Целостный анализ произведения виталия бианки золотое сердечко. Рассказ золотое сердечко

Ветер был такой сильный, что старая липа качалась, как травинка, и громко скрипела. Казалось, вот-вот она треснет от корня до самой макушки.

К утру буря утихла. Кукушонок всё ещё сидел, прижавшись к стенке. Он ещё не мог опомниться от страха.

Когда солнце взошло высоко, его лучи проскользнули в дупло и согрели мокрого Кукушонка.

Днём в рощу пришли Мальчик и Девочка.

Ветер поднимал с земли жёлтые листья и крутил в воздухе. Дети бегали и ловили их. Потом они принялись играть в прятки. Мальчик спрятался за ствол старой липы.

Вдруг ему почудился птичий крик из глубины дерева.

Мальчик поднял голову, увидел дупло и вскарабкался на дерево.

Сюда! - крикнул он сестре. - Тут в дупле кукушка сидит.

Девочка прибежала и попросила брата достать ей птицу.

Я не могу просунуть руку в дупло! - сказал Мальчик. - Дырка слишком узенькая.

Тогда я вспугну кукушку, - сказала Девочка, - а ты лови её, когда она полезет из дупла.

Девочка принялась колотить палкой по стволу.

В дупле поднялся оглушительный грохот. Кукушонок собрал последние силы, ногами и крыльями упёрся в стенки и стал вырываться из дупла.

Но как ни старался, не мог протиснуться наружу.

Смотри! - закричала Девочка. - Кукушка не может вылезти, она слишком толстая.

Погоди, - сказал Мальчик, - сейчас я её вытащу.

Он достал из кармана перочинный ножик и расширил им вход в дупло. Пришлось вырезать широкую дыру в дереве, прежде чем удалось вытащить из него Кукушонка. Он давно уже вырос с большую кукушку и был в три раза толще своей приёмной матери - Пеструшки.

Но от долгого сидения в дупле он был очень неповоротлив и не умел летать.

Мы возьмём его с собой, - решили дети, - и будем кормить.

* * *

Мимо пустой липы пролетали на юг птицы. Среди них была и Кукушка.

Она увидела дупло, куда весной опустила своё яйцо, и опять подумала:

«Какая я ловкая! Как хорошо я устроила своего птенца! Где-то он теперь? Верно, встречу его на юге».

Золотое сердечко

В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев.

В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания.

Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Тётя сказала:

Слышишь, Зоечка, - кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку.

  • Там вдали за рекой
  • Раздаётся порой:
  • Ку-ку! Ку-ку!
  • Это птичка кричит
  • У зелёных ракит:
  • Ку-ку! Ку-ку!
  • Потеряла детей, -
  • Жалко бедненьких ей.
  • Ку-ку! Ку-ку!
  • Ку-ку-у!..

Тётя погладила Зоечку по головке и сказала:

Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет!

Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек.

Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев.

А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно:

Ку-ку! Ку-ку!

Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала:

Хи-хи-хи-хи-хи!

Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами:

Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой!

Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

А вот мы её сейчас!..

Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу:

Кыш! Кыш! - И прогнала её.

Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки.

В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев.

В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания.

Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Тётя сказала:

Слышишь, Зоечка, - кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку.

Там вдали за рекой
Раздаётся порой:
Ку-ку! Ку-ку!
Это птичка кричит
У зелёных ракит:
Ку-ку! Ку-ку!
Потеряла детей, -
Жалко бедненьких ей.
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку-у!..
Тут голосок тёти задрожал-задрожал, а Зоечка горько расплакалась.
Тётя погладила Зоечку по головке и сказала:

Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет!

Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек.

Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев.

А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно:

Ку-ку! Ку-ку!

Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала:

Хи-хи-хи-хи-хи!

Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами:

Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой!

Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

А вот мы её сейчас!..

Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу:

Кыш! Кыш! - И прогнала её.

Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

Слушайте, слушайте! Ведь это ужасно глупое недоразумение. Сами жалеете Кукушку и сами её прогнали! Кукушка-отец кричит: ку-ку! ку-ку! А Кукушка-мать кричит: хи-хи-хи-хи!

Бурая - это и есть Кукушка-мать. Сами поёте песенку и сами не знаете, про кого.

Молоденькая Рябина прошептала чуть слышно:

Совершенно справедливо, совершенно справедливо.

А старый Дуб молчал: он триста лет прожил на свете, и его больше не интересовали слезливые песенки.

В другой раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела малина.
Они подошли к старому Дубу. Вдруг из его корней выпорхнула красногрудая птичка. Зоечка наклонилась и увидела между корнями гнёздышко. В нём сидело шесть птенчиков. Пятеро было в тёплом пушку, а шестой ещё совсем голый.

Зоечка сейчас же расплакалась:

Зачем он голенький, ему холодно!..

А тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

Золотое сердечко!

Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

Слушайте, слушайте! Ведь этот птенец вышел на свет тремя днями позже других. Он подрастёт и оденется. Те пятеро тоже были голенькие, а над ними не плакала даже их родная мать.

И пожилая Берёзка зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

Слушайте, слушайте! Ведь это же Кукушонок! Не его надо жалеть, а других птенчиков.

Но Зоечка и её тётя не обращали никакого внимания на шелест листьев. …..

А старый Дуб молчал.
И в третий раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда осенний ветер срывал с деревьев их листья.

Зоечка глянула под корни старого Дуба и заплакала.

Там сидел один Кукушонок. Он так вырос, что закрывал собой всё гнёздышко.

Прилетела красногрудая птичка, и Кукушонок сейчас же открыл рот и закричал.

Кукушонок был так велик, а красногрудая птичка была так мала. Ей пришлось сесть ему на голову, чтобы скормить ему бабочку, которую она принесла. И голова красногрудой птички при этом совсем исчезла в разинутом рте Кукушонка.

Тётя спросила Зоечку:

Что ты плачешь, моё сердечко?

И Зоечка прошептала, всхлипывая:

Да… Все птенчики давно уже вылетели из гнезда. А этот бедненький - хны! хны! Всё время хочет кушать!

Тогда молоденькая Рябина прошептала всеми своими оставшимися разрезными листьями:

Смотрите, смотрите! Ведь это Кукушонок!

Когда он был ещё голенький, он вышвырнул из гнезда всех детей Красногрудки. Они были слабые, в пушку и погибли один за другим в траве.

Кукушонок убил их. Пожалейте птенчиков Красногрудки!

И пожилая Берёза прошептала всеми своими оставшимися листьями, похожими на сердечки:

Смотрите, смотрите! Он вырос гораздо больше своей кормилицы-Красногрудки, а всё ещё просит есть у неё. Он лентяй и обжора. Его нельзя жалеть!

Но Зоечка ещё пуще залилась слезами и прохныкала:

Все другие птички - хны! хны! - улетят за море в тёплые края. А эта останется. Пойдёт снег. И - хны! хны! - бедная птичка замёрзнет.
Тётя сказала:

Не могу видеть, как разрывается твоё золотое сердечко. Знаешь что, - возьмём эту птичку домой. Ты сама будешь кормить её булочкой, пока опять не настанут тёплые дни.
И Зоечка прошептала сквозь слёзы:

И буду петь ей песенку.

Тут даже старый Дуб не выдержал и проскрипел:

Скры!.. Скру!.. Поскру!.. Послушайте! Ведь это ж ужасно груст… нет, глупая история! Бросьте Кукушонка! Красногрудка, прочь, - он исправится. Крылья есть, какая кручина? А булку - крысам! Послушайте! Скрылись!..

Зоечка и её тётя заткнули уши от страшного скрипа старого Дуба, подхватили Кукушонка и поспешно ушли из рощи.

Дома Зоечка посадила Кукушонка за куклин стол и до тех пор кормила его сладкой булочкой, пока Кукушонок не перестал просить есть.
Тогда Зоечка уложила его в куклину кроватку, прикрыла куклиным одеялом и запела тонким жалостным голоском:

Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!
Кукушонок сейчас же закрыл глазки.
Зоечка дальше:
Это птичка кричит
У зелёных ракит:
Ку-ку! Ку-ку!
Кукушонок перевернулся на спинку.
Зоечка тихонько кончила песенку:
Потеряла детей,
Жалко бедненьких ей.
Ку-ку! Ку-ку!
Кукушонок дрыгнул ножками и сдох.

Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Сказки Бианки и Нагишкин. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе. А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество,- глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек,- назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

И. В. Иноземцев

Верность одной, навсегда выбранной теме – теме природы – вела Виталия Валентиновича Бианки, оригинального художника, педагога, натуралиста, своеобразным путем. Он обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, писатель сам умел наблюдать жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое значительное стремился передать читателям.
Среди его произведений – смешные сказки и полные драматизма повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. Он же создал «Лесную газету» – книгу энциклопедической широты, рассчитанную на то, чтобы читатель не раз к ней возвращался, постепенно овладевая ее научным и художественным содержанием.
Писатель многому учился у народа, у народной сказки – отсюда пришли в его творчество добрый юмор, простота и естественность речи, стремительность действия. Но сказки Бланки – не просто сказки, а «сказки-несказки», в них скрыто глубокое обобщение, основанное на научном знании. Поэтому так велико их воспитательное воздействие: они учат видеть в природе необычайное, радоваться красоте, беречь живые богатства мира, нужные людям.
Рассказы и повести Бианки – следующая после сказок ступень в познании мира юными читателями. В сказках мы почти не чувствуем присутствия автора. Зато во многих рассказах автор где-то рядом с нами, его нелегко отделить от героя.
В сказках животные рассуждают и действуют, как люди. Ведь иначе сказка не была бы сказкой (хотя правду у Бианки всегда очень легко отличить от выдумки). В рассказах изображение природы освобождается от условности, мир в нем реален, конкретен. Писатель правдиво изображает отношения между природой и людьми, клеймит преступника, вора-браконьера, убившего прекрасного лебедя («О Аулей, Аулей, Аулей») , подсмеивается над глупой девчонкой, которая жалеет кукушонка, погубившего птенцов другой птицы. Да и того не умеет сберечь – закармливает кукушонка до смерти («Золотое сердечко»).
Биолог по призванию и образованию, сын известного ученого-орнитолога, Бианки начал свою работу в литературе в 20-х годах, когда было ему около 30 лет. В ранних повестях («Одинец», «Аскыр», «Мурзук») образы зверей – лося, соболя, рыси – романтизированы, писатель вызывает в нас сочувствие к гонимому, преследуемому зверю.
Сильный, непобедимый лось, искусно скрывающий от человеческих глаз свое убежище в непроходимых топях, – глубоко запоминающийся образ. Рассказ про Одинца полон трагических коллизий, но едва ли не самое глубокое впечатление в душе читателя оставляет поступок упорного охотника – студента, в роковую минуту опустившего ружье, чтобы не стрелять в лося, в его голову «с позолоченными солнцем рогами».
Действие этих повестей относится к дореволюционным временам, и Бианки убедительно показывает, что упорство в преследовании зверя для таежного охотника часто связывалось с необходимостью, со злой нуждой. Это она толкает Степана («Аскыр») на жестокую охоту на «вороного» соболя. Гибнет в этой не знающей жалости погоне красавец соболь, но гибнут в тайге и люди, уничтожающие один другого в неутолимой жажде наживы.
В повести «Мурзук» дано принципиально другое решение. Дикая кошка-рысь неразлучна с лесным сторожем Андреичем, выкормившим Мурзука еще рысенком. Человека и зверя в данном случае характеризует верность дружбе, которая заставляет и старика сторожа и отважного хищника Мурзука преодолевать все препятствия, создаваемые людьми, чтобы вопреки этим препятствиям найти друг друга.
Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир, каким видит его биолог, материалист. Учась мастерству у народной сказки, писатель начинал с того, что создавал как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Лесной колобок – Колючий Бок». Жители теремка – звери или птицы в их природной среде обитания, а колобок – это ежик, который бежит, спасаясь от лисицы. Проза Бианки часто ритмична, в ней встречаются внутренние рифмы. Народен и язык сказок: читатель узнает много новых слов или новых значений уже известных ему слов, точных, образных и применимых там, где они совершенно необходимы. «А я от тебя в отнорочек – и был таков», – говорит Мышонок Лису. «Надо мне направо повернуть – я хвост вправо поворачиваю, – говорит Рыба. – Надо налево – я влево хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки – «кормовистый», Паук – «брюхом по земле чиркает», Комарище – «жигать (кусать) мастерище».
В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Так, праздное любопытство всегда наказывается, и при этом через самый акт наказания раскрывается какая-то новая черточка в отношениях между не в меру любопытным «героем» и его средой. Птичка-мухолов очень долго выбирает себе подходящий нос, но кончается все тем, что сверху на мухолова падает ястреб и уносит его себе на обед. В смешной и лукавой сказке «Хвосты» муха докучает и человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе хвост. В заключение корова прихлопывает муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый комар («Росянка – Комариная Смерть») погибает, пойманный растением-хищником.
В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко утаиваются от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с природной способностью живых существ сливаться с фоном или подражать окраске и формам других животных и растений. Выпь в камышах – «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод – «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка – «в черном дупле чёрная змея извивается и страшно шипит». Художник во всем, Бианки в любом живом существе ищет родственное человеку, воспитывает в детях сочувственное внимание к живому.
Щенок забавен, он вызывает улыбку и даже сострадание к слабому. Вообще все маленькое, хрупкое, но ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора, и это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся Муравьишка. Его забота оправданна, и Муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер. Попутно читатель наглядно знакомится со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Ищет гнездышко ласточка-береговушка («Лесные домишки»), и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей. Учась, у сказки, писатель, однако, не ограничивается лишь подражанием ей, но выходит ка самостоятельный путь. Так, создавая портрет, Бианки пользуется иногда и необычными ракурсами; это совершенно необходимо для того, чтобы заставить нас по-новому взглянуть на привычные вещи и увидеть в них то, чего не замечали раньше. Жаворонок, которому хорошо все видно сверху, никого не узнает, когда смотрит на знакомых земных жителей снизу («Чьи это ноги?»). Это сказка-загадка, в которой все удивительно: и лапы крота («короткие, мохнатые: на пальцах тупые когти»), и ноги белки, похожие на бегущие по земле руки, и лапки летучей мыши, соединенные кожей с хвостом.
Даже в пределах одного жанра писатель создает произведения очень разнообразные: от коротенькой сказки-диалога («Лис и Мышонок») до развернутой сказочной повести («Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко»). История полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование, «робинзонаду». Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадая на остров, учится добывать себе пищу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения Пика знакомят юных читателей с разнообразными обитателями леса и полей: соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.
