Какие бывают цели или разновидности целей. Цели важны, но сами вы важней

В этой статье мы рассмотрим основные разновидности целей , а также узнаем какие бывают цели

Я почти каждый день провожу какие-либо исследования, опрашивая людей в общественных местах или в социальных сетях. И знаете, сегодня Я заметил странную штуку:

  • 9 из 10 людей твердо убеждены в том, что добиться успеха можно с помощью целей;
  • 8 из 10 людей пробовали ставить себе цели;
  • 1 человек из 10 добивался поставленной цели;
  • Никто из участников не знал, какие существуют разновидности целей;

А это очень печально, друзья мои. Ведь в целеполагании, как и в любой другой дисциплине, существуют свои основы и своя теория, которая заметно облегчает задачу на практике.

Для примера возьмем бодибилдинг:

Прежде чем спортсмену приступать к разработке мышц ему надо составит программу тренировок, подобрать упражнения и разобраться, как правильно их делать. Все упражнения делятся на группы под каждую из мышц. Однако существуют упражнения, которые разрабатывают сразу несколько мышц. Достичь значительного результата можно только тогда, когда все группы упражнений делаются вместе и постоянно. Согласитесь, что бодибилдера, у которого накачены только бицепсы и икры вряд ли кто оценит?

А теперь посмотрим, как это перекликается с целеполаганием:

Прежде чем достичь жизненного успеха, нужно определиться с жизненной целью, составить маленькие подцели и придумать как именно их осуществить. При этом все цели делятся на несколько видов, каждая из которых улучшает ту или иную сферу жизни. Однако существуют цели, которые улучшают сразу несколько сфер. Однако достичь жизненной цели можно только тогда, когда все сферы развиты максимально полно. Согласитесь, что человека, у которого есть крепкое здоровье, но нет денег или семьи вряд ли кто оценит?

Многое из того, что описано выше будет рассмотрено в следующих статьях, поэтому не забывайте подписаться на обновления. Сделать это можно или заполнив форму в конце поста. Сегодня же мы рассмотрим только разновидности целей. А например о том, я уже написал.

Итак, какие бывают цели. Я выделил несколько разновидностей целей:

  • Долгосрочные цели;
  • Краткосрочные цели;
  • Усложненные цели;
  • Облегченные цели;
  • Заведомо невыполнимые цели;
  • Цели, которые не зависят от нас;

А теперь подробнее рассмотрим каждую разновидность.

Долгосрочные цели

Цели, на выполнение которых должно уйти большое количество времени. Как правило цели считаются долгосрочными, если срок их выполнения превышает 6 месяцев. Долгосрочные цели в основном направлены на значительный результат. Данная разновидность целей требует особо тщательного продумывания, так как планировать на долгосрочной основе довольно сложно. К тому же, от исполнителя цели требуется наличие большой силы воли, так как результат не появляется поздно. Идеальный вариант для тех, кто хочет многого и умеет ждать.

Краткосрочные цели

Краткосрочные цели – это цели, на выполнение которых требуется меньше 6 месяцев. Их, как правило, используют для того, чтобы разбить крупный план на более мелкие составляющие. Эти цели позволяют увидеть результат через небольшой промежуток времени, повышая мотивацию исполнителя. Данный вид целей используется чаще всего, так как требует не очень много усилий. Я сам предпочитаю данный вид целей при решении каких-либо задач.

Усложненные цели

Данный вид целей чаще всего ставят люди, которые любят преодолевать какие-либо препятствия или хотят добиться значительного результата за малый срок. От исполнителя требуется максимум его духовных и физических ресурсов. Однако результат того стоит. Моя любимая разновидность целей.

Облегченные цели

Облегченные цели используют или лентяи, или люди, у которых нет времени заниматься этой целью. Облегченные цели не бывают важными. Как правило, это задачи, которые могут улучшить что-то второстепенное. Однако данной разновидностью Я также часто пользуюсь.

