Семья формирует личность аргументы. Роль семьи (родителей) в формировании личности ребенка - проблема воспитания - готовые аргументы и тезисы

Дата публикации: 26.12.2016

Блок аргументов, которые пригодятся для сочинения ЕГЭ, в которых отражены:

Проблема взаимоотношений в семье

Проблема недопонимания в семье

Проблема пренебрежения семейными узами

Проблема конфликта между родственниками

Проблема значимости семьи

Возможные тезисы:

Родственные связи - самые прочные, семья для человека высшая ценность, и он готов жертвовать всем ради родных

Часто люди пренебрегают семьей ради собственных интересов

В. И. Амлинский роман «Возвращение брата»

В романе «Возвращение брата» Амлинский демонстрирует безусловную любовь мальчика к старшему брату, которого он никогда раньше не видел. Ивану, отсидевшему двенадцать лет в колонии, было сложно привыкнуть к новой жизни. Парень не оправдал ожидания маленького Сережи, который очень ждал возращения брата, надеясь, что они станут друзьями. Но мальчик не отвернулся от Вани и помог ему встать на правильный жизненный путь.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»


Подтверждение того, что семья для человека может отойти на второй план, можно найти на страницах известной повести Гоголя «Тарас Бульба». Так, Андрий, младший сын Тараса, влюбился в полячку, девушку с вражеской стороны. Герой не мог наблюдать, как вместе с ляхами от голода страдает красавица, покорившая его сердце. Но помочь ей - означало предать своих. Любовь оказалась важнее родственных связей, Андрий отрекся от отца и старшего брата и перешел на сторону врага.

Для Тараса Бульбы, героя одноименной повести Гоголя, товарищество и преданность родине были важнее семьи. Старый козак всех предателей призирал одинаково, даже если таким оказывался близкий человек. Когда Андрий, влюбленный в полячку, перешел на сторону врага, Тарас не смог с этим смириться. При встрече с сыном разгневанный отец убил собственного сына за предательство, и его рука не дрогнула в этот сложный момент.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»


Проблема семейных взаимоотношений прослеживается и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дуняша Раскольникова очень любила своего брата и была готова жертвовать собой ради его благополучия. Сначала девушка устроилась в дом Свидригайловых, чтобы отправить Родиону денег, где ей пришлось терпеть приставания помещика. А после она решилась выйти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, в надежде, что он поможет оплатить образование брата.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» описывается самопожертвование ради семьи. Соня Мармеладова жила с отцом, мачехой и сводными братьями и сестрами. Семья испытывала крайнюю нужду, дети голодали, а отец спивался. Чтобы хоть как-то помочь родным, верующая Соня преступила заповедь «не прелюбодействуй», решившись спать с мужчинами за деньги, что было для нее очень сложным шагом. Поступок этой девушки является ярким примером готовности пожертвовать собой и отказаться от собственных принципов ради семьи.

Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»


В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» прослеживается пренебрежение родственными связями. Когда Бурьянова сняли с должности лесничего за превышение полномочий и назначили на его место двоюродного брата Егора Полушкина, завистливый мужчина заманил родственника в ловушку и избил его вместе со своими подельниками, после чего главный герой скончался в больнице.

Проблемы семьи. Роль детства в жизни человека. Роль родителей в воспитании. Проблемы детской нищеты и страдания. Роль семьи в формировании личности. Взаимоотношения в семье. Слепая родительская любовь. Дом как основа формирующейся личности. Роль матери в воспитании. Любовь к ролителям. Взаимоотношения отцов и детей. Преемственность поколений

И. А. Гончаров роман "Обломов". Маленького Илюшу в детстве чрезмерно опекали матушка и няньки, опасаясь за ребёнка. Его берегли от возможных и невозможных опасностей, не давали самостоятельно познавать жизнь и набираться собственного опыта. Повзрослев, Илья Ильич боялся жить, откладывая все дела "на завтра".

Повесть В.

А. Астафьева "Людочка". Людочка после того, как в городе над ней было совершено насилие, приехала в родную деревню к матери, чтобы восстановить душевное спокойствие, получить материнскую поддержку. Но ее мать, хотя и догадалась, что произошло с ее дочерью не помогла ей пережить этот ужасный период, справиться с тем, что на нее навалилось, считая, что Людочка должна сделать это самостоятельно, что она должна привыкать к такому. Людочка не смогла. А ведь скорее всего, простые слова утешения и поддержки матери могли предотвратить такой исход, уберечь дочь от греха.

Слепая родительская любовь. А. Алексин повесть "Безумная Евдокия". Оля, единственная дочь горячо любящих родителей, убеждена в собственной исключительности. Отец и мать не замечают пренебрежение дочери к подруге и считают учительницу Евдокию безумной в своём стремлении приобщить ребят к жизни в коллективе, умению ценить друг друга. Когда Оля самовольно покидает экскурсию, горе родителей не передать словами. Происходит непоправимое из-за бездумного поступка избалованной девочки.

Слепая родительская любовь. А. С. Макаренко "Книга для родителей". Единственного сына Виктора родители безмерно любят. Однако он вырастает холодным, расчетливым юношей, который равнодушно отмахивается от тяжелобольного отца. Свою ошибку в воспитании сына родители с ужасом осознают, когда Виктор отказывается купить лекарства отцу, так как опаздывает в театр.

Роман В. Гюго "Отверженные". Козетта становится смыслом жизни для главного героя Жана Вальжана. В ней он обретает женщину-дочь, женщину-мать, женщину-сестру - все то, чего никогда не знал. Когда Козетта выходит замуж, от горя Герой умирает: ему не для чего больше жить.

Рассказ Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Нищий ребёнок, у которого умирает мать накануне Рождества, вынужден скитаться по улицам. Он заглядывает в окна нарядных домов, везде праздник, угощения, веселье, лишь ему одному некуда пойти и нечего поесть. Ребёнок умирает от холода, забившись в какой-то темный и холодный угол.

Проблемы, запечатлённые в заголовках – это, так сказать, направление для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, правильно подобранные для раскрытия темы, — основа работы, именно на нее проверяющие в первую очередь обращают внимание, считая баллы. В данной подборке вы найдете и то, и другое, а также сможете это скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» счастье, по мнению автора, заключено в добрых делах и желании быть полезным и нужным другому человеку. Делать добро – главная цель личности, достижение которой приносит радость и удовлетворение. Строить жизнь на основе исключительно личных желаний неприемлемо, ведь жизненная задача людей намного шире. В их силах менять и преобразовывать мир в лучшую сторону, создавать что-то новое и делиться этим с другими. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. «Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей» — такова простая формула счастья по Лихачеву, заставляющая задуматься о подлинном назначении жизни и по-настоящему важных ценностях.
  2. Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждают о природе счастья, вспоминают о нём, как о недостижимой мечте, и, тем не менее, каждый из них глубоко несчастен. Для каждого из них счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, достижение успеха в делах; для других – душевный покой, наслаждение воспоминаниями, переживания былой любви. Одержимые поиском блаженства, они всё-таки ограничены духовной несвободой, непониманием собственной жизни, в которой они чувствуют себя неудовлетворенными и одинокими. Однако счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага тесно связан с противоречиями прошлого и настоящего, с невозможностью его обретения в силу внутренних и внешних обстоятельств, зыбкости желаний и целей.
  3. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» на первый взгляд посвящен будням и быту простой русской деревни, где люди трудятся, проживают жизнь, подчиняются устоявшимся законам и привычкам. Среди них Матрена – героиня исключительная. В условиях потребительских отношений, человеческого равнодушия, нравственного запустения, люди забывают об истинных благах и ценностях, отдавая предпочтение эгоистическому мелкому счастью, воплощенному в предметах и вещах. И только Матрена сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на её долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжёлый труд, болезни. В работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не делают её черствой и жестокой, напротив, её счастье – в стремлении быть нужной, помогать людям, отдавать всё, ничего не требуя взамен. Её любовь к ближнему деятельна и бескорыстна. В этой открытости миру проявляется истинное счастье.
  4. В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.
  5. В философской сказке-притче А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поиск и осмысление счастья становятся одной из конечных целей путешествия Маленького принца. Оказывается, для того, чтобы быть счастливым, нужно не быть одиноким. Главное – найти друга, о котором можно заботиться, будь то барашек в ящике, Лис или прекрасный цветок. Близость искреннего, настоящего и преданного товарища – необходимое условие для того, чтобы быть счастливым. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Счастье чувствуют сердцем, и, как правило, находят его в простых человеческих радостях.
  6. Мнимое счастье

    1. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» проблема счастья решается отнюдь не через бескорыстное служение ближнему. Очевидно, каждому своё! У Николая Ивановича Чимша-Гималайского есть всё, о чём он так долго мечтал: собственный дом в деревне, беззаботная помещичья жизнь без труда и забот, а главное – крыжовник, поеданием которого герой занимается всё свободное время. Но такое упрощенное счастье является ложным: проводя время в праздности, Николай Иванович запускает себя, теряет нравственный облик, перестает жить полной духовной жизнью. А, кроме того, за такую, казалось бы, простую радость он заплатил слишком дорого: женился на богатой вдове, которую потом и довел до смерти. Скупость и мелочность стали главными составляющими его характера. Разбогатев, он стал довольным, но потерял возможность обретения подлинной внутренней гармонии, неизмеримого материальными единицами.
    2. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки.
    3. В философском романе О. Бальзака «Шагреневая кожа» стремление к счастью и внешнему благополучию приводит главного героя Рафаэля де Валантена к гибели. Его путь от бедности к богатству был долгим и трудным: отвергнутый любимой женщиной, не имеющий средств к существованию, он решается на самоубийство. Однако судьба дарит ему возможность выбора: он вступает в сделку с владельцем лавки древностей и приобретает чудесный талисман. Лоскуток шагреневой кожи исполняет его желания, взамен отбирая драгоценные минуты жизни. Теперь у Рафаэля есть всё: признание, деньги, предметы роскоши. Получив возможность жить так, как он того хотел, герой понимает, что внешнее благополучие не представляет для него ценности. Жизнь становится прекрасной и осмысленной только тогда, когда он встречает настоящую любовь – юную красавицу Полину. Но время, отпущенное ему на поиск и достижение счастья, безнадёжно потеряно. Слишком поздно Рафаэль понимает, что истинные ценности заключены отнюдь не в богатстве, а в многообразии светлых и бескорыстных человеческих чувств.
    4. Поиск счастья

      1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поиск счастья становится одной из ключевых тем. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Элен Курагина, Николай Ростов, Федор Долохов и другие герои – люди, очень разные по характеру и жизненным установкам. Каждый из них понимает счастье по-своему: Болконский ищет его в военных триумфах и славе, Пьер – в познании и принятии себя, Элен Курагина – в браке по расчёту. Многие из персонажей, сталкиваясь с условностями общества и просто жизненными трудностями, меняют свои убеждения, отказываются от тех взглядов и стремлений, которыми были полны на начальных этапах своей жизни. Меняются и их представления о счастье: Пьер обретает радость только после встречи с Наташей, Болконский разочаровывается в идее подвига во имя славы, находит истинную радость в любви и сострадании ближнему. Авторская позиция в романе очевидна: ответ на вопрос о счастье для каждого человека индивидуален. Всё зависит от степени открытости души, её готовности к познанию и принятию другого.
      2. Иногда поиск счастья затрудняется житейскими трудностями, преодоление которых отнимает много сил. В повести А.П. Платонова «Река Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Родная деревня и домашняя обстановка в целом очень изменились, стали одинокими и пустынными, лишенными былого счастья. Никита пытается построить новую жизнь на обломках старой. Он работает в мастерской, помогает отцу. На следующий день после возвращения Фирсов встречает Любу – подругу детства, с которой их связывали детские трепетные отношения. Герои влюбляются и решают строить семью вместе. Но, изнуренные голодом и нуждой, работой и бытовыми трудностями, они не могут построить счастье, в котором так нуждаются. Никита, переполненный чувством неудовлетворенности, непонимания своего места в жизни, решает сбежать в соседний город. Там он живет, работает, пока его не находит отец. Вернувшись, он находит Любу, умирающую и больную. Жалость и любовь переполняют его, он понимает, что ещё никогда не испытывал такую потребность в счастье, как сейчас. Его поиск заканчивается в момент, когда герой осознает, что главная цель — делиться с другим болью и радостью, оберегать и защищать ближнего, нуждающегося в нем.
      3. Главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» тоже проводит свою жизнь в поиске счастья. Воспитанная на романтических романах о любви, возвышенных историях о глубине человеческого сердца, Эмма Бовари выходит из монастыря и возвращается в деревню к отцу, где сталкивается с абсолютной пошлостью и рутиной, ломающей её представления об уделе женщины. В попытке сбежать от противной ей обстановки, она выходит замуж за провинциального врача, тем самым надеясь воплотить свои идеалистические мечты в реальность. Но трагедия героини заключается в том, что она сталкивается не только с пошлостью мещанского мира, но и своей собственной пошлостью, которую в силу воспитания и окружения она не в силах искоренить в себе. Поиск счастья, желание испытать настоящее возвышенное чувство толкает Эмму на измену мужу. Её протест против устоявшихся традиций и привычек опускает ее все ниже. Погружаясь в ненавистное ей мещанское существование, она теряет возможность быть счастливой.
      4. В пьесе М. Горького «На дне» герои увлечены размышлениями о природе счастья. Живущие в убогих условиях люди ведут разговоры о предназначении человека, добре и зле, смысле и радости жизни. За спиной каждого из них стоит подлинная человеческая трагедия: Барон, Актер, Клещ, Пепел, Настя и другие герои живут на социальном дне. Они навсегда отрезаны от общества, но не теряют надежды в обретение заслуженного счастья. Многие из них мысленно возвращаются в прошлое, они смирились со своим существованием, другие же делают отчаянную попытку бороться за свое будущее. Поддержку и понимания они ищут у странника Луки, случайно заглянувшего в ночлежку. Лука пытается спасти героев от жестокой реальности, уводя их в мир прекрасных иллюзий, где наивысшей правдой для человека становится та правда, в которую он сам желает верить. Но суровость действительности рушит надежды героев, а поиск счастья омрачен в пьесе мотивом несбыточности конечных желаний персонажей.

      Можно ли быть счастливым за счет других?

      1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» путь к долгожданному счастью стал для героев трудным испытанием, в котором прошли проверку на прочность не только их взаимные чувства, но личные качества каждого их персонажей. Борьба за счастье двух любящих сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева – омрачается суровыми препятствиями: запретом родителей на брак, пугачёвским бунтом, предательством Алексея Швабрина. Швабрин – персонаж исключительный в своих целях и действиях. Его путь к счастью лежит через предательство и ложь. Он сватается к Маше, но получает отказ, поэтому стремится очернить ее в глазах Петра, чтобы пресечь их взаимную склонность. Не добившись желаемого, он идет на предательство и переходит на сторону врага из душевной трусости и личных мотивов. Он пытается получить желаемое, прибегая к обману и угрозам, а значит, выбирает ошибочный и недостойный путь, позорный для настоящего человека. За счет горя других людей он пытается построить свое счастье, но добиться успеха ему не удается.
      2. Молчалин – один из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — гордится своим быстрым продвижением по службе. Он мечтает построить успешную карьеру, стать влиятельным человеком и преуспеть в жизни. Бедный дворянин из провинции, он живёт в доме у Фамусова и в кратчайшие сроки получает у него должность секретаря. Однако добивается результатов Молчалин отнюдь не в силу своих достоинств, а благодаря умению услужить вышестоящим чинам. Он с трепетом и завистью относится к влиятельным людям, стараясь привлечь к себе их внимание, чтобы выслужится. Это герой — прагматик и циник. Чтобы стать счастливым, ему необходимо богатство и признание общества, поэтому он начинает ухаживать за дочерью Фамусова – Софьей. Но искренних чувств к ней герой не испытывает, а лишь использует её для достижения свой меркантильной цели. Путь к счастью для него лежит через раболепие, унижение и лесть. Однако его хитроумный план становится достоянием общественности, и Молчалин терпит поражение.
      3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои тоже пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей. Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов и другие персонажи пытаются понять и принять жизнь. Родион познает её через призму своей туманной теории, Соня видит свой путь в жертвенной и самозабвенной помощи ближнему. Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и душеная подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его гнилую натуру раскусили потенциальные родственники.

      Недостижимость счастья

      1. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» спасается от скуки в деревенской глуши. Устав от светской жизни, он пытается найти новые смыслы вдали от ненавистного ему общества. Но сбежать от себя Онегину не удается. Он убивает на дуэли своего друга Ленского, отвергает Любовь Татьяны, и всё потому, что эгоизм и душевная трусость делают его неспособным взять на себя ответственность за другого человека. Несмотря на это, Евгений – личность благородная и глубокая, жаждущая наполнить свою жизнь достойными целями, найти оправдание собственного существования. Но в поиске счастья он сталкивается с его конечной недостижимостью. Встретив на балу Татьяну, любовь которой он когда-то отверг, герой влюбляется, но он уже не в силах составить счастье девушки. Для самого Онегина возможность быть счастливым безвозвратно утеряна.
      2. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проблема конечной недостижимости счастья – одна из основных. Григорий Печорин – личность незаурядная, сильная, деятельная, но изначально лишенная возможности быть счастливой, в силу своей оторванности от остального общества, несостоятельности и беспомощности перед лицом жизни. Печорин хочет обрести счастье, пытаясь отыскать его в книгах, на войне, в общении с другими людьми. Но постоянно отвергаемый окружающими, герой ожесточается и разочаровывается в поиске. Осознав однажды, что счастье для него недостижимо, он нисколько не дорожит жизнью, проживая её как придется. В силу естественной человеческой слабости он всё-таки бессознательно тянется к людям, каждый раз надеясь обрести любовь и понимание. Но в глубине души он остается по-прежнему одиноким. Поиск счастья становится для него постоянным, но бессмысленным занятием, обреченным на неудачу.
      3. В повести Куприна «Олеся» недостижимость, казалось бы, близкого счастья становится жизненной драмой персонажей. Случайно заехавший в лесную глушь Иван Тимофеевич встречает очаровательную девушку, ведущую уединенную жизнь вдали от людей. Герои не похожи друг на друга, но это не мешает им горячо полюбить. Казалось бы, обрести взаимную радость не так уж сложно! Но суровость реального мира с его условностями и ограниченностью нарушает идиллическое существование персонажей. Жители ближней деревни, привыкшие жить примитивной, основанной на традициях жизнью, отвергают Олесю за ее непохожесть на них. Искренняя любовь героев оказывается бессильной в борьбе возвышенного счастья с жестокой и беспощадной действительностью.
      4. В.Г. Короленко в свое очерке «Парадокс» весьма неоднозначно обозначил проблему счастья. «Парадокс» — философская притча, раскрывающая читателю относительность счастья, его конечную недостижимость. В центре рассказа — мальчик из зажиточной семьи. Вместе с братом они часто проводят время в саду, развлекаясь и играя. Однажды к ним на двор приезжает много людей, занимающихся попрошайничеством. С целью заработать на пропитание, они демонстрируют любопытной публике необычные трюки. Один из них — Ян Криштоф Залуский. От рождения у него нет рук, а само тело лишено пропорций. Парадоксальность героя в том, что, несмотря на физический недуг, он проповедует философию радости жизни. Человек, для которого счастье, казалось бы, недостижимо, рассуждает о нем, как неизменной составляющей человеческой судьбы. «Человек создан для счастья, как птица для полета» — говорит Залуский. Своим внезапным появлением он преподал детям важный урок. Однако в конце рассказа герой заканчивает высказанный ранее афоризм: «Но счастье, увы, дано не всем». В этом, по его мнению, заключается противоречивость существования: человек отчаянно стремится к гармонии и радости, но достигнуть абсолютного счастья он не в силах.

На этой странице мы перечислили наиболее распространенные проблемы, связанные с семьей. Все они имеют место быть в содержании. Под каждым заголовком вы найдете по два аргумента для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» данная проблема коснулась одного из главных героев Митрофанушки – сына помещиков Простаковых. Молодому человеку уже 16 лет, но он до сих пор не знает, чего хочет от жизни. Нельзя сказать, что родители не любили ребенка, напротив, они буквально душили его своей заботой и опекой. Особенно подобное рвение к «воспитанию» демонстрировала мать Митрофанушки госпожа Простакова. Материнская любовь полностью ослепила властную женщину. Казалось, она ничего не видит вокруг, кроме преувеличенных заслуг недоросля Митрофана. Она делала все для того, чтобы привязать его к себе навсегда. Отсюда взялась и несамостоятельность юноши, лень и необразованность. Недорослю незачем было себя утруждать, поскольку все проблемы за него решала чересчур внимательная мать. Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина семья сыграла огромную роль в жизни Митрофанушки: слепая родительская любовь не давала герою развиваться.
  2. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проблема роли семьи в становлении личности является одной из самых главных. В семье старого казака Тараса Бульбы было два сына – Андрий и Остап. Образ отца для последнего стал священным. С детства Остап послушно выполнял все то, чему учил его родитель. Он унаследовал от него такие черты характера, как упорство и мужественность. Чувства патриотизма, долга перед семьей и товарищами тоже были привиты казаку его отцом. Можно с уверенностью сказать, благодаря семейному воспитанию, уважению традиций своих предков, Остап с достоинством стоял за Родину, выдержал все муки казни. Однако чрезмерное давление и избыточная энергия Тараса негативно сказались на воспитании Андрия, который бежал из родного дома и нарушил все неписанные правила своего рода. Он взбунтовался против прессинга главы семейства и захотел построить свою жизнь по-другому. Таким образом, одно и то же воспитание по-разному отразилось на судьбе сыновей Бульбы.

Проблема отцов и детей

  1. Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров никак не мог найти общий язык со своими родителями. Будучи приверженцем новых привил и нравов, человеком науки, а не веры, Евгений Базаров считает поведение родителей неуместным и устаревшим. Он любит своих стариков, но не хочет жить прошлым. Также либеральные взгляды героя рождают конфликт между ним и дядей его друга, Павлом Петровичем Кирсановым. Евгения ужасает тот факт, что Кирсанов готов тратить средства на белые воротнички и импортный костюм в деревне, где никто все равно не видит его стараний. По мнению молодого медика, горячо любимое Павлом Петровичем искусство в сравнение не шло с наукой и естественным трудом человека. Пожилой мужчина тоже не понимает гостя, считая его невоспитанным снобом. Лишь в финале они примиряются с существованием друг друга, признавая тот факт, что противоборство поколений – нормальное явление.
  2. Причиной поломанных судеб героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» вновь является взаимонепонимание, возникшее из-за разницы в возрасте, отличных взглядов на мир отцов и детей. Так, главная героиня произведения Катерина стала нелюбимой невесткой, потому что не соответствует представлениям купчихи Кабанихи о порядочном человеке: она не слушается свекрови, позволяет себе высказываться по поводу чего-либо, лишена кротости и уважения к старшим. Противоборство поколений приводит к полнейшему хаосу в доме Кабановых, а в конечном итоге и к самоубийству Катерины. Другой представитель «элиты» города Калинова и соправитель Кабанихи в «темном царстве», купец Дикой ненавидит своих племянников и всю семью в целом. Ему сложно принять, что молодое поколение имеет такие же права, как и он сам, что тот же Борис заслуживает уважения. А юноши и девушки тоже восстают против устаревших порядков: Варвара обманывает мать, а в финале и вовсе сбегает из дома, Тихон винит Кабанову в смерти жены и т.д. Увы, всем персонажам не хватило доброты и понимания, иначе они смогли бы избежать всех этих негативных последствий.
  3. Проблема воспитания

    1. Отец Петра Гринева – одного их главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — просил сына усвоить простую истину: «береги честь смолоду». Благодаря наставлениям отца, примерному воспитанию Петр Гринев смог выйти победителем из сложной игры под названием «пугачевщина». Честь и уважение не только друзей, но и противников привели Гринева, несмотря на его проступки, к обретению счастья и успеху в делах. Безусловно, вклад отца и «няньки» Савельича — весьма весомый взнос в эту победу. Петр поступил правильно, когда не стал отвергать советы старших, сделав из них выводы, герой постарался действовать по совести во всем и со всеми.
    2. Одно дело, когда советы родителей идут нам на пользу, и совсем другое, когда безобидный урок отца вдруг превращается в причину катастроф сына. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» говорится о судьбе некогда бедного юноши, ставшего процветающим и деятельным человеком. Как мы знаем, Чичиков решил организовать авантюру и нажиться на заложенных крестьянах, которых на деле не существует. Ради обогащения он готов был на любой обман, поэтому ездил по усадьбам и пытался всеми силами уговорить хозяев продать ему мертвые души. Причиной такой бешеной тяги к деньгам стало воспитание: еще в детстве Павел получил наказ от отца, чтобы тот никогда не забывал цены деньгам, ставил материальные блага превыше всего. Подобные слова послужили катализатором нравственного падения, а в дальнейшем, как это ни странно, бедственного материального положения героя, ведь он уехал ни с чем после разоблачения Коробочки.
    3. Пренебрежение детей по отношению к родителям

      1. Конечно, все дети любят своих отцов и матерей, несмотря ни на какие обстоятельства, но не всегда осознание этого факта приходит сразу, то есть в раннем возрасте, тогда, когда мы еще способны исправить ситуацию, пока живы наши родители. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» молодая героиня Настя совсем не задумывалась, как дорога ей родная мать. Настя не понимала, что яркие краски большого Ленинграда не заменят ей материнской любви и ласки. К сожалению, это девушка поняла слишком поздно – лишь тогда, когда ее мать находилась при смерти. Смерть самого близкого человека породила в Насте чувство нескончаемой вины, ведь старушка покинула этот мир в одиночестве, так и не попрощавшись с дочкой.
      2. Что касается главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова, он тоже поздно признал свои ошибки, уже будучи на смертном одре. Он ценил заботу отца и матери, но считал ее проявление необязательным для себя. В силу своего характера образованный герой совершает необдуманные действия – отталкивает родителей, недостаточно пресвященных для ученых бесед с ним. Хотя, как оказалось, молодому нигилисту чувства близки намного больше, чем он сам думал. Но он, отвергнутый любимой женщиной, признает это намного позже, нуждаясь в помощи и ласке. Он осознает, как больно его матери видеть его равнодушие, как совестно ей, что она не настолько умна, чтобы нравиться сыну. Увы, осознание это запоздало, и герой умирает с чувством вины.

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.