Здесь вечный след. Спасский монастырь в Кобрине помнит древних князей

Спасский православный мужской монастырь в Кобрин был основан предположительно в XVI веке. Несмотря на то, что точная дата его основания не дошла до нас, известно, что монастырь был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича. Впоследствии, его вдова, сын и невестка сделали много пожертвований в пользу Спасского монастыря.

В 1465 году княжной Ульяной Кобринской в дар монастырю была передана мельница и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна передала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. Когда в начале XVI века княжна перешла в католичество, она пыталась отнять часть подаренных земель у монастыря, однако, после иска архимандрита Кобринского Васиана, земли были возвращены монахам.

После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все свое имущество, перешел в унию. Последний архимандрит Иона стал Турово-Пинским епископом. В XVII веке монастырь был похож на государство в государстве. Ему принадлежало множество деревень и фольварков. Монастырь сильно пострадал во время войны 1812 года. Строениям был нанесен существенный ущерб, а во время Кобринского боя 27 июня 1812 года сгорела древняя деревянная монастырская церковь.

В 1839 году уния была отменена, а монастырь закрыт. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе большой ремонт, в ходе которого он был полностью перестроен в гражданское строение, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы польского правления здесь разместился суд. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.

Жилой корпус - двухэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание, накрытое крышей с изломами. Главный и дворовый фасады раскрепованы 2 ризалитами - в центре главного восточного фасада и в северо-западной части дворового фасада.Центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением и насыщен лепными декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, фигурными филёнками вокруг прямоугольных оконных проёмов, завершены развитым карнизом. Перекрытия над этажами балочные, над подвалом цилиндрический свод. Внутренняя планировка здания значительно изменена.

Первоначально центральную часть занимала монастырская церковь. На первом этаже в северо-западном углу была трапезная. В остальной части здания находились служебные и жилые помещения. На здании установлены 2 мемориальные доски: в честь победы русских войск в 1812 г. «Мемориальная доска в честь победы русских войск в 1812 г.» и для увековечения памяти сотрудников милиции «Мемориальная доска сотрудникам милиции». Монастырь - памятник архитектуры барокко.

29 июня 2010 года здание было возвращено Православной Церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году в монастырь был доставлен список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Возрождение православного монастыря спустя четыре века верующие считают чудом.

– Матушка Евфросиния, Вам видимо не раз приходилось отвечать на вопрос: а почему монастырь женский, если изначально был мужским?

– На момент возобновления монашеской жизни в Спасском кобринском монастыре в Брестской епархии уже существовало 2 мужских монастыря и 1 женский. Согласитесь, что третий мужской монастырь в одной епархии был бы уже лишним.

– Сколько у Вас инокинь, и каков распорядок дня?

– Сейчас в монастыре проживают 10 насельниц. День в монастыре начинается в 6 утра, через полчаса все сестры собираются в домовом храме для чтения утренних молитв, полуношницы и акафиста (по понедельникам – Божией Матери пред иконой Ея «Отрада» («Утешение»), по средам и пятницам – Иисусу Сладчайшему, по вторникам и четвергам – Божией Матери «Скоропослушница»). Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям.

Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. В обители налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная.

Заканчивается день в обители также общей молитвой. После ужина насельницы собираются на вечернее правило, которое состоит из малого повечерия с тремя канонами и вечерних молитв. По их окончании совершается общий чин прощения, на котором сестры просят друг у друга прощения за совершенные в истекшем дне прегрешения, по слову апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 26). После 20.30, когда заканчивается вечернее правило, сестры имеют свободное время, которое используют по своему усмотрению – для келейной молитвы, отдыха, чтения и т.п.

– Матушка Евфросиния, каждый день у вас совершаются молитвы о благодетелях обители. Кто из бывших поминается? Хотя бы несколько имен, и кто были эти люди?

– За каждым монастырским богослужением и на Псалтири поминаются основатели монастыря – князь Кобринский Иоанн и его мать княгиня Иулиания, щедрые пожертвования которых позволили монастырю возникнуть и укрепиться материально. Молимся и о тех православных наместниках, имена которых сохранила история – игумен Варлаам, игумен Андрей, игумен Антоний и архимандрит Вассиан, а также о всей почившей православной братии, благочестиво пожившей во обители сей.

