Предпринимательство и его инновационная функция. Роль предпринимателя в экономике

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО "Российский государственный

профессионально-педагогический университет"

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и предпринимательства


по организации малого бизнеса

"Инновационное предпринимательство в России"


Выполнил: студент гр. ПД−408

Ярина М.С.

Проверил: Старикова Л.Д.


Екатеринбург 2010


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира.

Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для российской, но и для мировой экономики в целом.


1. Сущность инвестиционного предпринимательства


Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что "предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства" .

Таким образом, задача предпринимателя-новатора- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства- инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

· создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

· осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.


2. Формы инвестиционного предпринимательства


В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

· поиске необходимых ресурсов;

· создании и управлении предприятием;

· получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.


3. Финансирование инвестиционной деятельности


Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

1. финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику реализации инновационного проекта и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).

Децентрализованные источники: прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Централизованные источники.

К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование: прямое бюджетирование ФИ и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные, оборонные цели), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

Для государства особую важность представляет поддержка малых инновационных фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.


4. Национальная инновационная структура


Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков (как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимо этого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления уже довольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны в настоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формирование федеральных центров науки и высоких технологий по стратегическим научно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малого предпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития. Создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах и вузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – за счет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которых созданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере необходимо решить в предстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики. Отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

В западных странах малый наукоемкий бизнес разросся и укрепился в 80-е годы. Он стал заметной частью всего малого предпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких как программное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малого бизнеса.

В России процесс создания МИП начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали научнотехнические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи; совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа, создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий.

Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятий особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Сегодня трудно встретить предприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования. Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы. Таким образом, в международные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

Самой большой трудностью на пути инновационных проектов в России часто является сложность привлечения инвестора именно на ранней стадии (отсутствие венчурного капитала). В настоящее время в России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом.


5. Молодежное инновационное предпринимательство в России


Будущее сферы инноваций, интенсивность ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор. В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства – создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка 10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. На территории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены на средства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационного предпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует одна большая проблема, решение которой невозможно без одобрения Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом старта компании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд с готовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этой промежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятий гибнет именно в этот период.

На сегодняшний день плохо работают социальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности "внести креативную струю" в процесс управления государством, регионом и т.п. В условиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можно было терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм. Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) выступает с инициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активные представители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести свои предложения по выходу из кризиса.

В условиях кризиса грамотно проводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развития России. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.

По данным 2009 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидают инновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ, за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.

Развитие молодежного инновационного сектора во многом зависит от активной позиции региональных властей. Как следствие, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно и носит точечный характер. На карте регионов можно выделить такие полюса инновационной активности, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская область и Приморский край. Низкая инновационная активность обусловлена фундаментальной проблемой российского образования: российские вузы научились готовить бизнес-кадры, но не предпринимателей. Как следствие, бизнесмены, они же управленческие кадры для крупных предприятий, есть, но предпринимателей, способных рисковать и начать свое дело, нет. Еще одна глобальная ошибка в том, что государство стимулирует предложение, а не спрос на инновации. Но если обеспечить спрос на инновации, то бизнес сам обеспечит предложение.


Заключение


России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускорения реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства. Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в его собственности предприятиями. В сфере малого предпринимательства деятельность государства должна быть направлена на активизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в тех отраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационную деятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по таким показателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит 3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5% в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественной инновационной продукции.

Основными задачами государственной инновационной политики, призванной обеспечить формирование целостной эффективной инновационной системы, должны стать:

Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.


Список литературы


1. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1997.

2. Власов А. Высокие технологии России: в ожидании венчурных инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября 2002 г.

3. ИА "Альянс Медиа"

4. Инновационная экономика / Под ред. Дынкина А.А. М.: Наука. 2001.

5. Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2002

7. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004

8. Наука и технология в России (прогноз до 2100 г.). Образовательное пространство России.

9. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности в России. М.: Москва, 2000.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Успешное новаторство - достижение не интеллекта, а воли.

Й. Шумпетер,

экономист, политолог, социолог, историк экономической мысли

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров.

В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную .

Классическая модель представляет собой предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Инновационная модель представляет собой инновационное (продуктивное) предпринимательство, предполагающее поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

Й. Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, - железной дороги у вас при этом не получится».

