Кто старое помянет тому глаз долой. Кто старое помянет — тому глаз вон

(от посл . "Кто старое помянет, тому глаз вон " - о нежелании вспоминать прошлые обиды, неприятности и т.п.)

1) исходное знач.;

2) о необходимости помнить старые обиды.

  • - см. к тому же /...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - См. ЛЮБОВЬ -...
  • - Дон. О чём-л. неопределённом. СДГ 1, 25...

    Большой словарь русских поговорок

  • - =...

    Орфографический словарь русского языка

  • - /,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - к тому́ ж разг. союз...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - к том"...

    Русский орфографический словарь

  • - о выгодах, преимуществе хитрости перед простотою Интересно вспомнить, что в Англии при королеве Елизавете право носить меха и хвосты мехов различных животных зависело от ранга лиц: так, для низших сословий...
  • - "Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет". Ср. Баста, - сказал дядя, - , - и протянул ему руку. Григорович. Мой дядя Бандурин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Кто простъ - тому коровій хвостъ, а кто хитеръ - тому весь боберъ о выгодахъ, преимуществѣ хитрости передъ простотою...
  • - Кто старое вспомянетъ, тому глазъ вонъ. «Кто старое вспомянетъ, того чортъ на расправу потянетъ». Ср. Баста, сказалъ дядя - кто старое вспомянетъ, тому глазъ вонъ - и протянулъ ему руку. Григоровичъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОРЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба" в книгах

65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает Сточки зрения материалистического общества, в котором все хотят обладать и лишь немногие делятся с другими, милая сердцу благотворительная деятельность – это то, на что

Правило 72. Кто старое помянет…

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард

Правило 72. Кто старое помянет… Я знаком с одной женщиной, муж которой бросил ее с детьми лет еще двадцать назад и сбежал с другой. Она его так и не простила, до сих пор испытывает горечь от этой измены и мучается из-за этого. И кстати, вспомним правило 70, до сих пор считает

Кто старое помянет…

Из книги Литературная Газета 6256 (№ 52 2010) автора Литературная Газета

Кто старое помянет… Клуб 12 стульев Кто старое помянет… МЕМУАРАЗМЫ «КЛУБА ДС» В середине 1967 года в жизни «Литературной газеты» произошло невероятное событие: в ЦК КПСС, который мы сегодня при полной безнаказанности свободолюбиво поливаем «из сотен тысяч батарей»,

Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ... (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ)

Из книги Газета День Литературы # 58 (2001 7) автора День Литературы Газета

Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ... (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ) Позвонил мне в феврале этого года Володя Бушин и говорит: - Поздравляю тебя, Станислав, с публикацией в журнале дневников твоей матери. Она - настоящий советский человек. Не то что ты.

III Отъ той же къ тому же,

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

III Отъ той же къ тому же, 15 января 185…Я ничего не сказала теб?, а мн? нужно было сказать теб? такъ много. Вотъ почему я пишу теб?.Было два часа, когда я позвонила вчера у воротъ твоей тюрьмы. Поговоривъ н?сколько минутъ съ директоромъ, сторожъ со связкой ключей провелъ меня въ

IV Та-же тому-же

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

IV Та-же тому-же 3-го апр?ля 185…Наконецъ я получила изв?стія о теб? отъ М. То, что онъ сказалъ мн?, немного успокоило меня.Не думай, что я забыла твои наставленія въ отношеніи Эмиля. Я какъ можно бол?е, стараюсь ставить его въ прямыя сношенія съ окружающими его предметами. При

К тому же

автора Дорофей Авва

К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда (сами) низлагают (противников). Великий Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иова

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Мы - создание и дело благого и человеколюбивого Бога, сказавшего: Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иезек. 33, 11). Также: Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). Итак, если это истинно, и

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Хорошо рассудил Авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Матф. 6, 34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Псал. 54, 23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда сами низлагают противников. Великий Иов сказал: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1).

автора Лопухин Александр

4. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" 10. Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?"

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" 10. Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?" С 9-13

10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне уг

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но

Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней. 346 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда


О том, что лучше прощать своих обидчиков, предоставляя их заботам мудрого провидения, мы слышали не раз. «Мне отмщение и аз воздам», - обещает Библия. Только разве дождёшься? «Кто старое помянет, тому глаз вон», - угрожает народная мудрость, в которую мало кто верит. «Ты что, обиделся?» - недоумевает приятель и получает в ответ неуклюже-лживое «всё нормально».

