Каменная вуаль. История и этнология

Какая тонкая работа, ведь вуаль настолько естественно смотрится, что кажется при малейшем дуновении ткань начнет шевелится.

Было несколько скульпторов, которые настолько мастерски передавали впечатление тончайшей ткани, что поражаешься - как это сделано?

Однако... Техника вуалей в скульптуре известна еще со времен Древней Греции.

Терракотовая голова женщины в покрывале, Кипр, 2 - 1 век до н.э.

Терракотовая голова женщины в покрывале, 4 век до н.э.

Древняя Греция, 4 век до н.э. Метрополитен музей.

Древняя Греция, 3 - 2 век до н. э. Бронза.



"Христос под плащаницей"

Антонио Коррадини (Antonio Corradini, 6 сентября 1668, Эсте, Падуя - 29 июня 1752, Неаполь) и Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino, 1720 — 1793) объединяет XVIII век, профессия — они оба итальянские скульпторы, и произведение "Христос под плащаницей", созданное по заказу Раймондо де Сангро (седьмого князя Сан-Северо) для капеллы Сан-Северо в Неаполе.

Первоначально князь поручил работу Антонио Коррадини, но тот успел изготовить только глиняную модель (хранится в музее Чертоза Сан-Мартино). После смерти Коррадини князь Раймондо доверил завершение работы молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино.

Санмартино сохранил основную особенность первоначального замысла — тончайшее мраморное полотно.
Князь Раймондо предполагал поместить "Христа под плащаницей" не в самой капелле, а под ней — в крипте, где скульптура Санмартино должна была по замыслу князя подсвечиваться особым изобретённым им «вечным светом».


Антонио Коррадини, «Сара»

Антонио Коррадини

По большей части работал на венецианских заказчиков. Его скульптуры находятся на площадях и в парках, соборах и музеях Эсте, Венеции, Рима, Вены, Гурка, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги, Неаполя, где он по заказу Раймондо де Сангро работал над украшением капеллы Сан-Северо. Начатое им в капелле изваяние Христос под плащаницей (успел изготовить лишь глиняную модель) исполнил молодой и безвестный тогда неаполитанский скульптор Джузеппе Санмартино.


«Чистота»
Antonio Corradini, Bust of a Veiled Woman (Puritas) 1717/ 1725 Marble Museo del Settecento Veneziano, Ca" Rezzonico, Venice


«Целомудрие», Неаполь, капелла Сан-Северо.

Статуя «Целомудрие» (Pudizia) представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690 — 1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов.

"Дама под вуалью"


"Девушка под вуалью"

Бюст "Девушка под вуалью" (каррарский мрамор) - фрагмент знаменитой статуи "Вера" скульптора Антонио Коррадини (1688-1752), купленной для коллекции Петра Великого в Венеции С.Рагузинским за "100 золотых дукатов". Находилась в Летнем саду до конца XVIII века, затем - в Георгиевском зале Зимнего дворца, где пострадала в пожаре 1837 года. Верхняя часть статуи после реставрации помещена А.И.Штакеншнейдером во Внутренний садик Царицыного павильона в Петергофе.

Джузеппе Саммартино


Джузеппе Санмартино. "Христос под плащаницей"

Джузеппе Саммартино (1720-1793) - итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики.

Первая датированная работа — мраморная скульптура "Христос под плащаницей" (1753), первоначально заказанная скульптору Антонио Коррадини, в капелле Сан-Северо.



Скульптура вызвала восхищение Антонио Кановы, который, по его словам, отдал бы десять лет жизни, чтобы стать автором такого произведения. Легенда гласит, что реальная вуаль окаменела.

Рафаэлло Монти



«Сон скорби и радость мечты». Рафаэлло Монти, Лондон, 1861.


«Ночь», 1862


«Истина»


«Весталка»

Мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти (1818-1881) в 1860 году.
Бюст выставлен в Minneapolis Institute of Arts, а для английской усадьбы Чатстворт скульптор сделал эту же весталку в полный рост.

