Характеристика героя белые ночи настенька. "Белые ночи": характеристика Настеньки и анализ произведения Ф.М

Достоевский в своей сентиментальной повести «Белые ночи» показывает маленькую часть жизни главного героя, именованого Мечтателем, в жизни которого так мало белых ночей. Одинокий молодой человек живет только своими мечтами, в них есть и радость, и любовь - все то, чего не хватает ему в реальной жизни. Из повести мы узнаем, что молодой человек не богат, где-то служит, у него нет друзей. Его образ символичный, просто «Мечтатель». В одно прекрасное мгновенье в его жизни произошел случай, который заставил его понять, что реальность значительно лучше, чем грезы. В одну из своих вечерних мечтательных прогулок он познакомился с молоденькой девушкой 17 лет, премиленькой брюнеточкой, имя которой Настенька. Примечательно то, что Мечтатель поинтересовался ее именем только во вторую ночь знакомства.

Настенька – важная героиня повести. Без нее не было бы счастливых «белых ночей» Мечтателя. Она миленькая, чувственная, ранимая и скромная девушка.

Настенька при первой встречи попросила Мечтателя не влюбляться, она согласна только на дружбу. При дальнейшем общении она рассказала свою историю. Настенька была сиротой, жила со старенькой слепой бабушкой, которая выучила девочку французскому языку, а потом наняла учителя. Обучалась Настя до пятнадцати лет. Однажды она сделала какой-то небольшой проступок, и бабушка пришпилила ее булавкой к своему платью, и сказала, что так она будет сидеть, пока не исправится. Первое время девушка так и сидела пришпиленной возле бабушки. Девушка хотя и обижалась, но говорила, что все-таки немножко любит бабушку.

Жили они вдвоем в маленьком домике с мезонином. Мезонин бабушка сдавала в наем, так как с бабушкиного пенсиона не хватало даже на самое необходимое. И вот год назад к ним в мезонин поселился новый жилец, молодой человек, который в дальнейшем оказался порядочным человеком, и которого Настенька полюбила. Жилец понимал, как живется девушке, жалел ее. Приглашал их с бабушкой в театр на оперу. Год назад он зашел к бабушке и сказал, что ему надо уехать, и ушел к себе. Настенька стала сама не своя, и рушилась на отчаянный шаг. Она собрала в узелок свои вещи, и пошла наверх к нему, чувствуя и любовь и стыд. Он все понял и рассказал ей, что он человек бедный, у него ничего нет, и жениться он пока не может. Но через год он как-то сможет устроить свои дела и вернуться к Настеньке. И только она сможет составить его счастье.

И вот прошел год и Настенька, ожидая приезда своего любимого, повстречалась с Мечтателем. Она при первой встрече предупреждала его, чтобы он не влюблялся. Но разве можно приказать своим чувствам? Узнав ее историю, молодой человек помогал и поддерживал ее, забыв о себе.

Настенька и встречались только четыре раза, четыре белые ночи, пока не вернулся любимый жилец. Она уходит к нему, а герой снова остается один. На следующее утро он получил письмо, где Настенька просит у него прощения, благодарит за подаренную ей любовь и дружбу.

Настенька не виновата в том, что Мечтатель снова остался один, она ждала своего первого избранника. Она хотела быть счастливой. Хотя Мечтатель и любил Настеньку, но не осуждал ее, а желал ей только счастья.

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» - описание быта героев, их характеристики.

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя - это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый - прямо, второй - косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» - это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай - живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай - соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: « Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья - это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи - стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра - прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель - полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель - 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими - например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались - ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это - настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности - жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти - он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой - это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Образ мечтателя в повести Белые ночи, есть мнение, что это сам Достоевский.

«Белые ночи» - самое сентиментальное произведение Фёдора Достоевского.

Его главный герой - не названный по имени Мечтатель, человек грустный и одинокий. Он однажды встречает девушку Настасью, в которую влюбляется и которая, как кажется, изменит его жизнь в лучшую сторону.

Настасья, простодушная и также одинокая, рассказывает ему свою невесёлую историю - как она живёт с бабушкой, которая не отпускает её далеко от себя и прикалывает булавкой к своему платью, чтобы она не убежала; как она полюбила одного заезжего гостя, который обещал ей через год забрать её из мрачного бабушкиного дома; как она ждала его всё условленное время, а он не явился, хотя и приехал в город.

Настенька решает уйти с Мечтателем, так как видит уже в нём своего спасителя и родную душу. Однако внезапно она встречает того возлюбленного и убегает к нему, бросив Мечтателя. Он снова одинок, хотя и прощает девушку.

Вечно живой, вечно одинокий

Можно сказать, что настоящая жизнь Мечтателя, яркая и чувственная, уложилась в эти несколько ночей, в течение которых он встречался с Настенькой; всё остальное - бесцельные скитания в одиночестве. Мечтатель при этом - персонаж скорее символический: читателю ничего не известно о его семье, образовании, роде занятий. Это отмечали первые критики повести, считая его главным слабым местом произведения.

Тем не менее, они указывали, что в образе Мечтателя просматриваются черты Ивана Петровича - героя будущего романа «Униженные и оскорблённые». Так считал Добролюбов, который в целом негативно оценил повесть. Мечтатель, по его мнению, человек пустой и бесчувственный, если не может отстоять любовь всей своей жизни и уступает неизвестному гостю.

Другие критики по-разному отзывались на повесть:

  • Аполлон Григорьев называл её лучшим творением в стиле «сентиментального натурализма», при том что сам стиль считал нежизнеспособным;
  • С. С. Дудышкин назвал «Белые ночи» одним из лучших произведений, выпущенных в 1848 году; он также отметил, что в нём отсутствуют те недостатки, в которых часто упрекали Достоевского;
  • А. В. Дружинин также высоко оценил повесть, хотя и отметил, что в ней не хватает подробностей и более полного раскрытия характеров.

«Белые ночи» характеристика Мечтателя

Мечтатель — 26-летний молодой человек. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

Характеристика Настеньки «Белые ночи»

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки.

Настенька не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених не появился, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена.

Мечтатель хочет помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

На третье встрече мы узнаем, что друг девушки не отвечает на переданное письмо. Мечтатель понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

На четвертую ночь девушка уже отчаялась, а Мечтатель признался в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному герою остается только вспоминать события, которые произошли под бледный свет белых ночей, и тосковать.

«Белые ночи» цитатная х арактеристика Настеньки

«…теперь мне семнадцать…» (Настенька о своем возрасте)

«… умница: это при красоте никогда не мешает…» (Мечтатель о Настеньке)

«…У меня тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого бы совета спросить…» (Настенька о себе)

«…я вчера поступила, как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце…» (Настенька о себе)

«…я сама мечтатель! <…> Ну, вот и начнешь мечтать, да так раздумаешься – ну, просто за китайского принца выхожу…» (Настенька о себе)

«…Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя…» (Настенька о себе)»

…за ее детским смехом…»

«…Настенька, которая слушала меня, открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом…»