Даниил Хармс презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему. Презентация по литературному чтению "Д.Хармс Игра" Что собаки-пустолайки Научилися летать

Урок литературного чтения Д.Хармс «Игра»


Речевая разминка

  • Прочитайте скороговорку
  • Кричал Архип, Архип охрип.
  • Не надо Архипу кричать до хрипу.


Введение в тему урока

  • Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки читали журналы «ЧИЖ» и «ЁЖ»?

Работа по теме урока

  • Даниил Иванович Хармс (Ювачёв)
  • (1905 – 1942)

Даниил Хармс

  • Хармс (настоящая фамилия - Ювачев) Даниил Иванович (1905 - 1942), поэт, прозаик. Родился 30 декабря 1905 (12 января 1906 н.с.) в Петербурге, с которым связана вся его жизнь. Здесь учился, здесь начал писать первые стихи. Хармс был одним из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), в которую входили поэты А.Введенский, Н.3аболоцкий, Ю.Владимиров и др В 1927 на сцене Дома печати была поставлена пьеса Хармса "Елизавета Вам»

Даниил Хармс

  • Маршак, высоко ценя талант Хармса, привлек его к работе с детской литературой. С 1928 Хармс публиковал стихи для детей в журналах "Чиж" и "Еж". Вышло также несколько детских книг, в том числе такие известные, как "Иван Иваныч Самовар", "Игра", "Миллион". Д.Хармс был арестован 23 августа 1941, а 2 февраля 1942 умер, находясь в заключении. Имя его было вычеркнуто из советской литературы. В 1956 реабилитирован. В 1960-е его книги были переизданы, пьеса "Елизавета Вам" вернулась в театральные репертуары.

Первичная проверка понимания

  • Что вы запомнили из моего рассказа о Д.Хармсе?
  • Каким вы его себе представляете?
  • Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи?
  • Какими они будут?

  • По панели – дорожка для пешеходов по бокам улицы, тротуара.
  • Скамейка – это приспособление для сидения, сделанное обычно из дерева.
  • Стать на якорь – остановиться где-либо, бросив якорь на дно.
  • Пятками сверкали – быстро бежать, мчаться.

Стихотворение Д.Хармса «Игра»

  • Понравилось ли вам стихотворение Д.Хармса?
  • Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворения?
  • Что значит «по панели»?
  • Какие слова вызвали затруднение при чтении?

  • ра-зой-ди-тесь - разойдитесь
  • ав-то-мо-биль - автомобиль
  • сто-ро-ни-тесь - сторонитесь
  • па-нель - панель [нэ ]
  • поч-то-вый - почтовый
  • бе-ре-ги-тесь - берегитесь
  • со-вет-ский - советский [ ц ]

Работа по содержанию стихотворения

  • Найдите в тексте и прочитайте звукоподражающие слова.
  • Что имел в виду автор, когда их писал?
  • Кто играл, во что и как?
  • А вы как играете?
  • Что помешало игре?
  • Зачем автор всё время повторяет слова, строки?

Играем в Рифму. Дополните 2 строкой., придумываем со словами, которые даны в карточке. Сочиняем свои весёлые стишки.

  • (1. Почтальон принёс журнал
  • ………………………………);
  • 2. (Мне понравилась игра
  • ……………………………)
  • 3. (Все ребята любят шутки
  • ………………………………)
  • 4.(На уроке мы читали
  • ……………………… ..);
  • 1……………..на окошке
  • ………………… .по дорожке;
  • 2……………………лень
  • …………………… .день;
  • 3……………………темно
  • …………………… ..окно;
  • 4……………………..год
  • ……………………… ждёт

Рефлексия

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • За что вы похвали ли бы себя?
  • Что у вас особенно получилось?

Подведение итогов урока

  • О творчестве какого писателя вы сегодня узнали?
  • Что вы запомнили?
  • С каким стихотворением познакомились?
  • Есть ли у этого стихотворения главная мысль?

Домашнее задание

  • 1.Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
  • 2.Найти другие стихи Д.Хармса, приготовиться читать их в классе.
  • 3. Выучить любой абзац наизусть и проиллюстрировать стихотворение «Игра»

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это детский писатель Даниил Хармс.

Краткая биография.
Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия - родился в Петербурге в семье дворянина. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.

ХАРМС - так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть», по франц. обозначает «шарм».
После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет.