В рассказах Бианки меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная: он – охотник, наблюдатель, натуралист. Конкретней и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности; и она, оказывается, так же интересна, как сказка, если только уметь наблюдать. Читая рассказы, ребенок проходит следующую ступень школы юного натуралиста – учится видеть. Наблюдения, лежащие в их основе, порою очень тонки и значительны. Здесь появляется пейзаж, хотя вводит его писатель очень осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж помогает ярче представить себе обстановку, душевное состояние, настроение героев. Писатель старается пользоваться такими понятиями, которые хорошо знакомы ребенку.
«За лесом горит яркая и низкая зимняя заря. Деревья кажутся на ней обугленными. Их стволы – точно наклеенные на блестящей желтой бумаге черные полоски».
Тут даже сравнение взято из знакомой детям действительности.
В рассказе «Бешеный бельчонок» лес после дождя – веселое, радующее душу зрелище:
«Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми звездочками, каждый листок, каждая травинка и лишинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами».
Для самых маленьких читателей Бианки наливал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или поучительном приключении. Охотник на медведя не стал убивать зверя, видя, как внимательно слушает Мишка звук лесной струны – щепки на расколотом грозой дереве («Музыкант»), Чувствительная певчая птичка не выдержала воя и треска ужасной музыки, которую устроили ребята, балуясь дома в ненастный день («Музыкальная канарейка»). Перышко вальдшнепа послужило художнику самой лучшей кистью, когда ему захотелось нарисовать эти самые перышки («Перышко»). Никчемные с охотничьей точки зрения «поганки» оказались красивыми и занятными водоплавающими птицами-нырками («Поганки»).
Иногда несколько рассказов соединяются в цепочку – возникают циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Уходя в лес вместе с отцом, он один за другим постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося в подснежной лунке; ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от осадившей его волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика мы идем по его следам и по ним, как по книге, читаем, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил, радуемся его спасению. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты богатой и яркой лесной жизни.
Рассказы для старшего возраста, вошедшие и сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). Наряду с героями-детьми (школьник, юннат) активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.
Нехитрые по сюжету, рассказы заставляют читателя призадуматься. Порою в них заключена загадка, не разгаданная до конца. Почему волк, преследуемый автомашиной, не догадывается свернуть с дороги и скрыться от пронзительного света фар?.. А если и разъяснено писателем какое-нибудь маленькое чудо, например секрет птицы-неслышимки, которую видела в начале лета маленькая девочка на вершине ольхи, – птичка все равно воспринимается читателем как прекрасная лесная тайна: «Она разевала клюв, и перья на раздутом горлышке у нее трепетали, а песни не было слышно».
В написанной для взрослых статье «Воспитание радостью» Бианки отыскал те самые слова, которые сегодня так стали нужны нам, – слова о воспитании дружеского родственного чувства ко всему живому: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении ребенок прежде всего почувствует друга».
Бианки был создателем «Лесной газеты». Это большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал, отражавший жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые книгой в 1928 году, «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий и доныне – одно из самых любимых и популярных произведений советской литературы для детей.
Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. Газета эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений.
Просматривая «Лесную газету», мы начинаем замечать, как сезонные изменения отражаются и в деятельности человека, Об этом сообщают, например, «Колхозный календарь» и постоянно присутствующий раздел «Охота». Любопытно узнать, что коровам необходимо иногда делать особый, «коровий» маникюр; для рыб приходится устраивать свои, рыбьи столовые, в которых порою бывает очень «многорыбно», а в колхозном птичнике – включать электролампы, к великой радости кур.
«Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Книга как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, ведущемся наукой. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).
Художник слова, Бианки и здесь остается самим собой. «Лесная газета» часто перекликается с другими его книгами – иногда уже написанными, иногда только начатыми. Из номера в номер идут в «Лесной газете» короткие рассказы, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. Книга задумана и осуществлена как единое целое, в нее введены и «сквозные» герои, переходящие из одного номера в другой: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.
Начав книгу как собрание вестей из ленинградских пригородов, писатель постепенно обогатил ее «всесоюзной» тематикой, насытил информацией из Сибири и с Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры. «Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.
Широка картина, отразившаяся в произведениях Виталия Бианки. Эта картина, как уже отмечалось ранее, создана пером не только поэта, но и ученого, зоркого наблюдателя. Чем старше возраст читателя, тем эти наблюдения глубже. Рассказы и сказки из жизни природы создавались и до Бианки, но свежесть и современность его произведений, их новаторское значение во многом идет от умения автора мыслить научно и отбирать для своих книг материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях материалистический взгляд на природу и понимание ее закономерностей. Трезвость взгляда ученого сочеталась в его книгах с яркостью художественного постижения миря.
Творчество Виталия Бианки – значительный этап и становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии. Даже в деталях его рассказов и очерков удивительным образом осуществляется единство темы и изобразительных средств, всегда подчиненных точно поставленной, сознательно выбранной писателем дидактической задаче.
Сосредоточить на предельно малом пространстве богатство сведений и собрать их в узел одного, быстро развивающегося события – в этом нередко проявляло себя мастерство писателя. Всего две странички занимает рассказ «На деревне», но в нем дано яркое сопоставление характеров охотника-ханта, «лесного человека», сдержанного в своих поступках, и его слишком скорого на решения городского друга.
А в сказке-несказке о том, почему у сороки хвост длинный, почему зуек вечно кланяется и почему чайки белые, раскрыты очень сложные отношения между птицами и природной средой и высмеяно наивное представление о «птичка вообще», птичке без облика и имени.
Мышонок Пик в известной сказке-несказке забавен и симпатичен, но попутно мы узнаем, что он опасный вредитель урожая. За кажущейся простотой рассказа – строгий отбор, тщательный анализ сведений, добытых практикой и научным естествознанием.
Сжатые, лаконичные, до предела насыщенным фактами, книги Бианки глубоко современны, они говорят о важном, значительном, учат бережно относиться к живым сокровищам Родины.
Произведения замечательного анималиста стоят у самых истоков познавательной литературы. Его находки и наблюдения впоследствии перекочевали на страницы детской периодической печати. Они помогают организовать живую и занимательную беседу с детьми. «Лесная газета» и сегодня продолжает жить, обогащаясь новыми фактами в журнале «Юный натуралист», где под таким популярным названием имеется в каждом номере специальный раздел.
Бианки умел выискивать людей, приверженных природе. В известной степени «Лесная газета» создавалась коллективно: ее корреспондентами были Нина Павлова, Николай Сладков, которые впоследствии сами написали немало хороших книг. Среди учеников мастера такие писатели, как Э. Шим, С. Сахарнов. В направлении, намеченном Бианки, развивалось и творчество писателя-натуралиста Г. Скребицкого, советы Бианки во многом были полезны ученому-энтомологу и писателю П. Мариковскому.
Подавая пример товарищам по перу, воспитывая молодых, Виталий Валентинович Бианки заботился о дальнейшем развитии советской научно-художественной литературы для детей, в создании которой ему принадлежит почетное место.

Рассказ Золотое сердечко Бианки читать

В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев.

В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания.

Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Тётя сказала:

Слышишь, Зоечка, - кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку.

Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!

Это птичка кричит

У зелёных ракит:

Ку-ку! Ку-ку!

Потеряла детей, —

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку-у!..

Тётя погладила Зоечку по головке и сказала:

Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет!

Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек.

Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев.

А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно:

Ку-ку! Ку-ку!

Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала:

Хи-хи-хи-хи-хи!

Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами:

Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой!

Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

А вот мы её сейчас!..

Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу:

Кыш! Кыш! - И прогнала её.

Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

Слушайте, слушайте! Ведь это ужасно глупое недоразумение. Сами жалеете Кукушку и сами её прогнали! Кукушка-отец кричит: ку-ку! ку-ку! А Кукушка-мать кричит: хи-хи-хи-хи!

Бурая - это и есть Кукушка-мать. Сами поёте песенку и сами не знаете, про кого.

Молоденькая Рябина прошептала чуть слышно:

Совершенно справедливо, совершенно справедливо.

А старый Дуб молчал: он триста лет прожил на свете, и его больше не интересовали слезливые песенки.

В другой раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела малина.

Они подошли к старому Дубу. Вдруг из его корней выпорхнула красногрудая птичка. Зоечка наклонилась и увидела между корнями гнёздышко. В нём сидело шесть птенчиков. Пятеро было в тёплом пушку, а шестой ещё совсем голый.

Зоечка сейчас же расплакалась:

Зачем он голенький, ему холодно!..

А тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

Золотое сердечко!

Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

Слушайте, слушайте! Ведь этот птенец вышел на свет тремя днями позже других. Он подрастёт и оденется. Те пятеро тоже были голенькие, а над ними не плакала даже их родная мать.

И пожилая Берёзка зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

Слушайте, слушайте! Ведь это же Кукушонок! Не его надо жалеть, а других птенчиков.

Но Зоечка и её тётя не обращали никакого внимания на шелест листьев. …..

А старый Дуб молчал.

И в третий раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда осенний ветер срывал с деревьев их листья.

Зоечка глянула под корни старого Дуба и заплакала.

Там сидел один Кукушонок. Он так вырос, что закрывал собой всё гнёздышко.

Прилетела красногрудая птичка, и Кукушонок сейчас же открыл рот и закричал.

Кукушонок был так велик, а красногрудая птичка была так мала. Ей пришлось сесть ему на голову, чтобы скормить ему бабочку, которую она принесла. И голова красногрудой птички при этом совсем исчезла в разинутом рте Кукушонка.

Тётя спросила Зоечку:

Что ты плачешь, моё сердечко?

И Зоечка прошептала, всхлипывая:

Да… Все птенчики давно уже вылетели из гнезда. А этот бедненький - хны! хны! Всё время хочет кушать!

Тогда молоденькая Рябина прошептала всеми своими оставшимися разрезными листьями:

Смотрите, смотрите! Ведь это Кукушонок!

Когда он был ещё голенький, он вышвырнул из гнезда всех детей Красногрудки. Они были слабые, в пушку и погибли один за другим в траве.

Кукушонок убил их. Пожалейте птенчиков Красногрудки!

И пожилая Берёза прошептала всеми своими оставшимися листьями, похожими на сердечки:

Смотрите, смотрите! Он вырос гораздо больше своей кормилицы-Красногрудки, а всё ещё просит есть у неё. Он лентяй и обжора. Его нельзя жалеть!

Но Зоечка ещё пуще залилась слезами и прохныкала:

Все другие птички - хны! хны! - улетят за море в тёплые края. А эта останется. Пойдёт снег. И - хны! хны! - бедная птичка замёрзнет.

Тётя сказала:

Не могу видеть, как разрывается твоё золотое сердечко. Знаешь что, - возьмём эту птичку домой. Ты сама будешь кормить её булочкой, пока опять не настанут тёплые дни.

И Зоечка прошептала сквозь слёзы:

И буду петь ей песенку.

Тут даже старый Дуб не выдержал и проскрипел:

Скры!.. Скру!.. Поскру!.. Послушайте! Ведь это ж ужасно груст… нет, глупая история! Бросьте Кукушонка! Красногрудка, прочь, - он исправится. Крылья есть, какая кручина? А булку - крысам! Послушайте! Скрылись!..

Зоечка и её тётя заткнули уши от страшного скрипа старого Дуба, подхватили Кукушонка и поспешно ушли из рощи.

Дома Зоечка посадила Кукушонка за куклин стол и до тех пор кормила его сладкой булочкой, пока Кукушонок не перестал просить есть.

Тогда Зоечка уложила его в куклину кроватку, прикрыла куклиным одеялом и запела тонким жалостным голоском:

Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок сейчас же закрыл глазки.

Это птичка кричит

У зелёных ракит:

Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок перевернулся на спинку.

Зоечка тихонько кончила песенку:

Потеряла детей,

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку! Ку-ку!

Кукушонок дрыгнул ножками и сдох.