Рассказ к пьесе мусоргского старый замок. Сказка в музыке: Старый замок

Презентация "Старый замок" 4 класс.

Рассказ о создании произведения.

Понятия: сюита, старинная музыка, менестрель, трубадур.

Музыкальные вставки: старинная музыка трубадуров, пьеса Мусоргского "Старый замок".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Старый замок"»

М.П.Мусоргский

Презентация к уроку в 4 классе

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки


Модест Петрович Мусоргский

1839-1881

Русский композитор, гениальный мастер музыкальных характеристик.


В.А. Гартман

В феврале 1874 года открылась в Петербурге посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки.

Во всем чувствовался большой талант художника.


Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии.

Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур.

У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия.


МЕНЕСТРЕЛЬ - в средние века странствующий поэт музыкант, трубадур.

Трубадур - в средние века в Провансе (на юге Франции): странствующий поэт певец. Трубадуры воспевали красоту;



Сюита музыкальная композиция, которая относится к жанру инструментальной музыки.

Слово «сюита» переводится с французского дословно - последовательность или чередование.

Сюита - это многочастный цикл, состоящий из нескольких пьес, различных между собой по характеру, но связанных общей художественной мыслью.


Старинная музыка

Старинное музыкальное искусство – необъятный пласт мировой культуры.

Это понятие охватывает 12 столетий , начиная со времени падения Западной Римской империи (конец V в.) и заканчивая наступлением эпохи Классицизма (середина XVIII в.).


Домашнее задание:

Сочини рассказ к музыкальной картинке М.Мусоргского «Старый замок»

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

и «Бедный еврей»: Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:



Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02


Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется

Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат диссонансы в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой песне нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастно ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта эхо, то резкие ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

***
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора В. Бесселем в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска». Тираж разошёлся, и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нём «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Вскоре М. М. Тушмалов (1861-1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891 года, и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса. В 1900 году появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903-го цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905-м «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.

И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази.

Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки.

Василий Кандинский. Синтез Искусств.
Шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».

В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.

Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.

***
текст из многих источников

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Модест Мусоргский. Старый замок

1-е занятие

Программное содержание . Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлинённой формы окна с резными решётками...

Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён оградой - толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка в исполнении симфонического оркестра.

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в исполнении симфонического оркестра).

Эту пьесу написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Она входит в его цикл «Картинки с выставки». С некоторыми пьесами из этого цикла вы уже знакомы.

Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов очень выразительно изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане, окружён ореолом загадочности, волшебства. (Пьеса исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Развивать творческое воображение детей, умение выразить в слове, рисунке характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте пьесу, в которой музыка рисует картину старого замка в исполнении на фортепиано (исполняет пьесу, дети вспоминают её название).

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном исполнении).

П е д а г о г. А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. В нём никого нет, он заброшенный, пустой.

П е д а г о г. А почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

Д е т и. Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.

П е д а г о г. Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения, загадочности.

Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном фоне звучит грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остаётся без движения, стихает...

Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много- много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет... (Звучит фрагмент.) Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой - замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый? (Звучит фрагмент.)

Придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по духу, по настроению этой музыке, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку. (Пьеса исполняется повторно.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном и исполнении симфонического оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской

Тема урока : М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель урока: Знакомство с музыкой из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» -

«Старый замок»

Задачи:

Уметь слышать исполняющие инструменты, определять и сравнивать характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности;

Назвать идею создания сюиты;

Воспитывать любовь к музыке Мусоргского;

Формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат : проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

На столах у учащихся : таблица эмоциональных состояний, тест-викторина, текст песни «Перемена мала», учебник музыки 4 класс, Е.Д.Критской.

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

Ход урока:

Звучит музыка П.Чайковского «Вариации на тему рококо» (4 кл. 5ч. № 2 диск)

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ся: П.И.Чайковский.

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

(Физминутка)

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

Мусоргского «Картинки с выставки». (портрет композитора)

С некоторыми из них мы уже знакомились.

Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске )

У-ся: «Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов».

Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

После каждой картинки звучит интермедия, которая называется «Прогулка», т.е. переход от одной картины к другой. Интермедия- это отстраненное произведение, не имеющее ничего общего с сюжетом.

«Прогулка» - слушание.

Композитор по-своему интерпретировал картинки художника. Например: У Гартмана на рисунке были изображены часы в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский в своей музыке решил показать избушку обитаемой. Он назвал эту картинку «Баба Яга».

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

«Старый замок» - слушание (диск 4 кл. 5ч. № 3)

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ся: Фортепиано.

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Итог урока:

Тест-викторина

  1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
  2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  3. Что такое сюита?
  4. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  5. Что такое интермедия?
  6. Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Учитель объявляет оценки за урок. Записывается домашнее задание.

У-ль: Урок заканчивается, скоро перемена. Давайте исполним песню.

«Перемена мала» - исполнение.

МОУ-сош с. Логиновка

Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок »

4 класс

учитель музыки Бойко Т.И.