Выписать из 5 6 басен крылова мораль. Мораль басни Крылова помогает жить! А ларчик просто открывался

Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.

Из истории басен

Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена. Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.

Герои повествований

Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска». В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.

Особенность творений поэта

Басни Крылова - короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев. Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи - памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»). Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»

Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России - возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете. Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни. Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день. Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.

В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году. На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его. Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала. Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.

Другие известные басни

Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.

Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» - стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. "Ворона и лисица " показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Прелесть басен Крылова.

Иван Андреевич Крылов является самым известным баснописцем во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями еще в раннем детстве. На баснях Крылова выросли и воспитались не мало поколений.

Немного из биографии Крылова .

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец - не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу.
После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Творческая группа учащихся 5 "А" класса МБУ средней школы№ " 31 " г.Тольятти

В процессе работы над проектом мы тщательно изучали басни,выдвигали гипотезу" Всегда ли в басне можно найти мораль?".Она потвердилась благодаря тщательному изучению. Очень было интересно искать информацию в других источниках.Читая басни великого баснописца,ещё раз убеждаешься, что многие из действующих лиц напоминают нам нас и наших знакомых...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Всегда ли басня имеет мораль? Презентация проекта учащихся 5 класса, МБУ средняя школа № 31. Руководитель проекта: учитель литературы Настина Светлана Владимировна

Актуальность Басни Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Крылов удивительным образом способен обыграть пороки.

Цели, задачи 1 Найти определение слова «МОРАЛЬ» , определить значение и место морали в басне. 2. Научиться понимать смысл басни И. А. Крылова; показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основанием для поучения, обращённого к людям; Задачи: - определять структуру басни, отрабатывать навык выразительного чтения; - развивать интеллект, умение делать выводы; -пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества. -охарактеризовать структуры басни; -раскрыть понятие- мораль; -выявить особенности басни с точки зрения использования морали и аллегории

Гипотеза На наш взгляд, в басне всегда прячется мораль….

Объект исследования Морали в баснях глубоки, мы учимся понимать нравственные ценности … Мораль сей басни такова….

Методы исследования - Поиск информации -Анализ и оценка полученной информации -Чтение, анализ и сопоставление басен Крылова -Поиск иллюстративных материалов -Инсценировка басен -Поиск интересных материалов для составления вопросов викторины « Кто не слыхал его живого слова?»

Ход работы По словарю литературоведческих терминов определили значение слова «мораль». Читая, исследовали, анализировали и выясняли, в каких же строчках заключена народная мудрость, лукавство ума,меткое живое слово, т. е. мораль в баснях Крылова. Создание « копилки метких слов и выражений»

Наши результаты Мы ставили гипотезу о том, что в басне всегда прячется мораль. Наша гипотеза подтвердилась благодаря тщательному изучению басен, сопоставлению некоторых из них. Мы увидели, что в баснях непременно присутствует мораль, т.е нравоучение. Она учит понимать, что правильно, что неправильно.

Выводы Таким образом, в ходе исследования наша группа выяснила, что « МОРАЛЬ» -это поучительный смысл или нравоучение, острое живое слово. Установили и пришли к выводу, что мораль «прячется» в любой басне, обычно в начале или середине, а чаще в конце текста. Действующими лицами обычно являются не люди, а животные, растения, вещи.Именно животных наделил Крылов человеческими качествами в своих баснях. Читаешь басни Крылова - и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений. Поэтому басенный мир Крылова актуален в современном мире.

Сочинение

В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами: Мужички его - природные русские мужички…» Он же справедливо утверждал: «И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. …Его каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Бестужев считал, что Крылов говорил от имени народа, а сам народ говорил устами баснописца.

Баснописец воспевал труд, тружеников и высмеивал бесполезную трату сил, симуляцию работы в баснях «Обезьяна», «Туча», «Две Бочки», «Белка» и др. У пахаря-крестьянина пот катится градом, а с мартышки он льется рекой. Ее усилия суетны и бесполезны. Это симуляция работы. В басне «Две Бочки» бочка с вином плетется шажком, а пустая несется вскачь с громким стуком. Это же мы видим и в «Белке»:

* Посмотришь на дельца иного:
* Хлопочет, мечется, ему дивятся все,
* Он, кажется, из кожи рвется,
* Да только все вперед не поддается,
* Как Белка в колесе

Обличая видимость труда, поэт утверждал и воспевал подлинный, но незаметный труд («Листья и Корни»). Крылов утверждал, что человеческие добродетели немыслимы без трудового вклада индивидуума. И мерило здесь - степень пользы обществу, а не жажда наживы. Все это вместилось в небольшую басню «Обезьяна», в которой обрисован труд Мартышки из тщеславных побуждений. А тщеславие всегда было противопоказано труду и правде. Крылов - выразитель народной мудрости. В народе искони было презрительное отношение к бездельникам, тунеядцам и уважительное отношение к труду. В басне «Старик и трое Молодых» Старик степенно говорит бездельникам:

* Из детства я к трудам привык,
* А если от того, что делать начинаю,
* Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
* То, признаюсь, За труд такой еще охотнее берусь.

Крестьянский труд Крылов поэтизировал и в других баснях. Проблеме соотношения личности и среды посвящена басня «Ручей». Пастух жалобно пел о своей тоске: любимый ягненок утонул в реке - в этой ненасытной прорве. Вот он бы, ручей, и курице зла не причинил. Но прошла туча, вздулся ручей, вышел из берегов и поглотил Пастуха со всем его стадом. И предельно ясна мораль:

* Как много ручейков текут так смирно, гладко
* И так журчат для сердца сладко,
* Лишь только оттого, что мало в них воды!

Личность целиком зависит от общества: им определяются ее поступки, поведение.

Проблема личности, ее активности в обществе лежит в основе басен «Фортуна в гостях» и «Охотник». В последней басне поэт выступает против свойственного человеку правила «еще успею», осуждает леность, пассивность, косность, нерасторопность. Мораль сформулирована так:

* …Коль дело есть, скорей его кончай,
* Иль после на себя ропщи - не на случай…

В «Фортуне в гостях» поэт порицает пассивность личности, стремление неудачи оправдать фортуной, невезением:

* На укоризну мы. Фортуне тороваты:

* Кто не в чинах, кто не богат,
* За все, про все ее бранят,
* А поглядишь, так сами виноваты.

Человек должен быть активной личностью, только при этом условии ОН может преуспевать в жизни, делах. Многие басни Крылова весьма злободневны и в наше время, помогают формировать у молодого поколения нравственно-этические качества. Цикл басен нравственно-философских - свидетельство мудрости баснописца, знания мм психологии человека. Они воспитывают скромность, товарищеское отношение друг к другу. Весьма интересен цикл басен о дружбе, товариществе, верности. Эта тема является вечной для всех литератур. Она начата Крыловым ранней басней «Два Голубя» (1809) и кончается «Двумя Мальчиками» (1843). В первой басне дана идиллическая картина: дружба вечна. Дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Иной тип дружбы поэт дает в басне «Собачья дружба» (1815). Здесь совсем противоположное говорится о дружбе: как только бросили кость, «С Пиладом мой Орест грызутся,- Лишь только клочья вверх летят…». Крылов уточняет мораль басни:

* Про нынешних друзей нельзя молвить,
* не греша, Что в дружбе все они едва ль не одиноки:
* Послушать - кажется, одна у них душа,
* А только кинь им кость, так что твои собаки
* В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» поэт изображает подобие дружбы:
* Клялись делить они и радость и заботу,
* Друг другу помогать,
* Друг за друга стоять.
* И, если надо, друг за друга умирать.

Однако все обернулось по-другому: при первой же опасности - «Сокол на воздух, Кошка в лес». Только Собака высвободила Человека от объятий медведя, но верную Собаку он оставил в беде. Поэт делает вывод: «К стыду, из нас не всякий /’Сравнится в верности с собакой!» И вывод уточняется: «Как редки таковы друзья!»

Любопытно решается тема дружбы в басне «Лев, Серна и Лиса». В погоне за Серной Лев остановился перед пропастью, которую Серна перемахнула очень легко. «На эту пору друг его вблизи случился/’Друг этот был - Лиса». Она похвалила легкость и крепость Льва, который после этого прыгнул вслед за Серной, разбившись «до смерти». И далее раскрывается истинное лицо «друга»:

* А что ж его сердечный друг?
* Он по тихохонькую в овраг спустился
* И, видя, что уж Льву ни лести, ни услуг
* Не надо более, Он, на просторе и на воле,
* Справлять поминки другу стал,
* И в месяц до костей он друга оглодали

Вот она дружба! Правильнее назвать ее антидружбой. Здесь лицемерие, смыкающееся с предательством. Предательство, воплощающееся в философии индивидуализма, баснописец рисует в «Дереве». Само Деревцо, погубив всех окружающих, пало жертвой бурь и непогоды. А в басне «Мальчик и Червяк» обнажается предательство в законченной форме. Червяк попросил Мальчика поделить с ним яблоко, зная, что, подтачивая яблоко, он приносит вред крестьянину, который пустил его в сад. Подточенное яблоко упало, Мальчик съел его. А сползшего с дерева за своей добычей Червяка Мальчишка расплющил пятой.

С предательством Крылов связывал и холуйство, угодничество. В «Двух Собаках» баснописец описал дворнягу Барбоса, стерегущего хозяйский двор, мокнущего под дождем и получающего постоянные побои. А Жужу, кудрявая болонка, всегда в холе, ест и пьет на «серебре». И наивный Барбос не понимает, за что же ей такие привилегии. Она ему пояснила: «На задних лапках я хожу». Крылов обобщает: «Как счастье многие находят. Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!». Осуждение холопства, холуйства, прихлебательства будет впоследствии подхвачено всей русской литературой - Грибоедовым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым.

Кумовство Крылов осмеивает в басне «Совет Мышей». Задумав себя прославить, Мыши решили создать Совет, в который надо включить только их - Мышей, у коих хвост «длиной во весь их рост». Ведь общепринято судить об уме «по платью или по бороде». Но в Совете оказалась крыса без хвоста, на что сразу обратил внимание молодой Мышонок, сказавший об этом седой Мыши. И услышал ответ:

* Молчи! все знаю я сама;
* Да эта крыса мне кума.