Международный день цирка. Всемирный день цирка Всемирный день цирка в году

Сегодня 16 апреля и каждый год, в третью по счету субботу месяца, все циркачи и любители цирка отмечают один из самых веселых праздников - Международный день цирка (World Circus Day) .

Цирковая ассоциация создала новый праздник

сайт / День в истории. Предназначение данного праздника не только, чтобы показать цирк как он есть на самом деле, на также призван сохранить память о всех тех, кто посвятил жизнь этому замечательному ответвлению культуры. Любители цирка живут по всей планете, их возраст от мала до велика, потому что цирк для всех и каждого.

На создание данного праздника, сподвигло выступление Европейской цирковой ассоциации (European Circus Assotiation ) и Всемирной федерации цирка (Federation Mondiale Du Cirque) в 2009 году, которые действуют под патронажем принцессы Монако Стефании. Именно тогда, принцесса Стефания и президент Европейской цирковой ассоциации, количество которой насчитывает 21 цирк, рассказали всем циркам об инициативе создания ежегодного праздника - Международного дня цирка, празднование которого прошло впервые в 2010 году и тем самым, ставший праздником, который отмечают каждый год во всех странах.

Инициатором праздника в 2008 году, была штаб-квартира Всемирной федерации цирка, которая находится в Монте-карло. Так как первый Европейский день цирка, был проведен 19 апреля 2008 года, именно поэтому, предложили праздновать день цирка в третью субботу месяца.

В множестве стран отмечаются национальные дни цирка. Несколько лет в России идут споры об учреждении Российского дня цирка, так как определенного дня в России нет. В день празднования первого Международного дня цирка, его отмечали больше 25 стран, вместе с Россией.

Не смотря на то, что цирк это одно из древних видов искусства и упоминания о наездниках, жонглерах, наездниках, акробатах относят к времена Древнего мира, в том виде, в котором мы можем наблюдать цирковое искусство сейчас, оно появилось только в конце XVIII века. Негласным основателем цирка считается наездник Филип Астлей, который проводил различные опыты и выяснил, что диаметр круга, в котором лошадям удобно выполнять различные трюки во время галопа, является круг в 13 метров. Данные рекомендации, используются по сей день, практически на всех цирковых аренах мира.

Так, как Астлей был превосходным наездником, он выполнял свои трюки будучи на лошади. Позже, на арене, к нему стали присоединяться клоуны, дрессировщики, канатоходцы и акробаты. К середине XIX века, цирковые жанры расширялись. К примеру, когда появилась страховочная сетка, трюковые номера, связанные с нею, были достаточно усложнены.

Появление цирка в Европе

В Европе, цирк, нынешнем виде, появился гораздо раньше чем в России . Самым старым считается цирк Гаэтано Чинизелли находящийся в Санкт-Петербурге, который работает и сегодня. Известные братья Никитины , были основателями российского цирка, так как первые дали цирковое представление под названием “Русский цирк братьев Никитиных”, в городе Пенза, Саратовской области. Позже, ими были открыты множество цирков по всей России.

Цирк в современно понимании это - акробатика, иллюзионизм, клоунада, пантомима, музыкальная эксцентрика, интермедия и еще множество разных жанров. Одни из самых известных мировых цирков, это Канадский “Цирк Солнца (Cirque du Soleil), или Китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной». В Америке находится «Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли», который известен модернизацией циркового дела, есть также известный французский “Цирк Фрателлини”, в котором основную роль выполняют клоуны.

Российский цирк

В России самым известным цирком считается Большой московский государственный цирк, которых находится на проспекте Вернадского, это самый большой стационар цирка в мире. За все время своего существования, в нем было выпущено больше 100 разнообразных программ, в которых приняли участие самые лучшие артисты зарубежного, и конечно же, нашего цирка. Имена, связанные с цирком известны всему миру, такие как Виталий Лазаренко, Олег Попов, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Анатолий и Владимир Дуровы, Вильямс Труцци и Валентина Филатова, которая создала “Медвежий цирк”.

Множество цирковых команд, составляют целые династии. Такие фамилии как, Кио, Запашные, Тугановы, Довейко, Дуровы, Кантемировы, Волжанские, были вписаны в золотой фонд российского цирка. Об этом виде искусства, снято множество фильмов, написаны тысячи книг, создано уйма фестивалей. Самый старый фестиваль, проходит в Монте-Карло, в котором разыгрывают награды аналогичные “Оскарам ”.

В Международный день циркового искусства , множество цирков, открывают двери для всех желающих. Цирки устаривают бесплатные показы мастеров, проводят разные выставки, карнавалы и программы. Международный день цирка, является важным событием для всех тех, кто любит цирк, во всех его проявлениях.

С инициативой ежегодного проведения Всемирного дня цирка выступили Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка (Federation Mondiale Du Cirque).

Всемирная федерация цирка со штаб-квартирой в Монте-Карло была основана в 2008 году под патронажем принцессы Монако Стефании (Princess Stephanie of Monaco). Федерация является некоммерческой организацией, созданной для содействия развитию циркового искусства и культуры во всем мире, а также для представления интересов цирка на международном уровне.

Первый цирк был открыт в Лондоне в 1777 году (по другим данным в 1768 году) Филиппом Эстли. Это было первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, живые пирамиды из наездников, которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 13 метров, которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью. Кроме конных представлений в цирке Эстли ставились сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. "Амфитеатр Эстли" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведения Лондона первой половины XIX века.

Уже к началу XX века структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков воздушной гимнастики, где появилось новое амплуа - "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат заменяется более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники - от гонок по вертикальной стене до "полета из пушки на Луну", от феерий на воде до новых возможностей иллюзиона.

Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открывался казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки. В декабре 1877 году в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи.

В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России.

После Октябрьской революции было создано Главное управление цирками (ГУЦ), хозрасчетная организация, существовавшая в системе Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В ГУЦ входили кроме стационарных, передвижные цирки и аттракционы под общим названием Циркообъединение.

В 1957 году ГУЦ было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков - Союзгосцирк, руководивший цирковым делом в СССР. Союзгосцирк обеспечивал хозяйственную деятельность цирков; курировал постановочную работу стационарных цирков и цирковых коллективов, проводил подготовку и переподготовку артистов различных жанров.

После распада СССР была "Росгосцирк", которая стала преемницей "Союзгосцирка". Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, объединяет 42 стационарных цирка в России. Система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, представляет почти 500 оригинальных цирковых номеров и программ. Ее артистические кадры составляют почти три тысячи человек, которые пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов из 70 регионов страны. В цирковых представлениях участвуют почти две тысячи животных.

Программа празднования Всемирного дня цирка за годы проведения — в этот день труппы цирков устраивают дни открытых дверей для зрителей и благотворительные акции, проводят уличные представления, выставки, карнавалы и шествия с участием клоунов, гимнастов, акробатов, жонглеров и других цирковых артистов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Зрелищные выступления акробатов, смешные шутки клоунов, летающие под куполом гимнасты и дрессировщики с питомцами - все это цирк. Чтобы мировое общество смогло в полной мере оценить вклад этого вида искусства в культуру, ему посвятили праздник.

Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля каждый год. В 2019 году он приходится на 20 апреля.

История

Инициатор и создатель торжества - Всемирная федерация цирка. Эту идею поддержала Европейская цирковая ассоциация. Больше всех обрадовались новому празднику сами циркачи. В 2010 году они впервые отметили профессиональный день на международном уровне.

Двумя годами ранее в третью субботу апреля праздновали Европейский день цирка. Чтобы не нарушать традицию, дату нового праздника оставили без изменений.

Первый цирк, который построили в Древнем Риме, мало чем походил на тот, который считается классическим развлекательным, с клоунами и дрессированными медведями. Римляне использовали цирк как место для скачек и гонок на колесницах. Там же проводились бои между гладиаторами. Развлечение людей - единственное сходство между тем цирком, который был в Римской империи, и тем, который знаком современникам.

После развала Империи цирки утратили популярность и перестали действовать вплоть до XVIII столетия. Воскрешением и новым видом, который напоминал привычный в XX веке, цирковое ремесло обязано англичанам Астлеи. Первое выступление отец и сын провели в Париже. На построенной круглой арене они показывали номера с лошадьми и акробатические упражнения.

В немецком городе Штутгарт выписали водительские права цирковому медведю.

Арена в цирке имеет строгий размер. Ее диаметр составляет 13 м. Это значение оптимально подходит для бегущих галопом по кругу лошадей.

На цирковом жаргоне метание острых предметов называется «частокольным искусством».

Третья суббота апреля ежегодно принимает на себя всемирный праздник, Международный день цирка. В истории становления торжества фигурирует Европейский день цирка, основанный в 2008 году. Двумя годами позже дата получила международный статус и с 2010 года у специалистов, занятых в области производства позитивного настроения, появился свой профессиональный праздник.

Очевидное родство слов циркуль, цирк, циркуляция продиктовано одним и тем же латинским корнем, circus, буквально переводящимся, как «круг». И действительно, в части формы здания цирков вызывают круглые ассоциации. Хотя самые первые арены в плане не являли собой строгих окружностей, они были вытянутыми, ближе к овальным, потому что имели несколько другое, чем сейчас, назначение. Тогда, когда эти строения называли цирками, они использовались, как ипподромы, трибуны для гладиаторских состязаний или травли зверей.

В средние века зрелища, подаваемые народу в цирках, были вытеснены театрами. Круглые здания ветшали, запускались, забрасывались и ломались, перестав выполнять увеселительную функцию. Ведь ни под какую иную деятельность их невозможно было приспособить, помещения для театральных представлений и мистерий предполагали совершенно другое устройство, рынки тут не прижились, как жилища эти строения тоже не годились.

Только в конце 18 века, около 1777 года (по другим данным, 1768) английскому наезднику Филиппу Эстли (Philip Astley) пришла в голову идея зарабатывать на искусстве верховой езды. Будучи жокеем-эквилибристом, он увлекался вольтижировкой (акробатика в конном спорте) и решил популяризовать это зрелище. Открыл школу и выстроил увеселительное заведение для просмотра. Очень быстро Эстли сообразил, что трек, по которому галопировали лошади, должен быть замкнутым.

Эмпирическим путем оказался определен оптимальный диаметр полученной внутри этой окружности арены. Он зависел от средних габаритов лошадей, скорости их перемещения. Тем самым достигался определенный угол наклона, необходимый для акробатических конных номеров. Поскольку во всем мире средние показатели цирковых животных и их скоростные характеристики, одинаковы, рассчитанный таким образом радиус циркового манежа используется повсеместно.

Чуть позже к акробатам конной эквилибристики присоединились жонглеры, мимы, дрессировщики, клоуны и воздушные гимнасты. Это было сделано позже и другой фамилией, итальянцами Франкони. Именно в этом виде до нас дошло классическое цирковое искусство. Тем не менее, отцом современного возрожденного цирка принято все же считать Филиппа Эстли.

Сейчас цирковое искусство является международным и у него есть собственная штаб-квартира. Расположена она в княжестве Монако, в районе Монте-Карло. Патронажем Всемирной федерации цирка занимается королевская фамилия этого карликового государства.

В Международный день цирка принято устраивать наиболее зрелищные программы, состоящие из самых удачных номеров, проводить мастер-классы и интерактивные шоу, в которых каждый может почувствовать себя причастным к империи отличного настроения, позитивного духа и праздника.

На сегодняшний день цирк является одним из самых необычных и почитаемых видов искусства. Демонстрация веселого и оригинального в цирковых программах оказало влияние на развитие современного зрелищного искусства, ведь цирк всегда актуален.

Цирковые выступления достигли грандиозных масштабов. Каждая новая постановка удивляет и показывает что-то необычное современному зрителю. Поэтому спектакли вмещают в себя не только выступления театральной группы, но и фокусы, опасные трюки, умения дрессированных животных.

История

Празднование Дня Цирка прошло в 2010 году впервые. Запатентовать и провести данный праздник предложили две крупные международные организации:

  1. Европейская цирковая ассоциация.
  2. Международная федерация цирка.

Предложение создания праздника было обосновано практически полным отсутствием интереса молодежи к цирку, как к виду искусства. Помимо этого, праздник включает знакомство любопытных зрителей с внутренним миром цирка, жизнью актеров, их репетициями.

В первый год празднования идею поддержали не более 30 стран, и Россия вошла в число празднующих государств, чья цирковая школа имеет международный уровень. К следующему же году принимать участие в праздновании решились уже около 40 стран, а это более 100 тематических постановок. В целом мероприятия празднования дня цирка организовали около двухсот цирковых трупп. Уже в 2012 году число празднующих стран возросло до отметки 47. Организаторами выступают молодые коллективы культурных городов и метры индустрии, демонстрируя свое мастерство.

16 апреля в качестве празднования Международного Дня Цирка было выбрано не случайно. Этот день вошёл в историю с 2008 года, когда Европа впервые отпраздновала данный праздник, преследуя такие же цели.

Традиции

Учитывая то, что праздник был запатентован недавно, профессионалы и зрители уже успели наградить его особыми традициями.

Для привлечения зрителей и молодых специалистов многие цирки в этот день приглашают всех желающих на особую программу, завлекающую посетителей не только в праздничные дни посещать их, но и ознакомиться с плановыми выступлениями артистов. Цирковые труппы проводят праздничные фестивали, в большинстве случаев – благотворительные.

Поддерживают настроение публики клоуны и участники карнавалов, вышедшие на улицы городов мира. Выступления, которые поднимают настроение жителям города, делают атмосферу радости и беззаботности в этот день.