Скульптура изображает покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня, символизирующего центр жизни — государства, города, дома. Считалось, что в любом огне имеется частица духа Весты.


«Черкешенка-рабыня» (1851)


Marble Bust of a Veiled Maiden Signed By Raffaello Monti

Джованни Страцца



"Дева Мария" из мрамора в исполнении Джованни Страцца (Giovanni Strazza (1818-1875)), середина XIX века.


Скульптурный бюст "Женщина в шляпе с вуалью". Мрамор. Западная Европа. Начало ХХ в.


Музей д"Орсе в Париже


«В прозрачной вуали», ХХ век. Элизабет Экройд. Музей Бэнкфилда, Великобритания.
Эффект не пропадает под любым углом и на любом расстоянии.


«Ундина, выходящая из воды», 1880. Ченси Бредли Ивс. Галерея Йельского университета, США.


Veiled Lady. Artist Rossi, Pietro. 1882

Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они выполнены настолько тонко, что некоторым современникам даже не верится, что делали их обычные, пусть и очень талантливые, мастера, обычными человеческими руками. Речь идет о скульптурах из мрамора, украшенных вуалью. Вуаль, разумеется, тоже мраморная.

Данные произведения настолько поражают изяществом и тонкостью работы, что даже всерьез приводятся в качестве аргументов некоторыми сторонниками «нетрадиционных» исторических теорий. В первую очередь это касается работ Рафаэля Монти. Однако, на данной стезе первопроходцем был не он.

Первым скульптором, сумевшим создать ту самую мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини, родившийся в 1668-м году. Наиболее известной его скульптурой «под вуалью» является «Целомудрие», 1752-го года, находящаяся ныне в Неаполе, в Капелле Сан-Северо.

Можно заметить, что в этой же Капелле находится другая скульптура, не менее удивительная — «Избавление от чар», которую Франческо Квироло закончил в 1757-м. Хоть она и не имеет отношения к «мраморным вуалям», тем не менее, воображение поражает не менее — просто уму не постижимо, как можно было вручную создать подобный шедевр.

Впрочем, возвращаясь к теме нашего материала — авторству Коррадини принадлежит еще несколько бюстов, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали», а за созданием очередного произведения искусства с подобных эффектом, Антонио настигла смерть.

Мастер как раз приступил к выполнению заказа Раймондо де Сангро, князя Сан-Северо, однако он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, ныне известной как «Христос под плащаницей». Удача столь своеобразным образом улыбнулась другому неаполитанскому скульптору, Джузеппе Саммартино, имя которого прославилось благодаря именно этой работе. Он несколько изменил первоначальные замысли Коррадини, однако суть оставил неизменной.

Сам образ Христа, символизм композиционных элементов и та самая удивительная мраморная вуаль — все это превратило данное произведение искусства в нетленный шедевр, величайший из тех, что хранит Капелла князей Сан-Северо. Удивительно, но ничего даже приблизительно равного по величию Джузеппе Саммартино так более никогда и не создал.

Практически целый век скульпторы не обращались к сложнейшему и, вместе с тем, эффектнейшему приему «мраморной вуали». «По мелочи» в середине XIX века отличился Джованни Страцца, изваяв бюст Девы Марии, с применением того самого эффекта. Другая подобная скульптура примерного того же периода — «Ребекка под вуалью», скульптор — Джованни Мария Бенцони. Удивительно, но других подобных работ скульпторов не сохранилось, да и сами скульпторы особой славы не снискали.

Однако, другой итальянский скульптор, Рафаэль Монти, волею судеб оказавшийся в Англии, все-таки вернул моду на мраморную вуаль, если так можно выразиться. Кроме того, именно он описал технологический процесс создания подобных скульптур, который, надо полагать, узнал еще на родине, в Италии, а позже успешно применил в Англии.

Суть оказалась проста — Монти использовал особый материал. Он подбирал мрамор с необычной структурой, двухслойный. Верхний слой был более прозрачен, нижний — более плотный. Эффект вуали достигался за счет тончайшей обработки, в результате которой из верхнего слоя мрамора получалась та самая «прозрачная» вуаль — настолько тонкий слой материала оставался.

Сложность данной техники в условиях, когда все делается вручную — попробуйте себе представить. Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

В XX веке такие скульпторы, как Элизабет Экройд или Кевин Френсис Грей также обращались к эффекту мраморной вуали, но современные технологии, появившееся многообразие инструментов и доступ к профильной информации не позволяют поставить их работы в один ряд с произведениями мастеров предыдущих столетий, которые создавали свои шедевры фактически вручную.

Если задуматься, титаническая сложность работ, мирно пылящихся ныне в Капелле Сан-Северо, волей-неволей наталкивает на мысли, что мы определенно чего-то все-таки не знаем о тех людях, которые создавали эти гениальные скульптуры, и тех условиях, в которых они творили. Вот и остается лишь наслаждаться их красотой и удивляться мастерству, с которым они созданы, проникаясь уважением к человеческой натуре и способности создавать нечто прекрасное.

Неаполь - это самый настоящий остров сокровищ. В дебрях средневековых улочек, в зарослях колон, в подземельях монастырей спрятаны подлинные произведения искусства. Посещение только одной небольшой Капеллы Сан Северо убеждает нас в том, что неаполитанские скульпторы ничуть не уступали в степени мастерства и таланта своим римским и флорентийским коллегам. Даже самый искушенный ценитель прекрасного будет поражен гениальностью доселе неизвестных ему мастеров.

В своем первоначальном виде Капелла была построена в 1590 году, как частная капелла и усыпальница знатной семьи, носившей титул князей Сан-Северо. Свой окончательный вид капелла приобрела в 1749 - 1767 годах в результате реконструкции, предпринятой Раймондо де Сангро, седьмым князем Сан-Северо.

Князь Раймондо был одной из самых знаменитых и загадочных личностей своего времени - интеллектуал-энциклопедист, изобретатель, ученый, философ, алхимик, масон, еретик. Он оставил потомкам множество полезных изобретений (одно из них - цветное книгопечатание). Но главное детище всей его жизни – это архитектурный шедевр, в который он превратил семейную усыпальницу - капелла Сан Северо. Князь Раймондо, будучи одновременно и заказчиком и автором архитектурного проекта, продумал каждую деталь. Ни один из художников, одновременно работавших над его заказами, не знал общего замысла. В результате капелла Сан-Северо приобрела вид законченного, продуманного в целом и мелочах, единого произведения искусства, отразившего широкие познания и масонские убеждения своего создателя.

Зайдя в Капеллу, вы чувствуете, будто находитесь внутри драгоценной шкатулки - ваш взгляд скользит по кругу, так как принц постарался соединить всю композицию потолка со стенами, стены с полом. Это всё как единая и взаимосвязанная картина.

Как и положено семейной усыпальнице, Капелла содержит многочисленные мраморные надгробия, представляющие собой аллегории различных
добродетелей. Немного освоившись в этом насыщенном пространстве взгляд начинает останавливаться на отдельных шедеврах.

«Христос под плащаницей»

Самое известное из произведений, хранящихся в капелле - скульптура «Христос под плащаницей» (1753 год).
Князь Раймондо поручил работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.

Наш взгляд приковывает тончайшее, как бы воздушное мраморное полотно. Плащаница полностью покрывает, но не скрывает тело, только что снятое с креста. Через складки наброшенного полотна мы видим пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу - ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

Рядом с Телом Христа лежат орудия его Страстей, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей - терновый венец, клещи, гвозди. Но одновременно с этим, Тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки: не нужно быть знатоком евангелия, чтобы заметить в этом явную неправдоподобность. Однако все не случайно. Здесь скрыто напоминание об общей участи всех людей - некогда умереть и так же лежать на смертном одре.

Скульптура «Христос под плащаницей» является признанным шедевром барочного искусства, вызывающим восторг у многочисленных посетителей. Даже великий Антонио Канова сказал, что готов отдать десять лет жизни, чтобы стать автором этого произведения.

Среди других самых известных произведения искусства в Капелле Сан Северо - памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия.

