План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно". О работе музеев с детьми в начале ХХ века (забытые страницы истории) Поэзия о музеях

Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

Подготовка к первому походу в музей

Чтобы новый опыт у ребёнка был позитивным, нужно подготовиться к первому походу в музей. Важно выбрать музей исходя их интересов и пола вашего ребёнка. Можно вовлечь ребёнка в процесс выбора музея или темы выставки. Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему об экспозициях музея, о самом интересном экспонате, а ещё интереснее совершить виртуальную экскурсию на сайте музея.

Я отлично запомнила свой один из первых походов в музей. Это был зоологический музей в Санкт-Петербурге. Я увидела огромный скелет динозавра и очень испугалась. Но со мной рядом были родители. Страх прошёл, когда я услышала увлекательную историю про этого динозавра. И затем этот музей стал одним из моих любимых, тем более я очень хотела стать зоологом и изучала животных. Мне нравилось медленно бродить у витрин, разглядывать чучела разных животных, наблюдать за студентами-художниками, которые делали зарисовки животных. В тот раз мы с семьёй гостили в Питере неделю, и я каждый день просила отвести меня в этот музей. Родители терпеливо водили меня и продолжали знакомить с экспозициями музея. Я не стала зоологом, но на всю жизнь сохранила любовь к животному миру и трепет перед очередным открытием нового музея.

Родителям необходимо подготовиться самим к посещению музея. Дети задают множество вопросов, поэтому выберите самые интересные экспозиции и изучите их на сайте музея, узнайте историю музея. В этом случае ваше общение будет насыщенным.

Интересно показать ребёнку одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая.

Часто бывает, что родители берут ребёнка с собой на выставки и в музеи, которые малышу непонятны и неинтересны. Да и общаются взрослые в таких случаях в основном между собой. Ребёнку предоставляют самостоятельно изучать картины или экспозиции музея. И в памяти почти ничего не остаётся.

Не забывайте, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, поэтому первый поход в музей не должен превышать 30-40-минут. Сделайте акцент на одной экспозиции, а в следующий раз посмотрите что-то ещё.

Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Не забудьте, что кроме самих экспозиций в музеях много других, интересных для детей, вещей. Цвет стен, большие пространства залов, диваны, перила, потолок и красивые люстры, блеск золота, очень большие предметы, скульптуры и картины. Обязательно разрешите ребёнку всё это изучить. Обратите внимание ребёнка на поведение людей в музее. Заранее объясните, как нужно вести себя в музее и почему.

Когда я своего сына впервые повела в Третьяковскую галерею, то мы сразу договорились о том, что как только он скажет «я устал», мы уходим. Я повела его в свой любимый зал к Врубелю. Ребёнка Врубель не вдохновил, зато ему очень понравились яркая картина М. И. Скотти «На карнавале в Венеции». Когда я спросила, что замечательного он увидел в этой картине, то он указал на радость, которую вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. Очень впечатлила сына своими размерами картина А. А. Иванова «Явление Христа народу». Затем мы надолго остановились у страшной и завораживающей картины М. Н. Воробъёва «Дуб, раздробленный молнией». На обратной дороге мы зашли в кафе, и нам было что обсудить.


Во многих крупных музеях есть детские групповые интерактивные экскурсии и мастер-классы, но, как правило, это предложение для детей с 5-6 лет. Если Ваш ребёнок младше, придётся стать на время для него экскурсоводом. По ходу беседы можно рассказать ребёнку факты из истории работы художника над понравившейся ребёнку картиной или скульптурой, из его биографии, дать сведения о методе работы художника либо скульптора. А можно предложить выбрать в зале самую радостную или самую тревожную по настроению картину и попросить обосновать свой выбор ребёнка.

Часто родителей интересует, есть ли такие произведения искусства, с которыми детям не стоит знакомиться. Конечно, нет. Дети с удовольствием изучают картины, написанные в разных жанрах. Но конечно, дошкольникам больше нравится живопись, цвет очень привлекателен для детей данного возраста, поэтому с графикой детей лучше знакомить позже. Картины и скульптуры с обнажённой натурой лучше показывать в ряду других произведений не акцентируя внимание на них. Также в музеях можно встретить картины со сценами насилия. С малышами не стоит подробно обсуждать их.

Пригласите друзей ребёнка на экскурсию. Детям интересно друг с другом обсуждать увиденное.

Не забудьте купить ребёнку в сувенирной лавке какую-нибудь мелочь и угостить пирожным в кафе. Это превратит поход в музей в маленький праздник. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Фотографии помогут ребёнку в запоминании увиденного и во время рассказов о своих впечатлениях родным и друзьям.

Важно отвести ребёнка в музей не раз. Во второе посещение можно начать экскурсию со знакомого зала, а затем продолжить изучение экспозиции. Не у всех родителей из маленьких городов есть возможность привозить ребёнка в больше музеи. В этом случае на помощь могут прийти книги по искусству, альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок. Это очень интересный семейный досуг – разглядывание альбомов, узнавание картин, рассказы о художниках, о стилях и жанрах живописи.

Также при выборе детских книг родители должны обратить внимание на иллюстрации. Многие выдающиеся художники занимались иллюстрированием детских книг. И ребёнку будет очень радостно увидеть знакомые по детским книгам произведения художников.

После посещения музея или выставки у ребёнка может возникнуть желание самому нарисовать что-то похожее. Родители должны поддержать инициативу ребёнка, создать условия для детского творчества, устроить домашнюю выставку, а может быть отвести ребёнка в ИЗО-студию для развития детского таланта.

Жить - это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать - поскольку вы не можете принять это все и сразу.

Одри Хепберн


Музей - консервы времени.
Соня Шаталова

День музеев

Александр Ченин

Я столько раз писал о Музе,
Что равнодушна, холодна
И как поэт я ей не нужен; -
Всё, что пишу я - ерунда!

И всё же с Музой я встречался
И интерес к ней не угас.
По миру много я скитался,
В её домах* бывал не раз.

Когда ходил на теплоходе
По нашим рекам и морям,
В портах, отдав свой долг работе,
Я шёл к известным адресам.

Музеи были моё хобби,
Таинственность и тишина.
Я погружался в мир особый,
Хмелел, как будто, от вина.

Застыло время здесь навеки
И происходят чудеса,
Рассказ мне предлагают вещи,
Какая жизнь у них была.

Я благодарен Птолемею*,
Что Македонскому был друг,
Начало дал он всем музеям,
Ценил он значимость наук.

Теперь они повсюду в мире,
Хранят Историю для нас.
О том, как люди до нас жили
И то, что делаем сейчас.

Музеи Дрездена, в Потсдаме
И в Ленинграде, и в Москве.
Да и везде и без рекламы
Они, как радость, были мне.

Скульптуры, вещи и картины
Заставят думать, понимать.
Они являлись мне причиной,
Чтоб мир смог лучше познавать.

Дома свои имеют Музы, -
Свободно можем посещать.
Благодарю всех тех, кто служит,

Музей - Дом Муз (греч.)

Птолемей - создал первый музей (Мусейон) в 290 году д. н. э. в Александрии. Уничтожен пожаром в 270 году н. э.


в музее

Аркадий А Эйдман

На лакированный паркет
нога ступила человека,
оставив незаметный след,
и вот сиди теперь, кумекай

Кем был прошедший господин?
иль госпожа? а след - невидим.
и на тебя теперь глядит
Гомер, Сократ или Овидий

С портрета на глухой стене
в конце пустого коридора.
ему ль не знать, кто из теней
прошёлся здесь багдадским вором

И наследил, не наследя,
не тронув матовость паркета.
а за окном следы дождя
смывают все секреты в Лету.

Русские музеи

Валентина Демешко

Их в России очень много,
К ним нахожена дорога,
Люди в них всегда идут,
Экспонаты их влекут.

Краеведческий музей.
Лишь откроешь его дверь,
Флора с фауной зовут,
Мир природы создан тут.

Исторический музей.
Интересен и теперь,
Здесь предметы все ценны,
В них история страны.

Как музеи создавались
И когда образовались?
…Век шестнадцатый настал,
Кто-то основатель стал.

Он-то все обосновал,
Уникальное собрал.
В них – иные времена,
Жизнь народа и война.

Петр Первый мудро правит
И во всем эпоху славит.
Дверь «в Европу прорубили»
И Кунсткамеру открыли.

В ней диковины лежали,
Минералом называли,
Каждый камень подписали,
Где добыт, обосновали.

Свято древний быт хранили,
Утварь бережно копили.
Редких птиц, цветов, зверей
В наше время нет ценней.

А военные музеи.
Колоссальны их идеи!
В них оружие, трофеи,
Карты битв и наступлений.

Строили Военный Флот,
Защитить Россию чтоб.
Парус, весла, якоря –
Славу русскую хранят.

Мощь России прославляют
И патриотизм вселяют,
Хочется к ним прикоснуться,
В век минувший окунуться…

Открываешь молча дверь,
Входишь с трепетом в музей,
Тихо, бережно ступаешь,
Все предметы созерцаешь.

Здесь Святая тишина.
Ведь история сама
Из глубин веков глядит,
Память бережно хранит.

После посещения выставки картин...

Вера Аксенова-Соснина

Желанье окунуться в чистоту
И красоту божественного мира.
Желанье воплотить свою мечту
В картинах вдохновившего кумира.

Как хочешь и как можешь назови
Такую блажь стремленья к совершенству.
Любовь? В том понимании любви -
В стремленье к обладанью и блаженству?

О, нет! Не то! Здесь тяга к божеству.
Здесь прелесть познаванья и страданья.
К гармонии стремленье, к волшебству.
Желанье жить... И снова умиранье.

Теперь я поняла, что значит свет,
Дающий понимание людское...
Уходит ночь. Забрезжил мой рассвет,
Тот, что несёт гармонию покоя...

На экскурсии в музее


Вера Гаевская

Художник Константин Маковский

На экскурсии в музее две бабульки, не спеша,
На картины всё глазеют, чуть носы к ним не прижав:

Это ж я тебя, сестрёнка, так носила на плечах!
Мамка чмокнет нас легонько, испечёт нам калача...

Глянь сюда... То ж ты, Настасья! Помнишь - прибыли сваты?
С подоконника от счастья чуть не сбили мы цветы.

Да, ты так их напугала, всё смеялась без конца,
Рот рукою прикрывала, был румянец – в пол-лица!

Это что! Когда цыгане стали табором у нас
Возле дома на поляне... Ну, художник.. Глаз-алмаз!

Всё про нас в его картинах – вон я чай вприкуску пью...
А вот здесь что за мужчина? Дай-ка ближе посмотрю…

Подпись – «Дервиш».. Ну, не знаю, к нам такой не приезжал.
Ой, в плечах – сажень косая.. Больно шапка хороша!

…Что?.. музей пора покинуть? Мы тут с самого утра?!
Ладно... Завтра все картины мы досмотрим здесь, сестра.

Музейность

Владислав Морев

Музейные Залы - Изгибы Сознанья:
Клише, Трафареты, Легенды, Преданья -
Извилины Лестниц, Нейроны Объектов,
Где все Экспонаты - Вопросы Ответов.

Музеи из Логик - мужских или женских -
Растут ради Целей далёких и веских:
Пространство Беззвучий. Времён многозвучье -
Кто выразит круче? Кто вымолвит лучше?..

Истории Тем - и Истории Зданий:
Структура Судеб за Системностью давней -
Средь Ориентаций, Дезориентаций
Рождается Личность - Итог Медитаций.

Музея Музеев ещё не создали -
Музейность как Тезис лишь только верстали:
Частотность Идей в Чистоте Материала -
Всё это и много, и призрачно мало.

