журнал стороны света. Григорий кружков

УИЛЬЯМ БАТЛЕР ЙЕЙТС

Уильям Батлер Йейтс всю жизнь пребывал на тонкой грани между мечтательным поэтом и пускающим слюни, ничего не соображающим психом. Его знакомая поэтесса Катарин Тайнан вспоминала, что всякий раз, навещая ее домик в пригороде Дублина, Йейтс размахивал руками, бешено жестикулировал и бормотал себе под нос отрывки стихотворений. Полиция наблюдала за ним с настороженностью и никак не могла решить, то ли арестовать его, то ли позволить ему буйствовать дальше. «Это у него поэзия в голове бродит», - наконец заключили они и оставили сочинителя в покое.

Когда Йейтсу доводилось пользоваться общественным транспортом, странности его проявлялись во всей красе. Во время поездок на автобусе он периодически впадал в транс. Глядя в одну точку прямо перед собой, он издавал низкие гудящие звуки, а ладонями отбивал ритм. Когда другие пассажиры интересовались, все ли с ним в порядке, он попросту игнорировал их. Однажды его дочь вошла в салон автобуса и обнаружила там отца, вот так же целиком погруженного в свою странную музыку, и сочла за лучшее не беспокоить его. Но когда они доехали до своей остановки, Йейтс сразу пришел в себя. «А кого ты рассчитывала тут увидеть?» - спросил он у дочери, словно работник регистратуры в психушке, приветствующий нового пациента.

Если бы поэзия, «бродившая в его голове», была не самой блестящей, он остался бы в истории как очередной беспомощный ирландский стихоплет. Но Йейтс озарил собой переходный период от позднего романтизма к рассвету модернизма, сочиняя замысловатые стихи в неповторимом стиле, которые базировались на его вере в оккультизм и циклическом восприятии мировой истории. Если бы не Йейтс, английский язык не обогатился бы такими часто употребляемыми фразами, как «ужасная красота» (terrible beauty) и «не держит середина» (the center cannot hold), не говоря уж о слове «круговерть» (gyre) - поэтическом образе закручивающегося спиралью вихря.

После сравнительно бедной событиями юности жизнь Йейтса вдруг начала набирать обороты. В двадцать с небольшим он увлекся мистикой, попал в ирландские политические круги и ощутил первый укол безответной любви. Он четырежды предлагал руку и сердце Мод Гонн, женщине, которую он в течение десяти лет считал своей судьбой. И каждый раз она отвечала ему отказом. Отчаявшись, он сделал предложение дочери Мод Изольде (ей на тот момент было двадцать два года, а ему пятьдесят два). Но и она тоже отвергла его. Поверив в астрологический прогноз, суливший ему в 1917 году женитьбу, Йейтс направил свои матримониальные устремления на Джорджи Хайд-Лиз, занимавшуюся историей Средневековья и разделявшую его любовь к гороскопам и оккультизму. Еще одно дополнительное достоинство Джорджи заключалось в том, что она мнила себя медиумом и случайно вступила в спиритическую связь с духом мистического альтер эго Йейтса - Льва Африканского.

Писательство, рассуждения о внутренней политике Ирландии и проведение спиритических сеансов - вот три занятия, на которые Йейтс, достигнув зрелости, тратил почти все свое время. Он одновременно состоял в двух очень разных и очень элитных организациях: в ирландском Сенате (где помогал разрабатывать дизайн монет и судейских мантий) и в Герметическом Ордене Золотого Рассвета, исповедовавшем белую магию и являвшем собой что-то вроде современной секты сайентологов, который точно так же стремился привлечь на свою сторону как можно больше знаменитостей из Ирландии и со всех уголков Великобритании. А еще Йейтс был основателем театра Эбби, где ставили пьесы крупнейших драматургов той эпохи, включая самого Йейтса. Он был талантлив сразу во многих областях.

Под конец жизни Йейтс почивал на лаврах, довольствуясь ролью живой легенды. Его поэзия сосредоточилась главным образом на нем самом. Он откровенно писал о собственной импотенции и попытках ее перебороть. Другими важными темами стали приближающаяся смерть и истощение творческой энергии. Он умер в 1939 году, оставив нам в наследие одни из самых красноречивых стихов о старости, какие только были созданы за всю историю поэзии. Его эпитафией стали последние строки одного из стихотворений: «Холодным взглядом взирай/ На жизнь, на смерть./ Всадник, проезжай!»

КАК ПРУЖИНА

Йейтса всегда привлекало все сверхъестественное. В январе 1888 года он впервые в жизни попал на спиритический сеанс, проходивший в доме одного дублинского медиума. Опыт оказался весьма впечатляющим. Как только послышалось загадочное постукивание по столику, Йейтс пришел в необычайное возбуждение и ощутил острую потребность помолиться, но не мог вспомнить ни единой молитвы. Тогда он принялся биться головой об стол и декламировать первые строки из «Потерянного рая» Мильтона: «О первом преслушанье, о плоде/ Запретном, пагубном, что смерть принес/ И все невзгоды наши в этот мир…» Это ему не помогло. Охваченный ужасом, Йейтс вдруг почувствовал, как его отбросило назад, словно его тело было, цитируя его же собственные слова, «внезапно распрямившейся часовой пружиной». Со спиритическими сеансами было на время покончено. Этот необъяснимый случай надолго выбил его из колеи, Йейтс так никогда и не узнал, было ли это резкое движение порождено его собственным телом или какими-то сверхъестественными силами.