Понятно, что обижаться глупо и не продуктивно. Только как не обижаться? Как не только простить, но и забыть обиду, которая нет-нет да выскочит, словно чёрт из табакерки, когда, казалось бы, ничто не предвещает. Откуда всплывает плохой прошлый опыт, и что даёт ему власть над нашим настоящим и будущим? Ответить на этот вопрос можно только, понимая законы
бессознательного.


Обида - это эмоции, которые мы не можем выразить, высказать, выплеснуть на обидчика. Эмоции, которые душат нас, не дают нам идти дальше, зарывая наши чувства в сердце все глубже и глубже, повиснув на нас тяжелым грузом. Порой мы уверенно говорим, что нет, мы совсем не обижены, в то время как бессознательно обида руководит каждым нашим поступком, каждой мыслью, формируя определенный жизненный сценарий, где места для доверия и радости не остается. Корень обиды — это сочетание беспомощности и подавленного ощущения обделенности.
Процесс формирования и накопления обид начинается с раннего детства, с первого ощущения недополучения - со стороны матери. Самый главный человек в жизни ребёнка - мама - воспринимается малышом, как источник заботы, защиты, безопасности, радости и любви.

С самого детства мы зависим от матери. Зависим больше, чем представляем. Мама обеспечивает нам чувство защищенности, помогает и поддерживает. Она дает нам пищу и оберегает нас тогда, когда мы сами на это еще не способны. Для любого ребенка мама — основа безопасности. Но, как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, есть дети, для которых мама значит намного больше, чем для остальных. Отношения с матерью задают им весь сценарий дальнейшей жизни. Это дети с анальным вектором.

Видовая роль носителя анального вектора - передача проверенного опыта в будущее. Первый проверенный опыт о жизни такой малыш получает в отношениях с матерью. От природы нерешительный, не способный начать движение самостоятельно, он не сделает первый шаг, пока не получит одобрения и легкого подталкивания мамы. При этом ребенок с анальным вектором от природы нетороплив, делает все медленно и вдумчиво.

Если мать терпеливо подталкивает его к действию, ребёнок спокойно делает первый шаг вперед, ощущая себя в безопасности. Если мать торопит, кричит, дёргает, малыш испытывает сильный стресс и ощущает себя в опасности. Так формируется первый негативный опыт от взаимодействия с мамой (которая для ребенка в этот момент составляет весь мир) и первая обида.


Одновременно с обидой на мать на бессознательном уровне формируется и вина: я недостоин внимания и любви матери, я недостаточно хорош для мира, я несчастен.

Заложенная в детстве обида на мать по мере взросления ребёнка легко экстраполируется на посторонних людей и их группы (одноклассники, коллеги, начальство), а при дальнейшем усугублении - на социум в целом и даже на мироустройство как таковое.

Почему обиды прошлого отражаются на будущей жизни человека?

Люди с анальным вектором - это люди прошлого. Обычно они говорят: «А вот помнишь?.. А вот раньше... Ох, как же все-таки было хорошо!..» Все, что они когда-то пережили, очень важно! Первый шаг, первая женщина, первая работа… Это формирует первый опыт, на основе которого они неосознанно выстраивают свой жизненный сценарий.

Первый опыт - основа основ всей жизни. Например, первая девушка. Бросила, изменила, отказала? Этот опыт анальный человек будет переносить на отношения со всеми женщинами, бессознательно ожидая подвоха от каждой, защищаясь от мира недоверчивостью.

В крайнем варианте многочисленные накопленные обиды приводят такого человека в состояние обиды на весь мир.

Обида парализует человека. Он теряет способность действовать с иным намерением, кроме желания компенсировать свою обиду.Поскольку компенсировать обиду окончательно невозможно, нехватка у обиженного растёт, и он начинает требовать от окружающих участия в своём положении.

Чтобы удерживать право требовать, необходимо развивать у окружающих чувство вины. Когда человек не совершает никаких положительно направленных действий, а только требует и ждёт от других компенсации «за все плохое», он естественным образом ничего не получает, кроме дармового топлива для своих обид - убеждения, как мир несправедлив. Очередная провальная попытка получить репарации на заведомо проигранной войне - верный путь к одиночеству.

Месть

Месть, явная или нет, будет неизменной составляющей отношений с обиженным человеком. Такова компенсация — его способ выровнять застарелую обиду: «Мне сделали плохо, и я теперь делаю плохо — поровну». Обида будет проявляться в садизме.

Все отношения с людьми будут проходить по одной и той же схеме: опасение и подозрительность (вдруг опять больно сделают) -подтверждение своих опасений (как знал, блин, что что-то тут не так!) - погружение в обиду все глубже.

Почему так происходит? Всё просто. По мере нарастания обиды, планка требований к окружающим у обиженного растёт. При этом сам он не развивается и не реализует себя в соответствии со своими же требованиями даже на микрон, ведь, как мы помним, обида - лучшая прививка от любого движения вперёд . Заведомо не получая требуемого, обиженный решается на крайний способ компенсации своих нехваток - месть. Это, по сути, та же передача информации, только отрицательной. Накопил - передал, облегчил себя.

Мне плохо - пусть и другим будет плохо. Мне больно - пусть и другие помучаются, а я получу куцее, но «справедливое» удовольствие. Садизм, вербальный и нет, хорошо описан в системной литературе. Фрустрированный искатель подтверждений своей правоты нарочно ввязывается в сомнительные отношения, лишь бы получить удовольствьице от своей «правоты»: так и знал, что ты … такая! сразу понял - лажа! Повышенная подозрительность, маниакальная ревность, цепляние к любому вздору - всё это следствия застарелого кома обид, накопленных человеком себе и окружающим на муку.

Обида - это бездействие. Человек закрывается от всех в ожидании, что обидчик (мир) придет и извинится. И будет сидеть так вечность, наказывая только себя. Но жизнь такая, какая она есть. И только наша внутренняя оценка придает полярность происходящим событиям.


Невозможность осознать источник своих мыслей и чувств делает из нас заложников собственных представлений. Подумайте, какую цену приходится платить за обиду, получая только тень своего существования, и дайте себе шанс прекратить накопление балласта без права передачи. Сделать это можно только, поработав с бессознательным на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Знаете ли вы истинные значения пословиц и поговорок, которые мы частенько используем в повседневной жизни? Например, «Делу - время, а потехе - час»? Мы пообщались с преподавателем русского языка и культуры речи Евгенией Борисовной Ялымовой и выяснили, какой смысл на самом деле вкладывали в современные крылатые выражения наши предки.

«Первый блин комом»​

«Первый блин комом» - говорим мы, когда что-то не получается с первого раза. Оказывается, такой смысл пословица получила только с течением времени: изначально фраза звучала совсем по-другому: «Первый блин - комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвертый - мне». «Ком» у древних славян - это медведь, и именно ему, по обычаю, должны были отдать первый блин, рассказывает Евгения Борисовна.

Есть пословицы, которые теперь употребляются не полностью: мы используем только их часть, соответственно, сужая смысл. «Первый блин комом» - хороший пример сужения смысла за счет сокращения фразы. Изначально в пословице говорилось о том, как человек должен себя вести по отношению к гостям, к близким, к обществу. Сейчас же мы говорим не о традициях поведения, а о неудаче, которая может постичь человека, когда он начинает какое-то дело

Евгения Борисовна Ялымова

«Кто старое помянет - тому глаз вон»

Еще одна пословица, которая в сокращенном виде обрела новый смысл. Нынешнее значение изречения заключается в том, что не надо напоминать другим об их промахах. Однако вот какой пословица была изначально: «Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба».

«Изначально смысл пословицы был в том, что не надо человека упрекать за прежние проступки, но не надо и предавать прошлое забвению», - комментирует Евгения Борисовна.

«В здоровом теле - здоровый дух»

Все любители здорового образа жизни хорошо знают это крылатое выражение. «В здоровом теле - здоровый дух», - произносим мы, подразумевая, что, сохраняя тело в отличной форме, человек бережет и душевное здоровье. Предки были более скептически настроены: говорили, что «хорошо бы, чтобы в здоровом теле и дух был здоровый». Другими словами, второе вовсе не следует из первого, но, если бы в человеке все было прекрасно, было бы куда лучше.

Мы перевернули значение крылатого выражения, придав ему прямо противоположное. На самом деле автор изречения имел в виду вот что: в римском обществе (а изречение пришло к нам из той эпохи) придавалось большое значение физической культуре, и увлечение ею было столь велико, что, по мнению автора, человек мало внимания обращал на развитие души. То есть ценилась только красота тела. Но автор выражения считал необходимым гармонию и тела, и души

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи

«На злобу дня»​

Выражение, которое мы произносим, когда что-то сказано или сделано в нужный момент, позаимствовано из Библии. Изначально слово «злоба» обозначало «забота». «В Библии говорится, что «каждому дню довлеет его злоба», то есть каждому дню достаточно его забот», - говорит Евгения Борисовна.

Некоторые крылатые выражения, пословицы и поговорки, пришедшие к нам из Библии или из латыни, меняют смысл из-за того, что с развитием языка меняется значение того или иного слова

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи

Кто старое помянет, тому глаз вон.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Кто старое помянет, тому глаз вон." в других словарях:

    Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба - (от посл. Кто старое помянет, тому глаз вон о нежелании вспоминать прошлые обиды, неприятности и т.п.) 1) исходное знач.; 2) о необходимости помнить старые обиды … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет. Ср. Баста, сказал дядя, кто старое вспомянет, тому глаз вон, и протянул ему руку. Григорович. Мой дядя Бандурин. Ср. Эх Васильевна! кто прошлое помянет, тому глаз вон. Не правда ли? Ведь ты на … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    1. ВОН Разг. I. нареч. 1. Наружу, за пределы чего л.; прочь. Вынести вещи вон. Броситься из комнаты вон. Выгнать вон. 2. в функц. сказ. Удалить, забыть; удалиться, забыться. Из ума (из головы, из памяти) вон. * С глаз долой из сердца вон (Посл.) … Энциклопедический словарь

    КТО БОЛЕЕТ ЗА СПАРТАК,// ТОТ ДУБИНА И ДУРАК / У ТОГО МОЗГИ НЕ ТАК - дразн., детск. Болельщики Спартака. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба п.сл. перед.: Кто старое помянет, тому глаз вон. Кто так обзывается, тот сам так называется присл., детск. Кто то что то сказал, или мне послышалось? … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    вон - I 1. нареч.; разг. 1) Наружу, за пределы чего л.; прочь. Вынести вещи вон. Броситься из комнаты вон. Выгнать вон. 2) в функц. сказ. Удалить, забыть; удалиться, забыться. Из ума (из головы, из памяти) вон. * С глаз долой из сердца вон … Словарь многих выражений

    Ого; ср. То, что было прежде. Зачем с. вспоминать? * Кто старое помянет, тому глаз вон (Погов.) … Энциклопедический словарь

    СТАРЫЙ, многолетний (многодневный и многовековой), ·противоп. новый. Старый дом, давно выстроенный, долго простоявший. Старый друг лучше новых двух. Новгород старый город, древний. Старый человек, ·противоп. молодой и середовой, преклонных лет,… … Толковый словарь Даля

    Прил., употр. наиб. часто Морфология: стар, стара, старо и старо, стары и стары; старее; нар. по старому 1. Старым называют того, кто прожил много лет, достиг старости. 2. Выражение и старые и малые употребляется в том случае, если речь идёт о… … Толковый словарь Дмитриева

    Толковый словарь Даля

    ПОМИНАТЬ, помянуть что, помнить, не забывать; | вспоминать, припоминать, напоминать; храня в памяти прошлое, обращаться мысленно к нему, сказывать минувшее. Поминать кого, думать либо говорить о нем. | Корить, попрекать кого прошлым. Кто старое… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Светочи тьмы. Физиология либерального клана: от Гайдара и Березовского до Собчак и Навального , Делягин, Михаил Геннадьевич. Жизнь быстротечна: даже участники трагедии 90-х забывают ее детали. Что же говорить о новых поколениях, выросших после августа не только 1991-го, но и 1998-го? О тех, кто был защищен от…
  • Светочи тьмы. Физиология либерального клана. От Гайдара и Березовского до Собчак и Навального , Делягин Михаил Геннадьевич. Жизнь быстротечна: даже участники трагедии 90-х забывают ее детали. Что же говорить о новых поколениях, выросших после августа не только 1991-го, но и 1998-го? О тех, кто был защищен от…