Евгений онегин история создания фильм. История создания "евгения онегина", анализ произведения

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года. Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.

Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе. В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах-дьявольская разница». В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, его волнение. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:

* Гонимы внешними лучами,
* С окрестных гор уже снега
* Сбежали мутными ручьями
* На потопленные луга…

мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи…

Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, все же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью. Своеобразный характер придает «Евгению Онегину» и постоянное участие в романе самого поэта. Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина («его я свято берегу»), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души -

* Ума холодных наблюдений

* И сердца горестных замет.

Пушкин создал особую форму лирического романа. Стихи в «Евгении Онегине» не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по четырнадцати стихов (строк) в каждой, с определенным, постоянно повторяющимся расположением рифм. Этой сложной, трудной формой, при которой ход изложения должен был бы постоянно прерываться, Пушкин пользуется с величайшим искусством. Она помогает ему с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает это так мастерски, что мы вовсе не замечаем перехода от одной строфы к другой.

Сюжет «Евгения Онегина» очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что теперь они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. И все это «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» насыщено лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…

В течение восьми лет работы над романом Пушкин несколько раз изменял и содержание его и композицию. Надо сказать несколько слов об этих изменениях. «Евгений Онегин» начат был Пушкиным в период перелома в его творчестве, когда он уже разочаровался в романтизме, в его «возвышенных» героях и сюжетах, но не пришел еще к новой, реалистической задаче - познания самой жизни, отражения ее в существенных, типических чертах.

В эту переломную эпоху (1823-1824) Пушкин написал много мрачных, злых, раздраженных стихотворений, таких, как «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» и другие. Он решительно отошел от своих прежних, столь любимых им самим и читателями романтических героев и героинь, в которых так поэтически и искренне выражались его собственные высокие чувства и думы. Но этот отход, это разочарование в романтизме он ощущал очень болезненно, так как не дошел еще до того, чтобы увидеть поэтическую прелесть в описании, изображении простой жизни, простых, обыкновенных людей,- он еще по старой романтической привычке относился к этой простой жизни насмешливо, иронически. Так он и начал в 1823 году свой роман, где хотел полемически, в споре с господствовавшим тогда возвышенным романтизмом показать обыкновенных людей, обыкновенную жизнь во всей ее прозаической наготе, без всякой идеализации, без всякого романтического прикрашивания.

Героем романа он сделал не какого-то таинственного «пленника», или хана Гирея, или изгнанника Алеко, а петербургского молодого франта, героиней - провинциальную барышню, не очень красивую, с деревенским, непоэтичным именем. Весь тон рассказа сначала был насмешливый. «Я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью»,- сообщал Пушкин друзьям в 1823 году. В письме к брату в 1824 году он называет начатый им роман своим лучшим произведением. «Не верь Н. Раевскому, который бранит его’, - пишет Пушкин,- он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал». Издавая в 1825 году отдельной книжкой первую главу «Евгения Онегина», Пушкин в предисловии называет себя, как автора этого произведения, «сатирическим писателем». «Сатира» эта была направлена против романтической теории «возвышенного предмета», «возвышенного героя».

Но вот прошло время, Пушкин понял необычайную важность верного, точного, без прикрас изображения простой, обыденной жизни, окружающей нас, важность познания с помощью искусства реальной действительности, какая она Друг Пушкина Николай Раевский приезжал в конце 1823 года в Одессу, и Пушкин читал ему первые главы «Евгения Онегина» есть, и продолжал писать свои роман уже спокойно, без «желчи», без полемики, без нарочитого, «сатирического», «цинического» выпячивания самых прозаических подробностей жизни.

Замысел произведения и его воплощение в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» - роман с уникальной творческой судьбой. Специально для данного произведения А. С. Пушкин придумал особую строфу, ранее не встречавшуюся в мировой поэзии: 14 строк из трех четверостиший с перекрестной, смежной, кольцевой рифмовкой и заключительным двустишьем. Использованная в данном романе она получила название «онегинской».

Известны точные сроки создания произведения: начало работы - 9 мая 1823 г. в южной ссылке, окончание романа - 25 сентября 1830 г. В Болдинскую осень. В общей сложности работа над данным произведением продолжалась на протяжении семи лет, но и после 1830 г. автором вносились изменения в роман: в 1831 году была переписана последняя, восьмая, глава, а также написано письмо Онегина к Татьяне.

