мастерок»). Мастихины делают из нержавеющего металла или пластика. Металлические мастихины более надежны и удобны, но могут изменить цвет некоторых пигментов или послужить катализатором для реакции некоторых пигментов в краске. В случае подобного риска обычно используют пластиковый мастихин. Чтобы избежать химических реакций пигментов и сохранить яркость красок, не следует смешивать более трёх пигментов сразу -- к оттенку надо идти кратчайшим путем.

Палитрой может служить деревянная дощечка, вощeная бумага, керамическая плитка или кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как оно не впитывает масло, не реагирует с пигментами, легко очищается скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт, что существенно облегчает подбор и смешивание цветов. Так же часто используются палитры из матового и белого пластика, оргстекла.

Чтобы разбавить краску или сполоснуть кисточку, используют терпентин или любой другой растворитель -- достаточно чистый, чтобы полностью испариться, не оставляя жирных пятен или других загрязнителей, способных испортить краску. Сильно разбавлять краску нельзя, так как она может не прилипнуть к предыдущему слою, если в ней не содержится достаточно масла. Минеральные растворители могут способствовать выцветанию краски. В верхних слоях картины для разжижения краски лучше использовать небольшое количество льняного масла.

Растворитель для мытья кисточки не выливают, а держат в специальной баночке с двойным дном -- второе дно с отверстиями. Пигменты постепенно оседают на дно сквозь отверстия, и растворитель можно использовать снова, не боясь побеспокоить осевшую на дно грязь. Кисточку перед мытьем тщательно вытирают тряпкой. После мытья растворителем кисточки моют теплой водой с шампунем и тщательно вытирают, перед тем как убрать. Хранить кисточки следует ставя вертикально в стакане, головой вверх, чтобы они быстрее высыхали и не теряли форму.

Для придания масляным краскам блеска к ним подмешивают специальные лаки и смолы, например даммарную смолу, растворённую во французском терпентине с добавлением сгущенного на солнце льняного масла. Краски могут потрескаться от избытка лака, поэтому лаков и смол не рекомендуется добавлять более десяти процентов от объема краски.

В современные краски так же часто добавляют вещества ускоряющие высыхание, так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью высохнет.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов и в то же время существенно легче остальных.

Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков -- кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности.

Техника живописи

Происхождение масляной живописи

Происхождение масляной живописи более позднее, чем фрески и темперы. Еще и теперь не замолкли споры, когда появилась масляная живопись в настоящем смысле слова. Вазари называет изобретателем масляной живописи нидерландского живописца Яна ван Эйка -- мастера первой половины XV века. Однако ряд ученых указывает, что масляные краски и лаки были известны раньше и в Европе, и в Азии (в Китае). В средние века для раскраски статуй пользовались масляными красками. Однако эти возражения не умаляют исторического значения Яна ван Эйка. Точно мы не знаем сущности его нововведения: может быть, он употреблял льняное или ореховое масло, прибегая к соединению масла и темперы в прозрачных лессировках -- во всяком случае, именно только с ван Эйка масляная живопись становится самостоятельным методом, стилистической основой нового живописного мировосприятия. Характерно, что итальянские живописцы в течение всего XV века независимо от ван Эйка экспериментируют с маслами и лаками, но настоящее развитие масляная живопись получает в Италии только в конце XV века, когда Антонелло да Мессина привозит в Венецию рецепты нидерландского живописца. Полный перелом происходит в североитальянской живописи в творчестве Джованни Беллини, который использует уроки Антонелло и в сочетании масляных красок с темперой находит стимул для своего глубокого, горячего, насыщенного колорита. А в следующем поколении венецианских живописцев, в мастерских Джорджоне и Тициана, происходит окончательное освобождение масляной живописи от всяких традиций темперы и фрески, открывающее полный простор для колористической фантазии живописцев.