Экономический рост - это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие - это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация. Вот как определил инновацию сам Шумпетер. Его концепция инновации включает пять случаев // Образовательная энциклопедия сайт

В XXI веке темпы прогресса науки и техники очень высокие, что стимулирует развитие инновационного предпринимательства. Государство также заинтересовано в расширении инновационной деятельности субъектов рынка. В Российской Федерации интерес к инновационному предпринимательству также формирует предпосылки для дальнейшего экономического роста и развития.

Факторы развития инновационного предпринимательства

В условиях перехода к цифровой экономике изменение политики в отношении инноваций сегодня просто необходимо.

Важно ориентировать экономическое развитие России на инновационный вариант в соответствии с современными глобальными вызовами, что обеспечит существенное улучшение положения населения страны в обозримый период и рост позиций на мировой арене.

При этом основой такого экономического развития следует считать инновационную деятельность, в соответствии с чем можно выделить четыре фактора долгосрочного экономического роста России, основанного на использовании инновационного потенциала страны и стимулировании развития инновационного предпринимательства.

  1. Социальная структура;
  2. Адаптационный потенциал;
  3. Научно-техническая специализация;
  4. Преодоление инерции экономики.
– это практическая реализация инноваций, внедрение передовых технологий в производство, применение новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата (продукции, услуг, работ) на основе различных нововведений.

Во-первых, необходимо обеспечить устойчивую социальную структуру общества и повысить уровень доходов населения. На данный момент в Российской Федерации уровень ВВП на душу населения составляет 26926 долларов по данным МВФ за 2016 год, а средняя заработная плата за 2017 год составила 38900 руб. по данным Госкомстата. Повышение уровня доходов населения позволит существенно расширить объемы реализуемых инновационных продуктов. Основная масса товаров и услуг, являющихся результатом инновационных разработок отечественных предприятий и научных институтов, станет широкодоступна, что положительно скажется на скорости коммерциализации инноваций. Предприятия смогут сосредоточить свои инновационные разработки на изыскании возможностей предложения более совершенных товаров при сохранении текущего уровня качества. Это, безусловно, положительный факт, который приведет к качественному развитию и совершенствованию отечественного производства. Инновационный потенциал этих предприятий помимо поддержания уже реализованных инноваций может быть реализован и для расширения масштабов инновационной деятельности. Перед субъектами инновационного предпринимательства встанет уже проблема правильного выбора объектов и масштабов инвестиций для получения предпринимательского дохода.

Во-вторых, необходимо развивать адаптационный потенциал. Под этим понимается уже не увеличение ВВП на душу населения и доходов граждан, а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях системного роста на основе инноваций. Для инновационного предпринимательства это означает, что такой потенциал должен снижать неизбежно возникающую системную неопределенность и структурные дисбалансы. Компонентами адаптационного потенциала являются сектор высоких технологий, стратегически важные отрасли, так называемые "прорывные технологии", национальная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, техноградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, система воспроизводства и преумножения человеческого капитала, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости национальной валюты и инфраструктуры.

Третьим фактором развития инновационного предпринимательства является научно-техническая специализация. Под этим понимается не только специализация на определенных высокотехнологичных товарах и услугах, а определение приоритетных отраслей, на которых концентрируются усилия в первую очередь. Следует отметить, что на мировом уровне существует ярко выраженная специализация стран, которая основана на развитии критических технологий, во многом она основана на международном разделении труда. В этом плане инновационное предпринимательство не может опираться на какую-либо одну отрасль, сферу деятельности, так как подобная специализация делает страны критически зависимыми от спроса на продукцию отраслей. Напротив широкая научно-техническая специализация означает повышенную гибкость и повышение устойчивости и самостоятельности страны на мировом рынке. В этом плане основу для развития инновационного предпринимательства в России может составить сфера атомных технологий, военно-промышленных разработок, строительство атомных станций и реакторов, энергетика. На данный момент, экономический рост на базе инновационного развития определяется развитием в структуре национальной экономики России передовых отраслей и высоких технологий.

Четвертым фактором выступает преодоление инерции экономики, под этим понимается системное сопротивление изменениям, что неизбежно возникает в ходе любых преобразований. Возможным решением является перевод отраслей экономики на качественно новый уровень развития, поэтапно ликвидируя точки возникновения инерции.