Первоначальный замысел романа существенно изменился. План написания «Евгения Онегина», составленный и записанный Пушкиным, включал в себя изначально девять глав, поделенных автором на три части.

Первая часть состояла из 3 глав-песен: Хандра, Поэт, Барышня (что соответствовало 1, 2, 3 главе романа в окончательном варианте). Вторая часть включала 3 главы-песни под названиями Деревня, Именины, Поединок (что идентично 4, 5, 6 главе напечатанного романа). Третья часть завершая роман, включала 3 главы: Москва (VII песнь), Странствие (VIII песнь), Большой свет (IX песнь).
В конечном итоге Пушкин, придерживаясь своего плана, написал две части, поместив отрывки из VIII главы в приложение к роману и назвав его «Путешествие Онегина». В результате IX глава романа стала восьмой. Известно также, что Пушкин задумал и написал и X главу о появлении тайных декабристских обществ в России, но потом сжег ее. От нее осталось лишь семнадцать неполных строф. Подтверждая эту задумку автора, наш великий классик в 1829 году, за год до окончания романа, говорил о том, что главный герой должен или погибнуть на Кавказе, или стать декабристом.

«Евгений Онегин» является первым реалистическим романом в русской литературе. Оригинален сам жанр этого реалистического произведения, который сам поэт в письме к П.А. Вяземскому называл «романом в стихах». Данный жанр позволил автору сочетать эпическое изображение жизни с глубоким лиризмом, выражением чувств и мыслей самого поэта. А.С. Пушкин создал уникальный роман, который по форме напоминает непринужденную беседу с читателем.

Такая манера изложения в романе позволила Пушкину всесторонне показать жизнь и духовные искания героя своего романа как типичного представителя русской дворянской интеллигенции 20 гг. XIX века. Действие романа включает в себя период с 1819 по 1825 г., показывая картину жизни дворянства и простого народа в 1-ой половине XIX века в столицах и провинции накануне декабристского восстания 1825 г. А. С. Пушкин воспроизвел в этом романе духовную атмосферу общества, в которой рождался тип дворянина, разделявшего взгляды декабристов и примкнувшего к восстанию.

    История создания романа Пушкина «Евгений Онегин». Эволюция замысла и проблема жанра. Язык и ритмика романа. Своеобразие авторских интонаций.

История создания, жанр, замысел

Роман «Евгений Онегин» создавался более семи лет - с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. (Эпизод «Письмо Онегина» был написан последним, уже в Болдино).

По первоначальному замыслу роман «Евгений Онегин» должен был состоять из девяти глав» которые в черновике Пушкин озаглавил так. разделив их на три части:

    Часть 1-я. 1 песнь - Хандра. II - Поэт. III - Барышня.

    Часть 2-я. IV песнь - Деревня. V -Именины. VI - Поединок.

    Часть 3-я. VII песнь-Москва. VIII - Странствие. IX - Большой свет.

Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману («Отрывки из путешествия Онегина»). Была написана и десятая глава, но поэт сжег ее.

Первое упоминание о романе находим в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: "Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". Особенности жанра "романа в стихах" заключаются в том, что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый автором, то есть лирический герой романа. Образы Онегина, Татьяны и автора - центральные в образной системе произведения. Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. Роман выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». Работа над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы - кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические тенденции. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа. В черновиках второй главы (писалась в 1824 г.) мелькнул стих Горация «Exegi monumentum », ставший через 12 лет эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще неясно различал.

Определив в посвящении П.А. Плетневу роман как "собранье пестрых глав", Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы "разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал "Онегина". Пушкин издавал "Евгения Онегина" главами - по мере написания, тем самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Кроме того, как пишет Ю.М. Лотман, выбором названия романа "...определялись жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествия". Усиливают атмосферу "реальности" вплетенные в ткань романа "документы" - письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме того, важную роль в создании "эффекта достоверности" происходящего играет пересечение романного времени и реального, встречи героев "Евгения Онегина" с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную известность. Так, Онегин - приятель Каверина: Татьяна в Москве встречается с Петром Вяземским: К ней как-то Вяземский подсел... Таким образом, роман был для Пушкина чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт). На эту особенность романа обратили внимание его первые критики. Так, Н.И. Надеждин, отказав ему в единстве и стройности изложения, определил внешний облик произведения - «поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством».

В соответствии с богатым содержанием романа Пушкин приводит речь и культурной, образованной части дворянства, и провинциальных помещиков, и дворовых, язык народной поэзии и поэтический стиль, характерный для различных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма. Так, в первой главе, знакомя читателя с Онегиным, Пушкин применяет стиль светской речи с её особенностью «без принуждения в разговоре коснуться до всего слегка» . Здесь мы находим свободное пользование иноязычными словами (французскими, английскими, латинскими), упоминание имён греческих и римских поэтов, употребление книжных выражений («всевышней волею Зевеса наследник всех своих родных»; «отступник бурных наслаждений» и т. п.). Характеризуя Ленского, Пушкин использует особенности языка романтической поэзии: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнём душа воспламенилась в нём». Передавая мысли Ленского перед дуэлью, Пушкин в его монолог вставляет излюбленные романтиками «цветистые слова», затуманивающие их подлинный смысл:

Он мыслит: «Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал...

Всё это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. Но когда Пушкин приводит разговоры Онегина и Ленского на бытовые темы, он устраняет слова и выражения книжного стиля; речь их проста, непринуждённа, полна народно-бытовых выражений. Таков, например, разговор Онегина с Ленским о Лариных (гл. 3, IV-V). Насмешливость, прозаические слова и выражения совершенно исчезают в стихах Пушкина, когда он рисует образ Татьяны и говорит о её жизни, о её любви к Онегину. О своей любимой героине поэт отзывается с особой теплотой и лаской. Пушкин прибегает к словам уменьшительно-ласкательным: «головкой томною склонясь»; «голосок звучит» и т. п., применяет народные формы слова: «к плечу головушкой склонилась» . Татьяна пишет письмо к Онегину по-французски. По чужой язык является лишь внешней оболочкой мыслей и чувств девушки с русской душой. Переводя письмо, поэт вкладывает в уста героини романа речь, близкую по своему духу и словесным средствам к народно-поэтическому языку. В главах, посвященных изображению деревенской жизни (помещиков и дворовых), Пушкин широко вводит в свои стихи народно-бытовую речь. Особенно наглядно это проявляется в речи няни, ключницы Онегина Анисьи; просторечие свойственно и языку старушки Лариной (гл. 7, XXV-XXVI). Таким образом, в повествовательной части своего романа Пушкин применяет разные стилистические средства языка, в зависимости от того, каких героев и какие события он изображает. В романе Пушкин мастерски соединил повествование и лирику. Он создал особую строфу («Онегинская строфа»), в основу которой положен сонет - 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. От сонета «английского» Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» сонета - принцип упорядоченности рифменной схемы. Пушкин упорядочил и саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором - парная, в третьем - кольцевая. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными - мужская).Такая стихотворная форма дала возможность Пушкину с легкостью переходить от одной темы к другой, от повествования к лирическому размышлению. Каждая строфа представляет собой самостоятельный рассказ и каждое четверостишие в строфе самостоятельно. В первых четырех стихах излагается общая тема, во втором и третьем четверостишии основная тема развивается, а двустишие замыкает эту тему, подводя итог или по-новому ее осмысливая. Таким образом, автор добился того, что каждая строфа при своей завершенности все же обращена к следующей строфе, связана с ней. Это позволяет поэту менять тон повествования, сохраняя при этом собственный голос. Поэт постоянно участвует в событиях, прерывая сюжет романа, делясь с читателем мыслями и чувствами, высказывая свою точку зрения. В романе много лирических отступлений - «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». В них в поэтической форме выражается душа самого автора. Она предстает в романе как самостоятельный, законченный образ. Формы и темы его отступлений разнообразны - от непритязательной шутки до горестных размышлений над судьбами героев. Кроме того, через раскрытие авторского духа, через исследование жизни общества и человека, А. С. Пушкин раскрывает перед нами всю историческую эпоху, весь дух народной жизни.

    Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Евгений Онегин» Пушкина. Функция эпиграфов.

