Грушинский фестиваль где находится. Как проходит грушинский фестиваль

Одно из мест, куда я хотела бы как-нибудь попасть - Грушинский фестиваль бардовской песни, которую я люблю, наверное с детства.

Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Он проходит ежегодно в первые выходные июля на Федоровских лугах под Самарой, на живописном берегу реки Волги. Здесь собираются тысячи любителей бардовской песни не только из России, но и других стран мира.

Фестиваль проводится не только, чтобы собрать вместе любителей авторской песни в красивом месте, но и в целях приобщения молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту, сохранения и развития авторской песни, выявления талантливых авторов и исполнителей, пропаганды здорового образа жизни.

Фестиваль ведет свою историю с 1968 года. В конце 1960-х годов, когда интерес к авторской песне (которая тогда называлась туристской) в нашей стране резко возрос, идея создания такого фестиваля буквально витала в воздухе. А летом 1967 года произошла трагедия – по время похода на реке Уде (Сибирь), спасая тонущих детей, погиб Валерий Грушин – студент Куйбышевского авиационного института, который был фанатиком туризма и одним из активных пропагандистов туристской песни. Инициативная группа предложила в память о своем друге организовать фестиваль, эту идею поддержали многие туристы города.

Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошел 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек. Второй фестиваль проводился в начале июля, и с того времени дата проведения не менялась. Он собрал уже около 2,5 тысяч человек. Впервые появился и был выпущен фестивальный значок. Начиная с этого фестиваля, сценой стал плот на воде. Фестиваль традиционно проводился на Мастрюковских озерах.


:

Первые годы своего существования фестиваль собирал, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Но вскоре скромные песенные встречи в память о Грушине переросли в масштабное мероприятие, ставшее даже культовым для нескольких поколений поющих поэтов. Особенно популярен он был в конец 1970-х годов, тогда его посетило около 100 тысяч человек, и в конце 1990-х – 210 тысяч участников.

Проведение фестиваля прерывалость в 1980-х годах, когда официальные власти закрыли его, и в течении нескольких лет фестиваль не проводился, но вновь возродился в 1986 году. (Правда в 1990-х годах появились сложности - землю отдали частным предприятиям со всеми вытекающими)
Сегодня Грушинский фестиваль проходит в местечке Федоровские луга под Самарой, являясь самым престижным мероприятием подобного рода в России, и также собирает десятки тысяч любителей авторской песни не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. А волжский берег в первую неделю июля насквозь пропитан песнями и дымами.


Традиционно в течении фестивальных дней работает несколько творческих площадок-сцен, на которых проходит конкурсная программа. Здесь днем и ночью идут концерты, а у фестивальных костров днем и ночью собираются друзья. Истинные «грушинцы» никогда не прогонят от огня случайного путника в ночи, а потому «ночные посиделки» у костров могут принести массу приятных знакомств.


Но самое главное на фестивале – это все же бардовская песня, открытие новых авторов и исполнителей. Среди лауреатов Грушинского фестиваля разных лет такие известные барды как: А.Дольский, В.Ланцберг, А.Суханов, А.Лемыш, Е.Щибрикова, Л.Сергеев, В.Егоров, Г.Хомчик, Н.Высоцкий, А.Майсюк, В.Трофимов, ансамбли «Белая гвардия», «Зелёная лампа», «Альманах», «Редкая птица» и многие другие. Фестиваль «свой» для таких знаменитых исполнителей, как Александр Городницкий, Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Сергей Никитин, Юрий Визбор, Олег Митяев (песня которого "Как здорово..." стала практически гимном фестиваля)

В программе фестиваля помимо музыки много и спортивных мероприятий. Все желающие могут поучаствовать в соревнованиях по волейболу, кроссу, технике парусного туризма, альпинизму, в детских соревнованиях «Мама, папа, я – туристская семья»… Одним из наиболее зрелищных спортивных мероприятий является традиционный футбольный матч между «Сборной Самары» и «Сборной мира». Организаторы и «заслуженные барды» Грушинского фестиваля демонстрируют свою отличную физическую форму.
(http://kino-cccp.net/news/2012-01-20-359 и др.)

Рыцари на "Груше" - 2012

И все же Грушинский фестиваль – мероприятие для настоящих романтиков, туристов, любителей хорошей авторской песни, для которых главное – красота окружающего нас мира и простое человеческое общение. Ведь Грушинский фестиваль – это всегда новые встречи, новые песни и новые открытия.

В честь VI Грушинского фестиваля Юрий Визбор написал песню “Милая моя”

Фестивальный пыл уже развеен,
Пахнет расставаньем дым костра.
За горой, смотри, уже светлеет,
Вот и всё. И нам уже пора.

Левое крыло на Север,
Правое крыло на Юг.
До свиданья, волжский ветер,
До свиданья, милый друг.

Грушинский фестиваль бардовской песни – один из самых крупных в стране – ежегодно проходит в конце июня под Самарой. В нем принимают участие исполнители со всей России.

Организаторами мероприятия выступают Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина, Правительство Самарской области и Фонд им. В. Грушина города Тольятти.

Когда будет Грушинский фестиваль в 2019 году?

46-й Грушинский фестиваль бардовской песни 2019 года пройдет 9 по 12 августа. Он начнется на месяц позже обычного из-за проведения в Самарской области матчей чемпионата мира по футболу 2019 года.

Фестиваль призван приобщать молодежь к музыке, поэзии, туризму и спорту, содействовать развитию авторской песни, выявлению талантливых авторов и исполнителей, пропагандировать здоровый образ жизни.

История и традиции Грушинского фестиваля бардовской песни

История этого конкурса насчитывает несколько десятилетий. В средневековой Европе «бардами» называли бродячих певцов, исполняющих собственные песни и народные баллады. В середине XX века в СССР бардами стали называть исполнителей авторской песни.

Идея проведения фестиваля авторской песни появилась в конце 1960-х годов. С этого времени он носит имя Валерия Грушина, который был студентом Куйбышевского авиационного института, одним из активных пропагандистов туристской песни. Валерий Грушин погиб в 1967 году по время похода на реке Уде в Сибири, спасая тонущих детей.

Первый Грушинский фестиваль туристической песни состоялся 29 сентября 1968 года в Жигулях в Каменной чаше. На нем присутствовало около 600 человек. Следующий конкурс собрал уже 2,5 тысячи человек.

С каждым годом росла его популярность. В конце 2000-х годов фестиваль проводился на двух площадках. В результате произошел ряд конфликтов, которые повлекли судебные процессы. С 2010 года Грушинский фестиваль проводится на Федоровских лугах, а мероприятие, организующееся на Мастрюковских озерах, стало называться «Платформой».

Ожидается, что в 2019 году Грушинский фестиваль бардовской песни соберет несколько десятков тысяч участников – настоящих романтиков, туристов, любителей хорошей авторской песни. В рамках фестиваля будут работать несколько творческих площадок-сцен, на которых пройдут конкурсные программы.

Кроме Грушинского, в России также проводятся и другие фестивали бардовской песни:

  • Ильменский фестиваль авторской песни возле г. Миасс Челябинской области,
  • Парус надежды» в Воронежской области,
  • «Оскольская лира» – в Белгородской,
  • «Автограф августа» – в Липецкой,
  • «Робинзонада» – в Ленинградской и др.

Координаты : 53°28′17″ с. ш. 49°42′30″ в. д.  /  53.47139° с. ш. 49.70833° в. д.  / 53.47139; 49.70833 (G) (Я)


Гру́шинский фестиваль («Гру́шинка», «Гру́ша») - песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Официальное название - «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».

История

После череды судебных разбирательств права на товарные знаки «Грушинский фестиваль», «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина», все права на проведение фестиваля принадлежат Самарскому областному клубу авторской песни им. В. Грушина. С 2010 года Грушинский Фестиваль проводится на Фёдоровских лугах . Фестиваль, проводящийся на Мастрюковских озёрах, стал называться «Платформой ».

Хронология фестиваля

1968 год. I фестиваль

Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошёл 29 сентября в Жигулях в Каменной чаше . Присутствовало, несмотря на дождь, более шестисот человек.

Лауреаты 1-го фестиваля: трио «Бобры» (Анатолий Головин, Вячеслав Лунев, Владимир Кривцанов), Слава Маркевич, Саша Баркарь. Третье место досталось студенту КуАИ Володе Юхневичу за песню «Волга», написанную его друзьями в одном из походов.

1969 год. II фестиваль

Второй фестиваль проводился в начале июля (с того времени дата проведения не менялась). Он собрал около 2,5 тысяч человек из десяти городов. Председателем жюри был Исай Фишгойт . Одним из лауреатов стал аспирант КуАИ Борис Есипов за песню «Маленькая баллада о большом человеке».

Впервые появился и был выпущен фестивальный значок. Начиная с этого фестиваля, сценой стал плот на озере. Авторы идеи плавучей сцены были Виктор Егоров и Валерий Шаталов получившие специальный приз жюри.

1970 год. III фестиваль

Третий фестиваль собрал более 4 тысяч участников из 12 городов. Председателем жюри был Александр Городницкий . Участники встретились с отцом Валерия Грушина - Федором Ивановичем Грушиным. Лучшей песней фестиваля была признана песня «Памяти Валерия Грушина» А. Краснопольского из Куйбышева. По некоторым сведениям, именно здесь впервые появилась главные символы Грушинского фестиваля: сцена-«гитара» и «Чайхана».

1971 год. IV фестиваль

На четвёртый фестиваль съехались 5,5 тысяч участников из 18 городов. Председателем жюри также был Александр Городницкий.

1972 год. V фестиваль

Число участников пятого фестиваля - 8 тысяч человек из 24 городов. Председатель жюри - А. Городницкий.

Среди лауреатов фестиваля А. Лемыш (Киев), В. Ланцберг (Саратов), А. Богатырёв (МАИ , Москва), А. Дольский (Свердловск), ансамбль из Челябинска в составе Геннадий Васильев , Татьяна Лихачёва, Лариса Петрова (Коробицина) .

1973 год. VI фестиваль

На шестой фестиваль приехали 15 тысяч участников из 32 городов. Председатель жюри - А. Городницкий.

Среди лауреатов: В. Скворцова (Куйбышев), В. Муравьёв (Казань), Г. Васильев (Челябинск), В. Юхневич (Куйбышев). Ансамбли: квартет «Жаворонок» (МАИ, Москва) квартет «Кливер» (ВАЗ , Тольятти) трио «Трубачи» (Казань). Впервые после фестиваля состоялся лауреатский концерт в городском парке им. Горького.

1974 год. VII фестиваль

На седьмой фестиваль приехали 10 тысяч участников из 54 городов. Лучшей песней фестиваля была названа песня Юрия Визбора и Сергея Никитина «Баллада о Викторе Хара ».

Среди лауреатов - В. Ланцберг (Саратов), И. Ченцов (Киев) и Б. Щеглов (Москва).

Хроники донесли до нас пикантную подробность: около семисот туристок приехали на фестиваль, готовясь стать матерями.

1975 год. VIII фестиваль

Число участников восьмого фестиваля составило 20 тысяч из 48 городов. Председатель жюри - А. Городницкий.

1990 год. XVII фестиваль

Участие в семнадцатом фестивале приняли 50 тысяч участников из 115 городов. Работало пять фестивальных площадок. Председатель жюри - А. Городницкий. Протоколов жюри этого фестиваля не сохранилось.

Согласно восстановленым материалам, лауреатами фестиваля стали: автор Виктория Столярова (Свердловск), исполнительница Ирина Бирюк (Бийск), исполнительский дуэт Юрия Лунькова и Анатолия Калмыкова (Москва) и авторский дуэт Игоря Панникова и Владимира Цывкина (Загорск). Дипломы фестиваля и поощрительные призы получили Шухрат Хусаинов (Самарканд), Эмилия Розенштейн (Казань), Юля Михеева (Челябинск), ансамбль Юрия Зыкова (Златоуст), Василий Филин (Сургут), дуэт «Шансон» - Лилия Минаева и Андрей Петряков (Кишинёв), Женис Исхаков (Караганда), дуэт Аллы Поповой и Владимира Ильина (Ленинград), Константин Великандо (Лисичанск), дуэт Вячеслава Ковалёва и Бориса Свердлина (Ленинград). Самой младшей участницей фестиваля оказалась Юля Михеева (15 лет), домой она уехала с призом «Надежды».

1991 год. XVIII фестиваль

На восемнадцатый фестиваль приехали около 65 тысяч участников из 123 городов. Председатель жюри - А. Городницкий. Лауреаты: Александр Вербицкий (Николаев), Владимир Васильев (Харьков), О. Дробот (Херсон), Т. Визбор (Москва), Мария Махова (Иваново), В. Азимов (Челябинск), Сергей Боханцев (Свердловск), С. Батуев (Александровск), Юлия Михеева (Челябинск), Геннадий Васильев (Красноярск), Т. Аврамова (Дзержинск), А. Крючков (Москва), И. Долматова (Тюмень), дуэты Л. Ялынская - Е Савельев (Красноярск) и С. Авдеев - М. Кротов (Москва), трио А. Колмыкова (Москва), ансамбль «Шандер» (Нижнекамск), ансамбль «Город» (Волгоград), ансамбль Оленичевых (Миасс), трио «Эльдорало» (Куйбышев), дуэт «Кекс» (Магнитогорск), ансамбль «Сонет» (Ленинград).

1992 год. XIX фестиваль

В девятнадцатом фестивале участвовали 130 тысяч участников из 130 городов. Конкурса на этом фестивале не было. Работали творческие мастерские Александра Городницкого, Александра Дулова , Бориса Вахнюка, Владимира Туриянского , Леонида Сергеева , Анэса Зарифьяна , Вадима и Валерия Мищуков. В творческих программах приняло участие около 500 человек. В небе господствовала авиация: вертолёты, дельтапланы , самолёты, а также парашютисты: четвертьвековой юбилей фестиваля совпал с пятидесятилетием , студентом которого был и Валерий Грушин.

1993 год. XX фестиваль

Двадцатый фестиваль собрал 40 тысяч участников из 135 городов. Председатель жюри - Александр Городницкий. Среди лауреатов - Юрий Крылов (Златоуст, Челябинская обл.), дуэт Павла Пашкевича и Валерии Авдеевой (Санкт-Петербург), детский ансамбль из Нижнего Тагила (Свердловская обл.), Евгений Банников (Сатка ,Челябинская обл.), трио «Фиеста» - С. Кулашко, Н. Павлющик и Е. Клемятич, А. Панкратова (Молодечно , Беларусь), ансамбль «Белая гвардия »: О. Заливако, Зоя Ященко , Юрий Сошин, Е. Орлова, А. Григорьева (г. Москва).

1994 год. XXI фестиваль

На двадцать первый фестиваль съехались 100 тысяч участников из 145 городов, Председателем жюри был А. Городницкий. Лауреаты: Е. Настасий (Волгоград), С. Петросян (Москва), Раиса Нурмухаметова (Нижневартовск), Сергей Труханов (Москва), А. Кучумов (Санкт-Петербург), дуэт В. Щукина и Д. Ключева (Москва), трио «Восток» (Александр Свистунов, Дмитрий Алексеев, Михаил Петров) (Санкт-Петербург).

1995 год. XXII фестиваль

На двадцать второй фестиваль собрались 90 тысяч гостей из 120 городов бывшего Союза и зарубежья. Председатель жюри - Сергей Никитин. Лауреаты: Н. Бурхи-Бершмой (Харьков), Э. Галеева (Набережные челны), Тимур Шаов (Черкесск), В. Лосев (Нефтеюганск), дуэты Николай Старченков - Леонид Мараков (Тюмень), Евгений Банников - Леонид Курбатов (Сатка), А. Аполинаров - В. Петряхин (Самара), А. Широглазов - В. Гагин (Череповец), Ансамбли «Зелёная лампа» (Нижний Тагил) и «Альманах» (Волгоград).

1996 год. XXIII фестиваль

Число участников двадцать третьего фестиваля составило около 130 тысяч участников из 190 городов. Председатель жюри - А. Городницкий. Лауреаты: В. Попов (Москва), Яна Симон (Челябинск), А. Демиденко (Воронеж), А. Максаков (Саратов), Ирина Орищенко (Усть-Каменогорск), И. Верник (Москва), Лидия Чебоксарова (Москва), Дмитрий Бикчентаев (Казань).

1997 год. XXIV фестиваль

На двадцать четвёртый фестиваль приехало около 150 тысяч участников из 135 городов. Председатель жюри - А. Городницкий. Лауреаты: Шухрат Хусаинов (Орёл), Людмила Солод (Воронеж), Маргарита Карбанева (Верхняя Салда), Ирина Акулинина (Самара), дуэт Бориса Кинера и Михаила Цитриняка (Москва), дуэт Александра Панюшкина и Дарьи Марченко (Тольятти).

На этом фестивале появилась новая детская эстрада - «Балалайка» (сцена, построенная на воде, по аналогии с «Гитарой»).

1998 год. XXV фестиваль

Двадцать пятый фестиваль собрал 180 тысяч участников из 140 городов. Председатель жюри - В. Берковский. Лауреаты: Алина Симонова (Самара), А. Лобанов (Санкт-Петербург), Д. Долгов (Запорожье), квартет «Зелёная лампа» - Владислав Шадрин , Л. Белецкая, Анатолий Трегуб, Дмитрий Обухов (Нижний Тагил), квартет «С перцем» - Е. Румянцева, О. Семёнова, А. Меркулова, Т. Сас (Санкт-Петербург), трио Е. Матвеева - Е. и Г. Матвеевы и А. Некрасов, Ансамбль «День рождения» - С. Вилков, Н. Шмарова, С. Гришенкин (Пенза).

1999 год. XXVI фестиваль

На двадцать шестой фестиваль приехало около 190 тысяч участников из 145 городов. Председатель жюри А. Городницкий. Лауреаты: Н. Колесниченко (Воронеж), А. Баль (Могилёв), Вера и Нина Вотинцевы (Екатеринбург), дуэт И. Абушева - М. Томилова (Томск), ансамбль «Мост любви» - Джесси Мара (Канада), Д. Фаррис (США), Анна Мара (Россия), М. Мерфи (Англия), Д. Мерфи (Дания).

2000 год. XXVII фестиваль

Двадцать седьмой фестиваль собрал рекордное количество участников - около 210 тысяч человек из 139 городов. Председателем жюри был А. Городницкий. Лауреаты: А. Сорокин (Ноябрьск), Евгения Юдович (Челябинск), Ирина Кузьменко (Мелеуз), Дмитрий Вагин (Омск), Женис Искаков (Омск), Ксения Полтева (Москва), В. Карелин (Екатеринбург), Рамиль Бадамшин (Уфа), дуэт Александр Софронов - М. Анухин (Санкт-Петербург), трио «Ленконцерт» - Т. Прохоренко, Е. Моисеева, Е. Красичкина (Ярославль).

2001 год. XXVIII фестиваль

Председателем жюри двадцать восьмого фестиваля стал Леонид Сергеев. Лауреаты: Виктор Трофимов (Москва) с песней «Пограничная юность моя», Дуэт Александра Минаева и Виктора Трофимова (Москва) с песней «Банечка», Ксения Федулова (Елизово) с песней «Домовой», студия «Интервал» (Курган) с песней «Паруса Крузенштерна», Группа «Редкая птица» - Муромцева Лилия, Галкин Василий (Москва) с песней «Три аккорда», ансамбль «Душа» (Ижевск) с песней «Не провожайте», трио «Три толстяка» (Кувандык) с песней «Песня о толстяках».

2002 год. XXIX фестиваль

Председателем жюри на двадцать девятом фестивале стал Вадим Егоров . Лауреаты: Екатерина Болдырева (Казань), Михаил Калинкин (Москва) , Ирина Христианова (Краснодар), Наталья Кучер (Калининград), Павел Аксёнов (Алма-Ата). Специальным дипломом жюри за виртуозную игру на гитаре и аранжировки песен был отмечен Дмитрий Григорьев (Краснодар), аккомпанировавший Ирине Христиановой.

2003 год. XXX фестиваль

2005 год. XXXII фестиваль

Председателем жюри тридцать второго фестиваля был Вадим Егоров. Лауреаты: дуэт Ирины Вольдман и Петра Старцева (Самара), Юлия Зиганшина (Казань), Сергей Ткаченко (Анадырь), Мария Булат, Юрий Ельский (Санкт-Петербург) Татьяна Косырева (Пучко) (Москва), ансамбль «Самарские барды» - Пётр Старцев, Владимир Авраменко, Дмитрий Шульпов, Владимир Петров (Самара), ансамбль «Странники» (Омск), Ирма Шмидова (Гомель), Вячеслав Ковалёв (Санкт-Петербург), Людмила Катерисова (Кемерово).

2006 год. XXXIII фестиваль

На тридцать третьем фестивале председателем жюри Вадим Егоров. Лауреаты: Тятьяна Ляндрес, Павел Чампалов, Людмила Доронина (Самара), Александр Никитин (Сургут), Сергей Абрамов (Нижневартовск), ансамбль «Адриан и Александр» (Москва), Марина Дмитриева (Тюмень), Веста Солянина (Саров)Иван Поддубный (ст.Свеверская).

2007 год. XXXIV фестиваль

Тридцать четвёртый фестиваль и последующие из-за определённых обстоятельств проходили на двух площадках сразу. На Фёдоровских лугах председателем жюри был Алексей Иващенко . Лауреаты: авторы - Никита Дорофеев (Нижний Новгород), Кира Малыгина (Москва); исполнители - ансамбль «Унисон»: Ирина Воробьева, Светлана Воробьева, Иван Сергиенко, Сергей Мамарин, Яков Мамарин, Ольга Шаврина (Заволжье).

На Мастрюковсих озёрах, где собралось 35 тысяч человек , председателем жюри был Дмитрий Сухарев. Лауреаты: авторы - Елена Кострова (Качканар), дуэт марьяж «Декорации» - Юлия Шелест и Вячеслав Захаров (г. Волжский), Александр Мичурин; исполнители - Евгений Биринцев (Челябинск), детский ансамбль «Сентябрь» (Уфа), Максим Чикалов (Тольятти), квартет Ольги Малышевой, Юлии Багаевой, Екатерины Багаевой, Даниила Полянского (Самара).

2008 год. XXXV фестиваль

Тридцать пятый фестиваль также проходил в двух разных местах. Фёдоровские луга собрали 43 тысячи участников, председателем жюри был Алексей Иващенко. Лауреаты: авторы - Роман Филиппов (Москва), Александр Ванин (Калининград); исполнители - Евгений Кучер (Нижний Новгород).

На Мастрюковских озёрах собралось 48000 участников . Председателем жюри был Александр Исаев.

Лауреаты: авторы - Евгений Харитонов (Тольяти), Валерий Марченко (Ровно), Евгения Ланцберг (Москва), Ольга Ильина, Олег Новосельцев (Нижний Новгород); исполнители - Руслана Туриянская (Сумы), ансамбль Багаевой Екатерины, Русановской Ольги, Хасановой Лилии (Самара).

2009 год. XXXVI фестиваль

Тридцать шестой фестиваль собрал на Фёдоровских лугах 37 тысяч участников. Председатель жюри - Борис Есипов.

Лауреаты: дуэт «Возвращение» - Сергей Канунников и Илья Кудряшов (Москва), группа «БанДеролЬ» - Вачеслав Моногаев, Константин Тимофеев, Роман Чепелевич, Евгений Ефимов (Калининград), Алина Симонова (Москва), Людмила Шмалько (Москва).

На Мастрюковские озёра приехало около 45 тысяч участников . Председатель жюри - Александр Мирзаян.

Лауреаты: Александр Бекназаров (Рига), Григорий Войнер (Санкт-Петербург), Максим Волчкевич (Москва), Елена Касьян (Львов , Украина), Алексей Макаревич (Москва), трио «Провинция» (Симферополь), Вячеслав и Рада Четвертаковы (Урай , Ханты-Мансийский АО). В рамках детско-юношеского конкурса на площадке «Чайхана» приняли участие около 130 участников более чем из 20 городов.

2010 год. XXXVII фестиваль

Тридцать седьмой Грушинский фестиваль проходил на Фёдоровских лугах. На него съехались 42 тысячи участников. Председателем жюри был Борис Есипов. Лауреаты: авторы - Сергей Постолов (с. Покровка), Андрей Корф (Найманов) (Москва), Сергей Калугин (Москва); исполнители - Наталья Желдакова (Тюмень), Оксана Варушкина (Волжский).

В 2010 суд поставил точку в вопросе о том, какой из фестивалей называется Грушинским. Фестиваль на Мастрюковских озёрах в итоге сменил название и отныне он называется «Всероссийский фестиваль авторской песни „Платформа“».

2011 год. XXXVIII фестиваль

Тридцать восьмой Грушинский фестиваль проходил на Фёдоровских лугах. По данным временного отдела УВД на фестивале зарегистрировано 22 тысячи участников. Председателем жюри был Вадим Егоров.

Лауреаты: Настя Макарова (Санкт-Петербург; автор), Яна Бабицкая (Электросталь, Московская область; автор музыки), Снежана Крупчанская (Москва; исполнитель), Таисия Саркисова (Москва; исполнитель). Победители детско-юношеского конкурса - ансамбль «Интервал» (Тюмень).

2013 год. XL фестиваль

Юбилейный, сороковой Грушинский фестиваль традиционно проходил на Фёдоровских лугах. Председателем жюри был Александр Моисеевич Городницкий , 80-летие которого отмечалось на фестивале. По данным временного отдела УВД на фестивале зарегистрировано 57 тысяч участников.

Лауреаты: Виктор Мишуров (Ришон-ле-Цион, Израиль), Александра Морозова (Тобольск, автор), Алексей Акимов (Нижневартовск, автор), Елизавета Штрамбранд (Иерусалим), Джошуа Ланца (Сиэтл, США, исполнитель), ансамбль «Март» (Израиль), ансамбль «Меридиан» (Выкса)

2014 год. XLI фестиваль

Сорок первый Грушинский фестиваль, проходил на Мастрюковских озёрах. Председателем жюри был Александр Моисеевич Городницкий . По данным временного отдела УВД фестиваль посетило более 70 тысяч участников.

Лауреаты : Екатерина Божева (Санкт-Петербург, исполнитель), Оксана Варушкина (Волжский, автор музыки), Ансамбль «Гармония» (Тюменская область), Юрий Карпов (Самара, исполнитель), Алексей Нежевец (Минск, автор музыки) , Ансамбль «Ночной костёр» (Нижнекамск), Юлия Теуникова (Москва, автор), Тим Скоренко (Москва, поэзия).

2015 год. XLII фестиваль

42-й Грушинский заметно поредел, став едва ли не самым малочисленной в постсоветской истории. Виной этому стала принятая Грушинским клубом новая концепция творческой программы фестиваля. Большинство проектов "Платформы" отказались участвовать в этом фестивале. По разным оценкам, на фестиваль в этом году приехало от 20 до 25 тысяч гостей и участников.

Лауреаты: Дурицын Виктор (поэт) (г.Москва) - Старье берем», Бархатова Ирина (г.Тюмень) - «Мы себя похоронили», Плетнева Екатерина (г.Москва) - «Любить тебя», Дуэт «Катюши» (г.Москва) - «Я девочка», Шенберг Анатолий (г.Нижний Новгород) - «Мы себя похоронили», Оленев Илья (г.Ростов на Дону) - «Воронеж», Ансамбль «Автограф» (г.Заводоуковск) - «Летняя босса-нова», Нежевец Алексей (г.Минск) - «Сон».

2016 год. XLIII фестиваль

Сорок третий Грушинский фестиваль, проходил на Мастрюковских озёрах.

Лауреаты: Русанова Анастасия Тюмень - «Песенка о молодом гусаре» (исп.), Винокурова Татьяна Тверь - «Числа, ноты и стихи» (авт.), Бирина Наталия Нижний Новгород - «Мы будем жить долго» (О.Качанова, В.Козлов) (исп.), Пиковский Павел Москва - «Детство» (авт.), Серяков Александр Волгоград - «Босяком» (авт.), Сумины Дарья и Варвара Арзамас - «Небо – моё сердце» (П.Пиковский) (дуэт), Дуэт ЧБ Новосибирск - «Ты – голос», Трошенков Михаил Ставропольский край - «Осетия» «Утро».

Дипломанты: Макарова Инга (Санкт-Петербург) - «Город» «Слово о словах» (поэт), Васильева Оксана (Новотроицк) - «Кирпичик к кирпичику» (поэт), Овчинников Дмитрий (Ижевск) - Общественнотранспортная любовь» (авт.), Анс. «Чистая река» (Козлов Вячеслав, Козлова Ольга, Толстоусов Андрей, Баянов Дмитрий) (Екатеринбург) - «Держите ветер», Анс. «Интервал» (Курапов Вячеслав, Курапова Наталья, Васильев Владимир, Рышков Александр, Курапова Лидия, Девяткова Дарина, Елистратова Виктория, Трушников Артём) (Тюмень) - «Зелёное небо» (Л.Сергеев), Петров Андрей (Архангельск) - «Флейта – позвоночник» (ст.В.Маяковский) (авт.музыки), Трио «Ноев Ковчег» (Почивалова Анжелика, Ерёмина Екатерина, Курышина Галина) (Искитим) - «Лунная песня» (Р.Чебыкин), Хрипко Вячеслав (Домодедово) - «Хорошая девочка Лида» (авт.музыки)

2017 год. XLIV фестиваль

Сорок четвёртый Грушинский фестиваль.

Напишите отзыв о статье "Грушинский фестиваль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушинский фестиваль

– Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф.
– Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет?
– Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.
– Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно.

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.
Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула:
– Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он!
– Кто? Кто?
– Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни.
– Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите!
– Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
– Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.
– Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня.
– Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью.
– Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал.
– В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте.
– Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
– Вы были на сражении, мы слышали?
– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
– Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.
Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева.
Беспрестанно оглядываясь на со всех сторон двигавшиеся обозы выезжавших из Москвы и оправляясь своим тучным телом, чтобы не соскользнуть с дребезжащих старых дрожек, Пьер, испытывая радостное чувство, подобное тому, которое испытывает мальчик, убежавший из школы, разговорился с извозчиком.
Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгорную заставу, и что там будет большое сражение.
Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал. Он подошел к калитке. Герасим, тот самый желтый безбородый старичок, которого Пьер видел пять лет тому назад в Торжке с Иосифом Алексеевичем, вышел на его стук.
– Дома? – спросил Пьер.
– По обстоятельствам нынешним, Софья Даниловна с детьми уехали в торжковскую деревню, ваше сиятельство.
– Я все таки войду, мне надо книги разобрать, – сказал Пьер.
– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
– Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
– Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.
Несколько раз Герасим осторожно заглядывал в кабинет и видел, что Пьер сидел в том же положении. Прошло более двух часов. Герасим позволил себе пошуметь в дверях, чтоб обратить на себя внимание Пьера. Пьер не слышал его.
– Извозчика отпустить прикажете?
– Ах, да, – очнувшись, сказал Пьер, поспешно вставая. – Послушай, – сказал он, взяв Герасима за пуговицу сюртука и сверху вниз блестящими, влажными восторженными глазами глядя на старичка. – Послушай, ты знаешь, что завтра будет сражение?..
– Сказывали, – отвечал Герасим.
– Я прошу тебя никому не говорить, кто я. И сделай, что я скажу…
– Слушаюсь, – сказал Герасим. – Кушать прикажете?
– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.
Между тем в задах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами. Посланные за депутацией вернулись с известием, что Москва пуста, что все уехали и ушли из нее. Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. Не то, что Москва была оставлена жителями (как ни важно казалось это событие), пугало их, но их пугало то, каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule [смешным] положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше. Одни говорили, что надо было во что бы то ни стало собрать хоть какую нибудь депутацию, другие оспаривали это мнение и утверждали, что надо, осторожно и умно приготовив императора, объявить ему правду.

В здании Правительства Самарской области состоялась пресс-конференция, посвященная подготовке к Всероссийскому фестивалю авторской песни имени Валерия Грушина.

В пресс-конференции приняли участие президент клуба авторской песни им. В. Грушина Борис Рафаилович Кейльман ; вице-президент клуба авторской песни им. В. Грушина Ирина Николаевна Зверева . Председатель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации содействия воспитанию молодежи «Воспитанники комсомола – мое отечество» Б. В. Ардалин , руководитель Общероссийской общественной организации содействия воспитанию молодежи «Воспитанники комсомола – мое отечество» по городу Самаре Владимир Николаевич Карлов .

Как отмечают организаторы, в этом году проведение Грушинского фестиваля связано с тремя юбилейными датами: во-первых, сам фестиваль состоится в 45-й раз, во-вторых, 50 лет прошло с момента первого Грушинского слета в 1968 году, и наконец, организаторы решили посвятить праздник авторский песни еще одной знаменательной дате — 100-летию Всероссийского ленинского коммунистического союза молодежи – организации, которая внесла большой вклад в сохранение и возрождение праздника авторской песни на самарской земле.

Организаторы отметили также, что за всю 50-летнюю историю фестиваля впервые переносятся сроки его проведения. На Мастрюковских озерах любители авторской песни соберутся не как обычно – в первый выходной июль, а во второй выходной август – с 9 по 12 число .

Основными задачами организаторы фестиваля по-прежнему считают сохранение памяти о подвиге Валерия Грушина, воспитание молодого поколения на примере этого героического поступка, поддержку и развитие самобытного уникального явления российской культуры – самодеятельной авторской песни и поэзии, сохранение лучших образцов самодеятельной авторской песни и образцов её исполнения, поощрение и продвижение новых талантливых авторов и исполнителей.

Как отметил президент клуба авторской песни им. В. Грушина Борис Рафаилович Кейльман: «Столько лет фестиваль не теряет своей популярности и каждый год обретает новую аудиторию благодаря особой атмосфере, которая царит на Грушинской поляне, когда со всего мира съезжаются любители авторской песни».

Организаторы фестиваля бережно сохраняют его традиции, и в то же время каждый новый слет не похож на предыдущий. В этом году акцент будет сделан на представителей молодого поколения. Из 60 официально приглашенных исполнителей – молодые таланты.

Всего же в фестивале примут участие не менее 200 авторов-исполнителей.

В день торжественного открытия фестиваля на главной сцене выступит оркестр из ста гитар. Участниками необычного творческого коллектива станут ученики и выпускники музыкальных школ Самары по классу гитары.

Еще одним сюрпризом организаторов будет приглашение Самарского городского симфонического оркестра, который пройдет по тропам фестиваля и пригласит гостей на церемонию открытия. Впервые в 2018 году на Грушинской поляне пройдет конкурс лагерей, организацию которого возьмут на себя «комсомольцы».

Найдет свое отражение и тема проведения в России Чемпионата мира по футболу 2018. На фестивальной поляне состоится матч «Сборная фестиваля – сборная мира», в котором, в частности, примут участие Олег Митяев и Ромарио.

На празднике также планируют организовать чествование 3,5-миллионого гостя фестиваля.

Охрану порядка на фестивальной поляне будут ежедневно обеспечивать 200 полицейских, в период проведения главного ночного концерта на горе число сотрудников правопорядка будет увеличено до 400 человек.

Во время фестиваля, как и прежде, запрещается продажа алкогольных напитков, пива и пивных напитков (кроме предприятий, оказывающих услуги общественного питания), пиротехнических изделий, прохладительных напитков в стеклянной и жестяной таре, лазерных указок. Запрещается использование звукоусиливающей аппаратуры и музыки, не соответствующей музыкальному формату проводимого фестиваля.

В связи с ограничением въезда на фестивальную поляну в период демонтажа оборудования Форума «iВолга — 2018» въезд на поляну начнется только с 8 августа. Билеты на въезд транспорта вводятся в связи с ограниченным количеством мест для парковки и необходимостью обеспечения антитеррористических мероприятий, безопасности фестиваля на территории лесного фонда. Стоимость билета на въезд и неохраняемую парковку составляет 1000 рублей. С 15 июля начнется продажа билетов он-лайн на сайте клуба имени Грушина.

С подробностями о подготовке к проведению фестиваля, а также с его полной программой можно ознакомиться на сайте Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина: grushinka.ru/.

Аккредитация СМИ на фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина проводится Клубом авторской песни совместно с департаментом информационной политики Администрации Губернатора Самарской области в пресс-центре фестиваля с 9 по 12 августа.

Правительство Самарской области

На Грушинском фестивале

Без сомнения, Грушинский фестиваль – один из самых известных брендов Самарской области. И является таковым совершенно не случайно. Первый Грушинский прошел в 1968 г. На год раньше знаменитого "Вудстока". И, в отличие от "Вудстока", он повторился не однократно, а проводится ежегодно.

В первом фестивале участвовало около 600 человек. Его организовали в память о студенте Куйбышевского авиационного института и участнике трио "Поющие бобры" Валерии Грушине. Идея фестиваля отражала главные увлечения погибшего студента: авторскую песню и туристические походы.

В первом фестивале, прошедшем в Жигулях, участвовало около 600 человек. Проводился он в память о студенте Куйбышевского авиационного института и участнике трио "Поющие Бобры" Валерии Грушине . Валерий погиб в 1967 г. во время туристического похода по реке Уде, спасая тонущих начальника метеостанции и его детей. Через год друзья Валерия устроили фестиваль, идея которого отражала главные увлечения погибшего студента - авторскую песню и туристические походы. Так главными узнаваемыми приметами Грушинского фестиваля стали роскошная волжская природа и песни под гитару.

К VI фестивалю число посетителей выросло до 15 тысяч человек, сделав его поистине беспрецедентным явлением в истории культуры СССР. А уже к 1979 г. Грушинский достиг 100-тысячного рубежа. На следующий год должен был пройти XIII фестиваль. Но когда все уже было готово, а гости начали собираться на фестивальную поляну, власти запретили фестиваль. До 1986 г. самый массовый в стране на то время слет любителей авторской песни проводился в полуподпольных условиях. Только во время перестройки организаторам все же удалось провести фестиваль снова. До 2006 г. число участников и посетителей фестиваля неуклонно росло. На XXXIII фестиваль приехало более 200 тысяч любителей авторской песни.

Грушинский - это не только концерты на многочисленных больших и маленьких сценах, но и конкурс песен, в котором может поучаствовать любой желающий. Именно здесь открываются новые имена в авторской песне. Есть даже специальные сцены для детей, которым прививают любовь к музыке с самого нежного возраста. В разные годы лауреатами фестиваля становились такие нынешние величины бардовской песни, как Олег Митяев , Владимир Ланцберг , Александр Дольский ...

Один из главных символов Грушинского фестиваля - плавучая сцена в форме гитары, которая впервые появилась в 1970 г. Именно здесь проходят главные заключительные концерты Грушинского. За прошедшие 40 лет на "гитаре" выступили практически все наиболее заметные представители авторской песни разных поколений: Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Клячкин, Вероника Долина, Олег Митяев, Андрей Козловский, Тимур Шао в .

К 1979 г. Грушинский достиг 100-тысячного рубежа. Но XIII фестиваль власти запретили. До 1986 г. самый массовый на то время фестиваль страны находился в полуподпольном статусе. Только на волне "перестройки" организаторам удалось провести его снова. На XXXIII фестиваль приехали около 200 тысяч любителей авторской песни.

Кроме собственно авторской песни, на Грушинских фестивалях можно услышать артистов смежных жанров, в творчестве которых немалую роль играет текстовая составляющая. Частыми гостями здесь являются, например, Юрий Шевчук, Герберт Моралес, Сергей Калугин . Находится место и инструментальным виртуозам - джазовому гитаристу Ивану Смирнову , балалаечнику Алексею Архиповскому , исполнителю русского фольклора Сергею Старостину , духовику Сергею Клевенскому , мастеру губной гармошки Владимиру Кожекину . Одним словом, формат фестивалей вышел далеко за пределы туристических песен у костра под гитару. Но и о корнях фестиваля здесь не забывают, чтя традиции первых Грушинских. Кроме того, на Грушинские любят приезжать знаменитости, казалось бы, не имеющие прямого отношения к музыке: поэт Евгений Евтушенко , телеведущий и знаток Борис Бурда , космонавт Георгий Гречко .

Грушинский фестиваль - не только праздник музыки и походной романтики, но и прекрасный повод пожить несколько дней на природе в самом красивом течении Волги - среднем. И с берегов великой реки, и с Мастрюковских озер, и с Федоровских лугов открываются прекрасные виды на Жигулевские горы - высшие точки средней полосы России. Да и левый берег Волги, на котором проводятся фестивали, также довольно горист. С этим связано традиционное приключение гостей фестиваля, прибывающих на классическом "грушинском" виде транспорта - электричках: спуск и подъем на гору, под которой проходят фестивали. Кроме того, горы, под которыми находятся фестивальные поляны, зачастую используются как естественные трибуны.