Нетрадиционные методы рисования детей презентация. Нетрадиционная техника рисования

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста". " Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". В.А. Сухомлинский.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: Сформировать у детей технические навыки рисования. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Изучила опыт работы: И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»; А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»; Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»; Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками». На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду».

1. Подготовительный- ознакомительный 2. На втором этапе - репродуктивном поставила задачу: познакомить детей с различными средствами выразительности. 3. Третий этап - конструктивный. Задача этого этапа научить детей выполнять коллективные работы, организовывать совместную деятельность(друг с другом, с воспитателем) Этапы:

1. Печать от руки 2 . Использование печатки 3. Рисование пёрышком 4. Рисование пальцем. 5. Монотипия. 6. Рисование по трафарету тампоном. 7. Рисование методом тычка. 8. Кляксография. 9. Набрызг. 10. Граттаж. 11. Рисование мыльными пузырями. 12. Рисование мятой бумагой 13. Вместо кисти – дырокол. 14. Ниткография. Методы и приёмы нетрадиционного рисования

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Мною были использованы следующие средства - совместная деятельность воспитателя с детьми, - самостоятельная деятельность детей. Применяла такие методы: информационный словесный, практический. Информационный метод включает следующий прием: - рассматривание - наблюдение - экскурсия - образец воспитателя - показ воспитателя Словесный метод включает в себя - беседу - рассказ - использование образцов педагога - художественное слово Практический метод – это метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навык до автоматизма, он включает в себя прием повтора работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 18 22 29 41 2. Проявление творчества 21 29 33 54 3. Проявление инициативы 20 34 42 59 4. Проявление самостоятельности 23 36 48 61 5. Проявление индивидуальности 21 43 52 59 6. Использование средств выразительности 24 45 51 64 7. Освоение способов создания изображения 28 42 54 60 8. Видение художественных образов 19 39 46 62 9. Планирование деятельности 18 28 51 70 10. Навыки и умение владения инструментами 17 28 49 76 Анализ результативности навыков и умений рисования по группам: 1. Подготовительный этап:

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 19 24 32 45 2. Проявление творчества 23 30 34 56 3. Проявление инициативы 22 34 45 60 4. Проявление самостоятельности 24 37 49 65 5. Проявление индивидуальности 25 45 54 63 6. Использование средств выразительности 23 47 53 65 7. Освоение способов создания изображения 30 44 56 67 8. Видение художественных образов 22 41 49 62 9. Планирование деятельности 20 29 54 85 10. Навыки и умение владения инструментами 21 35 50 86 2. Основной этап:

Критерии 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа % проявления 1. Художественно-эстетическое восприятие 29 34 38 46 2. Проявление творчества 33 37 38 56 3. Проявление инициативы 28 39 48 64 4. Проявление самостоятельности 32 39 49 66 5. Проявление индивидуальности 35 48 53 65 6. Использование средств выразительности 33 49 57 67 7. Освоение способов создания изображения 34 48 59 67 8. Видение художественных образов 29 46 51 76 9. Планирование деятельности 28 35 57 85 10. Навыки и умение владения инструментами 29 38 58 88 3. Заключительный этап:

Вывод: проанализировав результативность навыков и умений рисования по группам, занимающихся нетрадиционной техникой рисования, пришла к выводу, что наблюдается положительная динамика у детей подготовительной группы, так как ими освоены многие виды техники нетрадиционного рисования и более развита мелкая моторика пальцев.

П роведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует: -Снятию детских страхов; - Развивает уверенность в своих силах; - Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

1 из 18

Презентация - Нетрадиционная техника рисования

Текст этой презентации

Нетрадиционная техника рисования

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»

Рисование с использованием нетрадиционной техники –
это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.

Применение нетрадиционных техник изодеятельности:
способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования; дает возможность экспериментировать; развивает тактильную чувствительность, цветоразличие; способствует развитию зрительно-моторной координации; не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Нетрадиционные способы изображения в рисовании.
Способы изображения
Рисунок своими руками (рисование пальцами и ладошками)
Рисование по мокрому
Ниткография
Рисование штампом тычковое рисование,оттиск)
Монотипия
И другое
Граттаж
Игры с кляксами (Кляксография)
Рисование расческой, зубной щеткой
Рисование крупами
Пластилинография

Рисование пальчиками и ладошкой.Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (палец)или окрашивает с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из овощей и фруктовВозраст: от трех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск пенопластом, поролономВозраст: от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт, поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой.Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Отпечатки листьев.Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: фактура, цвет.Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычок жесткой полусухой кистью.Возраст: любой.Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Возраст: от 2 лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Тампонирование ватными палочками, карандашом

Восковые мелки (свеча) + акварель.Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная.Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажнаяВозраст: от 6 лет Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Родительское собрание в детском саду. Тема: презентация кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»

Климова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОУ детского сада «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.
Данная презентация предназначена для родителей воспитанников.
Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками в рисовании.
Задачи:
- расширение контакта между педагогами и родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вызвать у родителей интерес к изобразительной деятельности совместно с ребёнком.
Участники: воспитатели, родители
Форма проведения: встреча
Продолжительность: 1 час
Вступительная беседа:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов

Добрый день, уважаемые родители! Хочу представить вашему вниманию презентацию моего кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски". Я очень люблю рисовать, но раньше как - то не думала, что нетрадиционная техника такая увлекательная.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать изображение собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе.
1слайд: Кружок «Волшебные краски»(нетрадиционная техника рисования) Руководитель: Климова Ирина Анатольевна МДОУ «Детский сад «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края
2 слайд: Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.
3 слайд: Цель программы:
- развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей;
-развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник;
- формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
4 слайд
Задачи программы:
1) Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике;
2) Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;
3) Выявление способностей у детей дошкольного возраста, к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
5 слайд: Программа рассчитана на один год обучения (для детей 6 - 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, включает необходимое оборудование.
6 слайд: Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- побуждает детей работать с различным материалом;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности;
- развивает воображение.
7 слайд
Нетрадиционная техника рисования включает в себя:
Монотипия
Рисование пальчиками
Тычок жёсткой полусухой кистью
Набрызг
Рисование ладошкой
Рисование по сырому фону
Рисование поролоном
Восковые мелки+акарельная краска
Раздувание краски
Кляксография
Фотокопия-рисование свечой
Граттаж
Печать листьев
Акварель + соль
Крупа + клей ПВА
8 слайд
Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
9 слайд
Монотипия
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
10 слайд
Восковые карандаши+акварель
Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным.
11 слайд
Печать листьями
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
12 слайд
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.
13 слайд
Набрызг
Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше четырех лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
14 – 27 слайды: А так рисуют Ваши детки
28 слайд: Рекомендации родителям
-материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
-знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
-не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
-хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!
29 слайд: Спасибо за внимание!

Презентация кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»

    Африканская роспись

    Она заключается в том, что детей делать обычные точки, разноцветными красками. Идеально подходят для этой техники деревянные китайские палочки. Такой необычной техникой мы создавали узоры на тарелках, салфетках и т.д. В результате своей работы дети проявляют фантазию, включают воображение.

    Метод волшебного рисунка.

    Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуем изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, наносим сверху краску на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

    Разрисовка маленьких камешков.

    Чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи мы используем морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносим яркую густую краска - и образ готов. После того, как камешек высохнет, я покрываю их бесцветным лаком. В результате получается объемная яркая игрушка - объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

    Метод ниткографии.

    Существует этот метод в основном для девочек, но иногда и мальчики охотно присоединяются к такому виду рисования. А заключается он в следующем. Экран размером 25х25 см сделанный из бархатной бумаги, мешочки с набором шерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы - цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько ниток и получаются интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.

    Метод монотипии.

    Он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на плотных файлах или папках, которое переносится потом на бумагу. На гладкой поверхности ребята рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают файл изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. После того как полученный рисунок высохнет, я предлагаю детям дополнить образ деталями с помощью карандашей или фломастеров. Плюс этой техники заключается в том, что каждый рисунок получается совсем не похожим на другой.

    Рисуем с помощью открыток.

    В каждом доме хранится масса старых открыток. Ребята приносят их в детский сад, я вырезаю нужные образы, когда они станут постарше, будут это делать уже сами, и наклеиваем к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, если наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то ребята, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

    Творческий процесс - это настоящее чудо. Мне интересно наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, и наблюдать за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида

Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.


Цель: научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Задачи:

  • развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
  • формировать и совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

  • наглядный (рассматривание предмета, использование картин, использование образца, показ приёмов работы, анализ детских работ);
  • словесный (беседа, указания и пояснения в процессе совместной деятельности, художественное слово)
  • практический методы
  • игровой (использование разных персонажей, сказочные путешествия)

  • цветные карандаши; восковые мелки,
  • акварельные краски, гуашь;
  • листы бумаги различной формы;
  • щетинные кисти, ватные палочки, щетки;
  • поролон, штампы, печати;
  • трафареты, вырезанные картинки;
  • природный материал и т.д.

Творчество – это деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.


  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.






Младший возраст

Средний возраст

рисование пальчиками;

Старший возраст

тычок жесткой полусухой кистью

оттиск печатками из картофеля;

рисование песком, солью

рисование ладошками.

Печать поролоном, пробками

рисование мыльными пузырями

восковые мелки + акварель; свеча + акварель

рисование мятой бумагой

Отпечатки листьев;

монотипия пейзажная, предметная

Монотипия предметная, пейзажная

печать по трафарету

Выдувание воздуха через трубочку

пластилинография

Рисование ватными палочками;

с помощью ватных дисков;


Африканская роспись

материал: разноцветная гуашь, бумага плотная, китайские палочки


Рисование акварелью + восковые мелки

Материал: восковый мелки, акварель, вода, кисти.


Разрисовка мелких камешков

Материал: морские камешки различной формы, яркая гуашь, кисти, вода, салфетки.


Метод ниткографии

Материал: экран сделанный из бархатной бумаги, мешочек с набором шерстяных ниток разных цветов.


Монотипия предметная и пейзажная

Материал: плотная бумага, кисти, гуашь, вода.


Рисование с помощью открыток

Материал: открытки разной тематики, кисти клеевые, клей, гуашь, кисти для рисования, вода, салфетка.


  • Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».
  • Р.Г. Казакова, «Изобразительная деятельность в детском саду».
  • Г. Н. Давыдова, «Нетрадиционные техники в детском саду». – Ч.1, Ч.2.
  • А.В. Никитина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • И.А. Лыкова, «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»».
  • Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. 2


Рисование ладошкой Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 3


Рисование пальчиками Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 4


Оттиск поролоном Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 5


Оттиск мятой бумагой Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. 6


Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 7


Восковые карандаши + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным. 8


Монотипия предметная Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 9


10


11


Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада Младшая группа (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью пальчиком рисование ладошкой рисование ватной палочкой печатками из картофеля оттиск пробкой Средняя группа (4-5 лет) оттиск поролоном оттиск печатками из ластика, листьев восковые мелки + акварель свеча +акварель рисование мятой бумагой монотипия предметная Старшая и подготовительная группа (5-7 лет) монотипия пейзажная рисование зубной щеткой расчесывание краски набрызг воздушные фломастеры кляксография с трубочкой фотокопия – рисование свечой граттаж черно- белый, цветной рисование нитками рисование солью, рисование песком 12


Рекомендации педагогам используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;. повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения. 13


Рекомендации родителям материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален! хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален! 14


Список используемой литературы Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. -М.: Скрипторий, с. 15