Еще один перелом -- историческая цезура проходит где-то во второй половине XIX века -- живопись старых мастеров отделяется от новейшей. Это радикальнейшее отличие -- техника старых мастеров и техника новейшей живописи, как будто принадлежит двум совершенно различным видам искусства. Вспомним о двух видах света, которые отражает поверхность картины. Чем глубже под поверхностью картины находится слой, отражающий свет, тем более красочная структура картины насыщена цветом, краски полны внутреннего горения и сверкания. Достигалось это у старых мастеров наслоением нескольких прозрачных слоев. Уже в XVIII веке живописцы стремятся к более непосредственному и динамическому методу, находя в индивидуальном мазке, в более свободной и густой живописи, в отказе от прозрачных лессировок выражение своей новой стилистической концепции. Исходя из различного понимания фактуры картины, контраст старого и нового методов можно было бы формулировать следующий образом. В основе техники старых мастеров мы находим в большинстве случаев трехслойную последовательность. Этой технической последовательности соответствовал внутренний процесс творчества живописца - сначала рисунок, потом светотень, потом цвет. Иначе говоря, концепция старых мастеров переживала последовательны" стадии развития, от композиции к форме и колориту. Принципы новейшей живописи иные: они влекут художника как бы смешать, слить воедино, одновременно разрешить эти технические и стилистические проблемы и процессы. Начиная примерно с импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны, срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, лепка" и композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время. Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично, момент окончания работы является несколько-условным: в любом месте холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на подобные же, но ниже лежащие. Наиболее ярким и последовательным представителем этой системы является Сезанн. В письмах и записанных беседах он неоднократно формулировал этот смешанный или, правильнее, нерасчлененный метод живописи. В любой момент работа над картиной может быть прервана, но произведение не потеряет эстетической полноценности. В любой момент картина готова. Сохранились самые разнообразные работы Сезанна, начиная от первых подмалевок и беглых этюдов и кончая полотнами, над которыми художник работал очень долго. Но именно слоев, стадий нет в живописи Сезанна, нет последовательного вырастания одной стилистической проблемы из другой. От начала до конца, от первых до последних мазков это одновременно рисунок, форма, цвет. Полной противоположностью является процесс работы (и фактура) старых мастеров. Разумеется, в пределах классического метода возможны самые различные варианты, но по своему существу этот метод основан на последовательности трех слоев. Первый слой, первая стадия -- это детализированный рисунок кистью на грунте. Здесь живописец устанавливает главные элементы изображения, определяет композицию, основные акценты света и тени. Этот рисунок, наносится маслом или темперой, очень тонким прозрачным слоем (так что грунт просвечивает) и имеет обычно монохромный характер -- черный, коричневый, кирпично-красный, иногда два тона, например синий и коричневый ("Святой Иероним" Леонардо да Винчи). Затем следует основной слой, или подмалевок, который выполняется кроющими, корпусными красками. В этом слое выделены обычно освещенные части изображенных предметов, вообще все светлые места в картине. Задача этого слоя -- дать лепку формы. Подмалевок часто выполняется белилами, обычно подцвеченными (умброй, охрой, киноварью), но в более холодных тонах, чем законченная картина. В этом слое, который потом просвечивает сквозь последний, третий слой, особенно ярко сказывается характер мазка, индивидуальный почерк художника. Некоторые живописцы с особенно динамическим темпераментом, например Франс Гальс, вообще довольствовались только двумя слоями. Последний слой выполнялся прозрачными лессировками. Он делал ниже лежащие краски более темными и теплыми. Главная задача третьего слоя -- насытить колорит картины цветом, дать красочное богатство ниже находящимся монохромным слоям. Если лессировки ложатся не на совсем высохший подмалевок, то бывает, что белила подмалевка примешиваются к верхнему стекловидному слою и его баламутят. Это может быть сознательным приемом, связанным с удивительной свободой и живописностью, у наиболее выдающихся мастеров колорита -- Тициана, Рембрандта, Тьеполо. В общем, можно утверждать, что в архаическую пору масляной живописи блестящие достижения характерны для верхнего прозрачного слоя картины, тогда как с середины XVI века, особенно же в XVII--XVIII веках, главное внимание сосредоточивалось на подмалевке, в свободных штрихах которого художник как бы воплощал свой творческий процесс. техника кладки красок неотделима, с одной стороны, от проблем фактуры (обработка поверхности картины), а с другой -- от концепции колорита у того или другого художника в ту или иную эпоху в связи с тем или иным стилем. К основным элементам колоритаё мы теперь и обратимся.

Виппер Борис Робертович. Введение в историческое изучение искусства.

Приветствую вас, дорогие читатели!
В этой статье будем говорить про основы работы масляными красками. Безусловно это самая популярная техника в мире. Величайшие мастера живописи на протяжении веков изучали, улучшали и творили масляными красками.

Кстати, а знаете ли вы, когда появились первые краски на масле? Вероятнее всего вы подумали о 14-15 веке и… ошиблись. Так думают многие. Но вот совсем недавно ученые сделали … Откройте и вы эту новость!