– В миру существуют представления о монашеской жизни, особенно среди верующих женщин, как-то о чем-то более высоком, чем христианство в миру. Скорее всего, поэтому кто-то ездит по монастырям, далеким и близким, в поисках ответа, желательно «правильного», совпадающего с представлениями о жизни самого ищущего человека, в поисках старца, желательно тоже «правильного», с той же целью. К Вам такие ищущие приходят?

– Люди, конечно, приходят. Но у нас есть старушки, а стариц нет. (Смеется). Ну а если серьезно, то, когда много лет назад у одного духовно опытного человека спросили, почему оскудела Церковь старцами, он ответил: потому что не стало послушников, т.е. людей, готовых жить в послушании. Зато умножились из разряда «благословите мне то, что я хочу». А если не получают требуемое, значит и священник «не такой», и монастырь «неправильный», и вообще «вы ничего не понимаете»…

Основные «представления о жизни» сконцентрированы в Нагорной проповеди Спасителя, и они равно относятся ко всем христианам. Монашество по своей сути – это совершенное христианство. Грехи, страсти, также как и методы борьбы с ними, одинаковы для всех людей. Но монахам, если можно так выразиться, проще вести эту брань. Потому что они живут среди единомышленников. Потому что они не обременены семейными обязанностями. Потому что весь распорядок жизни в монастыре построен так, что на первом месте значится духовная (в том числе богослужебная) жизнь. Святитель Иоанн Златоуст замечал по этому поводу, что и живя в миру можно быть не от мира сего. Но, − продолжал он, − среди забот и молвы житейской, среди постоянных искушений и столкновений со грехом, можно ли надеяться достигнуть такого нравственного совершенства, такой святости и добродетели, какие обещает и в обилии представляет тихая, уединенная жизнь монашества, вдали, в стороне от мира и суеты его?

Сказанное выше вовсе не означает, что в монастыре всё очень легко и просто, конечно нет. Но у монаха в отличие от мирянина больше возможности заниматься своим «внутренним человеком», и вполне естественно, что в такой борьбе со страстями он обретает некий духовный опыт. А кто сам был искушаем, тот и искушаемому сможет помочь (см. послание к Евреям, гл.2, ст. 18).

– Тем не менее, монашеская община не может развиваться без некоторого иммунитета от жизни приходской и епархиальной, хотя она уже не изолирована от мира, как это бывало раньше. В монастыре стоят свои цели, свои задачи. Какие именно? И в чем сложность жизни монастыря из-за близости мира?

– Цель у всех христиан одна – Царство Небесное, одна и задача – соединиться и быть со Христом.

Что касается изоляции от жизни епархиальной, то ее конечно нет и быть не может. Ну а по поводу мира… Даже раньше, до октябрьского переворота 1917 года, были разные монастыри – маленькие и крупные, миссионерские и с приютами для детей, уединенные пустыни и городские обители, являвшиеся духовными центрами. Например, Вы можете себе представить Троице-Сергиеву лавру или Оптину пустынь или Дивеевский монастырь без многочисленных паломников? Конечно, нет. Но были и скиты, на территорию которых миряне не допускались ни под каким предлогом. Т.е. градация существовала прежде, существует и теперь. И человек, имеющий намерение поступить в монастырь, должен для себя определить: что ему ближе? Если он желает максимально уединенной сосредоточенной жизни, то ему не стоит выбирать городскую или многолюдную обитель. Если же человек идет в городской монастырь, то ему нужно быть готовым к тому, что придется ежедневно сталкиваться с людьми, быть на виду, общаться, по мере сил стараться им помочь.

Наш Спасский монастырь является городским. Конечно, Кобрин это не мегаполис, а небольшой районный центр, но тем не менее и здесь специфика городского монастыря присутствует. Хотя пошел только пятый год со времени возобновления в нем монашеской жизни, но параллельно с ее налаживанием мы стараемся осуществлять свое посильное служение ближним. В обители действуют воскресная школа для детей и воскресная школа для взрослых. Организовано сестричество, силами которого Спасский монастырь проводит благотворительные акции. Ежемесячно проводятся открытые лекции по Библейской истории, которые читает благочинный приходов Пружанского округа, кандидат богословия протоиерей Михаил Носко. В течение дня многие приходят к нашей иконе Божией Матери «Скоропослушница».

Но всё вышеперечисленное организуется таким образом, чтобы не нарушать главного – монашеского делания. Наш монастырь открыт для посещения с 8 утра до 8 вечера. Это позволяет сестрам монашеское молитвенное правило совершать в храме без посторонних. На данный момент прихожане допускаются на все монастырские службы, но, думаю, что со временем, с развитием монастыря и при строительстве приходского храма, если Господь сподобит, появится возможность существующую домовую церковь оставить только для молитвы монашествующих.

Организация молитвенной жизни в монастыре требует некоторого разграничения и пространства обители. Слава Богу, появилось разделение территории: на доступную всем, кто желает посетить святую обитель, участвовать в богослужении, получить духовное окормление, и – предназначенную сугубо для сестер. Монашеская келия, храм и эта территория – та малая «пустыня» посреди большого города, с помощью которой водворяется внутренняя пустыня в душе – «Бог да душа – вот монах».

Еще хочу отметить удивительную особенность месторасположения монастыря. С двух сторон к его ограде подступают городские постройки, с двух других сторон – река Мухавец. Поэтому, несмотря на то, что обитель теоретически находится в историческом центре города, фактически место достаточно уединенное. И невероятная тишина.

– Одна знакомая бабулька, которая прибирает в одном из храмов Бреста, не раз говорила мне, насколько спокойнее, увереннее работать в организации, где подавляющее большинство мужчин (а лучше 100%), чем там, где есть женщины. Матушка Евфросиния, а как Вы справляетесь со своими ангелочками? Не вынося особо сор из избы, какие провинности бывают? И какие возможны наказания.

– Напомню всем известный афоризм: хорошо там, где нас нет. И может быть только потому и хорошо, что мы пока туда не добрались. Первопричину всего происходящего с нами, в том числе в сфере человеческих взаимоотношений, нужно искать прежде всего в себе. Один из Оптинских старцев так отвечал монахине, которая в письме жаловалась ему на колкости от других сестер: «Благословляющие уста не имут досаждения». То есть если наши уста будут окружающих нас людей только благословлять, то и мы от них не услышим досаждения.

«Для того мы и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрыто живущие страсти», – писал свт. Игнатий Брянчанинов. И эти «открытия», порой такие неожиданные, позволяют человеку наконец-то увидеть, что он духовно болен. Не зря монастырь еще называют духовной лечебницей. Сам по себе общежительный образ жизни уже подразумевает «целебные свойства»: «друг об дружку тремся – так и спасемся», – шутил прп. Амвросий Оптинский.

Больного, в том числе духовно, человека не наказывают, ему предписывают врачевство. И если сестра осознает свои немощи и недостатки, старается с ними бороться, то ей можно только помогать, направлять, подсказывать. Конечно, молиться о ней. Другое дело, если человек, не осознавая своих страстей, не борясь с ними, вольно или невольно начинает заражать ими других, или его поведение становится соблазном, порочит монастырь и монашескую форму в целом. Для таких случаев монастырский устав предусматривает определенные дисциплинарные меры, вплоть до лишения права ношения монашеских одежд. «Но когда и после многократных увещеваний не исправляется, то, как поврежденный член тела, вовсе отсекается от общего тела сестричества» – говорится в одном из разделов устава. Однако это уже крайняя и достаточно редкая мера.

– Опыт приходит со временем. И чем больше времени, тем больше опыта.

В меру своих сил стараюсь избегать того, что в большинстве своем бывает присуще именно женским обителям – чрезмерной привязанности к игумении. Человек высокого духа веры и благочестия, видный архипастырь своего времени митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) так высказывался на сей счет: «Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу».

Приходя в монастырь, человек имеет намерение посвятить жизнь своему Создателю. А игумения – это духовная наставница, своеобразный компас, который указывает нужное направление, наставляет на верный путь, помогает не сбиться с него. Идти же человек должен сам и там, где Бог благословит. Везде Господня земля.

