Что находится в политехническом музее. Секретный объект на лубянке

Сегодня основное здание музейного комплекса, расположенное на Новой площади, 34, закрыто на затяжную реконструкцию. Открытие обновленного музея ожидается в 2018 году. Однако любители науки и старинной техники могут увидеть большую часть коллекции на партнерских площадках столицы.

История Политехнического музея

Строительство музея в 1871 году стало результатом кропотливой работы, которую провела группа энтузиастов во главе с профессорами Московского университета. Благодаря им Городская Дума выделила 500 тысяч рублей вкупе с земельным участком в Лубянском проезде. А на Лубянской площади Политехнический музей оказался после демонтажа в 1966 году сооружения, в котором размещался императорский Комитет Человеколюбивого Общества. Это здание более известно истории, как Шиповская крепость или дом Шипова.

Открытие музейного комплекса состоялось в 1872 году на временной площадке на улице Пречистенка. Пять лет спустя в соответствии с проектом зодчего Монигетти центральная часть музея была построена. Работами руководил Шохин. Южное крыло комплекса было возведено уже по чертежам самого Шохина. Но строительными артелями в 1883 году управляли Вебер и Машков. В 1896 году было завершено правое крыло музея. В общей сложности строительные работы, включая сооружение Северного корпуса, длилось порядка трех десятилетий.

На данный момент Политехнический музей являет собой образец крупнейшего научно-технического музея России. И сравните его можно с . Он хранит более 190 тысяч экспонатов, около 150 уникальных коллекций по различным сферам науки и техники. Экспозиции демонстрируют историю становления науки и техники на всем пространстве Старого Света. Для юных посетителей музея уготованы интересные экскурсии с объяснениями принципов действия многочисленных технических гаджетов. При музее функционирует Политехническая библиотека, хранящая около 3 млн печатных материалов.

В 2010 году тогдашний президент Медведев поручил разработать проект создания Музея науки на базе фонда Политехнического музея. Открытый конкурс по реставрационным работам выиграли британские строители, которые пообещали к 2018 году подготовить нечто фантастическое для Музея науки России.

Коллекция Политехнического музея

На начало 2013 года фонд музея насчитывал почти 230 тысяч экспонатов. Все 150 коллекций имеют статус государственных или мировых собраний науки и техники. По большой части фонд комплекса включает научно-технические типологические собрания, которые в свою очередь состоят из концептуальных и серийных моделей и предметов техномира. Это позволяет формировать коллекции таким образом, чтобы была понятна четкая историческая градация техники.

Особое место в экспозиции музея занимают коллекции транспортных средств Автомобили, Мотоциклы, Велосипеды. Вокруг единственного русского автомобиля дореволюционной эпохи постоянно толпится народ. Как говорят сотрудники музея, 100-летний эксклюзивный Руссо-Балт К12/20 является жемчужиной собрания.

Среди вычислительной техники выделяются редкие авторские устройства, такие как самосчеты Буняковского, оригинальный экземпляр ЭВМ Урал, одна из рядовых моделей арифмометра Однера, Сетунь, гидроинтегратор Лукьянова, не имеющая аналогов в мире вычислительная машина, базирующаяся на троичной логике.

Техника, представленная фондом Радиоэлектроника и связь, рассказывает историю создания и развития радиовещательных приемников, приборов для записи и проигрывания звука, передачи данных на дальние расстояния. Собрание Телефонные аппараты познакомит юных посетителей музея с прообразами современных беспроводных телефонов. Думается, для взрослых понять принцип работы первых телефонов и телеграфных устройств также будет интересно. Центральным экспонатом коллекции считается аппарат Шиллинга 1832 года.

Где разместится музей на время реконструкции

На время восстановительных работ фонды музея и библиотека разместились на территории предприятия АЗЛК в Текстильщиках. Многочисленные временные выставки будут устраиваться на ВДНХ. К примеру, в павильоне 26 будет открыта выставка "Россия делает самостоятельно".

Вообще, на ВВЦ с регулярностью будут устраиваться временные экспозиции. При этом служители музея говорят, что благодаря инфраструктуре экспозиционного комплекса многие теоретические разработки музейных технологий и коммуникаций будут претворены в жизнь. При открытии они активно будут применяться в обновленном месте.

В 2015 году московские власти обещают сдать в эксплуатацию новое здание под нужды научно-общественного центра Политехнического музея и МГУ, которое соорудят на Воробьевых горах. По соседству располагается учебный корпус Шуваловский и фундаментальная библиотека. В новом здании музей получит современный кинотеатр с кинолентами научного характера, лекционные залы, галерею Science-Art, научные лаборатории, кафе, выставку Математика. Вместительность кинотеатра составит 1500 мест, а весь комплекс будет размещен на площади 40 тысяч м2.

Исторические факты

Датой основания музея считается 1872 год. По инициативе энтузиастов была открыта политехническая выставка в честь 200-летия Петра Великого.

Музейное здание на Новой площади включено в список архитектурного наследия Москвы. Над ним трудились выдающиеся зодчие своего времени - Монигетти, Вебер и Каминский.

Первоначально в здании музея должна была разместиться коллекция прикладных знаний. Первая экспозиция включала в себя 9 разделов, непосредственно связанных с прикладными науками.

Во время I Мировой войны в помещениях музея разместили военный лазарет, функционировал рентгенологический кабинет, активно применявшийся ведущими московскими клиниками. После Октября в здании устраивались народные собрания, в рамках которых выступали Дзержинский, Ленин.

Большая аудитория - одна из ведущих научных площадок столицы, располагается в здании Политехнического музея. Она открылась в 1907 году под влиянием роста популярности демонстрационных научных опытов. Здесь же происходили научные и литературные диспуты. В разное время с местной кафедры выступали Бор, Блок, Тимирязев, Мечников, Окуджава, Евтушенко.

В 1930 году уникальную экспонатуру распределили по трем новым разделам: фундаментальному, сельскохозяйственному и заводскому; научные лаборатории потеряли исследовательский характер и трансформировались в центры по переквалификации рабочих. Но всесоюзная выставка "Наши достижения" продемонстрировала грандиозные победы науки СССР. Ввиду этого было решено открыть на базе выставки Политехнический музей.

В 1980 году он становится основным музеем на просторах СССР, всецело сохранившим историю советской и русской науки и техники.

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира.
Музей был создан в 1872 г по инициативе Российских ученых-просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Идея создания Политехнического музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания.
23 сентября 1872 года высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. В состав Комитета вошли также московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, московский городской голова И. А. Лямин, вице-президент ИОЛЕАиЭ А. Ю. Давидов, профессор А. П. Богданов, директор Императорского технического училища В. К. Делла-Вос.
Основой для будущего музея стала часть экспонатов Всероссийской Политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Политехническая выставка разместилась в центре Москвы во временных павильонах. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные постройки в «русском стиле». «Гвоздем» выставки стал павильон Морского отдела, выстроенный целиком из металла и стекла. Металлический каркас здания был выполнен из рельсов на заводе Путилова в Петербурге. Современники приняли павильон с восторгом. И. Репин писал: «Из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере, общеевропейская вещь».
Наиболее значительным по представленной экспозиции стал Технический отдел. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств: от токарных станков до водокачки.
После закрытия Политехнической выставки экспонаты перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В числе первых поступлений в музей с выставки были коллекции по истории фотографии, мореходных инструментов, метеорологических приборов, коллекции мер, гальванопластики. Особое место занимал подарок музею от изобретателя гальванопластики академика Б. С. Якоби – первая его работа 1838 года, образцы различных гальванопластических произведений из меди, железа, никеля и латуни с железным барельефом самого изобретателя.
Для полноценной работы площадей музея становится не достаточно, поэтому начинается строительство собственного большого здания на Лубянской площади. Проект этот осуществляется под руководством архитектора И.А.Монигетти, который известен сооружением Морского отдела Политехнической выставки, Аничкого дворца в Петербурге и парковых построек в Царском селе.
Строительство музея ведется на протяжении 30 лет. Над его обликом трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 г. - левое, куда вошла, ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.
Все эти годы в Политехническом музее выступают с лекциями такие выдающиеся ученые, как Столетов, Яблочков, Тимирязев, Менделеев, Жуковский.
Постоянно пополняется его коллекция, здесь можно ознакомиться с последними изобретениями в области инженерной мысли.
Деятельность Политехнического музея отражает все политические и исторические изменения в жизни России. Сразу после Октябрьской революции он становится ареной жарких политических баталий и приобретает еще одно направление деятельности - политическое.
В 1920-е годы отмечается активизация научно-исследовательской работы музея, пополняются фонды, открываются новые лаборатории. Но, к сожалению, не обходится без потерь: изымаются «идеологически чуждые» экспонаты и увольняется часть сотрудников.
В 1930-х годах Политехнический часто принимает у себя известных людей, среди них Н.Бор, Л.Фейхтвангер, знаменитые челюскинцы и летчики: Чкалов, Байдуков и Беляков совершившие беспосадочный перелет Москва-Нью-Йорк.
Во время Великой Отечественной войны музей закрывают для посещения, но он продолжает вести работу, направленную уже на решение оборонных задач. В 1944 году восстанавливается прежний режим работы.
Бурное развитие новых направлений науки в послевоенные годы приводят к появлению в музее новых разделов и экспозиций: ядерная энергетика, химия полимеров. Космическая эра, открытая Советским Союзом, приносит в Политехнический музей новые экспонаты в раздел Космонавтики.
В 1970-е годы Политехнический музей входит в состав международной организации музеев - ИКОМ. А с 1991 года Указом Президента России музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны.
13 января 2013 года музей был закрыт на реконструкцию.

Политехнический Музей

Московский Политехнический музей по праву считается главным музеем России, представляющим историю отечественной науки и техники. Богатая музейная коллекция, насчитывающая более 100 тыс. экспонатов, охватывает все области знания: физику, химию, биологию, автоматику, метрологию, вычислительную технику, металлургию, энергетику, транспорт, космонавтику, минерально-сырьевые ресурсы Земли и пр. Многие собрания уникальны. Например, коллекция микроскопов одна из крупнейших в мире, в ней насчитывается около 1000 образцов, от первых однолинзовых «мушиных» до электронных микроскопов XX в. Кроме того, в Политехническом собрана обширная научно-техническая библиотека, включающая фонд редких изданий, работает Центральный лекторий знаменитая Большая аудитория, не раз становившаяся трибуной для главных действующих лиц российской истории и культуры

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из старейших научно-технических музеев мира. На протяжении своего более чем 137-летнего существования он не раз становился свидетелем важнейших исторических и политических событий российской жизни, фундаментальных научных открытий, встреч с замечательными людьми. Политехнический сегодня – это большой научный комплекс, в который наряду с богатой музейной коллекцией, насчитывающей более 100 тыс. единиц, входит обширная научно-техническая библиотека и Центральный лекторий. В многочисленных залах музея развернуты экспозиции по автоматике, метрологии, вычислительной технике, физике, химии, минерально-сырьевым ресурсам Земли, металлургии, энергетике, транспорту, космонавтике и другим отраслям знания.

Политехнический музей – первое публичное учреждение в России, которое изначально создавалось для популяризации научно-технических знаний среди широких слоев населения. Идея его возникновения родилась в 60-е гг. XIX века, в эпоху реформ Александра II, когда в результате проводившихся в стране преобразований наступила некоторая либерализация общественной жизни, позволившая развернуть свою деятельность многим научным сообществам.

В 1863 г. при Московском университете было учреждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Главной задачей его основатели ставили не только содействие науке, но и распространение среди населения естественно-научных знаний. Они выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея, призванного «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки», «содействовать распространению сведений между недостаточно образованными классами» (Соловьев, 1872, с. 134).

Для начала было решено провести в Москве Политехническую выставку, которая бы ознакомила российскую общественность с наиболее передовыми научными и техническими идеями, самые же интересные экспонаты составили основу будущих музейных коллекций. Эта идея встретила горячую поддержку со стороны властей и предпринимательских кругов Москвы. Проведение выставки приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого, чтобы обеспечить ей покровительство со стороны царствующего дома.

Летом 1872 г. в самом центре Москвы, как было записано в программе, «в Кремле и около него, под умолкнувшими бойницами древней защиты выставились произведения труда». Общая площадь павильонов, занявших территорию Манежа, Александровского сада и набережной Москвы (вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста), составила 20 га. В них разместили свою продукцию около 10 тыс. отечественных и 2 тыс. зарубежных экспонентов. Посетителями выставки стали 750 тыс. человек, что превысило все тогдашнее население Москвы.

Выставка имела грандиозный успех. Она стала ярким событием не только российской, но и международной жизни. После ее закрытия Комитет отобрал наиболее интересные экспонаты для открывающегося Музея прикладных знаний – будущего Политехнического музея.

«…дворцом смотрит и не лишено оригинальности»

Землю под строительство музея в самом центре Москвы, на Лубянской площади, пожертвовала Московская городская Дума. Здание, проект которого составил известный архитектор И. А. Монигетти, стало одним из первых в России зданий общественного назначения, отделка которого выполнена в «русском стиле». «Пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности…», – так восторженно отозвался о его фасаде искусствовед В. В. Стасов.

Строительство музейного здания в общей сложности продолжалось 32 года, вплоть до 1907 г., когда был закончен последний корпус с Большой аудиторией. Однако двери для посетителей Политехнический открыл уже 12 декабря 1872 г. (во временном помещении на Пречистенке). Этот день и считается официальной датой открытия музея.

Первая экспозиция состояла из девяти отделов: технического, прикладной физики, прикладной зоологии, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, торгового мореходства, турке-станского, почтовой техники. С самого начала руководство музея придавало большое значение разъяснению коллекций, проведению разного рода курсов и лекций, на которые могли прийти все желающие. Очень быстро Политехнический обрел популярность.

Руководителями отделов и научных лабораторий музея были многие замечательные ученые: А. С. Владимирский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский и др. Именно здесь, в Политехническом, впервые загорелась «электрическая свеча» Яблочкова и лампа накаливания Лодыгина, здесь проводились эксперименты по передаче звука на расстоянии под руководством П. М. Голубицкого, Жуковский докладывал о «новых исследованиях о летании», здесь обсуждался вопрос об освоении Северного Морского пути.

После «разгрома» в 1911 г. Московского университета многие ученые, вынужденные его покинуть, смогли продолжить свою научную и лекционную работу в Политехническом музее. Среди них К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин.

Большая аудитория

Новый размах просветительская деятельность музея обрела с открытием в 1906 г. Большой аудитории. Рассчитанная на 900 мест, она была снабжена всем необходимым для проведения публичных лекций и демонстрации опытов. Очень удачной аудитория оказалась и в акустическом плане, так что вскоре она стала главным лекционным залом Москвы.

В ней проводились известные на всю Москву воскресные «объяснения коллекций» музея. Так, в 1907 г. с интересной лекцией здесь выступил молодой физик, создатель электронно-лучевой трубки Б. Л. Розинг, а в 1909 г. Большая аудитория принимала крупнейшего ученого-биолога И. И. Мечникова, вернувшегося из-за границы после присуждения ему Нобелевской премии.

Начало XX в. ознаменовалось расцветом художественных и литературных течений в русском искусстве. Символисты, футуристы, акмеисты, имажинисты, кубисты отстаивали свои убеждения в Политехническом. С трибуны Большой аудитории звучали голоса С. Есенина, В. Хлебникова, И. Северянина, К. Бальмонта, им вторили их оппоненты: И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, К. Чуковский. В 1920-е гг. в Политехническом выступали А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский.

Неизменный интерес вызывали словесные баталии на тему «религия и социализм» наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита А. А. Введенского.

Пройдут годы, а Большая аудитория Политехнического, переименованная в середине XX в. в Центральный лекторий, по-прежнему будет собирать полные залы на лекции общества «Знание» и поэтические вечера, став самым узнаваемым символом «хрущевской оттепели». Зачастую она не могла вместить всех желающих послушать стихи молодых поэтов – Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Испытания XX века

Политехнический музей стал и свидетелем, и непосредственным уча­стником многих трагических событий XX в. С началом Первой мировой войны в его аудиториях разместился лазарет, силами сотрудников отдела физики заработал рентгенологический кабинет (его услугами пользовались все московские госпитали и больницы), постоянно проводились благотворительные вечера в помощь жертвам войны.

В годы революции музей оказался ареной бурных политических дебатов: в Большой аудитории проходили митинги и собрания, выступали В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Несмотря на смену политического режима, сотрудникам музея до конца 1920-х гг. удавалось сохранять ту идейную основу, что была заложена еще членами ИОЛЕАиЭ: содействовать науке, просвещать и образовывать. По инициативе работников отдела прикладной физики были проведены две большие выставки: свето- и радиотехническая. В 1921 г. в Политехническом музее обсуждался план ГОЭЛРО в рамках проходящего VIII Всероссийского электротехнического съезда.

Предвестники ЭВМ

Одним из величайших достижений XIX в. в области вычислительной техники стало изобретение арифмометров (от греч. arithmos – «число» и metreo – «измеряю»). Они широко применялись в различных сферах деятельности, оставаясь самыми популярными счетными машинами вплоть до середины следующего столетия.
Политехнический музей располагает внушительной коллекцией механических арифмометров – более 80 образцов. Большая их часть – редкие экземпляры середины XIX – начала XX вв.
Начало коллекции положил арифмометр англичанина Дж. Эдмондзона необычной цилиндрической формы – усовершенствованная версия первого промышленного арифмометра, созданного французским инженером К. Томасом. Одним из наиболее ценных приобретений музея стал арифмометр петербургского инженера В. Т. Однера. Разработанная им модель сыграла ведущую роль в становлении российского счетного машиностроения. Представленный в собрании образец относится к небольшой партии первых промышленных машин, изготовленных на чугуно-меднолитейном заводе «Людвиг Нобель». К настоящему времени сохранилось всего три экземпляра: два находятся в Смитсоновском институте (США), один – в собрании Политехнического музея.


Благодаря многолетней деятельности сотрудников музея удалось достаточно полно представить историю развития механических арифмометров, от первого в мире промышленного арифмометра Томаса до модели «Феликс», завершившей собой эволюцию счетных машин.
В «биографии» многих машин есть интересная «музейная легенда» или мемориальная значимость, повышающие историческую ценность экспоната. Например, арифмометр «Тринкс-Брунсвига», известный своей высокой разрядностью, был приобретен в 1915 г. счетоводными курсами Общества распространения коммерческого образования. Наглядная иллюстрация потребностей дореволюционной России в импортной вычислительной технике! А машина «Оригинал-Однер», принадлежавшая известному мостостроителю Г. К. Евграфову, использовалась для расчета конструкций мостов через р. Москва, в частности метромоста на Воробьевых горах.

Старший научный сотрудник О. А. Ананьева

Радикальные изменения в деятельности музея произошли в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. К началу XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. все экспозиции музея были в спешном порядке свернуты и на их месте открылась выставка «Наши достижения».

С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. музей был закрыт для посещения. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию.

«Критические точки» русского металлурга

С древнейших времен человек стремился улучшить свойства металла то нагревая, то охлаждая его, но полностью управлять этими процессами он не мог. Только в 60-е гг. XIX в. была установлена взаимосвязь между температурой нагрева, структурой железа и его свойствами. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. К. Чернову.


В 1866 г. молодой инженер, окончивший Петербургский технологический институт, поступил на Обуховский завод – крупнейший в России центр сталепушечного производства. Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств.
Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. известный французский исследователь Ф. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье.


Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России!»*
Дмитрий Константинович прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий. Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья.
В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г., в экспозиции музея был открыт раздел, посвященный творчеству этого выдающегося ученого-металлурга.

Старший научный сотрудник С. Г. Морозова
(Политехнический музей, Москва)

После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Группа ученых и общественных деятелей под руководством Президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. в Политехническом выступали такие видные популяризаторы науки, как физик А. Ф. Иоффе, геолог Д. И. Щербаков, физиолог Л. А. Орбели, механик И. И. Артоболевский, полярный исследователь О. Ю. Шмидт.

На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950-1960-е гг. в музее открылись экспозиции радиоэлектроники и электросвязи, ядерной энергетики, химии полимеров, автоматики, вычислительной техники, космонавтики.

Политические события, произошедшие в конце XX в., заставили по-новому взглянуть на роль музея в жизни российского общества. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях.

Политехнический сегодня – это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.

Литература

Анисимов А. И. Наш Политехнический: Страницы истории. М.: Знание, 1983. 192 с.

Двадцатипятилетие Музея прикладных знаний в Москве. 30-е нояб. 1872 г. – 30-е нояб. 1897 г. // Высочайше утвержд. Комитет по устройству Музея прикл. знаний в Москве. М., 1898. 81 с.

Поздняков Н. Н. Политехнический музей и его научно-просветительская деятельность (1872-1917) // Ист. муз. дела: Сб. ст. Вып. 1. 1957. С. 129-160.

Программа Морского отдела Московской Политехнической выставки. СПб., 1872. 14 с.

Пятидесятилетие Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1863-1913 / Сост. В. В. Богданов. М.: Тип. Тов-ва Рябушинских, 1914. 252 с.

Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра / Сост. Я. Д. Барский. М.: Знание, 1987. 176 с.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1872. 135 с.

* Albert Portevin. Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. Пг. 1923. С. 25

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

На Новой площади — закрывается в связи с предстоящей реконструкцией. Официально об этом объявлено 9 января; в марте начнется основной переезд экспозиции, которая сейчас разбирается и пакуется, на место временного размещения (большая часть отправится в павильон №26 «Транспорт» на ВВЦ), а окончательно музей закроется после «Ночи в музее», которая в нынешнем году приходится на 18-19 мая. Реконструкция и реставрация продлятся до осени 2016 года, а официальное открытие запланировано на 2017 год.

Политехнический музей в Москве был основан в 1872 году, а тремя годами позже началось возведение специального музейного здания для его размещения (архитекторы И.А. Монигетти, Н.А. Шохин, Г.И. Макаев). Строительство закончилось только в 1907 году, и сегодня здание Политехнического музея — особо ценный объект культурного наследия , где располагаются, кроме музейной части, библиотека, лекторий, детский научный центр и «Политеатр».

Необходимость реконструкции музейного здания стала очевидной после пожара 2004 года. В 2007-м дирекция музея назвала сумму , необходимую для реконструкции и реставрации — 7-8 млрд рублей. В 2009-м о срочности капремонта музея говорил министр культуры Александр Авдеев; в том же году корпорация «Роснано» учредила Фонд развития Политехнического музея, а глава корпорации Анатолий Чубайс вошел в его Попечительский совет. В апреле 2010 года президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея. Предельная стоимость проектирования, реконструкции и реставрации — 7,6 млрд рублей (без учета переезда на время ремонта). К слову, сопоставимый по масштабу и срокам проект реконструкции музея науки CosmoCaixa (Барселона, 1998-2004) обошелся в €100 млн (около 4 млрд рублей по нынешнему курсу), а в полтора раза меньшего по площади Национального технического музея в Праге (2006-2011) — в €14,8 млн (около 600 млн рублей по нынешнему курсу).

В 2010 году конкурс концепций модернизации музея выиграла британская Event Communications, предложившая образ Политехнического как музея инноваций, включая IT и life science (науки о жизни). Стратегия была одобрена в феврале 2011-го, а в плане значатся реконструкция и реставрация главного здания, строительство второй площадки на территории МГУ — Музейно-просветительского центра (ультрасовременный конференц-зал, выставочные залы, часть библиотеки и публичные лаборатории), а также создание региональных филиалов. В главном здании публичные пространства планируется увеличить на 40%, коммуникативные — на 80%. Площадь экспозиций тоже увеличится на 35% и будет разделена на три смысловых блока: «Материя» и «Энергия» — по 2000 кв. м, «Информация» — 3000 кв. м.

В финал конкурса архитектурных концепций реконструкции главного здания в сентябре 2011 года вышли четыре проекта , из которых спустя месяц победителем был объявлен концепт «Музей-сад» от ARUP в партнерстве с Дзюнья Ишигами и Наоко Кавамура. Концепт Ишигами (модная аллегория: «технология — не победа над природой, а ее продолжение») держится на двух идеях. Первая: под музеем роется яма глубиной 4 метра, в которой устраивается «зеленая парково-экспозиционная зона»; парк в яме и обнаженный фундамент становятся открытым подземным уровнем, связанным в единый комплекс со сквером на Лубянке и с Ильинским сквером, в котором расположен памятник Героям Плевны. Вторая: навесить над внутренними дворами прозрачную крышу из тонких пластиковых пленок.

В этой концепции, как отмечают эксперты , есть два слабых звена. Во-первых, обнажение фундамента плохо вяжется с идеей сохранения здания в первозданном виде. Во-вторых, пленочное перекрытие (на самом деле это пластиковая «подушка» с теплым воздухом) требует другой технологической культуры; к тому же многим специалистам памятно падение аналогичной крыши стадиона в Миннеаполисе в декабре 2010-го. Плюс ко всему концепт концептом, но Фондом развития Политеха уже подписан контракт с российским генпроектировщиком — «Русской инженерно-строительной компанией». Это чисто «российская специфика», когда победитель конкурса часто фактически не имеет доступа к реальному проектированию (как получилось, к примеру, со второй сценой Мариинского театра, уже не имеющей ничего общего с проектом Доминика Перро). К слову, для Дзюнья Ишигами, по словам Григория Ревзина, принципиальны кровля и парк внизу и при ликвидации любого из них архитектор намерен отказаться от авторства.