Детализация картины тонким лайнером

Вполне логично, если и вы хотите начать свое творчество именно с масляных красок. И если раньше вы никогда этим не занимались, но очень хотите начать, стоит сначала узнать, что должно быть под рукой у начинающего художника и как начать рисовать масляными красками.

Как создать свой собственный набор художника?

  • Покупаем необходимые краски

Мой главный совет начинающим художникам: покупайте качественные краски сразу , не пытайтесь сэкономить! От дешевых красок польза не велика, зато головной боли будет уйма. Когда вы будете постоянно практиковаться, то сможете оценить качество ваших работ, которые напрямую будут зависеть от качества красок.

Совершенно не обязательно покупать большой набор, так как всегда остаются цвета, которые никогда не используются. Чтобы начать писать масляными красками, достаточно ограничиться несколькими отдельными тюбиками. Для выработки навыка, начинающему художнику рекомендуется иметь такую палитру:


Вообще же, палитра краскок состоит из 3-ех основных (первичных) , из которых путем смешивания получаются все остальные цвета (вторичные и третичные) И когда вы научитесь смешивать их, то поймете, как и из чего получается. Все вокруг нас, состоит только из красного, синего и желтого… Удивительно, не правда ли?

  • Выбираем кисти

Второй важный совет художникам- новичкам: будьте внимательными при покупке кистей! Осмотрите их, чтобы соединение (зажим) между ворсом и ручкой был максимально плотный. Поверьте, мало приятного в том, когда вылезает ворс из кисти и его все время приходиться снимать с влажного холста!

По опыту скажу, что хорошие кисти прослужат вам не один год , если они качественные и вы с ними правильно обращались.

Начинающим рисовать масляными красками я рекомендую начать с плоских и полукруглых плоских кистей. Достаточно приобрести 3-5 размеров.

Качественные кисти зачястую становятся любимыми

Со временем можно добавить в коллекцию ретушные, веерные и линейные кисти. В другой статье- подсказке вы можете подробнее узнать, какие кисти бывают по размеру, форме и

  • Подбираем разбавители и растворители

Чтобы разбавлять (разжижать) масляную краску до нужной консистенции, необходимо специальные жидкие вещества: в основном терпентин или очищенное льняное масло. Также многие художники пользуются «Тройниками» — вспомогательными средствами для разведения краски. На рынке иностранных производителей имеются различные медиумы, которыми пользуюсь и я.

Важные вещи для каждого художника

Не рекомендуется для разбавки использовать растворители в чистом виде (уайт-спирит, скипидар), потому что они ломают структуру масляной краски и «крадут» ее блеск. Но растворитель вам все равно будет нужен для очистки кистей и других инструментов, а также запачканные руки от краски.

  • Покупаем палитру

Невозможно представить работающего художника над картиной, без палитры в руках! Эта полезная вещь выполняет несколько функций: на ней размещают краски, на ней смешивают краски, на нее крепятся масленки (специальные емкости) с разбавителями масляных красок.

Поэтому, чтобы правильно рисовать масляными красками и создавать множество оттенков, рекомендую обзавестись подходящей палитрой. Деревянной или пластиковой, большой или маленькой, квадратной или круглой.… Тут выбор за вами.

  • Готовим холст

В качестве основы для масляной живописи, чаще всего используют холст. К счастью, современный художник может купить готовый грунтованный холст на подрамнике.

Практически в каждом художественном магазине в продаже есть холсты разных размеров и из разных материалов: натуральные (лен, хлопок) и синтетика. Я же советую натуральные материалы, они более плотные и не сильно провисают со временем.

Если у вас есть желание подготовить холст самостоятельно, то для этого нужно подготовить подрамник и очень туго натянуть на нее ткань. Потом необходимо загрунтовать ткань, чтобы получился холст. Провисания холста обычное явление, поэтому после грунтовки нужно перетянуть холст чуть плотнее. Подробнее о том, как сделать холст своими руками

Готовим холст сами

Примечание: самой лучшая основа для холста – лен. Он бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. От зернистости холста зависит мазок на поверхности. О выборе холста

  • Приобретаем мольберт

Конечно, научиться рисовать масляными красками можно и без мольберта, прикрепив холст к любой поверхности. Но все же с мольбертом намного удобнее: он устанавливается под нужным углом на уровне глаз и дает лучший обзор картины.

С мольбертом удобно не только писать, но и находить недочеты в работе, и сразу жеисправлять их. Мольберт- надежная подставка для вашей будущей картины! Они бывают разные по высоте и удобству, а также настольные мини- мольберты для маленьких размеров холстов.

  • Запасаемся вспомогательными аксессуарами

Вы уже подумали, где будут стоять ваши кисти? А где вы их будете мыть? Чем будете оттирать краску с рук и других принадлежностей? Обязательно запаситесь баночками, в которых будете мыть кисти, бумажными салфетками, старыми газетами и несколькими хлопчатобумажными тряпочками.

Эти важные мелочи всегда должны быть у вас под рукой, чтобы вы могли спокойно работать и сосредоточить свое внимание на картине, а не на материалах. Все это будет вам незаменимо в работе, чтобы очистить кисть или мастихин, или, например, снять с холста лишнюю краску и вытереть испачканные руки.

  • Другие важные материалы и принадлежности

Незаменимый инструмент для работы с маслом - мастихин! С его помощью удобно снимать излишек краски с холста и переносить его на палитру. А еще он оставляет восхитительно объемные мазки! В принципе, достаточно одного мастихина.

Но если вы решили научиться хорошо рисовать масляными красками и посвятить этому занятию много времени, лучше приобрести несколько таких инструментов разных форм и размеров.

Этюдник – специальный ящик для транспортировки красок и принадлежностей для живописи. Очень понадобится вам, если вы решите выйти писать маслом на природу или пленэр, как это еще называют (от французского Plain air – на открытом воздухе, на свежем воздухе)

Масленки — маленькие емкости с зажимом, с помощью которых они прикрепляются к палитре. Бывает двух видов: простая и двойная.

Еще один важный элемент - защитный лак. Готовую картину обычно покрывают лаком через 6-8 месяцев после завершения работы. Лак защищает картину от ультрафиолета, влаги и потемнения…. Ну, и еще ряд причин, зачем покрывать картину лаком. Кроме того, лак делает краски насыщеннее и ярче, придавая интенсивности красочному слою. Как покрыть картину лаком можно

Как начать правильно писать масляными красками, когда набор художника собран?

Итак, вы собрали все необходимое, грунтованный холст закрепили. Что же делать дальше? Начинайте писать!

Я знаю, что у многих начинающих художников возникает страх перед белым холстом , что то может пойти не так и все будет испорчено. Не бойтесь, ведь главное, просто начать! А вот как перестать бояться и начать писать картины, .

Можно начать с незамысловатого сюжета, что в голову придет… Например, мозаичный рисунок выбранными яркими красками, который состоит из разных фигур, форм и символов. Ну, как древнеегипетские, помните? А можно взять готовое изображение, и попытаться его скопировать на холст…

Начните рисовать — почувствуйте силу цвета!

Существуют . Самые распространенные их них - многослойная живопись и Алла-прима. В них написано большинство самых знаменитых полотен, хотя есть и множество других техник.

О них вообще и о правилах письма мы будем говорить подробнее в другой статье, сейчас же вам нужно начать, чтобы просто почувствовать краски, кисть и холст.

Кстати, знаете ли вы, что творческие люди обладают Почитайте, может вы от природы творец, просто об этом не догадывались!

Вот еще несколько советов:

  • Обустройте уголок для рисования в квартире. Света должно быть достаточно, чтобы работать днем без дополнительной подсветки. Именно в месте наилучшего естественного освещения ставим мольберт. Если естественного освещения недостаточно, воспользуйтесь дополнительным освещением, чтобы на мольберт хорошо падал свет.
  • Старайтесь наносить масляные краски ровно, добейтесь равномерности на холсте. Если очень хочется нанести второй слой, не торопитесь; иногда нужно дать время для того, чтобы первый слой просох.
  • Смешивайте краски! Экспериментируйте с оттенками. Помните, что белый делает любой цвет светлее, а черный - темнее, с их помощью легко добиться нужного оттенка теней и бликов. Но сильно не увлекайтесь черным и белым, так как белила титановые, например, делают некоторые цвета мутными, а черным цветом вообще редко пользуются в классической живописи. Хоть в продаже у каждого производителя имеется несколько черных оттенков. Альтернатива черному цвету может стать темный индиго… он мягче и нежнее на вид.

« Живопись - самое доступное и удобное из искусств» - Иоганн Гете, немецкий поэт, философ и мыслитель

Этих маленьких хитростей достаточно, чтобы начать рисовать масляными красками. Если вам понравится Арт-процесс и вы захотите вникнуть в него глубже, на более современном уровне, я с удовольствием поделюсь с вами своим опытом

Дополнительные Видео- советы:

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы