Финансовый менеджер: функции и обязанности. Почему необходимо изучать финансовый менеджмент

— документ, который определяет права, обязанности и статус этого специалиста внутри компании. Также инструкция определяет подчиненность и требования, предъявляемые к этому работнику. Разберемся, что именно собой представляет такой документ и как он составляется.

Кто такой финансовый менеджер?

Современная экономика развивается настолько бурно, что постоянно появляются новые профессии и должности, о которых раньше никто даже не слышал. Именно к таким относится и профессия финансового менеджера. Чем же занимается этот специалист?

На практике под словом «менеджер» понимается человек, занимающийся одним из направлений менеджмента (управления какой-то сферой деятельности), повышением в ней прибыли и уменьшением расходов. Таким образом, финансовый менеджер — это человек, который занимается управлением денежными потоками, двигающимися внутри фирмы, а также между ней и контрагентами по договорам.

Причем должность финансового менеджера вводится только на крупных предприятиях. В небольших фирмах задачи по осуществлению финансового менеджмента решаются совместно руководителем компании и главбухом, на которого возлагаются контрольные функции. В крупных же компаниях финансовым менеджментом нередко занимается специальный отдел, департамент или другое подразделение во внутренней структуре. Если создание такого подразделения нецелесообразно, менеджер может выступать как работник, напрямую подчиняющийся генеральному директору (в этом случае финансовый менеджер часто именуется финансовым директором).

При всем этом единых требований к названию такой должности законом не установлено, общей практики для всех компаний, работающих в финансовой сфере, также пока не выработано. Однако определение места финансового менеджера в структуре компании чрезвычайно важно, поэтому крайне желательно отобразить эту информацию в должностной инструкции — документе, определяющем права, обязанности и ответственность работника.

Роль должностной инструкции финменеджера

Должностная инструкция финансового менеджера не относится к документам, наличие которых всегда требуется по закону. Однако такой документ крайне полезен, потому в большинстве случаев составляется на тех предприятиях, где вводится должность финансового менеджера. Польза от наличия такой инструкции проявляется в следующем:

  1. Она дает возможность четко разграничить обязанности финансового менеджера и других сотрудников, работающих в близких областях. К примеру, частичное взаимопересечение может наблюдаться между обязанностями финансового менеджера и бухгалтера — и как раз инструкция позволяет конкретно определить, кто из них и как будет действовать в различных ситуациях.
  2. Она позволяет работнику четко знать, что именно он обязан делать. Это позволяет ему четко сосредоточиться на конкретных обязанностях и понимать, какие требования руководства могут оказаться необоснованными. Также это улучшает управляемость фирмой, поскольку администрация точно знает, что именно и с кого можно требовать.
  3. Инструкция позволяет объективно судить о качестве работы сотрудника. Если он не справляется с обязанностями, перечисленными в этом документе, это может стать основанием для применения дисциплинарных мер (выговора, лишения премии и т. п.). Также суды в случае спора между работником и компанией по вопросам, касающимся обоснованности увольнения, требуют представить должностную инструкцию. Если ее не будет в наличии, это может стать серьезной проблемой для компании.

Кроме того, должностная инструкция определяет:

  • какое место занимает менеджер в общей структуре компании, кому он подчиняется и кем может руководить;
  • какова его компетенция, какие требования предъявляются к человеку, претендующему на занятие этой должности;
  • какими правами он наделен;
  • какую именно и в каких случаях ответственность он несет в соответствии с законодательством и внутренними нормами предприятия.

Структура должностной инструкции финменеджера

Обязательных требований к тому, как должна выглядеть и из каких частей состоять должностная инструкция финменеджера, закон не устанавливает. Однако есть нормативные акты, на которые следует ориентироваться при разработке такого рода документов. К ним относятся, в частности:

  1. Квалификационный справочник должностей (КСД), принятый Минтрудом РФ в 1998 году. В 2003 году он был дополнен характеристикой должности «Финансовый директор», которую можно использовать как базу для инструкции, предназначенной для менеджера, с поправкой на то, что он может и не выступать в качестве одного из руководящих работников.
  2. ГОСТы по делопроизводству. Они касаются только внешнего оформления документов, однако могут оказаться важными при подготовке любого внутреннего акта предприятия, в том числе должностной инструкции. Например, ГОСТ Р 7.0.8-2013, касающийся делопроизводства и архивного дела, дает определения терминов, используемых при документообороте; ГОСТ Р 6.30-2003 описывает правила, касающиеся размещения грифа и других реквизитов, бланков документации и т. д. Вся эта информация позволит подготовить должностную инструкцию надлежащим образом.

Обычно должностная инструкция финменеджера строится по следующей схеме:

  1. Общие положения. Здесь закрепляется, к какой категории относится финансовый менеджер в конкретной организации (он может быть как специалистом, так и руководителем, если у него есть подчиненные), кому он подчиняется, кем назначается и увольняется. При необходимости здесь же прописывается, какую квалификацию для занятия должности он должен иметь (образование, опыт работы, знание конкретных нормативных актов и т. п.).
  2. Обязанности, возлагаемые на этого работника. Подробнее они будут описаны далее.
  3. Права, которыми наделен работник. Применительно к финансовому менеджеру требуется указать как минимум право подписи соответствующих документов, право вести переписку с подразделениями/филиалами компании и сторонними организациями, право запрашивать и получать сведения, необходимые для работы.
  4. Ответственность, которую несет лицо, занимающее эту должность. Обычно указывается, что менеджер несет дисциплинарную ответственность за неисполнение распоряжений руководства, а также гражданско-правовую, административную и уголовную — в случаях, предусмотренных российским законодательством.

Обязанности, возлагаемые на финансового менеджера

Раздел обязанностей — это главная часть любой должностной инструкции. Не является исключением и инструкция для финансового менеджера. Точный перечень обязанностей будет зависеть от того, в какой сфере работает компания, т. к. деятельность, например, финменеджера банка и финменеджера производственной компании различается довольно сильно. Однако есть и общие моменты:

  • управление финансами компании, ориентированное на то, чтобы они приносили прибыль;
  • разработка планов, прогнозов и бюджетов в различных сферах деятельности предприятия;
  • контроль за оборотными средствами и ускорение их оборачиваемости;
  • управление капиталом организации и принятие мер, направленных на увеличение его цены;
  • анализ экономического состояния организации, достигаемых результатов, аудит;
  • обеспечение платежеспособности и повышение рентабельности предприятия;
  • контроль за финансовой дисциплиной и целевым использованием средств;
  • разработка методов, позволяющих регулировать финансовую составляющую деятельности предприятия (распределение затрат, установление цен и тарифов и т. д.);
  • управление финансовыми активами компании;
  • поиск дополнительных источников финансирования, необходимых для деятельности организации, а также анализ связанных с ними рисков и возможных убытков;
  • консультации руководства по вопросам финансирования производственной деятельности (если таковая ведется);
  • установление и поддержание деловых связей с кредитно-финансовыми организациями, финансирующими работу предприятия;
  • подготовка совместно с бухгалтерами документов по всем платежам компании;
  • проведение в жизнь инвестиционной политики организации;
  • анализ и оценка того, насколько эффективно вложены средства предприятия;
  • расчет ожидаемой прибыли и убытков от работы предприятия;
  • участие в распределении полученной прибыли с учетом заранее подготовленных планов;
  • оптимизация налоговых и иных платежей в бюджеты государства, муниципальных образований, а также во внебюджетные фонды;
  • подготовка отчетов для руководства и учредителей (акционеров) предприятия, касающихся его финансового состояния;
  • консультация руководства компании по текущим финансовым вопросам.

При необходимости этот перечень может быть расширен.

Требования к знаниям и квалификации финансового менеджера

Не менее важен и раздел должностной инструкции, посвященный описанию требований, которые предъявляются к кандидату на должность. Применительно к финансовому менеджеру можно при разработке этого раздела опираться на положения КСД, т. к. там указаны требования, которые одинаково подходят и к финансовому директору, и к финансовому менеджеру.

В частности, финменеджер должен знать:

  • нормативные акты, регулирующие финансовую, экономическую и производственную деятельность компании;
  • нормы и методики, используемые в области бухучета и управления финансами;
  • как минимум основы гражданского, финансового, налогового и хозяйственного права;
  • специализацию и организационную структуру компании;
  • методы, применяемые для анализа финансовой деятельности, рынков, рисков и планирования в этой области;
  • порядок заключения договоров в области работы компании;
  • порядок заключения и исполнения кредитных договоров, методы инвестирования;
  • порядок работы с ценными бумагами;
  • порядок организации аудита;
  • законодательство, касающееся самого труда и его охраны.

