Вавилонская башня картина в хорошем качестве. Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Брейгеля "Вавилонская башня" занимает особое место. Главная её особенность заключается в том, что именно в соответствии с изображённым на ней большая часть человечества представляет себе, как выглядело одно из самых ярких событий Ветхого завета.

Из истории шедевра

Достоверно известно, что картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Первый из них в настоящее время находится в в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.

Что видит на картине зритель?

Картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля открывает перед зрителем загадочный образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная убедительность, с которой оно выстроено.

Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. И это не оставляет ни малейших сомнений в том, что подобное сооружение реально могло быть построено. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Картина "Вавилонская башня" запечатлела строителей до того момента, когда разгневанный Всевышний Творец своей волей остановил воплощение их проекта в жизнь. Они ещё не знают о том, что Башня не будет достроена, и деловито карабкаются вверх со стройматериалами и инструментами. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Библейская основа сюжета

Самое подробное описание картины "Вавилонская башня" мало что может рассказать зрителю, не осведомлённому в библейской истории. Причём в той её части, которая в православной традиции именуется как "Ветхий завет". Картина Брейгеля "Вавилонская башня" имеет источником своего вдохновения первую из Пятикнижия Моисея. Этот ветхозаветный пророк традиционно почитаем в христианстве наряду с апостолами и евангелистами. Это фундаментальное произведение лежит в основе трёх мировых религий.

Разумеется, картина Брейгеля "Вавилонская башня" посвящена лишь одному конкретному эпизоду этой книги. Он повествует о том, как люди дерзнули помериться в своей созидательной мощи с Богом и вознамерились построить большой город с башней до небес в его центре. Но Всевышний Творец пресек это намерение, смешав языки горожан, в результате чего те перестали понимать друг друга. И строительство остановилось. Притча эта иллюстрирует всю тщетность человеческой гордыни по отношению к Богу.

Поездка в Рим

Картина "Вавилонская башня" являет зрителю очень большое количество архитектурных подробностей. Сложно представить себе, что все они были взяты художником из собственного воображения. Тем более что на его родине, в Голландии, подобная архитектура отсутствует. И действительно, из исторических источников известно что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил визит в Рим, где производил зарисовки античной архитектуры.

В первую очередь его внимание привлек Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей она похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией. Внимательный зритель без труда найдёт много сходного в аркадных ярусах, колоннадах и двойных арках обоих архитектурных сооружений - вымышленного и реального. А для поиска различия между ними стоит обратить взор на восток, в сторону Древнего Междуречья.

Образы Древней Месопотамии

Многими исследователями древней истории было замечено, что "Вавилонская башня", картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной Для уникальной культуры этой древней страны, расположенной в междуречьи Тигра и Евфрата, характерна именно такая архитектура.

На территории современного Ирака до сих пор можно найти зиккураты - древние культовые сооружения. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она имела мистический смысл и ритуальное значение - по ней люди поднимались к небесам. Конечно же, по своей величине никакие зиккураты не могут конкурировать с Вавилонской башней. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Это совпадение не может быть случайным. Таким образом, картина "Вавилонская башня" отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций - Рима и Месопотамии.

Отражения и преломления

"Вавилонская башня", стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. На протяжении своей почти полутысячелетней истории она много раз копировалась, пародировалась и переосмысливалась другими художниками различных эпох.

В частности этот образ можно наблюдать в экранизации знаменитого романа Толкиена "Властелин колец". Именно картина "Вавилонская башня" Питера Брейгеля послужила источником вдохновения для художников фильма. С неё срисован город Минас Тирит, где происходит один из важнейших эпизодов культового повествования.

Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своем произведении, которое можно смело назвать хитом, антикатолические взгляды и политическую сатиру. Что изображено на полотне помимо библейской легенды, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.

«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 (изображение увеличивается по клику)

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом


Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.

Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.


Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии

Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.


«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант


До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.


В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V

Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

Судьба художника

Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой угасающего Возрождения в Нидерландах. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причем выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572


Брейгель очевидно был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнаженку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.

Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.


Среди всех произведений мирового изобразительного искусства картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» занимает особое место. Политическая сатира, антикатолическая позиция - художник зашифровал немало символов в картине на популярную библейскую тематику.



Свою знаменитую картину Питер Брейгель Старший создал в 1563 году. Известно, что на эту же тематику художник написал как минимум еще одну картину. Правда, по размеру она гораздо меньше, первой, да и написана в более темной цветовой гамме.

В основу картины художник положил библейский сюжет о происхождении разных языков и народов. Согласно легенде, после Великого Потопа потомки Ноя поселились на земле Сеннар. Но не жилось им спокойно, и решили люди построить башню настолько высокую, чтобы она достала до небес к Богу. Всевышний был против того, чтобы люди посчитали себя ровней Ему, поэтому он заставил всех говорить на разных языках. В итоге, никто не мог друг друга понять, от этого строительство Вавилонской башни прекратилось.


В картине прописано множество мелких деталей. Если обратить внимание на нижний левый угол, то можно заметить там небольшую группу людей. Это приближается царь Нимрод и его свита, а остальные падают ниц. Согласно преданию, именно он возглавлял возведение Вавилонской башни.

Исследователи считают, что царь Нимрод – это олицетворение деспота короля Карла V из Габсбургов. Представители этой династии правили в Австрии, Чехии, Германии, Италии, Испании и т. д. Но после того, как Карл V отрекся от короны, вся империя медленно, но верно начала распадаться.


Так же и с башней. Сам художник не раз акцентировал внимание на том, что если бы асимметричную накренившуюся Вавилонскую башню строили бы по уму и не допускали ошибок, тогда здание было бы достроено, а не стало рушиться.


Любопытно, но берега на картине больше напоминают не Месопотамию, а родную художнику Голландию. Стремительная урбанизация Антверпена привела к тому, что город наводнили люди разного вероисповедания. Это были и католики, и протестанты, и лютеране и многие другие. Их уже не объединяла одна вера. Многие искусствоведы трактуют такой подход, как насмешку над католической церковью, которая уже не контролировала всех вокруг. По сути, города становились самыми настоящими разобщенными «Вавилонскими башнями».

Питер Брейгель Старший известен как нидерландский живописец. В своих работах Питер предпочитал изображать жанровые сцены и пейзажи, игнорируя при этом портретные изображения.

“Вавилонская башня” - одна из известных работ Брейгеля Старшего, основанная на книге Моисея. Однако Питер написал не одну картину с аналогичным сюжетом, а целых три. На данный момент сохранились только две работы, обе носят название “Вавилонская башня” и датированы 1563 годом, но их пути разошлись. Первое полотно хранится в Вене в Музее искусств, а второе - в Роттердаме в музее Бойманса-ван Бёнингена.

По задумке создателя картины опирались на библейскую историю. Она рассказывала о тех временах, когда все люди говорили на одном языке. В один прекрасный момент они решили построить башню, чтобы забраться как можно выше. Тогда Бог решил помешать людям, перепутав их языки. После этого люди перестали понимать друг друга, а возведение великой башни стало невозможным.

Однако по задумке Питера строительство не увенчалось успехом по вине самих рабочих. На картинах видно, что части сооружения не создают целостную композицию: окна и арки разного размера, не соблюдены общие размеры, ярусы выстроены криво, в некоторых местах башня самостоятельно начала разрушаться, все сооружение кривится в сторону ближайшего поселения.

Первое полотно, которое теперь хранится в Вене, выглядит ярко и приветливо, когда вторая работа наполнена темными красками с мрачной атмосферой. Если сравнивать по деталям, то обе картины отображают масштабную постройку, которая на первый взгляд кажется надежной и крепкой, но при детальном изучении становятся видны все погрешности в строительстве.

Брейгель Старший изобразил башню высотой в семь этажей, а восьмой в процессе создания. Все сооружение окружено подъемниками, строительными лестницами, строительными лесами, кранами. С одной стороны Вавилонской башни располагается морской порт, даже видны причалившие корабли, с другой раскинулся город с различными постройками.

На обоих полотнах присутствуют люди, но художник изобразил их по-разному. В светлой картине, которая теперь размещена в Музее искусств, люди более выражены и заметны, когда на картине из Роттердама человеческие фигуры практически меркнут на фоне масштабности башни.

“Вавилонская башня” не так проста, как кажется на первый взгляд. Брейгель вдохновлялся Колизеем, находящимся в Риме. Изначально он воспринимался как символ неприятия христианства, но сам творец считал Колизей местом отторжения протестантов, к которым он себя и относил. Свое отношение к католической вере Питер подкрепляет постройкой в Вавилонской башне- она похожа на замок Святого Ангела в Риме, где в свое время собирались римские папы.

  • До наших дней дошли упоминания о трех картинах, одна из которых была уничтожена. Однако некоторые ученые полагают, что серия “Вавилонская башня” имела больше полотен с однотипным сюжетом.
  • В фильме “Властелин колец” использована аллюзия на “Вавилонскую башню” - город Минас Тирит.
  • На картинах строительство расположено поэтапно: ручной труд, использование жердей для перемещения плит, блоки, подъемники разной степени мощности. Этим Питер показывал этапы развитие строительства, которое сделало большие шаги вперед.

Настроения одиночества и тихой грусти появились и в другой, написанной в 1863 году, картине Брейгеля - "Вавилонской башне".

Создавая эту картину, Брейгель обращается к библейской легенде о людях, решивших построить башню такой высоты, чтобы она доставала до небес. "И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие..." Бог совершенно справедливо посчитал это грандиозное строительство проявлением гордыни и сурово наказал людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга. Используя эту притчу, художник в иносказательной форме дает понять зрителю, что трагическая история Вавилона - эта судьба современного общества. Таким Вавилоном был и Антверпен, ставший в те годы одним из крупнейших экономических центров Европы.

Антверпен XVI столетия приводил в восторг многих путешественников. Восхищался городом побывавший в нем в 1520 году знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер. Дюрер повидал множество прекрасных городов Германии и Италии, но Антверпен просто поразил его своими величественными храмами и другими архитектурными сооружениями.

О том, как выглядел Антверпен в то время, рассказал потомкам известный итальянский путешественник Л. Гвиччардини. Огромный город раскинулся на берегу Шельды. Все городское пространство пересекало множество каналов с перекинутыми через них мостами. В Антверпене не было ни одного деревянного дома (строить подобные сооружения строжайше запрещалось). Возводились только каменные, крепкие строения. Их количество превышало 13 тысяч.

Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Еще одна достопримечательность этого средневекового нидерландского города - огромный порт, в котором одновременно могли стоять до двух тысяч судов! Испанские, португальские, итальянские, немецкие, английские, турецкие, китайские корабли причаливали в порту и сгружали свои товары: пряности, дерево, ткани, серебро, медь, бронзу, вина, фрукты, рыбу, зерно. Купцы со всего света совершали в Антверпене свои сделки, приносившие значительный доход в городскую казну.

В начале XVI столетия в Антверпене появилась биржа. На бирже шла бойкая торговля долговыми обязательствами и игра на повышение и понижение ценных бумаг. Купцы из разных стран заключали здесь свои сделки.

Удивляла путешественников и многоликая, многоязычная толпа. В Антверпене жило множество иностранцев, к которым местные жители относились с величайшим подозрением. Не существовало и единой веры, способной объединить людей. Никто - ни католики, ни протестанты, ни лютеране, ни анабаптисты, населявшие Антверпен, - не чувствовали себя спокойно и, подобно наказанным Богом вавилонянам, не понимали друг друга. Нередкими были столкновения на религиозной почве.

К теме Вавилонской башни художник обращался и раньше. В 1554- 1555 годах он написал полотно с таким же названием. Ныне оно находится в Роттердаме. Есть предположение, что существовала и третья "Вавилонская башня" (миниатюра, принадлежащая Джулио Кловио), но она до наших дней не дошла.

Если в роттердамской картине огромная башня затмевает собой людей, в варианте 1563 года, хранящемся в венском музее, человеческие фигуры становятся более значимыми. Хотя главная мысль картины остается прежней, Брейгель придает на полотне древней библейской легенде поэтический облик. Теперь величественная башня уже не подавляет людей - строителей, снующих по ступеням. Чудесен вид, окружающий башню: бесчисленное множество крыш, сверкающих в лучах солнца нежными оттенками, большие корабли и маленькие лодки, причалившие к берегу. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды.

Обращаясь к библейской притче, Брейгель проводит в своей картине мысль о тщете трудов и устремлений людей. Но в то же время, глядя на "Вавилонскую башню", нельзя не согласиться, что для художника важна идея ценности человеческой жизни. Это характерно и для других работ мастера, написанных в данный период. Среди них - "Самоубийство Саула" (1562), "Пейзаж с бегством в Египет" (1563).