Заведомо невыполнимые цели

Да что далеко ходить – «достану звезду с неба». Это чисто физически невозможно, так как звезда находиться за много миллионов световых лет, весит неимоверно много и имеет собственную орбиту. Однако в погоне за этой целью человек может существенно улучшить одну из своих сфер. Например, стать космонавтом.

Цели, которые не зависят от нас

Для примера: тренер и ученик. Цель тренера – сделать так, чтобы ученик занял первое место на Всероссийском чемпионате. Однако как бы тренер не старался, решающая роль будет все равно зависеть от ученика.

Каждая разновидность целей требует особого подхода и способа выполнения. Именно поэтому очень важно на первых порах определиться с тем, какую именно цель вы себе поставили. В будущем это заметно облегчит задачу, так как вы будете примерно знать какими методами ее выполнять. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Конечно можно с этим не заморачиваться, но Вы то помните сколько по статистике людей выполняют свои цели?

Надеюсь вы узнали, какие бывают цели и разновидности целей

Общие цели, которые определяют основное направление развития производства, предполагают соответствующий стиль управления и принятия решений на протяжении всего жизненного пути фирмы. Но этого далеко не достаточно для управления компаний. Она нуждается в постановке более конкретных, а также специфических задач для всех подразделений и отделов. Прежде всего необходимо разработать цели на период от 3-х до 5-ти лет. Эти цели называются долгосрочными. Они рассчитаны и на компанию в целом и на ее структурные единицы. Кроме того, они являются базой для общеорганизационной координации и ориентиром для определения степени успеха в действиях компании.

Помимо этого менеджер разрабатывает также специфические краткосрочные цели, в которых предусмотрены ближайшие действия (на 1 год и менее). Они однако должны быть строго подчинены идее долгосрочных целей. Существует восемь основных направлений разработки целей. О них речь пойдет позднее.

Выживание и рост. Эти понятия являются одними из самых важных для любой организации. Они находят отражение в стратегическом плане. Менеджер вносит в него такие показатели, как объем продаж, темпы роста объема продаж, данные о спросе и т.п. Причем показателям роста уделяется особое внимание.

Время от времени компании собираются отыскать ключевой элемент, связывающий цели с выживаемостью и ростом. Организации, ориентированные на политику роста, никогда не уделяют должного внимания цели удовлетворения нужд потребителей, во всяком случае в первые 5 лет своего существования. Введение новых мощностей, сокращение зависимости фирмы от поставщиков, отказ от неприбыльных производственных линий - это примеры реализации целей выживания и роста.

Прибыльность. Способность любой фирмы развиваться от достаточного уровня прибыльности. Хорошо ориентированный бизнес обязательно имеет в своем плане разделы, характеризующие источники получения прибыли, такие, как прибыль от реализации активов, проценты по ценным бумагам других фирм, выручка от реализации продукции, выручка от долевого участия в других производствах.

Распределение ресурсов и риски. Еще одним примером целей бизнес-организации могут служить цели, связанные с распределением ресурсов и предсказанием возможных рисков, возникающих в период возникновения организации. Цели, связанные с начислениями дивидендов акционерам, можно отнести к разделу «Распределение ресурсов».

Продуктивность производства. Одной из задач менеджера любой фирмы является забота о повышении уровня продуктивности. А в условиях роста конкуренции эта задача выходит, фактически, на первое место. Продуктивность представляет собой количество произведенной или проданной продукции на единицу затраченных средств или количество оказанных услуг также в расчете на единицу затраченных средств.

В качестве примеров можно назвать процент заселенности для отеля, процент занятости столиков для ресторана, количество проданных товаров на единицу затрат или доход в расчете на одного человека. Цели по продуктивности могут устанавливаться в денежном, натуральном выражении и в процентах. Например, компания, занимающаяся транспортными перевозками может устанавливать цели по сокращению расходов в расчете на один рейс.

