Виды форматов компоновка предметов на листе. Что такое композиция и почему она так важна при рисовании? Композиционный центр как основа композиции

Нас интересует всего два термина, и мы их вводим в изучение: композиция и компоновка и они относятся к рисунку. Они несколько разные по смыслу, но в рисунке не обходятся друг без друга. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает- составлять, сочинять- в каком- то смысле глобальное значение. А компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над нашим рисунком.

А вообще, термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке- это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Общее представление о композиции в изобразительном искусстве: композиции бывают станковые, декоративные, монументально- декоративные, монументально- скульптурные, театрально- декорационные, объемно- пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно- прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально- декоративным- мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы... К театрально- декоративным- эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно- пространственным- архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно- скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства- дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды... Вот такое широкое значение.

Композиция в рисунке

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было "удобно". Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3.Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны... Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.


Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было "ни убавить, ни прибавить" в пределах отверстия (рамки "формата"). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.

7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.

8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.

9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Используйте эту информацию, когда будете рисовать, например натюрморт .

Любое произведение искусства, будь то картина, симфония или же кино, несомненно требует того или иного построения, структуры. Иначе говоря – композиции или компоновки. В музыкальных произведениях – это расположение нот, в кино – это тщательно составленный сценарий, ну а в иллюстрации, и живописи – это расположение объектов на рабочей поверхности.

Именно о композиции в рисовании и пойдёт речь в этой статье.

Любая картина или рисунок состоит из объектов, которые, в свою очередь состоят из линий и форм. Композицию в целом определяют также цвета, тени, контраст, текстура, формы и пропорции объектов.

Задача художника расположить объекты, цвета и тени в определённом порядке, чтоб это всё складывалось в гармоничную картину.

Существует несколько основных правил при составлении композиции. Давайте рассмотрим основные из них на наглядных примерах:

Правило трёх третей

Разделение рабочей поверхности на 9 равных квадратиков, как показано на рисунке.

Делается это для того, чтобы расположить центральный объект максимально гармонично с другими элементами композиции, видя таким образом чётко центр рабочей поверхности,и её периферийные зоны.

Итак, центральный объект присутствует в каждой композиции. В данном случае это парусник. Как мы видим, часть кораблика выступает в центральную зону фотографии, а его остальные части приходятся на верхнюю и среднюю правые зоны. Давайте рассмотрим другой пример:

Здесь вступает в силу ещё одно правило – любая композиция, будь это фотография или рисунок, всегда более выигрышно смотрится с центральным объектом, смещённым хоть немного от центра в какую бы то ни было сторону. Буквально несколько сантиметров от центра в край – и композиция уже превращается из посредственной в интересную и живую.

Угол или ракурс объектов

Порой художник выбирает нестандартное положение объекта. То есть, рисует его таким образом, что он будто расположен под неким углом, например “вид сверху” или же наоборот “вид снизу” – возможности безграничны. Есть в рисовании такое понятие как перспективное сокращение – изменение размера объектов с целью придать рисунку эффект трёхмерного пространства.

Здесь-то и начинаются сложности у художников – ведь определенный ракурс требует сокращения отдельных пропорций предмета в перспективе. Иными словами, если рисуется например человек в положении “вид сверху”, то его голова будет большой, а тело и ноги очень маленькими, так как происходит сокращение в перспективе – чем дальше от зрителя та или иная часть объекта, тем меньше она будет в размерах, и наоборот. Давайте рассмотрим на примере:

Мы видим, что голова девушки на первом рисунке имеет огромный размер, тогда как её руки очень малы по сравнению с головой, а тело и вовсе видно не целиком. А всё потому, что художник расположил её таким образом, чтобы создался эффект “вид сверху”. Тело объекта словно уходит “вниз”. На второй картинке дорога уходит вдаль от зрителя, создавая эффект дальнего расстояния, сужаясь вдалеке.

Работа с перспективой сама по себе нелегка и требует постоянной практики. Здесь важно поделить лист на условные линии, которые уходят как бы “вглубь композиции”, в зависимости оттого, какое направление художник выбрал для построения объекта.

Таким образом, на первом рисунке линии уходят вниз, имея наибольшую дистанцию между собой вверху, становясь всё уже до тех пор, пока не пересекутся где-то в районе ног девушки (даже если в данном рисунке ног не видно).

На второй же композиции линии уходят от зрителя в даль. Работая с расстоянием, можно и даже нужно не ограничивать себя только двумя линиями, их количество может быть каким угодно. Главное помнить, что условные линии рано или поздно пересекутся между собой в единой точке, в этом направлении и стоит сокращать все объекты в композиции. Это будет поначалу очень даже нелегко, однако, овладев успешным применением перспективного сокращения, художника ждет стопроцентный успех в составлении любой композиции. Так что игра стоит свеч!

Правило Нечётности

Правило гласит, что композиция с нечётным количеством предметов всегда смотрится интересней и выигрышней, нежели композиция с чётным количеством. Это связано с тем, что смотрящий подсознательно группирует композицию с чётным количеством элементов, таким образом теряя центральный объект.

Казалось бы, на обеих картинах лошади, но картина с тремя смотрится более интересно по сравнению с композицией, где присутствует два коня.

Помимо расположения центральных и вспомогательных объектов, соблюдения пропорций и перспективы, художнику надо учитывать цветовые решения, свет-тень, а также контраст. Практика, эксперименты и любовь к искусству – важные составляющие, которые помогут преуспеть на этом поприще. Результат не заставит себя ждать – вы увидите, как ваши работы будут только расти в плане качества и профессионализма. Смело экспериментируйте, импровизируйте, иначе какое же это искусство. А главное, ничего не бойтесь – и тогда всё у вас получится!


Композиция в изобразительном искусстве - объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio - «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

Композиционный центр

В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр - то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
- Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.


Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?


Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
- Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.


Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.


Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.


А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».


Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.


- И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.


Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине - сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.


Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

А вот картина Петр I.


Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер - он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички - расположены по линии в направлении Петра.


Облака - в направлении Петра.


Лодка - направлена к Петру.


Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.


Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.




Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше - не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.


Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?


«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь - центр это вот этот стрелец.


На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура - молодой Петр.


Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.


В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Половина успеха картины зависит от того, насколько грамотно продумана композиция . Я по личному опыту могу сказать, если вы поступаете в художественный ВУЗ, плохо закомпонованный рисунок не может получить высокий балл, даже если все остальные показатели достаточно хорошие. То же относится и к картинам. Поэтому так важно уметь компоновать правильно. Если вы изначально плохо расположите предметы в картине, исправить это будет уже невозможно.

Итак, как же строить композицию , чтобы работа воспринималась гармонично? Рисунок всегда начинается с того, что вы легкими линиями намечаете положение основных предметов в листе — не важно, рисуете вы куб или многофигурную композицию. Мы с вами уже говорили, о том, что такое , теперь я расскажу, как применять имеющиеся знания на практике.

Вы помните про числовой ряд Фибоначчи ? (если нет, можно посмотреть в )

Напомню первые цифры ряда: 0 1 1 2 3 5 8 13 … и так далее… И вы, конечно, помните, что числа Фибоначчи выражают пропорциональные соотношения между частями. То есть, чтобы работа воспринималась гармонично, нужно целое разделить на соответствующее количество частей. Может быть, пока немного непонятно, давайте рассмотрим на примере.

Возьмем процентное соотношение 3/5/8. Вам нужно мысленно или легкими линиями поделить лист на 8 равных частей (не обязательно строго по линейке, можно на глаз). Линия, отделяющая 3/8 будет использоваться для расположения значимых объектов.

Допустим, вы рисуете пейзаж, ориентация листа альбомная. Тогда на высоте 3/8 будет располагаться линия горизонта:

Если это портрет, на линии 3/8 вы расположите линию глаз:


Это самое простое, что можно сделать. Далее можно нарастить сетку, то есть добавить значимые линии не только по горизонтали, но и по вертикали. Вот так:



На пересечении линий находятся важные точки картины, в них стоит располагать узловые предметы и ставить акценты.

Это вариант сетки для пропорций 3/5/8. Однако наиболее часто используется сетка для соотношений 1/2/3. Вот, как она выглядит:



Вы видите, что диагонали проходят через узловые точки. Диагонали не менее важны, это главные направления — желательно их также использовать в вашей композиции.

Как это выглядит на практике. Для примера я взяла свою работу, которую рисовала еще в институте:

Обратите внимание, как располагаются предметы относительно главных линий и узловых точек картины. Разумеется, рисовать такую сетку изначально не обязательно (и даже нежелательно). Строгое линейное соответствие сетке тоже не нужно. Достаточно просто помнить о ней, и ставить оси предметов приблизительно. Потренируйтесь находить гармоничные соотношения на глаз, а потом попробуйте наложить сетку на готовый рисунок. Немного практики, и вы удивитесь, насколько результат будет близок к «золотому сечению»!

Что мы можем видеть здесь – символы первого впечатления о картине. Нечеткие силуэты и тональности, которые первыми привлекают внимание к вызвавшей интерес картине, не подлежат обсуждению. Здесь я представляю шесть композиционных расположений, изображенных геометрически, но перед этим были проанализированы сотни рисунков мистера Уитни, чтобы эти композиционные подсказки могли подойти к различным темам и жанрам.

Это расположения, компоновки масс и форм для художников, которые чаще всего привлекают внимание. Они могут применяться для живописи на пленэре так же как и для рисования фигур. Обдумайте их, и может быть, они послужат источником вдохновения, когда вы возьмете в руки карандаш, кисть, стилус или компьютерную мышь.

Шесть распространенных композиционных положений

Темные силуэты на белом фоне
Светлые силуэты на темном фоне
Большой темный силуэт, маленький светлый силуэт, фон средней тональности

Общий переходный оттенок

Теперь попробуйте!

Композиция: правило трети

Находим визуальную золотую середину

Так уж случается, что когда вы разделяете ваши горизонтальные и вертикальные плоскости на трети, используя две параллельные линии в двух направлениях, на вашем художественном «игровом поле» происходит что-то интересное. Использование этой системы координат из девяти панелей впервые замечено в эпоху Возрождения.

В 1797 г. Д. Т. Смит писал о правиле третей для пейзажей в своей книге «Наблюдения о сельских пейзажах». Он настаивает на том, что 1/3 (одна треть) картины должна быть предусмотрена для земли и воды, а верхние 2/3 (две трети) должны быть использованы для воздуха и неба. Треть в основании, отведенная для земли и воды снова разделяется на трети, нижнюю треть занимает земля, и оставшиеся две трети – вода. Д. Т. «Антиквариат» Смит был современником английского акварелиста Джона Констебла (1776 – 1837).

  • Пропорции по правилу третей напоминают пропорции по правилу золотого сечения и приближены к его математическому разделению.
  • Получившиеся «золотые середины» в целом хорошо подходят для того, чтобы поместить основной фокус, изменения композиционных направлений, точки темного контраста или света, или другие интересные предметы.

Разделяем предметы

Используя всего 4 линии, создать систему координат из девяти панелей – это определение правила третей. Четыре получившиеся точки пересечения линий имеют особую важность и оказывают влияние на зрительное восприятие человека.

Построенная с помощью этой геометрии композиция должна вызывать всеобъемлющее чувство визуального удовольствия, острый интерес и определенное «чувство правильности».

Правило требует, чтобы вы поместили объект, вызывающий интерес, в одном из пересечений, которые я буду называть золотыми серединами, и организовали хорошую композицию, основываясь на этих ключевых точках.

С другой стороны, если вы пробуете рисовать скетчи и учитесь рисовать предметы, вы можете изображать в середине страницы столько, сколько хотите…


Середина? Нет

Если вы создаете композицию рисунка или картины, вы должны сделать ее интересной и, как минимум, немного увлекательной для наблюдателя.

Старайтесь не помещать ключевые объекты в середине картины. Композиция получается очень статичной, не вызывает каких-либо эмоций у наблюдателя.

Примечание : некоторые из вас увидят в этом «правиле» личное оскорбление их творческих прав и попытаются доказать мне обратное. Я тоже так делал.


Немного лучше

Резкие перемены происходят, когда мы передвигаем фокус в «золотую середину», в соответствии с правилом третей. Эти изменения представляют больший интерес благодаря тому, что они компенсируют точки фокуса сверху и слева. Это оставляет передний план для рассмотрения второстепенных объектов, таких как волны.

Но не совсем так. Линия горизонта лежит слишком близко к реальному горизонту.


Маяк

Резкие перемены… подождите, я это уже говорил. Я сопоставил дальнюю береговую линию с первым горизонтальным разделением и сдвинул изображение влево и вверх. Это обеспечивает более приятный для взгляда баланс, поэтому эта версия более динамична, чем версия номер 2.

В этом примере я перевернул классические разделения пейзажа Д. Т. Смита, используя нижние 2/3 (две трети) для земли и воды и оставляя 1/3 (одну треть) для воздуха и неба.

Применение правила третей при составлении ваших композиций может помочь вам избежать наиболее явных и очевидных дизайнерских ошибок.

Теперь попробуйте!

Композиция: правило «S»

Длинная и извилистая дорога

Изящная кривая – один из самых надежных способов вызвать интерес и добавить глубины в композицию пейзажа. Когда мы видим форму «S», в нашем поле зрения это обычно извилистая дорога, или дорожка в саду, или тропинка в лесу. Края кривой ведут нас прямо внутрь картины.

Дороги, тропинки, реки, ручьи и дорожки зовут нас за собой. Это то, что ведет людей.


Прямо и вперед?

Возможно, это самый быстрый маршрут, соединяющий две точки, но прямая линия шоссе не очень интересна. Она статична и не приглашает наблюдателя в композицию. Ваш взгляд двигается в том направлении, в котором его ведут прямые линии дороги. Нечего интересного. Очень прямо, но не завлекает.

Конечно, это может быть сделано так. Тогда вам нужно замедлить прогулку взгляда вдоль улицы с помощью элементов, которые привлекают взгляд. Или вы можете организовать значительную компенсацию в конце этой дороги, как например ковбой, скачущий по направлению к пылающему закату.


Воскресная поездка

Извилистая и закрученная форма «S» тянет вас за собой своей волнообразной формой. Старая тропинка или недавно вытоптанная, приглашает как минимум на воображаемую прогулку, вызывает желание немного заглянуть вперед.

Извилистая дорога зовет вас на экскурсию по остальной композиции, приглашая вас насладиться переплетением форм и элементов, находящихся в динамике композиции.


Тропинка

Это образец тропинки, ведущей вас внутрь картины. Я часто использую часть формы «S» «вверх до поворота», композиционный прием, который я применил в этой картине.

Тропинка появляется из-за больших теней деревьев. Она ведет вас внутрь картины и ведет вас за край, туда, где вы видите сияющую листву, дальше над тропинкой.

Теперь попробуйте!