– А вот кто по-настоящему может понять монашескую жизнь, и кто, по-настоящему, может захотеть жить ею? Есть ли какой-то «тест» для того, кто к Вам приходит с желанием стать инокиней? Готовя вопросы, наткнулся на следующее очень сильное утверждение. Приведу полностью: «Если вся наша жизнь – борьба, а это именно так, жизнь христианина – битва против духов злобы поднебесной (Послание св. ап. Павла к Ефесянам, 6; 12), темных демонических сил. Монашество в этой войне – «спецназ», то есть, иноки – не много не мало, те воины, на долю которых выпадают самые тяжелые, опасные, ответственные «задания»; эти воины должны быть хорошо подготовлены к их исполнению, знать и уметь многое, что простым солдатам не обязательно.»

– Мне кажется, что по-настоящему понять монашескую жизнь может только тот, кто прожил ее до конца. Приведенное Вами выражение действительно сильное. Но оно во все времена было применимо к очень, очень немногим инокам. Свт. Игнатий Брянчанинов называл монашество своеобразным барометром общества: каков духовный уровень общества, таков и духовный уровень современного ему монашества. А от игумений предыдущего поколения мне приходилось слышать такое присловье: «Что мир породил, тем Бог и наградил», которое более чем актуально в наше время.

Ведь желающие поступить в монастырь сестры приходят сюда из общей для всех «среды обитания» со всеми ее пороками и соблазнами. Иными словами, будущие монахи не растут в какой-то «духовной оранжерее». Они живут среди вас. И тот факт, что между всего этого современного «терния» – свободной прессы, телевидения, более чем свободного интернета, слоганов «бери от жизни всё», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, – чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо.

Для того чтобы проверить себя, утвердиться в своем намерении, человеку до пострига дается многолетний испытательный срок (3-5 лет). В Русской Православной Церкви такие насельницы монастыря называются послушницами, а вот в Сербской Православной Церкви «искушеницами», т.е. проходящими искус, испытание, и мне кажется, что это более близко по смыслу.

Как пишет Иоанн Лествичник в Первом слове об отвержении мира, причины, по которым человек приходит в монастырь, бывают разными. Но ни одна из них еще ни о чем не говорит, потому что венец дается в конце подвига, а не в начале. Христос учит, что спасется тот, кто претерпел до конца (Мф. гл. 10, ст. 20). Вот тогда-то, в конце, и становится ясно, была ли «настоящей» монашеская жизнь.

– И последнее. Ваши пожелания, наставления тем, кто прочтет эти строки.

От себя что-либо говорить не берусь. Хочу лишь напомнить мудрейшие слова святителя Василия Великого: «Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научитесь воздавать благодарность Богу за то, что у вас уже есть».

Беседовал Геннадий Левчук газета "Духовный вестник".

Женский монастырь во имя Всемилостивого Спаса в г. Кобрине Брестской епархии

Возобновление обители как женского монастыря

29 июня года прошла официальная передача освободившегося здания и окрущающих вспомогательных строений Церкви. Также были переданы находящийся рядом пруд и посадка фруктовых деревьев.

20 ноября года Святой Синод Белорусской Православной Церкви (журнал № 122) благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса.

6 июня года в обитель прибыли первые насельницы - 4 сестры во главе с игуменией. 10 июня того же года состоялась первая после многолетнего перерыва Божественная литургия, которую возглавил епископ Брестский и Кобринский Иоанн . На следующий день была отслужена первая монастырская литургия и панихида.

В монастыре действуют воскресные школы для детей и для взрослых, а также организовано сестричество в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница”.

Храмы

  • иконы Божией Матери "Скоропослушница" (домовой)

Настоятельницы

  • Евфросиния (Куракевич) (20 ноября 2010 - упом. 27 июня 2011)

Спасский православный мужской монастырь в Кобрино был основан предположительно в XVI веке. Несмотря на то, что точная дата его основания не дошла до нас, известно, что монастырь был создан по инициативе последнего кобринского князя Ивана Семеновича. Впоследствии, его вдова, сын и невестка сделали много пожертвований в пользу Спасского монастыря.