Сюжет и композиция

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского. Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии - знакомство Онегина с Ленским. Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она также сразу отметила Онегина. Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все… В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии. Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет предугадать последующие события - смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно там Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить” (Онегин «заигрывает» с Ольгой, в которую влюблён Ленский). Ленский не мог стерпеть предательства друга и решил вызвать его на дуэль, которая кончается смертью молодого поэта. Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии. Развитие первой сюжетной линии продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она светская дама, и уже Онегин влюбляется в неё и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии. Однако следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли: Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной: Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации – это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение (отповедь). При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором - на стороне Онегина. Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах (с этой точки зрения композиция кольцевая: действие романа начинается и заканчивается в Петербурге) . Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства. Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа. Они появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью. Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Эпиграфы

Важную роль в романе играют эпиграфы. Эпиграф ко всему роману, взятый якобы из частного письма, в русском переводе звучит так: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того особой гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого”.Указание на частное письмо как на источник эпиграфа призвано придать Онегину черты реальной личности: Евгений якобы существует на самом деле, и кто-то из его знакомых даёт ему такую аттестацию в письме к ещё одному общему знакомому. Подлинный же источник этого эпиграфа - литературный. Как указал Ю.Семёнов, а затем В.В. Набоков, это французский перевод сочинения английского социального мыслителя Э.Бёрка «Мысли и подробности о скудости». Французский язык письма свидетельствует, что лицо, о котором сообщается принадлежит к высшему свету, а также ассоциируется с европеизмом Евгения. Главное в нём - противоречивость характеристики лица, о котором говорится в “частном письме”. С тщеславием соединена некая особенная гордость, вроде бы проявляющаяся в безразличии к мнению людей. Но не мнимое ли это безразличие, не стоит ли за ним сильное желание снискать внимание толпы, явить свою оригинальность? А выше ли “он” окружающих? И да (“чувство превосходства”), и нет (“быть может, мнимого”). Так начиная с “главного эпиграфа” задано сложное и неоднозначное отношение автора к герою. Первая глава открывается строкой из элегии князя П.А. Вяземского «Первый снег»: “И жить торопится и чувствовать спешит”. В стихотворении Вяземского эта строка выражает упоение, наслаждение жизнью и её главным даром - любовью. Герой и его возлюбленная несутся в санях по первому снегу. Вяземский пишет о радостном упоении страстью, Пушкин в первой главе своего романа - о горьких плодах этого упоения. О пресыщении. О преждевременной старости души. Мотив из «Первого снега» “перевёрнут”, обращён в свою противоположность. Эпиграф ко второй главе - “O rus!” (“О деревня” - лат. (Гораций)) с псевдопереводом “О Русь!”, построенный на созвучии латинских и русских слов. Именно русская деревня предстаёт квинтэссенцией русской национальной жизни. Этот эпиграф ещё и модель поэтического механизма романа, строящегося на переключении из серьёзного плана в шутливый и наоборот. Французский эпиграф из поэмы «Нарцисс, или Остров Венеры» Ш.Л.К. Мальфилатра, переводимый на русский как: «Она была девушка, она была влюблена», открывает главу третью . У Мальфилатра говорится о безответной любви нимфы Эхо к Нарциссу. Причина произошедшего с Татьяной объясняется природным законом – законом любви («пришла пора – она влюбилась»). Эпиграф к четвёртой главе - “Нравственность в природе вещей”, изречение французского политика и финансиста Ж.Неккера. Отвечая на признание Татьяны, Онегин надевает маску “моралиста”. И позднее, отвечая на признание Евгения, Татьяна с обидой вспомнит его менторский тон. Но она отметит и другое: “Вы поступили благородно” (глава восьмая, строфа XLIII). Евгений поступает нравственно, но руководствуется при этом не благородством чувств, а эгоизмом. Поэтому эпиграф содержит ещё и иронию. Эпиграф к пятой главе из баллады В.А. Жуковского «Светлана»: “О, не знай сих страшных снов, // Ты, моя Светлана!”. Ещё в начале третьей главы со Светланой сравнивает Татьяну Ленский: “Да та, которая грустна // И молчалива, как Светлана” (строфа V). Сон пушкинской героини в отличие от сна Светланы оказывается пророческим и в этом смысле “более романтическим”, чем сновидение героини баллады. Онегин, спешащий на свидание с Татьяной - петербургской княгиней, “идёт, на мертвеца похожий” (глава восьмая, строфа XL), словно жених-мертвец в балладе Жуковского. А Татьяна теперь “теперь окружена // Крещенским холодом” (глава восьмая, строфа XXXIII). Крещенский холод - метафора, напоминающая о гаданиях Светланы, происходивших на святках, в дни от Рождества до Крещения. Эпиграф к шестой главе , взятый из канцоны Ф.Петрарки, в русском переводе звучащий “Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому не больно умирать”. Причина небоязни смерти истолковывается как следствие разочарованности и «преждевременной старости души». Ленский и Онегин не ценят жизнь. Пушкин сам участвовал в 21 дуэли и в 21-ой погиб. К седьмой главе Пушкин даёт три эпиграфа. 1."Москва, где равную тебе сыскать?..." (Дмитриев) 2."Как не любить родной Москвы?" (Баратынский) 3."Гоненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет" (Грибоедов) В сознании Пушкина живут две Москвы: величественная, народная, героическая - и барская фамусовская Москва, над которой он смеётся. Эпиграф к восьмой главе: «Прощай! И если мы расстаёмся навсегда, то прощай навсегда» (Байрон). О последней встрече Татьяны и Евгения и, следовательно, об их расставании навсегда.

“Евгений Онегин” - это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки. Образ автора в романе является триединым: - автор, который пишет роман (причем он постоянно напоминает читателю об этом, например, в конце седьмой главы: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, но вступленье есть»). Происходит разговор автора с читателем. Пушкин размышляет даже о самом создании романа. - автор – один из героев романа (приятель Онегина). При этом автор постоянно подчеркивает «сотворенность» своих героев. Например, фамилия «Онегин», как и «Ленский», не могла существовать, т.к. дворянам давали фамилии по месту владения, а Лена и Онега – водоёмы, которые не могли никому принадлежать. - автор как лирический субъект (в лирических отступлениях). Характер автора отображается в оценках героев, в отношении к ним и их поступкам. Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего - Татьяне Лариной: “Я так люблю Татьяну милую мою!”. В них много общего: в отношении к природе, свободе. Поэт также подчеркивает разницу между ним и главным героем. Автор и Евгений противопоставляются в отношении к театру: первый называет его “волшебным краем”, второй видит в нем лишь развлечение, для героя характерен светский взгляд на театр. Они по-разному относятся к любви: для главного героя - это “наука страсти нежной”, о себе же поэт говорит:… все поэты - любви мечтательной друзья. Но между Пушкиным и Онегиным есть некоторое сходство во взглядах: их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтенье Татьяны Ольге. Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической, и наоборот. Лирические отступления. В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы.Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни». Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» - самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью: Любви все возрасты покорны; Но юным девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури внешние полям. Поэт обращается к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека: Но дико светская вражда Боится ложного стыда. Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы: Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Одной из важнейших тем отступлений является изображение природы. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «она любила на балконе предупреждать зари восход», «в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, о моде и балах того времени. Некоторые лирические отступления в романе носят автобиографический характер. «В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» Пушкин делится с читателями своими размышлениями о жизни: Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения: Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что выражает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет.

    Система персонажей и хронотоп романа Пушкина «Евгений Онегин»

Персонажи

В центре романа находится автор-персонаж, который знаком со всеми остальными героями. Его судьба то пересекается с судьбой Онегина, то расходится. Сначала Онегин находится рядом с автором («Онегин – добрый мой приятель»). Потом они отдаляются, а в конце романа автор и читатель расстаются с героем «навсегда». Евгений Онегин воплощает в себе черты общественного типа «лишнего человека». Это дворянин, который имеет все средства к существованию, не обязан чем-либо заниматься, ведет обычную светскую жизнь, однако чувствует, что праздное существование не удовлетворяет его чаяний. Он пытается найти способ сделать свое существование осмысленным, но дворянская среда накладывает существенные ограничения: общественное мнение сильно сокращает круг «благородных» занятий, а материальный достаток исключает необходимость борьбы за существование. Онегин в этом смысле типичный представитель русской молодежи 1820-х гг. Он «проиграл» свою жизнь, в которой даже не было «врагов» и «ударов судьбы». Это человек, у которого нест смысла жизни (и он его не ищет), а есть «псевдосмысл», сформированный светом. Когда свет Онегину надоедает, он принимается читать, затем писать. Но это – труд, а труд ему тошен. Онегин дважды мог быть счастлив: жизнь дала ему друга и любовь. Но Онегин говорит, что счастлив будет недолго, т.к. это ему надоест, как надоедало всё прежде. Но в Петербург он возвращается уже другим: опять начинает читать, удаляется от света, осознает, что «проиграл» свою жизнь (эпизод с игрой в «фараон», как в «Пиковой даме»). Онегину противопоставлена Татьяна, с которой его связывают любовные отношения, впрочем, ни к чему не приводящие, потому что сначала Татьяна безответно любит Онегина, а он демонстрирует неспособность «лишнего человека» ответить на искреннее чувство, а в последней главе уже Онегин влюбляется в замужнюю героиню, которая отказывает ему из соображений порядочности и совестливости. Татьяна, с одной стороны, представляет собой тип начитанной, чувствительной барышни начала XIX в., с другой – существо высшего порядка, «милый идеал» Пушкина. Еще одна пара образов, составляющих основу системы в романе, - Ленский и Ольга Ларина. Ленский выступает как своеобразный антагонист Онегина (специально подчеркивается различие их взглядов и характера) – Онегин разочарован в жизни, Ленский восторжен, Онегин умудрен опытом, Ленский наивен. Ленский воплощает в себе отчасти пародийный образ «романтического» юноши. Он поэт, он влюблен, и он романтически погибает во цвете лет, убитый на дуэли. Несколько снижает пафос трагедии то, что дуэль произошла по надуманному поводу, и ее легко можно было бы избежать (что пытается сделать Онегин: он опаздывает на дуэль и берет в секунданты слугу (это противоречит правилам)). Онегин, понимая всю бессмысленность дуэли, соглашается на неё из опасения, что в обществе будут отзываться о нем как о трусе. Ольга Ларина – сестра Татьяны, полностью ей противоположная. Ольга воплощает в себе «земной» тип девушки. Как это ни парадоксально, именно симпатичная, но мало одухотворенная Ольга привлекает внимание поэта Ленского. Именно ошибочное мнение Ленского относительно Ольги и становится причиной его гибели: он ждет от Ольги возвышенной любви, тогда как девушка, не задумываясь о серьезности последствий, на глазах у возлюбленного «заигрывает» с Онегиным. Ленский разочаровывается, вызывает друга на дуэль, чтобы отомстить за поруганную любовь, погибает, а Ольга в кратчайший срок благополучно выходит замуж за другого. Кроме перечисленных действующих лиц, определенную роль в системе образов играет автор-повествователь – еще одна ипостась Пушкина в романе, тот, кто находится «снаружи» текста, заранее знает судьбу героев и выступает как всезнающий рассказчик. Хронотоп (по Лотману). Пространство : действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест», с тем, чтобы в дальнейшем переехать с мужем в его петербургский дом. Онегин за это время совершает поездку по маршруту Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Военно-Грузинская дорога и Закавказье - северокавказские минеральные источники - Крым - Одесса - Петербург. Чувство пространства, расстояний, сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. В такой же мере, в какой Петербург является «своим» пространством для Онегина, деревня – органичный мир Татьяны, и как Онегин в деревне остается временным гостем, заезжим посетителем, проникнувшим в чужое пространство, так Татьяна чужая в Москве – в доме тетки и в зале Благородного собрания – и в Петербурге в собственном доме. Одновременно и Онегин в конце романа не так соотносится с петербургским миром, как в начале: из «петербургского» героя он превратился в скитальца, для которого «своего» пространства нет вообще. И в родном для него Петербурге «для всех он кажется чужим» (8, VII, 7). Время (по старому стилю) : опорной точкой является указание Пушкина в предис­ловии к отдельному изданию первой главы на то, что начало событий романа совпадает с концом 1819 г. Сопоставляя с этой датой ряд указаний в тек­сте, получаем цепь основных дат. 1795 - год рождения Онегина . В "Главе осьмой" сказано, что, когда Онегин по­сле дуэли оставил деревню, ему было 26 лет: Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов . Деревню он покинул в феврале - марте 1821 г., следовательно, родился в 1795 г. 1803 - год рождения Ленского . В январе 1821 г., когда Ленский погиб, ему было 18 лет. Это вытекает из размышлений Онегина: пускай поэт . Дурачится; в осьмнадцать лет . Оно простительно… 1803 - вероятный год рождения Татьяны . Летом 1820 г. Татьяне было 17 лет. Пушкин Вяземскому 29 ноября 1824 г. "... письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!" Ольга, младшая сестра Татьяны, в 1820 г. была невестой Ленского. По нормам той эпохи она, вероятнее всего, была несколько моложе его и одновременно ей не могло быть меньше 15 лет. Вероятнее всего, ей было 16 лет. 1811-1812 - окончание "ученья" Онегина и вы­ход "в свет". Отсчитывая время от зимы 1819 - весны 1820 гг. (времени действия первой главы), Пушкин пишет: Вот, как убил он восемь лет, / Утратя жизни лучший цвет . Видимо, около 1813 г., когда Онегину исполнилось 18 лет, он зажил самостоятельно. На это указывает то, что, описывая "уединенный кабинет" героя, автор указы­вает именно тот возраст Онегина, когда он покинул ро­дительский кров и завел себе модный. ...кабинет Философа в осьмнадцать лет Зима 1819 - весна 1820 г. - время действия первой главы. Начальная дата определяется указанием Пушкина в пре­дисловии к отдельному изданию главы, конеч­ная - указанием на то, что встреча героя и автора про­изошла в Петербурге в 1820 г., в период "белых ночей",Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою… Лето 1820 г. - время действия второй и третьей глав. В первой строфе второй главы упомянуты "нивы золотые" как деталь пейзажа первых дней пребывания Онегина в деревне. В строфе XVI третьей главы упоминается пение соловья, в конце главы во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирают ягоды. Лето - осень 1820 г. - время действия четвер­той главы . Глава начинается той же сценой в саду. В строфе XL говорится о начале осени ("Уж небо осенью дыша­ло"), а в строфе XLII - о наступлении морозов ("И вот уже трещат морозы"). Ночь со 2 на 3 января - 12 января 1821 - время действия пятой главы. Начальная дата указана автором в первой стро­фе главы ("На третье в ночь"), конечная определена именинами Татьяны - днем великомученицы Татьяны. 25 декабря 1820 - 5 января 1821 - святочные праздники и гадания в доме Лариных. Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег - "Чу... снег хрустит", а снег выпал лишь "на третье в ночь") и на 6 января 1821 г., т. е. в т. н. "страш­ные вечера" (между Васильевым днем и Крещением). Ночь с 5 на 6 января - сон Татьяны . Сон не мог быть ранее 4 января и по­зже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения. 12 января - день именин Татьяны. 13 января - весна 1821 г. - время действия шес­той главы. 14 января - дуэль и гибель Ленского. Весна 1821 - февраль 1822 г. - время действия седьмой главы. Февраль -март 1821 г. - отъезд Онегина в Пе­тербург . Устанавливается на основании того, что во вре­мя переезда "деревенских Приамов" и "чувствительных дам" в деревню Онегина там "уж нет" и "грустный он оставил след". Лето 1821 г. - замужество Ольги и ее отъезд. Лето 1821 г. - посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке. 3 июля 1821 г. - отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия): Июля 3 числа . Коляска венская в дорогу . Его по почте - понесла . Конец января - февраля 1922 г. - поездка Татьяны с матерью в Москву. 1822г. (вероятно, осень) - замужество Татьяны. Устанавливается на основании слов князя N, ко­торый в 1824 г. говорит Онегину, что женат "около двух лет". Август - сентябрь 1823 г. - пребывание Онеги­на в Крыму: Скитаясь в той же стороне . Онегин вспомнил обо мне . Пушкин был в Крыму с 15 августа по середину сентября 1820 г. Осень 1823г. - встреча Онегина и автора в Одессе. Август 1824 г. - ссылка П в Михайловское и воз­вращение Онегина в Петербург. Онегин, очень охлажденный, Пустился к невским берегам… …а я…Уехал в тень лесов Тригорских . В далекий северный уезд . Пушкин выехал из Одессы 31 июля 1824 г. Осень 1824 - весна 1825 г. - время действия восьмой главы. Март 1825 г. - конец романа.

Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин писал с перерывами около девяти лет. Он — самое известное произведение поэта. Почему? Возможно от того, что был включен в школьную программу, и все дети, что до , что после, зубрили «Я Вам пишу, чего же боле», а может быть из-за обилия афористичных строк, ставших крылатыми фразами: «любви все возрасты покорны», «мы все учились по немногу»; утверждается так же, что «Евгений Онегин» — «важнейшая часть нашего культурного кода, того, который позволяет нам говорить на одном языке, одинаково понимать одни и те же шутки, намеки и сравнения». Так ли это, иначе, у каждого свое мнение, но факт остается фактом — «Евгений Онегин» — великое сочинение великого поэта.

Сюжет «Евгения Онегина»

Пушкин был барином и аристократом. Его герой Евгений Онегин — типичный представитель того же круга. То есть, описывая повседневность Онегина в Петербурге и в деревне, Пушкин опирался на собственный опыт, руководствовался собственными жизненными наблюдениями. Потому в романе так много бытовых подробностей нравов столичного и провинциального русского дворянства первой трети ХIХ века. Не спроста ведь литературный критик В. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», а основного персонажа романа «страдающим эгоистом… эгоистом поневоле, (холодного) к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»
Всякое литературное произведение немыслимо без любовной истории. В «Евгении Онегине» она — в отношениях Онегина и Татьяны Лариной. Сначала девушка влюбляется в Евгения, но оказывается не нужной ему, затем он ищет взаимности, но Татьяна уже замужем
Ещё одна сюжетная линия романа — конфликт между приятелями Онегиным и Ленским, закончившийся дуэлью.

Описание романа «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» состоит из восьми глав, в каждой по 40-60 строф (строфа — 14 строчек). Самая длинная глава первая — 60 строф, самая короткая вторая — 40. В канонический текст романа Пушкин не включил главу о странствии Онегина, она была издана особо с предисловием поэта: «Автор чистосердечно признается, что он выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… П. А. Катенин заметил нам, что сие исключение…вредит …плану сочинения; ибо через то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъяснимым. Автор сам чувствовал справедливость оного, но решился выпустить эту главу по причинам, важным для него, а не для публики». Глава о путешествии Онегина по России была по счету восьмой. Часть строф из неё Пушкин перенес в главу, следующую за «Странствием» — девятую, которая стала в итоге восьмой. В 1830 году, до исключения «Странствия», написал Пушкин и десятую главу, но в том же году, острожный, сжег её. От этой главы до нас дошли только записанные особым шрифтом первые четверостишья четырнадцати строф, например:

Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда
…………………….

Более семи лет (1823- 1830) и публиковал его отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая - была опубликована в 1832 г. Первоначальный замысел романа за это время менялся. В набросках общего плана романа значилось девять глав.

Однако в первое полное издание «Евгения Онегина» (1833) Пушкин включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». В предисловии поэт отметил, что «он выпустил из своего романа целую главу, в коей было описано путешествие Онегина по России». Таким образом, по сравнению с первоначальным планом романа место восьмой главы заняла девятая «Большой свет», а глава восьмая «Странствие» превратилась в «Отрывки из путешествия Онегина». Строфы «Путешествия» писались в разное время: описание Одессы относится к 1825 г., первые пять строф опубликованного текста были написаны осенью 1829 г., а последние - 18 сентября 1830 г. в Болдино, где Пушкин и завершил работу над романом.

Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» - своеобразную историческую хронику преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). В канонический текст романа десятая глава не входит.

Завершив работу над «Евгением Онегиным» 26 сентября 1830 г., поэт отметил основные даты работы:

«Онегин»

Часть первая

III Часть вторая

VI Часть третья

Предисловие

Хандра (написано в Кишиневе, Одессе, 1823 г.)

Поэт (Одесса, 1824)

Барышня (Одесса, Михайлов., 1824)

Деревня (Михаиловское, 1825)

Именины (Михаил., 1825, 1826)

Поединок (Михаил., 1826)

Москва (Михаил., П/Б 1827 г.)

Странствие (Москва, Болдин., 1829)

Большой свет (Болдино, 1830). 7 лет 4 месяца 17 дней.

Если домашнее задание на тему: » История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Повествовательная часть романа построена по чёткому и стройному плану. Первая и вторая главы являются широко развёрнутой экспозицией: автор в них (продолжение) Определив в посвящении П. А. Плетневу роман как "собранье пестрых глав", Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» но Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое