Терпсихора в изображении художников. Греческие музы

Муза танца в греческой мифологии . Считается покровительницей танцев и хорового пения.Популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами.

В числе других девяти муз , дочь Зевса и титаниды Мнемосины . Сестра Каллиопы – музы эпической поэзии; Клио – музы истории; Мельпомены – музы трагедии; Талии – музы комедии; Полигимнии – музы священных гимнов; Евтерпы – музы поэзии и лирики; Эрато – музы любовной и свадебной поэзии; Урании – музы науки. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство.

Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

По одному из преданий, Терпсихора родила сирен от бога реки Ахелоя (как вариант: сирены - дети Мельпомены). По другому мифу, Терпсихора - мать певца Лина (как вариант: его мать - Урания).

Российская группа Сплин посвятила целую песню Терпсихоре. В честь музы назван астероид (81) Терпсихора, открытый в 1864 году. Есть упоминание музы в первой главе Евгения Онегина Пушкина.

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Терпсихора в изображении художников

Буше Франсуа, французский живописец. "Терпсихора".

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

The Muses - Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.


Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.


Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.

Сценарий мероприятия «Терпсихора – муза танца»

Возраст участников : 7 – 17 лет.

Цель : Формирование у детей средствами музыки ритмических движений, разнообразных умений, раскрытие двигательных, танцевальных и исполнительных способностей, духовно – нравственных качеств личности; укрепления здоровья детей.

Оборудование: музыкальная аппаратура, сценическая светоаппаратура , декорации, костюмы.

Ведущий: Хотите, мы расскажем вам о чуде?

О чуде, которое живет с нами рядом.

Вы спросите, что это такое?

А попробуйте догадаться сами!

Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать.

Оно имеет душу, сердце, но для того, чтобы понять это, нужно время.

И зовется оно Танцем.

Ведущий: Согласно древнеримской легенде - Аполлон - покровитель искусств. Но у него есть девять прекрасных муз. Клио - муза истории, Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии. Но наше внимание привлекает другая - муза танца - Терпсихора. И ее величество сегодня у нас в гостях.

Выход Терпсихоры (под музыку фокстрота и исполняет танцевальную постановку с участниками мероприятия).

После выступления Терпсихора остается одна на сцене.

Терпсихора : Сегодня вы узнаете, как и когда появился на свет этот прекрасный вид искусства - танец, побываете в разных странах и перенесетесь, словно на фантастической машине времени, из одного века в другой.

Вы любите танцевать, не правда ли? Или, по крайней мере, вас не оставляют равнодушными звуки ритмичной, зажигательной музыки? Как бы там ни было, я приглашаю вас к разговору об этом искусстве.

Терпсихора (обращается к зрителям в зале) : что вам нравится в танцевальном искусстве?

Это красивые движения.

Это красивая музыка.

Грация, яркие костюмы.

Танец приносит радость.

Терпсихора: В каждом вашем ответе есть слово «красота». Чувствуется, что вы не только умом прикасаетесь к прекрасному, но и сердцем.

А что значит прикоснуться к красоте? Вот размышления одного человека: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснутся к красоте можно только сердцем.»

Ведущий: Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и беречь! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце - может быть, это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодня мы начинаем разговор об одном из самых волнующих, самых возвышенных и прекрасных из всех искусств.

Ведущий: Сама Терпсихора к нам пришла из Древней Греции . Высоко ценили танец древние греки. Они в искусстве танца видели «единство душевной и телесной красоты». Танцы сопровождали государственные праздники, семейные торжества, а учились им в гимназиях, в академиях и в музыкальных школах.

Большое развитие танцевального искусства произошло в средние века.

В средние века танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, в них поклонение солнцу, далям полей. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки - вот и вся народная хореография.

Мы начнем наш вечер с танца «Сиртаки». Заглянем в историю этого танца, и мы узнаем, что на самом деле он не является национальным греческим танцем, как многие думают. Сиртаки - популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико - старинного танца мясников.

Танец «Сиртаки» исполняют учащиеся 9-го класса

Ведущий: Но это не все! Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в XVI - XVII веках. Кто знает? (менуэт, гавот, пас-сны, бурре, гальярду, куранту, сарабанду, шакону, ригодон, вальту).

Но все эти танцы создал народ. В высшем свете танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. В 1661 г. во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танца регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

К этому времени окончательно складывается такая форма аристократического времяпрепровождения, как балы. Слово «бал» обозначает «большой танцевальный вечер». Как известно в нашем государстве балы были введены Петром I , тогда они назывались «ассамблеей».

Танец «менуэт» исполняют девочки старших классов с веерами

Терпсихора: А теперь постараемся вспомнить, какие танцы были в моде у наших бабушек и дедушек, мам и пап.

В начале появился фокстрот, что в переводе с английского означает лисий или быстрый шаг.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его - Испания, родные сестры - испанское фламенко и хабанера.

Чешский народный танец «полька» также быстро в начале века распространяется по миру.

Танец «Полька» исполняют учащиеся 1 класса

В 40-е годы XX века появилось много новых танцев: буги-вуги, твист, шейк. И, конечно же, знаменитый рок-н-ролл.

Танец «Рок-н-ролл» исполняет Терпсихора с партнером-старшеклассником

Каждый танец стремительно появлялся и быстро уступал место новому. И только один остался неподвластен времени. Он родился раньше всех. И звучит и под открытым небом, и в клубах вот уже 200 лет! При звуке этого танца хочется кружиться.

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас. Вальс полюбился многим. Причем с первого такта и навсегда!

Мир красок и мелодий всегда открыт для нас,

И в этот мир сегодня Всех, всех зовет наш вальс!

Танец «Вальс» исполняет 11 класс

Ведущий: Вот мы с вами и подошли от Петровского бала к балу сегодняшнего дня, который называется дискотека. Здесь звучит совсем другая музыка, да и наряды танцующих уже не те, нет пышных тяжелых юбок, высоких с локонами причесок. Ведь все это мешает современным движениям, ритмам.

Шумите, пойте, смейтесь.

На празднике у нас

Танцуйте что хотите,

Настал желанный час.

Смешинки - веселинки

Зовут нас танцевать.

Победителям награда

Танец «Макарена» исполняют все участники

- (греч.). Одна из 9 ти муз, покровительница танцев и пения, изображаемая с лирою в руках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРПСИХОРА греч., от terpo, восхищаю, утешаю, и chores, хор, танец. Муза… … Словарь иностранных слов русского языка

В греческой мифологии Терпсихора – одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи – балерина, балет. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Терпсихора … Словарь крылатых слов и выражений

- (Terpsichore, Τερψιχόρη). Муза танцев с лирой в руках. См. Музы. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ТЕРПСИХОРА (Τερψιχόρα), в греческой мифологии муза танца (Hes. Theog.… … Энциклопедия мифологии

Терпсихора - Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. ТЕРПСИХОРА, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Терпсихора - Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора в мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев;… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Муза танца и пения Словарь русских синонимов. терпсихора сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) муза … Словарь синонимов

В греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев … Большой Энциклопедический словарь

В мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев; избражалась с лирой и плектром в руках … Исторический словарь

- (иноск.) танцовщица (намекъ на Терпсихору музу танцевъ). Ср. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полетъ? А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ. 1, 19. См. Муза … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

- (Teryukora) одна из девяти муз. Позднее стала музойтанцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой девушки сулыбающимся лицом, украшенной венком и держащей в одной руке лиру, а вдругой плектр … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • История. В 2 частях. Часть 1
  • История. В 2-х частях. Часть 2 , Геродот. В истории не одной только эллинской, но вообще европейской образованности Геродот занимает выдающееся место. Его труд "История"- это первое полностью сохранившееся историческое и вообще…

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке

Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.