Арабский халифат значение арабской культуры. Литература и поэзия

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока 1. Образование. 2. Наука. 3. Литература. 4. Искусство. 5. Значение культуры халифата.

3 слайд

Описание слайда:

Задание на урок Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы. Миниатюра из арабской рукописи 

6 слайд

Описание слайда:

1. Образование. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. Медресе в Бухаре

7 слайд

Описание слайда:

1. Образование. Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Поэты

8 слайд

Описание слайда:

2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина. В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Раши-де и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства. В багдадской библиотеке

9 слайд

Описание слайда:

2. Наука. Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний. Астролябия Ал-Хорезми

10 слайд

Описание слайда:

2. Наука В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Аль-Бируни Обсерватория в Бухаре

11 слайд

Описание слайда:

2. Наука. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. Из арабских книг

12 слайд

Описание слайда:

2. Наука. В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Арабская карта Арабы-путешественники

13 слайд

Описание слайда:

2. Наука. Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Ибн-Сина Из трактата арабского врача

14 слайд

Описание слайда:

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. Иллюстрации к «Сказкам 1000 и 1 ночи»

15 слайд

Описание слайда:

3. Литература. Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

16 слайд

Описание слайда:

3. Литература. Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести». Фирдоуси Миниатюра из «Шахнаме»

17 слайд

Описание слайда:

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

18 слайд

Описание слайда:

4. Искусство. В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями. Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.. Мечеть в Медине. Средневековый рисунок

19 слайд

Описание слайда:

4. Искусство. По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Арабская вязь Соборная мечеть в Кордове

20 слайд

Описание слайда:

4. Искусство. Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Минареты в Бухаре и Мальвии Арабески

21 слайд

Описание слайда:

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. Одно из первых печатных изданий трудов Авиценны

22 слайд

Описание слайда:

5. Значение культуры халифата. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые. В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

27 слайд

Описание слайда:

Из анонимной сирийской хроники (XIII в.) о вступлении халифа Умара в Иерусалим в 637 г. Умар прибыл в Иерусалим, сидя на верблюде, под ним было положено покрывало, с одной стороны была положена мука ячменная, а с другой стороны - финики, сосуд с водой... Когда он достиг города, вышли к нему главы города, один из них араб Абу Гуайдад, другой - епископ Софроний. Они установили договор и клятвы, а он написал им грамоту, как они просили по их обычаям и законам. Когда договор был написан и подтвержден, вступил царь Умар в Иерусалим. Он приказал построить на месте храма Соломона святилище, или дом молитвы, арабов. Увидел епископ Софроний, что царь Умар надевал грязные одежды, он принес ему одежду и плащ и просил его, чтобы он их принял от него, и весьма настаивал. Но Умар не пожелал их принять, говоря: «Мне не должно принимать от кого-либо что-либо». Дело в том, что Умар постоянно делал из листьев пальм опахала и отдавал их, чтобы их продавали, и за счет этого одевался. И трудом рук своих он питался. Когда епископ очень упрашивал его, он сказал: «По твоей просьбе и потому, что я люблю твое достоинство (т.е. «весьма почитаю тебя»), сделай мне милость, разреши мне надеть их, пока ты возьмешь эти мои одежды и отдашь их выстирать. Затем, ты вернешь их, когда ты возьмешь свои.» Он сделал так. Вернуться

28 слайд

Описание слайда:

Из «Книги путей и стран» Ибн Хордадбеха, арабского географа (IX в.) о средневековых археологах Мы посетили в Египте одну из малых пирамид с Абу Абдаллахом ал-Васити, секретарем Ахмада ибн Тулуна. С нами были рабочие. Мы увидели, что пирамида занимает площадь равную загону для 10 верблюдов. Выламывая (кладку), мы стали продвигаться внутрь нее. Разобрали первый слой из камня и пришли к сыпучим пескам, затем прокопали второй слой и подошли к третьему слою, где обнаружили проем; прокопали третий слой и вошли в помещение площадью сорок на сорок локтей. Там были четыре ниши в сторону киблы (Кибла - ниша в мечетях, указывающая направление к Каабе.), востока, запада и юга, каждая с дверью, замурованной камнями. Мы разобрали восточную дверь и обнаружили там кувшин из оникса... похожий по виду на кабана и заполненный мумией. Затем мы разобрали западный и южный входы и обнаружили в каждой из (открывшихся комнат) то же, что нашли в восточной, но только формы кувшинов - были разными. В этих помещениях было 360 статуй людей, похожих на безбожников. Затем мы разобрали северный вход и обнаружили купель из черного массивного камня, покрытую такой же купелью. Вернуться

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением Халифата зародилась арабская культура. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам предопределил культуру ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истинностью, вечностью. Они пригодны «для всех времен и народов».

Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от народных, культурных и религиозных предшествующих традиций.

Для самосознания мусульман государственно-национальная принадлежность играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, т. к. для него все, что «дано», является атрибутом Аллаха.

Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию художественной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове. Арабский язык неразрывно связан с Кораном и является существенным элементом арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык превратился в официальный язык ученых и философов в течение неполного века.

Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода.

Мечети – своеобразные университеты. В них обучали всем религиозным и светским наукам. В соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечети, школы, госпитали.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета была воспринята и распространена в Европе. Высокого уровня развития у арабов достигли науки химия, медицина, которые также находили признание в Европе.

Тенденция к синтезу разной области знаний представлена в сборнике арабских сказок – «Тысяча и одна ночь», отразившем тему ценностей светской арабской культуры IX–X вв. Поэзия VII–VIII вв. воспевала воинские подвиги, веселье, вино, любовь. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, т. к. ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству.

В исламской живописи присутствует орнамент и абстракция. Каллиграфия – наиболее благородное визуальное искусство ислама.

Конспект по культурологии

Арабская культура , средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).

Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9-10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9-11 вв. - период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.

Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта,Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры - Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.

Образование В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним арабский язык. Его называли «латынью Востока». Арабский халифат в 631 г.


Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы медресе. Образование Медресе в Бухаре




Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Образование Арабские поэты прославляют халифа


В VIIIIX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Наука Харун ар-Рашид


Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу Наука Арабские математики








Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей Наука


В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия Наука Арабские путешественники


Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов Наука Ибн Сина (Авиценна)












Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Литература Фирдоуси читает поэму « Шахнаме»








Главное здание мечети четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Искусство


По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана Искусство




Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Искусство %F4%E0%F2 %F4%E0%F2 %D0%BD%D0%BD%D0%B0http://images.rambler.ru/srch?query=%D0%90%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B5 %D0%BD%D0%BD%D0%B0 В работе использованы: %D1%83%D1%81%D0%B8 Материал разработан учителем истории МОУ Будинской ООШ Антоненковой А.В.