Пенсия гражданам, приехавшим в россию из государств снг. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран снг Почему не подтверждают вредный стаж из таджикистана

Навигация по статье

Работа в указанных производствах сопровождается наличием вредных условий труда , что связано с особой опасностью, повышенной тяжестью, наличием травматизма и других факторов (загазованность, радиационный фон, уровень шума, освещение и др.), которые могут привести к профессиональным заболеваниям, полной или частичной потере трудоспособности.

Список № 1 льготных профессий для досрочной пенсии

Списком № 1 (в повседневной жизни «первая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с вредными и опасными условиями труда - в горячих цехах, на подземных работах . В утвержденном перечне предусмотрены профессии по 24 видам производств:

  • металлообработка;
  • металлургическое производство;
  • химическое производство;
  • транспорт;
  • атомная энергетика и промышленность;
  • горные работы и т.д.

Полный перечень профессий, которые относятся к Списку 1, представлен в документе по .

Стаж работы по профессии, предусмотренной Списком 1, после 1 января 2013 г., засчитывается в спецстаж, если работодатель производит отчисление страховых взносов в ПФР .

Список № 2 производств, профессий и должностей

Списком № 2 (или «вторая сетка») определены профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда . Такие профессии предусмотрены в 34 видах производств, например, в:

  • химическом;
  • электротехническом;
  • деревообрабатывающем;
  • полиграфическом и кинокопировальном;
  • стекольном и так далее.

С полным перечнем профессий и производств, которые относятся к Списку 2 для льготной пенсии, можно ознакомиться в документе по .

Стаж работы в профессии, предусмотренной Списком 2, после 1 января 2013 года, засчитывается в специальный (льготный), если работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР .

Выход на пенсию по списку 1 и 2 (при полном и неполном льготном стаже)

Для назначения досрочной страховой пенсии по старости работникам по Спискам 1 и 2 законодательно определены три основных условия :

  • достижение установленного пенсионного возраста выхода на пенсию;
  • наличие полного страхового стажа;
  • продолжительность специального (льготного) стажа.

Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту для мужчин и женщин в соответствии со Списками № 1 и № 2 приведены в таблице:

Условие назначения Мужчины Женщины
По Списку № 1
Пенсионный возраст 50 лет 45 лет
Общий страховой стаж не менее 20 лет не менее 15 лет
Специальный стаж* 10 лет 7,5 лет
По Списку № 2
Пенсионный возраст 55 лет 50 лет
Общий страховой стаж не менее 25 лет не менее 20 лет
Специальный стаж * 12,5 лет 10 лет
* Если указанные лица проработали на опасных и вредных (по Списку № 1) или на тяжелых работах (по Списку № 2) не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового (общего) стажа, досрочная пенсия им будет назначаться с уменьшением пенсионного возраста:
Снижение возраста по Списку № 1 на один год за каждый полный год льготной работы
Снижение возраста по Списку № 2 на один год за каждые 2,5 года льготной работы на один год за каждые 2 года льготной работы

Обязательным условием для досрочной пенсии является наличие не менее 30 (ИПК).

Мужчина имеет 4 года стажа по Списку № 1, 9 лет по Списку № 2 и 26 лет общего страхового стажа. Право для выхода на пенсию по старости по Списку № 1 у него отсутствует. При наличии «чистого» стажа по Списку № 2 (9 лет) право на пенсию возникает в 57 лет. При сложении с периодами работы по Списку № 2 периодов работы Списка № 1 получается льготный стаж, равный 13 годам. Это дает право выхода на пенсию в 55 лет.

Малый список льготных профессий для досрочной пенсии

Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) законодательно закреплен Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .

Оценка производится работодателем вместе с привлекаемой специализированной организацией. В созданной комиссии для проведения оценки должны быть непосредственно задействованы специалисты отдела или службы по охране труда.

  • На рабочие места с не выявленными вредными или опасными факторами работодатель подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям в трудовую инспекцию.
  • Рабочие места, на которых были выявлены опасные факторы, распределяются по соответствующим классам (подклассам) вредности :
    • оптимальные;
    • допустимые;
    • вредные;
    • опасные.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Периоды работы по спискам после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж при соблюдении условий:

  • соответствия класса условий труда на рабочих местах, установленным нормативам по результатам
  • уплаты работодателем страховых взносов по ОПС по дополнительным тарифам, установленным статьей 33.2 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Тариф доп. взноса определяется в зависимости от класса вредности, установленного в результате спец. оценки. Если работодатель не проводил оценку условий труда, то он будет уплачивать по стандартным тарифам (в 2015 г. они были увеличены):

Расчет размера пенсии по вредности в 2019 году

Подать заявление о назначении пенсии можно через интернет , воспользовавшись «Личным кабинетом гражданина» на официальном сайте ПФР.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 дней со дня его приема. Пенсия будет назначена со дня обращения, но не ранее даты возникновения права на нее . Ранее даты обращения назначат лишь в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней с даты увольнения с работы - в таком случае выплаты назначат со дня, следующего после увольнения.