О, Храмы, Кунсткамеры и Натюрморты!
В Мелодике общей вы просто Аккорды:
Аккорды Согласья Клубка Разногласий,
Где Дух - Inter-est с Inter-cogitat в Массе.

Музейность давно уже Жизни Знаменье:
Плоть Мира рисуют музейные Тени -
Музей под открытой Условностью Неба
Вращает по Эллипсу собственный Слепок...

В музее

Вячеслав Харитонов 2

Мы в музее. Чуть дыша,
К папе жмусь я тесно.
Здесь не только малышам -
Взрослым интересно.

Вот у самых у дверей
В кустиках и ёлках
Чучела лесных зверей:
Две лисы, три волка...

А в углу застыл медведь,
Мишка косолапый.
Я остался б поглядеть,
Но уходит папа.

А вот башенки кремля,
Домики, церквушки...
Грозно смотрят на меня
Две старинных пушки.

Я притронуться хочу -
Не сдержать соблазна -
К старой сабле и мечу.
Только всё напрасно:

Натыкаюсь на стекло,
Вставленное хитро,
Да и папа, как назло,
Ходит слишком быстро.

Я же каждый экспонат
Подержал бы только.
Кто, скажите, виноват,
Что их сразу столько?

Посчитал до десяти -
Сбился отчего-то.
А музей лишь до пяти -
Кончена работа.

Закрывают... Вот беда!
Есть одно спасенье:
Можно вновь прийти сюда
С мамой в воскресенье.

В музее

Галина Горелая

В музейной тишине пылящихся веков
История земли родной хранится,
Дела и мысли прадедов, отцов -,
Всё то, чем человечество гордится.

Здесь каждый экспонат о пошлом говорит.
И мы в машине времени несёмся.
Сопровождает нас в дороге умный гид.
Уверены - в пути мы не собьёмся!

И расступаются пред нами времена-
Проносятся стремительно столетья.
И видим лица мы, и слышим голоса
Людей, когда-то живших на планете.

Музей - таинственная с нашим прошлым связь.
И пусть она, как ниточка не рвётся,
А с каждым годом всё прочнее становясь
Пусть гордостью за предков отзовётся.

В художественной галерее

Галина Горелая

Сегодня в галерее вернисаж.
Всех приглашают в гости. Приходите!
Портреты, натюрморты и пейзаж -
Что для души угодно - всё смотрите.

Вот деревенька тихо у реки
Стоит, задумавшись, о чём-то вспоминая.
Вот на скамеечку присели старики,
О жизни прожитой тихонько размышляя.

Большой букет сирени на окне.
И аромат её я с нежностью вдыхаю.
А здесь закат. Весь горизонт в огне.
Перед такой картиной замираю.

Портрет девчушки - хитрые глаза.
Своей улыбкой нас она пленяет.
На этом полотне шумит гроза,
И предо мной картина оживает.

О, сколько чувств я испытала тут!
Искусство нас от суеты спасает.
Спасибо авторам за мастерство и труд.
Пусть галерея дальше процветает!

Познакомлюсь с динозавром

Галина Стеценко

Обещал мне папа завтра
Познакомить с динозавром.
Я обрадовался сразу.
«На машине дам я газу,
По кривой дороге, узкой
Я помчусь в период юрский!

Доберусь я в те края,
Где гиганты ждут меня -
Настоящие, большие!
Может, старые, больные?
Я возьму туда друзей!»
Папа мне: «Так мы - в музей…»

Интересное неизвестное


Груданов Евгений

Домоседка

Проходя по тихим залам музея,
Вдруг ощущаю затылком, спиною,
Наплывают волны печали и горя,
Разбитых надежд и сломленной воли...

Черные тучи, зигзаги молний,
И дуб лежит распластавшись листвою,
Листва еще дышит, весну еще помнит,
Но нет уже связи с корнями, с землею...

Посетителей много проходит по залам,
С восторгом, со скукой глядят на полотна,
Перед этой картиною все замирают,
Озираясь с надеждой на светлые окна.

Прошло много лет, но впечатление это,
В сердце живет и как тогда предо мною,
Огромные окна полные света,
И сумрак картины с человеческой болью..

Третьяковская галерея. Картина "Дуб раздробленный молнией". Художник- Воробьев Максим Никифорович


В музее

Ева Гущина

Я смотрю на холсты Передвижников -
О России утраченный сон, -
Мне полотна великих подвижников
Греют сердце с давнишних времен.

Эти краски - оттенки летучие
Высочайшего творчества флер!
Лики ясные, думы могучие,-
Веку нашему тихий укор.

Откуда в музеях старушки?

Ева Шер

В музеях на стульях
старушки сидят,
Они за порядком
усердно следят.
Откуда старушки
в музейном просвете?
Да это совсем
одичавшие дети!
Когда-то давно
вместе с классом ходили-
Отбились от класса
и вдруг заблудились.
Прижились в музее,
на стульях сидят
И зорко за общим
порядком следят.

В музее

Иоанна Брилько

Мы с бабулею в музее!
Мы в музее - ротозеи,
И стоим разинув рты
Возле каждой красоты.

А смотрители музея,
Без конца на нас глазеют...

Мне немного непонятно:
Мы - билеты покупали,
А смотрителям - бесплатно
Нас с бабулей показали!

А мы с тобой идем в музей...

Кашкадамова Екатерина

Идут влюбленные в кино,
Ныряют в темноту кошачью...
Идут счастливые к метро,
Ладонь в ладони тихо пряча...

Несчастных манит Колизей,
Где чья-то жизнь в руинах скрылась...
А мы с тобой идем в музей,
Где что-то все же сохранилось…

На полке, за стеклом, в пыли,
Меж сном и явью - вечно между...
Лежат сокровища земли -
Былого времени одежды…

Чужая память, радость, боль...
Сосуды, копья, струны, лица…
Все жившее, что в нас с тобой
Уже не сможет повториться…

Здесь сотней ниточек концы,
Клубки распутаны и святы…
И мы, живые мертвецы,
По сути тоже - экспонаты…

Прочитанные по слогам,
Изученные досконально
По нашим ссорам и стихам…
Мы так избиты и банальны...