Наличие подобного рода целей в плане фирмы является дополнительным очком в пользу управляющего и, в конечном итоге, будет положительно влиять на прибыльность.

Конкурентная позиция. Наиболее чутким индикатором успеха или неудач фирмы является ее доля на отраслевом рынке или ее конкурентная позиция. Менеджеры обычно измеряют долю на рынке:

1) по количеству продаваемых товаров (в% к общеотраслевому);

2) по количеству потребителей, покупающих товар из данной фирмы (относительно общего числа потребителей. Этот показатель чаще всего используется, когда потребителями являются фирмы);

3) по географическому охвату (относительно общей территории).

При постановке целей рыночная доля выражается обычно в процентах к объему продаж. Например, Pepsi ставит перед собой цель быть самым крупным производителем прохладительных напитков и достичь 25% на рынке, т.е. добиться того, чтобы количество продукции, реализуемой этой фирмой, составляло бы 25% от всей продукции этой отрасли.

Повышение квалификации служащих и отношения с коллективом. Служащие на любой работе всегда ценят предоставляемые им широкие возможности для профессионального роста. Компании с гибкой системой управления уделяют этому вопросу особое внимание при постановке целей. В конечном итоге фирма получает колоссальную отдачу (увеличение производительности, снижение текучести кадров) от любых мероприятий, позволяющих служащим реализовать творческий потенциал и сделать карьеру.

Хорошие отношения с коллективом со стороны руководства могут поддерживаться через уделение внимания интересам рабочих как в долгосрочных, так и в краткосрочных планах. Подобные действия укрепляют уверенность служащих в заинтересованности руководителя поддерживать их благосостояние. Среди целей подобного рода могут быть принятие программ по укреплению безопасности на рабочем месте, различного рода поощрения за выполнение установленных норм или достижение поставленной цели, вовлечение служащих в процесс управления и т.д.

Технологическая деятельность. Менеджер должен решать практически постоянно вопрос о том, стоит ли в данном месяце (году) проводить техническое перевооружение или производство будет эффективным и на существующей технологической базе.

Некоторые компании при постановке целей уделяют огромнейшее внимание техническому совершенству своего оборудования. Другие умышленно выбирают позицию умеренного совершенствования технологии, предпочитая резкую реконструкцию лишь в ситуации, когда того требует рынок и конкуренция. Оба эти подхода могут быть одинаково успешными. В конкретной ситуации все будет зависеть от умелого построения краткосрочных целей, касающихся технологических исследований и перевооружения оборудования.

Ответственность перед обществом. Каждая преуспевающая компания на определенном этапе своего развития становится неким социальным институтом, который возлагает на себя определенного рода обязанности перед потребителями и обществом в целом. И в такой компании менеджер при постановке целей будет учитывать все местные, национальные и международные особенности среды. Примером может служить участие в благотворительных и образовательных программах, специальная работа с членами социальных меньшинств, общественные услуги, политическая деятельность и вклад в общее экономическое развитие .

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько, как и было предложено в предыдущем разделе. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, следующие советы будут весьма полезны.

1. Убедить, что цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Дайте ясную формулировку миссии организации и убедитесь, что все члены организации знакомы с ней. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о ней, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Убедитесь, что каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют по меньшей мере одну ясную, понятную, регулярно контролируемую цель.

4. Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность .

Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. (Антуан де Сент-Экзюпери).

В этой серии статей я хочу рассказать вам как правильно ставить цели и достигать их: как это делают знаменитые и успешные люди, как это делаю я.

Почему этот вопрос так важен?

Все знают, что полезно для здоровья бегать по утрам, но делают это единицы.

Все знают, что нужно правильно питаться. Ведь неправильное питание вредит не менее, чем курение или употребление алкоголя. Но «пока не прижмет» большинство людей об этом не задумываются.

Такая же ситуация и с достижением целей.