Какие документы нужны для оформления

При подаче заявления в ПФР гражданину необходимо предоставить следующие документы :

  1. Паспорт.
  2. Документы, подтверждающий право на досрочное страховое обеспечение. Кроме трудовой книжки используются справки , уточняющие особый характер работы, выданные работодателем в соответствии с действующим законодательством - это могут карточки учета фактически отработанного времени на льготных производствах и так далее.
  3. Дополнительные документы при необходимости (архивные справки, договора, свидетельства о рождении детей, документ об образовании, для мужчин военный билет и т.п.).

Более 20 лет назад начался массовый отток таджикских трудовых мигрантов в Россию. Многие из них на сегодня достигли пенсионного возраста, но не все обладают правами на социальные выплаты. Этот вопрос периодически поднимается на правительственном уровне, но решить его до конца пока так и не смогли.

Форум надежды

Ежегодно в трудовую миграцию в Россию отправляются сотни тысяч граждан Таджикистана. Многие из них уже пенсионеры, однако лишь малая их часть, трудовая деятельность которых соответствует требованиям пенсионного закона РФ, могут получить там пенсию.

Вопросы, связанные с пребыванием таджикских трудовых мигрантов в России, необходимость их пенсионного обеспечения со стороны работодателей, стали одними из ключевых в ходе проходящего в Москве межпарламентского форума «Россия-Таджикистан, потенциал межрегионального сотрудничества».

Необходимость упорядочения миграционных процессов и обеспечения защиты прав и интересов трудящихся – мигрантов, назрела еще в начале двухтысячных, - говорит «АП» завсектором «Миграция населения» Института экономики и демографии Академии наук, кандидат экономических наук Анвар Бобоев.

– Так, в октябре 2004 года между правительствами Таджикистана и России, было подписано Соглашение о трудовой деятельности и защите прав граждан нашей страны в РФ, и граждан России в Таджикистане. Далее, в 2012 и 2013 гг. было подписано еще два соглашения относительно увеличения сроков регистрации для граждан РТ от 7 рабочих дней до 15, и увеличение сроков трудовой деятельности для граждан РТ без выезда с территории РФ от 1 до 3-х лет.

По словам эксперта, за период 2013-2014 годы при совместной работе экспертных групп было подготовлено еще 5 проектов межправительственных соглашений, в частности:

- «О сотрудничестве в области миграции»;

- «Об организованном наборе»;

- «О реадмиссии»;

- «О правовом статусе представительств миграционных служб сторон на территориях друг друга»;

- «О сотрудничестве в области социального обеспечения (пенсионного страхования)».

Вышеназванные проекты Соглашений были рассмотрены и одобрены еще в октябре 2014 года, а также и в марте 2015-го. Они были включены в совместный план мероприятий и должны были быть подписаны, но, к сожалению, этого не было сделано, - отметил Бобоев.

Минтруда и миграции: пенсионный вопрос решится, но не сегодня и не сейчас

Вопрос обеспечения наших трудовых мигрантов пенсией, также обсуждается не первый год. Пенсионный вопрос решится, но не сегодня, и не сейчас. Мы к этому идем, - говорит замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана, Нурулло Махмадуллозода.

Страховую пенсию по старости мигранты могут получать, согласно пенсионному законодательству РФ с 2015 года, если имеют вид на жительство (ВНЖ), страховой стаж не менее 15 лет и достигли пенсионного возраста. При этом, конечно же, стаж работы должен быть официальным, с выплатой всех социальных взносов.

К сожалению, даже многие из тех, кто работает в России 15-20 лет, так и не сделали себе ВНЖ. Кроме того, не все наши трудовые мигранты официально оформлены и получают «белую» зарплату, и как следствие, с их зарплаты не переводятся средства на соцвзносы. По этим причинам большинство наших мигрантов, достигших пенсионного возраста, не могут получить в России пенсию.

Учитывая эти обстоятельства, некоторые эксперты прогнозируют, что подписание Соглашения по пенсионному страхованию, не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым.

В стороне могут оказаться и многие из тех, кто трудится в РФ, имея патенты.

Патент, это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются, потому что, российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог.

Поэтому частный сектор, или бизнес, заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, - считает экономист Самиджон Носиров.

