Сообщение о русском скульпторе вера игнатьевна мухина. Мухина вера игнатьевна - великие любовные истории

Вера Мухина – известный скульптор советского времени, работы которого помнят и в наши дни. Она во многом повлияла на российскую культуру. Самой известной ее работой является монумент «Рабочий и колхозница», также она прославилась созданием граненого стакана.

Личная жизнь

Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в Риге. Ее семья принадлежала к известному купеческому роду. Отец, Игнатий Мухин, был крупным торговцем и покровителем наук и искусств. Родительский дом выдающегося деятеля искусств можно увидеть и в наши дни.

В 1891 году, в возрасте двух лет, девочка теряет мать – женщина умирает от туберкулеза. Отец начинает беспокоиться за свою дочь и ее здоровье, поэтому перевозит ее в Феодосию, где они вместе проживают до 1904 года – в этот год умирает ее отец. После этого Вера с родной сестрой переезжает в Курск к своим родственникам.

Уже в детстве Вера Мухина начинает увлеченно заниматься рисованием и понимает, что искусство вдохновляет ее. Она поступает в гимназию и оканчивает ее с отличием. После Вера переезжает в Москву. Девушка отдает все время своему увлечению: она становится ученицей таких известных скульпторов, как Константин Федорович Юон, Иван Осипович Дудин и Илья Иванович Машков.

На Рождество 1912 года Вера едет в Смоленск к своему дяде, и там с ней происходит несчастный случай. 23-летняя девушка едет на санях с горы и врезается в дерево, ветка сильно травмирует ей нос. Врачи оперативно пришивают его в смоленской больнице, в дальнейшем Вера переносит несколько пластических операций во Франции. После всех манипуляций лицо известного скульптора приобретает грубые мужские формы, это смущает девушку, и она принимает решение забыть о танцах в именитых домах, которые обожала в юности.

С 1912 года Вера активно изучает живопись, учится во Франции и Италии. Больше всего её интересует направление Ренессанса. Девушка проходит такие школы, как студия Коларосси, Академия Гранд Шомьер.

Вера возвращается домой спустя два года, и Москва принимает ее совсем не радушно: начинается Первая мировая война. Девушка не боится тяжелых времен, быстро осваивает профессию медсестры и работает в военном госпитале. Именно в это трагичное время в жизни Веры происходит счастливое событие – она встречает своего будущего мужа Алексея Замкова, военного врача. Кстати, именно он стал для Булгакова прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце». После в семье появится сын Всеволод, который станет известным физиком.

В дальнейшем до самой смерти Вера Игнатьевна занимается скульптурой и раскрытием молодых талантов. 6 октября 1953 года Вера Мухина умерла от стенокардии, которая чаще всего является следствием тяжелой физической работы и больших эмоциональных стрессов. И первого, и второго в жизни скульптора было много. Такова краткая биография известной советской женщины.

Творчество и работа

В 1918 году Вера Мухина впервые получает государственный заказ на создание памятника Николаю Ивановичу Новикову, известному публицисту и просветителю. Макет памятника был изготовлен и даже одобрен, однако он был сделан из глины и простоял некоторое время в холодной мастерской, вследствие чего растрескался, поэтому проект так и не был реализован.

В это же время Мухина Вера Игнатьевна создает эскизы следующих памятников:

  • Владимиру Михайловичу Загорскому (революционеру).
  • Якову Михайловичу Свердлову (политическому и государственному деятелю).
  • Монумент «Освобожденный труд».
  • Монумент «Революция».

В 1923 году Веру Мухину и Александру Александровну Экстер приглашают декорировать зал для газеты «Известия» на Сельскохозяйственной выставке. Женщины своей работой производят фурор: они поражают публику своим творчеством и богатой фантазией.

Однако Вера известна не только как скульптор, ей принадлежат и другие работы. В 1925 году она создала во Франции коллекцию одежды для женщин совместно с модельером Надеждой Ламановой. Особенностью данной одежды было то, что создавалась она из необычных материалов: сукна, гороха, холста, бязи, рогожки, дерева.

С 1926 года скульптор Вера Мухина начинает вносить свой вклад не только в развитие искусства, но и в просвещение, работая как педагог. Женщина преподавала в Художественном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте. Вера Мухина дала толчок творческой судьбе многих российских скульпторов.

В 1927 году была создана всемирно известная скульптура «Крестьянка». После получения первого места на выставке, посвященной Октябрю, начинается путешествие монумента по миру: сначала скульптура едет в музей Триеста, а после Второй мировой «переезжает» в Ватикан.

Наверное, можно сказать, что на это время приходится расцвет творчества скульптора. У многих людей существует прямая ассоциация: «Вера Мухина – «Рабочий и колхозница» – и это не случайно. Это самый известный монумент не только Мухиной, но и в принципе в России. Французы писали, что он является величайшим произведением мировой скульптуры XX века.

В высоту статуя достигает 24 метров, и в ее конструкции просчитаны определенные световые эффекты. По замыслу скульптора, солнце должно спереди освещать фигуры и создавать свечение, что визуально воспринимается, будто рабочий и колхозница парят в воздухе. В 1937 году скульптура была представлена на Всемирной выставке во Франции, а через два года вернулась на Родину, и Москва приняла монумент обратно. В настоящее время его можно увидеть на ВДНХ, а также в качестве знака киностудии «Мосфильм».

В 1945 году Вера Мухина спасает Памятник Свободы в Риге от сноса – ее мнение было одним из решающих в комиссии экспертов. В послевоенные годы Вера увлекается созданием портретов из глины и камня. Она создает целую галерею, в которую входят скульптуры военных, ученых, врачей, писателей, балерин и композиторов. С 1947 года до конца своей жизни Вера Мухина являлась членом президиума и академиком Академии художеств СССР. Автор: Екатерина Липатова

Вера Игнатьевна Мухина один из самых знаменитых советских скульпторов. Биография Веры Мухиной во многом типична для талантливой молодежи начала 20 века. Годы их становления как личности и выбор жизненного пути пришлись на переломные, бурлящие, суровые и голодные годы нескольких революций и войн.

Родилась Вера Мухина 1 июля 1889 года в состоятельной семье русских , живших в Риге с 1812 года. В раннем детстве девочка потеряла мать, умершую от туберкулеза. Отец, опасаясь за здоровье дочери, увез ее в Феодосию. В Крыму прошли счастливые детские годы. Учитель гимназии давал ей уроки рисования и живописи. В художественной галерее она копировала картины великого мариниста И.Айвазовского, рисовала пейзажи Тавриды.

После смерти отца опекуны забрали девочку в , где она успешно закончила гимназию и уехала в Москву учиться живописи. С 1909 по 1911 год она учится в частной студии К. Юона, и одновременно начинает посещать мастерскую скульптора Н.Синициной. В мастерской можно было попробовать себя в роли ваятеля. Для этого достаточно было заплатить небольшую сумму и получить в распоряжение станок и глину.

В студии не велось специального обучения, скорее это напоминало практику для учащихся частных художественных школ и студентов Строгановского художественного училища. Мастерскую часто посещал известный скульптор Н.Андреев, который преподавал в Строгановке и ему были интересны работы его учеников. Он первым из профессиональных скульпторов отметил своеобразную художественную манеру Веры Мухиной.

После студии Юона Мухина целый год посещает мастерскую талантливого художника Ильи Машкова, основателя и участника художественного объединения “Бубновый валет”. В 1912 году она едет в Париж и поступает в академию Гранд Шомьер, где обучается скульптурному мастерству у Бурделя, бывшего помощником скульптора Родена. Мухина очень увлечена неуемным темпераментом Родена, он привлекает ее так же монументальностью своих работ. В качестве дополнительного образования Вера изучает анатомию, посещает музеи, выставки, театры.

Летом 1914 года она возвращается в Россию, полная грандиозных планов, но начинается и Вера Мухина оканчивает курсы медсестер. До 1917 года она работает в госпитале. После революции, которую она воспринимает очень лояльно, художница начинает заниматься искусством монументальной пропаганды. Первым самостоятельным проектом начинающего скульптора для молодой республики рабочих и крестьян было создание памятника И.Новикову - русскому издателю и общественному деятелю 18 века. К сожалению, в суровую зиму 1918 -19 годов варианты памятника погибли в неотапливаемой мастерской.

Отличительным стилем Мухиной становятся монументальность форм с акцентом архитектоники, представленная как художественное обобщение силы и несгибаемости советского человека. Вне зависимости от материала - бронза, мрамор, дерево, сталь, она воплощает силой и смелостью своего таланта при помощи резца, образ человека героической эпохи. Ей принадлежат произведения во многом знаковые для истории нашей страны. Монумент - автором, которого является Вера Мухина, для нескольких поколений советских людей является символом свободной и счастливой жизни.

При всех обвинениях, что автор работала по заказу властей, даже ярые недоброжелатели, не могут упрекнуть Веру Мухину в отсутствии таланта, помноженного на необыкновенную работоспособность. Умерла известный скульптор в 1953 году, прожив всего 64 года.

«Творчество - это любовь к жизни!» - такими словами Вера Игнатьевна Мухина выразила свои этические и творческие принципы.

Она родилась в Риге в 1889 году, в состоятельной купеческой семье, мать ее была француженкой. А любовь к искусству Вера унаследовала от отца, который считался неплохим художником-любителем. Детские годы прошли в Феодосии, куда семья переселилась из-за тяжелой болезни матери. Она умерла, когда Вере исполнилось три года. После этого горестного события родные Веры часто меняли место жительства: обосновывались то в Германии, то снова в Феодосии, то в Курске, где Вера закончила гимназию. К этому времени она уже твердо решила, что будет заниматься искусством. Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занималась в классе у известного художника К. Юона, затем параллельно увлеклась скульптурой.

В 1911 году, на Рождество, с ней произошел несчастный случай. Катаясь с горы, Вера врезалась в дерево и изуродовала лицо. После больницы девушка поселилась в семье своего дяди, где заботливые родственники прятали все зеркала. Впоследствии почти на всех фото, да и на портрете Нестерова, она изображена вполоборота.

К этому времени Вера уже лишилась отца, и опекуны решили отправить девушку в Париж на послеоперационное лечение. Там она не только выполняла медицинские предписания, но и занималась под руководством французского скульптора А. Бурделя в Академии де Гранд Шомьер. В его школе работал молодой эмигрант из России Александр Вертепов. Их роман продлился недолго. Вертепов ушел на войну добровольцем и был убит чуть ли не в первом бою.

Через два года вместе с двумя подругами-художницами Вера совершила поездку по Италии. Это было последнее беззаботное лето в ее жизни: началась мировая война. Вернувшись домой, Мухина создала свое первое значительное произведение - скульптурную группу «Пьета» (плач Богоматери над телом Христа), задуманную как вариация на темы Возрождения и одновременно своеобразный реквием по погибшим. Богоматерь у Мухиной - молодая женщина в косынке сестры милосердия - то, что видели миллионы солдат вокруг себя в разгар Первой мировой.

Окончив медицинские курсы, Вера стала работать в госпитале сестрой милосердия. Всю войну проработала здесь бесплатно, так как полагала: раз пришла сюда ради идеи, то деньги брать неприлично. В госпитале и познакомилась со своим будущим мужем, военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым.

После революции Мухина успешно участвовала в различных конкурсах. Наиболее известной работой стала «Крестьянка» (1927, бронза), которая принесла автору широкую популярность и была отмечена первой премией на выставке 1927-1928 годов. Оригинал этой работы, кстати, купило для музея правительство Италии.

"Крестьянка"

В конце 1920-х годов Алексей Замков работал в Институте экспериментальной биологии, где изобрел новый медицинский препарат - гравидан, омолаживающий организм. Но в институте начались интриги, Замкова окрестили шарлатаном и «знахарем». Началась травля ученого в прессе. Вместе с семьей он решил уехать за границу. Через хорошего знакомого удалось достать загранпаспорта, но тот же самый знакомый и донес на отъезжающих. Их арестовали прямо в поезде и доставили на Лубянку. Веру Мухину с десятилетним сыном вскоре отпустили, а Замкову пришлось провести несколько месяцев в Бутырской тюрьме. После этого его выслали в Воронеж. Вера Игнатьевна, оставив сына на попечение подруги, отправилась вслед за мужем. Там она провела четыре года и вернулась вместе с ним в Москву лишь после вмешательства Максима Горького. По его просьбе скульптор начала работу над эскизом памятника сыну писателя - Пешкову.

Доктору Замкову работать все равно не дали, его институт ликвидировали, и Алексей Андреевич вскоре умер.

Вершиной ее творчества явилась всемирно известная 21-метровая скульптура из нержавеющей стали «Рабочий и Колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. По возвращении в Москву почти все участники выставки были арестованы. Сегодня стало известным: какой-то внимательный доносчик усмотрел в складках юбки Колхозницы «некое бородатое лицо» - намек на Льва Троцкого. А уникальная скульптура долго не могла найти места в столице, пока ее не водрузили у ВДНХ.

"Рабочий и колхозница"

По утверждению К. Столярова, фигуру рабочего Мухина лепила с его отца Сергея Столярова, популярного киноактера 1930-40-х годов, создавшего на экране ряд сказочно-былинных образов русских богатырей и положительных героев, с песней строящих социализм. Юноша и девушка в стремительном движении поднимают вверх эмблему Советского государства - серп и молот.

В деревушке под Тулой доживает свой век Анна Ивановна Богоявленская, с которой лепили колхозницу с серпом. Саму Веру Игнатьевну, по словам старушки, она видела в мастерской раза два. Лепил же колхозницу некий В. Андреев - очевидно, помощник знаменитой Мухиной.

В конце 1940-го портрет Мухиной решил написать известный художник М. В. Нестеров.

«…Я терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской, - вспоминала позже Вера Игнатьевна. - Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла не уступить его настоятельному желанию. Я работала непрерывно, пока он писал. Из всех работ, бывших в моей мастерской, он сам выбрал статую Борея, бога северного ветра, сделанного для памятника челюскинцам…

Я подкрепляла его черным кофе. Во время сеансов велись оживленные беседы об искусстве…»

Это время было наиболее спокойным для Мухиной. Ее избрали членом Академии художеств, присвоили звание народного художника РСФСР. Неоднократно присуждалась ей Сталинская премия. Однако, несмотря на высокое общественное положение, она оставалась замкнутым и духовно одиноким человеком. Последняя, уничтоженная автором скульптура - «Возвращение» - фигура могучего, прекрасного безногого юноши, в отчаянии спрятавшего лицо в женских коленях - матери, жены, возлюбленной…

«Даже в звании лауреата и академика Мухина осталась личностью гордой, резковатой и внутренне свободной, что так непросто и в ее, и в наши времена», - подтверждает Е. Короткая.

Скульптор всячески избегала лепить людей, ей неприятных, не сделала ни одного портрета руководителей партии и правительства, почти всегда сама выбирала модели и оставила целую галерею портретов представителей русской интеллигенции: ученых, врачей, музыкантов и артистов.

До конца жизни (она умерла 64-летней в 1953 году, всего через полгода после смерти И. В. Сталина) Мухина так и не смогла смириться с тем, что в ее скульптурах видели не произведения искусства, а средства наглядной агитации.

Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в купеческой семье. В детстве жила в Феодосии (1892-1904 гг.), куда ее привез отец после смерти матери.

Переехав в Москву, Вера Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911 г.), работала в скульптурной мастерской Нины Синициной (1911 г.). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".

Продолжила образование в Париже в частной студии Ф. Коларосси (1912-1914 гг.). Также посещала академию Гранд-Шомьер (Acadmie de la Grande Chaumire), где училась у известного французского скульптора-монументалиста Эмиля-Антуана Бурделя. Одновременно в Академии изящных искусств слушала курс анатомии. В 1914 году совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса.

В 1915-1917 годах, во время Первой мировой войны, была сестрой милосердия в госпитале в Москве. Одновременно, с 1916 года работала помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре под руководством Александра Таирова.

После Октябрьской революции в стране был принят план так называемой "монументальной пропаганды", в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на городские монументы. Вера Мухина в 1918 году выполнила проект памятника Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, который был одобрен Наркомпросом. Однако выполненный из глины макет, который хранился в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода.

В 1919 году вступила в объединение "Монолит". В 1924 году стала членом объединения "4 искусства", а в 1926 году - Общества русских скульпторов.

В 1923 году участвовала в оформлении павильона газеты "Известия" для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1926-27 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, с 1927 года по 1930 год - в Высшем художественно-техническом институте в Москве.

К концу 1920-х годов были созданы станковые скульптуры "Юлия", "Ветер", "Крестьянка". В 1927 году "Крестьянка" на выставке к 10-летию Октября была удостоена первой премии. В 1934 году скульптура экспонировалась на Международной выставке в Венеции, после чего была куплена музеем Триеста (Италия). После второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме. Бронзовой отлив скульптуры был установлен в Третьяковской галерее.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".

С 1938 года по 1939 год художница работала над скульптурами для Москворецкого моста архитектора Алексея Щусева. Однако эскизы остались не воплощенными. Только одна из композиций - "Хлеб" - была исполнена автором в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году.

В 1942 году ей было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР", в 1943 году - Народный художник СССР.

В годы Отечественной войны Мухина создала портреты полковника Хижняка, полковника Юсупова, скульптуру "Партизанка" (1942), а также ряд скульптурных портретов гражданских лиц: русской балерины Галины Улановой (1941), хирурга Николая Бурденко (1942-43), кораблестроителя Алексея Крылова (1945).

С 1947 года Вера Мухина являлась действительным членом Академии Художеств СССР, членом президиума академии.

Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие. Художница участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская" (открыта в 1944 г.), занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской работой.

Вера Игнатьевна Мухина - лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952), награждена орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За гражданские заслуги".

Имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу. В Москве, в районе Ново-Переделкино, в ее честь названа улица.

О на моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Cталинские премии .

Вера Мухина за работой. Фотография: liveinternet.ru

Вера Мухина. Фотография: vokrugsveta.ru

Вера Мухина за работой. Фотография: russkije.lv

1. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна . Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды - универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.

Вера Мухина. Дамаянти. Эскиз костюма к неосуществленной постановке балета «Наль и Дамаянти» в Московском камерном театре. 1915–1916. Фотография: artinvestment.ru

Кафтан из двух владимирских полотенец. Рисунок Веры Мухиной по моделям Надежды Ламановой. Фотография: livejournal.com

Вера Мухина. Модель платья с юбкой в форме бутона. Фотография: liveinternet.ru

2. Медицинская сестра . В годы Первой мировой войны Вера Мухина окончила курсы медсестер и работала в госпитале, где познакомилась с будущим мужем Алексеем Замковым. Когда ее сыну Всеволоду было четыре года, он неудачно упал, после чего заболел костным туберкулезом. Врачи отказались оперировать мальчика. И тогда операцию сделали родители - дома, на обеденном столе. Вера Мухина ассистировала мужу. Всеволод долго восстанавливался, но выздоровел.

3. Любимая модель Веры Мухиной . Алексей Замков постоянно позировал своей жене. В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали). Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Про мужа она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».

4. «Баба» в Ватиканском музее . Вера Мухина отлила фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября. На выставке скульптура получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи . Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее». В 1934 году «Крестьянку» выставляли на XIX Международной выставке в Венеции, после чего она была передана в Ватиканский музей.

Эскизы скульптуры Веры Мухиной «Крестьянка» (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

Вера Мухина за работой над «Крестьянкой». Фотография: vokrugsveta.ru

Cкульптура «Крестьянка» работы Веры Мухиной (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

5. Родственница русского Орфея . Вера Мухина была дальней родственницей оперного певца Леонида Собинова . После успеха «Крестьянки» он написал ей в подарок шутливое четверостишие:

На выставке с мужским искусством слабо.
Куда бежать от женского засилия?
Всех покорила мухинская баба
Могутностью одной и без усилия.

Леонид Собинов

После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие - умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».

6. 28 вагонов «Рабочего и колхозницы» . Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями - фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы» . Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».

«Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год. Фотография: liveinternet

«Рабочий и колхозница». Фотография: liveinternet.ru

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

7. «Руки чешутся написать ее» . Когда художник Михаил Нестеров познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее…» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Нестеров мог увлеченно работать по четыре-пять часов, а в перерывах Вера Мухина угощала его кофе. Художник писал ее за работой над статуей Борея - северного бога ветра: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит - не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!» Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.

8. Граненый стакан и пивная кружка . Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама.