И репин картины с золотым сечением. Золотое сечение в живописи

Какая же девушка не мечтает о прекрасном рыцаре? И я не исключение. Я представляла, как сильный, храбрый и мужественный принц на коне приедет к моему дому и сделает дамой своего сердца. И мой рыцарь меня нашел, правда, коня не было. Но разве это важно?

Кто такие рыцари

При слове рыцарь все представляют отважного всадника с мечом в руке. И это действительно так, хотя настоящие рыцари были далеки от идеала . Рыцарство начало образовываться примерно в VIII веке в эпоху Карла Великого . Это были герои своего времени, но рыцарем мог стать только человек знатного рода. Идеализированный рыцарский кодекс звучал так:

  • обороняй убогих и немощных;
  • будь всегда готов к бою;
  • помогай тем, кто не может себя защитить;
  • не ломай обещания;
  • Родина важнее жизни.

Но на самом деле все было не так красиво. Рыцари владели замками и прилегающими территориями и сами устанавливали законы . Они постоянно вели войны с соседями и иногда были ничем не лучше грабителей и воров. Кодекс чести требовал, чтобы рыцарь постоянно совершал подвиги. Но крестовые походы происходили не так часто, поэтому хорошей заменой стали турниры . Здесь рыцари показывали свои умения.


У каждого рыцаря был свой девиз и дама сердца , необязательно свободная. Впоследствии рыцарство начало крепнуть и стало неконтролируемой силой . Но разгром ордена тамплиеров практически уничтожил эту элитную военную силу, и рыцарство потеряло свою былую мощь.

Украинские рыцари

Видимо никто не будет спорить, что казаки - очень интересное явление не только в украинской, но и в мировой истории. Это были талантливые воины , защищавшие не только свои земли, но и земли других стран. Их главный закон - честь и справедливость . Казаки любили развлечения и горилку. Но пьянство во время походов каралось смертью.


На Сечи жили не только украинцы, но и поляки, белорусы, молдаване и русские. Казаки путешествовали по миру , интересовались культурой других стран и заимствовали различные боевые приемы. Казаки , как и европейские рыцари, имели свой кодекс . Главными принципами в нем была любовь к Родине, забота о женщинах, детях, пожилых людях, благородство, благотворительность и свобода.


А еще среди казаков жили так называемые характерники , которые, как говорят, владели магическими способностями . Их не брала ни пуля, ни сабля, ни огонь. Они могли дышать под водой, видеть будущее и превращаться в животных. Кто знает, правда это или вымысел. Но то, что к азаки были настоящими рыцарями не подлежит сомнению.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

Каково оно - понятие "рыцари"? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Подробнее об этом - в нашей статье.

Как появились первые рыцари?

Кто такие эти воины, и как они появились в истории человечества? Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - "рыцари".

Кто такие рыцари Средневековья?

Любопытно, что для одних людей рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в Такое высокое объясняется тем, что в руках верховных правителей (королей, духовенства) было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах (или шевалье, рейтар и витязь) - это "всадник". Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Современное "рыцарство" - это воинская доблесть и отвага Средневековья!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.

13.07.2013 0 11325


Мы все чуть ли еще не с детсадовских времен, а уж со школьных просто обязательно знаем о рыцарях — конных воинах Средник веков, одевавшихся в металлические доспехи и разъезжавших на могучих лошадях. Но вот откуда произошло само это слово «рыцарь» и что оно означает, наверняка даже сегодня знает не каждый.

А начнем мы давайте с того, что вспомним знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера», хотя мушкетеров-то в нем на самом деле вовсе и не три, а уже с середины романа четыре! Однако нам важно сейчас вспомнить какое обращение используется там дворянами в разговорах друг с другом? И какое же? А вот какое — шевалье, производное от французского слова «шеваль» — «лошадь».

Получается, что, когда д"Артаньяна призывают к королю: «Шевалье д"Артаньян, вас требует король!», то в дословном русском переводе эта фраза звучала бы так: «Наездник (либо всадник)д"Артаньян, пройдите к королю!» Дело в том, что шевалье (chevalier) по-французски означало «едущий на лошади», и именно так во Франции называли... рыцарей, особенно странствующих, ну а позднее этим словом стали обозначать младший дворянский титул среди французской знати.

То есть это не что иное, как французская форма слова «кавалер», которое в свою очередь произошло от итальянского «кавалери» — «всадник», ну а оно в свою очередь от испорченного варварами латинского слова caballarius — «всадник».

РЫЦЕЖ, РИТТЕР И НАЙТ

А вот на территории Германии использовалось другое слово — «риттер»(позднее от него произойдет слово «рейтар»), точно так же, как и во Франции, обозначавшее всадника, а уже от него в форме польского слова «рыцеж» (rycerz) оно добралось до Руси и здесь переиначилось в «рыцаря».

В средневековой Англии все было не так совершенно и тамошнее рыцарство, в отличие от европейского, никакого лексикологического отношения к лошадям не имело. Там слово «рыцарь»—по-английски knight («найт») — произошло от скандинавского «кнут» — «слуга». То есть для скандинавов, а потом и наследовавших им англичан было важно не столько то, что данный человек умел хорошо ездить на лошади, а то, что он кому-то был слугой, то есть находился от другого человека в зависимости.

При этом в Англии, в отличие от стран континентальной Европы, право посвящать людей в рыцари очень рано стало прерогативой короля. Мало того, если в Европе стать рыцарем было очень трудно, нужно было иметь благородных предков или как-то уж очень необыкновенно выслужиться, то в Англии Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари любого человека, лишь бы у него ежегодный доход с земли был не ниже 20 фунтов. То есть богатство тут взяло верх над родовитостью!

Кабальеро в Испании в X-XVI веках (опять-таки от слова «кабаль» — «лошадь») — это дворянин, богатый либо родовитый человек, несший военную службу в кавалерии. Кабальеро обладали рядом привилегий, свойственных дворянству. Позднее этот термин стали использовать просто как вежливое обращение к мужчинам во всех странах, где разговаривают на испанском языке.

ФАРЬ,ФАРЛС И ФУРУСИЙЯ

На мусульманском Востоке все было так же, как в Европе: лошадь здесь называлась «фарь», рыцарь — «фа-рас», а вот термином «фурусийя» как раз и обозначалось рыцарство. Была даже специальная книга наставлений «Фараснаме», представлявшая не только полную энциклопедию верховой езды, но и содержащая поучения относительно войны и охоты, основы тактики и стратегии и даже обучавшая игре в шахматы!

Египетские всадники-мамлюки

Кодекс фурусийя объединял арабских воинов от Афганистана до мусульманской Испании в течение очень долгого времени, а слово «фарас» и в современном арабском языке означает конный спорт! При этом мусульманская фурусийя по своему содержанию практически не отличалась от всего того, что составляло сущность рыцарства и в Западной Европе.

И точно так же, как и в Европе, дороже всего на Востоке стоили боевые кони. Например, в Египте в XII веке даже за самого обыкновенного коня давали трех верблюдов, а за чистокровного арабского скакуна их можно было получить целое стадо — 200! Зато металлические доспехи были в целом дешевле европейских. Например, простейшая чешуйчатая кираса для груди и спины могла стоить столько же, сколько две осенние овцы, тогда как в Европе счет шел обычно на золотые солиды и крупный рогатый скот!

Интересно, но даже первые военно-религиозные духовные ордена, созданные, как известно, рыцарями-крестоносцами в Палестине, появились сначала именно у мусульман, в конце IX — начале XII века, а назывались они Раххасийа, Шухайнийа, Нубувийа, объединенные в 1182 году халифом ан-Насиром в общемусульманский орден футувва. Обряд посвящения в члены ордена включал опоясывание мечом, питье священной соленой воды из чаши, надевание специальных шаровар и символический удар по плечу рукой или плоской стороной меча.

Интересно, что, волей судьбы оказавшись чуть ли не братьями по оружию, рыцари Запада и Востока враждовали далеко не всегда! Например, известный арабский рыцарь Усама ибн Мункыз в своих мемуарах писал о том, что многие крестоносцы в Палестине подружились с мусульманами. Были известны случаи, когда европейские рыцари переходили на службу к мусульманским правителям и даже получали за это земельные владения. Да и сам он не стеснялся писать о том, что был дружен с несколькими рыцарями-франками, причем даже членами ордена тамплиеров!

В свою очередь известно немало случаев, когда западноевропейские рыцари приглашали мусульман на свои турниры, а те не видели ничего зазорного в том, чтобы в них участвовать, хотя по идее ни те ни другие не должны были никоим образом «якшаться с неверными»! Зато в сражениях восточные рыцари нередко отказывались биться бок о бок с простолюдинами или же с теми, кто был вооружен как пехотинец, считая это оскорблением для своей чести!

ЧЕЛОВЕК С ВЕЩАМИ

В далекой Японии — где в общем-то тоже были свои рыцари, называвшиеся самураи, — происхождение этого слова опять-таки связано отнюдь не с конем, а, как и в Англии, со служением! Самое древнее слово, обозначавшее воина еще в незапамятные времена, было «мо-но-но-фу». «Моно» — «предмет, вещь», «фу» — «человек». То есть дословно оно означало — «человек, имеющий дело с вещами», а под вещами, конечно же, подразумевалось оружие! Потом вместо него стало использоваться слово "буси" — «вооруженный человек, воин, дружинник».

Слово же «самурай» произошло от глагола «сабу-рау» — «служить», причем этим глаголом обозначалась и служба в армии, и работа в качестве домашней прислуги! Впрочем, все они были конниками, да к тому же еще и лучниками в придачу, потому что в японском языке «воевать» и «стрелять из лука» это одно и то же слово! Так вот постепенно из вооруженных слуг, находившихся при крупных землевладельцах, и сформировалось японское рыцарство.

В отличие от азиатских коллег, европейские рыцари не признавали лук столь же достойным оружием, каким являются меч и копье. Они применяли его только на охоте и в спорте. Лук — рыцарское оружие? Да это просто немыслимо! Вот потому-то они и не считали азиатских воинов равными себе, а те в свою очередь считали европейцев глупцами!

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