Фактор доверия

По мнению экс-главы представительства ФМС РФ в Душанбе Виктора Себелева, для того, чтобы предметно и обоснованно говорить о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов из Таджикистана, необходимо знать какое количество граждан вносит отчисления в Пенсионный Фонд России, сколько лет они это делают, и какая сумма этих взносов накоплена за это время.

- Без таких сведений обсуждать этот вопрос бессмысленно. Но пока, никто из ответственных работников не удосужился озвучить эти цифры, - прокомментировал он вопрос на странице «АП» в Фейсбуке.

Во время обсуждений пенсионного вопроса в прошлом, звучали предложения о создании спецфондов, куда бы трудовые мигранты выплачивали определенную сумму, а на старости лет оттуда смогли бы получать пенсии. Такие фонды могли бы существовать как на территории Таджикистана, так и на территории России. Такой механизм для иностранцев предусмотрен во многих странах мира.

Но сейчас люди мало доверяют банкам и социальным фондам. И как мы видим, не безосновательно. Социальные фонды в России также сталкиваются с финансовыми проблемами, и нет уверенности, что через десять лет их деятельность будет также стабильной, - считает эксперт Анвар Бобоев.

По его мнению, в скорейшем решении пенсионного вопроса важно доверительное отношение сторон.

Многое в этом отношении зависит от тех, кто ведет переговорные процессы с российской стороной. Нужно квалифицированно, четко и обоснованно преподносить свои расчеты. Вот, например, согласно данным российских экспертно-аналитических центров, патентная система, введенная в России с 2010 года, за этот период принесла в бюджет страны более 100 млрд. рублей.

Или, скажем, возьмем общее количество наших трудовых мигрантов – свыше 500 тысяч, умножим их на 500 долларов ежемесячной зарплаты. Выделив оттуда 25% соцотчислений, власти России получают в свой бюджет более 60 миллионов долларов ежемесячно.

И все эти огромные средства, результат тяжелого труда мигрантов. Ну а те, кто по тем или иным причинам не могут получить пенсию в России, должны получать её здесь, в Таджикистане. Хотя бы потому, что и в нашу страну наши мигранты переводят более двух миллиардов долларов ежегодно. Мы должны решить этот вопрос как можно скорее. Этого ждут полмиллиона наших соотечетстенников.

Внешняя трудовая миграция граждан РТ за период 2003-2017 гг. (Данные Института экономики и демографии АН Таджикистана)

Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.

При работе в особых условиях

Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы , которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.

На практике часто возникают ситуации, когда органы Пенсионного фонда отказывают в досрочном назначении пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за недостаточности содержащихся в трудовой книжке работника сведений о периодах трудовой деятельности и невозможности подтвердить их иными документами; несоответствия наименования должности (профессии) в трудовой книжке работника наименованию должности (профессии), дающей право на такую пенсию; отсутствия необходимых уточняющих условия труда и характер выполняемых работ справок (в т.ч. у организаций-правопреемников и в архивных учреждениях); отсутствия необходимых сведений на застрахованное лицо в данных индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с Перечнем документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в необходимых случаях, должны быть приложены документы, подтверждающие характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ü Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н.

Когда речь идет о периоде до регистрации застрахованного в системе персучета , если требований о показателях характера работы и условиях труда в Списках нет, а в трудовой книжке содержатся достаточные сведения о производстве, профессии (должности) работника, то дополнительных документов, подтверждающих спецстаж, не требуется.

Иногда требуется подтверждение не только профессии или должности, но и показателей условий труда. Особенность перечня профессий (должностей) Списков №1 и 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях. Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ. Важными являются требования к тем профессиям и должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной среды.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений или если законодательством предусматриваются дополнительные факторы (кроме наименования профессий и должностей) для досрочного назначения пенсии, работодатель выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана. Справка должна подтверждать тождественность выполнявшейся работы той, которая предусмотрена в Списках (при этом могут использоваться данные о должностных обязанностях профессий работников из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работников).

Основными документами для уточняющей справки являются:

Приказы о закреплении работника за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях;

Когда на предприятии не сохранилось необходимых документов, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудование, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения специального стажа можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени (однако, в этом случае неизменность оборудования, технологии и т.д. требует дополнительного подтверждения);

Для подтверждения показатели условий труда могут использоваться заключения органов экспертизы условий труда (карты аттестации рабочего места по условиям труда) . Так, согласно п. 22 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в тех случаях, когда в «льготных» пенсионных Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда при необходимости заключения дают органы Государственной экспертизы условий труда;

Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному Списками, могут быть учредительные документы, лицензии на осуществление определенных видов деятельности, сертификаты работ (услуг), свидетельство о регистрации в госреестре опасных производственных объектов, технологический регламент, присвоенный предприятию код по ОКВЭД, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам. О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Под производством понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр.