Мы все знаем, что нам нужно ставить себе цели, чего-то достигать, улучшаться морально и физически.

Но, положа руку на сердце, большинство из нас оставляют свои цели «на волю случая», тем самым полностью снимая с себя всю ответственность за ее достижение.

Получилось — фортуна! Не получилось — не судьба!

Основными причинами, по которым люди не достигают своих целей, являются:

  • отсутствие приоритетов в нашей жизни. Мы не знаем, что для нас важнее: карьера или семья, здоровье или отдых, и т.д.
  • времени хватает только на рабочую текучку и бытовые дела дома. Цели, которых мы хотим достичь, отодвигаются на неопределенный срок по шкале времени
  • существование путаницы между мечтами, идеями, проектами и целями. У нас нет четкого разделения «что есть что», поэтому большинство целей просто теряется
  • у наших целей не заданы четкие критерии. Вроде бы цели есть, но наш мозг (и силы, помогающие нам сверху) не могут понять, как мы узнаем, что их достигли
  • реалистичность наших целей не соответствует реальности. Очень много людей, которые всю жизнь проработали на наемной работе и не заработали самостоятельно ни копейки, пишут себе цель «Создать крутой бизнес и заработать $1000000». А почему бы и нет? Действительно! Я всегда в таких случаях спрашиваю: «А почему не миллиард? Миллиона то хватит?» Полное не соответствие реальности!

Что значит правильная постановка целей

Большая часть бед во всем мире происходит оттого, что люди недостаточно точно понимают свои цели (И. Гете)

Чтобы правильно ставить цели и достигать их, не нужно придумывать никаких велосипедов.

Все уже придумано до нас!

Самый эффективный способ работы с целями — это разделить их на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели.

Как правильно ставить цели — Пирамида целей

Долгосрочные цели

Это жизненно важные цели на ближайшие 10 и 3-5 лет. И ставить их нужно именно в такой последовательности.

При постановке целей на 10 лет можно дать полную свободу своей фантазии и мечтам, моделировать любые ситуации какими мы хотим быть.

На основе этих образов мы создаем себе долгосрочные цели на 3-5 лет, которые будут составлять либо одну треть либо половину от целей на 10 лет.

Примеры долгосрочных целей:

  • Стать специалистом №1 в своей отрасли
  • Построить собственный дом
  • Пойти в кругосветное путешествие на воздушном шаре

Среднесрочные цели

Это цели на ближайший год. И они должны нас существенно продвигать к нашим долгосрочным целям на 3-5 лет.

Примеры среднесрочных целей:

  • Упорядочить все свои дела и задачи, научиться эффективному планированию
  • Купить участок земли 10 соток для постройки собственного дома
  • Научиться летать на воздушном шаре

Краткосрочные цели

Это цели на ближайшие 1-3 месяца. Они формируются на основе среднесрочных целей на ближайший год.

Примеры краткосрочных целей:

  • Пройти индивидуальный курс по организации дел, задач, проектов, целей с помощью планировщика задач MyLifeOrganized
  • Пройти консультацию у юриста и подготовить список полного пакета документов для покупки земли
  • Пройти медицинскую комиссию и подняться на воздушном шаре первый раз с инструктором на Празднике Воздушных Шаров (если такой есть, конечно)

Получается такая цепочка целей

Разбиваем большие цели на маленькие таким образом, что каждая краткосрочная цель должна нас продвигать к нашим долгосрочным целям. Другими словами — способствовать их достижению.

Ну а определение жизненно важных долгосрочных целей вытекает из предназначения каждого из нас на этой земле:

  • Зачем мы здесь?
  • Что должны оставить после себя для потомков?
  • и т.д.

Это что-то похожее на ориентирование по полярной звезде, которая ведет нас в нужном направлении.

Человеку присуще ставить перед собой цели. И это хорошо, так как возможны достижения, изменения себя и своей жизни, а также использование собственных сил в нужном направлении. Но любые цели делятся на краткосрочные и долгосрочные. Долгосрочные цели предполагают под собой смысл жизни: для чего человек живет в этом мире. Это очень глобальная постановка цели, однако она требует более или менее четкой картины того, каким человек хочет себя видеть на старости лет: как живет, где живет, в каком доме, какая у него семья, чем он занимается и т.д.

Краткосрочные цели – это цели на ближайшие месяцы, год, два или пять. Они как бы разбивают вашу большую цель на несколько составляющих, достижение которых приведет к желаемому результату. Главными критериями данной цели должны быть конкретность и объективная оценка собственных возможностей. Например, не объективным будет ставить такую цель как увеличение собственного дохода в четыре раза от теперешнего в течение двух лет, если вы остаетесь на той же работе, где трудитесь сейчас. Цель очень хорошая, но не достижимая за такой короткий промежуток времени, либо в данной фирме, где вы сейчас находитесь.

Поэтому следует помнить, что долгосрочные цели желательно намечать по максимуму, «заоблачно», выше самым представимых возможностей. Но краткосрочные цели должны быть действительно достижимыми и объективными.

Cтраница 1


Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они подчинены им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.  

Краткосрочные цели вытекают из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они подчинены им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.  

Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами на пути к достижению долгосрочных целей.  

Краткосрочные цели - ближайшие цели организации, направо ленные на улучшение деятельности организации.  

Краткосрочные цели включают достижение немедленных или близких результатов. Они указывают скорость, с которой, по мнению руководства, должна развиваться организация, а также уровень производительности, который должен быть достигнут в течение следующих двух или трех периодов. Краткосрочные цели могут быть аналогичны долгосрочным, если организация уже работает на запланированном долгосрочном уровне. Например, если компания, имеющая своей постоянной целью 15 % - ный ежегодный рост прибыли, уже решила эту задачу, то долгосрочная и краткосрочная цели этой компании в отношении прибыли совпадут. Наиболее сложные ситуации, связанные с несовпадением краткосрочных и долгосрочных целей, возникают, когда руководители стремятся увеличить эффективность организации и не могут достичь долгосрочной цели в течение одного года. Краткосрочные цели в такой ситуации должны служить ступеньками, или ориентирами.  

Краткосрочные цели ориентируют предприятие на достижение скорейших результатов. На практике это означает, что таким целям соответствует развитие предприятия в строго избранном направлении. Для того чтобы сгладить указанные противоречия, необходимо следующее: в стандартной экономико-технологической среде сосредоточить усилия на поиске возможностей наиболее рационального продолжения уже имеющихся (применяемых) технологических процессов, а в нестандартной среде надо понять, до каких пор эти (имеющиеся) процессы стоит продолжать, чем их заменить и в какой момент.  

Более краткосрочные цели, которых необходимо было достичь в 1995 году, на январской встрече не были четко сформулированы.  

Краткосрочными целями являются создание эффективно действующего массового производства систем безопасности на базе компьютеров, создание развитой, международной дистрибьюторской сети, а также сохранение достигнутого сегодня лидирующего положения в области научных исследований и разработок.  

Это краткосрочные цели (обычно достигаемые за один год), являющиеся измеряемыми, конкретными и сформулированными очень подробно.  

Средством реализации краткосрочных целей является политика. Она включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий ее работников по решению плановых задач. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи. Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня для повышения эффективности работы.  

При формировании краткосрочных целей достижения определенных показателей по объемным и временным параметрам годового и оперативно-календарного планирования (ОКП) за основу берется предыдущий период и его достижения, но не показатели, поставленные в результате стратегического планирования деятельности предприятия.  


В качестве одной из своих краткосрочных целей компания стремится уменьшить банковский овердрафт на 10 % в течение следующего финансового года. Используя алгоритм, приведенный на рис. 13.1, опишите, как в этой ситуации следует применять контроль с прямой и обратной связью.