Что не относится к социологическим методам исследования. Социологическое исследование


Всего можно указать на десять основных методов: 1) анализ документов; 2) контент-анализ; 3) социальное (социологическое) наблюдение; 4) анкетирование; 5) интервью; 6) метод экспертных оценок; 7) социометрический опрос; 8) тестирование; 9) социальный (социологический) эксперимент; 10) мониторинг.
Анализ документов предполагает систематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиозаписей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.
Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под документальным произведением в области искусства:
«Документ - средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительности и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся научные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, различные статистические и ведомственные документы».
Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников - либо способом традиционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распространенным из которых является контент-анализ.
Контент-анализ - метод количественных исследований документальной информации, основанный на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные характеристики и их последующей обработке и анализе.
«Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».
Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, которые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых методологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа - обеспечить надежность и полноту получаемой социальной информации.
Социальное (социологическое) наблюдение - это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях. Основные задачи социального наблюдения как научного метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:
«(а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».
Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и неконтролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.
Анкетирование - метод так называемого социологического опроса («опрос - способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специальных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.
Интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом.
«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема - сведение к минимуму “возмущающего” влияния личности интервьюера».
В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервьюированию, что может немало значить для самого процесса социологического исследования.
Метод экспертных оценок (экспертный опрос) - вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания. Это особый тип исследования, применяемый в основном в отношении сложных социальных проблем.
«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».
Одним из вариантов экспертного опроса является так называемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экспертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.
Социометрический опрос - особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются межличностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования - составление особых матриц и графических изображений, показывающих взаимодействие между членами группы.
«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».
Социометрический метод также широко используется в других науках - психологии, этнографии, антропологии и т.п.
Тестирование - способ проведения исследования при помощи специальных методик, называемых тестами. Тест - это специальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию - многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.
Социальный эксперимент - в данном случае означает социологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как правило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь- ную и научно-познавательную.
«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.
Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».
Мониторинг - это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в определенных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже привести к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов экономического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг - это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.
Таким образом, социологические методы исследования являются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом применена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.

Еще по теме МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Конкретно-социологические методы исследования правосознания учащихся образовательных учреждений
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. Социологический принцип в исследовании Н.М. Коркуновым соотношения права и государства
  4. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
  5. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

При проведении социологических исследований наибо­лее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы (рис.2).

Рис.2. Классификация методов социологических исследований

Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведе­ния о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и ди­намику их изменений и развития. Источником социологичес­кой информации выступаютобычно текстовые сообщения, со­держащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях и т.п. Особую роль выполняет социаль­ная статистическая информация, которая в большинстве слу­чаев используется для характеристики развития изучаемого процесса или явления.

Не менее важное значение приобретаеткоитент-аиали з, который активно применяется в исследованиях средств мас­совой информации, являясь незаменимым методом группи­ровки текстов. Анализ основан на использовании единооб­разных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста.

Задачи, решаемые этим методом, подчиняют­ся простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом .

Опрос - самый распространенный метод сбора первич­ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

В каждом случае опрос предпола­гает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не подда­ются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос неза­меним, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе тать лишь в определенных условиях и ситуациях.

В ходе исследования используются следующие виды опроса (рис.3).

Рис.3. Виды опроса

В зависимости от источника (носителя) первичной социо­логической информации различают опросы массовые и спе­циализированные. Вмассовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.

Участников массовых опросов принято называть респондентами.

Вспециализированных опросах глав­ный источник информации - компетентные лица, чьи про­фессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопро­сам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социоло­гии название таких опросов - экспертные опросы или оценки.

Существуют три основные разновидности социологического опроса: анкетирование, беседа и интервьюирование.

Анкетирование проводимый по определенному плану письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов на упорядоченный по содержанию список вопросов и высказываний, либо один на один, либо в присутствии анкетера.

Применяют следующие виды анкетирования (рис.4).

Рис.4. Виды анкетирования

Анкета (франц. - расследование) - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.

Анкета – упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа, который имеет жестко фиксированный порядок и структуру.

Прессовое анкетирование - это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Вопрос - выраженная в вопросительном выражении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.