Я так прошу - разбей стекло,
Пусть кровь на пол зеркальный брызнет…
Верни, музеям всем назло,
Нас прежних, грешных, нежных - к жизни!

Музейная тишина

Марина Владимировна Чекина

Из Музейного цикла

По потолку вослед мазку гризайля
Накатывает времени волна,
Я знаю: лишь в пустом музейном зале
Музейная бывает тишина.

Рассвет у всех один, закат - один же -
Неси свою поклажу, муравей…
Глядит Архип Иванович Куинджи
Из-под густых взлохмаченных бровей.

Спинозы наклонённая фигура,
Художники в беседе за столом…
И дышит обнажённая натура
Навеки сохранившимся теплом.

Рельеф розетки, матовость плафона,
Французской шторы кипень на окне…
Здесь перспективы точные законы
Слегка приоткрываются и мне.

В музее. На строчку Гумилёва

Марина Барщевская

По залам-галлереям неспеша
Стада пасутся малахольных экскурсантов.
Взирают на картины, чуть дыша,
Впадают в транс перед святынею таланта.
*Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать*
Трудом художников рождённые шедевры...
Всевластна красота! И крепнет рать
Её поклонников, восторженных и верных.

Ночь музеев 2014

Надежда Веденяпина

Ночь опустится на крыши,
А музеям не до сна.
И мы слышим, слышим, слышим,
Как вздыхает тишина.

Время занавес колышет,
И плывёт со всех сторон
Тихо-тихо, еле слышен,
Голос канувших времен.

Где-то, скрипнет половица,
Робко скрипочка всплакнет,
Чей-то блик в окне кружится,
Тени водят хоровод,

Кашлянет легонько кто-то,
Отзовется дверцей шкаф,

Зазвучит, печальной нотой,
Престарелый полиграф.

Дух особый здесь витает.
И, когда погаснет свет,
Экспонаты оживают
Отголоском давних лет.

И хранят предметы эти
Память предков - дар земли,
Живших в мИнувших столетьях,
В трудах, мире и любви.

Посмотрите, как алея,
Гаснет свет на склоне дня.
Оживают в ночь музеи,
В память-колокол звоня.

Ночь музеев 2015

Надежда Веденяпина

Музеям этой ночью не до сна.
Вновь распахнутся двери для объятий
И нас закружит памяти волна,
И души в плен история захватит.

И запоют старинные часы,
Приоткрывая времени страницы,
Натянутся висячие мосты,
Возникнут в полумраке чьи-то лица

И оживёт седая старина,
Послышится шум прялки, рокот битвы.
И в тихом бормотаньи старика
Услышим мы священные молитвы

О вере, ниспослании добра,
О мире для потомков и живущих,
И будет он молиться до утра
О днях ушедших и о днях грядущих.

Маму на прогулку

Николай Ананьченко

Я бы дома посидела.
Лучше б книжки посмотрела.
Но придётся уступать -
Мама просится гулять.
Захотелось ей в музей.
Там есть мамонт из костей,
Есть старинные одежды,
Что носили люди прежде.

Мне до них совсем нет дела,
Это мама захотела.
Прогуляюсь. Потерплю.
Просто маму я люблю.

В музее

Римма Алдонина

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья - экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке - картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенАх - портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
- Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Музейные нравы

Татьяна Шкодина 2

Я собираю пыль в музее -
Императрицы гордый бюст.
Стадами бродят ротозеи,
Им этикет придворный чужд.

Пусть не глядят с подобострастьем
(Смирилась с этим бы легко).
Но отворачиваться??? Здрасте!
В музее так заведено?

Я попрошу без оскорблений!
Мне демонстрировать свой зад???
Музей… Ни дня без потрясений!
Такой чудовищный разврат!

Красавица-экскурсовод

Юрий Асмолов

"...в глубине зеркал"
А. Ахматова

Александр Беличенко

Виват, диковин замечательный музей,
Возросший из кунсткамеры Петровой,
Одной из многих императорских затей,
Что стали просвещению основой!

Народов разных быт, вероученья,
Сокровища ремёсел и искусств,
Земные и астральные стремленья
И дух живой национальных чувств.

Все - разные, и всё же все - едины,
Как жители обители ЗЕМЛЯ.
Всё ж есть тому могучие причины,
Что нам Единство дадено не зря!

В музее Щепкина

Юрий Асмолов

«…на каторге чувств…»
С.Есенин
«Но петь нельзя, не мучась»
И. Анненский

…Потратили время? - Конечно,
Но мы не убили его:
Ведь нам рассказали неспешно
О том, кто творил волшебство…

Гостило у Щепкиных лихо:
Оно забирало детей.
Но Мишу спасла повариха
И пьяный в дымину лакей.

Они малыша покрестили
И Бог повелел ему: Жить!
Стать лучшим актёром в России!
Соавтором Пушкина быть!

Я помню слова его с детства:
«Театр - это храм!»… Дальше он
Приказывал: «Священнодействуй!
А если не можешь, то – вон!»…

Не зря: и жрецы Мельпомены,
И зрители - тысячи их,
Его - каторжанина сцены -
Причислили к лику живых.

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.
И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.
Все они для нас важны,
Все они для нас нужны!

Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, религия, искусство
И история Земли,
Открываются музеи,
Чтоб узнать мы все могли.

У музея есть душа,
У души есть муза –
Две подружки не спеша
Добрым людям служат.

К ним приходят помолчать
Зритель и художник –
Муза учит понимать
То, что не возможно.

Помогает ей подруга –
Нежная душа музея,
Говорят они без звука,
Говорят они со всеми.

Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,

Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.

Знает каждый человек:
Красота – живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.

Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен…

Демьянков Александр

Тени прошлого у вас
По музеям бродят,
Словно за руку людей
В прошлое уводят!

Почтительно мы посещаем дворцы,
Которые с яростью брали отцы.

Валентин Берестов

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.

Сергей Михалков

В музеях хранится вещественно память,
Которую можно тихонько потрогать,
Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,
Былого величия мизерным крохам.
Ночами экскурсии водит здесь время,
Стуча очень тихо, пред прошлым робея.
Храня тишину и ее экспонаты,
Молчат приведения, злобно кудлаты.
И пусть пробегают за годами годы,
Меняются трубы, правители, моды,
Пусть будут музейные будни легки,
И не текут никогда потолки!

Вот собрали мы друзей
И отправились в музей.

Долго-долго мы ходили
Ничего не позабыли:
Много видели картин:
Восхищались, как один!
Бенуа и Левитан –
Прибыли из разных стран,
Иностранные и наши
Посмотрели мы пейзажи.
Натюрморты и портреты –
Ничего прекрасней нету!

Много новых слов узнали
Мы в большом античном зале.

Нагулялись по музею –
А теперь домой скорее!
Рано-рано ляжем спать –
Завтра будем рисовать!

Соберем опять друзей –
Нарисуем весь музей!

Эти странные, мрачные здания,
Их музеями проще зовут.
Вся история мироздания,
Артефакты — все собрано тут.
Можно встретить здесь и питекантропа,
Можно мамонту в глаз заглянуть.
И к подножью вулкана ведет тропа,
И хотелось бы с пушки пальнуть.

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья — экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке — картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенах — портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
— Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Алдонина Римма

Музей и память. Каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Помимо экспозиций старины
Музей свою историю имеет,
Поведать вам ее не пожалеет,
Услышать только вы его должны.

Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо-экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то.
Умышленно не подписала их —
Для вас они останутся загадкой.
Кто был причиной радостей, кто бед моих,
Кто помогал дорогу жизни делать гладкой.
В моем музее тишина звенит,
Цвета пастели без кричащих ярких.
Музей души всех тянет, как магнит,
Билет в него — за доброту в подарке.
Прошу, не трогайте руками экспонаты,
Они хрупки, как и душа моя —
Она хранит все имена и даты,
Все, что когда-то было близким для меня.

Хранилища древних забытых мотивов
И рифмы, сокрытой в глубинах веков.
Музеи – для пыльных секретов квартиры,
Впитавшие тайны ушедших богов.
Пусть будут спокойны небесные своды,
И наши молитвы от бед вас хранят.
Сотрудников ваших минуют невзгоды,
И радость искрится в усталых сердцах.

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.

Сарай, а в нём карета.
И кто пришёл в музей,
По корешку билета
Того пускают к ней.

Я сел в неё без спроса,
Забился – и молчок.
Огромные колёса.
Высокий облучок.

Я стал чуть-чуть смелее.
Качнул её. И вот
К Петру на ассамблею
Она меня везёт.

Валентин Берестов

Нам в музее интересно,
Что увидим — неизвестно,
Станем всё мы изучать,
Будет всё запоминать.
Вдоль по залам, всё вперед
Поведёт экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально всё расскажет.

Жизнь народов, ставших прахом,
След бесследного деянья, —
Я смотрю на вас со страхом,
С тихой грустью состраданья.

Предо мной в картине ясной
Восстаёт, как утро мая,
День далёкий, день прекрасный,
Жизнь неведомо святая.

В свете тайного томленья,
Сквозь борьбу, и кровь, и слёзы
Мы очистим для забвенья
Нашу душу, наши грёзы.

И невнятен в день свободный,
В день любви и отреченья
Будет скорби вид холодный,
Вид застывшего мученья.

Кройтесь гуще слоем пыли,
Дней минувших отголоски,
Эта смесь мечты и были,
Эти книги, эти доски!

Курсинский Александр

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.

Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

И люди в восхищении
Любуются стоят
На красоту музея —
Коллекций дивных ряд.

Вчера мы ездили в музей
Нам рассказали про царей,

Доспехи, пушки и мечи,
И про наряды из парчи.

Потом в другой пошли мы зал –
Смотрели на обломки скал

И нарисованных на них —
Зверей: и мелких, и больших.

Там мамонт с бивнями, олень,
Там лучник целится в мишень…

В пещере, не жалея сил,
Художник в древности творил.

И этот необычный зал
Еще я долго вспоминал.

Решил позвать к себе друзей,
Мы вместе сделали музей:

Рисунками наскальными
Украсили всю спальню мы.

Но мама с папой, дверь открыв,
Не оценили наш порыв:

Увидев эту красоту,
Свалились прямо на тахту.

Признаться должен вам, друзья:
Похоже, не художник я…

В музеях Рима много статуй,
Нерон, Тиберий, Клавдий, Тит,
Любой разбойный император
Классический имеет вид.
Любой из них, твердя о правде,
Был жаждой крови обуян,
Выкуривал британцев Клавдий,
Армению терзал Траян.
Не помня давнего разгула,
На мрамор римляне глядят
И только тощим Калигулой
Пугают маленьких ребят.
Лихой кавалерист пред Римом
И перед миром виноват:
Как он посмел конём любимым
Пополнить барственный сенат?
Оклеветали Калигулу —
Когда он свой декрет изрек,
Лошадка даже не лягнула
Своих испуганных коллег.
Простят тому, кто мягко стелет,
На розги розы класть готов,
Но никогда не стерпит челядь,
Чтоб высекли без громких слов.

Эренбург Илья

Поедем в музей, где нас ожидают картины,
И руки будем держать, заложив за края,
Многозначительно думать, и сторониться унылых,
И прыскать смешками, себе наслажденье даря.

Лартов Константин

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.
В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Вот встречу девушку, и пообщавшись с ней,
Чтобы её очаровать собою,
Влюбить, вскружить, лишить покоя,
Я позову её в музей.

Она быть может будет чуть удивлена,
Но согласится, или скажет, что не стоит,
Но как ни поведёт себя она,
Увижу я, кто есть передо мною.

И если – чудо! – поравнявшись с ней,
Услышу «Да», слегка залившись краской,
Я покажу ей, что музей
Быть может удивительною сказкой.

И вот когда пройдёт от встречи страх,
Скажу музейщикам «спасибо» вот за то я,
Что собрано в надёжных их руках
Вещами сотни удивительных историй.

Спасибо вам, работники музеев,
За вложенное в выставки тепло.
И пусть вернутся к вам хотелось б поскорее,
И пусть по прежнему людей в музей б влекло.

Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра,
Брожу одна и к вазе подошла.
Две длинные волюты, два крыла,
Как руки из сквозного алебастра,
Средина округлённая, как астра,
Два нежных разветвленья у ствола.
С волнением нежданным пред тобою,
О бледная подруга, я стою.
Как ты чиста! Влюблённою мечтою
Ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждёшь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…
Для тщетных ласк, для чистых обнажений.

Вилькина Людмила

Заботы злободневные развеяв,
нервозность растворяя в тишине,
печальная значительность музеев
нередко душу врачевала мне.
В дни неудач
я, как от непогоды,
скрывался там от шумной маеты.
Я шел,
а надо мною плыли своды,
как намертво сведенные мосты.
Мосты соединяли без натуги
палеолит
и век бетонных плит,
под ними плыли
струги и кольчуги —
и очи шумерийских Аэлит…
А воздух ста веков,
густой как битум,
смирял мыслишек суетных скачки,
и вдруг всплывало
над забытым бытом —
еще не стих —
предчувствие строки.
Взмывала мысль,
кружа над кружевами,
кандальной ржавью,
позолотой лат:
«Да, вещи нас всегда переживали,
но только разум вечен и крылат!»
Я уходил,
притихнув, успокоясь,
уверясь в том,
что прав был в основном…
Вновь шумный век мой
диктовал мне повесть,
всю в диалогах,
кратких как бином.
И вот я здесь,
где, как в музеях прочих,
шаги и шепот,
свет и тишина,
и смотрят из стеклянных оболочек
иная жизнь,
иные времена…
Но здесь кольчуг с мечами
мы не копим:
пиджак да шляпа, да томов гора,
да — вместо копий —
сотни фотокопий,
да котелок с разливского костра.
Здесь под стеклом,
в глубокой летаргии,
при ярком свете матово лучась,
лежат его часы недорогие,
хранящие навеки скорбный час…
Мы ощущаем —
каждый очень лично —
с ним наше неразрывное родство,
и в культ не превращается величье
изображений бронзовых его.
Вещам тысячелетья жить едва ли,
ткань пиджака истлеет за века,
но так, как вещи нас переживали,
переживет их все его строка.
За росчерком,
решительным и тонким,
рука взметнется,
вспыхнет красный бант,
и у прямого провода потомки
прочтут слова
«ЦЕКА» и «ЦЕНТРОБАЛТ».
Проходят люди.
Смотрят углубленно
на старый, торопливой лепки бюст…
И шелестят багряные знамена,
и дымный воздух битв
горяч и густ…
Я ухожу,
тревожный,
чуткий,
гордый,
готовый к песне,
к бою
и труду.
Сквозь суетность,
сквозь прожитые годы —
на площадь Революции иду.

Лядов Андрей

Как сводить ребенка в музей? Мало его туда привести — бессмысленное блуждание по залам и обилие экспонатов не оставят в детской голове яркого впечатления. Заказывать экскурсию подчас слишком дорого для одной семьи, поэтому стоит продумать самостоятельную программу. Какие картины показывать? Что о них рассказать? Как долго должна длиться экскурсия? На эти вопросы отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова.

За одно посещение все показать нереально — после такой экскурсии ребенок долго не захочет возвращаться в музей. Перед тем как пойти, например, в Третьяковскую галерею, нужно почитать о картинах, выбрать несколько залов и найти те волшебные слова, которые откроют ребенку секрет этого произведения. Показывайте то, что вы сами любите, поскольку дети тонко чувствуют фальшь. Вовлекайте ребенка в диалог — если он будет просто молчаливым слушателем, через десять минут ему захочется удрать. А если он будет отвечать на ваши вопросы, вы поразитесь, на какие глубокие суждения способны дети. Есть в галерее картины, рассказывая о которых, я вспоминаю и цитирую моих маленьких друзей. Они помогали мне делать настоящие открытия.

Покажите то, что нравится вам, а потом дайте ребенку найти свою картину. Он должен сделать свой выбор. Спросите его — почему именно эта картина ему понравилась? Для вас она может быть совсем не примечательна, вы ее можете даже не заметить, а ребенку она западет в душу.

Если ребенок вдруг потерял интерес к общению, нужно расспросить, что с ним не так. У меня были случаи во время экскурсий, когда причиной послужила тесная и неудобная обувь, заболела спина, появилось ощущение голода, жажды, желание пойти в туалет, стало холодно или душно. Родители должны продумать такие мелочи, прежде чем начнется экскурсия. Если же ребенок просто устал, дайте ему отдохнуть, посидите, вспомните картины, что только что смотрели в зале, и обязательно его похвалите.

Есть еще одно правило — не перенасыщать информацией маленького слушателя. Учитесь искусству учить.

Итак, давайте представим, что вы привели своих детей на экскурсию в Третьяковскую галерею. Для примера выберем несколько картин в залах О.Кипренского и К.Брюллова.

— С кем чаще всего встречается человек?

— С человеком.

— Тогда стоит подойти к портрету того, кого знают и взрослые, и дети — к портрету Александра Сергеевича Пушкина, написанному художником Орестом Кипренским в 1827 году для друга поэта — А.А.Дельвига. Портрет этот очень нравился Пушкину, и потому в 1831 году, после смерти Дельвига, он купил его у вдовы. Интересно, а был ли таким Пушкин в жизни? Современники говорили, глядя на портрет, что он удивительно похож, разве только губами не шевелит. Так какой же он на портрете?

— Кудрявый, голубоглазый, смуглый, "как денди лондонский одет".

— Верно! Но у меня однажды был случай, когда девочка сказала, что у Пушкина на этом портрете "лицо как маска и глаза стеклянные". Давайте разбираться, почему ей пришла на ум такая мысль? Для начала определимся, что означает скульптура богини на заднем плане картины? Дети постарше легко справляются с вопросом — это муза поэта с лирой в руках. Скажи мне, хоть одну струну муза тронула?

— Тогда с чем сравним душу поэта? Выходит, лицо как маска потому, что душа уподоблена молчащей струне? Но ведь и глаза — зеркало души! Так чего же ждет поэт?

— Поэт ждет вдохновения.

И лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел!

Пушкин очень хорошо понимал, что Кипренский хотел этим портретом сказать зрителям об избранности поэта. Такие портреты рождаются у художников только на волне вдохновения и восхищения перед человеком. Кипренский был настолько прославленным портретистом своего времени, что его автопортрет был заказан художнику для галереи Уффици во Флоренции. Там он и находится. И еще. Вы заметили, как легко, минуя многие исторические факты, мы рассмотрели этот замечательный портрет, а заодно поучились расшифровывать значение деталей, которые так важны для правильного "прочтения" картин. Благодаря художнику мы встретились с Пушкиным. Теперь самое время задать вопрос о сказках и стихах поэта. И ребенок обязательно хоть что-то, но вспомнит, и за это его нужно обязательно похвалить, так как в этот момент нельзя забывать, что вы со своим ребенком находитесь в сотворчестве.

После того как мы рассмотрели портрет, хорошо бы переключить внимание ребенка на пейзаж.

Почти рядом с портретом Пушкина находится картина Сильвестра Щедрина "Лунная ночь в Неаполе", написанная им в Италии в 1828 году. Этот художник прославился итальянскими пейзажами. Но он был не только прекрасный живописец, он был необычайно добр к беднякам, которые ему охотно позировали. А теперь хорошенько рассмотрим пейзаж.

— Нравится тебе эта картина или нет?

— Нравится.

— А чем она тебе нравится? — И надо выслушать ребенка, что он вам скажет. Можно задать вопрос: "А люди на картине? Видят ли и они так же, как художник, очарование итальянской ночи?"

— Нет, они этого не видят. Они, наверное, к этому привыкли.

— Видимо, так оно и есть. Но нам нужно сейчас посмотреть на мир глазами художника-романтика, который сознательно ищет и воспевает особенную красоту, в нашем случае — южную ночь. Скажи мне, а на что похожа эта луна, обрамленная облаками? Многие девочки отвечают, что она похожа на сердцевинку цветка, а мальчики — что это похоже на глаз. И в самом деле, поэты того времени называли луну "ночным оком". А теперь посмотрим на лунную дорожку. Посмотри, как сверкают лунные блики на мелких волнах. Скажи, на что это похоже? С чем сравним? И вот из-за того, что мы так "мучаемся" и не бежим к другому произведению, мы сейчас многое и запомним. Так на что же похоже мерцание лунного света на этих пологих волнах?

— На рыбью чешую.

— И в самом деле! А многие дети мне отвечают, что этот лунный свет похож на драгоценные сверкающие бусы.

Теперь перейдем к следующей картине Щедрина "Вид Сорренто". На этой картине мы видим, как солнце буквально растворяет ночную мглу. Мы также увидели, что художник не просто смотрит и говорит нам, что это серые скалы, а это коричневые холмы — он рассматривает их в драгоценных, тончайших и изысканнейших оттенках. И сейчас мы должны научиться изъяснить словами, какие же оттенки он использует, и тогда, может быть, мы захотим найти такие цвета в природе. И опять вопрос, смотрят ли люди, изображенные на этой картине, на этот мир?

— Верно, они все заняты своими делами и не замечают этой красоты. Они к ней привыкли. Но их дело разгружать эту баржу, а дело художника — прославить Божий мир. Изумительной красоты облака витают в лучах солнца. И мы смотрим на воду и видим, что в ней тоже много так называемых рефлексов. Вода-то не синяя, она совершенно разных оттенков, и здесь взрослые должны сами понять: так какие цвета использовал художник? А затем открыть это ребенку. Всматривание в картину помогает ее оценить, мы становимся ее знатоками.

— А теперь давай посмотрим на эту волну. Ведь можно ее изобразить по-разному, а вот обрати внимание, на что похожа эта волна?

— На лепестки.

— А еще на что? На кружева, мы прекрасно знаем это выражение — кружевная волна. Язык романтика здесь налицо, мы увидели это в ночи и днем. И как переполняли сердце Щедрина хвала и радость, когда он писал этот Божий мир на радость человеку. И когда мы открываем для себя эту красоту в самых тончайших ее проявлениях, мы тоже начинаем ощущать, что Бог создал потрясающей красоты мир. А кто нам сейчас открыл глаза на этот мир? На человека Александра Сергеевича Пушкина — художник Орест Кипренский; Сильвестр Щедрин объяснил красоту природы языком романтика. Как поэты объясняются с людьми через слова, так художники — через образы.

Быстро бежать по всем залам не следует. Лучше посмотрим немного и придем еще, но зато глубже изучим каждое увиденное полотно.

— Давай посмотрим на картину "Новый Рим" Сильвестра Щедрина и разберемся, что же такое перспектива? Наш глаз видит, что изображение на картине уменьшается по мере отдаленности. Так какое же здание самое далекое?

— Собор Святого Петра.

— А самое близкое к нам?

— Замок Святого Ангела.

— Правильно. Теперь вопрос, а какое изображение самое ясное, а какое более затуманенное?

— Замок Святого Ангела выглядит яснее, а собор будто в дымке.

— А почему? Потому что воздух — это тоже предмет. Художники заметили, что чем дальше объект изображен на картине, тем больше он покрывается легкой дымкой. И мы смотрим на реку Тибр и видим, что вода в реке не голубая, а разноцветная: художник использует десятки оттенков. То есть художник пытается изучить Божий мир, широко открывает глаза, и идет ему навстречу, и начинает петь свою песню.

С ребенком обязательно надо посоветоваться и спросить, хочет ли он продолжать экскурсию или же он устал. Если он готов продолжить, тогда можно пойти дальше. Но предварительно проверьте в краткой форме, насколько сохранилась информация в его памяти.

— С какими художниками мы сегодня познакомились?

— С Щедриным, Кипренским.

— Что же тебе больше понравилось или запомнилось?

Ребенок обязательно должен проговаривать вслух, что он услышал и увидел, иначе быстро забывается необходимая информация.


Детям быстро становится скучно, если не менять жанр, поэтому сейчас мы отправимся к "Автопортрету" Карла Павловича Брюллова, созданному им в 1848 году.

Художник прославился благодаря картине "Последний день Помпеи" (1833). Она находится в Русском музее Петербурга. Брюллова даже называли "великий Карл", вот как им гордились русские люди! Когда он вернулся из Италии в Петербург, ему предложили расписать купол Исаакиевского собора. Брюллову казалось, что он непременно справится с этой труднейшей задачей, но, увы, художник очень тяжело заболел. На этой картине он в ужасном состоянии, у него депрессия, он страшно исхудал. И при этом я очень люблю этот портрет, в нем есть какая-то скрытая сила. Несмотря на тяжелое состояние, Брюллов под действием вдохновения пишет свой автопортрет в течение полутора часов. Давай внимательно рассмотрим его руки, посмотри, какие краски художник использует?

— Голубовато-желтоватые.

— А почему же кончики пальцев покраснели? Вот посмотри, если я к своему лицу или к рядом стоящей белой скульптуре поднесу красный предмет — что мы увидим? На моем лице или на скульптуре появится красное пятно отраженного цвета. Его в живописи называют цветным рефлексом. Откуда же на пальцах Карла Павловича появился цветной рефлекс? Он сидит в красном кресле, поэтому кончики его пальцев розовато-красноватые. А вот эти губы? Они похожи на губы неживого человека. Они обескровлены. А где изображена жизнь?

— В глазах. Они пристально смотрят в свое отражение в зеркале.

— Правильно. Посмотри, как мощно собраны мускулы на лбу этого человека, как мощно работают сейчас его воля, он побеждает свою слабость и тщедушие. Его мысль сейчас работает, его чувства сосредоточены. И что мы видим на этой картине, неужели Брюллов писал портрет, чтобы изобразить себя? В нем заключена более глубокая суть — как жизнь борется со смертью. Поэтому так важно вдумчиво всматриваться в портреты. Ты открываешь для себя то, что художник мог никому и не говорить, ты открываешь для себя тайники его души.

Обратимся еще к одному моему любимому произведению, написанному Карлом Павловичем в Италии в 1832 году, — "Всадница". Это парадный конный портрет и одновременно картина, изображающая сцену, происходящую у крыльца богатого загородного дома. Изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — Джованина и Амацилия. Когда эта картина появилась, то некоторые знатоки начали говорить, что Брюллов допустил ошибку: невероятно, чтобы такая юная женская рука могла обуздать слишком горячего коня, что это вымысел художника. Поначалу, действительно, кажется — не может, но если внимательно присмотреться, то в этом лице красивой наездницы видится властный характер и воля. Леонардо да Винчи как-то сказал, что самое трудное для художника — найти жест, через который можно передать намерения души человека. Еще раз посмотрим на руку наездницы — в жесте то же намерение, что и в лице. Кстати, а что такое душа? Для взрослого это сложный вопрос, а один мальчик мне очень просто ответил, что "душа — это я без тела". Поэтому сами родители на таких экскурсиях, если они будут находиться в сотворчестве с детьми, откроют для себя много нового.

— Почему белая юбка Джованины не кажется белой?

— Потому что она в рефлексах.

— Верно. Так как же одета наездница?

— На ней белая юбка, голубая блузка. По ветру развевается зеленая вуаль.

— То есть мы видим холодные цвета. А почему они считаются холодными? И дети отвечают, что белый цвет — это цвет снега, он холодный, зеленый — это цвет травы, она тоже прохладная, особенно после дождя или после росы, голубой — это цвет воды, она тоже прохладная. Оказывается, что цвет несет определенную смысловую нагрузку.

Теперь посмотрим на девочку, она обещает быть красавицей, но с другим темпераментом. Мы видим, что ей очень нравится конь, мало того, видим, что девочка и конь очень похожи друг на друга. В чем это выражается? В черных глазах — они большие и яркие. У девочки густые черные блестящие локоны волос, а у коня черная лоснящаяся шкура и густая грива. И движения у них страстные, порывистые. На Амацилии платье бело-розовое, у коня язык и ноздри — красные.

У детей можно спросить, какая девочка больше нравится и почему? Чаще всего выбирается маленькая девочка, потому что она похожа на цветочек, на розочку. Однажды мне пришлось вести экскурсию из очень далекого города. И около этой картины мне учительница призналась, что если бы она не увидела картину в галерее, то была бы уверена, что в помещении, за спиной девочки — пожар. Так обманчиво картина воспринималась через слайд, которым она пользовалась на уроках в школе. И действительно, красный — "горячий" цвет огромной шторы или занавеса сильно напоминает живое движение огня. Красный цвет всегда воспринимается наиболее эмоционально. Можно с уверенностью сказать, что художник сравнивает в своей картине две красоты, два темперамента: "лед и пламень".

Ну вот и закончилась наша экскурсия. Картин не должно быть слишком много, иначе все впечатления смешаются, и в памяти ничего не останется. Родителям стоит знать, что лучше всего запоминается последнее впечатление, поэтому под конец экскурсии можно посмотреть картину, которая будет нести воспитательную нагрузку. Урок с таким "наглядным пособием" усвоится легко и надолго.