Сколько лет тибетской астрологии. Тибетская астрология

Тибет лежал на стыке двух древних цивилизаций - китайской и индийской. Усвоение элементов культуры соседних народов отразилось на тибетской (ламаистской) астрологии. Кроме того, следует учитывать, что формирование тибетской духовной культуры в значительной мере оказалось под влиянием буддийской церкви.
Особым уважением на Тибете пользовался бодхисатва Манджушри, который в традиции тибетского буддизма считался олицетворением мудрости и покровителем астрологов. Именно Манджушри дал знание астрологии людям, дабы они испытывали меньше страданий в жизни: ведь научившись предсказывать события, люди могут предотвращать негативные события или хотя бы подготовиться к их наступлению. «Возводи дамбу перед наводнением» - говорится в одном тибетском тексте. Таким образом, тибетская астрология ни в коем случае не является фаталистической.
Основная задача ламаистской астрологии – укреплять связь человека с тем, над чем не властны изменения.
Согласно тибетским записям, цельная система китайской астрологии и предсказаний стала известна в Тибете в 635 г. Тибетцы узнали о ней от китайской принцессы Хун-шин Кун-джу (Hun-shin Kun-ju), которая была выдана замуж за правителя Тибета Срон-Цан-Гампо (Sron-Tsan-Gampo; правил с 617 г.). Возможно, некоторые сведения о китайской астрологии были известны и раньше (так, отдельные элементы китайской астрологии проникли в тибетскую религию бон), но в 635 г. произошло действительно знаменательное событие, когда цельная система знаний была передана учёными мужами Китая их тибетским коллегам.
Эта астрологическая традиция не прерывалась вплоть до китайского коммунистического вторжения в Тибет в 1950 г. Ряд ценных астрологических работ, которые в самом Китае были утеряны, сохранились до наших дней в тибетской передаче. Древнейшей из таких работ тибетские астрологи считают трактат «Хьен-шан» (Khyen-shan), создание которого приписывается легендарному правителю Китая Фу-си.
В тибетских источниках указано, что первая энциклопедия по астрологии появилась в Тибете также из Китая, во времена династии Тан (618 - 907). Из этого сочинения тибетцы узнали о методе предсказания, который они называют «Портхан» (Porthan).
Ещё один важный источник сведений о развитии методов китайской астрологии в Тибете - «Драгоценный компендиум, сияющая сутра, незапятнанная и славящаяся» (dDus-pa Rin-po-che Dri-ma Med-pa gZi-brjid Rab-tu hBar-bahi mDo), известная также как просто «Славящаяся» (gZi-brjid). Это работа, созданная в начале XIV в. последователями тибетской религии бон, которая кодифицирует устную и письменную традицию бон по вопросам астрологии. В главе о предсказании приводится четыре метода астрологических вычислений, и все они китайские по происхождению. В частности, здесь упоминается метод работы с восемью триграммами «Книги перемен», построение магического квадрата Ло шу, вычисление влияния пяти стихий (у син) на жизнь человека.
Влияние индийской астрологии на тибетскую тоже было весьма сильным. В частности, из Индии в Тибет проникли концепции круга 12 домов гороскопа и «лунного Зодиака», счёт дней недели и их планетарных управителей, система девяти планет (включающая Северный и Южный Узлы Луны как равноправные планеты), методика прогноза на основании планетных периодов.
Ключевой индийской работой, оказавшей огромное воздействие на развитие тибетской астрологии, явилось буддийское сочинение «Калачакра-тантра раджа», которое приписывается самому Будде.
Таким образом, тибетская астрология представляет собой синтез методик китайской и индийской астрологии, обогащённых тысячелетними наблюдениями и оригинальными разработками тибетских астрологов. В ней существует три системы составления гороскопов:
1. «Воcходящие гласные» (Yangchar);
2. Система Калачакры (Dhus Khor);
3. Система элементов (стихий) (Byung-rtsis).
Во всех трёх системах очень важное значение имеет точное время рождения.
Первая система , «янгчар», наиболее похожа на западную и индийскую астрологические системы. Здесь тоже строится гороскоп с двенадцатью домами, и анализируется положение планет в домах. Значения домов следующие:

1 - рождение, или тело;
2 - богатство;
3 - родственники отца;
4 - друзья и коллеги;
5 - дети;
6 - враги;
7 - супруг (супруга) и домашняя жизнь;
8 - жизнь и смерть;
9 - фортуна, религиозная практика и высшее образование;
10 - работа, или профессия;
11 - прибыли;
12 - потери.

Учитываются следующие планеты (в порядке увеличения силы их воздействия на наши поступки): Сатурн (самая слабая планета), Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Луна, Солнце, Лунные Узлы (самые сильные). Солнце связывается с правителями и политическими лидерами, Луна - с министрами, королевами или другими политическими лидерами-женщинами, Марс - с солдатами и военачальниками, Меркурий - с дельцами, Юпитер - со священнослужителями и учёными, Венера - с музыкантами и художниками, Сатурн - с фермерами, черонорабочими и слугами. Луна, Юпитер, Меркурий и Венера считаются планетами, склоняющими к миру, а Солнце, Марс, Раху, Сатурн и Кету - склоняющими к насилию.
При прогнозировании событий используется восходящая к индийской астрологии система планетных периодов (даш и антардаш).
Вторая система , «дус хор», оперирует, в отличие от «янгчар», не девятью, а восемью планетами (Кету не учитывается). Четвёрка «гневных планет» располагается на северной, южной, восточной и западной позициях рассчитываемой карты, тогда как «мирные планеты» размещаются в четырёх углах карты, проявляя своё благоприятное или неблагоприятную природу. Интерпретация проводится с учётом дня недели, в который произошло рождение, восходяющего знака Зодиака и др. Интересно, что максимальная продолжительность жизни согласно этой системе составляет 108 лет.
Третья система практически не требует астрономических расчётов, в ней заключения делаются на основании анализа взаимодействия пяти стихий (кит. у син) в момент рождения. Стихия Металла режет, стихия Воды увлажняет, стихия Огня нагревает, стихия Почвы укрепляет, а стихия Дерева приводит в движение. Для определения опасностей на жизненном пути человека, для выявления его болезней, для оценки его будущего материального состояния и т.п. тибетские астрологи изучают взаимодействия между этими стихиями, которые уподобляются взаимодействиям между матерью и сыном, между другом и врагом.

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы постараемся раскрыть взаимоотношения буддизма и тибетской астрологии.

География распространения и важность

Тибетская астрология по дате рождения оказывает важное влияние на жизнь тибетцев и жителей других стран, где распространились культурные традиции буддизма: монголов, маньчжуров, обитателей китайского Туркестана, бурятов, калмыков и тувинцев, а также населения определённых регионов Китая, Гималаев и Центральной Азии.

В этих местах уделяют настолько большое внимание как астрологии, так и медицине, что студенты медицинских образовательных учреждений обязаны изучать астрологию наравне с другими предметами, в то время как слушателей астрологических курсов никто не обязывает делать обратное.

Что помогает узнать астрология

При помощи астрологии здесь вычисляют положение планет, составляют календари, предсказывают затмения и другие природные катаклизмы и, конечно же, составляют личный гороскоп, так как местные жители привыкли им руководствоваться по важным поводам в своей жизни, будь то посевная, строительство нового жилья, совместимость будущих супругов, свадьба и даже способ захоронения после смерти.

Тибетский астрологический центр

Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV относится с уважением к астрологии, хотя и не верит в неё. Он считает, что, по словам Будды, всё в этом мире происходит в результате чьей-либо кармы, его собственных действий и элемента случайности.

Но, несмотря на это, он помог в воссоздании Тибетского института медицины и астрологии, который носит название Мен-ци-кханг. Он находится в Индии, так как в Китае, куда входит Тибетский автономный район, астрология считается суеверием и поставлена вне закона.

Это заведение регулярно выпускает официальный тибетский календарь, откуда все желающие могут узнать о благоприятных и неблагоприятных днях, например, прогноз на 2018 год или на каждый день.

Кроме того, здесь проходят подготовку и доктора тибетской медицины, оказывается общедоступная медицинская помощь и хранятся ценнейшие исторические экспонаты:

  • образцы лекарств;
  • иллюстрации к древним медицинским и астрологическим текстам;
  • буддийские иконы;
  • старинные инструменты эскулапов;
  • медицинские документы.


С чего всё начиналось

На тибетскую астрологию оказала влияние древняя религия бон, культивируемая здесь ещё до прихода буддизма. С седьмого века нашей эры, когда в Тибете распространился буддизм, обе религии были в состоянии антагонизма, но затем произошло взаимопроникновение и синтез идей и даже появились общие национальные герои.

Основы тибетской астрологии составляют взаимосвязанные, но несколько видоизменённые астрологические аспекты, используемые в Индии и Китае. Соответственно, и философия её немного другая.

Истоками тибетской астрологии служит «Тантра Калачакра», что в переводе означает «циклы времени». По описанию Будды, есть циклы внешние, связанные с движением планет и временными отрезками, такими, как день, неделя, месяц, год; и внутренние.

Последние связаны с циклами дыхания и различных энергий, воздействию которых подвергается тело человека. Есть и другие циклы, при помощи которых (в виде медитаций на образ Будды Калачакры) можно постигнуть первые два вида циклов или очистить их по необходимости.

Отличия в философии

В этом и заключается главное отличие тибетской астрологии от индуистской или китайской. В индуистской астрологии главное значение придаётся времени проведения ритуалов, в китайской – получению или удержанию при помощи неё власти, то есть политике.

Здесь же мы имеем дело с возможностью освобождения от всяческих ограничений, влияющих на человека в результате различных циклов: смены времён года, изменения погоды, цикла полового созревания, менструального цикла, менопаузы и других.

Освободившись путём медитации от ограничений, накладываемых ими, человек становится свободным, чтобы проявить сострадание и помочь другим в полной мере.

5 элементов

Почему же медицина и астрология так тесно связаны в Тибете? Происходит это оттого, что внешний мир и тело человека состоят из одинаковых элементов. Их пять – металл, вода, огонь, дерево и земля, и они должны находиться в гармонии внутреннего и внешнего в движении времени.

Эти элементы связаны с 12-ю животными: мышью, быком, тигром, кроликом, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, кабаном.


Поэтому, цикл 12-ти знаков может включать как год металлической мыши, так, скажем, и водяной. Каждое животное выступает в пяти разных обликах в строго определённых промежутках. Свериться по годам можно в тибетском календаре.

Необходимо отметить, что в Тибете начало года не приходится на январь, как у нас. Ниже мы приведём некоторые данные, по которым вы сможете определить свой астрологический знак по году рождения:

Существует несколько теорий возникновения цикла длиной в шестьдесят лет в астрологии. Первая, китайская – это вышерассмотренные 5 элементов, умноженные на 12 животных. Вторая, индийская – это то, что планета Юпитер совершает 5 двенадцатилетних оборотов вокруг Солнца за 60 лет.

Следующая, тоже из Индии, заключается в том, что планета Сатурн делает два тридцатилетних оборота вокруг светила за это же время.

Тибетские астрологи решили объединить эти знания в свою единую систему. Решение о её образовании было вынесено, когда три года очередного китайского цикла уже прошли. Поэтому с тех пор у тибетцев этот цикл начинается с года Зайца, а не Крысы, как у жителей Поднебесной.

Астрология в фольклоре

У последних имеется отличная сказка о том, как стали вести счёт годам по животным. Согласно ей, научил этому людей Нефритовый владыка Юй-ди. Однажды он велел всем зверям и птицам явиться во дворец, дабы определить достойнейшего.


В то время все животные жили в мире, и кошка с мышкой, две лучшие подруги, решили идти в Небесный дворец вместе. Так как кошка была большая соня, она попросила мышку разбудить её пораньше, в чём её мышь и уверила, а сама поутру отправилась во дворец одна.

В этот же час засобирался во дворец и дракон, но ему хотелось украсить голову красивыми рогами, которые в те времена были на голове у петуха. Обманным путём он забрал у него рога, и они прибыли во дворец.

Все звери были в сборе, кроме кошки. Владыка приказал им выбрать между собой двенадцать самых достойных. Выбор пал на 12 известных нам зверей. И разгорелся спор: кому же быть первым, в каком порядке эти года расставить.

Владыка вмешался и предложил Вола. Но Мышь доказала, что люди считают её самой большой. С тех пор первой стала она. Но когда она, беспечная и распираемая от гордости, вернулась, то встретилась с кошкой, шипевшей от негодования. В результате возникшей перепалки кошка проглотила мышь, отсюда и пошла их вражда.

А Петух, опечаленный, что его поставили после Дракона, решил, что дело было в рогах. Пошёл он на берег и начал безуспешно требовать рога обратно. Но ответа не дождался, и с того времени петухи кричат по утрам «Лун-гэгэ, цзяо хуань во!»

Вы думаете, это «Ку-ка-ре-ку?» Отнюдь. Это значит «Братец дракон, отдай мне рога!»


Заключение

Как мы видим, тибетцы не заимствовали идеи иноземных культур слепо, а творчески перерабатывали их, осмысливали и дополняли своим опытом и знаниями.

С точки зрения буддизма, астрология – это возможность освободиться от каких-либо ограничений, обладая начальными знаниями о возможном ходе событий. Это ни в коем случае не предопределённость.

История тибетской астрологии

Понятие «Тибетская астрология» не подразумевает под собой какую-то отдельную, независимую астрологическую традицию созданную именно на территории Тибета и получившую свое распространение только в Тибете. На протяжении тысячелетий происходили заимствования культур, традиций и знаний между различными народами, населявшими нашу планету в древности.

Названия 12 зодиакальных созвездий, характеристики планет «Солнечной системы», теория элементов (огонь, земля, ветер, вода), принципы математических вычислений, планеты - управители семи дней недели (воскресенье - день Солнца, понедельник - день Луны, вторник - день Марса и т.д.), планеты - управители времени суток и многие другие астрологические циклы абсолютно идентичны во всех астрологических традициях сохранившихся до наших дней.

Согласно некоторым тибетским источникам в древности (более 18 тысяч лет назад) существовало единое астрологическое Знание, которое было принесено на Землю Просветленными существами с целью Освобождения всех живых существ от страданий. В древних тибетских текстах сохранились многочисленные легенды и придания повествующие об этом. Уникальность тибетской традиции в том, что благодаря ей мы и сейчас можем прикоснуться к Знаниям древних цивилизаций. Тибетская астрология тысячелетиями передавалась от Учителя к ученику и вплоть до наших дней остается непрерываемой астрологической традицией. Многие методы вычислений и астрологические трактаты, в силу определенных причин утраченные другими астрологическими школами, были сохранены в горных монастырях Тибета, по прежнему изучаются и продолжают передаваться от Учителя к ученику.

В Тибете, так же как и в других странах, на смену одной власти приходила другая, новая религия заменяла старую (традиционную), вносились изменения в историю государства и общественное сознание народа, историки занимали одну или другую сторону и создавали соответствующие летописи. В силу указанных выше причин, в настоящее время среди современных историков, изучающих культуру и традиции Тибета, нет единого мнения по поводу возникновения и периодов развития тибетской астрологии.

Мы предлагаем для Вашего рассмотрения несколько версий по данному вопросу.

Ниже следует перевод статьи «История тибетской астрологии», размещенной на официальном сайте Института тибетской медицины и астрологии при Далай-Ламе (Дхармасала, Индия):

Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.

Тибетская астрологическая система уникальна. Она развилась на основе исконной для этого народа древней религии Бон и испытывала при этом влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. Хотя в тибетской астрологии присутствуют аспекты, свойственные индийским и китайским системам, способы их использования и интерпретации отличаются. Именно поэтому тибетская астрология представляет собой самостоятельную и отличающуюся от прочих систему.

До 2-ого столетия до н. э.

В древности религия Бон главенствовала в Тибете, и в ней уже тогда существовала астрология элементов. Но о первоначальной форме этой астрологии известно немного. Известно, что уже тогда существовало знание о пяти первоэлементах - Дерево, Огонь, Земля, Железо и Вода - а также о фазах Луны и Солнца. Гадание и система предсказаний опирались на шаманизм с его чёрной и белой магией, заклинаниями, жертвоприношениями животных и человеческой крови.

Со 2-ого столетия до н. э. по 4-е столетие н. э.

Во время правления первого царя Тибета Ньятри Ценпо (он взошёл на трон в 127 году до н. э.) были созданы двенадцать главных доктрин Бон с детально разработанной системой, среди которых были астрология и медицина.

В этот период времени астрология активно развивалась, но довольно трудно определить точные даты этапов этого развития. Астрологи Бон соединили пять первоэлементов с внутренними энергиями Сог (жизнь), Лу (тело), Вангтанг (сила) и Лунгта (удача). Они также исследовали магический квадрат с девятью цифрами мева, в это же время начала формироваться система двенадцати животных лет. Предположительно из Китая приходит принцип восьми триграм (паркха) (также известный из книги И-Цзин).

4-е столетие н. э.

Первые Буддистские учения и священные тексты прибыли в Тибет, а вместе с ними и дальнейшее развитие астрологии и астрономии.

6-е столетие

Тибетский царь Намри Сонгцен посылает за границу для изучения астрологии четырёх ученых. Они вернулись, обладая большими знаниями по астрологии, и передавали их устно.

7-е столетие

33-й царь Тибета Сонцен Гампо (617-650 гг.) взял себе пятую жену - китайскую принцессу Конг Джу. Она была буддисткой и в качестве её приданного в Тибет прибыли большие статуи Будды, но она также знала астрологию и привезла с собой множество книг по классической китайской астрологии элементов. Царь построил буддистский храм и отправил одного из своих министров в Индию с целью создания письменного тибетского языка, чтобы иметь возможность перевести на тибетский священные буддистские тексты. Этот проект был успешно осуществлён, и с того времени в Тибете появились письменные источники, в том числе и по астрологии.

8-е столетие

Это столетие было « Золотым веком » для тибетской медицины, астрологии, и Дхармы. Шло активное развитие во всех областях науки, и этот период вдохновлял тибетских учёных ещё в течение многих последующих столетий. Король Трисонг Децен (718-785) пригласил индийского мудреца Гуру Падмасамбхаву передавать Учение. Он усовершенствовал астрологию элементов, объединив её с буддистской философией, и представил концепцию о том, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во вселенной и те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.

9-е столетие

Тибет страдал от слабого управления и упадка культуры, что также неблагоприятно влияло и на астрологию.

10-е столетие

Взойдя на трон, новый царь Тибета послал ученых в Индию, чтобы возвратить некоторые учения, которые были утеряны во времена упадка. Этот период в тибетских исторических хрониках называется «Поздние переводы». В это время были переведены другие важные тексты по астрологии. Астрология элементов, пришедшая из Восточного Туркестана и испытавшая заметное китайское влияние, начала использовать 60-летний цикл, в котором сочетаются животные и элементы.

11-е столетие

Шри Калачакра Тантра была переведена с санскрита на тибетский в год Огня-Кролика (1027). В этом тексте содержатся основы современной тибетской астрономии, опираясь на которые сегодня составляется тибетский астрологический календарь с указанием ежедневного положения звезд, планет и знаков зодиака.

12-е столетие

Янгчар (Шива Свародхая Тантра), что означает Возникновение гласных, была переведена с санскрита на тибетский.

17-е столетие

Тибетская астрономия и астрология достигают нового пика, когда Деси Сандже Гьяцо регент Пятого Далай-Ламы, Нгаванга Лобсанга Гьяцо составил собрание астрологических текстов. Даже спустя почти четыреста лет этот текст все ещё используется тибетскими астрологами.

20-е столетие

В 1916 13-ый Далай-Лама основал в Лхасе Институт астрологии и медицины Мен-Ци Кханг. После вторжения в Тибет китайцев 14-ый Далай-Лама, бежавший из своей страны, в 1961 году восстановил Институт Мен-Ци Кханг в Дхармасале, на севере Индии.

Александр Хосмо

Предисловие

Хребты, снега, ледники… Удивительная красота. И это – Тибет. Страна древней мощной религии и невероятной, непостижимой мудрости. Эта страна подобна магниту. Ее давно уже называют некой космически вознесенной страной, нерушимой цитаделью духа.

Можно ехать целый день на машине и не встретить ни одного жилища, ни одного человека. И это по тем путям, которым уже тысячи лет и с которых тысячи лет не сворачивает поток странников, идущих в Тибет.

Некоторые древние названия здесь перекликаются с географическими именами других частей света. В Тибете, в спрятавшихся в пыль его древних путей следах давно ушедших племен, наблюдательный путник может внезапно подобрать изделие кузнецов, ковавших когда-то готические клинки и украшения. Тут же он может услышать и само название местности «Гота».

А каковы пересечения языков! В перуанских Андах животное лама – главный способ перемещения и символ движения через перевалы к вершинам жизни. В Тибете слово «лама» тоже означает путь, дорогу, а в религиозном значении «лама» – это путь к мудрости, к Истине.

Внешний вид Тибета обманчив. Иногда кажется, что он не больше чем иллюзия, такая же, которой буддисты считают человеческое тело. Здесь, в этом медленном ходе вещей, где жизнь, казалось бы, замирает в своем вечном течении, медленно-медленно и очень трудно вращается ось колеса жизни целой планеты.

Европейцы, рассуждая о Тибете, пытаются понять его тайны. В каждом упоминании о тибетском буддизме, о тибетских ритуалах, о тибетских монахах они ждут лишь одно – сообщение о магическом чуде и знании. Европейская цивилизация уже давно воспитана на образах Востока по сказкам «Тысячи и одной ночи», по тысячам и одному рассказам путешественников об удивительных силах восточных чародеев. И в тибетском буддизме европейцы жаждут увидеть ту же магию. Думаю, в этом ожидании Тибет никогда не обманет вас. Но есть ли магия суть Тибета?

Удивительный тибетский календарь

Человек, по представлениям тибетцев, является частью Великой Вселенной – макрокосма, и живет согласно действующим в ней закономерностям. Поэтому медицинская система была тесно связана с астрономическими представлениями: время профилактики, диагностики и лечения заболеваний опирались на представления о солнечно-лунных циклах.

Первая половина астрономического года до равноденствия в тибетской медицине называется «северный путь солнца», вторая половина – «южный путь солнца».

Широкое распространение получил солнечно-лунный календарь. На основе движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна были выделены двенадцати– и шестидесятилетние циклы.

Двенадцатилетний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Время поделено на двенадцать равных частей. Каждой части даны названия животных – мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, петух, собака, свинья, обезьяна, кот, – а также стихий – огонь, земля, железо, вода, дерево; окраски и рода.

Шестидесятилетний цикл по-тибетски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», например, год мыши носит свою собственную символику. Так, 1972 год – год мыши синего дерева, а 1996 год – год мыши красного огня.

В отношении оценки здоровья человека двенадцатилетние циклы имели большое значение. Сочетание года, стихии очень важны для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов.

Глава первая
Открой самое себя

В течение тысячелетий древние тибетские мудрецы и священнослужители, тибетские астрологи определяли в небесной канцелярии тот ясный и незыблемый порядок, который существует и до сих пор, – времена года, месяцы, распорядок дня, биологические ритмы физического и психического состояния и многое другое. Все это духовное богатство Тибета по сей день облегчает нам жизнь во всех сферах бытия.

Тибетские астрологи всегда считали, что темперамент формируется исключительно под влиянием воздействия совокупных космических факторов в момент появления ребенка на свет. В эти же мгновения закладываются и все те индивидуальные особенности людей, которые впоследствии проявятся в силе и глубине чувств, в их устойчивости или быстрой смене, а также в особенностях поведения этих людей.

Современные астрологи часто называют гороскоп космическим паспортом. Представьте, что один из таких паспортов выдают на Тибете – медицинский паспорт астрочеловека.

Астрочеловек – Овен
(21 марта–20 апреля)

На самом деле на Тибете считается, что солнечных знаков не двенадцать, а гораздо больше – тридцать шесть вариантов. Что это значит, спросите вы? А то, что внутри каждого знака содержится по три знака его стихии. Например, внутри знака Льва содержится Лев, Стрелец и Овен. И, что характерно, Лев первой декады будет значительно отличаться от Льва втрой и Льва третьей декад.

Но вернемся к астрочеловеку под названием Овен.

Активность плюс энергия – вот основная характеристика данного знака тибетской астрологии. Овен находится во владении Марса – планеты силы и Плутона – планеты давления. Можно сказать, что эти качества представлены в Овне наиболее ярко. Овен – боец, борец, но не тактик и не стратег, так что его силу и энергию следует направлять.

В Овне первой декады наиболее ярко проявляются признаки Марса – властные качества, с самым большим потенциалом энергии. Отвага этой декады уже на грани бесстрашия.

Овны второй декады несут в себе черты Льва, знака Солнца, знака власти. Все, что касается желания лидировать, относится ко второй декаде. Тут сила Овна сочетается с честолюбием Льва.

А вот Овны третьей декады, которая приходится на 10–20 апреля, – это люди экспансии, так сказать Стрельцы в миниатюре. Они активны ради идеи, способны вовлечь других в свои дела и лидировать. Интересы таких людей просто безграничны. Иногда среди них появляются универсальные гении, подобные Леонардо да Винчи. Особым днем становится 20 апреля – это день рождения тиранов, когда в дело вступает комбинация Овен и Телец. Такие люди рождаются на свет с внутренней установкой, что им все должны подчиняться. Те, кто из подобных Овнов не попал в историю, становятся микротиранами.

Медицинская астрология Тибета для Овнов

На Тибете издавна говорят: «Здоровый нищий счастливее больного властителя». Хотите быть здоровым нищим? Нет? А хотя бы просто здоровым человеком? Тогда рекомендую ознакомиться сначала с тибетским списком астроанатомии. Так сказать, с головы до пяток.

Овен – это голова или лицо. Таким людям рекомендуется зимой ходить в шапке, да и летом беречь голову. Не исключены спазмы сосудов головного мозга, имеет место быть склонность к внутричерепному давлению. Мигрень – обычное дело для Овнов. Все болезни протекают с высокой температурой, зато быстро (ведь должно же хоть что-то утешать…).

А еще тибетские астрологи считают, что Овны непостоянны, нетерпеливы, раздражительны. Они мчатся по жизни, стремясь завоевать весь мир, а поэтому делают все очень быстро. Естественно, что-то начинает не получаться, и тогда Овны выходят из себя. А это опять же не лучшим образом влияет на состояние здоровья.

На Тибете всегда считали, что лучше всего лечить человека травами. И поскольку люди разных зодиакальных знаков отличаются друг от друга не только по типам характера, но и по состоянию здоровья, по восприимчивости организма к различным травам, тибетские звездные мудрецы рекомендовали использовать травы, гармонирующие с тем или иным зодиакальным знаком.

Овен – нервный и горячий знак, поэтому типичными его заболеваниями становятся головные боли, невралгия, гаймориты и глазные болезни. Ему рекомендуются травы, которые помогут снять напряжение и головную боль: мята, мелисса лекарственная, дудник, корень валерианы и чабрец. А листья крапивы, можжевельник, шиповник, алоэ и барбарис подойдут как кровоочистительные и витаминные средства.

Как все начиналось

Вот что говорит о происхождении тибетцев сохранившаяся легенда.

Прекрасный царь обезьян, ученик Авалокиты, пришел в Тибет, чтобы в отшельнической жизни найти спасение для своей души. Ракшас увидела царя и страстно в него влюбилась. Она пришла к нему и потребовала, чтобы он на ней немедленно женился. Но отшельнику явно было не до женитьбы: спасение души занимало все его мысли, и женщины его нисколько не интересовали. Тогда ракшас спела ему такую песенку:


О, обезьяний царь! Услышь меня, молю.
По воле злой судьбы, я бес, но я люблю.
И страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь,
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать,
И породим детей жестоких, словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь!

Царь обезьян перепугался и с молитвой обратился к своему учителю, Авалоките:


Наставник всех живых, любви и блага свет,
Я должен соблюдать монашеский обет,
Увы, бесовка вдруг возжаждала меня,
Мне причиняет боль, тоскуя и стеня,
И крутится вокруг и рушит мой обед.
Источник доброты! Подумай, дай совет.

Учитель Авалокита задумался, посоветовался с богинями Тонир и Тара, и те решили, что царь обезьян должен жениться на ракшас. Причем богини радостно присовокупили:


Это очень хорошо,
Даже очень хорошо!

Вероятно, они радовались будущему потомству ракшас и царя обезьян, и оно не замедлило появиться на свет. Дети у этой странной пары получались самые разные: одни были умные, как отшельник, другие – хитрые и злые, как ракшас. Но их объединяло одно: они постоянно хотели есть. И бывший отшельник вновь обратился за советом к своему учителю:


Учитель, я в грязи, средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод, возникший из страстей,
Греша по доброте, я был обманут тут,
Мне вяжет руки страсть, страдания гнетут.
Жестокая судьба и мук душевных яд
И боли злой гора всегда меня томят.
Источник доброты! Ты должен научить,
Что надо делать мне, чтоб дети стали жить,
Сейчас они всегда, как бесы, голодны,
А после смерти в ад низринуться должны.
Источник доброты! Скажи, скажи скорей
И милосердья дар пролей, пролей, пролей.

Авалокита решил и на этот раз помочь царю обезьян. Он дал бывшему царю и такому же бывшему отшельнику бобы, пшеницу, ячмень и другие плоды и сказал:

«Брось в землю, они прорастут, и ты будешь кормить своих детей».

Так проблема голода была решена, а от детей ракшас и царя обезьян пошли тибетцы.

Ныне же традиционно считается, что Тибет – страна Авалокиташвары, бодхисаттвы сострадания.

Откройся новому

Все новое, что мы хотели бы впустить в нашу жизнь, начинается с первого шага: нужно открыться неизвестному, грядущему к нам. Для этого необходимо стать тишиной, стать пустотой, таким образом избавляясь от повседневных вещей вокруг себя. Так и только так можно настроиться на Неизвестное, на новый опыт, уже стучащийся в двери нашей жизни. А еще это – восприятие новых путей.

На протяжении многих тысячелетий духовно совершенные люди знают о силе мантр и искусстве визуализации. С помощью мантр и воображения удается успокоить душу и отвлечь внимание от шумного внешнего мира. Так же, как у физического тела, у энергетической оболочки человека есть своя особая структура, своя внутренняя «анатомия». Если мы обратим наш взгляд вовнутрь, мы увидим в теле идущий вдоль позвоночника энергетический канал, связывающий нас с небом и землей. Вдоль этого канала энергии мы можем увидеть семь «энерготрансформаторов» в форме энергетических колес или чакр.

Управляя энергией словами (например, пропевая мантры) или силой воображения (например, воображая тот или иной цвет спектра), можно активировать и повысить частоту вибрации той или иной чакры. Чакры раскроются и вибрации распространятся по всей физической плоскости, проникнут в тонко-материальные слои человеческого тела, в ауру. Таким образом, откроются энергетические врата эмоционального тела, ментального тела и духовной оболочки. Мы расширяем наше энергетическое тело во всех направлениях, чтобы обрести новый – обязательно весьма полезный для нас – опыт.

Открыться… Вот только что это такое? Вероятно, всегда быть готовым к каким-то изменениям. Попробуем?

Раскидывая руки в стороны, вы приветствуете любую энергию, которая соприкасается с вашим энергетическим полем и идет от земли и из космоса.

А затем вы начинаете кружиться. Кружиться с правой стороны налево означает, что вы впитываете энергию в ваше тело. Было немало споров о вращении в левую и правую стороны. Первый закон обретения энергии, уважаемый всеми целителями и знахарями всего мира, гласит:

Кружение в правую сторону приносит в тело созидательную энергию, кружение в левую сторону выводит из тела блокирующуюэнергию.

Если вы хотите закончить ваш ритуал под названием «Открыться энергии», прекращайте кружиться, остановитесь и скрестите руки в области сердца. Этим жестом вы открываете сердцевину вашей личности, дверцу к вашей душе, вашему сердцу.

Благодаря этому ритуалу мы открываем нашу седьмую чакру – чакру головы, пополняем силой связующие каналы между землей и небесами и раскрываем наши тонкоматериальные центры. Раскинув руки, кружась, мы притягиваем к себе энергию.

Делая круговые движения, вы можете использовать следующие аффирмации:

Я открываюсь космической энергии.

Я готов изменить себя.

Я – сосуд для божественной энергии.

Я готов к приобретению нового опыта.

После окончания упражнения постойте еще какое-то время, готовясь к следующему упражнению-ритуалу.

Стань тишиной

Прежде чем залить воду в стакан, воду необходимо вылить из стакана.

Эта древняя мудрость оказывается стопроцентно актуальной и в данном случае – перед началом упражнений. Состояние пустоты, покоя и хладнокровия – лучшая предпосылка наполнения нашего энергетического тела новой свежей энергией.

Когда голова «закипает» уже от мыслей, очень непросто расслабиться физически. Однако чем больше мы стараемся избавиться от назойливых мыслей, тем интенсивней становится полет мыслей в нашей голове.

Отложите на минутку чтение этой книжки и попытайтесь – тоже на минутку – избавиться от навязчивых мыслей. Чем сильней вы этого хотите, тем меньше «срабатывает» ваше желание. Наша голова бурлит от всевозможных мыслей, слов попсовых песенок, которые постоянно разносятся на всех волнах и частотах радио, рекламных слоганов, диалогов с собственной душой, которые мы ведем просто-таки непрестанно. Всем этим наполнена «рабочая память» нашего мозга. Когда мы настраиваемся на покой, наш мозг безжалостно включает все эти вещи, как заезженную от времени пластинку.

Существует целый ряд давно испробованных методов, помогающих обуздать полет мыслей. Особенно я посоветовала бы две мантры и два упражнения по визуализации (упражнение Солнце и Водопад).

Так начиналась религия

Все началось в те времена, когда на нашей планете жили наги, и жизнь человека находилась в постоянной опасности из-за царствовавших над Тибетом духов и других мощных природных сил.

В стране Шаншун жил некто Тонпа Шенраб-мибо. Именно ему принадлежит честь основания религии Бон. По легенде, он пришел с неба, чтобы научить людей противостоять странным силам и даже управлять ими. Главное божество мужского пола было им названо «Всеблагой», а жена его выступала то как гневная «Славная царица трех миров», то как нежная «Великая мать милосердия и любви». Она была связана со стихией Земли и в Западном Тибете называлась «Мать-Земля».

Мир, по представлениям религии Бон, состоит из трех сфер: небесной области – богов, земной области – людей и нижней – водяных духов. Сквозь три эти Вселенные прорастает мистическое мировое древо, и оно является путем, по которому вселенные сносятся друг с другом. Общение осуществляется с помощью мистерий. Чтобы управлять силами природы, жрецы Бон отождествляют себя с Богом. Они исполняют ритуалы, наводящие транс, во время которых человек получает мистический опыт, позволяющий ему осознать и подчинить себе окружающий мир, других людей, и в первую очередь, самого себя.

«Священная книга Бон» была написана Шенраб-мибо на языке тагзиг и переведена на другие языки Тибета. Бон проповедовался и распространялся, кроме Тибета, по склонам Гималаев и в Юго-Западном Китае. Не без его влияния сложились некоторые культы в Сибири. В Тибете же эта религия стала господствующей. Восторжествовал Бон не без борьбы и крови. Один из легендарных правителей Тибета, Три-кум, в первой половине своей жизни был привержен Бону, а во второй – приказал подавить Бон «йунг-трунг» и разорвал головную нить «му», по которой возвращались на небо. Подданные и советник Ло-нгам убили его кинжалом. На место старых бонских жрецов, подавленных правителем, пришли новые – боны-могильщики.

Мантра

Мантра – это священные слова, порождающие божественные вибрации. В индуистской и тибетской религиях мантры повторяют для того, чтобы очистить дух от всех мирских мыслей и настроиться на божественную энергию. Наиболее известная мантра – ОМ, мантра Творца, первозвук, благодаря силе которого, по представлениям индуистской философии, возник мир.

Мантра ОМ, или АУМ, уже не одно тысячелетие играет большую роль в духовном развитии человечества. Поле вибраций, порождаемое произнесением этой мантры, активирует тонкоматериальные центры в человеке. Вибрация есть энергия, а пропевание мантры порождает определенное поле колебаний, которое можно использовать для духовного развития. Индийские книги мудрецов «Упанишады» следующим образом объясняют значение мантры «ОМ»:

Эссенция всех существ есть земля.

Эссенция земли есть вода.

Эссенция воды есть растения.

Эссенция растений есть человек.

Эссенция человека есть речь.

Эссенция речи есть священное знание.

Эссенция священного знания есть звук слова.

Эссенция звука слова есть ОМ.

ОМ – это внутренняя музыка души…

Воплощай себя с помощью ОМ.

Думай всегда о ОМ.

Пой ОМ.

Упражняйся ОМ.

Говори ОМ.

Медитируй с ОМ.

Взойди на корабль ОМ.

Плыви уверенно на нем…

И доберись благополучно до дивного города Вечного Брахмана.

Эти стихи Свами Шивананды Сарасвати подчеркивают значение и важность мантры ОМ.

В любом вероисповедании отыщутся соответствующие священные слова, которые словно мосты раскинулись между берегом мирских мыслей и берегом духовных измерений.

Великая мантра тибетской мистики «Ом мани Падме Хум» славит Творца в его совершенстве. Она означает: «Свят Он, подобный жемчужине в цветке лотоса».

Русская молитва «Спаси, сохрани и помилуй мя, Господи» соответствует индийской мантре «Ом намах Шивайя».

«Аллилуйя», «Кирье Элейсон», «Отче Наш» и «Аве, Мария» – все это мантры христианской религии. «Аминь» вообще является видоизмененной формой АУМ с аналогичным полем вибраций. Если вы хотите работать с мантрами, вам придется довериться их сути и содержанию.

Работа с мантрами

Мантру можно проговорить громко и еле слышным шепотом.

Произнесение мантры должно освобождать дух от повседневных, обыденных мыслей и возносить его на высшие плоскости.

Мы активируем наши органы слуха, потому что мысли есть духовный слух, способный успокоить душу.

Упражнение

Сядьте удобнее, стараясь держать спину прямо.

Положите руки ладонями вверх на колени.

Закройте глаза, чтобы отвлечься вниманием от внешнего мира.

Проговорите или пропойте – громко или тихо – выбранную вами мантру.

Мантры укрепляют также развитие определенных качеств души. Я хотела бы представить вам мантру, активирующую в нас благодаря частоте своих колебаний определенные качества души. Я называю ее «Мантрой сознания души».

Мантра сознания душ

Я есть душа.

Я есть божественный свет.

Я есть божественная мудрость.

Я есть божественная любовь.

Я есть божественная сила.

Я есть божественное творчество.

Я совершенен.

Чем чаще вы будете повторять эту мантру, тем больше ваше сознание будет направлено именно на эти качества и вы сможете реализовать их в своей жизни.

Благодаря повторению данной мантры, и одновременно сосредоточив внимание на чакрах, мы успокаиваем поток мыслей и обращаем сконцентрированную силу мыслей на активацию той или иной чакры.

Чакры

Первая чакра называется основной, или чакрой корней. Она находится между анусом и гениталиями.

Вторая чакра называется чакрой полярности, или сексуальности, и локализуется на ладонь выше половых органов.

Третья чакра – чакра солнечного сплетения, находится между ребрами и пупком.

Четвертая чакра – чакра сердца, находится в центре груди.

Пятая чакра – чакра шеи, расположена в начале шеи между ключицами.

Шестая чакра – чакра лба, или «третий глаз», расположена между бровей.

Седьмая чакра – теменная, расположена в центре темени на голове.

На физической плоскости чакры питают жизненной энергией все энергетические меридианы (понятие происходит из древней китайской медицины). Они воздействуют на функции всех органов тела. Особенно интенсивно реагируют на вибрации чакр различные железы.


В физическом теле чакры поддерживают поток жизни как таковой. Чем гармоничнее и уравновешеннее будет этот поток, тем более здоровым, сильным и энергичным кажется человек. На тонкоматериальной плоскости чакры воздействуют на наше настроение, наши эмоции, наши мысли и стереотипы мышления вообще, а также на нашу духовную направленность.

Так, благодаря чакре корней (первая чакра) развивается сильная «приземленность» и сосредоточенность на материальном мире. Эта же основная чакра порождает все инстинкты, стабильность и волю к жизни.

Чакра полярности (вторая чакра) связана со всем, что полярно. Эротика, сексуальность, чувственность, радость жизни, спонтанные чувства и творчество – все это подпитывается данной чакрой.

Благодаря чакре солнечного сплетения (третья чакра) развивается личность. Здесь перерабатываются чувства, переживания и приобретенный опыт. В результате подобной проработки появляются сила, воля и жажда познания.

С помощью чакры сердца (четвертая чакра) развиваются такие таланты сердца, как способность к любви, самопожертвованию, сочувствию, прощению.

Пятая чакра может быть названа центром общения, открытости, контактов с высшими духовными сферами.

Развитие шестой чакры, «третьего глаза», дарит нам внутреннее Знание, силу духа и интуицию.

Седьмая чакра – теменная – связывает нас с универсальным, Вселенским Сознанием. Мы сопереживаем Бытие – Все – Единого.

Еще один давний метод «обуздания» потока мыслей связан с визуализацией, волевым созданием картин и образов.

Такие науки, как составление календаря, астрономия, астрология и математика, затрагивают многие грани тибетской жизни. Из Тибета эти традиции распространились в так называемые Внешнюю и Внутреннюю Монголии, Маньчжурию, Восточный Туркестан, российские республики Бурятию, Калмыкию и Тыву и во все прочие регионы влияния тибетской культуры в Гималаях, Центральной Азии и современном Китае. Эти науки играют важную роль в тибетской медицинской традиции. Все студенты-медики обязаны в определённом объёме изучать астрологию и смежные науки, тогда как студентам, которые проходят эти предметы, не обязательно изучать медицину.

Этот раздел знаний содержит вычисления для эфемерид, чтобы определять расположение планет, а также для составления календаря и предсказания затмений. В него также входят астрологические расчёты личных гороскопов и сведений для ежегодных альманахов о благоприятных и неблагоприятных днях для разного рода деятельности, например для посевов. Это очень обширная область для изучения.

Существует два раздела: белые и чёрные вычисления. «Белые» и «чёрные» здесь означают, что вычисления унаследованы из Индии и Китая: название соответствует преобладающему цвету одежды, традиционному для жителей этих стран. Как и в случае с тибетской медициной, тибетская астрология сочетает различные аспекты, свойственные астрологическим системам индуистской Индии и Китая. Однако эти аспекты видоизменены, смешаны и используются несколько иначе, образуя самобытную тибетскую систему.

Философский контекст Arrow down Arrow up

Философский контекст астрологических наук в индийском индуистском, тибетском буддийском и китайском конфуцианском мирах существенно отличается. Тибетский происходит из «Тантры Калачакры ». «Калачакра» означает «циклы времени». В этой тантре Будда излагает систему внешних, внутренних и иных циклов. Внешние относятся к движению планет по небосводу и различным циклам и соответствующим отрезкам времени, например годам, месяцам, дням и так далее. Внутренние связаны с циклами энергий и дыханий, проходящих через тело. Иные циклы состоят из различных медитативных практик тантрической системы с использованием медитативного образа будды Калачакры и предназначены для того, чтобы овладеть предыдущими двумя циклами или очистить их.

Внешние и внутренние циклы времени соответствуют друг другу и происходят в силу коллективных внешних и личных внутренних импульсов энергии (кармы ). Другими словами, существуют определённые импульсы энергии, связанные со всеми нами, которые управляют как движением планет, так и циклами человеческого тела. Поскольку энергия и состояния ума тесно связаны, мы можем переживать эти циклы с беспокойством или без него. С помощью практик Калачакры мы стремимся преодолеть влияние подневольного круговорота внешних и внутренних обстоятельств (сансары ), так что они перестанут ограничивать и беспокоить нас, и мы сможем раскрыть наш полный потенциал, чтобы помочь каждому, насколько это возможно.

Часто люди находятся под влиянием своих личных гороскопов или неуправляемого воздействия смены времён года, погоды, фаз луны или этапа жизненного пути: детства, зрелости, старости и так далее. Также на них зачастую влияют циклы энергий их тела, например менструальный цикл или цикл от полового созревания до менопаузы. Это может накладывать существенные ограничения. Система Калачакры предлагает медитативную структуру, посредством которой мы можем преодолеть подобные влияния, чтобы избавиться от ограничений с их стороны и благодаря этому помочь другим наилучшим образом. Тибетская буддийская система излагает астрономию и астрологию с точки зрения такой общей философской структуры. Это существенно отличается от индуистского ведического философского контекста, в рамках которого студенты изучают эти науки, чтобы вычислять точное время проведения ведических ритуалов.

В классическом китайском представлении человек обращается к астрономии и астрологии, чтобы сохранить политическую легитимность и власть. В конфуцианской философии император считается посредником между небом и землёй. Если император, императорский двор и правительство действуют в гармонии с временами года, календарём и основными принципами изменений в силах вселенной, в империи всё идёт хорошо. Они, определённо, наделены «небесным полномочием». Если же гармония нарушена, происходят стихийные бедствия, указывающие на утрату их политической легитимности. Поэтому, чтобы поддерживать гармонию и сохранять политическую власть, важно знать точное начало времён года и течение вселенских астрологических сил.

Таким образом, китайский философский контекст астрономии и астрологии также значительно отличается от тибетской буддийской структуры. Его основная цель – политика. Личные гороскопы появились в Китае лишь около VIII века н.э., и, скорее всего, это произошло под влиянием буддизма.

Белые вычисления Arrow down Arrow up

Тибетские астрологические науки произошли из Индии, у них два основных источника: буддийская «Тантра Калачакры », или «Тантра циклов времени », и «Тантра Свародайя », или «», некоторые положения которой признают как индуисты, так и буддисты.

В рамках обсуждения внешних циклов времени «Тантра Калачакры » приводит законы движения вселенной и расчёты для эфемерид, календаря и альманаха. На их основе было разработано два набора математических формул: сиддханта , или полная система, которая была утеряна до её возможного появления в Тибете, и карана , или краткая система.

Между XV и XVII веками разные тибетские мастера восстановили полную систему. Таким образом, в наши дни тибетские астрологические и астрономические школы учат обеим системам вычислений. Даже если некоторые тибетские линии передачи учения отдают предпочтение полной системе, они по-прежнему пользуются краткой для расчёта солнечных и лунных затмений, поскольку она точнее.

Другой источник заимствованных из Индии астрологических и астрономических сведений – «Тантра, возникающая из гласных », известная также как «Тантра Юддхаджайя » и «Тантра победы в битвах », – единственная шиваитская индуистская тантра, переведённая на тибетский язык и вошедшая в собрание индийских комментариев Тенгьюр . Из этого текста в первую очередь было унаследовано составление предсказательных личных гороскопов. В западной астрологии основное внимание в личном гороскопе уделяется натальной карте: исходя из неё исследуется и описывается личность. В индийских системах, индуистских и буддийских, натальная карта, хотя и рассматривается, не представляет первостепенного интереса. Наибольшее внимание уделяется карте развития жизни человека.

Предсказательные гороскопы Arrow down Arrow up

Все индийские астрологические традиции вычисляют и исследуют течение жизни с точки зрения поочерёдных периодов, каждым из которых правит определённое небесное тело. В буддийской системе продолжительность жизни вычисляется по времени рождения и расположению Луны в натальной карте, затем её делят на девять промежутков, пользуясь особыми формулами. Индуистская версия не рассчитывает продолжительность жизни. В ней периоды определяются по другому принципу. В обоих случаях астрологи толкуют каждый период с учётом управляющей планеты, натальной карты и возраста человека в этот период.

Хотя буддийская астрология рассчитывает продолжительность жизни, это не фаталистическая система, где всё предопределено. В ней также вычисляется, насколько можно продлить продолжительность жизни, если совершать много положительных, созидательных поступков. Изначально система Калачакры в Индии вычисляла продолжительность жизни, принимая за максимум 108 лет, тогда как индуистские системы утверждали, что наибольшая продолжительность – 120 лет. В Тибете продолжительность в 108 лет уменьшилась до 80, так как согласно буддийским учениям в эру упадка средняя продолжительность жизни сокращается. В XIX веке мастер традиции ньингма Мипам пересмотрел расчёт продолжительности жизни, после чего наибольшая продолжительность стала составлять 100 лет. Кроме того, независимо от заявленного максимального возраста, тибетская система содержит четыре разных способа вычисления продолжительности жизни. Таким образом, у каждого человека есть много возможных вариантов продолжительности жизни. Мы рождены с множеством различных карм, которые могут созреть.

Даже если мы говорим об определённости продолжительности жизни, необычные обстоятельства могут продлить или сократить её. Если человек смертельно болен, у него или у неё может не быть кармического потенциала выздороветь. Тем не менее, молитва, прочитанная великим ламой, или совершённая им церемония могут послужить условием для того, чтобы созрел глубоко скрытый потенциал долгой жизни, который в обычных обстоятельствах не проявился бы в этой жизни. Похожим образом внешнее событие, например землетрясение или война, может создать условие для того, чтобы созрел глубоко скрытый потенциал короткой жизни, который также в обычных условиях не произвёл бы результата в этой жизни. В таком случае мы можем умереть так называемой преждевременной смертью. Как бы то ни было, если у нас нет глубоко скрытых потенциалов, даже существенные обстоятельства этой жизни не окажут влияния. Некоторым людям не помогают особые ритуалы, а некоторые выживают во время землетрясения.

Таким образом, тибетский гороскоп – это общее предсказание одного из возможных сценариев жизни. Необязательно наша жизнь на самом деле сложится именно так. Существуют и другие возможности, так как астрология может предсказать и другую продолжительность жизни. Каждая из возможностей напоминает квантовый уровень. Каждый из них возможен, и всё зависит от наших действий и привычек, а также от необычных внешних обстоятельств. Что произойдёт в нашей жизни, зависит от кармических потенциалов, созданных нами посредством прошлых поступков в этой и предыдущих жизнях. В противном случае жизни человека и собаки, родившихся в одно и то же время в одном и том же месте, были бы одинаковы.

Главная цель тибетского гороскопа – предупредить нас о возможных сценариях нашей жизни. Осуществятся они или нет – зависит от нас. Хотя мы обладаем множеством потенциалов, знание даже одного их набора благодаря гороскопу может вдохновить нас воспользоваться нашей драгоценной человеческой жизнью для достижения духовной цели. С точки зрения Калачакры мы стремимся преодолеть все кармические ограничения, которые могут помешать нам стать в полной мере способными помогать каждому. Медитация на нашем страдании помогает развить решимость быть свободными (отречение), а также сострадание к другим. Подобным же образом размышления о страданиях, которые мы, согласно гороскопу, возможно, испытаем в жизни, могут помочь нам на духовном пути. Тибетский гороскоп, таким образом, служит искусным средством, помогая тем, кто интересуется астрологией, продвигаться на пути. Он ни в коем случае не предсказывает предопределённое, неотъемлемо истинное будущее.

Сравнение с другими астрологическими системами Arrow down Arrow up

У системы белых вычислений, в силу её паниндийского происхождения, есть ряд общих черт с древнегреческими системами астрологии и астрономии. Наиболее яркий пример – деление зодиака на двенадцать знаков и домов, причём названия знаков совпадают с принятыми в современной западной системе, но в тибетском переводе. Таким образом, планеты располагаются в знаках и домах натальных гороскопов во многом так же, как и в западных. Однако способ толкования существенно отличается. Как и в индуистской схеме, используется система равных домов, углы между планетами не учитываются и асценданту не придаётся большого значения.

Зодиак представляет собой пояс, по которому в геоцентрической схеме Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг Земли. Для большинства вычислений этот пояс разделён на двадцать семь лунных стоянок, или созвездий, а не на двенадцать знаков. Такой схемы нет ни в древнегреческой, ни в современной западной системах, но она общая с классическими индуистскими. Иногда указывается двадцать восемь созвездий, однако если в индуистской системе зодиак делится на двадцать восемь равных частей, то тибетская система делит одну из двадцати семи равных частей на две.

Система двадцати восьми лунных созвездий также встречается в древнекитайской астрономии. Там особое внимание уделяется Полярной звезде как центру небес, подобной китайскому императору. Стоянки, подобные министрам, вращаются вокруг неё по звездному экватору и поэтому состоят из немного отличных групп звёзд, чем паниндийские стоянки. Кроме того, двадцать восемь китайских созвездий не делят небо на равные части.

Система Калачакры рассматривает десять небесных тел, называя всех их планетами. Первые восемь: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн и комета. Последняя не используется в гороскопах. Оставшиеся два небесных тела можно назвать планетами северного и южного лунных узлов.

Хотя орбиты и Солнца, и Луны лежат внутри пояса зодиака, они пересекаются. Две точки их пересечения известны как северный и южный лунные узлы. Каждое новолуние Солнце и Луна почти соединяются, иными словами, оказываются в одной и той же точке. Точное соединение происходит только в северном или в южном узле, где пересекаются орбиты Солнца и Луны, – тогда происходит солнечное затмение. Во время полнолуния Солнце и Луна находятся в противостоянии. Если при этом одно из небесных тел находится в соединении с северным узлом, а другое – с южным, то противостояние полное и происходит лунное затмение.

И классические индуистские системы, и система Калачакры считают cеверный и южный лунные узлы планетами, а древнегреческая система – нет. Обе индийские системы объясняют затмения соединением Солнца и Луны с узловыми планетами.

Система Калачакры называет планету северного узла Раху, что буквально означает «ревун», или планетой драконьей головы, а планету южного узла – Калагни, что означает «огонь времени», или планетой драконьего хвоста. Хотя индуистские системы тоже называют первую из них Раху, вторую они зовут Кету, буквально «длинный хвост», что также относится к хвосту дракона. Согласно паниндийской мифологии, этот так называемый «дракон» пожирает Солнце или Луну во время затмения. Между тем в Калачакре «Кету» – имя десятой планеты, кометы, которая не включена в классические индуистские и греческую системы, где используются только девять и семь небесных тел соответственно.

Классическая китайская система не содержит упоминаний северного и южного лунных узлов. Китайцы говорят только о Солнце, Луне, Меркурии, Венере, Марсе, Юпитере и Сатурне. Позже, когда в китайской астрономии появились понятия северного и южного лунных узлов, их называли головой и хвостом дракона, что ясно указывает на их индийское происхождение. Однако их не считали планетами.

Другая общая с древнегреческой и индуистскими системами особенность – соответствие названий дней недели названиям планет: воскресенье – Солнцу, понедельник – Луне, вторник – Марсу, среда – Меркурию, четверг – Юпитеру, пятница – Венере, а суббота – Сатурну. Из-за этого тибетские слова для дней недели совпадает с названиями планет.

Традиционно китайская неделя была десятидневной; они начали использовать семидневную только в VII в. нашей эры, под влиянием живших в Китае общин персидских и согдийских купцов, исповедовавших несторианство. Однако китайцы называют дни недели по их порядковому номеру, а не по названиям планет.

Одно из основных отличий древнегреческой и индуистских систем – тип зодиака. Как и современная западная система, древнегреческая использует тропический зодиак, тогда как индуистские системы – зодиак неподвижной звезды, или сидерический. Разница между этими зодиаками в положении нулевого градуса Овна. В тропическом зодиаке, где бы Солнце ни оказалось в момент весеннего равноденствия в северном полушарии, это его положение называют нулевым градусом Овна, независимо от положения Солнца по отношению к созвездию Овна в этот момент. Зодиак неподвижной звезды прикрепляет Солнце к нулевому градусу Овна, когда оно на самом деле находится в соединении с началом этого созвездия.

Система Калачакры критикует индуистский и отстаивает тропический зодиак. Тем не менее, тибетцы отказались от этой особенности астрологии Калачакры и вернулись к системе неподвижной звезды. При этом тропический зодиак Калачакры отличается от древнегреческого и современного западного, так же как индуистские и тибетские системы неподвижной звезды не соответствуют одна другой. Отличия довольно сложны. Чтобы упростить обсуждение, давайте не будем рассматривать древнегреческую систему.

Приблизительно в 290 году н.э., согласно наблюдениям за небом, точка весеннего равноденствия действительно располагалась в начале созвездия Овна. С тех пор она медленно пятится, примерно на один градус каждые 72 года. Это явление известно как предварение (прецессия) равноденствия, другими словами – попятное движение положения Солнца на момент равноденствия. Разница между наблюдаемым положением нулевого градуса Овна и положением нулевого градуса Овна, определяемого точкой весеннего равноденствия, возникает из-за того, что полярная ось земли постепенно вращается относительно «неподвижных» звёзд с периодом в 26000 лет.

В наши дни точка весеннего равноденствия сдвинулась на 23 с лишним градуса назад в Рыбы – знак, непосредственно предшествующий Овну. Таким образом, современная западная система принимает за нулевой градус Овна точку, которая, согласно наблюдением за небом, расположена между шестым и седьмым градусами Рыб, другими словами, тропическое положение минус 23 с лишним градуса.

На самом деле всё несколько сложнее. Существовало пять классических индийских индуистских систем астрологических вычислений. Наиболее распространённая из них, которая всё еще используется в Индии, – это сурья-сиддханта солнечная система вычислений »). За нулевой градус Овна в ней принимается положение точки весеннего равноденствия приблизительно в 500 году н.э., тогда как на самом деле, согласно наблюдениям за небом, точка весеннего равноденствия в то время уже находилась в Рыбах. То есть сурья-сиддханта создаёт свой зодиак неподвижной звезды, считая началом Овна это положение точки весеннего равноденствия.

Индийские индуистские системы знали о предварении равноденствия, и в них были математические формулы для его вычисления. Однако, хотя разница между наблюдаемым положением Овна и точкой весеннего равноденствия будет линейно расти, пока они не сойдутся примерно через 26000 лет, сурья-сиддханта говорит, что эта разница колеблется. Сначала точка весеннего равноденствия будет постепенно пятиться, пока не отступит от своего начального неподвижного положения в нулевом градусе Овна на 27 градусов. Затем она изменит направление и будет двигаться вперёд, пока не достигнет 27 градусов за этим неподвижным положением; после чего она снова поменяет направление, пока опять не достигнет начального неподвижного положения Овна. После чего колебание повторится. Эта модель колебаний не соответствует реальному изменению положения Солнца в момент весеннего равноденствия по отношению к позиции нулевого градуса Овна, изначально установленному в сурья-сиддханте , или к действительно наблюдаемому в небе началу созвездия Овна.

Астрологическая система Калачакры критикует системы зодиака неподвижной звезды, используемые в сурья-сиддханте и четырёх других индийских индуистских системах, а также утверждение о колебании предварения равноденствия, и отстаивает изменённый тропический зодиак. Согласно системе Калачакры, положение точки весеннего равноденствия необходимо измерять при помощи наблюдений один раз в шестьдесят лет. Полученная точка весеннего равноденствия будет сохраняться неизменной в качестве нулевого градуса Овна для всего шестидесятилетнего периода, а затем, в начале следующего шестидесятилетнего периода её необходимо откорректировать. Более того, как и в современной западной системе, она считает, что предварение равноденствия линейно возрастает, поскольку оно медленно пятится по зодиаку без колебаний.

Однако когда в начале XI века система Калачакры появилась в Тибете, тибетцы перестали периодически корректировать точку весеннего равноденствия. Следовательно, система тибетского зодиака стала особой системой неподвижной звезды, в которой разница между неподвижным положением нулевого градуса Овна и его действительно наблюдаемым положением отличается от разницы в любой из индийских индуистских систем. В наши дни разница составляет примерно тридцать четыре градуса.

Наблюдения за небом показывают, что нулевой градус Овна в западной системе на самом деле соответствует наблюдаемому положению начала созвездия Овна минус фактор предварения – 23 с лишним градуса. Когда оно перейдёт в следующий знак – Водолей, – что произойдёт примерно через четыреста лет, формально наступит так называемая «новая эра Водолея». Люди, которые, как это часто бывает, говорят, что эра Водолея начнётся очень скоро, вероятно, путают это с христианской точкой зрения, что наступление нового золотого века знаменует смена тысячелетия.

В период правления Великих Моголов в Индии, особенно начиная с XVIII века, когда наблюдение за положением планет получило широкое распространение благодаря сохраняющемуся влиянию со стороны арабских наук о звёздах и связям с западной астрономией, многие индуистские системы отказались от традиционных математических моделей для расчёта положения не только Солнца, но и всех остальных планет. Они видели, что западные модели дают более точные результаты: их можно проверить, воспользовавшись телескопами и различными астрономическими измерительными приборами, построенными Моголами в обсерваториях. Кроме того, они увидели, что утверждение о колебании предварения равноденствия было ошибочным. Поэтому, сохраняя зодиак неподвижной звезды, многие переняли новую методику вычитания стандартного значения предварения из унаследованных от западного тропического зодиака положений всех планет единообразно, чтобы получить их положения в зодиаке неподвижной звезды. Каждая из индийских линий учений переняла немного отличное значение предварения в качестве коэффициента преобразования. Наиболее распространённый – 23 с небольшим градуса, что соответствует наблюдаемому значению.

Тем не менее, некоторые индуистские астрологи утверждают, что традиционное вычисление положений планет даёт более точную астрологические сведения. Это очень важно, поскольку тибетская астрология сейчас находится в той стадии, в которой индуистская астрология была в XVIII веке, когда столкнулась с западной астрономией. Положения планет, полученные из математических моделей системы Калачакры, также не точно соответствуют наблюдаемым. Как бы то ни было, пока ещё не принято решение о том, нужно ли следовать примеру индуистов – отказаться от традиции и использовать западную модель с учётом фактора предварения.

Можно возразить, что в действительности неважно, каковы наблюдаемые положения планет, поскольку тибетская буддийская астрологическая система никогда не предназначалась для запуска ракет на Луну или навигации морских судов. Астрономические данные рассчитываются с астрологическими целями, и значение имеет лишь эмпирическая точность и польза астрологической информации.

Предназначение тибетской астрологии в том, чтобы отразить нашу исходную кармическую жизненную ситуацию, чтобы мы могли, работая над ней, преодолеть все наши ограничения, полностью раскрыть наш потенциал и благодаря этому принести наибольшую пользу другим. Именно с такой точки зрения, с точки зрения буддизма, необходимо подходить к изучению тибетской астрологии и астрономии. Представляется неуместным осуждать и исправлять их из-за того, что получаемые с их помощью астрономические данные не соответствуют наблюдаемому положению планет.

Чтобы узнать о системах друг друга и извлечь из этого пользу, и западным людям, и тибетцам следует уважать целостность знания и мудрости другой культуры. Можно совместно пользоваться некоторыми идеями и показаниями, полученными в новых областях исследования, однако слепой отказ от традиционных подходов и заимствование иноземных вызовет трагические последствия. Как следует из истории тибетской медицины и астрологии, идеи из других культур не копировались слепо. Они побуждали тибетцев создавать свои уникальные системы на основе собственных исследований и опыта, благодаря чему иноземные идеи обретали новые формы. Именно так происходит прогресс – на пользу каждого.

Чёрные вычисления Arrow down Arrow up

Заимствованные из Китая чёрные вычисления, которые ещё называют вычислениями стихий, добавляют к тибетскому календарю несколько нюансов, такие как связь с циклами животных и стихий (элементов), например год Железа-Лошади. Они также предоставляют дополнительный набор параметров как для исследования характера человека, так и для составления основных предсказательных личных гороскопов. Затем эти характеристики объединяют с данными гороскопа, полученными с использованием белой системы вычислений.

Заимствованный у китайцев материал содержит вычисления для пяти основных областей. Первая – составление общих годовых прогрессий, показывающих, что произойдёт в каждый год жизни. Вторая область касается болезней: вызваны ли они вредоносными духами, и если да, то каким типом духов и какие надо провести ритуалы, чтобы их умиротворить; также сюда относятся предсказания продолжительности болезни. Третья касается умерших, а именно когда и в каком направлении выносить умершего из дома и какие провести церемонии, чтобы устранить вредоносные силы. Четвёртая – расчёты препятствий, когда они возникнут по календарю вообще и в жизни определённого человека в частности. Пятая касается брака, особенно гармонии между будущими супругами. Таким образом, вычисление стихий главным образом используется в астрологических целях.

Как и в случае с материалом, пришедшим из Индии и индийских индуистских систем, у астрономии и астрологии, унаследованных из Китая, много общего с классическими китайскими школами. Тем не менее, заметно отличается то, как тибетцы развили эти учения и как используют их.

Система вычисления стихий связывает календарь с шестидесятилетними циклами, в которых каждым годом поочерёдно правит одно из двенадцати животных. Классический китайский порядок начинается с крысы, тогда как тибетская последовательность – с четвёртого китайского животного, зайца. Таким образом, исходная точка начала шестидесятилетнего цикла отличается.

Список из двенадцати животных переплетается с управляющей стихией года, одной из классического китайского набора из пяти: дерево, огонь, земля, железо и вода. Каждая стихия правит двумя годами кряду, причём первый год считается «мужским», а второй – «женским». Тибетцы никогда не используют китайские понятия «инь» и «ян». Таким образом, проходит шестьдесят лет, прежде чем повторяется определённое сочетание, например мужской деревянный год крысы – первый в классическом китайском списке или женский огненный год зайца – первый в тибетском.

Тибетские астрологические науки не используют классическую китайскую систему десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей. Китайцы соотносят её с шестидесятилетним циклом и придают ей гораздо большее значение в своём календаре и астрологии, чем животным и стихиям.

В дополнение к натальному сочетанию животного и стихии для года рождения, для каждого года также определяют прогрессивное сочетание, но вычисляют его по-разному для мужчин и женщин. На самом деле большинство расчётов, пришедших из китайской системы, для мужчин и женщин отличаются. Необходимо отметить, что и в тибетской, и в китайской системах наш возраст соответствует числу календарных лет, в которых мы были живы, безотносительно к тому, насколько коротким этот период мог быть в любой год. Например, если человек родился в десятый тибетский месяц, то до тибетского Нового года его или её возраст равен одному году, а после – сразу два года. Это происходит потому, что, хотя человек прожил всего три месяца, они пришлись на два календарных года. Таким образом, все тибетцы становятся на год старше в тибетский Новый год и не отмечают дни рождения на западный манер. Поэтому тибетское понятие возраста не совпадает с западным, где считается полное число лет, прошедших со времени рождения.

У каждого из двенадцати животных в сочетании с пятью стихиями в рамках шестидесятилетнего цикла есть набор из пяти тесно связанных аспектов, которые используются в так называемых вычислениях камня. Эти аспекты камня – жизненная сила, тело, могущество, или способности, долина удачи и дух жизни. Первые четыре присутствуют и в классической китайской астрологии, где под «могуществом» подразумевается благосостояние. Дух жизни, или организующий принцип жизни (тиб. bla ), – это в большей степени тибетское понятие, которое также можно найти в исконной традиции бон.

Проанализировав связь между натальными аспектами камня и аспектами камня любого последующего года, по жизненной силе можно судить о возможных угрозах для жизни в данном году, а по телу – о здоровье и физическом вреде. По силе можно судить об успехе, например в бизнесе, по долине удачи – об удаче вообще и о путешествиях, а по духу жизни – о благополучии и устойчивости наших основных организующих принципов жизни. Если в этом году отношения между ними сложные, рекомендуются религиозные ритуалы, чтобы противодействовать дисгармонии.

Каждое из двенадцати животных также связано с тремя днями недели – жизненной силой, духом жизни и духом смерти. Для всех, кто родился в год одного животного-управителя, первые два из этих дней благоприятны, а последний – нет. Главным образом это используется в медицинской астрологии для выбора дней лечения.

Также используются магические квадраты, особенно таблица три на три с цифрами от единицы до девятки в каждой ячейке, размещёнными так, что их сумма по горизонталям, вертикалям и диагоналям равна пятнадцати. Девять чисел сочетаются с шестидесятилетним циклом так, что каждые 180 лет любое число волшебного квадрата соответствует одному и тому же сочетанию животного и стихии года. Последовательность начинается с цифры один и продолжается в обратном порядке: девять, восемь, семь и так далее. Каждое из девяти чисел магического квадрата связано с цветом, а каждый цвет – с одним из пяти китайских стихий. О числах, как правило, говорят в связи с их цветом. Белая единица – это железо, чёрная двойка – вода, тёмно-синяя тройка – вода, зелёная четвёрка – дерево, желтая пятёрка – земля, белая шестёрка – железо, красная семёрка – огонь, белая восьмёрка – железо, и бордовая, или иногда красная, девятка – огонь. Когда изображается магический квадрат, цвет каждой ячейки соответствует этой схеме.

Прогрессирующее число магического квадрата для каждого года получают из натального числа. Как и в случае с прогрессирующим сочетанием животного и стихии, вычисление для мужчин и для женщин отличается. Для каждого из натальных чисел квадрата есть толкование, включающее описание прошлых жизней и вызванные ими наклонности в этой жизни, а также возможную будущую жизнь, религиозные церемонии, которые можно провести, чтобы её улучшить, статуи, которые нужно изготовить, и тип возможного будущего перерождения, если это будет сделано. Таким образом, это источник сведений о прошлых и будущих жизнях в тибетских гороскопах. Числа магического квадрата для тела, жизненной силы, могущества и долины удачи могут также быть вычислены и исследованы, как и стихии.

Восемь триграмм «И цзин », или «Книги перемен », – три линии, целые или прерывистые, расположенные одна под другой – также используются в тибетских чёрных вычислениях, или вычислениях стихий, хотя 64 гексаграммы не используются. Прогрессивная триграмма для каждого года жизни получается при помощи определённого расположения триграмм. Вычисление отличается для мужчин и женщин. Для людей одного пола и возраста будет одна и та же прогрессивная триграмма.

За исключением вариации тибетской астрологии в традиции бон, в тибетской астрологии нет транзитных годовых триграмм, по которым каждому календарному году в определённой последовательности назначается триграмма. Таким образом, натальная триграмма для мужчин и для женщин не вычисляется на основе их года рождения: вместо этого берётся прогрессивная триграмма их матери для её возраста в год, когда она их родила. Толкование натальной и прогрессивных триграмм даёт дальнейшие сведения для предсказательного гороскопа.

К тому же триграммы тела, жизненной силы, могущества и долины удачи также можно рассчитать на основе четырёх типов чисел магического квадрата, получаемых из натального числа. Эти четыре триграммы, также как натальные аспекты камня – тела, жизненной силы, могущества и долины удачи будущих супругов сопоставляют в брачных вычислениях для определения совместимости.