Закрытые вопросы сопровождаются возможными ответами, а открытые – требуют прямого ответа на вопрос. Основным инструментарием, используемым в ходе анкетирования, являются анкеты.

Интервью – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором происходит прямой контакт интервьюера с респондентом, а запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически.

В ходе интервьюирования используют следующие виды интервью (рис.5)

Рис.5. Виды интервью

В свободных интервью используется дословная запись, запись на магнитофон или запись по памяти. В стандартизированных интервью ответы кодируются в соответствии с вопросником.

К проведению интервью предъявляются следующие требования: правильность выбора места интервью; необходимость вступительного слова (представление, цель исследования, важность исследования, гарантия анонимности); нейтральная позиция интервьюера в ходе разговора; создание благоприятной атмосферы общения; фиксация данных интервью.

Беседа - вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и сис­тематизированное восприятие изучаемого процесса или яв­ления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть раз­личными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.

Фокус-группы , методика проведения кото­рых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой груп­пой «обычных людей» (в отличие от экспертов при эксперт­ном опросе, «мозгового штурма» и т.д.).

Основным методи­ческим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямо­го или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому исследователи подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и пове­дении людей. Немаловажным требованием является величи­на этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе - 20-25 человек она не даст возмож­ности в полной мере высказаться всем участникам).


Она отвечает на два основных вопроса: «Что делать?» и в большей степени «Как делать?».

Прежде всего уясняются ситуация и возникшие в ее рамках проблемы, требующие анализа. Изучаются возможности для исследования. На основе этого разрабатывается концепция исследования, которая оформляется в виде программы .

Программа – это основной документ социологического исследования, поэтому раскроем его содержание .

теоретико-методологического и методико-организационного (процедурного).

Первый раскрывает, что будет исследоваться,

второй – как будет осуществляться данное исследование.

Теоретико-методологический раздел программы включает:

1. Анализ ситуации, формулировку и обоснование проблемы .

В жизни часто возникает множество проблем. Для принятия правильного решения в связи с этими проблемами их необходимо изучать. С этой целью и проводятся конкретные социологические исследования.

Например, явление известно, а причины его возникновения, его сущностные характеристики – нет. Возникло противоречие между знанием явления и незнанием его сущности. Решить проблему – значит разрешить это противоречие, получить недостающие знания и на их основе сформулировать рекомендации для заинтересованных лиц или органов.

При формулировке и обосновании проблемы необходимо руководствоваться следующим:

– во-первых, проблема должна отражать создавшуюся ситуацию, реальное противоречие, порождающее ее;

– во-вторых, она должна быть актуальной, «кричащей», требующей скорейшего решения;

– в-третьих, проблема не должна быть «мелкой», то есть малозначимой, а также глобальной, решить которую невозможно на данном уровне исследования;

– в-четвертых, по форме она должна быть лаконичной и четкой. Ее содержание должно быть отражено в формулировке темы исследования.

Правильная формулировка проблемы во многом определяет качество всей программы и конечные результаты исследования.

2. Определение цели, объекта и предмета исследования .

От формулировки целей исследования зависят масштаб и объем предполагаемой работы, сроки, трудовые и материальные затраты, содержание выходной продукции.

Объектом социологического исследования чаще всего являются коллективы, их деятельность, условия жизни и быта.

3. Логический анализ основных понятий .

Данный этап является наиболее трудным в работе военного социолога над программой.

Он заключается в том, что

выделяются основные понятия , с помощью которых исследуется поставленная проблема,

они раскрывают объект исследования и располагаются так, что отражают его стороны, свойства, отношения, то есть через их анализ можно представить, как в действительности протекает социальный процесс .

Он базируется ,

во-первых, на том, что любые явления или процессы можно описать с помощью понятий;

во-вторых, на том, что понятия имеют различную степень общности. Поэтому можно расчленить не сам объект исследования, а понятия, отражающие как объект исследования в целом, так и его отдельные стороны.

Таким образом можно построить словесную модель изучаемого социального явления или процесса.

Логический анализ основных понятий реализуется посредством двух процедур:

интерпретации и операционализации .

Определения понятий можно найти в справочниках, учебниках или сформулировать самостоятельно, исходя из логики исследования и своего опыта.

