Выставка шемякина в музее русского импрессионизма. Михаил шемякин о женщинах в искусстве, павленском и православном ваххабизме

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.

С 13 октября по 16 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина - «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети - я и мой старший брат, - ждали у дверей в большой соседней комнате - «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. - вспоминал сын художника Михаил. - А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист - импрессионист - кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?
1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог - Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки - М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”. В состав экспозиции вошло более пятидесяти работ из музеев России, Ближнего Зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут представлены публике впервые.


Имя представленного в Музее русского импрессионизма художника не надо путать с нашим современником - скульптором-авангардистом Михаилом Михайловичем Шемякиным. Михаил Федорович Шемякин - совершенно другой художник - импрессионист-портретист, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, при этом, мастер, практически неизвестный широкой публике. Выставка получилась с одной стороны очень эмоциональная, в представленных произведениях много цвета, эмоций, импрессии, с другой стороны, по-домашнему уютная. Специально для выставки музей совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами Мастерской Дмитрия Брусникина создали аудиоспектакль, построенный на неопубликованных документах - архивах, воспоминаниях сына художника, самого художника и его современников - саундпроменад “Шемякин”.

Юлия Поспелова, драматург: “Когда мне предложили создать пьесу для новой выставки, эта идея показалась мне очень интересной - музей так отважно вступает на новую территорию - на территорию театра. Мне кажется, что для музея это, с одной стороны, чужой мир, с другой стороны между музеем и театром много общего. Например, и музей и театр работают с категорией времени - с прошлым. Когда зритель идет в музей или в театр он хочет получить новые эмоции и впечатления - в этом тоже связь между музеем и театром. Нашей задачей было соединить эти два разных мира - мир музея и театра. И ребенком, рожденным в этом браке, стал аудиоспектакль “Шемякин”. Мы хотели интересно, необычно, увлекательно рассказать о художнике и его времени. Я долго думала над формой, которую можно выбрать для этого текста и пришла к выводу, что о художнике-импрессионисте, которым является Михаил Шемякин, логично будет рассказывать его языком. И как мне кажется, пьеса получилась импрессионистской. Мы хотели уйти от прямого повествования и пойти по пути впечатления, представить, что чувствует человек, который стоит перед картиной Шемякина и рассматривает ее: о чем он думает, что переживает, какие ассоциации и ощущения возникают от картин. Чтобы этого достичь нам пришлось использовать инструментарий иммерсивного театра, т.е. прямого воздействия на человека, когда человек не пассивно наблюдает что происходит на сцене, а является непосредственным участником или даже главным героем спектакля. Чтобы участник саундпроменада тоже стал главным героем этого действия”.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова поделилась с “Культуроманией” своими впечатлениями о выставке.

- Как родилась идея с аудиоспектаклем?

У нас молодой коллектив, очень творческий, чему я несказанно рада и чем я горжусь. И идея родилась внутри коллектива - это заслуга наших сотрудников.

- Почему этот яркий и интересный художник остался в тени?

Это не единичная история. В прошлом году мы открывали выставку Елены Андреевны Киселевой - это имя было практически неизвестно на тот момент и благодаря нашей выставке о Киселевой заговорили. И мне тоже задавали вопрос - почему такой блестящий мастер как Елена Киселева совсем не отражена в истории искусства. Почему некоторые известные при жизни художники после смерти канули в Лету? Думаю, что это происходит в силу исторических обстоятельств. Это происходит и в европейской живописи. И таких имен, очень достойных того, чтобы к ним привлечь внимание, в русском искусстве множество. Ряд таких художников можно увидеть и на нашей постоянной экспозиции. Всем известны Серов или Кустодиев, а имена Жуковского и Туржанского известны уже меньше, Виноградова, Есаяна - еще меньше. Но все эти живописцы достойны нашей искусствоведческой, выставочно-исследовательской работы. И как раз открытие публике этих имен видится мне полем работы нашего музея. Понятно, что в силу нашего формата, нашей музейной молодости такие экспозиции, которые организует Третьяковская галерея - 200 работ Серова под одной крышей - нам не под силу. У нас нет для этого ни такого пространства, ни такого запасника, из которого можно черпать безостановочно. Это их формат, они главный музей национального искусства и громкие имена это, безусловно, их задача, а наша задача иная. Нам удается работать в своем поле - показывать то, до чего в больших музеях никогда не дойдут руки. И, что очень ценно для меня - публика нам в этом доверяет. Когда мы открывали Киселеву были опасения - сможем ли мы в Москве, пресыщенной событиями, привлечь людей на совершенно неизвестное имя, которое не вызывает абсолютно никаких ассоциаций. Но в нашей недолгой истории это была самая успешная, самая посещаемая выставка. Мы везде подчеркиваем, что имя, которое мы открывает - неизвестное. Приходите и мы покажем вам художника, о котором вы раньше ничего не знали. И я надеюсь, что москвичи опять нам доверятся, опять поверят в то, что это интересно.

- Расскажите про представленные работы, наверняка с ними связано много интересных историй.

Конечно, наибольшее число историй связано с портретом известного кондитера и мецената Абрикосова, который был дедом Михаила Васильевича Шемякина. Дед очень скептически отнесся к предложению написать его портрет - сколько времени ему придется на это потратить? И сказал: “20 часов, ни минутой больше”. А потом, когда портрет был уже готов, аршином измерил свой размер головы с бородой и сравнил с картиной - все совпало, дед остался доволен.

И прекрасная история о том, как Шемякин писал портрет натурщицы Веры Калашниковой - любимой модели Серова, и жаловался ему, что никак не выходит. Реакция Серова на эти пробы мне очень понятна и близка. Когда работа была исправлена один раз, другой, третий, Серов сказал - хорошо, но все-таки не то, что было. И в этом - возвращение художника к началу. Серов говорит - у тебя получилось хорошо, но не то, что было - исправляй, делая лучше, ищи. И художник снова в своем поиске вынужден вернуться в исходное. Наверное это судьба мастера - все время искать, все время быть недовольным собой. Шемякин очень требовательный к себе художник и видно как много внимания он уделяет каждой работе, подчас переписывая ее, подчас оставляя какие-то фрагменты незаконченными, потому что до них он еще не дозрел и нужно время.

- У Шемякина большое наследие. Чем вы руководствовались отбирая работы для выставки?

В очень многих, как региональных, так и центральных музеях нашей страны, хранятся полотна Михаила Федоровича Шемякина. И проблемой было не найти это наследие, а выбрать то, что мы хотим показать. Выставочные площади позволили разместить чуть более 50 произведений. Все работы форматные, крупные и выбрать именно эти 50 было тяжеловато. Но в итоге мы нашли компромисс - в каталоге, который издан к выставке, приведено гораздо больше произведений и самого Шемякина и его учителей, современников, друзей. Выбор этот велся на протяжении нескольких месяцев, необходимо было показать ключевые работы, портрет Абрикосова, о котором есть воспоминание и самого Шемякина и его сына и с которым связаны занимательные истории о том, как этот портрет писался. Эта работа уже более 70 лет хранится в Третьяковской галерее и не разу не экспонировалась, что в общем-то понятно - у Третьяковской галереи совсем другие задачи и они предоставили нам возможность эту работу явить публике первыми. Ряд других произведений первого ряда тоже попадали на эту выставку априори - серия гиацинтов, серия семейных портретов, портретов музыкантов - все это тщательно отбиралось. В выставке участвуют 13 регионов, а работа, которая попала на обложку каталога и стала лицевой, приехала из Белоруссии - из Минского государственного художественного музея. Это портрет натурщицы Веры Калашниковой, работа на мой вкус - удивительно тонкая, жемчужная, изящная, невероятно привлекательная и не отпускающая от себя. Хотелось показать Шемякина с лучшей стороны и сделать его художником, которого теперь запомнят, а для этого конечно надо было выбрать самое-самое.

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ - ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова - Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!».

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети – я и мой старший брат, – ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. – вспоминал сын художника Михаил. – А, Шемякин! - сказал поэт. - Видал Вашу работу на выставке. Вы - реалист – импрессионист – кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством - будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?

1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.

2. Шемякин М.Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264

3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог – Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.

4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки – М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

“Михаил Шемякин. Совсем другой художник” - выставка с таким интригующим названием открылась в Музее русского импрессионизма. Михаил Федорович Шемякин, тезка и однофамилиц известного современника, “жил тихо, а творил страстно”, как говорил о нем Илья Репин. Полотна Шемякина - это соцветие броских красок, изящество точных линий и волны теплых человеческих чувств. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова .

Коровин называл его русским Рафаэлем, а Маяковский объявил “реалистом-импрессионистом-кубистом”. В картинах Михаила Шемякина резкий мазок переходит в плавный изгиб, а буйные цвета рождают нежные оттенки. Будь то оранжево-синие “Гиацинты ночью”, мраморная “Натурщица”, полная музыкальности “Скрипка” или трепетные портреты жены - нарисованное в равной степени отражает реальность и транслирует личные впечатления автора. Рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: При любом приобретении картины музеем проводится визуальная оценка - подходит это нам стилистически или не подходит, достойно это уровня музея или нет. И вот когда мы увидели “Девушку в матроске” Шемякина, стало понятно, что она нам необходима. Далее у нас появилось еще несколько произведений Шемякина, потому что мы уже знали, что это очень и очень достойный мастер. И когда уже стала собираться разная информация, стало понятно, что “вырисовывается” выставка.

Михаил Шемякин жил спокойно и ровно - без лишних драм, революций и мятежей. Вырос в семье обеспеченных фабрикантов, окончил Московское училище живописи, занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. Женой молодого художника стала дочь известного чешского скрипача Ивана Войтеховича - Людмила Гржимали. В доме бывали именитые музыканты, которые часто позировали живописцу. При жизни Михаил Шемякин был популярен, устраивал персональные выставки, имел учеников. А после смерти оказался незаслуженно забыт. И это - не единичный случай, продолжает Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Таких художников очень много и в русской истории искусства, и в европейской, и в мировой. Меняется мода, меняются идолы, меняются кумиры. Кто-то остается в истории искусств, других забывают…

Чтобы напомнить, а кому-то и впервые рассказать о Михаиле Шемякине, устроители выставки записали аудиогид - в формате спектакля в 4 актах. Драматург Юлия Поспелова сочинила пьесу на основе дневников и воспоминаний художника, а молодые актеры разыграли ее по ролям. Артист Василий Буткевич - голос Михаила Шемякина в постановке - признается, что до работы ничего не знал о своем герое, зато теперь относится к нему с большим теплом.

БУТКЕВИЧ: Я испытывал какие-то необычайно трогательные чувства вот именно по отношению к нему. И так вышло, что говорил только за Михаила Шемякина, то есть я с ним работал много и долго. И очень какая-то трогательная получилась история, даже местами сентиментальная.

Актер говорит: когда впервые узнал, что будет озвучивать художника Михаила Шемякина, кинулся изучать досье знаменитого современника - приятеля Владимира Высоцкого, давно живущего во Франции. Однако этот живописец никакого родственного отношения к герою выставки не имеет.

Популярное

26.06.2019, 09:08

«Почему Россия всем должна?»

СОЛОВЬЁВ: «Хочу сказать сразу, что искренне рад тому, что Тина Гивиевна, услышав мою критику и разбор одного из постов, посвященных Грузии в Телеграм-канале, тут же мне написала, попросила возможности прийти, чтобы впрямую высказать свое мнение, чтобы это не превращалось исключительно в телефонное интервью».