МОЙ ДРУГ ЛЕО

В мире духов у Йейтса обнаружился двойник - Лев Африканский, искатель приключений, живший в XVI веке. Йейтс впервые «столкнулся» с ним в июне 1914 года на спиритическом сеансе в английском городке Хэмпстеде.

Лев представился и, продемонстрировав возмущение тем фактом, что поэт о нем никогда не слышал, вступил в беседу. В последующие годы они стали близкими друзьями - если, конечно, дружбу между человеком из плоти и крови и призраком с того света можно считать близкой. Йейтс считал Льва своим «деймоном», или аль-тер эго, неким мистическим отражением, которое воплощало в себе все те качества, которыми Йейтс хотел бы обладать. Там, где Йейтс проявлял излишнюю предосторожность, Лев действовал напролом, и так далее. Лев неоднократно помогал поэту советами и поддерживал его с помощью автоматического письма: рука Йейтса выводила на бумаге буквы, повинуясь голосу Льва. Иногда они держали связь через жену Йейтса, которая была признанным медиумом. Со временем влияние Льва на Йейтса стало ослабевать, а к 1917 году их «переписка» и вовсе сошла на нет.

ГОСПОДИН КРОУЛИ

Увлечение Йейтса оккультизмом заставило его сойтись с самыми эксцентричными специалистами своего времени по непознанному. В 1898 году он вступил в Герметический Орден Золотого Рассвета, среди членов которого были писатель-мистик Элджернон Блэквуд, Артур Макен (Мейчен) и «самый ужасный в мире человек», знаменитый любитель плотских удовольствий и черный маг Алистер Кроули.

Йейтс и Кроули сразу прониклись друг к другу неприязнью. Йейтс считал Кроули совершенно безнравственным человеком, а то и полным психом, а Кроули полагал, что Йейтс втайне завидует его литературным и магическим талантам. Йейтс на протяжении нескольких лет добивался, чтобы Кроули исключили из ордена на том основании, что «сообщество мистиков не должно превращаться в исправительную школу для малолетних преступников». Кроули, в свою очередь, обвинял Йейтса в том, что тот с помощью черной магии сглазил его, а сам всемогущий Кроули, разумеется, снял заклятие. В итоге победу одержал Йейтс. Кроули был изгнан и основал свой собственный магический орден. Это привело к расколу Ордена Золотого Рассвета, которому уже не суждено было вернуть себе былую популярность.

Последнее слово все-таки осталась за старым магом. В своем очерке «Мои невоздержанные современники» Кроули откровенно высмеивает Йейтса: «В ваших стихах действительно слышится особая мелодия, унылая и монотонная, которая изредка нарушается резкими диссонансами. Больше всего это похоже на бесконечную похоронную процессию, где у машины-катафалка время от времени начинают барахлить мотор и выхлопная труба».

ДОЛБЕНИТО

Как и его друг Эзра Паунд, Йейтс не в меру поддался обаянию итальянского диктатора-фашиста Бенито Муссолини. Всегда недолюбливавший демократию, Йейтс однажды брякнул: «Деспотическое правление образованных классов - единственный способ положить конец нашим проблемам». Но только в 1930-е годы его слова перестали расходиться с делом. Примерно в это время Йейтс написал три марша для ирландских «синеруба-шечников» - доморощенного фашистского движения, которое брало пример с нацистов, носивших коричневые рубашки. В конце 1933 года Йейтс с воодушевлением писал своей приятельнице Оливии Шекспир: «Никакого секрета больше нет - конвенция синерубашечников, или Национальная Гвардия, фашистским салютом поприветствовала своего нового лидера, который провозгласил своей основной задачей реформирование Парламента… Италия, Польша, Германия, а теперь, возможно, и Ирландия». Под «реформированием Парламента» Йейтс подразумевал полную отмену парламентского правления, за которую он ратовал, хотя и занимал место в ирландском Сенате. (Впрочем, никто и не говорит, что он был последовательным человеком.)

ЧЕЛОВЕК-ОБЕЗЬЯНА

Во времена, когда «Виагру» еще не изобрели, пожилые мужчины, борясь с импотенцией, нередко прибегали к шарлатанским препаратам и сомнительным с точки зрения медицины процедурам. Решив немного укрепить своего «маленького друга», стареющий поэт отправился в Вену на знаменитую «операцию Штейнаха» - только-только начавшую применяться вазэктомию, которую автор метода расхваливал как безотказный способ вернуть мужскую силу. (Несколькими годами ранее подобную операцию перенес Зигмунд Фрейд, эффект был нулевой.)

Пятнадцатиминутная операция, в ходе которой в мошонку Йейтса пересадили железы обезьяны, прошла без сучка без задоринки. К Йейтсу вернулась былая форма. Позже он выражал хирургам признательность за то, что они оживили не только его творческие силы, но и «сексуальную жажду, которой мне, судя по всему, хватит до самой смерти». Вскоре он уже наслаждался плодами своей «странной второй юности» с новой возлюбленной, двадцатисемилетней актрисой и поэтессой Марго Раддок.

Однако за все в этой жизни приходится платить. Вскоре молва об операции распространилась повсюду, и счастливый обладатель обновленных половых органов сделался объектом насмешек. Дублинцы стали звать его не иначе как «старик с обезьяньей мошонкой», а ирландский писатель Фрэнк О’Коннор с иронией уподобил операцию «ремонту дряхлого “Форда”, в котором мотор заменили на двигатель от“ Кадиллака”».

УИЛЬЯМ ЙЕЙТС БЫЛ АКТИВНЫМ ЧЛЕНОМ ГЕРМЕТИЧЕСКОГО ОРДЕНА ЗОЛОТОГО РАССВЕТА - ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОПОВЕДОВАВШЕЙ БЕЛУЮ МАГИЮ.

СПАСИБО, ПАПИК!

Должно быть, страсть к Марго Раддок совсем лишила Йейтса разума. Эта молодая сексапильная актриса писала ничем не примечательные и незапоминающиеся вирши, однако, когда Йейтса в 1936 году привлекли к составлению «Оксфордского сборника современной поэзии», он включил в книгу целых семь стихотворений Марго, то есть на одно больше, чем было у прославленных Эзры Паунда и У.Х. Одена вместе взятых! Должно быть, в ту ночь, когда книга оказалась у Марго на полке, Йейтс получил в награду от своей любовницы парочку лишних поцелуев.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

УИЛЬЯМ ЛИР – СТРАСТНЫЙ В 1916 году Фрейд опубликовал свое психосексуальное учение, взяв за основу личность Леонардо да Винчи. Он писал: "Леонардо трансформировал свою страстность в любознательностью. Тезис Фрейда гласит: “То, что подавляется в сексуальной жизни, появится

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

Из книги Друзья не умирают автора Вольф Маркус

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ. Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

Сэр Уильям Наша первая встреча менее всего обещала стать началом необычной дружбы - она скорее походила на стандартную шпионскую историю. Позже мне бывало стыдно за свое театральное появление в генеральской форме, которую я обычно надевал только по официальным поводам.

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

39. ЛЕНГОЛЛЕНСКИЕ ЛЕДИ: Леди Элеонора Батлер (1755–1831) и Сара Понсонби (1739–1829) Леди Элеонора Батлер родилась в семье ирландских аристократов-католиков, воспитывалась в монастырской школе во Франции. По возвращении в Ирландию Элеонора не проявила интереса к замужеству,

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

УИЛЬЯМ БАТЛЕР ЙИТС (1865-1939) Когда литературоведы хотят объяснить историческое значение творчества Уильяма Йитса, они обычно говорят – ирландский Пушкин. Действительно, поэзия Йитса подняла литературу маленького народа на высочайший мировой уровень и прославила

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Дикий Билл Джеймс Батлер Хикок (James Butler Hickok) (25 мая 1837, Гомер - 2 августа 1876, Дедвуд) В салоне «Nuttal and Mann» городка Дедвуд было шумно - покорители Запада играли в покер. Вдруг от барной стойки отделился человек и шатающейся походкой направился к одному из игроков, сидевшему

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Уильям Шекспир ВоришкаУи?льям Шекспи?р (1564–1616) – великий английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира.В дневнике придворного судебного чиновника и писателя Джона Маннингема есть запись, датированная 1602 годом, в которой он упоминает анекдот о знаменитом

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

ФОЛКНЕР УИЛЬЯМ (род. в 1897 г. – ум. в 1962 г.) Писатель, лауреат Нобелевской премии (1949). Романы «Сарторис», «Шум и ярость», «Когда я умирала», «Святилище», «Осквернитель праха», «Реквием по монахине», «Притча», «Свет в августе», «Авессалом, Авессалом!», «Непокоренные», (в др.

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

ХЕРСТ УИЛЬЯМ Полное имя – Уильям Рэндольф Херст(род. в 1863 г. – ум. в 1951 г.) Первый в мире медиа-магнат. Создал индустрию новостей, отличительной чертой которой были сплетни и скандалы. Его газеты убедили сотни тысяч простых американцев в том, что их касается буквально

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

Уильям Холден ОБВИНЕНИЕ.Другой двойной роман случился на съемках «Мосты у Токо-Ри» (1954 год) и, возможно, также имел место во время съемок «Деревенской девушки». ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Семья Гримальди дала официальное одобрение биографии, написанной Спото («Высшее

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Батлер Николас Мюррэй (1862-1947) Американский теоретик и практик педагогики, политик, публицист Николас Мюррэй Батлер родился 2 апреля 1862 года в г. Элизабет (штат Нью-Джерси), он был первым ребенком из пяти детей текстильного промышленника Генри Батлера и Мэри Джоес Мьюррэй.

Из книги Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию автора Айзексон Уолтер

Уильям Ф. Тестермэн …Ваши сияющие голубые глаза и розовые румяные щечки приводят меня в восхищение… Об Уильяме Ф. Тестермэне известно только, что он был лейтенантом 8-го кавалерийского полка армии Теннесси во время Гражданской войны в США

Из книги автора

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР 23 апреля - один из самых радостных и одновременно печальных дней в истории литературы. В этот день в 1564 году родился Уильям Шекспир (если, конечно, вы согласитесь с разумным предположением, что его крещение произошло и было зарегистрировано через три дня

Из книги автора

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР Он родился в неординарной семье. Долгое время провел в тени знаменитого родственника, мечтая его переплюнуть. В военное время записался на летные курсы, но так и не попал в зону боевых действий. И вообще остается под вопросом, был ли он на самом деле в

Из книги автора

Уильям Шокли В молодости Уильяму Шокли нравились и искусство, и наука. Его отец изучал горное дело в Массачусетском технологическом институте, музыку в Нью-Йорке и выучил семь языков, когда, скитаясь по Европе и Азии в поисках приключений, занимался спекуляциями на акциях

Ричард Йейтс ставил после себя романы, ставшие популярными в наши дни. Однако при жизни автора его произведения не были востребованы и часто простаивали на полках книжных магазинов. Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны и в прошедшие годы, но, видимо, сейчас у людей возникла потребность разобраться в своих мыслях и чувствах, сравнивая себя с героями, которых придумал Ричард Иейтс.

Зарождение интереса

Родился он зимой 1926 года. Вырос в неполной семье, родители его развелись, когда мальчику исполнилось всего три года. После этого последовали многочисленные переезды. Ричард Йейтс побывал в различных городах, журналистика заинтересовала его, когда он жил в Коннектикуте. Но устроиться на работу журналистом ему удалось только после Второй мировой войны. Во время нее он проходил службу в армии. В 1946 году вернулся в Нью-Йорк, где занимался любимой профессией. Генеральный прокурор во время своих выступлений всегда пользовался заготовленной речью, которую для него писал Ричард Йейтс. Страсть к сочинительству позволяла ему зарабатывать на адаптации художественных произведений под экранизации и написании сценариев.

Сильная личность

Заболев туберкулезом в 1950-м году, будучи молодым человеком, он не сразу смог побороть свалившееся на него несчастье. Поэтому долгое время его преследовали нищета и проблемы с алкоголем. Ричард Йейтс был женат дважды. В первый раз он женился в 22 года на Шейле Бриант. Изначально отношения с ней были прекрасными. Она даже родила ему двух дочерей, хотя семье приходилось жизнь на пенсию по инвалидности, которую выделила армия после болезни Ричарда. Однако в 1959 году жена ушла от него вместе с детьми. За тот период, который длились их отношения, Йейтс проводил много времени за чтением и написанием собственных произведений. Изначально это были рассказы. Один из них — Jody Rolled the Bones — даже получил премию журнала The Athlantic Monthly.

Во второй раз Ричард был женат уже в зрелом возрасте - на Марте Спирз, которая также родила ему дочь и с которой он развелся в 1975 году. Возможно, эти непростые семейные отношения дали материал для написания книг о жизни супружеских пар.

Творческая деятельность

Преодолевая жизненные невзгоды, Ричард Йейтс, биография которого описана в этой статье, занимался написанием книг. Первый его роман увидел свет через два года после первого развода. Это была «Дорога перемен». Всего за свою жизнь он написал 8 романов, последний из которых — Uncertain Times — так и не окончил.

Среди произведений Йейтса - "Пасхальный парад", "Дыхание судьбы", "Плач юных сердец" и другие. Кроме того, были изданы сборники рассказов «Одиннадцать видов одиночества» и «Влюбленные лжецы», автором которых был Ричард Йейтс.

Книги его производят впечатление и не оставляют читателей равнодушными. Все они сходятся в одном: творчество Йейтса наполнено тоской, безысходностью, одиночеством. Все его герои несчастны. Жизнь в книгах этого писателя показана без прикрас, такой, какая она есть по его мнению. Не все читатели согласны с этим, однако слог Йейтса увлекает и заставляет дочитать произведение до конца.

Первая книга

В своем первом романе автор рассказывает о жизни Эйприл и Фрэнка. Через некоторое время после свадьбы, родив двоих детей, они вдруг обнаруживают, что живут скучной жизнью, в которой нет места для осуществления их мечтаний. Они решают уехать в Париж, надеясь, что перемена места жительства внесет нечто новое в их жизнь. Но, переехав, супруги понимают, что дело было в них самих, а от себя не убежишь. Оказалось, что их связывала не любовь, а привязанность.

Эта книга была экранизирована в 2008 году. Главные роли сыграли Леонардо ДиКаприо и Фильм получил положительную критику и полюбился многим зрителям, хотя некоторые из них даже не подозревали, что он снят по мотивам произведения Ричарда Йейтса.

Писатель, как и многие непризнанные гении, прожил остаток своей жизни в нищете. Он много пил, плохо питался, жил на съемных квартирах всеми заброшенный и нелюбимый. Организм не выдержал такого обращения, и в 1992 году Йейтс скончался от осложнений после легкой операции, которых могло бы и не быть, уделяй он своему здоровью немного больше внимания.

Уильям Батлер Йейтс известен как крупнейший англоязычный поэт конца XIX — начала XX веков, много сделавший для преобразования поэтического стиля, а также как драматург, эссеист и прозаик. В списке книг, рекомендованных Хемингуэем для обязательного прочтения молодым авторам, была указана и "Автобиография" Йейтса. Его поэзию почтили вниманием именитые переводчики. Не только как поэт проявил себя Уильям Батлер Йейтс. Стихи его, безусловно, очень ценны, однако Уильям Батлер известен и как драматург. Концепция драматургии Йейтса оказала сильное влияние на характеризовавшего творчество своего предшественника как "неотъемлемую часть духа нашего века".

Происхождение, юность и особенности раннего творчества

Интересующий нас англоязычный поэт родился в в семье известного художника, принадлежавшего к школе прерафаэлитов (к которой, кстати, была близка и семья Киплинга). Он не получил сколь-либо приличного формального образования, но много занимался самостоятельно. Рано увлекся литературой.

Первые стихи отмечены сильным влиянием Шелли и Спенсера. Он начал их писать еще в 1882 году, а первая публикация относится к 1885 году. Тогда же, в 1885 году, Уильям участвовал в организации Дублинского алхимического общества, занимавшегося Интерес к ним сохранится у поэта на всю жизнь.

Печататься Уильям начал в 20 лет, а еще через 4 года выпустил первую книгу стихов. Воспитанный на идеях прерафаэлитов молодой человек, по его словам, испытывал "обезьянью ненависть" к рационализму и практицизму современности. Ему казалось, что и поэзия поражена этой пагубой, он искал спасения в символизме, считая, что образ красоты, скрытой от нашего взора, нельзя воссоздать иначе, чем прибегая к использованию символов. Однако уже тогда Йейтс требовал от искусства не только эмоционального воздействия на читателя, но и влияния нравственного.

Просветительская деятельность

Много сил поэт отдавал просветительской деятельности. В 1891 году он организовал в Лондоне Ирландское литературное общество, затем Национальный ирландский союз в Дублине, энергично участвовал в работе Общества стихотворцев, заботился о популяризации ирландского фольклора. Одним из его свершений стало создание так называемой Гэльской лиги — общественного союза, ставившего целью развитие ирландской национальной культуры, возрождение коренного языка и переход к литературе, основанной на народных традициях.

Ирландский народ имеет трудную историю. "Зеленый остров" был заселен кельтскими племенами еще в IV столетии до нашей эры. В новое время, в XII веке, Ирландия попала под владычество Англии. Лишь в 1921 году она получила статус доминиона, а в 1949 году - самостоятельность. часто называемая Ольстером, осталась у англичан. Чужеземное господство было жестоким, законы не позволяли ирландцам пользоваться родным языком под страхом смертной казни. К середине прошлого столетия борьба за свою культуру и язык осложнилась массовой эмиграцией; сейчас за границей ирландцев живет столько же, сколько в Ирландии. Число пользующихся родным языком пошло на убыль. Даже теперь, когда положение выправляется, на ирландском говорит меньше четверти граждан.

"Ирландское литературное возрождение"

Борьбу с упадком культуры и ставило своей задачей движение "Ирландское литературное возрождение", в рамках которого возникла Гэльская лига и начало которого связывают с выходом в 1893 году поэтического сборника, автором которого был Уильям Йейтс ("Кельтские сумерки"). Участники движения не сводили его цели к узкоязыковым проблемам, а многие из них, в том числе и Уильям, писали на английском языке. "Гэльский — мой национальный, но не родной язык," - говорил Уильям Батлер Йейтс. Цитаты его часто использовались для пропаганды этого движения. Задачи "Ирландского литературного возрождения" были масштабными — пробудить национальный дух, уберечь народные традиции, отстоять самостоятельность культуры страны.

Создание Ирландского литературного театра

В рамках движения Уильям Батлер Йейтс основал в 1899 году Ирландский литературный театр в Дублине и был его директором почти до смерти, около 40 лет. Над репертуаром для своего театра он работал сам, обращаясь за проблематикой преимущественно к национальному эпосу и родной истории. Здесь Йейтс явился крупнейшим новатором. Ему удалось создать своеобразную концепцию "поэтического театра", антитезы засилью натурализма.

Личная жизнь и стихи про любовь

В поэзии, ставшей основным призванием Йейтса, он тоже постоянно находился в поиске. Его раннее творчество корнями уходило в мифологию и питалось идеей "Вечной красоты". Реальность почти не привлекала поэта. Своеобразный трагический колорит в поэзию Йейтса привнесла любовь. В 24-летнем возрасте он познакомился с молодой красавицей Мод Гони, актрисой и революционеркой, и на протяжении долгих лет питал к ней страстные чувства, которые остались неразделенными. Лишь в 52 года, в четвертый раз получив от Мод отказ соединить их жизни, завел семью Уильям Батлер Йейтс. "Он жаждет небесного плаща..." - так называется одно из его стихотворений, относящихся к любовной лирике. Кстати, строки из него звучат в начале фильма "Эквилибриум". Многие не знают, что их автор - Уильям Батлер Йейтс. "Но я бедняк, и у меня лишь грезы," - говорит лирический герой этого стихотворения, сетуя на то, что не может расстелить у ног возлюбленной "небесный шелк".

Исповедальная и гражданская поэзия

Со временем в творчестве Йейтса обозначился перелом. "Вечная красота", стихи про любовь - все это постепенно уходило в прошлое. Начиная со сборника "Ответственность" (1914), Уильям Батлер все больше тяготеет к исповедальной и гражданской поэзии. Стихотворения сборника передают напряженную общественную атмосферу. В постоянно неспокойной католической Ирландии копилось недовольство господством протестантской Англии. Разрешился кризис Дублинским восстанием 1916 года. Ирландия провозгласила себя республикой, но инсургенты продержались всего пять дней. Уильям Батлер Йейтс в это время был в Лондоне, и события явились для него полной неожиданностью, однако они оставили глубокий след в его сознании.

Потребовалась мучительная переоценка прошлого. Взамен замешанной на мистицизме мифологии в творчество Йейтса входит история страны с ее действительными героями. Кровавая реальность восстания, унесшего 450 жизней, гибель его руководителей побудили поэта отбросить возвышенный аристократизм, по-новому взглянуть на людей.

Трагическая тональность лирики

Жизнь не давала нащупать твердую опору. Наступившая с английскими завоевателями вызвала у Йейтса горькое разочарование. Его обуял страх перед цепной реакцией ненависти и насилия. Трагическая тональность свойственна большинству стихотворений этого периода. Но, конечно, встречались в лирике Йейтса и веселые аккорды. Пример - стихотворение "Скрипач из Дунии".

Авторитет поэта

Поэзия Йейтса пользовалась широким признанием. Видимо, не стоит искать гиперболизации в формуле Шведской академии, где отмечено, что его творчество "дает выражение духовной сущности целой нации". Авторитет поэта был велик. С 1922 по 1928 год Йейтс — член ирландского сената, один из трех сенаторов, консультировавших правительство по вопросам образования, литературы и искусства. Его способствовали сохранению многих национальных памятников. Однако большей частью попытки вмешаться в политику не давали результатов, и он отказался от почетного звания.

Сенатские речи

Сенатские речи Йейтса позволяют судить о его оценке роли культуры в жизни общества. В одной из них он говорил, что у него нет надежд самому увидеть единую Ирландию, увидеть присоединение Ольстера; но он убежден, что в конце концов это произойдет, и не потому, что ирландцы будут за это бороться, а потому, что они будут хорошо управлять своей страной. Уильям Батлер Йейтс отметил, что это можно сделать, создав культуру, которая будет представлять свою страну и которая привлечет к себе воображение молодежи.

Последнее десятилетие жизни и творчества

В последнее десятилетие жизнь его, казалось, протекала спокойно. Большой моральной и материальной поддержкой стала Нобелевская премия, которую он получил в 1923 году. Поэт вновь полон духовных и физических сил, о подступающей старости говорит со спокойным юмором. Но это лишь внешнее спокойствие, духовная жизнь поэта по-прежнему полна борений. На склоне лет всеми почитаемый автор, оглядываясь на прошлое, задумываясь о будущем, задает себе вопросы один тревожнее другого. В его творчестве возникают свежие темы, вынашиваются новые идеи, меняется стихотворная техника. Поэт как бы постоянно опровергает сам себя. Состояние поиска не оставляло его до конца.

Также следует отметить, что стихи, относящиеся к позднему периоду его творчества, имеют более персональный характер, чем более ранние произведения. В частности, в них упоминаются дети Уильяма, представлены размышления Йейтса о его старении.

Последние пятнадцать лет своей жизни Йейтс был признан национальным ирландским поэтом. Он часто болел, однако продолжал творить. В последнее десятилетие жизни он создал произведения, которые отмечены незаурядным мастерством, большой страстностью и фантазией. Среди них следует отметить такие сборники, как "Башня" (1928 год) и "Винтовая лестница", созданная в 1933.

Поэт скончался на французской Ривьере, в городке Кап-Мартене, 28 января 1939 года. Смерть наступила после очередной болезни. Согласно воле Йейтса, которая была обозначена в его поэтическом завещании, в 1948 году его останки были перезахоронены в Ирландии.

Споры вокруг личности и творчества поэта

Резкие переходы были характерны для Йейтса-художника на протяжении всего почти 60-летнего творческого пути. Он нередко отказывался от достигнутого, изменял и варьировал свои произведения. Факты жизненной и литературной биографии Йейтса тоже разноречивы. Всю жизнь он увлекался мистическими учениями. Это отразилось и в его творчестве. В частности, спиритизмом увлекался Уильям Йейтс. "Видение" - опубликованная в 1925 году книга, в которой автор толкует психологические и исторические моменты с позиции мистицизма. Одно время Уильям Батлер даже поверил примитивной фашистской демагогии.

Соответственно, и суждения критиков о его мировоззренческих позициях часто взаимоисключают одно другое: Йейтса представляют то революционером, то реакционером, то традиционалистом, то модернистом. Суждения подкрепляются ссылками на статьи, высказывания, поэтические строки. Споры вокруг личности и творчества Уильяма Батлера Йейтса стали традицией. Ясно одно — он был человеком, постоянно устремленным к новым духовным сущностям. И именно это свойство подвигло его создать новую по форме и содержанию поэзию, ставшую неотъемлемой частью современной культуры.

Еще одна книга с аннотацией совершенно не соответствующей содержанию. Итак, мне обещали "красивую, умную, талантливую и скучающую" супружескую пару. Но может быть я ошиблась книгой? Потому что ни Фрэнк, ни Эйприл не кажутся мне скучающими представителями творческой прослойки населения. Они производят впечатление чертовски уставших друг от друга людей. Непонятно вообще, как они оказались вместе. Притом это непонятно не только мне, это и их самих удивляет. Как будто они жили жили жили, а потом внезапно проснулись в одной постели и осознали, что совершенно чужие друг другу. Вся эта книга - сплошь безнадега и отчаяние. Ничего нельзя изменить. Ни надоевшую работу, которая отупляет, ни роль матери-домохозяйки, от которой Эйприл, видимо, становится тошно.

Ну, казалось бы, что тут такого страшного? Больше половины супружеских пар сталкиваются с такими проблемами. Надо просто их решать, но герои не справляются даже с этим. Большую часть книги Фрэнк беседует с женой... но только мысленно. Разыгрывая прямо целые представления у себя в голове, представляя, что скажет Эйприл, как она посмотрит на него, что подумает и все в таком духе. Вот только почему-то дальше этих театральных постановок дело не идет. Все реальные попытки поговорить оборачиваются либо скандалами, либо очередным враньем. Еще аннотация намекнула, что им выпал редкий шанс переехать в Париж и я почему-то решила, что они все-таки туда поедут и чуть книги пройдет именно в Париже, пока они будут обустраивать свою жизнь заново. Но в итоге Парижем и не пахнет. Вообще аннотация скорее подошла бы легкой и простенькой книжице о самой обычной молодой семье. И это несколько сбивает с толку, когда берешься за легкую историю, а получаешь самую настоящую драму, скрывающуюся за дверьми ничем не примечательного дома.

Если выбирать между мужем и женой, то я однозначно встану на сторону Эйприл. Она кажется хорошей женщиной, попавшей в клетку повседневного быта, и, оказавшись лицом к лицу с тем, что мужу на нее по сути наплевать. Ему неинтересно, что с ней происходит, ему нет дела до ее переживаний или желаний. Она предлагает ему уехать в Париж, где будет вкалывать как лошадь, пока он займется поиском себя и Фрэнк с радостью хватается за эту идею, тут же убеждая себя, что он неоцененный гений и ему просто нужно выбраться в Европу, чтобы обрести всю свою гениальность. Много монологов о собственной значимости и ни слова о том, чем же это обернется для Эйприл. А потом внезапно все меняется и он уже хочет остаться. И теперь он лжет и изворачивается, чтобы убедить жену изменить решение.

Я бы не сказала, что книга читается на одном дыхании. Меня тормозила некоторая затянутость повествования, но в остальном, мне безумно понравилось. Это словно подглядывание в замочную скважину за чужой жизнью. Ощущение полного и молчаливого присутствия там, в их спальне, кухне, гостиной... Но -2 звезды за финал. Я не оценила такой развязки.

Биография

Отец поэта, Джон Батлер Йейтс, получил юридическое образование, но, когда сыну было два года, решительно порвал с адвокатским миром и отправился в Лондон изучать живопись. Он стал портретистом. Младший брат Уильяма - известный ирландский художник Джек Батлер Йейтс . В 1880 году Йейтсы вернулись в Ирландию и поселились в пригороде Дублина. В Дублине Уильям Йейтс окончил школу и с одобрения отца поступил в художественное училище.

Уильям Йейтс рано начал писать стихи, и его талант был замечен довольно быстро. Среди поэтов, благосклонно отнесшихся к его раннему творчеству, можно назвать Уильяма Хенли, Джерарда Хопкинса , Уильяма Морриса и Оскара Уайльда .

В 1885 году Йейтс познакомился с Джоном О’Лири, членом ирландского тайного общества «фениев» , после многолетнего заключения и изгнания вернувшегося в Дублин. Под влиянием нового знакомого Йейтс начинает писать стихи и статьи в патриотическом ключе, в его поэтике появляются многочисленные образы древнеирландской кельтской культуры.

Также рано проявился интерес Йейтса к оккультизму. Еще в художественной школе он познакомился с Джорджем Расселом, впоследствии известным поэтом и оккультистом, писавшим под псевдонимом А. Е. Они и ещё несколько человек основали Герметическое общество для изучения магии и восточных религий под председательством Йейтса. В середине 1880-х годов он ненадолго присоединился к теософскому обществу , но вскоре разочаровался в нём.

30 января 1889 года Йейтс познакомился с Мод Гонн, которая стала его любовью на долгое время. Она была деятельным участником движения Ирландии за независимость, и вовлекла Йейтса в политическую борьбу. Не оставлял Йейтс и своего увлечения оккультными дисциплинами, так, в 1890 году он вступил в Орден Золотой Зари , основанный незадолго до этого его знакомым Мак-Грегором Мэтерсом.

В 1899 году вышел стихотворный сборник Йейтса «Ветер в камышах», по мнению критики, главное достижение раннего этапа его творчества. Образный ряд поэзии Йейтса в это время насыщен персонажами кельтской мифологии и фольклора. Йейтс получает репутацию певца «кельтских сумерек», времени упадка национальной культуры Ирландии, ищущего силы лишь в возрождении забытого наследия прошлого.

Начало двадцатого века ознаменовалось повышенным интересом Йейтса к театру. Он принимает активное участие в работе первого ирландского национального театра «Театра Аббатства », чьим многолетним директором он вскоре становится. Йейтс пишет несколько пьес, на стилистику которых заметное влияние оказал японский театр Но . В это же время Йейтс знакомится с начинающим тогда поэтом-модернистом Эзрой Паундом , оказавшим определённое влияние на стилистику Йейтса.

Весной 1917 года Йейтс купил свою знаменитую «башню», много раз упомянутую в его позднем творчестве как символ традиционных ценностей и духовного развития. Это усадьба с заброшенной нормандской сторожевой башней, находящаяся в ирландском графстве Голуэй . Он прикладывает много сил для того, чтобы сделать из этого полуразрушенного сооружения своё родовое гнездо. Ведь осенью того же 1917 года он наконец женится. Брак с двадцатипятилетней Джорджи Хайд-Лиз оказался удачным, у пары было двое детей, сын и дочь.

В 1923 году Йейтсу была присуждена Нобелевская премия по литературе .

Йейтс не оставляет своего увлечения оккультизмом. В 1925 году выходит плод его многолетних размышлений на тему - книга «Видение», в которой он связывает этапы развития человеческого духа с фазами Луны. В более зрелом возрасте Йейтс переживает второе рождение как поэт, и выпускает два стихотворных сборника, являющихся вершиной его творческого развития - это «Башня» (1928) и «Винтовая лестница» (1933).

Творчество

Первый сборник его стихов, «Странствия Ойсина» («The Wanderings of Oisin»), вышел в г. В том же году вышла его книга по фольклору Ирландии, «Волшебные и народные сказки», с примечаниями, составленными Йейтсом на основании собственных его исследований в западной Ирландии. Другие наиболее важные его сочинения:

  • «Графиня Кэтлин» («The Countess Kathleen», 1892), драма в стихах;
  • «Кельтские сумерки» («The Celtic Twilight», 1893), собрание статей об ирландском фольклоре;
  • «Страна, желанная сердцу» («The Land of Hearts Desire»), пьеса в стихах (1894);
  • «A Book of Irish Verses» (1895), антология ирландских баллад;
  • «Стихотворения» («Poems», 1895);
  • «Тайная роза» («The Secret Rose», 1897), собрание сказок, оригинальных и переделанных из народных ирландских, написанных в высшей степени изящной прозой;
  • «Ветер в камышах» («The Wind among the Reeds», 1899), поэма;
  • «The Shadowy waters» (1900), поэма, позже переделанная в драму;
  • «Ideas of Good and Evil» (1903), собрание статей;
  • «В семи лесах» («In the Seven Woods», 1903), стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса.

Ранние произведения Йейтса проникнуты мотивами кельтского фольклора и характеризуются неоромантическим стилем, заметно влияние оккультизма . Ряду произведений (в их числе пьеса «Кэтлин, дочь Холиэна») не чужды политически-национальной тенденции. Одно из самых знаменитых стихотворений Йейтса «Пасха 1916 года» посвящено Пасхальному восстанию , с рядом казнённых или изгнанных руководителей которого Йейтс был связан лично, и сопровождается рефреном: «Родилась ужасная красота» (A terrible beauty is born ). Один из центральных мотивов его лирики - трагическая любовь к Мод Гонн, ирландской революционерке.

После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике - трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется.

См. также

Издания на русском языке

  • Уильям Батлер Йейтс. Роза и Башня - СПб.: Симпозиум, 1999. - С. 560. ISBN 5-89091-074-4
  • Йейтс У.Б. Роза алхимии. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 400 с. (Серия «Антология мудрости») ISBN 5-04-010271-2

Ссылки

  • Йейтс, Уильям Батлер в библиотеке Максима Мошкова
  • Савельев К. Н., Луков Вл. А. Йейтс Уильям Батлер . Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (2009). Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 7 августа 2012.