Использование данных факторов необходимо осуществлять с параллельным формированием и реализацией региональной политики в отношении использования инновационного потенциала для развития инновационного предпринимательства в России. Следует отметить, что для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разница в развитии инновационного потенциала чрезвычайно велика. Разработка региональных стандартов по интеграции отдельных инновационных предприятий в единый инновационно-технический комплекс, работающий в направлении развития экономики страны, необходимое условие сохранения целостности государства и дальнейшего инновационного и экономического развития.

В настоящее время инновационное предпринимательство в России развивается под влиянием формирования и реализации

  • важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • приоритетных направлений развития науки, технологии и техники на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

При этом необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, и реализовывать инновационные проекты, прежде всего, с учетом существующих потребностей населения страны и человечества в целом. Это является основой для развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Здесь следует выделить две концепции развития:

  1. Концепция производства инновационной продукции, вызванной существующими потребностями;
  2. Концепцию "технологического проталкивания", т.е. основанную на НИОКР и разработках и возможностях технологии.

При этом использование только одной из концепций чревато негативными последствиями:

  1. Производство инновационной продукции на основе существующих потребностей приводит к преобладанию малых нововведений;
  2. Производство по технологической концепции влечет преобладание фундаментальных инноваций в ущерб их практической реализации.

Очевидно, что необходимо сочетать эти две концепции для достижения положительного эффекта и развития инновационного предпринимательства. В результате технологическое проталкивание создаст основу для долговременного конкурентного преимущества, а производство инновационной продукции – обеспечит его практическую реализацию. Следует отметить, что инновационные прорывы зарождаются в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке, поэтому уповать только на существующие потребности не следует, так как ограниченность такой концепции, безусловно, замедляет инновационное предпринимательство. Прикладные разработки позволяют эффективно реализовывать результаты фундаментальных исследований.

Задача на федеральном уровне состоит в обеспечении прогрессивных изменений в деятельности инновационных предприятий и организаций. Технологические разработки и внедрение прогрессивных изменений на инновационных предприятиях служат средством повышения благосостояния населения Российской Федерации.

Инновационное предпринимательство в России

Инновации создаются на большинстве промышленных предприятий России, при этом только часть из них представляют собой нововведения, так как к инновациям относятся и технологические усовершенствования, и совершенствование технологии, и повышение качества продукции за счет инновационных идей. Инновационное предпринимательство же ориентировано на постоянное внедрение инноваций в одной или нескольких сферах:

  1. Законченный инновационный продукт;
  2. Внедрение инновационных технологий;
  3. Совершенствование производства и производственных процессов в комплексе;
  4. Управление производством без привязки к конкретному продукту или процессам.

Современный процесс развития инновационного предпринимательства в России начался в конце 1980-х годов. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В период 1990-х годов инновационное предпринимательство прошло несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. Сначала возникали научно-технические кооперативы, но существовали они недолго и позже превращались в технологические предприятия или научно-производственные объединения (НПО). В начале 90-х годов было создано достаточно много совместных инновационных предприятий, которые преследовали цели использования зарубежных источников финансирования для разработок отечественных ученых, на которые не выделялись средства из бюджета. Однако данное направление показало, что финансировались не разработки, а привлечение отечественных ученых к работе за рубежом, так называемая "утечка мозгов". Также в 90-х годах массово возникали фирмы-посредники между новаторами и заказчиками научно-технических разработок, опять же, в основном, зарубежных. Отдельно существовали центры молодежного научно-технического творчества, которые действовали на правах некоммерческих организаций.

Наиболее успешной формой инновационного предпринимательства, пришедшей из прошлого века, оказались научно-производственные объединения. Часть НПО, организованных в 90-х годах, действует до сих пор в соответствии с действующими организационно-правовыми нормами. Фактически, в то время большинство НПО занималось обеспечением компьютеризации страны, поставляя вычислительную технику, периферийные устройства и средства стационарной и мобильной связи.

На рубеже XX-XXI веков стали активно появляться инновационные предприятия в форме акционерных обществ, которые использовали материально-техническую и финансовую базу государственных унитарных предприятий. Некоторые инновационные предприятия создавались и развивались на основе НИИ или высших учебных заведений технического профиля. Большинство подобных предприятий действует и сегодня.

Основными направления инновационного предпринимательства в период с конца 1980-х годов до начала XXI века являлись компьютеризация, автоматизация и телекоммуникации. Переориентация инновационных предприятий на производственные нужды и потребительские товары широкого профиля начала происходить с 2001-2004 годов.

К 2010-2012 годам в России первостепенная роль в стимулировании и поддержке инновационной деятельности перешла к государству, которое с помощью доступных ему рычагов воздействовало на инновационную систему России.

В период 2001-2008 годов была заложена ориентация на концепцию технологического проталкивания для создания долгосрочных преимуществ национальной экономической системы России.

Впоследствии активно развивалась инфраструктура и создавалась атмосфера заинтересованности в инновациях у отечественных предприятий, чтобы они также стимулировали развитие инновационной деятельности. Что и было достигнуто в 2013-2017 годах, в том числе за счет инновационных проектов Сколково.

В настоящее время в Российской Федерации принята программа построения цифровой экономики, что является логическим завершением развития инновационного предпринимательства предыдущих 30-ти лет.

Следует отметить, что потенциал для применения инноваций больше у малых и средних предприятий, тогда как финансовые возможности для финансирования разработок сосредоточены у крупных промышленных гигантов. Только в условиях их взаимной кооперации и симбиоза возможно дальнейшее развитие эффективной инновационной системы, которая позволила бы инновационным предприятиям соперничать с конкурентами из других стран.

Роль государства в обеспечении условий дальнейшего развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
  • предоставление специальных льгот инновационным предприятиям в рамках налогового законодательства;
  • обеспечение доступа к ресурсам;
  • защита прав субъектов инновационного предпринимательства;
  • улучшение условий коммерциализации научной продукции;
  • содействие развитию кооперации с крупным бизнесом.

Развитие инновационного предпринимательства

Сегодня темп развития инновационных процессов задает государство. Это объясняется как большим количеством государственных инновационных организаций, так и солидными государственными вложениями в инновационную сферу.

Основные тенденции развития инновационного предпринимательства :

  1. Спрос на инновации существенно вырос качественно и количественно. Нужно отметить растущий интерес молодежи к инновациям, уникальным видам деятельности, которые относятся к сфере информационных технологий, телекоммуникаций, нанотехнологий, биотехнологий и т.д.
  2. Количество продукции, производимой субъектами инновационного предпринимательства, увеличивается.
  3. С учетом существующей динамики и принимая во внимание устойчивую долю инновационных предприятий 7-9% за последние 8 лет, следует сделать вывод о позитивной тенденции усиления инновационного развития в условиях приближающегося перехода к цифровой экономике.
  4. Наибольшие темпы роста наблюдаются в отраслях, связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями.
Для Российской Федерации представляется актуальным развитие инновационного предпринимательства в сфере наукоемких высоких технологий, на что следует делать ставку отечественным предприятиям. В этом случае переход к цифровой экономике будет существенно облегчен за счет заблаговременного снятия инерционных ограничений на действующих предприятиях.

Выделим основные проблемы развития инновационного предпринимательства, объективно характерные для данной сферы, их следует учитывать в отечественной практике в контексте построения цифровой экономике.

Объективные проблемы развития инновационного предпринимательства

Проблема

Характеристика

Возможное решение

Разрыв между новаторскими идеями, научными достижениями и внедрением их в производство.

Традиционно, быстрое внедрение в практику характерно для прикладных разработок, перспективных технологических разработок, тогда как результаты серьезных научных исследований внедряются значительно дольше. Они объективно требуют дополнительных опытно-конструкторских разработок, которые позволят использовать их на практике.

Сюда же относятся наукограды, технопарки и т.п. инфраструктура, позволяющая быстро реализовать на практике результаты научных достижений.

Также необходимо взаимодействие научного, финансового, промышленного сообщества для их внедрения.

Сложности с реализацией и защитой интеллектуальной собственности.

Результаты научно-технической деятельности и опытно-конструкторских работ внедряются в экономический оборот, сталкиваясь с трудностями в плане возможной кражи результатов исследований.

Оптимизация законодательства в плане возможностей использования патентованных технологий, разработок, продуктов.

Формирование комплексной инновационной инфраструктуры.

Необходимость системного подхода к инновационному развитию.

Субъекты инновационного предпринимательства действуют разрозненно, обособленно, занимаясь своими научными изысканиями и прикладными разработками в соответствии со своими сферами научно-прикладных интересов.

Проработка комплексной инновационной политики.

Федеральное программирование.

Отсутствие у крупных предпринимателей заинтересованности в высокотехнологичных инновациях.

Инновационная деятельность крупным предприятиям требуется только для увеличения прибыли, поэтому при прочих равных условиях они замещают реальные инновации небольшими изменениями. При отсутствии государственной инновационной политики это приводит к снижению активности инновационного предпринимательства.

Помимо налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, необходимо применение к крупным предприятиям мер принуждения – техническое регулирование, стандартизация и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития.

Формирование условий для осуществления исследований и разработок.

Разрыв между интеллектуальным капиталом и экономическим развитием.

Проявляется в результате снижения вклада интеллектуального капитала в прирост валового внутреннего продукта. В результате снижается вклад науки в темпы экономического роста, результативность научной и научно-технической деятельности.

Создание эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Формирование и развитие государственного сектора науки, который бы занимался фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатывались бы коммерческими инновационными организациями и в виде конкретных разработок уже внедрялись в производство, находили применение в потребительских товарах и использовались для создания новых технологий.

Согласование деятельности академического, прикладного и вузовского сегментов науки.

Трудности на начальных этапах инновационной деятельности.

Основное проявление – трудности с поиском источника финансирования. В результате перспективные проекты могут остаться без реализации.

Государственное финансирование в виде специальных программ для инновационных предприятий.

Создание технопарков с бизнес-составляющей для участников.

Сложности реализации инновации на практике.

Даже разработки на базе серьезных научных исследований, имеющие превосходный технический базис, не всегда могут найти применение на практике в момент своего появления. Возникает разрыв между разработкой и внедрением.

Разработка опередила свое время.

Формирование национальной инновационной системы.

Технопарки с полном циклом реализации инновации.

Организация проектных институтов для прикладных разработок вариантов внедрения в производство.

Формирование государственной инфраструктуры поддержки и развития инноваций, которые признаны полезными, но не нашли применения в данный момент.

Предпосылки развития инновационного предпринимательства в России в среднесрочном и долгосрочном периоде:

  1. Созданы научно-технические центры, технопарки, наукоград Сколково, бизнес-инкубаторы.
  2. Ориентация ведущих вузов на создание инноваций и их последующую коммерциализацию.
  3. Принята Федеральная Программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
  4. Смещены акценты в сторону получения конкретного продукта от инновационной деятельности.
  5. Государственное стимулирование развития инновационного предпринимательства: налоговые льготы, упрощенная отчетность, информационная поддержка, отраслевые форумы и т.д.
  6. Созданы центры, которые будут заниматься коммерциализацией, развитием перспективных технологий, которые будут формировать устойчивые конкурентные преимущества экономики России в целом, что является положительным фактором для успеха инновационной модели на национальном уровне.
  7. Повысилась интенсивность инновационных проектов за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитие инновационного предпринимательства.

Пути повышения эффективности развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • рост капитализации инновационных предприятий через учет инноваций в качестве нематериальных активов;
  • системная коммерциализация инноваций;
  • формирование цифровой экономики;
  • продолжение политики импортозамещения;
  • развитие робототехники;
  • внедрение организационно-управленческих инноваций;
  • формирование единого информационного и коммерческого пространства инновационного предпринимательства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок;
  • переход к системно ориентированному инновационному предпринимательству для достижения эффекта синергии.

Существующие в Российской Федерации предпосылки развития инновационного предпринимательства и рассмотренные пути повышения его эффективности учитывают актуальные требования к экономическому развитию национальной экономике.


1

В статье приведено несколько определений инноваций. Термины «инновация» и «нововведение» употребляются как тождественные и означают «введение новшества». Определены условия применения инноваций в предпринимательской деятельности, под которыми понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой. Названы основные свойства инноваций - научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Также в статье определено, что следует понимать под предпринимательской инновационной деятельностью и какие выделяют виды предпринимательской инновационной деятельности и элементы. Охарактеризован предпринимательский инновационный процесс, который представляет со-бой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество. Раскрыто понятие предпринимательской инновационной политики и предпринимательского инновационного потенциала.

инновация

предпринимательская деятельность

потенциал

политика

1. Дунаев О. Н., Ершова И. В., Кузнецова Е. Ю. Конкурентоспособность регионального управления / Под ред. О. Н. Дунаева. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2009.

2. Ивасенко А. Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.

3. Казанцев А. К., Серова Л. С. Стратегическое управление инновациями на предприятии: Дел. игра «Страплан» / СПбГИЭА. - СПб., 1996.

4. Лейбкинд А. Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур. - М.: Наука, 1981. - 143 с.

5. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий / сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. - М.: АНХ, 1999.

Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «ново-введение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синони-мы . Однако думается, что это несколько неверно. Под новшеством понима-ется новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее в работе термины «инновация» и «нововведение» будут употреб-ляться как тождественные и означающие «введение новшества».

При организации предпринимательской деятельности предметом инновациимогут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный про-изводственный процесс, так и организация. Под условиями примене-ния инноваций в предпринимательской деятельностипонимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управле-ния инновационной сферой.

При организации предпринимательской деятельности научно-технические разработ-ки и нововведения выступают как промежуточный результат науч-но-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-техниче-ские разработки и изобретения являются приложением нового зна-ния с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и зна-ний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в про-цессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ ха-рактеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых науч-ных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в произ-водстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рас-сматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в рав-ной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, про-изводственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономиче-скую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следу-ет обратить внимание на два момента: «материализацию» иннова-ции, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, техно-логии и организации производства и «коммерциализацию», превраща-ющую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны обла-дать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить при-быль производителю.

Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и уп-равление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, раз-витием, распространением и применением научно-технических зна-ний. Она включает научные исследования и разработки; научно-тех-ническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой твор-ческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фунда-ментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических за-дач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результа-тов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Главной целью научно-технического образования является обес-печение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффек-тивное использование их образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Направления научных исследований и инновационной деятель-ности должны согласовываться с приоритетами федеральной и ре-гиональной научной, научно-технической и инновационной поли-тики с учетом специфики системы образования.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связан-ную с научными исследованиями и разработками и способствую-щую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься научные органи-зации в качестве неосновной деятельности; самостоятельные орга-низации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам относятся: предоставление науч-но-технической информации; перевод, редактирование и издание на-учно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологи-ческие, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации кон-кретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обыч-ных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Заказ фундаментальных исследований и НИР под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные, прикладные иссле-дования и в целом наука влияют на общественное воспроизводство через инновации. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа. Взаи-мосвязь науки и инновационной сферы очевидна: результаты иссле-дований способствуют возникновению инновационных идей, реали-зация которых через процесс коммерциализации, в свою очередь, должна пополнять финансовые ресурсы науки. Однако организация эффективного сотрудничества этих двух интеллектуальных сфер оказывается непростой проблемой. Возникают вопросы в правовой, институциональной и финансово-экономической составляющих пе-реходных процессов от научных исследований к инновационным результатам.

Предпринимательская инновационная деятельность- понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, фи-нансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направ-ленная на реализацию накопленных научно-технических достиже-ний с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Выделяют следующие виды предпринимательской инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах про-изводства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагает-ся доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследо-вание рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, кон-струкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и обору-дования, по своему технологическому содержанию связанных с внед-рением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чер-тежей, предусмотренных для определения производственных проце-дур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Если потенциал и степень прогрессивности новаций достаточ-но высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических про-блем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвесторов, на который влияет недостаточно высокая результатив-ность работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных на-чалах позволит более рационально расходовать выделяемые ресур-сы. Экономически выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проектных работ в составе ОКР, затраты на которые пример-но в 3 раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.

Основными компонентами сферы предпринимательской инновационной деятельности являются следующие:

  1. рынок создания новшеств, изобретений существует на сты-ке научной и инновационной деятельности. Формируют указанную область рынка отдельные крупные ученые, вузы, временные науч-ные коллективы, объединения научных работников, а также част-ные исследовательские лаборатории. Основным товаром на данном этапе является научный результат - открытие, изобретение или другой продукт интеллектуальной деятельности. Состояние этого компонента инновационной сферы России можно оценить как бла-гоприятное;
  2. рынок капитала и инвестиций самым тесным образом свя-зан с кредитно-финансовым сектором экономики. Данную область формируют инвесторы различного уровня и ранга;
  3. рынок научно-технического персонала самым тесным обра-зом связан с системой образования и подготовки кадров. Для орга-низации инновационной деятельности и проведения НИОКР необ-ходим определенный штат научно-исследовательских сотрудников и инженеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в спе-циальных научно-технических образовательных учреждениях. Сос-тояние данного сегмента инновационной сферы России можно оха-рактеризовать сегодня как относительно благоприятное;
  4. инновационная инфраструктура. Этот компонент сферы представляет собой связующее звено между предыдущими элемен-тами и рынком конкуренции инноваций. Формирование эффектив-ной инновационной инфраструктуры является необходимым инсти-туциональным условием развития инновационной деятельности в рыночной экономике. Инновационная инфраструктура включает в себя различные институты и организации, основной задачей кото-рых является обеспечение успешного протекания инновационных процессов в промышленности. Система инновационных институтов, адекватных современной рыночной экономике, постепенно форми-руется в России;
  5. рынок конкуренции инноваций выступает с двойственных позиций. С одной стороны, хозяйственные образования промыш-ленности в конкурентной борьбе вынуждены повышать техничес-кий уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплуатационные расходы, совершенство-вать систему технического обслуживания. С другой стороны, ры-ночный механизм безжалостно отвергает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают ком-мерческим интересам организаций. Состояние рынка конкуренции инноваций в нашей стране можно охарактеризовать сегодня как крайне неблагоприятное.

Помимо рассмотренных элементов, огромное влияние на предпринимательские ин-новационные процессы оказывают следующие факторы: технологи-ческая политика, условия штандорта, научно-технические связи и уровень экономического развития тех или иных субъектов миро-вого хозяйства. Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют свое-образный «инновационный узел», концы которого уходят глубоко в различные отрасли экономики .

Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую предпринимательскую инновационную систему. Такую систему можно назвать как национальная предпринимательская инновационная система (НПИС).

Концепция формирования НПИС начала разрабатываться в 1980-х гг. прошлого века. При этом определение «национальная» од-нозначно трактуется как «государственная». Новый этап развития НПИС, заключающийся в их объединении в единую сеть для созда-ния единого предпринимательского инновационного пространства, начался в 2000 г., когда на мартовском заседании Европейского Совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активи-зации инноваций и экономических реформ, модернизации системы социальной поддержки и реформы образования. Целью программы являлось построение наиболее компетентной и динамичной эконо-мики, основанной на знаниях, которая должна обеспечить ЕС миро-вое лидерство.

Научно-техническая и предпринимательская инновационная деятель-ность характеризуются такими родственными терминами, как предпринимательский инно-вационный процесс, предпринимательская инновационная политика, предпринимательский инновационный по-тенциал, предпринимательский инновационный климат.

Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осу-ществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвя-занных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное нов-шество.

Управление инновациями представляет собой процесс управ-ления всеми аспектами предпринимательской инновационной деятельности, что осущест-вляется через разработку предпринимательской инновационной политики организации. В современной литературе нет однозначного понимания дефиниции «предпринимательская инновационная политика». Концепцию предпринимательской инновационной политикиследует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации предпринимательского инновационного процесса, а в прикладном - как де-тальный план, программу действий.

Предпринимательская инновационная политика в своей основе ставит задачу совер-шенствования системы путем изменения ее элементов.

  1. Долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству исполь-зований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффектив-ности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организа-цию системы и использования ресурсов).
  2. Среднесрочные цели направлены на максимальное исполь-зование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.
  3. Краткосрочные цели направлены на использование аль-тернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития про-изводственной системы с сохранением эффективности в целом.
  4. Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.

Предпринимательский инновационный потенциал организации- это мера готовно-сти организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение по-ставленной предпринимательской инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы предпринимательских инновационных стратегических изменений.

Предпринимательский потенциал организации - главный критерий целесообразно-сти ее существования. Через развитие предпринимательского потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производ-ственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматри-вается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Предпринимательский потенциал организации имеет две состав-ляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельно-сти и готовность к инновациям.

От состояния предпринимательского инновационного потенциала зависит выбор предпринимательской ин-новационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка предпринимательского инновационного потенциала производится по схеме: «ресурс - функ-ция - предпринимательский проект», где под предпринимательским проектом понимается возможность выпуска определенной продукции.

Внешнюю среду организации характеризует предпринимательский инновационный климат,влияние которого на инновационный потенциал устанавли-вается по результатам СТЭП-анализа. Стратегия предпринимательской инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутрен-ней и внешней среды, т.е. предпринимательского инновационного потенциала и предпринимательского инноваци-онного климата.

Проводя предпринимательскую инновационную деятельность, фирма должна пони-мать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное испол-нение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги). В идеале фирма предпочла бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция мини-мальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях, благоприятных для про-ведения инноваций.

Рецензенты:

  • Крутик А. Б., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.
  • Грунин О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Бирюкова И.Ю. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5971 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»