В 1465 году княжной Ульяной Кобринской в дар монастырю была передана мельница и обширные угодья, а также другое имущество. Спасский монастырь был богатым и процветающим. В 1492 году княжна Федора Ивановна передала часть своих земель и недвижимое имущество в пользу монастыря. Когда в начале XVI века княжна перешла в католичество, она пыталась отнять часть подаренных земель у монастыря, однако, после иска архимандрита Кобринского Васиана, земли были возвращены монахам.

После подписания Брестской унии в 1596 году монастырь почти полным составом, сохранив все свое имущество, перешел в унию. Последний архимандрит Иона стал Турово-Пинским епископом.

В XVII веке монастырь был похож на государство в государстве. Ему принадлежало множество деревень и фольварков.

Монастырь сильно пострадал во время войны 1812 года. Строениям был нанесен существенный ущерб, а во время Кобринского боя 27 июня 1812 года сгорела древняя деревянная монастырская церковь.

В 1839 году уния была отменена, а монастырь закрыт. В его стенах было организовано духовное училище, а здание главного корпуса стояло в запустении. В 1920-х годах польские власти сделали в главном корпусе большой ремонт, в ходе которого он был полностью перестроен в гражданское строение, остатки монастырского декора были уничтожены. В годы польского правления здесь разместился суд. В годы советской власти в стенах бывшего главного монастырского корпуса находилось отделение милиции.

29 июня 2010 года здание было возвращено Православной Церкви. 20 ноября 2010 года здесь был организован женский Спасский монастырь. В 2011 году в монастырь был доставлен список с чтимой иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Возрождение православного монастыря спустя четыре века верующие считают чудом.

1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря.

Монастырь
Спасский монастырь

Жилой корпус монастыря, главный фасад, 2014
52°12′51″ с. ш. 24°21′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Кобрин
Конфессия Православие (по 1596 и с 2010), униатство (1596-1839)
Архитектурный стиль барокко
Первое упоминание 1465 год
Дата основания неизвестна
Реликвии и святыни список с
Настоятель игумения Евфросиния (Куракевич)
Состояние действующий
Сайт spas-kobrin.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000386

Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус - памятник архитектуры барокко . Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря.

История

В литературе основание монастыря традиционно датируется 1497 годом . При этом известно, что ещё в 1465 году княжна кобринская Ульяна со своим сыном Иваном Семёновичем из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество местным священнослужителям .

В первой половине XVI века монастырь был переведён в архимандрию .

В 1512 году великий князь литовский Сигизмунд I Старый подтвердил право монастыря на пожалования Федоры. Позднее Федора перешла в католичество и передала часть монастырских земель в имении Быстрица боярам М. Жамбоцкому и Г. Х. Постригачу. В 1541 году после иска архимандрита кобринского Васиана эти земли были возвращены монастырю .

20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Владимирско -берестейским Ипатием Потеем , епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой .

В разное время монастырь находился в управлении таких иерархов , как епископ Пинский Паисий (1603), архимандрит Кобринский Шатинский (1613), епископ Пинский Рафаил Корсак (1632), архимандрит Кобринский Бенедикт Глинский (1678), епископ Владимирский и Брестский, архимандрит Кобринский Леонид Залесский (1691) и архимандрит Андрей Бенецкий (1747) .

В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. В XVII веке монастырские земли находились в деревнях Корчицы , Лепесы , Ходыничи , Новосёлки , Кустовичи . Кроме того, монастырю принадлежали фольварки Гоголевка и Петьки , Толермонтовский застенок, Хильцевщина (деревня Быстрица) и некоторые другие земли .

Монастырь подвергался разрушению во время боевых действий и грабежей, неоднократно был перестроен. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь .

После войны здание было передано под горкомхоз, а с 1962 года здесь располагалось районное отделение внутренних дел (РОВД).

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

После восстановления монастыря при нём было возведено одноэтажное знание келейной (новый жилой корпус), был проведён капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса.

В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Жилой корпус

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века . Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный