Судьба человеческая, судьба народная. Сочинение Шолохов М.А

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель: Через преемственность поколений и сохранение семейных традиций показать становление героического характера нашего земляка Николая Петровича Назымка и утверждение национальной идеи верности духовным ценностям.

Научить и обобщить опыт жизни и биографии замечательного человека Н.П.Назымка

Показать, как через верность семейным традициям проходит становление личности патриота, его любовь к Родине, самоусовершенствование, ответственность за свой дом, за свою семью, за героическое настоящее и прошлое своей страны.

На примере жизни человека, чье поколение составляет духовный стержень народа, воспитывать в себе лучшие качества достойного гражданина России.

Повторить материал об этом человеке в СМИ (в школьную газету «Перемена», в областную прессу, в Всероссийскую газету «Ветеран», в альманах «Православный христианин» Статьями и отзывами о фильме по судьбе Н.П.Назымка я хочу привлечь внимание к личности еще живых участников ВОВ. Именно они и составляют соль и цвет нации. У них хочется учится ценить жизнь и бороться против власти золотого тельца.

Судьба человеческая, судьба народная.

(Жизнь - подвиг кавалера Ордена Александра Невского Николая Петровича Назымка.)

Меня зовут Миша Кудряшов. Мне 11 лет. Третий год я ношу кадетскую форму и горжусь этим. Когда мы с ребятами маршируем строем, занимая первые места, или встречаемся с интересными людьми, с ветеранами, я испытываю особое чувство. Не передать, как нас потряс фильм Натальи Анатольевны Соловьевой о калужанах, защитниках Отечества «Душа русской Победы». Где 25, тогда еще живых ветеранов. В том числе и Н.П. Назымок, говорили о том, почему наш народ одолел фашизм, и какой ценой нам досталась Победа. Все они считали, что дело в силе духа наших солдат и командиров. К сожалению, почти все они ушли от нас. Один из последних - Кавалер ордена Александра Невского Н.П.Назымок. Он дождался нового фильма Н.А.Соловьевой о себе, и это его поддерживало. Мне хочется рассказать о его судьбе, судьбе необыкновенного человека, который живет с напоминанием о войне в груди (пуля до сердца немного не дошла, чтобы не рисковать, врачи не стали ее доставать).

Назымок Николай Петрович родился в селе Кербутовка в 1925 году, в обычной крестьянской семье. Рос и учился с двумя братьями. Там же окончил начальную школу. Но не дошел до выпускного вечера, как началась война. Тогда ему шел 17 год. Подумать только, он был всего на 5 лет старше меня! Его братья ушли на фронт (они тоже стали Кавалерами Ордена Александра Невского), а Николай остался дома. Первые два года войны он жил, на Украине где родился на оккупированной территории вместе с родителями, но дух этого парня, как всех людей его поколения, был высок.

«Сначала меня пригласили в полицаи, - рассказывает Николай Петрович. Их село заняли немцы. Я отказался. Сутки продержали под арестом. Обошлось - отец выручил. Однако попал я в чёрные списки неблагонадёжных. После чего, конечно, хорошего ждать не приходилось. Немцы поставили перед выбором: или записывайся в Русскую освободительную армию Власова, или - на работы в Германию. Третьего не дано. Но я этот третий путь нашёл - ушёл в леса и скрывался там три месяца, пока наши село не освободили». Именно тогда у него сложился гордый и очень цельный характер.

В октябре 1943 года Назымок попадает на фронт и учится в полковой школе младших командиров. Первые бои проходили в районе Чернобыля в Украине где были взяты в плен 12 фашистов. За это он был награжден боевой медалью « За отвагу». Вторую медаль « За отвагу» и орден « Красной звезды» Назымок получил за бесстрашные бои в районе Ковеля.

Когда я готовил материалы, то переживал вместе с героем. Я представляю, как в бою разрывом гранаты Николая ранило в щеку. Острая боль. Но поле боя молодой командир не покинул. Но поле боя молодой командир не покинул. На второй день сильное ранение в правую ногу. И госпиталь. В мае 1944 года он заканчивает курсы радистов на 2 Белорусском фронте. А уже в марте 1944 года его, девятнадцатилетнего назначают командиром стрелкового взвода.

«Как командир я порой ощущал себя странно. В моем полку воевали люди, годившиеся мне в отцы, а я, парень девятнадцати лет, вел их в бой» - не без гордости рассказывает Николай Петрович.

Последним сражением стал бой у польского города Цопотт на побережье Балтийского моря. Где был ранен третий раз, пуля попала в грудь и осталась там навсегда.

Я читаю сухие строчки его наградных документов и не перестаю восхищаться. Там написано: «В боях за город Цоппот действовал отважно и умело. 22 марта на подступах к городу со своим взводом уничтожил до 20 солдат противника.23 марта 1945 г. Первым со своим взводом ворвался на окраину города и начал штурмовать дома, занятые противником. Гранатами забросал дом и лично сам уничтожил 5 солдат противника, заняв дом закрепился в нем и продолжал продвигаться вперед. В уличных боях так же действовал смело, очищая дом за домом от врага. В результате стремительного наступления город был очищен от врага. За умелое командование и личную отвагу, проявленные в бою за овладение городом Цоппот, достоин правительственной наградой - ордена КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.»

А вот еще короткие строчки из архива: «23 марта 1945 года в бою за г. Цоппот проявил искусство и отвагу, разбив превосходящего по силам противника. Стремительной атакой ворвавшись на окраину города, его взвод был остановлен противником силою до роты, закрепившегося в группе каменных зданий. Атака с фронта противника, укрепившегося за каменными стенами, усиленными амбразурами с огневыми точками, требовала больших жертв. Младший лейтенант Назымок решил ударом с фланга и тыла разгромить противника. Одно отделение своего взвода послал в обход для удара с тыла, а второе - для удара во фланг справа, одним же отделением отвлекал внимание противника с фронта. Заняв исходное положение, отделение по сигналу бросилось в атаку с трех сторон, ошеломленный противник, не ожидал удара с тыла и фланга после короткого сопротивления частично был истреблен, части удалось бежать, при этом было взято в плен 30 солдат противника и открыт дальнейший путь всей роте» За проявленный героизм, храбрость и мужество, а так же успешное выполнение боевых задач девятнадцатилетний младший лейтенант Назымок Н.П. был награжден - орденом Александра Невского.

Этим орденом награждались офицеры- фронтовики от командира взвода до командира дивизии за умелое руководство успешной операцией, где противнику наносился большой урон в живой силе и военной технике. Орден вручили Николаю Петровичу в мае 1945 года по возвращении из госпиталя.

Н.П.Назымок пережил немало: холод, голод, страшную послевоенную голодовку в Украине. Не смотря на это в конце 1947 поступил в железнодорожный техникум. В 1949 году женился на своей однокласснице. Воспитал двоих детей. Закончил Всесоюзный институт инженеров железнодорожного транспорта. Стал Почетным ветераном Московской железной дороги и Почетным железнодорожником. Возглавил организацию ветеранов - путейцев Калужской дистанции пути. Создал комитет кавалеров полководческого ордена Александра Невского и в 1992 году возглавил его.

Среди нас все меньше людей удивительных, необычных для нашего времени, которые прошли рядом со смертью, голодом, но при этом остались верными себе. Их воспоминания, уцелевшие документы, записи и фотографии - наша история, история моего Отечества.

Жизнь и подвиг этого героя стали болью моего сердца. И я горжусь, что есть такие, как я мальчишки - кадеты, готовые пойти за своё Отечество, за своих земляков, за своих близких. Это ветераны передали нам силу своего духа. Мы помним о прошлом, живем настоящим, думаем о будущем.

Николай Петрович и Екатерина Пантелеевна Назымок с дочерью Валентиной и сыном Виталием, г Калуга, 1965 год.

Мы с ребятами из нашего класса посмотрели видеофильм «Жизнь - подвиг»

Вот результаты моего исследования

Фильм понравился - 100%

Фильм произвел большое впечатление, так как

Он реалистический -100%

Он игровой -40%

Он детский - 60%

Он познавательный - 70%

Он интересный - 50%

В нем дух хорошей семьи - 70%

Он поучительный - 70%

Он учит помнить уроки прошлого. Уроки Второй мировой войны -90%

Вот что написали кадеты моего класса в откликах на видеофильм

Настя Сухарева : Мне очень понравился видеофильм Н.А.Соловьевой «Жизнь - подвиг». Главный герой такой храбрый и умный. Из биографии Н.П.Назымка особенно задела тема детства и военной юности Н.П.Назымка.

Никита : Фильм такой познавательный. Я полностью погрузился в этот фильм. Мне кажется, что ребята тоже.

Ангелина Михальчук : Отличный фильм. Наше счастье, что есть что жив еще наш ветеран. И о таком живом человеке, снят этот фильм. Мне кажется, что такие фильмы делают нас сильнее и лучше.

Лиза Кузьмина: Ребята так выразительно сыграли детство и юность героя. Его старшие братья сформировали его как человека, как героя. Все три брата оказались героями, остались живы и гордились друг другом. Этот дух хорошей семьи воспитал в своих детях и сам Николай Петрович Его дети и внук рассказали, как всегда гордились Николаем Петровичем. В конце фильма прозвучала песня « Я люблю тебя, жизнь». Это как девиз, как лет мотив всей жизни Николая Петровича.

Попова: Меня взволновала история осады и победы в г.Цопоте. И сам юный командир, и его солдаты не растерялись. Николай Петрович проявил полководческий талант в этом бою. Он настоящий командир.

Миша Миненко: Меня этот фильм очень задел. Он такой реалистический и проникновенный.

Аня Слепова: У меня перехватило дух, когда я увидела с экрана этого человека - героя. Веришь всему что показывают в фильме.

Соня Богомолова: Ребята - актеры сыграли замечательно. Хотя мне было не по себе от правды. О войне самые интересные сцены.

Лева Лоскутов: Фильм такой познавательный, что испытываешь гордость за этого человека. Ведь пуля чуть не попала в сердце и осталась там рядом на всю жизнь, что бы у нас, теперешних было спокойствие и счастье.

Я выскажу и свое мнение. Фильм такой интересный и поучительный, что я, изучив биографию Николая Петровича, с увлечением его посмотрел. Такие фильмы очень важны, ведь нельзя забывать о подвигах нашего народа. В фильме судьба человеческая переплетается с судьбой всего народа. Нельзя забывать о прошлом. Иначе оно может возвратиться.

Заключение:

Развитие человека - это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня и в долгосрочной перспективе наш абсолютно национальный приоритет.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов(из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на Заседании Госсовета « О стратегии развития России до 2020 года. 08.02.2008г»

Литература:

Книги:

  1. Анатолий Демидов. Семья защитников отечества из Кербутовки.. Калуга. 2007г.
  2. Евгений Комлев, «Победители» стр. 85-121
  3. Сергей Михеенков. Взвод, приготовиться к атаке!.. Лейтенанты Великой Отечественной. 1941-1945:. г.Таруса. 2007 год
  4. Н.А.Соловьева «Эстафета памяти», стр. 13-14. Калуга, 2007г
  5. Видеофильм, «Жизнь-подвиг»; Н.А.Соловьева и А.В.Травина, 2017г

Журналы:

  1. «100 строк о войне и мире от ветеранов Великой Отечественной войны», журнал Жить Хорошо 3 июня 2016
  2. Журнал Гудок. Выпуск 25,07,2008 7 полоса. Вячеслав Степовой «Третий путь Николая Назымка».
  3. Дорожная территориальная организация РОСПРОФЖЕЛ на московской железной дороге. Наталья Дубникова. « Герои Великой Отечественной войны с нами» размещено 27 апреля 2016

Документы:

  1. Приказ от 7 апреля 1944 года
  2. Наградной лист от 30 марта 1945 года
  3. Приказ «№131 от 12 апреля 1945 года
  4. Приказ № 2 /Н от 15 января 1944 года
  5. Наградной лист от 24 марта 1945 года

Приложение.

В своей работе кадет- юниор Миша Кудряшов рассказывает не только судьбу ветерана, но и роль семьи в становлении характера Н.П. Назымка. Он показал, что наша работа как пристанище памяти об этом человеке, о котором написано и сказано немало добрых слов. На видеофильм Н.А.Соловьевой который Миша просмотрел с одноклассниками, еще одна интересная и увлекательная страница биографии главного героя.

В судьбе младшего лейтенанта Н.П. Назымка отразилась судьба и правда целого поколения освободителей. В судьбе человеческой - судьба народная.

Подкопаева В.С.

Назымок Н.П. во втором ряду третий справа

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.

Роман-эпопея Михаила Шолохова “Тихий Дон” стал открытием в мировой литературе, а его автор оказался в ряду гениальных художников XX века, чьи книги навсегда встали на “золотой полке” литературы. Шолохов сумел показать трагедию человека и трагедию народа в период великой ломки социальной системы. Судьбы героев даны как часть единого целого, но при этом каждый человек у писателя сохраняет неповторимость личности и жизненного пути.
Прошлое, настоящее и будущее народа, история и судьба интереснейшей части его – донского казачества

– вот тема романа, центр раздумий писателя. На примере одной семьи разворачивается повествование о том, как сплавляется и переплетается жизнь отдельного человека, семьи, хутора с жизнью страны. Волей истории мелеховский хутор оказывается в центре событий, определяющих будущее не только их семьи, но и всей России на много лет вперед. Символично то, что именно через мелеховский хутор проходит линия обороны в Гражданскую войну. Его занимают то красные, то белые, и это сходно с метаниями и поисками одного из героев, Григория Мелехова, который ищет и не может найти правду ни у тех, ни у других.
Настоящие казаки, гордость и сила казачества – таковы Мелеховы. Здоровый, красивый, полный жизни глава семьи Пантелей Прокофьевич – складный старичок, темпераментный, вспыльчивый, горячий, но добрый и отходчивый – не столько умом, сколько душой понимает ценность дома, очага, старого теплого быта. Он изо всех сил старается удержать то, что соединяет семью, сохранить опору в круговерти страшных событий. Но трагедия происходит. Дом умирает, рушится, как рушились дома с привычным укладом у миллионов людей. Место, где живут самые близкие люди, создающее чувство защищенности, стало чем-то нереальным, невозможным. Линия обороны, линия разлома прошла через страну, расколов друзей, родных, разбросав их по разные стороны фронта.
Сыновья Пантелея Прокофьевича так же привязаны к родному дому. И тем трагичнее их судьба, заставившая пережить крушение идеала семьи, где все стоят друг за друга. Во времена, когда история перекраивается, “летят головы и миры”, по выражению Марины Цветаевой, невозможно строить жизнь по традиции. Приходится искать новые точки опоры, пересматривать взгляды, думать над тем, где же истина. Поиск правды – удел немногих, такие люди не могут плыть по течению. Они должны самостоятельно сделать выбор. Их жизнь тяжелее, а судьба безысходнее, чем у остальных. И это Шолохов показал на примере центрального героя романа – Григория Мелехова. Мелехов – правдоискатель. В начале романа мы видим счастливого, самодостаточного человека, яркого, блестящего представителя настоящего казачества. Григорий Мелехов счастлив, он с упоением отдается любому занятию. Он прирожденный наездник, воин, сельский труженик, рыбак, охотник. Донская жизнь отдает ему лучшее, он идеально вписывается в нее. Война 1914 года поначалу кажется ему только временем высшей реализации, тяга к воинской славе в крови у казачества. Но реальность войны такова, что человек думающий и чувствующий не может смириться с бессмысленной жестокостью, нелепостью, ненужными и страшными человеческими жертвами, насилием. Григорий Мелехов ожесточается. То, что казалось бесспорным, теперь вызывает сомнение: верность “царю и отечеству”, воинский долг. В госпитале Мелехов задумывается над будущим.
События 1917 года поначалу дают многим надежду на новую точку отсчета, новую истину. Меняющиеся ценности, политические и нравственные, не дают надежного ориентира. Шолохов показывает, как поначалу Григорий увлекается внешней стороной
Революции, ее лозунгами. Он идет воевать на стороне красных. Но опять сталкивается с бессмысленной жестокостью и теряет веру. Когда красные приходят на Дон и начинается массовое уничтожение казачества, Григорий Мелехов сражается с ними. Он видит жестокость и белых, и большевиков, он приходит к выводу, что “все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества”. Мелехов не принимает исторической правды, потому что людям, с которыми он связан общей судьбой, такая правда несет только смерть. Ни белые офицеры, ни большевики не кажутся ему достойными стоять у власти. Отчаявшись найти правду, Мелехов заглушает душевную боль пьянством, беспорядочными женскими ласками, бессмысленной жестокостью. Но Шолохов не дает нам, читателям, высокомерно осудить героя. Писатель возвращается к мысли, что важнейшее в человеке – его корни. В самое черное время Григорий Мелехов живет любовью к родной земле, к отчему дому, семье, и судьба вознаграждает его. Он получает то единственное, что ему осталось в жизни: возможность постоять на пороге родного дома, подержать на руках сына.
Судьба народная в “Тихом Доне” страшна и величественна. Шолохов сумел рассказать о людях с непростыми характерами, тяжелой жизнью так, что мы не просто сопереживаем им, мы верим необходимости нравственных поисков, вместе с героями начинаем понимать всю фальшь готовых ответов на вопрос: в чем правда, в чем смысл человеческого существования. И навсегда в душе остаются образы людей, которые всей жизнью доказали: правда в том, чтобы хранить тепло родного очага, а высшее проявление любви – готовность пожертвовать всем ради того, кого любишь. История нередко идет непрямыми путями, и никто из нас не знает, в какое время ему предстоит жить. Поэтому роман Шолохова актуален и сейчас, и мы будем искать в нем если не ответы, то поддержку в трудные переломные моменты, когда каждому приходится самому решать, где правда, а где ложь, и выбирать свой путь.

  1. Федор Подтелков дан в произведении уже сформировавшимся большевиком, Стойким и убежденным. Он один из организаторов Советской власти на Дону. Вместе Кривошлыковым он организует военную экспедицию для борьбы с Контрреволюцией. Но...
  2. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть. Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов Никто не...
  3. Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать – да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила,...
  4. Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько...
  5. В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов – военный корреспондент, автор очерков – в их числе “Наука ненависти” (1942), получивших большой общественный резонанс, главы незаконченного романа “Они сражались за родину”...
  6. Героями романа Шолохова “Тихий Дон” стали простые крестьяне – труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и...
  7. П. В. Палиевский: “Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения – М. А. Шолохов. Но мы как-то плохо отдаем себе в этом отчет, несмотря на...
  8. У каждого человека своя судьба, кто-то ей доволен, кто-то нет, а кто-то видит смысл жизни лишь в том, чтобы все свои беды списывать на судьбу. В рассказе Шолохова “Судьба человека”...
  9. Роман М. А.Шолохова “Поднятая целина” сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает, но и прославляет беззаконие и насилие, объявляет врагами тех, кто честно и много...
  10. 1930-1931 годы были особенно плодотворными на творческом пути Шолохова. В это время наряду с напряженной работой над “Поднятой целиной” писатель завершал третью книгу “Тихого Дона”, дописывал и перерабатывал ее последние...
  11. Среди всех коммунистов, подробно описанных или только упомянутых в романе “Поднятая целина”, самым колоритным и, как это ни странно на первый взгляд, самым репрезентативным является Макар Нагульнов. Его странные, смешные...
  12. Несправедливое вульгаризаторское отношение к шолоховскому роману проявилось и в, казалось бы, частном вопросе – интерпретации образа деда Щукаря. В 1987 г. в периферийных газетах была растиражирована статья журналиста Л. Воскресенского...
  13. Как могло случиться, что великую книгу о революции, “о белых и красных” – приняли одновременно и “белые”, и “красные”? “Тихий Дон” высоко оценивал атаман П. Краснов, чья ненависть к советской...
  14. Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, – романов “Тихий Дон”, “Поднятая целина”. Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста...
  15. События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда “года минули, страсти улеглись”, начали появляться произведения, которые стремились...
  16. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в кото­ром Шолохов выступает как писатель-новатор. Ис­пользуя традиции классиков, он...
  17. Многие сомнения породил небольшой возраст М. Шолохова в годы создания им грандиозного романа-эпопеи “Тихий Дон”. Но, мне кажется, книга так пронзительно зазвенела в душах людей, потому что именно молодой “орелик...
  18. Действие романа Михаила Шолохова “Поднятая целина” начинается с момента приезда в Гремячий Лог нового председателя колхоза. Когда бывший моряк Давыдов, направленный райкомом в хутор для создания коллективного хозяйства, прибывает на...
  19. Бороться – .добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия. С. И. Ожегов “Словарь русского языка” Вот и пришло время, которое определяется словами “на пороге взрослой жизни”. Какая она будет, моя “взрослая жизнь”? Какие...
  20. В своем романе “Поднятая целина” Михаил Шолохов знакомит нас со многими героями – это и дед Щукарь, и Макар Нагульнов, и Семен Давыдов, и Варя, и Лушка, и многие другие....

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.