На базе отобранных исходных понятий проводится их операционализация:

Например, необходимо провести операционализацию понятия «престиж профессии». Это может быть достигнуто исследованием следующих показателей: ценностные ориентации личности, установки, мотивы, интересы, потребности и т.д.

Все эти показатели имеют свои эмпирические индикаторы. Поэтому после операционализации понятий строятся индикаторы, позволяющие по тем или иным фактам социальной действительности судить о содержании понятия. Разумеется, полный перевод изучаемого понятия (любого уровня – как теоретического, так и операционализированного) в индикаторы невозможен, так как невозможно более широкое понятие перевести в более узкое с помощью конечного числа фактов социальной действительности. Тем не менее следует стремиться к использованию в исследовании наиболее характерных индикаторов, по которым можно более точно судить о содержании исследуемого понятия.

4. Поиск индикаторов и выбор шкалы измерения .

В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также могут быть оценки, установки, суждения людей, выражающие их отношение к различным явлениям жизнедеятельности коллективов.

Они представляют собой варианты ответов на вопросы.

При выборе индикаторов необходимо руководствоваться следующим:

– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, именно они очерчивают круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;

– есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикаторов:

возраст, национальность, звания и т.д. В данном случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;

– имеются операциональные понятия, которые требуют использования не одного, а нескольких индикаторов;

– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования, условий, в которых он находится.

В социологических исследованиях для измерения используются следующие типы шкал :

номинальная (наименований),

ранговая (порядков),

интервальная (метрическая).

Например,

пол: 1) мужской, 2) женский;

национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т.д.

О степени выраженности данного свойства или признака ничего не говорится, фиксируется только факт его наличия.

С помощью номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, семейное положение и т.д.

Например, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: «В какой степени Вы способны управлять своими эмоциями?» располагаются следующим образом:

1) В большинстве случаев я в состоянии управлять собой.

2) Бывает, что не могу совладать с собой.

3) Часто чувствую, что не в состоянии управлять собой.

Номера ответов представляют собой ранги.

Имеются в виду те признаки, которые можно выразить числом. Это возраст, срок работы, доходы, время, затраченное на те или иные виды деятельности, и т.д.

Важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных величин, должен производиться исходя из требований, предъявляемых к ней:

ее валидности, полноты и чувствительности.

Она определяется количеством позиций в вариантах ответов на вопросы.

Обычно используются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы.

Например, можно предложить пять позиций для ответа на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?»:

1) удовлетворен полностью;

2) в основном удовлетворен;

3) не совсем удовлетворен;

4) удовлетворен в малой степени;

5) совсем не удовлетворен.

5. Выдвижение гипотез и постановку задач исследования .

При этом исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, позволяющих дать объяснения и предположения о причинах явлений, процессов, то есть, как уже отмечалось, явление известно, а причины, порождающие его, – нет.

На основе известного делается предположение о причинах данного явления, а затем в ходе исследования собираются данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутое предположение.

В динамике работы исследователя по составлению программы исследования это происходит следующим образом.

Выдвинув и четко определив проблему, исследователь в первую очередь пытается понять ее на основе имеющихся у него знаний и прежнего опыта. Другими словами, старается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью познано.

В этом случае на основе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование проблемы:

делает предположения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, то есть исследователь формулирует гипотезу или ряд гипотез.

При выдвижении гипотез необходимо руководствоваться следующими требованиями:

– гипотезы не должны быть тривиальными, то есть такими, доказательство или опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;

– гипотезы должны быть четко сформулированы, так как в противном случае их нельзя проверить;

– они должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования;

– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу.

Следует помнить, что от правильного формулирования гипотез во многом зависят направленность и результаты исследования.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные,

основные и дополнительные .

Описательные гипотезы объясняют структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.

Основные гипотезы относятся к центральной проблеме исследования, а дополнительные – к косвенным.

Поэтому в ходе исследования нередко выдвигаются не одна, а несколько гипотез.

Основные задачи подразумевают поиск ответа на главный вопрос:

каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

Дополнительные обеспечивают решение главного вопроса.

Кроме того, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки вспомогательных гипотез.

Таким образом, мы рассмотрели содержание теоретико-методологического раздела программы исследования.

Методико-организационный раздел программы включает:

1. Определение исследуемой совокупности .

Если исследуемый объект (коллектив или социальная группа) малочислен, то исследованием могут быть охвачены все 100% его численности. Но если объект многочислен, а это бывает в большинстве случаев, то стопроцентный охват практически невозможен.

В этом случае применяется выборочный метод .

Он заключается в том, что из множества единиц наблюдения отбирается ограниченное количество для последующего всестороннего изучения.

Этот метод основан,

во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик социальных объектов;

во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является моделью целого.

Как же осуществляется выборка ?

Чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего определим понятия, которыми будем оперировать при формировании выборки.

К ним относятся:

генеральная совокупность;

выборочная совокупность;

единица отбора;

единица анализа;

основа выборки;

репрезентативность.

Например, изучается морально-психологическое состояние кадрового состава организации. Весь этот состав организации будет являться генеральной совокупностью данного исследования.

Применительно к вышеназванному примеру это конкретные подразделения организации, служащие (работники), которые будут подвержены исследованию.

Полученные в ходе изучения проблемы выводы экстраполируются на весь личный состав соединения, то есть на всю генеральную совокупность.

Если генеральной совокупностью является завод, то единицами отбора будут отделы, цеха, бригады и т.д., то есть элементы организационной структуры, генеральной совокупности.

Это люди, попавшие в выборку.

Репрезентативность тем выше, чем большим количеством единиц анализа будет представлена выборочная совокупность и чем однороднее будут единицы анализа.

Главными требованиями при формировании выборки являются следующие:

1) обеспечить всем элементам генеральной совокупности одинаковый шанс попасть в выборку. Это означает, что все категории кадрового состава организации должны быть представлены в выборке. Выборочная совокупность должна быть моделью генеральной совокупности;

2) поскольку выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности, то она воспроизводит последнюю с некоторой ошибкой. Ошибка должна быть минимальной.

В практике социологических исследований допускается ошибка 5 – 7% при минимальном объеме региональной выборки в 200 – 400 человек.

Формирование выборки может быть

многоступенчатым и одноступенчатым ,

целенаправленным и стихийным .

Многоступенчатое формирование осуществляется в несколько приемов. Из отрасли отбираются объединения, из объединений – организации, из организаций – подразделения, в которых будет производиться исследование, из подразделения – конкретные люди.

Одноступенчатое формирование осуществляется в один прием: из подразделения отбираются все для участия в исследовании.

Отбор из генеральной совокупности в выборочную осуществляется несколькими методами. В их числе:

а) механический отбор. Он производится путем сведения всех в единый список, из которого они отбираются через равный интервал. Например: 1-й, 5-й, 10-й, 15-й и т.д.;

б) случайный отбор. Он проводится следующим образом: на карточки заносятся фамилии, карточки перемешиваются и извлекаются случайные;

в) квотная выборка. Это выборка по представительству.

Например: инженеров – столько-то; мастеров – столько-то, рабочих – столько-то и т.п.;

г) метод основного массива. Он предусматривает участие в исследовании всех присутствующих в коллективе;

д) гнездовой метод. Он заключается в том, что в качестве единиц отбора берутся не отдельные служащие, а коллективы с последующим стопроцентным опросом их состава.

В каждом конкретном исследовании в программе не только указываются количественный состав выборки и методы ее формирования, но и обосновывается то, почему взято именно такое количество единиц и применяется именно данный метод отбора.

2.Характеристику используемых методов сбора информации .

Выделяют три основных вида источников , которые могут быть использованы для получения эмпирических данных, причем каждому из них соответствует основной метод получения искомой информации.

Документальные источники эмпирических данных, существующие во множестве разновидностей, требуют от социолога обращения к методу анализа документов.

Внешние проявления социальных процессов и закономерностей их развития в поведении людей, в предметных результатах деятельности позволяют социологу использовать метод наблюдения.

Наконец, в тех случаях, когда источником необходимой информации могут стать люди – непосредственные участники изучаемых процессов или явлений, исследователь прибегает к методу опроса членов различных социальных общностей: анкетированию, интервью, экспертному и социометрическому опросам.

В каждом из названных потенциальных источников социологической информации предмет исследования отражается в различных своих аспектах , в различном объеме, с различной степенью близости к сущностным свойствам изучаемых явлений.

Отсюда следует несколько важных выводов .

А. Ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету исследования.

Именно специфика отражения объема анализа в источниках информации требует от социолога комплексного применения различных методов для освоения максимально разнообразных источников информации и, в конечном счете, для наиболее полного постижения сущностных свойств изучаемого предмета.

Б. Специфика изучения исследуемой проблемы в источниках информации порождает в рамках каждого из основных методов множество его технических разновидностей.

При этом каждая техническая разновидность метода учитывает его познавательные возможности, имеет свои плюсы и минусы, влияющие на качество информации.

Таким образом, методы сбора данных – не просто совокупность способов, которые могут произвольно избираться исследователем в зависимости от организационных ресурсов и личных предпочтений. Выбор метода сбора данных диктуется объективной природой изучаемых источников искомой информации.

В ходе исследования может возникнуть необходимость использовать еще какие-нибудь методы сбора первичной информации. В этом случае программа уточняется и дополняется.

3. Выяснение логической структуры применяемого инструментария .

– в логическую структуру входят все понятия и определения структурной и факторной операционализации, имеющиеся в теоретико-методологическом разделе программы социологического исследования;

– логическая структура инструментария определяет индикаторы, то есть подлежащие измерению количественные и качественные характеристики операциональных понятий;

– логическая структура инструментария показывает также, каким образом можно замерить качественные и количественные характеристики операциональных понятий, другими словами, с помощью каких «приспособлений» следует произвести замер, тем самым обосновываются типы шкал измерений;

– и, наконец, с помощью логической структуры вопросы инструментария выстраиваются в четкий логический ряд в соответствии с замыслом исследователя в целях решения задач и проверки гипотез, определенных программой социологического исследования.

Несомненно, разработка логической структуры инструментария требует от исследователя высокого уровня профессиональной культуры, ясного, четкого, логического мышления, умения охватить весь спектр проблем, определенных в ходе разработки программы, и их решения.

При разработке логической структуры инструментария важно учитывать следующее.

Во-первых , в графе «Операциональное понятие» по возможности должны быть учтены все определения, содержащиеся в структурном и факторном анализе . Причем эти понятия должны быть сгруппированы в блоки инструментария, качественно характеризующие объект исследования. При этом следует учитывать, что не всегда для операционального понятия можно подобрать измеряемый индикатор.

Например, рассмотрим такое понятие, как «информированность». На бытовом уровне вопрос: информирован или нет тот или иной сотрудник о событиях в стране и за рубежом можно решить. При измерении этого показателя в социологическом исследовании возникают проблемы, так как на вопрос: «Информированы ли Вы о событиях в стране и за рубежом?» – один может уверенно ответить «Да», второй же ответит «Нет», поскольку сомневается в своих знаниях. Таким образом, исследователь не найдет истины.

В приведенном примере в качестве индикатора использовалась самооценка своей информированности.

Во-вторых , выбираемые индикаторы должны измерять (другими словами, быть чувствительными или реагировать) именно то операционное понятие, которое необходимо измерить.

Из сказанного вытекает важная методическая рекомендация :

разработку логической структуры инструментария целесообразно осуществлять одновременно с разработкой самого инструментария. Это позволяет выбрать оптимальные индикаторы, правильно сформулировать вопросы, сохранить логическую структуру самого инструментария.

Необходимо отметить, что логическая структура делается для всех формализованных документов сбора информации: анкеты, бланка интервью, листа (карточки наблюдения) и др.

4. Составление логической схемы обработки информации .

Данный процесс состоит в логическом построении методов обработки и анализа полученной информации .

В схеме указывается

то, как обрабатывается полученная информация (вручнуюили на ЭВМ),

и то, как она анализируется (с помощью таблиц или графиков, математических вычислений или комплексно).

Поскольку документы сбора первичной информации содержат несколько десятков вопросов , а каждый вопрос – несколько вариантов ответов, то ручная обработка информации затруднена. В таком случае применяется ЭВМ (специально для этого разрабатывается программа обработки информации).

5. Составление рабочего плана исследования .

В заключение программы излагается рабочий план исследования.

Он представляет собой алгоритм работы исследователя , начиная от получения и формулирования социального заказа на проведение исследования и завершая обработкой, анализом полученной информации, выдачей конкретных рекомендаций.

В плане предусматриваются финансовые затраты, организационно-технические процедуры исследования.

Как правило, план содержит четыре блока мероприятий .

Первый блок объединяет мероприятия, связанные с подготовкой исследования: порядок составления и утверждения программы и инструментария исследования, формирования и инструктирования групп сбора информации, проведения пробного исследования, размножения инструментария.

Второй блок содержит все организационные и методические работы, обеспечивающие сбор социологической информации: прибытие в организации и их и подразделения, доклад должностным лицам о целях и содержании исследования, уточнение порядка его проведения, непосредственный сбор информации.

Третий блок охватывает мероприятия, связанные с подготовкой собранной информации к обработке и ее обработкой.

Четвертый блок включает анализ полученных данных, подготовку отчета и выработку рекомендаций.

В плане за каждое мероприятие назначается ответственный и устанавливается срок исполнения. По форме он произволен и, как правило, соответствует общепринятым образцам.

Как подчеркивалось ранее, программа исследования предусматривает разработку инструментария социологического исследования: анкет, бланков интервью, карточек наблюдения, матриц анализа документов и т.д.

Наиболее часто в исследованиях используется анкета . Ее разработка является сложным процессом.

Анкета социологического исследования – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

б) по форме – на закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, косвенные;

в) по функциям – на основные и неосновные (контрольные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выяснение мнений, желаний, ожиданий, планов на будущее и т.п.

Вопросы о фактах поведения фиксируют поступки, действия, результаты деятельности военнослужащих.

Вопросы о личности респондента (иногда их называют паспортичкой, или социально-демографическим блоком анкеты) выявляют его возраст, социальное происхождение, семейное положение, национальность, образование и т.д.

Следует отметить, что в анкетах широко применяются вопросы, требующие выяснения уровня знаний респондента . Это так называемые вопросы экзаменационного типа.

Закрытые вопросы – это такие, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответов, из которых респондент должен выбрать один, например: «Каков состав Вашей семьи?»:

1) 2 человека;

2) 3 человека;

3) 4 человека;

4) 5 человек и более.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными .

Альтернативные вопросы – это такие, ответы на которые исключают друг друга. Например: «Знаете ли Вы условия социального страхования?»:

Полузакрытые вопросы – это такие, когда в перечне позиций предполагаемых ответов есть позиции «Другое» или «Что-то еще», то есть при ответе на эти вопросы дается возможность респонденту не только выбрать вариант ответа, но и изложить свою позицию.

Например, на вопрос: «Что Вас побудило стать юристом?" – варианты ответов могут быть:

1) традиции семьи;

2) советы юриста;

3) прочитанное в книгах об юридической деятельности и увиденное в кино;

4) что-то еще.

При постановке закрытых и полузакрытых вопросов необходимо руководствоваться следующим:

– варианты ответов должны раскрывать какие-то стороны изучаемой проблемы;

– по форме они должны быть четкими и лаконичными;

– перечень их не должен быть слишком велик;

– не должно быть «плохих» и «хороших» вариантов.

Открытые вопросы – это такие, когда респонденту не предлагаются варианты ответа. Они дают возможность выразить свое мнение о спрашиваемом. Например на вопрос: «Что Вас привлекает в Вашей деятельности?» – каждый респондент имеет возможность подробно выразить свое мнение. Эти вопросы чаще всего применяются в разведывательном исследовании.

Прямые вопросы – это такие, которые требуют от респондента прямой информации. Например: «Удовлетворены ли Вы своей деятельностью?»:

1) удовлетворен;

2) не удовлетворен.

Однако бывают ситуации, когда на прямой вопрос респондент может не ответить. Например, когда необходимо негативно оценить свою деятельность или деятельность коллег, или какие-то негативные факты, имеющие место в организации.

В таких случаях применяются косвенные вопросы . Их цель – получить ту же информацию, что и при постановке прямых вопросов, но сформулированы они так, что располагают респондента на откровенный ответ.

Приведем примеры прямого и косвенного вопросов одного содержания.

Прямой вопрос : «Удовлетворяют ли Вас условия деятельности в коллективе? Если не удовлетворяют, то что именно?»:

1) условия работы;

2) взаимоотношения в коллективе;

3) отношения с непосредственным начальством;

4) что-то другое.