"Целомудрие"

Кто эта женщина, чье обнаженное тело просвечивается через прозрачную кисею из мрамора, приковывая наш деликатно смущенный взгляд? Согласитесь, что она не выглядит ни распущенной, ни доступной. Она эротична и скромна одновременно. Я бы назвала эту скульптуру «Притворная скромность эротизма». Однако автор нам подготовил сюрприз, разрушая привычные ассоциации связанные с обнаженным телом. «Целомудрие» - так называется эта скульптура. Может быть еще более шокирующим является тот факт, что статуя «Целомудрие» выполненая Антонио Коррадини представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани, матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов. Для князя Раймондо, который никогда не знал женщины, подарившей ему жизнь, мать представлялась воплощением совершенства и добродетели.

Антонио Коррадини, неоднократно изображавший до этого людей, закутанных вуалью или тканью, достиг здесь вершины своего творчества. Ткань, как будто став влажной от масляных испарений светильника, элегантно и естественно облегает женское тело. Ткань настолько тонка, что подобна невесомой паутине, и должна поддерживаться на фигуре с помощью пояса из роз.

"Избавление от чар"

Ещё более сложной аллегорией является памятник отцу князя Раймондо - Антонио де Сангро. Итальянское название этого монумента Disinganno переводится на русский как «Избавление от чар». Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника.

Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть - символ греха.

Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь - символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума. Ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти. Писание, открытое к зрителю, содержит библейские цитаты. Столь неожиданный вариант памятника священнику, целый ряд масонских символов (глобус, пламя у чела), подбор библейских цитат выдают масонские взгляды князя Раймондо.

«Избавление от чар» выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски.

Под капеллой находится крипта, которая по планам Раймондо де Сангро должна была использоваться в качестве усыпальницы последующих поколений семьи. По неизвестным причинам этот проект не был реализован.

В крипте, в двух стеклянных витринах, выставлены в вертикальном положении мумифицированные тела мужчины и женщины. Кровеносная система (сердце, артерии, вены) сохраняются неповреждёнными в течение более двух столетий. До настоящего времени нет удовлетворительного объяснения способа, которым была достигнута сохранность этих тел. Более того, анатомия во времена князя Раймондо не имела столь чёткого представления о строении кровеносной системы человека. Неаполитанские легенды гласят, что князь таким образом сохранил тела двух своих слуг. Перед смертью их якобы напоили таинственной жидкостью, под действием которой их артерии и вены окаменели.

Во время работы над реконструкцией капеллы, князь Сан Северо вступил в «братство свободных каменщиков». Более того, пройдя все иерархические ступени масонства, он стал Великим Магистром всех лож Неаполя. В капелле можно найти многочисленные признаки масонских убеждений князя. В 1751 года масонство было упразднено неаполитанским королем, в связи с буллой Папы, отлучающей масонов от церкви. Однако год спустя, князь Раймондо все же был отлучен от церкви за опасные еретические мысли, высказанные им в одной из его книг.

Капелла Сан Северо, возможно лучше всего отражает сложный интеллектуальный и духовный мир князя Раймондо. Но это не единственное, что он оставил потомкам. Его интерес к науке нашел практическое воплощение в его изобретениях, таких как:

    ружьё, работавшее как на порохе, так и на сжатом воздухе,

    лёгкая пушка, по дальности выстрела превосходившая существовавшие артиллерийские орудия,

    гидравлический насос, позволявший накачивать воду на любую требуемую высоту,

    тонкая водонепроницаемая ткань,

    экипаж-амфибия, перемещавшийся по суше и воде,

    «вечный свет» (предположительно на основе фосфоресценции),

    метод цветной печати.

Капелла Сан Северо стала самым важным творением князя Раймондо де Сангро. Князь лично руководил строительством, приглашал художников и скульпторов, выбирал темы для художественных произведений.