КСД в качестве требования по квалификации указывает также на необходимость высшего экономического образования и опыта работы в финансовой или бухгалтерской области не менее 5 лет. Однако нормы КСД являются лишь рекомендательными, поэтому работодатель вправе устанавливать требования и самостоятельно.

Как разрабатывается и применяется должностная инструкция?

Порядок разработки и применения инструкции для финансового менеджера следующий:

  1. Руководитель компании издает приказ о подготовке соответствующего документа. При необходимости он назначает комиссию, которая будет готовить инструкцию, либо конкретное лицо, обладающее необходимым опытом для ее составления.
  2. Готовится проект текста. Если в составе комиссии по подготовке есть представители кадровой или юридической службы, они непосредственно участвуют в подготовке, если же их нет, проект согласовывается с соответствующими подразделениями компании.
  3. Составленный документ утверждается руководителем компании.
  4. Менеджер знакомится с ним под подпись.

При необходимости копия готовой инструкции выдается на руки сотруднику.

Финансовый директор (CFO, англ. - Chief Financial Officer) — один из высших управленцев компании, ответственный за управление финансовыми потоками бизнеса, за финансовое планирование и отчётность. Профессия подходит тем, кого интересует математика и экономика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Синонимы: финансовый менеджер (англ. - f inancial manager), менеджер по финансам. Финансовый директор определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры. В типичной схеме управления компанией занимает пост вице-президента по финансам и подотчётен президенту компании или генеральному директору. Знает все о денежных потоках в организации и умеет распределить их с максимальной пользой.

Особенности профессии

Финансовый директор - ключевая фигура в любой отрасли бизнеса. Любое предприятие имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы, которыми нужно управлять. Им принимаются решения о размещении средств, получении кредитов, планировании бюджета (не путать с бухгалтером, который лишь следит за движением средств и отчитывается о них перед государственными органами). затраты.

Очень часто в литературе наименования должностей «финансовый директор», «финансовый менеджер» и «финансовый управляющий» употребляются как синонимы. Объясняется это тем, что пока на законодательном уровне не проведена регламентация трудовых функций специалистов в области финансов. О четком распределении функций между финансовыми работниками можно говорить в отношении иностранных компаний или зарубежных представительств. Так, например, в иностранных компаниях принято, что руководство всей финансовой работой осуществляет вице-президент по финансам (финансовый директор), которому подчиняются начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Последние, в свою очередь, осуществляют руководство финансовыми менеджерами, экономистами, бухгалтерами, аналитиками и другими специалистами.

На российских промышленных, торговых и иных предприятиях четкого понимания структуры финансового менеджмента пока нет. Поэтому на небольшом предприятии работник, отвечающий за финансовую работу, произвольно (как правило, по решению директора предприятия) называется или финансовый директор, или финансовый менеджер. Наиболее четкая регламентация функций финансовых менеджеров принята в банковских и кредитных учреждениях, брокерских фирмах и трастовых компаниях.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии можно отнести ее престижность, респектабельность, высокую оплату труда. Но высочайшему уровню ответственности могут соответствовать только люди с железными нервами. От действий финансового директора во многом зависит положение компании на рынке. Приходится одновременно работать с ценными бумагами, составлять бюджет, оценивать денежные потоки, инвестиционную привлекательность предприятия, изучать ситуацию на рынке, маневры конкурентов, возможности собственной компании.

Место работы

Промышленные предприятия и торговые фирмы, банки, инвестиционные, трастовые и страховые компании, государственные и коммерческие организации разного уровня, брокерские фирмы, биржи.

Важные качества

Умение анализировать большой объем информации, умение трезво оценивать ситуацию, умение принимать решения, хорошая память, высокая концентрация внимания, терпение, коммуникабельность, умение убеждать людей в своей правоте.

Дополнительные требования: Финансовый директор должен знать финансовый менеджмент, законодательство, экономику, внутренний и международный рынок ценных бумаг, финансовый и экономический анализ. Необходимо также разбираться в бухгалтерской, статистической отчетности предприятия, финансовой информации, публикуемой в печати (в т.ч. и зарубежной), анализировать финансовые результаты деятельности предприятия. Финансовый менеджер - образованный и талантливый человек во многих отношениях.

Обучение на финансового директора

Финансовых менеджеров готовят на экономических факультетах по специальности: «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет и аудит». Отраслевые ВУЗы готовят финансовых менеджеров для работы именно в своей отрасли.

Оплата труда

Зарплата на 26.03.2019

Россия 40000—120000 ₽

Москва 65000—200000 ₽

Оплата труда финансовых директоров прямо пропорциональна их ответственности и опыту работы. Соискатели должны демонстрировать отличные знания в области финансового менеджмента, иметь навыки стратегического управления. На максимальный доход вправе рассчитывать соискатели с опытом работы более 5 лет на должности финансового директора холдинга, крупного предприятия или компании с филиальной сетью. Работодатели нередко выдвигают требования, касающиеся наличия у кандидатов сертификатов ACCA, CFA, CPA или степени МВА. Конкурентными преимуществами при трудоустройстве обладают претенденты, свободно владеющие английским языком и имеющие отличные навыки трансформации отчетности в соответствии с международными стандартами.

Ступеньки карьеры и перспективы

Претендовать на пост финансового директора могут выпускники факультетов экономики и финансов, имеющие стаж работы в качестве главного бухгалтера или опыт руководства финансовой службой более 2 лет. Основные требования вакансий касаются высокой компетентности кандидатов в вопросах бухгалтерского и налогового учета, в сфере планирования, бюджетирования и анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

Портрет финансового директора

Согласно исследованию рынка труда, большинство соискателей должности финансового директора - специалисты в возрасте от 30 до 40 лет (49%). Женщин и мужчин среди кандидатов на этот пост практически поровну: 46% против 54%. Все финансовые директора имеют высшее образование. Каждый третий свободно владеет английским языком.

Курсов по финансовому менеджменту в Москве достаточно много, и программы их очень похожи. Правда, учиться там сможет не каждый.

Программа-максимум

О жестком отборе речь не идет – ни на одних краткосрочных курсах вступительных испытаний не предусмотрено. Но стоит лишь взглянуть на перечень предметов на сайтах учебных центров в Интернете, чтобы понять: освоить их без знания хотя бы элементарных экономических понятий будет проблематично. Впрочем, это смущает не всех.

По словам преподавателей, бывали случаи, когда слушатели с «нулевой» базовой подготовкой достигали к окончанию курсов впечатляющих результатов. Главное – желание и целеустремленность. Конечно, им приходилось докупать необходимую литературу, задавать вопросы преподавателю, приходить на дополнительные консультации. Таких учащихся единицы, но они есть.

А основной контингент – это люди, имеющие достаточно ясное представление об экономике и бухучете. Причем каждый, кто учится на курсах финансового менеджмента, не лишен амбиций. Программа-максимум для большинства – стать финансовым директором. Однако всем понятно: эффективно управлять финансовыми ресурсами не так-то просто. Поэтому курсы – лишь первая ступенька на пути к заветной цели.

В режиме «круглого стола»

Группы формируются небольшие (по 8-12 человек), в основном – вечерние, на дневные спрос невелик. Если есть необходимость, можно заниматься по индивидуальной программе или в группе выходного дня. Длительность курса – от 80 до 500 академических часов.

Обучение строится, как правило, в виде лекционных занятий. Однако это не значит, что 4 часа подряд слушатели только и делают, что пишут конспекты. Скучать им не приходится. Преподаватель регулярно «подбрасывает» интересные финансовые задачки, основанные на конкретных примерах (с несколько упрощенными цифрами). А слушатели предлагают варианты решений, опираясь на опыт своего предприятия. Но компании работают по-разному, поэтому возникают споры, и постепенно в обсуждение втягивается вся группа. Преподавателю лишь остается с помощью наводящих вопросов направить ход мысли в нужное русло. В итоге большинство занятий проходит в режиме таких «круглых столов».

От 100 рублей – к 100 миллиардам долларов

Цель программы – открыть секреты построения успешного бизнеса. Прежде всего слушатели должны усвоить понятие «финансовый менеджмент». Все привыкли думать, что бизнес создается ради получения прибыли. На самом деле это только одна из финансовых задач. Гораздо более важной является другая – рост стоимости компании.

Любое предприятие может стать объектом купли-продажи, и у каждого – своя цена: 100 рублей или $ 100 миллиардов. Разумеется, владелец заинтересован в ее постоянном повышении. При грамотном менеджменте именно это и происходит. Главную роль здесь играет, безусловно, финансовая служба предприятия. В ее состав могут входить финансовый директор, казначей, главный бухгалтер, главный финансовый контролер – то есть люди, которые контролируют движение денежных средств. Как правильно организовать такую службу, слушатели узнают на первом же занятии.

Тонкий вопрос – дивидендная политика. Необходимо так оптимизировать выплаты акционерам, чтобы они были довольны и в компании оставалось достаточное количество денег. Ведь для ее развития, а значит, и роста стоимости необходимы средства.

Коротко о важном

Следующая часть программы – управленческий учет. Это наука о минимизации затрат, или о том, что делать, если предприятие становится убыточным. Конечно, преподаватель может лишь дать рекомендации для определенных случаев, а жизнь внесет свои коррективы. И тем не менее, теоретические знания помогают решать чисто практические задачи.

Затрагиваются и «политические» вопросы. Название темы звучит почти по-военному: финансовая стратегия и тактика предприятия. Нехватка денег для профессионала – серьезный «прокол». Даже если виноваты партнеры по бизнесу (не перевели вовремя средства за полученный товар, например), в его арсенале должны быть методы, позволяющие избежать финансовой катастрофы.

Отдельная тема – управление налогами. Это не тренинг по уклонению от выплат в государственную казну, а всего лишь рассказ об основных принципах налогового планирования. Однако владея такими знаниями, можно вполне законно сэкономить для компании немалые суммы.

Кроме того, финансовый менеджер должен знать о такой проблеме любого рынка, как слияния и поглощения, уметь обезопасить свою компанию от захвата. Речь, конечно, идет только о цивилизованных методах.

К сожалению, ни одно предприятие не застраховано от банкротства или «предбанкротного» состояния. На занятии по антикризисному управлению преподаватель расскажет, что делать в подобных случаях: распродавать активы, оптимизировать выплаты, работать с кредиторами и т. п.

Разумеется, все эти темы рассматриваются не так подробно, как, скажем, на экономических факультетах вузов, но базовые знания слушатели получат.

Кто построит бюджет?

Основной же акцент при обучении делается на финансовом анализе и финансовом планировании. Собственно, суть профессии в том и заключается, чтобы с высокой точностью прогнозировать возможные прибыли и убытки, предлагать выгодные способы размещения средств и уметь найти выход даже из кризисной ситуации.

А для этого надо знать, как строится бюджет компании. Преподаватель, например, может предложить игру-задание: придумать условное предприятие и разработать для него финансовый план. Чаще всего берется за основу небольшой завод или фабрика. Если кто-то из учащихся владеет хотя бы приблизительными цифрами о подобном производстве, он предоставляет эту информацию остальным. Затем каждый самостоятельно строит бюджет. Учитывается все: объем продаж, затраты на закупку сырья и оплату труда, транспортные расходы и т. д. Цифр очень много. В итоге все они должны быть сведены в прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств, прогнозный отчет о прибыли и убытках. Причем делается все, как в настоящих компаниях – по месяцам: чтобы заметить вовремя, если вдруг денег на что-то не хватит.

Работу ученики выполняют дома, примерно в течение месяца – параллельно прохождению программы. А на занятиях обсуждаются возникающие вопросы, анализируются допущенные ошибки. Такое задание позволяет не только попрактиковаться, но и увидеть пробелы в своих знаниях. По окончании обучения слушатели курсов сдают зачет.

·Многие серьезные курсы выпускают обучающие мультимедийные диски, которые содержат как теоретическую информацию, так и практические задания.

·В процессе разработки сейчас находятся «кейсы» (конкретные ситуации из жизни предприятий) для слушателей курсов. Проанализировав их, учащиеся должны будут предлагать свои решения, давать рекомендации. Такие задания развивают способность мыслить логично и нестандартно.

В чем разница между профессией бухгалтера и финансового менеджера?

Александр Борисов , преподаватель Ассоциации дополнительного профессионального образования:

– По большому счету, бухгалтер – это всего лишь учетчик того, что уже произошло: отгрузили товар, поступили деньги, начислили зарплату.

А финансист всегда живет будущим. Например, есть такое понятие в финансовом менеджменте, как «ущелье смерти» – момент, когда в компании начинает ощущаться нехватка денег. Если не планировать будущее, можно оказаться в этом «ущелье».

Финансист, в отличие от бухгалтера, серьезно занимается аналитикой. Он знает причины происходящего, понимает, какие факторы привели к той или иной ситуации. И способен найти пути, которые помогут избежать подобных ошибок в дальнейшем.

  • Обучение, Развитие, Управление талантами

Эффективное управление ресурсами – приоритетная задача любого предприятия. В зависимости от стратегии развития и учетной политики компании разрабатываются принципы управления денежными потоками и формирования взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности.

Задачи финансового менеджера

Функции учета, контроля, распределения ресурсов возложены на руководителя экономического департамента. Он отвечает за корректную реализацию экономической политики компании и обязан создать условия для эффективной работы предприятия. Основные функции и задачи финансового менеджера на предприятии:

  • эффективное использование ресурсов;
  • оптимизация денежного оборота;
  • минимизация рисков;
  • оценка потенциальных возможностей компании;
  • поиск решений, обеспечивающих текущую экономическую устойчивость предприятия;
  • планирование и контроль расходов;
  • обеспечение платежеспособности и ликвидности компании;
  • работа с клиентами.

Финансовый менеджер имеет обязанности и организационного характера. Он участвует в бюджетном процессе и обеспечивает деятельность казначейства. А также контролирует и анализирует хозяйственную деятельность и денежные потоки, исследует возможность применения различных инструментов в рамках политики предприятия и утвержденных принципов управления.

Рисунок 1. Оптимизация денежных потоков на примере программного продукта «WA: Финансист».

Инструменты финансового менеджера для контроля, учета и управления движением денежных средств

Финансовый менеджер использует широкий спектр инструментов. Процесс учета и контроля трудоемкий и ответственный, специалист не имеет права на ошибки, так как управляет активами компании. С целью повышения качества и максимальной систематизации процессов, предприятия внедряют универсальные программные продукты с широким функционалом. Такой подход позволяет оптимизировать трудо- и временные затраты, повысить эффективность.

Система «WA: Финансист» является гибким инструментом для решения наиболее сложных задач менеджмента, она может быть применима на любом предприятии в Москве или в других регионах России. Она позволяет увеличить число аналитических задач благодаря расширению функционала, поэтому экономический руководитель прямые обязанности может выполнять более эффективно. Система удобна и проста в использовании, легко настраивается, подбор опций осуществляется в зависимости от целей специалиста.

В основные функции и обязанности финансового менеджера входит эффективная организация работы казначейства и постановка управленческого учета. «WA: Финансист» позволяет реализовать их максимально качественно и эффективно. Рациональное управление денежными средствами – это приоритетная задача компании, поэтому организация учета начинается с построения системы казначейства (учета движения денежных средств). Система включает набор инструментов, позволяющий максимально корректно решить задачи:

  • формирования Бюджетов Движения Денежных Средств;
  • управления процессом согласования БДДС;
  • формирования и контроля прохождения заявок в соответствии с лимитами и планами;
  • гибкого взаимодействия с системами учета и клиент-банком;
  • формирования отчетов.

Рисунок 2. Формирование бюджета движения денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».

Этот функционал позволяет:

  • быстро внедрить и настроить к использованию систему управления казначейством;
  • апробировать систему и оценить ее возможности применительно к предприятию.

«WA: Финансист» может решать целый ряд масштабных задач. Поэтому внедрение более сложных моделей при смене лицензии позволяет расширить спектр управленческих действий. Например, «WA: Финансист: Бюджетирование» позволяет эффективно формировать:

  • бюджет доходов и расходов;
  • операционные бюджеты;
  • бюджет по операционному листу.

Рисунок 3. Консолидированная управленческая отчетность по группе компаний в системе «WA: Финансист».

Также может быть применено решение «WA: Финансист: Управленческий учет/МСФО», если существует необходимость реализации системы управленческого учета. Система управления договорами может быть эффективно организована при варианте поставки «WA: Финансист: Контракт-менеджмент».

Все продукты, разработанные WiseAdvice, взаимодополняют друг друга. Переход на другой вариант поставки позволяет использовать функциональные возможности предыдущей модели. Новые версии расширяют текущие функциональные решения и позволяют специалисту использовать привычные инструменты, которые были доступны в вариантах системы, применяемых ранее.

Финансовый менеджер: обязанности и специфика деятельности

В зависимости от масштаба и специфики деятельности предприятия, принципов учетной политики и управления ресурсами, спектр функций финансового менеджера может существенно отличаться. Специалист может решать отдельные задачи управления денежными потоками или же осуществлять полный контроль экономического состояния компании. Должностная инструкция должна отражать круг всех обязанностей, возложенных на специалиста. Кроме того, она должна включать список полномочий, что позволит сотруднику определить его права и в будущем эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с положениями инструкции.

Должностные инструкции разрабатываются компаниями в соответствии с особенностями их деятельности, однако они имеют в своей структуре основные сходные положения:

  1. Общие положения.
  2. Требования к уровню квалификации.
  3. Должностные обязанности.
  4. Критерии оценки качества исполняемых функций.
  5. Права специалиста.
  6. Полномочия и обязанности руководителя.
  7. Ответственность.

Все положения должностной инструкции финансового менеджера должны быть прописаны четко и полно. Такой подход не позволит сотруднику компании неэффективно выполнять функции финансового менеджера и даст ему понимание всей зоны ответственности, возложенной на него. Кроме того, руководствуясь положениями инструкции, специалист будет более системно строить трудовой процесс и использовать свои права в продуктивном направлении.

Качественно составленные должностные инструкции позволяют специалисту по подбору персонала более эффективно заполнить вакансии, оценивая резюме в соответствии с положениями этих документов. Такой подход оптимизирует процесс подбора профессиональных кадров, вне зависимости от того, заполняется ли вакансия специалиста по продажам или же финансового менеджера.

В приоритетных целях любой компании должен числиться пункт, суть которого заключается в эффективном управлении ресурсами. Многое зависит от того, какая стратегия была выбрана фирмой. Это способно повлиять на формирование принципов управления денежными потоками, а также на определение взаимоотношений, сложившихся между разными субъектами хозяйственной деятельности. И в данном обзоре мы постараемся рассмотреть, что собой представляет такая специальность, как финансовый менеджер.

Кто может повлиять на эффективную деятельность компании?

Учет, контроль, распределение ресурсов и другие подобного рода функции возлагаются на экономический департамент. Его сотрудники обязаны отвечать за грамотное осуществление соответствующей политики предприятия. Они обязаны формировать такие условия, которые будут содействовать эффективной деятельности компании. Финансовый менеджер должен решать самые разные задачи, которых может быть очень много. Среди них стоит выделить только те, с которыми сотруднику придется сталкиваться чаще всего.

Основные задачи, который должен решать специалист

Итак, какие задачи должны быть решены?

  1. Надо найти варианты наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
  2. Необходимо оптимизировать денежный оборот и минимизировать возможные риски.
  3. Требуется грамотно оценивать потенциальные возможности предприятия.
  4. Следует искать решения, с помощью которых можно будет добиться экономической стабильности.
  5. Нужно планировать и контролировать расходы.
  6. Специалист должен работать с клиентами.

Также необходимо решать задачи организационного характера. Функции финансового менеджера должны включать в себя участие в бюджетном процессе и обеспечение функционирования казначейства. Деятельность специалиста подразумевает осуществление контроля над хозяйственной деятельностью, анализ денежных потоков, исследование возможностей использования самых разных инструментов в рамках политики компании.

Простые обязанности, которые должен выполнять сотрудник

Что еще можно сказать о такой специальности, как финансовый менеджер? Обязанности этого сотрудника достаточно обширны. Можно выделить только самые важные из них.

  1. Он должен анализировать бухгалтерский баланс.
  2. Он обязан разбираться в отчетности (бухгалтерской, оперативной и статической).
  3. Он должен проверять финансовую информацию.
  4. Что еще должен делать финансовый менеджер? Обязанности этого сотрудника включают в себя анализ результатов производственно-торговой и финансовой деятельности.
  5. Он должен подвергать анализу и оценке экономическую эффективность, свойственную мероприятиям касаемо вложения денег.
  6. Сотрудник обязан осуществлять контроль над движением денежных потоков.
  7. Он должен прогнозировать итоги вложений денег, оценивая и принимая окончательные решения.
  8. В его обязанности входит разработка программ применения финансовых ресурсов.
  9. Он должен составлять финансовые планы, отчеты относительно применения ресурсов и достижения показателей.
  10. Он обязан заниматься подготовкой документации касаемо финансовых вопросов для предоставления в банковские, налоговые организации.
  11. В его функции входит осуществление контроля над достижением показателей, присущих финансовому плану и программам касаемо эффективного использования ресурсов.

Более сложные обязанности

Деятельность финансового менеджера подразумевает выполнение и более сложных обязанностей. Они следующие:

  1. Специалист должен заниматься формированием валютной политики.
  2. Он обязан обеспечивать валютную деятельность.
  3. В его обязанности входит разработка стратегии, а также участие в формировании бизнес-планов.
  4. Он должен заниматься страхованием финансовых рисков.
  5. Он обязан проводить залоговые, трастовые и лизинговые операции.
  6. Специалист должен анализировать финансово-хозяйственную деятельность компании, рассматривая при этом конъюнктуру рынка.

Тонкости, которые должны быть учтены

Какие еще нюансы должна учитывать подобная работа? Финансовый менеджер на современном этапе должен уметь приспосабливаться к условиям внешней среды, которые способны быстро изменяться. При этом ему необходимо оперативно разрабатывать стратегию предприятия.

Что должен учитывать финансовый менеджер? Управление стратегического характера тесно связано с процессом выработки долговременного курса развития компании, а также с его осуществлением, посредством использования настоящих хозяйственных планов.

В зависимости от того, какими размерами характеризуется компания, а также какие цели ей присущи, вышеперечисленные функции и задачи финансового менеджера могут видоизменяться, детализироваться либо расширяться. К примеру, инвестиционная политика может затрагивать не только реализацию денежных вложений. Она также способна подразумевать под собой вложения средств в уставной капитал другой фирмы либо выпуск собственных ценных бумаг. Средства от их размещения должны использоваться оптимальным способом.

Использованием программных средств для решения задач

В своей работе финансовому менеджеру приходится использоваться самые разные инструменты. Процесс, подразумевающий учет и контроль, является достаточно сложным и ответственным. Специалисту нельзя ошибаться, так как он занимается управлением активами предприятия. Для того чтобы повысить качество, а также максимально систематизировать процессы, компания внедряет всевозможные программы, обладающие широким функционалом. Такой подход позволяет произвести оптимизацию трудовых и временных затрат, повышая эффективность. Соответственно, упрощается деятельность такого специалиста, как финансовый менеджер.

Основные моменты, касающиеся должностной инструкции

Что должна включать в себя должностная инструкция работника? В ней необходимо отразить абсолютно все обязанности, которые будут возложены на специалиста. Ко всему прочему, она должна учитывать полномочия, которыми будет наделен финансовый менеджер. Это поможет ему понять свои права. Соответственно, в будущем он сможет более эффективно реализовывать свою деятельность в полном соответствии с положениями инструкции.

Разработка должностных инструкций происходит при учете особенностей деятельности специалистов в определенных компаниях. Однако есть и сходные параметры.

  1. Базовые положения.
  2. Требования, выдвигаемые к уровню квалификации.
  3. Обязанности.
  4. Критерии оценивания качества выполняемых задач.
  5. Права работника.
  6. Полномочия и обязанности, которыми наделяется руководитель.
  7. Ответственность, которую несет специалист.

Пункты следует описывать четко и полно

Занимаясь составлением должностной инструкции, необходимо четко и полно прописывать все положения. Данный подход не будет позволять сотрудникам компании безответственно подходить к решению поставленных задач. Ко всему прочему, опираясь на положения инструкции, финансовый менеджер сможет более системно организовать трудовой процесс, используя при этом свои права и полномочия более продуктивно.

Если должностная инструкция будет составлена качественно, то специалист, занимающийся подбором персонала, сможет наиболее эффективным образом заполнить пустующие вакансии. Он будет оценивать резюме, руководствуясь положениями должностной инструкции. С помощью такого подхода можно найти не только профессионального финансового менеджера, но и других специалистов, вне зависимости от их специализации.

Заключение

В данном обзоре были рассмотрены основные задачи, функции и обязанности, которыми наделяется финансовый менеджер. Однако стоит понимать, что это только общая информация, и многое будет зависеть от определенной компании, от ее размеров и специализации.