На уроке по литературному чтению 2 класс по теме «Даниил Хармс. Игра» учащиеся продолжают работу над игровыми стихотворениями. Урок построен согласно требованиям ФГОС, ориентирован на развитие индивидуально-личностных творческих способностей учащихся. . Главный акцент был направлен на расширение знаний учащихся о творчестве Даниила Хармса и особенностями его произведения на данном уроке.

Озорное, весёлое стихотворение учит воспринимать мир радостно и живо, будит детское воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Даниил Хармс. Игра.

  • Цель: познакомить с произведением Даниила Хармса «Игра»
  • продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;
  • развивать у них творческие спocобности;
  • прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно

строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника;

  • отличать журнал от книги, находить нужную информацию по заданной теме.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока

Планировать пути решения поставленной проблемы;

Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

Формирование критического мышления;

Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Овладение диалогической и монологической речью;

Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Материалы и оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки с текстами-заданиями, презентация о Д. Хармсе.

вид деятельности : продуктивный, творческий, проблемный, практическая работа.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя : организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

  • Прогнозировать содержание произведения;
  • Планировать работу на уроке;
  • Придумывать свои вопросы по содержанию;
  • Отличать журнал от книги;
  • Ориентироваться в журнале;
  • Находить нужную информацию по заданной теме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Улыбнитесь, 2 класс!

Урок чтения у нас.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2.Мобилизирующий этап .

«Музыкальный сюрприз»:

Понравился вам «Музыкальный сюрприз»?

На что он похож?

Анализ игрового момета

Обучающиеся определяют вид бкудущей работы

3. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

Речевая разминка.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Откройте с.160 учебника. Какое это произведение видим?

Не читая, сможем определить его тему?

Почему?

Как оно называется? - Как думаете, почему его так назвали?

Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.

Опора на имеющиеся знания у детей.

Ответы детей.

Определяют вид деятельности, вид произведения, его тему, по названию определяют главную мысль произведеия

4. Актуализация знаний

Предположите, что это за стихотворение?

Оно похоже на другие стихотворение? (В нём будут сходство и отличия)

Молодцы! На уроке мы работаем над общими и отличительными признаками стихотворения-игры.

Прежде чем начать работу, давайте определим критерии, по которым каждый будет себя оценивать в процессе урока (варианты детей)

Все варианты хорошие, но давайте остановимся на «взрослом» чтение.

Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей

Ответы детей.

Определяют вид стихотворения- игровое, конкретизируют над какими признаками такого стихотворения будут работать, определяют критерии индивидуального оценивания

5. Речевая разминка.

Встретил ёжика бычок,

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок

Обучающиеся читают с разной интонацией (1ряд-весело, 2 ряд -хитро, 3 ряд - с удивлением)

6.Формирование новых знаний

Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала «Мурзилка».

Давайте вспомним, чем книга отличается от журнала?

Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки тоже читали журналы. Очень популярными журналами 100 лет тому назад были журналы «Чиж» и «Ёж» (это «Чрезвычайно интересный журнал») издавался в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 гг для дошкольников. А «Ёж» для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. В редакции журнала работали знакомые по изучаемым уже нами произведениям авторы такие как К. Чуковский, С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков, А Барто, А Гайдар. Когда писатели работали, то в их отделе часто звучали шутки, пародии, весёлые стихи так, что все смеялись и хохотали.

Делает сообщение

Презентация Д. Хармс

Слушают рассказ учителя

7. Работа по теме урока.

Даниил Хармс - Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски.

ХАРМС- это его выдуманная фамилия, так впервые он в 1922 году(17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть»., по франц. обозначает «шарм».

После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, стихи-игры. По его произведениям можно было играть. Они печатались в детских журналах тех лет, по ним экранизировались мультфильмы.

Показывает презентацию

Делает сообщение

Слушают рассказ учителя

8. Работа над стихотворением. Работа по учебнику.

Слушание аудиозаписи стихотворения. (Игра. Даниил Хармс. Читает Елена Петунина .)

- Первичное чтение учащимися (про себя) стихотворения6

Какие слова вызвали затруднения при чтении?

Словарная работа:

Анализ восприятия прослушанного:

Понравилось ли вам стихотворение Д. Хармса?

Организует работу над лексическим значением слов

Дети слушают аудиозапись

Ответы детей

Самостоятельно читают стих-ие..

Читают слова, объясняют значение

Физкульминутка

Упражнения в движении.

Первичное чтение.

Выполняют упражнения

9.Работа по содержанию текста.

10. Выразительное чтение

в) Выполнение творческого задания. Работа в парах, группах.

Прочитаем стихотворение на с 160-164. Понравилось ли вам стих-ие. Почему?

Что значит «по панели»?(по тротуару).

Какие слова вызвали затруднения при чтении? –Давайте поучимся их читать.

(«разойдитесь», «сторонитесь», панель (нэ).

Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал?

Кто играл и во что?

А вы так играете?

Что помешало игре?

Почему каждое слово с новой строки

Чтение вслух (цепочкой)

Впечатления от прочитанного.

Выставление оценок.

Сейчас мы тоже поиграем со словами, предложениями.

А теперь представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в детский журнал. А может мы, с вами сделаем небольшой сборник и отправим в Москву, в редакцию детского журнала.

Играем в Рифму. Дополните 2 строкой., придумываем со словами, которые даны в карточке. Сочиняем свои весёлые стишки.

___________________________________

(1. Почтальон принёс журнал

………………………………);

2. (Мне понравилась игра

……………………………)

3. (Все ребята любят шутки

………………………………)

4.(На уроке мы читали

………………………..);

____________________________________

1………………..на окошке

………………….по дорожке;

2……………………лень

…………………….день;

3……………………темно

……………………..окно;

4……………………..год

………………………ждёт

________________________________________

А теперь проверим. Зачитайте ваши весёлые стихи, которые вы сейчас сочинили.

Молодцы!!!

Читает стихотворение.

Организует работу по выразительному чтению

Записывает на доске слова, вместе с детьми прочитывает

Фронтальная работа по содержанию.

Дает задание проблемного характера.

Имитируют звуки машины, самолёта, парохода во время игры.

Главное, ритмично, громко, четко.

Читаю стих-ие по цепочке.

Дети читают стихотворение выразительно цепочкой .

Выполняют задание, затем проверка выполнения работы.

Дети зачитывают свои стишки.

11. Итог урока. Рефлексия.

Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока. Что нового узнали на уроке?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем уроке мы…

Спасибо за урок.

Подводит итог урока.

Ответы учащихся


Цели :

  1. Ознакомить учащихся с журналами для детей 20-40гг. ХХ века, рассказать детям о Хармсе,
  2. Ознакомить с его стихотворениями,
  3. Дать общее представление об игре словами;
  4. Развивать навыки выразительного осознанного чтения;
  5. Воспитывать интерес к чтению, внимание к авторскому слову;
  6. Развивать и обогащать речь учащихся,
  7. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.

Оборудование :

  • компьютер,
  • детские журналы,
  • портрет Хармса,
  • книги Хармса.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с восхищением, с ускорением, с замедлением, скороговоркой.

3. Постановка цели урока.

Подготовительная работа .

К то из вас читает журналы? Какие это журналы?

А ваши прабабушки и прадедушки, читали журналы «Чиж и Ёж». (слайд1) Чиж-это «Ч резвычайно И нтересный Ж урнал»-издавался в Ленинграде(теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 годах для дошкольников. А «Ёж»-это «Е жемесячный ж урнал»-для детей младшего и среднего школьного возраста- издавался с 1928года. (Презентация . Слайды 2,3)

Чтение вопросов из журналов , с.159.(Презентация . Слайды 4,5)

Сегодня мы познакомимся с произведениями одного из первых авторов этих журналов -со стихотворениями Даниила Хармса. (Презентация . Слайд 6)

Чтение статьи о журналах , с.158.

4. Изучение нового материала .

Рассказ учителя .

Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине.

Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки,

Шутки не только в поэзии, но и в жизни. Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин и др.Чаще всего повторялось имя Хармс.

В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

Чтение статьи О.Александровой о Д.Хармсе . (Презентация . Слайд 7)

Первичная проверка понимания.

Что вы запомнили из моего рассказа о Данииле Хармсе?

Каким вы себе его представляете? (Презентация . Слайд 8)

Первичное чтение стихотворения.

Работа с текстом, словарная работа.

Понравилось ли вам стихотворение Д Хармса?

Какие слова вызвали затруднения.

Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел в виду автор, когда их писал?

Кто играл, во что и как?

А вы так играете?

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

(Презентация . Слайд 9.) Выразительное чтение стихотворения.

7. Итог урока.

О творчестве какой группы поэтов вы сегодня узнали?

О жизни какого человека вы сегодня читали и слушали?

Что вы запомнили? (Презентация . Слайды 10,11)

С каким стихотворением познакомились?

8. Домашнее задание.