Раймондо де Сангро, седьмой князь Сан-Северо - один из самых образованных людей своего времени. Он воспитывался в коллегии иезуитов в Риме, где изучал литературу, философию, юриспруденцию, пиротехнику, гидротехнику и химию.
Помимо современных языков князь Раймондо знал санскрит, иврит и древнегреческий. Папа Климент XII по просьбе князя официально позволил ему читать запрещённые книги. Увлечение последними привело Раймондо в ряды масонов.

Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они
выполнены настолько тонко, что некоторым современникам даже не верится, что делали их обычные,
пусть и очень талантливые, мастера, обычными человеческими руками. Речь идет о скульптурах
из мрамора, украшенных вуалью. Вуаль, разумеется, тоже мраморная.

Данные произведения настолько поражают изяществом и тонкостью работы, что даже всерьез приводятся
в качестве аргументов некоторыми сторонниками «нетрадиционных» исторических теорий. В первую
очередь это касается работ Рафаэля Монти. Однако, на данной стезе первопроходцем был не он.

Первым скульптором, сумевшим создать ту самую мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио
Коррадини, родившийся в 1668-м году. Наиболее известной его скульптурой «под вуалью» является
«Целомудрие», 1752-го года, находящаяся ныне в Неаполе, в Капелле Сан-Северо.

Можно заметить, что в этой же Капелле находится другая скульптура, не менее удивительная — «Избавление
от чар», которую Франческо Квироло закончил в 1757-м. Хоть она и не имеет отношения к «мраморным
вуалям», тем не менее, воображение поражает не менее — просто уму не постижимо, как можно было вручную
создать подобный шедевр.


Авторству Коррадини принадлежит еще несколько бюстов, выполненных с использованием все той же техники
«мраморной вуали», а за созданием очередного произведения искусства с подобных эффектом, Антонио
настигла смерть.

Мастер как раз приступил к выполнению заказа Раймондо де Сангро, князя Сан-Северо, однако он успел
создать лишь глиняный макет скульптуры, ныне известной как «Христос под плащаницей». Удача столь
своеобразным образом улыбнулась другому неаполитанскому скульптору, Джузеппе Саммартино, имя которого
прославилось благодаря именно этой работе. Он несколько изменил первоначальные замысли Коррадини,
однако суть оставил неизменной.

Сам образ Христа, символизм композиционных элементов и та самая удивительная мраморная вуаль — все
это превратило данное произведение искусства в нетленный шедевр, величайший из тех, что хранит
Капелла князей Сан-Северо. Удивительно, но ничего даже приблизительно равного по величию Джузеппе
Саммартино так более никогда и не создал.


Практически целый век скульпторы не обращались к сложнейшему и, вместе с тем, эффектнейшему приему
«мраморной вуали». «По мелочи» в середине XIX века отличился Джованни Страцца, изваяв бюст Девы
Марии, с применением того самого эффекта. Другая подобная скульптура примерного того же периода
— «Ребекка под вуалью», скульптор — Джованни Мария Бенцони. Удивительно, но других подобных работ
скульпторов не сохранилось, да и сами скульпторы особой славы не снискали.


Однако, другой итальянский скульптор, Рафаэль Монти, волею судеб оказавшийся в Англии, все-таки
вернул моду на мраморную вуаль, если так можно выразиться. Кроме того, именно он описал
технологический процесс создания подобных скульптур, который, надо полагать, узнал еще на родине,
в Италии, а позже успешно применил в Англии.

Суть оказалась проста — Монти использовал особый материал. Он подбирал мрамор с необычной структурой,
двухслойный. Верхний слой был более прозрачен, нижний — более плотный. Эффект вуали достигался за
счет тончайшей обработки, в результате которой из верхнего слоя мрамора получалась та самая
«прозрачная» вуаль — настолько тонкий слой материала оставался.

Сложность данной техники в условиях, когда все делается вручную — попробуйте себе представить. Более
ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала
и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.


В XX веке такие скульпторы, как Элизабет Экройд или Кевин Френсис Грей также обращались к эффекту
мраморной вуали, но современные технологии, появившееся многообразие инструментов и доступ к
профильной информации не позволяют поставить их работы в один ряд с произведениями мастеров
предыдущих столетий, которые создавали свои шедевры фактически вручную.

Если задуматься, титаническая сложность работ, мирно пылящихся ныне в Капелле Сан-Северо, волей-неволей
наталкивает на мысли, что мы определенно чего-то все-таки не знаем о тех людях, которые создавали эти
гениальные скульптуры, и тех условиях, в которых они творили. Вот и остается лишь наслаждаться их
красотой и удивляться мастерству, с которым они созданы, проникаясь уважением к человеческой натуре
и способности создавать нечто прекрасное.



«Мраморная вуаль». Дева Мария из мрамора в исполнении Джованни Страцца. Середина XIX века.

Вообще удивительных работ старых мастеров очень много. Вот еще парочка для примера под катом:

Статуя «Целомудрие» Антонио Коррадини. Мрамор. 1752 год. Капелла Сан-Северо в Неаполе. Скульптура представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной.

Скульптура «Похищение Прозерпины». Мрамор. Высота 295 см. Галерея Боргезе, Рим. Лоренцо Бернини создал этот шедевр, когда ему было 23 года. В 1621 году. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск».

Кто-нибудь сможет объяснить как возможно изготовить эту сеть из камня?

Ещё более сложной аллегорией является памятник (отцу князя Раймондо - Антонио де Сангро (1685-1757). Итальянское название этого монумента Disinganno часто переводится на русский как «Разочарование», но не в нынешнем общепринятом значении, а в церковнославянском - «Избавление от чар » (Капелла Сан Северо,в Неаполе)

«Избавление от чар» (после 1757 года) выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски.

***********************

Подобных, почти современных работ (конец XIXв.) множество. Восхищает то, что многие углы в элементах сделать долотом, дрелью и шлиф.машинкой невозможно. Обязательно должен встречаться скол, брак и т.д. Но его нет! Статуи сделаны идеально!

Bust of a Veiled Woman (Puritas) 1717 - 1725
Museo del Settecento Veneziano, Ca" Rezzonico, Venice, Italy
Sculpture, Marble
Done by Antonio Corradini

Veiled Woman (Puritas)

Antonio Corradini

Giuseppe Sanmartino, one of the most famous sculptor of his time, which masterpiece, Il Cristo Velato, is hosted by Sansevero Chapel, the legend says that a real veil was petrified thanks to alchemical processes.

"Сон скорби и радость мечты"
Made in London by Raffaelle Monti, 1861

The Sleep Of Sorrow And The Dream Of Joy By Raffaelle Monti

Эта вылеплена как буд-то из глины...

Giovanni Battista Lombardi (1823–1880): Veiled Woman, 1869.

Stefano Maderno 1576-1636

Еще несколько работ:

Оригинал взят у gallika в Интермедия. Девочка в Воронцовском дворце

Вам когда-нибудь встречались такие статуи? С живыми блестящими глазами и шелковистыми бровями?

С одеждой, на которой видны не только кружева, но и швы, и фактура ткани. С телом, на котором складочки и оспинки. А говорят, что при ближайшем рассмотрении есть и поры...

Это "Девочка" итальянского скульптора Квинтиллиана Корбеллини, начало XIX века. Она стоит в Зимнем саду дворца графа Воронцова в Алупке. И действительно является его сокровищем.

Первый взгляд на нее дает совсем иное впечатление. Да, неплохо, живое лицо, игривая поза, платье фривольно, не по возрасту приспущено с только намечающейся груди.

Но стоит вглядеться... Господи! Она же настоящая!

И уже не столько филигрань кружев, сколько складочки и морщинки на коленях привлекают внимание.

Припухлые младенческие ножки с грязными пальчиками.

Поза поймана в движении, неустойчивая такая.

Швы на ткани!

Нежное, детское, но в то же время игривое лицо...

И недетский ракурс.

Но ткань!

Фактура, складки, швы! Как это возможно?

С другой стороны.

Оспинка над локтем.

Незабываемо живая.

Вот такую девочку во всей ее прелести я и хотела вам показать. Вы верите, что такое бывает?