Нередко суды, рассматривающие дела, связанные с подтверждением занятости работника в определенных условиях, отвергают доводы Пенсионного фонда о том, что характер работы должен подтверждаться какими-то определенными документами. Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 10 марта 2006 года по делу № 46-В06-3 указал: «Довод ответчика в жалобе о том, что исследованных судом документов недостаточно для назначения истцу досрочно трудовой пенсии, поскольку работа в полевых условиях в вышеназванный период не подтверждена соответствующими приказами организации, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что эти документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает ее права на назначение льготной пенсии по решению суда».

В соответствии с ранее действовавшим порядком подтверждения трудового стажа (действовавшая до 01.01.2010 г. редакция п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях допускает применение ранее действовавшего порядка подтверждения трудового стажа) и действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24 июля 2002 года № 555 и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, специальный стаж (характер работы) при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд не может быть подтвержден свидетельскими показаниями (кроме случаев утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций ).

Однако, до 1 января 2010 года при рассмотрении данной категории дел в судебных инстанциях судьи исходили из следующей позиции: «характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей» .

1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. Пункт 3 статьи 13 был дополнен положением о недопустимости подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Верховный Суд РФ не замедлил дать свое толкование этому нововведению. В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года (вопрос 4) он указал: «…после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)… суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы». Позже свою позицию Верховный Суд закрепил и в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Не ясно также, насколько правомерно спорную норму из пункта 3 статьи 13 (в ее толковании, данном Верховным Судом РФ), регулирующую взаимодействие гражданина с Пенсионным фондом, распространять на судебный процесс, не нарушает ли это конституционные права граждан на судебную защиту. А если норма о запрете использования свидетельских показаний должна применяться и при необходимости подтверждения характера работы, имевшей место до введения данного запрета (т.е. до 01.01.2010 г.), то не противоречит ли это принципу правовой определенности в пенсионном законодательстве, на который постоянно ссылается Конституционный Суд РФ?

Без ответов на перечисленные вопросы, мнение о невозможности использования показаний свидетелей, высказанное Верховным Судом, представляется не вполне убедительным.

Так же как и при подтверждении общего стажа, периоды работы в особых условиях после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета .

Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в «льготный» пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11) работодатель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии (в частности, сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в спецстаж). Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения персучета по результатам проверки .

В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П можно вести речь о недопустимости возложения на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии (в т.ч. досрочной) за невыполнения своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования (работодателем – по своевременному предоставлению необходимых для досрочного назначения пенсии сведений; органом Пенсионного фонда - по контролю за правильностью и своевременностью предоставления работодателем сведений за работников).

Поэтому, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые, не запрещенные законом, доказательства характера своей работы, имевшей место и после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В некоторых случаях требуется подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ (например, в соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами).

Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Предоставляемые при этом отдельным работникам специальные перерывы для обогревания и отдыха, обусловленные технологией, организацией производства или климатическими условиями, включаются в рабочее время.

Понятие полного рабочего дня содержится в п. 5 постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29. Речь в нем идет о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Для подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня могут использоваться журналы и табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.

В то же время в соответствие с «Методическими рекомендациями по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2», утвержденными заместителем управляющего ГУ - Отделением ПФР по г. Москве и Московской области 20 апреля 2006 года: «если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась )».

ü В качестве примера судебной практики по вопросу о том, необходимо ли подтверждение постоянной занятости в периоды работы до 1992 года, небезынтересен вывод, сделанный Верховным Судом РФ в Определении от 20 января 2012 г. № 81-В11-9.

Пример 1. В трудовой книжке работника имеется запись о том, что он работал по профессии «лудильщик», фактически же он выполнял работы лудильщика горячим способом.

Разделом III «Металлургическое производство» Списка № 1 предусмотрена профессия «лудильщики горячим способом», при этом условием назначения льготной пенсии является их занятость в прокатном, колесопрокатном, бандажепрокатном, вилопрокатном, жестекатальном, лудильном, оцинковальном и освинцевальном производстве, производстве рельсовых скреплений, вырубке и зачистке горячего металла, термической обработке, производстве калиброванного металла.

Работнику в данном случае необходимо подтвердить: соответствие выполняемых обязанностей должностным обязанностям содержащейся в Списке профессии лудильщика горячим способом (их можно найти в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 2, утв. Постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 г. № 45); выполнение указанной в Списке работы постоянно в течение полного рабочего дня (журнал учета рабочего времени); принадлежность производства, в котором он был занят, указанным выше (используя, например, имеющиеся у предприятия сертификаты работ, присвоенный предприятию код по ОКВЭД).

