Тальберг характеристика героя. М

Литература и библиотековедение

Вадим Матвеев Белая гвардия Булгаков. Эссе. Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость провозгласив гетмана в связи с чем обострились националистические настроения и рядовые украинцы сразу ра

Вадим Матвеев

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе.

Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев.

Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается абсолютно разные люди, убежавшие от большевиков, и вносит в него хаос. И в этом городе разворачивается драма. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.

Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая многими нитями связана с монархической Россией. Семья Турбиных - это семья военных, где старший брат Алексей - полковник, младший Николай - юнкер, сестра Елена - замужем за полковником Тальбергом. Турбины - люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. Турбины и часть интеллигенции принимают на себя самые жестокие удары революции, именно им «придется мучиться и умирать».

Большое внимание в романе уделено этической составляющей всех поступков. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет «штабной сволочью». Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности удалились из города, в числе которых был и Тальберг. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, ҹеловек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ниҹего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал уҹастие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе ҹасто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на ҹто казалось ему проҹным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вҹера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах.

Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удаҹей и славой потерял самое ценное в жизни друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сбереҹь жизненные ценности, а главное ҹесть, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова « Белая гвардия » - книга пути и выбора, книга прозрения. И весь роман это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противореҹия движут сюжетом « Белой гвардии » . Исторические события это фон, на котором раскрываются ҹеловеҹеские судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в наҹале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, за монархию. Все новое, ҹто входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политиҹески неразвитый, он хотел только одного покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей.

Стоит сказать, что Булгаков рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.

Таким образом, можно смело очертить политические позиции героев романа. Политическая целесообразность поступков объясняется, прежде всего, их этическими идеалами. Турбины любят свой дом, монархию и царскую Россию. Они не могут представить, как жить без этого. Это мотивирует их на поступки, которые могут хоть как-то повлиять на политическую ситуацию. Жизнь в череде постоянных политических переворотов заставляют семью и их друзей иначе смотреть на свои внутренние морально-этические ценности.

Показательный момент возникает, когда Алексей и Николка турбины спорят с Еленой о «долге». «Я должен» - постоянно звучит из уст мужчин. Но что должен? Кому должен? Это уже мало кто понимает. Елена пытается переубедить их, что в такие времена никто ничего не обязан. Разве что, самому себе. Именно долг самому себе движет «белой гвардией» в эти времена.

В «Белой гвардии» описаны основные социокультурные особенности эпохи. Яркой линией прослеживаются темы романтизации белого движения, всеобщей злости и ненависти, мучающего состояния неопределенности и вопроса о неизвестном будущем. На политический процесс начинают влиять массы, которые ведет за собой идеология или популярная идея. Кто-то искреннее верит в светлое будущее, и решительно действует ради родной страны, кто-то успевает найти в этом хаосе свою личную выгоду. Политических акторов настолько много, что власть становится как игрушка, в которую хочет поиграть каждый. Здесь и немцы, и Петлюра, и белые, и красные. Каждый готов на самые ужасные меры, чтобы захватить или удержать власть. Вопросы морали в такой ситуации уходят на второй план. Но всё же семья Турбиных пытается сохранить свои духовные ценности, не понимаю при этом как стоит жить правильно. Ведь нормы морали меняются каждый день. Каждый день кто-то навязывает свои ценности, которые чужды другим. Навязывает насильственным путем. Именно в эпохи национальных потрясений встает самый главный и самый болезненный вопрос для обычного человека – предпочесть личное-нравственное или уступить общественному политическому?!

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он этого не скрывает, впрочем, как и своей оценки происходящего, как в повествовании, так и во времени настоящем.
Хотя Булгаков и начал писать до революции 1917 года, но в печать его первые произведения вышли уже после нее. В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание общества.
Роман – история семьи Турбиных, ранее жившей счастливо и благополучно. Но в мирный ход жизни врывается революция – со дня на день в Город может войти Петлюра со своей армией. Елена волнуется – уже вечер, вся семья дома, и нет только ее мужа – Сергея Ивановича Тальберга. Она встревожена. Звонок в дверь. Но это не он… Автор пишет: «Хриплые кухонные часишки настучали одиннадцать. И представился убитый Тальберг. Конечно, на поезд с деньгами напали, конвой перебили, и на снегу кровь и мозг. Елена сидела в полумгле, смятый венец волос пронизало пламя, по щекам текли слезы. Убит. Убит…» И вдруг – такой долгожданный звонок.
Братья больше рады не возможному возвращению Тальберга, а счастью Елены, которая летит бурей через кухню, через темную книжную, в столовую... Тальберг рассказывает, как на их поезд напали у Бородинки, в сорока верстах о Города. И если бы это был Петлюра, как все опасались, то он бы сейчас здесь не стоял. Затем Сергей Иванович отзывает Елену на пару слов. Сообщает, что должен уехать немедленно, что немцы оставляют Город и его, Тальберга, берут в отправляющийся сегодня ночью штабной поезд. Герой уверен, что не пройдет и трех месяцев, как он вернется в Город с армией Деникина, формирующейся сейчас на Дону. А пока он не может взять Елену в неизвестность, и ей придется остаться в Городе.
Похудевшая и постаревшая Елена собирает вещи мужу в дорогу. На протяжении всей главы настроение и внутреннее состояние женщины передается не прямым повествованием, а через изменение ее лица, фигуры. Здесь не нужны лишние слова – и так все ясно.
В комнате противно: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Тальберг же бежал. А на дальнем пути Города уже стоит поезд: «Тальберга берут: у Тальберга нашлись связи…».
Елена, конечно же, знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и убежит. Убежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана… Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. И ТАльберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Он, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.
Елена понимала, что мужу грозит что-то страшное, а потому не возражала против его столь быстрого, спонтанного отъезда. Она горда мужем, написавшим однажды в газете «Вести»: «Петлюра – авантюрист, грозящий своею опереткой гибелью краю…». И поэтому вполне естественно и спокойно воспринимает Елена слова Сергея о том, что он не может взять ее в неизвестность, обречь на скитания. Тальберг успокаивает жену тем, что, по его подсчетам, Петлюра скоро рухнет, а немцы уже уходят. Ему нельзя не быть там, ведь он может погубить этим свою карьеру: «Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее – в мае, мы приедем в Город. Ты ничего не бойся».
Это он говорит Елене легко, а когда же она просит, что надо бы сообщить братьям о предательстве немцев, то мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на жену. Тальберг труслив, но, между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он и из страха. А не берет с собой жену не потому, что за нее волнуется, а потому, что предложи он взять еще и Елену, то может вообще остаться в Городе, если бы эта просьба пришлась не по нраву его «связям». Прощание, и вот уже Тальберг мчится в поезде.
И только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Сергея Ивановича – при прощании с женой «было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно - нежность», и когда он, уже в поезде, осознает, от чего он уезжает, бежит.
Сергей Иванович Тальберг – это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.
Тальберг бежит, разрушая своею трусостью единственную семью в клане Турбиных.
И вот в Доме стало на одного человека меньше. Не стало предателя, зато остались верные и преданные друзья, сплоченная семья, хотя и неполная. Символ любимой Булгаковым дореволюционной России стоит. В нем все так же без перемен – так же бьют гавотом большие часы, все так же греет камин…. И пока еще никто не знает, что же последует за этим пока первым лишением…


Побуждения Тальберга к бегству (роман М.А.Булгакова «Белая гвардия», 1 часть 2 главы)

Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он этого не скрывает, впрочем, как и своей оценки происходящего, как в повествовании, так и во времени настоящем.

Хотя Булгаков и начал писать до революции 1917 года, но в печать его первые произведения вышли уже после нее. В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание общества.

Роман – история семьи Турбиных, ранее жившей счастливо и благополучно. Но в мирный ход жизни врывается революция – со дня на день в Город может войти Петлюра со своей армией. Елена волнуется – уже вечер, вся семья дома, и нет только ее мужа – Сергея Ивановича Тальберга. Она встревожена. Звонок в дверь. Но это не он… Автор пишет: «Хриплые кухонные часишки настучали одиннадцать. И представился убитый Тальберг. Конечно, на поезд с деньгами напали, конвой перебили, и на снегу кровь и мозг. Елена сидела в полумгле, смятый венец волос пронизало пламя, по щекам текли слезы. Убит. Убит…» И вдруг – такой долгожданный звонок.

Братья больше рады не возможному возвращению Тальберга, а счастью Елены, которая летит бурей через кухню, через темную книжную, в столовую... Тальберг рассказывает, как на их поезд напали у Бородинки, в сорока верстах о Города. И если бы это был Петлюра, как все опасались, то он бы сейчас здесь не стоял. Затем Сергей Иванович отзывает Елену на пару слов. Сообщает, что должен уехать немедленно, что немцы оставляют Город и его, Тальберга, берут в отправляющийся сегодня ночью штабной поезд. Герой уверен, что не пройдет и трех месяцев, как он вернется в Город с армией Деникина, формирующейся сейчас на Дону. А пока он не может взять Елену в неизвестность, и ей придется остаться в Городе.

Похудевшая и постаревшая Елена собирает вещи мужу в дорогу. На протяжении всей главы настроение и внутреннее состояние женщины передается не прямым повествованием, а через изменение ее лица, фигуры. Здесь не нужны лишние слова – и так все ясно.

В комнате противно: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Тальберг же бежал. А на дальнем пути Города уже стоит поезд: «Тальберга берут: у Тальберга нашлись связи…».

Елена, конечно же, знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и убежит. Убежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана… Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. И ТАльберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917. Он, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

Елена понимала, что мужу грозит что-то страшное, а потому не возражала против его столь быстрого, спонтанного отъезда. Она горда мужем, написавшим однажды в газете «Вести»: «Петлюра – авантюрист, грозящий своею опереткой гибелью краю…». И поэтому вполне естественно и спокойно воспринимает Елена слова Сергея о том, что он не может взять ее в неизвестность, обречь на скитания. Тальберг успокаивает жену тем, что, по его подсчетам, Петлюра скоро рухнет, а немцы уже уходят. Ему нельзя не быть там, ведь он может погубить этим свою карьеру: «Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее – в мае, мы приедем в Город. Ты ничего не бойся».

Это он говорит Елене легко, а когда же она просит, что надо бы сообщить братьям о предательстве немцев, то мнется, густо краснеет и перекладывает эту миссию на жену. Тальберг труслив, но, между тем, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он и из страха. А не берет с собой жену не потому, что за нее волнуется, а потому, что предложи он взять еще и Елену, то может вообще остаться в Городе, если бы эта просьба пришлась не по нраву его «связям». Прощание, и вот уже Тальберг мчится в поезде.

И только два раза мы видим проявление хоть каких-то эмоций у Сергея Ивановича – при прощании с женой «было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно - нежность», и когда он, уже в поезде, осознает, от чего он уезжает, бежит.

Сергей Иванович Тальберг – это полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

Тальберг бежит, разрушая своею трусостью единственную семью в клане Турбиных.

И вот в Доме стало на одного человека меньше. Не стало предателя, зато остались верные и преданные друзья, сплоченная семья, хотя и неполная. Символ любимой Булгаковым дореволюционной России стоит. В нем все так же без перемен – так же бьют гавотом большие часы, все так же греет камин…. И пока еще никто не знает, что же последует за этим пока первым лишением…

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

10. Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

11. Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».