Косвенный вопрос : «Если Вас не удовлетворяют условия деятельности в данном коллективе, где бы Вы хотели работать?»:

1) там, где лучше налажены бытовые условия;

2) там, где взаимоотношения в коллективе будут для Вас более подходящими;

3) там, где Вы, прежде всего, сможете наладить хорошие взаимоотношения с начальством;

4) другое.

Один из способов замены прямых вопросов косвенными – перевод их из личной формы в безличную. Например, вместо начала вопроса: «Как Вы считаете...» ставится «Некоторые считают...» или «Принято считать...».

Основные вопросы – это такие, которые направлены на сбор непосредственной информации об исследуемом явлении.

Неосновные вопросы предназначены для того, чтобы снять напряжение с респондента или с их помощью уточнить содержание ответа на основной вопрос.

Такие вопросы носят характер контрольных. Например, после основного вопроса: «Вы регулярно читаете художественную литературу?» – следует контрольный: «Назовите, пожалуйста, произведения, прочитанные Вами в этом месяце».

Уяснение классификации вопросов, их особенностей позволяет наиболее удачно построить композицию анкеты.

Необходимо также иметь в виду, что при составлении анкет социологического опроса следует не только знать классификацию вопросов, но и руководствоваться следующим :

– учитывать особенности восприятия респондентами текста анкеты. При составлении анкеты важно попытаться представить состояние отвечающих, учесть возможные их затруднения при работе над ней;

– учитывать специфику респондентов: служебное положение, сроки службы, квалификацию, уровень образования, культуры и т.д.;

– следует попытаться заинтересовать их в активном и добросовестном участии в проводимом исследовании;

– при размещении вопросов необходимо придерживаться определенной последовательности:

1) простые вопросы, носящие частный характер;

2) более сложные, так называемые событийные;

3) опять простые;

4) наиболее сложные, носящие мотивационный характер;

5) упрощающиеся к концу анкеты.

В заключение ставятся вопросы, выясняющие социально-демографические данные респондентов (так называемая паспортичка);

– вопросы, как правило, объединяются в смысловые блоки. Размер их должен быть примерно одинаковым;

– анкета не должна быть перегружена вопросами. Ответы на них должны содержать в основном необходимую информацию;

– время заполнения анкеты не должно превышать 45 минут, так как в дальнейшем внимание респондентов снижается и эффективность полученной информации уменьшается;

– по форме анкета должна быть простой и удобной для работы не только респондентов, но и исследователей, особенно при обработке информации.

Компоновка анкеты может быть следующей:

введение , в котором,

во-первых, излагаются тема, цели, задачи опроса, указывается организация, его проводящая, то есть объясняется: кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться полученные данные, гарантируется анонимность информации, высказывается просьба принять активное участие в исследовании;

во-вторых, дается инструкция по заполнению анкеты. В ней говорится о том, как отвечать на вопросы. В частности, на закрытые и полузакрытые вопросы необходимо выбирать один из предложенных вариантов ответов, подчеркивая или округляя его код, а на открытый или полузакрытый вопрос, если ни один из помещенных вариантов не подходит, респонденту предлагается свободно изложить свое мнение.

Вопросы в анкете располагаются, как уже говорилось, в определенной последовательности, желательно блоками, объединяющими вопросы по смыслу и требующими ответов, раскрывающих важнейшие стороны исследуемой проблемы.

Вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов на закрытые и полузакрытые вопросы обозначаются кодом, который располагается от текста ответа слева при порядковой системе кодирования или справа при позиционной системе.

Для ответов на открытые вопросы оставляется свободное место и несколько кодов.

Смысловые разделы блока должны начинаться вступительными словами, которые выделяются начертанием шрифта. Например, при изучении социально-правовой защищенности в анкете может быть раздел, требующий информации о реализации принципа социальной справедливости. Он может начинаться словами: «Теперь перейдем к вопросам, требующим информации о реа


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную .

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

3. Методы социологических исследований

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

Различают:

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

2) проблема;

3) объект и предмет;

4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведения социологических исследований. Специфика методики массового опроса, эксперимента и наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

    Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.