Пример 2 . Пенсионный фонд отказался засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, время работы в должности мастера основного производственного участка на обогатительной фабрике. Особенность производства заключалась в работе с веществами, характеризующимися высокой радиоактивностью. Занятые в нем работники должны пенсионироваться по Списку №1, разделу XXII - «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», коду позиции 12201000-17546 - «Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях».

В данном случае от работника требовалось подтвердить показатели условий труда на рабочем месте (радиоактивность свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ).

Собрать все запрошенные органом пенсионного обеспечения документы для работника оказалось затруднительно, прежде всего, из-за того, что к моменту достижения им пенсионного возраста предприятие прекратило свою работу, многие документы в архив не сдавались, а некоторые и вовсе отсутствовали.

Для подтверждения условий труда на рабочем месте работник представил в суд имевшуюся в его распоряжении санитарно-гигиеническую характеристику условий труда другого работника (в ней описаны условия работы всех отделений предприятия), а также карту аттестации своего рабочего места по условиям труда.

То обстоятельство, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда и карта аттестации были составлены позже невключаемого в спецстаж периода работы, суд не посчитал основанием к отклонению данных документов как доказательств, поскольку сведений о том, что производственный процесс был впоследствии изменен, суду представлено не было.

Суд также отверг доводы пенсионного органа, о том, что представленных работником документов не достаточно, указав, что «отсутствие документов, прямо указывающих на характер выполняемой работы и условия, при которых она проводилась, таких как: инструкции (обязанности), санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения, приказы о допуске к работам с радиоактивными веществами, санитарно-эпидемиологическое журнал учета (передачи) радиоактивных веществ на рабочем месте, не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку ответственности за их издание и хранение в обязанности истца не входило».

Действующее законодательство предлагает также следующие варианты решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые актуальны в тех случаях, когда работник еще не достиг пенсионного возраста :

  1. Обращение работника непосредственно в пенсионный орган с заявлением об уточнении (исправлении) сведений о стаже до 01.01.2002, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (основание – п. 4 и 8 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

!!! Что такое – см. в разделе «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

  1. Обращение работника в орган Пенсионного фонда или в суд с требованием об исправлении сведений персонифицированного учета в части присвоения спорным периодам работы кода льготной профессии (основание – ст. 14 Федерального закона отапреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 64. Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н).

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования», периодам работы в особых условиях труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, присваивается т.н. «льготный» код (при их отражении в системе персучета). Соответственно, если Пенсионным фондом данные периоды были отражены как общий стаж работы (не дающий право на досрочную пенсию), код льготы у них отсутствует.

  1. Обращение работодателя в суд с требованием признать незаконным отказ органа Пенсионного фонда в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий.

Этот вариант позволяет решить проблему незачета периодов «льготной» работы не в индивидуальном порядке, а для всех работников, занятых по аналогичной профессии, в аналогичном производстве и т.д.

Пример 3. Иллюстрацией к третьему варианту решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (когда работодатель в судебном порядке оспаривает действия пенсионного органа по отказу в принятии сведений о «вредности» стажа работников), служит решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2008 г. по делу № А60-7105/2008-С9 (заявление о признании незаконными действий по отказу в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий судом удовлетворено, поскольку, не принимая сведения по льготным профессиям, орган пенсионного фонда препятствует физическим лицам, проработавшим на производстве с вредными условиями труда, получить право на досрочное получение пенсии).

ОАО «Малышевское рудоуправление» обратилось в суд с просьбой признать незаконными действия начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованных лицах ОАО «МРУ» с учетом кодов льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV «Обогащение бериллиевого сырья; производство бериллия и его соединений» и в предложении внести соответствующие изменения в сведения, исключить из них данные по льготным профессиям.

Работодатель (ОАО «МРУ») в судебном процессе обосновал занятость своих работников на работах с вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд признал действия пенсионного органа незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения путем принятия сведений по персонифицированному учету с указанием льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV.

См. постановление Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий»; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369/16-52; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.

См. также постановление Министерства труда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций».

См. также решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 г. № ГКПИ 2001-1673, определения Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. № 67-В05-5, от 14 января 2005 г. № 9-Г04-35 и от 10 марта 2006 г. № 46-В06-3.

Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года.

Определения от 5 ноября 2002 г. № 320-О и от 3 октября 2006 г. № 471-О, постановления от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П.

Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и работодателей в целях правильного и своевременного отражения сведений о работниках в системе персучета - см. Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор - Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года - в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.